FantLab ru

Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.64
Голосов:
6746
Моя оценка:
-

подробнее

Неукротимая планета

Deathworld

Другие названия: Мир смерти

Роман, год; цикл «Мир Смерти»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 374
Аннотация:

В отеле на планете Кассилия, профессиональный игрок Язон динАльт получает предложение, от которого не может отказаться... Ситуация развивается таким образом, что вскоре он оказывается на планете Пирр — планете, где колонисты ведут жесточайшую борьбу с животным и растительным миром этой планеты. Борьбу не на жизнь, а на смерть...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Первая публикация: журнал «Astounding Science Fiction», с января по май 1960 г. (в сокращении). Перевод Л. Жданова выполнен с книжного издания.

• На русском языке под названием «Мир смерти» роман опубликован в изданиях «Мир смерти» (1996) и в журнале «Кентавр № 1» 1996 г.


Входит в:

— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 24. Альфред Бестер. Гарри Гаррисон. Романы», 1972 г.

— журнал «Вокруг света 1972'05», 1972 г.

— журнал «Вокруг света 1972'06», 1972 г.

— журнал «Вокруг света 1972'07», 1972 г.

— журнал «Вокруг света 1972'08», 1972 г.

— журнал «Вокруг света 1972'09», 1972 г.

— антологию «Гарри Гаррисон, Роберт Шекли. Сборник научно-фантастических произведений», 1987 г.

— журнал «Кентавр», № 1», 1991 г.

— антологию «Американская фантастика», 1991 г.

— антологию «Зарубежная фантастика.Выпуск 1», 1991 г.

— антологию «Нортон Эндрю. Саргассы в космосе; Гаррисон Гарри. Неукротимая планета», 1991 г.

— журнал «Сокол №3, 1991», 1991 г.

— антологию «Билет на планету Транай», 1992 г.

— антологию «Зарубежная фантастика. Том 1», 1992 г.

— антологию «Гарри Гаррисон; Артур Конан Дойл; Артур Порджес», 1993 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 4. С бластером против всех», 2003 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1961 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 24. Альфред Бестер, Гарри Гаррисон
1972 г.
Неукротимая планета
1978 г.
Г. Гаррисон. Р. Шекли
1987 г.
Мир смерти
1990 г.
Американская фантастика
1991 г.
Зарубежная фантастика. Выпуск 1
1991 г.
Нортон Эндрю. Саргассы в космосе; Гаррисон Гарри. Неукротимая планета
1991 г.
Мир смерти 1
1991 г.
Мир смерти. Книга 1.
1991 г.
Миры Гарри Гаррисона. Книга 1
1991 г.
Неукротимая планета
1991 г.
Неукротимая планета
1991 г.
Неукротимая планета
1991 г.
Неукротимая планета. Настольная игра
1991 г.
Смертные муки пришельца
1991 г.
Смертоносные миры
1991 г.
Смертоносный мир
1991 г.
Фантастическая сага
1991 г.
Билет на планету Транай
1992 г.
Зарубежная фантастика. Том 1
1992 г.
Мир смерти
1992 г.
Мир смерти
1992 г.
Неукротимая планета
1992 г.
Неукротимая планета. Фантастическая сага. Рассказы
1992 г.
Смертоносный мир
1992 г.
Гарри Гаррисон; Артур Конан Дойл; Артур Порджес
1993 г.
Смертоносные миры
1993 г.
Мир смерти
1996 г.
Мир смерти
1997 г.
Мир смерти
1997 г.
Мир смерти
1998 г.
Неукротимая планета
2001 г.
Неукротимая планета
2002 г.
Антология мировой фантастики. Том 4. С бластером против всех
2003 г.
Мир смерти
2003 г.
Неукротимая планета
2003 г.
Мир смерти
2005 г.
Мир Смерти
2007 г.
Неукротимая планета
2008 г.
Неукротимая планета
2009 г.
Запад Эдема
2010 г.
Неукротимая планета
2011 г.
Мир смерти
2014 г.
Мир смерти. Планета проклятых
2016 г.
Мир смерти
2018 г.

Периодика:

Вокруг света № 5, май 1972 г.
1972 г.
Вокруг света № 6, июнь 1972 г.
1972 г.
Вокруг света № 7, июль 1972 г.
1972 г.
Вокруг света № 8, август 1972 г.
1972 г.
Вокруг света № 9, сентябрь 1972 г.
1972 г.
Кентавр № 1
1991 г.
Сокол №3
1991 г.

Аудиокниги:

Неукротимая планета
2005 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Игроки, не умеющие владеть собой, долго не живут.»

К знакомству с творчеством американского писателя-фантаста Гарри Гаррисона я подошла в уже достаточно взрослом возрасте, прочитав к этому моменту уйму другой литературы. Поэтому думалось, что его произведение, написанное в середине прошлого столетия, будет невольно казаться тусклым и многочисленными моментами каждой главы напоминать другие книжные истории. При этом я абсолютно равнодушна к боевикам с перестрелками, погонями и драками, вне зависимости от того, в антураже какого мира они происходят. Я не люблю романы, львиная доля повествования которых состоит из диалогов, а сюжетные происшествия даже мало-мальски не поддержаны рассуждениями на важные этические вопросы людского существования. И, наконец, меня очень утомляют книги, до отказа забитые бесконечными судьбоносными поворотами, подстерегающими героев (а вместе с ними и читателей) на каждой странице. В связи с этим, ознакомившись с аннотацией, я открывала книгу с полной уверенностью в том, что она не произведет на меня должного впечатления. Как же я ошибалась! Роман Гаррисона с легкостью подтвердил свою литературную значимость для жанра научной фантастики и доказал, что есть произведения, которые сохраняют свое очарование и актуальность вне зависимости от эпох и сред обитания читателей.

«Мозг вывел человека из пещер и открыл ему путь к звездам. Если опять впереди мозга поставить мышцы, мы вернемся к пещерному уровню.»

Развитие сюжета романа начинается с того, как однажды Язон динАльт — игрок космического масштаба — под дулом пистолета получает предложение, от которого (по очевидным причинам) не может отказаться. Сорвать денежный куш и унести с ним ноги — на первый взгляд невероятно сложная задача оказалась пустяковой на фоне событий, которые приготовил нам автор в дальнейшем. Одна глава веселила необычной игрой в казино и неожиданными погонями/перестрелками. Другая — оглушала ревом двигателей космического корабля, вызывая удушливую перегрузку и обморок. Однако все самое интересное Гаррисон приберег для страниц, на которых мы попали в атмосферу необычной планеты, ужасающую своими прелестями. Местная жизнь здесь находилась во власти двойного тяготения, сумасшедших колебаний температур, вулканической активности гор и животно-растительных представителей, существование на одной территории с которыми для человека оказалось абсолютно несовместимо с жизнью. Гипертрофированные автором опасности планеты при всем своем грубоватом описании полноценно сыграли свою ужасающую роль для произведения. Тревога росла с каждой главой, а основной посыл всего происходящего стал понятен в середине повествования и нашел выводы основной своей морали лишь на заключительных строчках. Хочу отметить, что сумасшедшая динамика не была тошнотворной во многом благодаря очень легкому авторскому слогу и неунывающему главному герою.

«Все на свете поддается объяснению, надо только разобраться в фактах.»

Думаю, что даже скептически настроенный читатель с большой склонностью к критицизму не станет отрицать тот факт, что литературное дарование Гаррисона ушло далеко от графомании. Не могу назвать слог автора/переводчика идеальным для моего читательского вкуса, я все же люблю произведения с более красноречивым стилем. Однако надо отдать должное автору — роман написан простым для восприятия языком с идеальным балансом между диалогами, описаниями антуража и действиями. При этом он сумел в стилистически мертвый жанр прозы, коим для меня являлся боевик, вложить максимальную литературную яркость. Гаррисон рассказывал свою историю не только занимательно и складно, он это делал с отображением всемерной остроты происходящих событий, удивительная динамика которых не снижалась ни на одну главу. Мы еще не успели прийти в себя от побега с планеты и изнурительного космического перелета, как в стенку нашего контейнера вцепилась тварь, олицетворяющая квинтэссенцию смерти. Слепой страх, заставлявший сжиматься в комок и казавшийся иллюзорным спасением, был моим неотъемлемым спутником. Жизнерадостный герой и небольшой юмор, встречающийся в тексте, отлично добавляли контраст оптимизма в кажущуюся непреодолимой безнадегу. Я даже взяла себе на вооружение крылатую фразу, которая вызвала улыбку и показалась невероятно меткой во все времена для всех планет:

«Пожалуйста, подтверди свое превосходство над другими обитателями галактики, держи себя в руках и не разлагай меня на атомы.»

Прекрасным украшением романа оказался невероятно интересный главный герой. Он не клеймил позорным поведением страницы и представлял собой тот редкий сорт людей, которых можно смело назвать эмоциональными искателями приключений. Суровые условия смертельно опасной планеты задавали его образу привлекательную отчаянность с душой нараспашку. Одинокий воитель против полчищ планеты смерти, отважный чужепланетчик с живым умом, жизнь которого ежестрочно висела на тонкой цепочке догадок. Феноменальный авантюризм и умение засунуть голову в пасть самой кошмарной ситуации отлично камуфлировали самопожертвования во имя общества. Учитывая его натуру прожженного шулера, очень необычно было воспринимать авантюризм, неожиданно превратившийся в альтруизм. При этом все свои поступки он совершал без нытья и креста великомученика, а с азартом сумасшедшего игрока, поставившего на кон игры жизнь. Мне также очень понравилась краеугольная тема этого произведения, животрепещущая актуальность которой не померкнет во веки веков. Загадка планеты и ее жителей с инертным мышлением казалась замкнутым кругом, выйти из которого не представлялось никакой возможности. Однако полные оптимизма финальные строчки вселяли в сердца читателей надежду на то, что у обитателей планеты есть все шансы на будущее и мирное в нем сосуществование. Этот роман — начало пути героев, которое находит свое продолжение в других книгах цикла. С ними я тоже когда-нибудь обязательно познакомлюсь.

«Но ты прислушайся — слышишь овации на хорах? Это тебя приветствуют духи всех подонков, которые когда-либо бряцали оружием и кричали о пользе войны. Знай себе тверди старые фразы, которые губят людей, сколько существует человеческий род. «Трусливый мир» — это надо же! Мир означает отсутствие войны, прекращение военных действий. При чем тут трусость?»

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Надо сказать, Гарри Гаррисон — не совсем серьезный писатель. Это заметно уже по его фотографиям: хитроватый взгляд усатого дядьки намекает на невысказанную шутку или какой-то тайный прикол. К такому же выводу придет и читатель, который начнет знакомство с творчеством писателя со знаменитой серии романов о Цельнометаллической (Стальной) Крысе. Все авантюристы у старины Гарри также не прочь подшутить над своим ближним (и даже над самим читателем). Не стал исключением и Язон дин-Альт — герой цикла романов о Мире Смерти.

Он обычный игрок и вовсе не супермен или какой-нибудь там великий ученый, но часто сочетает в себе все названные качества. Под игрой он понимает не только те примитивные развлечения, что предлагает своим клиентам казино, а игру в широком смысле этого слова — вызов своей смелости, смекалке и даже чести, если хотите! Вся его жизнь — это Большая Игра, в которой ты либо получаешь главный приз, либо тебя банально списывают со всех счетов. Может, именно поэтому от такого персонажа всегда ожидаешь какой-нибудь шалости или даже глупости. Ну никак не получается относиться к нему серьезно! Взять хотя бы напыщенное имя главгероя — сам автор, наверное, весьма потешался, когда придумывал его.

Тем не менее, Язон дин-Альт всё же лишен того нелепого шутовства, что составляет основу характера Стальной Крысы. В «Мире Смерти» он предельно серьезен и сосредоточен, словно Шерлок Холмс, расследующий свое очередное дело. Романы этого цикла относятся к приключенческой фантастике, но по крайней мере в первой части присутствуют и детективные элементы: известный авантюрист ищет причину, по которой обычная планета Пирр превратилась вдруг в крайне недружелюбный для человека мир, где всё живое несет ему только смерть. Эта задача для автора важнее экзальтированных сцен сражений с различными монстрами. Другие бы на его месте отвели им первое место в сюжете, упиваясь разорванными телами и ужасным обликом пиррской флоры и фауны. Но Гарри недаром назвал планету именем римского полководца, который хоть и победил, но по большому счету всё же проиграл. Автор намекает, что эту войну не выиграть с помощью оружия и агрессии: по закону противодействия планета нанесет такой же по мощности ответный удар. Ресурсы у нее практически бесконечные, а вот людская колония ограничена во всех отношениях. Люди об этом не задумываются и самозабвенно истребляют себя, пока Язон дин-Альт не ставит их перед фактом, что за прошедшие годы их число уже почти сократилось вдвое. Единственная альтернатива — это перемирие, но пути к нему сокрыты не только за давностью лет, но и самой природой человека, несущей в себе угрозу всему внешнему миру. Убить этого демона, ох, как непросто...

Вот так, легко играя словами и понятиями, автор внедряет в сознание читателя одну из самых главных своих моралей: худой мир лучше доброй войны. Чтобы выжить, нужно уметь договариваться между собой. А для этого нужно говорить на понятном для собеседника языке. В первом «Мире Смерти» таким языком стали людские эмоции, которые коренные обитатели Пирра могли воспринимать напрямую. В реальной жизни писатель активно пропагандировал искусственный язык общения — эсперанто, на котором в США выходили все его романы о Стальной Крысе. Он наивно считал, что люди станут относиться друг к другу лучше, если будут больше общаться. К сожалению, это оказалось не так — печальный опыт интернетовских чатов хорошо известен каждому блогеру. Тем не менее, поблагодарим маэстро за смелую попытку. Как утверждает восточная мудрость, и великий путь, и обычная прогулка, начинаются с одного и того же первого шага.

-------

ИТОГ: развлекательный роман с интересным сюжетом и вполне серьезной моралью. Будет особо полезен молодому поколению и... современным политикам.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впервые «Неукротимую планету» прочитал лет эдак в 15. Сказать что был в восторге, это ничего не сказать. Да и от всего Гаррисона сходил с ума и читал запоями всё, что было уже переведено и можно было достать в те далекие юношеские годы.

Прошло почти 40 лет и случайно увидев знакомое название — захотелось перечитать, вспомнить, заново ощутить и оценить эффект и карму одного из лучших представителей боевой фантастики 60х — 90х годов XX века.

Ну что ж, Гаррисон остался Гаррисоном. Язык, динамика, красочность и сочность подачи, сюжет, мораль, все осталось в порядке даже спустя столько лет. Читать, представлять, сопереживать было также интересно как и 40 лет назад.

Да, безусловно, многое в оценке и восприятии с возрастом меняется, что то в лучшую сторону, что то в худшую, моменты, когда Язон обдумывая сказанное собеседником или растерянно семеня за Керком попутно расстреливает пару тварей не отвлекаясь от своих мыслей — сейчас выглядят смешно, нелепо и напоминают какое то бульварное чтиво, но во первых, таких наивных эпизодов, которые заставляют снисходительно улыбнуться с высоты прожитых лет и количества прочитанной художественной литературы мало, а во вторых, все они забываются и не мешают полному восприятию и оценке всего произведения как целого, полученному впечатлению и долгому послевкусию от прочитанного.

Гарри Гаррисон даже сегодня прекрасен и увлекателен. А Неукротимая планета — одна из лучших жемчужин его творчества.

К прочтению обязательно в любом возрасте!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Научно-фантастический роман «Неукротимая планета» американского писателя Гарри Гаррисона считается классикой боевой фантастики. Это произведение написано в 1960 году — в период максимального расцвета научной фантастики, и постепенного перехода от новаторских, нетореных идей Золотого века к количественному их осмыслению и углублению на новые смысловые пласты, где исследуется уже влияние научных открытий на самого человека. Жанр ветвится, расцветает поджанрами, подобно тропическому лесу.

Что же роман? Действие произведения разворачивается на дикой планете Пирр, кишащей различными агрессивными формами жизни. На планете есть человеческая колония, которая постоянно подвергается атакам хищников – с земли, воды, воздуха. Люди вынуждены находиться в постоянном напряжении – не проходит и минуты, чтобы на колонию не напало какое-нибудь чудовище. Наемник Язон динАльт вместе с компанией солдат удачи пребывает в этот мир Смерти, чтобы решить проблему. Легко сказать решить, но вопрос в том, как?

Сюжет построен как классическая приключенческая история про отчаянного парня, которому нечего терять. Попав в необычную систему координат, он как пришелец, которому со стороны виднее, что же здесь на самом деле творится, может взглянуть на проблему с нового ракурса. Центральный вопрос романа: почему флора и фауна постоянно нападает на людей, а те вынуждены защищаться всеми возможными способами и видами оружия? Жечь напалмом, кислотой, взрывчаткой, рикошетить пулями и лазерами, и еще десятками различных способов.

За этим непрерывным смертельным боем, в который вовлечены все Пирряне, никто из них не задумывается об одной простой вещи. О сущности агрессии. Почему одно живое существо нападет на другое – вот в чем вопрос, и ответив на него, мы сможем разгадать загадку этой неукротимой, дикой, но красивой планеты. Простое и элегантное решение проблемы лежит на поверхности и, как водится, его-то обнаружить сложнее всего: часто мы упрямо не видим то, что торчит прямо перед глазами, но кажется нам настолько привычным, что не принимается в счет.

Одним словом, «Неукротимая планета» — хоть и просто написанный, построенный на боевых сценах, но не лишенный интриги и определенной идеи роман в жанре боевой фантастики, открывающий цикл произведений Гаррисона о Мире Смерти и приключениях менталиста Язона динАльта. В который раз Гаррисон подобно многим своим коллегам поднимает проблему взаимодействия человека с миром иной жизни, и в который раз напоминает: именно от человека зависит исход любого контакта. Да, конечно, надо всегда помнить: здесь могут водиться тигры. Или что-то пострашнее.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Про что

У Язона динАльта есть деньги, миллионы денег, но его одолевает скука. К счастью, обстоятельства сводят его с крайне интересным и чрезвычайно смертоносным персонажем по имени Керк Пирр с чрезвычайно смертоносной, согласно рассказу Пирра, планеты Пирр, где абсолютно всё живое не только теоретически может, но и непрерывно старается убить обитателей этого мира. ДинАльт заинтригован повествованием и решает посетить планету.

Ах если бы пирряне умели говорить...

«Мир смерти» не то чтобы длинное произведение, но его вполне можно было бы сократить ещё как минимум на треть, если бы Керк Пирр, ознакомляя Язона со своим домом, упомянул о следующей детали: «Да, кстати, не думаю, что это важно, но так, забавный факт: в нашем мире живут люди — мы зовём их корчёвщиками — у которых в отличие от нас, обладающих всеми возможными видами вооружения, нет вообще ничего, вершины их технологий — это хижины и арбалеты, но каким-то образом им этого хватает, чтобы выживать на нашей активно старающейся сжить нас со свету планете. Уверен, что эта деталь никоим образом не поможет тебе понять хоть что-нибудь о месте, где мы живём» Если бы он об этом сказал, то роман мгновенно бы пришлось переводить к попытке динАльта наладить контакт с корчёвщиками, что радикально бы сократило повествование, поэтому Гаррисон решил сделать пиррян психопатами, готовыми убить главного героя за одного лишь произнесение вслух слова «корчёвщики», что, в свою очередь, позволило повествование растянуть, ибо динАльт был вынужден тратить время на исследовательско-детективную работу, посвященную планете и корчёвщикам.

Пирр — это не Земля

Одна из главных проблем Мира Смерти состоит в том, что из этого мира очень легко сбежать. Если есть космический корабль (а он есть), то можно просто улететь с Пирра и найти планету попроще.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это в буквальном смысле финал романа, где Язон динАльт предлагает пиррянам банально бросить Пирр, указывая на то, что во Вселенной полным-полно свободного места, и среди пиррян находятся согласившиеся. Но тогда в чём был смысл поиска Язоном решения проблем Пирра на протяжении всей книги, если он мог рекомендовать ровно то же самое в самом начале?

Парадоксально, но эта фантастическая история, где флора и фауна объединились и ополчились на колонистов, могла по-настоящему сработать только на Земле, где всё пространство уже сто раз поделено, бежать некуда и, если народу хочется сохранить государственность и право самостоятельно решать свою судьбу, то ему придётся остаться на том неблагодарном клочке территории, который ему достался, и сражаться за него либо искать некий компромисс. Что, собственно, и описывает историю почти всех конфликтов в человеческой истории.

Вердикт

Оно-то как бы достойно написано и читать интересно, но по итогу почему-то вызывает какое-то подспудное раздражение и перечитывать не тянет. 6/10.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читаю не первый раз, наверное, лет 10-20 назад уже сталкивался. Но не помню, какое впечатление было от «Неукротимой». Так что читал как с нуля. Однако сейчас, будучи уже зрелым, книга показалась до ужаса простой и даже примитивной. По меркам 2019 года тут прям праздник стереотипов и штампов на каждой странице.

Все подается слишком просто, если ружье уж и висит, то оно и стреляет тут же, а не где-то там в конце. Герои не сидят ни минуты в покое: отстрелялись, побежали, подрались, полетели на другую планету, сбежали, открыли тайну мира... и т.д. С одной стороны постоянно идет экшен, с другой — ну он слишком незамысловатый и предсказуемый, поэтому не очень-то и развлекает. Ну и герои как-то выглядят картонно, когда им не нужно спать, есть, искать приют и безопасное место, а все проблемы решаются мгновенно. Стоит только задуматься на минуту — Эврика! Готово! Да персонажи, честно, и без этого какие-то НПС: я злой мужик, я крутая телка, я суровый, а я молчаливый...

«Я начальник, важный, сильный и грозный, меня все слушаются, что ты там говоришь, впервые увиденный мной мошенник? О, да! Я тут же верю тебе! Но заткнись, мы сделаем все по моему плану! Ох, не вышло... Это все ты виноват! Сволочь! И зачем я тебя послушал?! УБИТЬ! УБИТЬ! УБИТЬ!» Ну не для 2020 года чтиво такое :) После каких-нибудь «Цветов для Э́лджернона» или «Дверь в лето» «Неукротимая планета» — как детская раскраска.

К сожалению, можно констатировать, что для уже взрослого человека книга не смогла предложить ничего нового и интересного.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это первое произведение Гарри Гаррисона прочтенное мной.

Меня удивляет то что еще никто не додумался снять фильм по этой книге, а уж сериал можно было сезонов на 5-6 точно придумать. Конечно идеи книги мелькают в разных фильмах, в Аватаре что то есть и т.д.

Книга мне очень понравилась тут нет кота которого некоторые авторы очень любят тянуть за яйца дабы набить по больше текста. Интересно. динамично.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Можно было бы раскрыть тему с растениями на острове, мне вот интересно что это были за ретрансляторы такие, а не просто атомную бомбу на них

А вообще советую к прочтению

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй это самая лучшая фантастика. Мне нравиться, что упор здесь на сюжет, а не на описание технических штучек. Захватывающе. Идея живой планеты, которая борется с человеком актуальна и сейчас. Главный герой обаятельный, смелый и о нем приятно читать.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

“Неукротимая планета” – это крепкая классическая фантастика без прикрас. Очень простая и вместе с тем столь же увлекательная. Сегодня подобное уже вряд ли встретишь, ибо куда интересней описывать общую природу работы фантастичного мира, чем фокусироваться на сюжете и героях. Однако Гарри Гаррисон за то и классик жанра, что своими текстами брал сразу “на абордаж”.

“Неукротимая планета” не хвастает пространность личностной вселенной и закрученностью сюжета. Роман подспудно говорит о своём богатом ЛОРе, который постепенно раскрывается читателю по мере продвижения по книге, однако толком полноценно так и не предстаёт. В этом есть задумка, смысл которой – сохранение интриги. Гаррисон лишь частично даёт осознать придуманный им мир. Для чего? Для сохранения интереса. Он даёт понять масштаб, чем заставляет проникнуться, почему заставляет вчитываться. Так ещё больше погружаешься в это необычное и, безусловно, опасное приключение. Чья опасность строго пропорциональна увлекательности.

И в рамках этого, что самое главное, Гаррисон умудряется преподнести свою задумку, основной Грааль романа, – героев и идеологию. Автор чётко напирает на антимилитаризм, что видно невооружённым глазом в его прямом, как вектор, сюжете и столь же простой истории о конфликте двух обществ на одной планете. Притом конфликт этот не только между социумами, но и между племенами и самой планетой, к которой каждое из этих обществ подходит по-своему, что даёт разворот для дискуссии о том, что истина не имманентна. Истина есть сочетание. Подобная философия, несмотря на то, что выражена она в простом повествовании, крайне глубока – на ум сразу же приходят идеи касательно тех же политических течений: социализм и капитализм, с их разными подходами к деньгам и людям. В каждом из этих политических и социальных векторов есть нечто, что неплохо было бы перенять параллельному собрату, дабы добиться наивысшего КПД в людском благоустройстве.

Под таким углом не трудно догадаться, что “Неукротимая планета” – это как таковая аллюзия на наш мир и его конфликты. Притом, что самое интересное, в дальнейшем мною будет выяснено, что такими предстают пред читателями все три книги основной трилогии, только тематики диалога с читателем в них разные. И это – однозначный показатель мастерства и широты познания. “Неукротимая планета” очень простая и вместе с тем, потому же, отличная книга. Она несёт тривиальные мысли, но выраженные в нетрудном и увлекательном ключе. Понятная и глубокая. Притом это не та глубина в сложности. Нет. Это самая чистая и откровенная глубинность мыслей и посылов. Прочесть обязательно.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Легкая , приключенческая фантастика. Серьезные, можно сказать философские вопросы поднимаются в ней не в ущерб динамике. Удались характеры, разных непохожих не только друг на друга, но часто и на современных людей героев. Интересный, запоминающийся мир, хотя его реалистичность и может вызывать серьезные вопросы.

Конечно любителями по настоящему глубокой философской фантастики, и твердой научной фантастике произведение может не понравится. Но всем остальным читать обязательно.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересное произведение. Оказалось не тем, чем казалось на первый взгляд. Первые главы с самого начала намекают на что-то лёгкое и непритязательное. Главный герой — жулик, обыгрывающий казино на разных планетах, ввязывается в особо сомнительную авантюру, где ему предлагают в кротчайшие сроки заработать большие деньги. Подобные сценарии изъезжены вдоль и поперёк и уже по одной завязке можно предположить все дальнейшие события и чем всё кончится. Но вот... авантюра заканчивается так же быстро, как и началась. И главный герой отправляется на Пирр — действительно неукротимую планету, которая всеми силами пытается избавиться от незваных гостей.

Собственно, с этого и начинается основной сюжет книги. Пирр, на мой взгляд, автору удался. Не будем касаться темы научности происходящего, эволюции экосистемы планеты и странных мутаций, правдоподобности телекинеза и психокинеза. Сконцентрируемся на том, что планета крайне агрессивна к отчаянно сопротивляющимся ей людям. Здесь каждая травинка, каждое дерево, каждая мелкая и большая тварь несут для человека смерть. И в это веришь. Действительно начинаешь сопереживать людям, которые лишь благодаря тяжёлым тренировкам и собственной силе воли, ещё не проиграли битву.

Удались и персонажи. Их немного и они достаточно просты, но ты понимаешь их действия, их ход мыслей. Это касается как самого главного героя, так и других персонажей. Единственное, что меня смутило: то, что главный герой постоянно забывает про свои навыки телекинеза.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я понимаю, что было до того, как он попал к «корчёвщикам». Он всегда использовал свои способности только для жульничества в играх. Он даже не думал о том, что их можно использовать для чего-то ещё. Но потом, когда он узнал о настоящих возможностях телекинеза — он так и продолжил постоянно забывать им пользоваться.

Концовка тоже оставила лишь положительные впечатления.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лично я ожидал один из двух вариантов:

1. Герой сумеет «подружить» пиррян между собой и с их с природой планеты. Наконец, закончится война и установится мир.

2. Ничего не выйдет и пирряне встретят свой бесславный конец, пав под натиском сил природы.

Но концовка не оказалась ни тем, ни другим, и превзошла мои ожидания.

В целом же, я лично советую прочитать это произведение всем, кто этого ещё не сделал. Возможно, далеко не все разделят моё мнение. Но, думаю, никто не посчитает, что книга совершенно не стоит потраченного времени. Это действительно качественное фантастическое произведение, которое стоит внимания.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересные испытываешь ощущения, когда долгое время читаешь современную фантастику (очень очень твердую), а потом берешь в руки какого-нибудь фантаста-классика. Сразу чувствуешь разницу в подходе к написанию фантастических книг. Сначала у меня было такое с рассказами Шекли, теперь вот те же чувства у меня возникли при прочтении «Неукротимой планеты».

Я не могу сказать, что раньше было хуже или лучше. Просто по-другому. Не было большого количества научных терминов, было много приключений и авантюр и забавных героев, которые периодически выдают забавные шутки. В этом Гарриссон проявил себя как настоящий мастер. Хитрец и шулер Язон динАльт попадает по собственной воле на планету, населенную опасными животными, с которыми борются аборигены. И там, где люди обычно привыкли использовать силу, Язон предпочитает включать логику и ум.

Хорошая приключенческая фантастика, которой может быть совсем чуть-чуть помешало морализаторство в конце романа. Не могу сказать, что это подростковое чтиво, это просто фантастика того далекого времени, это Гарриссон и у него мастерски получилось развлечь меня на пару вечеров

Оценка: 8
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О-о-о, какая встреча! Первый раз прочёл ещё в детстве. Непередаваемое ощущение реальности «галактического человечества». Язон динАльт, Мета, Керк, жестянщики и корчевщики, говоруны, пистолеты, прыгающие в руку, шипокрыл, вулкан, изливающий лаву прямо в океан... Не просто классика — гениальная классика, вершина приключенческой фантастики, перл.

Ностальгия... Зачем я уже взрослый...

Если не читали — сомневаться не надо. Это лишнее.

ЧИТАЕМ.

Без вариантов

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну это классика. Приключения, динамичный сюжет, герой-которому-все-удаётся, всякие инопланетные твари, опасные, но интересные, тайны и т. д. Но кроме всего этого, обдумывается и проблема: как быть в этом извечном противостоянии человек-природа? И в общем-то, не такие уж однозначные выводы делаются.

Сейчас кажется, что все это уже пережевано много раз, но Гаррисон как раз и есть один из тех, кто это начал).

И ещё для меня это лучшая вещь у Гаррисона. Оценка 8- только потому что предпочитаю чуть более серьезную литературу, если же оценивать эту книгу в ряду приключенческой фантастики- то это 10.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ничего на самом деле выдающегося. Язык у Гаррисона не отличается особым изяществом. Но зато все, по сути. Никаких мучительных мытарств ГГ. Нет претензий на десятитомные эпопеи сверх мировых масштабов. Потому и качественно, автор знал, для кого и как писать. Это и является признаком настоящего писателя.

Прослеживается структура и идея романа. Хороший космический боевик, но чтиво скорее для подростков, поскольку во взрослом возрасте уже более искушенный вкус. Тема противостояния природы и человека вполне актуальна и сегодня, и будет актуальна наверно еще очень долго.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх