fantlab ru

Гарри Гаррисон «Конные варвары»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.14
Оценок:
3994
Моя оценка:
-

подробнее

Конные варвары

Deathworld 3

Другие названия: Мир смерти III; Мир смерти; The Horse Barbarians; Deathworld Three

Роман, год; цикл «Мир Смерти»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 228
Аннотация:

И вот Язон дин Альт вновь ввязывается в очередную авантюру. Компанией «Джон Компани» найдена планета, богатая залежами урана, по иронии судьбы названная «каким-то молокососом из первопоселенцев» Счастье. Но как выяснилось, она более смертоносна, чем Пирр. Ее населяют конные варвары — люди, тысячелетиями воспитывавшиеся для нападений, убийств и разрушений безо всякой мысли о последствиях. Язон решает дать своим друзьям пиррянам вторую, богатую на ископаемые и опасности родину.

Примечание:

• Первая публикация: журнал «Analog Science Fiction», Vol. LXXX, No. 6; Vol. LXXXI, No. 1-2; февраль-май 1968 г. (под названием «The Horse Barbarians»).

• Авторское посвящение: «Кингсли и Джейн, с благодарностью».

Кингсли — это сэр Кингсли Уильям Эмис, английский прозаик, поэт и критик. Джейн — это Элизабет Джейн Говард, известная английская писательница, жена Кингсли Эмиса. (bellka8)


Входит в:

— журнал «Analog Science Fiction/Science Fact, February 1968», 1968 г.

— журнал «Кентавр, № 7», 1993 г.


Похожие произведения:

 

 


Конные варвары
1990 г.
Мир смерти. Том 1
1990 г.
Конные варвары
1991 г.
Мир Смерти 3
1991 г.
Мир смерти. Книга 2
1991 г.
Мир Смерти. Специалист по этике
1991 г.
Миры Гарри Гаррисона. Книга 1
1991 г.
Неукротимая планета
1991 г.
Неукротимая планета
1991 г.
Смертоносные миры
1991 г.
Смертоносный мир
1991 г.
Конные варвары
1992 г.
Мир смерти
1992 г.
Мир смерти
1992 г.
Смертоносный мир
1992 г.
Гарри Гаррисон; Артур Конан Дойл
1993 г.
Смертоносные миры
1993 г.
Мир смерти
1996 г.
Мир смерти
1997 г.
Мир смерти
1997 г.
Мир смерти
1997 г.
Неукротимая планета
2001 г.
Конные варвары
2003 г.
Неукротимая планета
2003 г.
Мир смерти
2005 г.
Мир Смерти
2007 г.
Неукротимая планета
2008 г.
Мир смерти
2014 г.
Мир смерти. Планета проклятых
2016 г.
Мир смерти
2018 г.
Мир смерти. Планета проклятых
2022 г.

Периодика:

Analog Science Fiction/Science Fact, February 1968
1968 г.
(английский)
Кентавр № 7
1993 г.

Издания на иностранных языках:

The Deathworld Trilogy
1974 г.
(английский)
Pianeta impossibile
1978 г.
(итальянский)
Свят на смъртта III
1993 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несите бремя белых, —

Пожните все плоды:

Брань тех, кому взрастили

Вы пышные сады,

И злобу тех, которых

(Так медленно, увы!)

С таким терпеньем к свету

Из тьмы тащили вы.

Стихотворение Киплинга все время крутилось у меня в голове при чтении «Конных варваров». В этом романе прогрессорство Язона выходит на новый виток... и обнаруживается, что некоторые привычки западной цивилизации неистребимы. Язон динАльт носит скафандр, а Эрнан Кортес носил кирасу, но рассуждают-то они одинаково! Оба ни минуты не сомневаются в своем праве явиться в чужую страну, забрать себе все, что там есть ценного (будь то золото или уран), разрушить жизненный уклад целого народа — а чего стесняться с дикарями?

Кстати, вопрос на засыпку: а может, соплеменники Темучина не показались бы такими уж дикими и кровожадными, если бы на их территории не было полезных ископаемых? Во всяком случае, если сравнить с теми же пиррянами, то получится примерно одинаковый уровень склонности к насилию. В материальной культуре пирряне, конечно, превосходят варваров, зато в духовной — заметно уступают (у варваров развитая поэзия, раз даже пристрастный Язон умудрился ее разглядеть; на Пирре — литературы нет вообще).

Гаррисон, по-видимому, в последний момент сообразил, что живет не во времена Кортеса (и даже не во времена Киплинга), и постарался максимально смягчить ситуацию. И все же догадаться, какой хэппи-энд автор оставил за кадром, нетрудно: конным варварам предстоит увлекательное знакомство с благами цивилизации в виде «огненной воды» и работы на урановых рудниках.

Впечатление осталось не самое приятное, даже несмотря на общий динамизм сюжета и прочие признаки качественного боевика.

Оценка: 6
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какими бы они ни были, варвары защищались от вторжения. Они защищали свою землю, свою жизнь и имели полное право защищаться любыми доступными им способами. А сказки про «мы вам не помешаем», «мы вам даже заплатим» любое земное или пиррянское правительство может рассказать деткам на ночь. За всю историю человечества ни одно более развитое технологически общество, захотев построить на какой-нибудь чужой земле «маааленький рудничок», в итоге и камня на камне не оставляло от местного населения и их культуры. Не войной и насилием, так постепенным оттеснением. Варвары и оглянуться бы не успели, как им бы запретили ходить там, где они раньше свободно ходили, заставили бы подчиняться совершенно чуждым правилам и законам (по какому такому праву?). Со временем им бы выделили какую-нибудь резервацию в квадратный километр и существовали бы они там в качестве музейных экспонатов, постепенно вымирая.

Я не могу припомнить ни одного научно-фантастического произведения, где бы побеждало «зло», т.е. агрессия и желание прибрать к рукам чужое... Это могут быть антиутопии, но там это не преподносится как хеппи енд. Чаще всего хорошая НФ — это книга с глубоким социальным и философским подтекстом. А здесь получился какой-то глупый коммерческий напичканный «мясом» боевик совершенно без всякой идеи, в отличие от первых двух книг цикла.

Как автор ни пытался изобразить коренное население планеты страшными жестокими чудовищами, они были в позиции защищающихся. А жестокими агрессорами были как раз наши уважаемые герои. Я удивлена, что автор не поселил хоть каплю сомнения в своих действиях в голове хотя бы главного героя. Мне жаль, что он сделал их победителями. Это не достойно называться научной фантастикой.

Оценка: 5
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что может быть опасней ярости целой планеты? Смертоноснее клыков зверя, извержений вулканов и сотрясения земной тверди может быть только человек. Казалось бы, тайна неукротимой планеты раскрыта и на Пирре должен наступить мир, но не так-то просто отказаться от многовековой ненависти в один момент — часть «жестянщиков» покинула периметр города, но большая часть осталась на прежнем месте. Для спасения упорствующих главный герой Язон динАльт нашел логичное решение — эмиграция в другой мир. С выбором пункта назначения для переселения долго мудрствовать не стали — планета с издевательским названием Счастье несет любым пришельцам угрозу еще похлеще, чем Пирр.

Нам снова предстоит встретить полюбившихся по первому роману цикла персонажей — мужественный Кирк и прекрасная Мета, рассудительный Рес и вспыльчивый Гриф, лишь Бруччо решил связать свою судьбу с Пирром до конца. Помимо Язона и компании пиррян знаковые персонажи в романе отсутствуют. Исключением стал Темучин — вождь конных варваров, он не просто кровожадный и невежественный дикарь, но и талантливый военачальник, проницательный лидер и просто человек, которого можно уважать за его мужество. Само его имя дает четкую ассоциацию с монголами, гуннами и прочими подобными народами Земли, что позволяет автору не углубляться в описание быта и традиций кочевников а сосредоточиться на сюжетных поворотах и непрекращающемся экшене.

В моем сознании роман «Конные варвары» с давних пор неразрывно связан с замечательным отечественным фантастическим фильмом «Подземелье ведьм», который я неоднократно пересматривал в поселковом видеосалоне, на самом деле у фильма и книги много общего — цивилизованные пришельцы из другого мира попадают в дикую среду безжалостных варваров и стараются изменить мир согласно собственным представлениям о справедливости и благе.

Социальная структура планеты Счастье состоит из двух уровней — на бескрайних равнинах хозяйничают орды конных варваров, делящиеся на кланы, каждый из которых отличается своим тотемом в виде животного-покровителя. Города и вообще какие-либо оседлые поселения на равнине отсутствуют, кочевники следуют за своими стадами по примерно очерченным границам сфер влияния кланов и ведут непрекращающиеся войны с соседями. Темучин объединил наиболее сильные племена и с их помощью стремится к мировому господству. Все новости и слухи распространяются стараниями странствующих жонглеров, которые формально не имеют клановой привязки и являются хранителями истории, фольклора и поверий кочевых народов.

В низине процветает феодальное государство Аммха, там есть города, укрепленные крепости и форты, крестьяне, солдаты и священники, а главное — торговцы. Контакты между жителями низины и равнины практически отсутствуют, что обусловлено как ландшафтом, так и кардинальным различием мировоззрений оседлых и кочевых жителей Счастья. Тем не менее, одно из племен кочевников ведет торговлю с жителями Аммхи, но делает это скрытно, т.к. подобное не одобряется другими племенами. Привычный порядок вещей на Счастье меняется, когда в стан Темучина прибывает бродячий жонглер Язон из сильного и загадочного племени пиррян...

Линейное повествование не уступает по накалу схваток первой части цикла, «Конные варвары» также делятся на безымянные главы с тем лишь отличием, что к некоторым из них в качестве эпиграфов идут отрывки из творчества местных жонглеров, наиболее популярна у кочевников «Песня свободных людей». «Специалист по этике» слишком отличался от первой части по сюжетным ходам, авторским приемам и акцентам, в третьей части цикла все более привычно, так и подмывает назвать «Конных варваров» прямым продолжением «Неукротимой планеты», слишком уж особливо стоит вторая часть по отношению к остальным романам.

Яркий, богатый на события роман способен держать внимание читателя на всем своем протяжении, от чтения сложно оторваться. Тем не менее, по сравнению с Пирром, его тайной, природой и фауной неукротимой планеты мир Счастья смотрится менее ярко, именно этот факт не позволил мне назвать данное произведение шедевром мастера, тем не менее роман великолепен — это настоящая приключенческая фантастика без всяких оговорок. Перечитывая этот роман неоднократно, могу сказать, что если «Неукротимую планету» всегда читаешь с интересом как в первый раз, «Конные варвары» при повторных прочтениях вызывают чуть меньше восторга, однако, получить свою порцию удовольствия от чтения этот факт мне нисколько не помешал.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья часть цикла о приключениях космического авантюриста Язона дин-Альта продолжает доказывать ключевую мысль автора: цивилизованность определяется не силой рук человека, а силой его разума. Язык ее снова становится серьезным, все шутки и издевательства сведены к минимуму. Повествование чем-то напоминает исторический роман Яна «Чингиз-хан» (недаром вождя всех варваров зовут Темучином). Варварские племена Фелисити (так звучит в оригинале название новой планеты) действительно сильно похожи на монгольских кочевников, вторгшихся в Европу в середине 13-го века. Они так же многочисленны и беспощадны, а во главе этой армады стоит жестокий и расчетливый вождь, мечтающий только о военных походах.

Язон должен остановить эту экспансию, чтобы принести на планету цивилизацию: пирряне покинули свой Мир Смерти, чтобы в новом разрабатывать месторождения урановых руд. Но эти планы оказываются под угрозой, ибо Темучин понимает, что последующие изменения приведут к краху его империи и отказу от кочевого образа жизни. Он собирает огромное войско, чтобы стать единоличным правителем Фелисити. Перед переселенцами с Пирра встает дилемма: либо покинуть планету, либо вступить в конфликт с дикарями. Первое невозможно из-за событий на Пирре, где разбушевавшаяся природа фактически уничтожила единственный на планете город, а все свои деньги дин-Альт потратил на покупку звездолета. Второе также невозможно: 168 человек, пусть и очень искусных в ратном деле, не смогут выдержать постоянные атаки нескольких тысяч конных воинов. Что же делать?

И тут автор вкладывает в голову своего персонажа умную (и проверенную на практике) мысль: помочь Темучину создать свою империю, после чего заменить его на кого-нибудь из пиррян. То есть, варвар должен был сделать всю грязную работу, а пришельцы просто воспользовались бы ее результатами. Но в жизни всё гораздо сложней, и план пришлось доработать. Для этого Язон проворачивает еще один проверенный трюк: помогает кочевникам завоевать более цивилизованные равнинные народы, чтобы воинственные дикари на своей шкуре убедились в преимуществах культурной жизни. Именно так в свое время Русь остановила монгольское нашествие и спасла Европу от уничтожения: захватчики вынуждены были перейти к оседлости и даже построили несколько городов, крупнейший из которых — Сарай-Бату — стал столицей их империи и крупнейшим на востоке Европы торговым центром.

Если рассматривать трилогию в целости (сам автор так и поступил, дав ей единое название «Мир Смерти»), становится заметной эволюция прогрессорской морали пиррян и самого дин-Альта: от прямого противостояния враждебному окружению через силовое принуждению к цивилизованности, а оттуда — к культурной экспансии всего общества.

Убийства и прочие зверства продолжаются и в третьей части, но они нужны автору не для того, чтобы показать крутость своих персонажей, и даже не для того, чтобы шокировать своего читателя, а чтобы показать величину того контраста, что существует между двумя укладами жизни — первобытно-кочевым и торгово-промышленным. Даже дикарям будет понятно преимущество второго уклада. Только вот времени на такую замену уйдет гораздо больше, чем описал автор — должно смениться два (а то и три) поколения. Но это уже детали.

Конечно, для достижения своей цели Язон использует несколько сомнительных трюков. Один из них настолько фантастичен, что выглядит простым авторским допущением (или роялем в вольном изложении). Речь идет о чудесном спасении главгероя во время падения с высокой скалы. Таким же нереальным является и его 15-дневное голодание (правда, вынужденное). Скорее всего, они понадобились автору для усиления драматизма, а не как доказательства сверхспособностей основного персонажа.

-----

ИТОГ: серьезный разговор о путях и проблемах прогресса в человеческом обществе. Роман следует рассматривать как неразрывное целое с двумя предыдущими частями. Если уж начали читать, читайте до конца.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добрался я семимильными шагами до третьей части трилогии. Ну что сказать? Мне понравилась первая книга, я был в восторге от второй, но третья меня не впечатлила.

Роман начинается бойко, как всегда события развиваются молниеностно. Сразу бросается в глаза дикое количество крови и какая-то чрезмерная жестокость. Всё это понятно, что Гаррисон хотел показать суровый нрав варваров, но все же — это перебор. Все таки роман я отношу не на настолько к серьезному чтиву (да простят меня фанаты). За героя перестаешь переживать уже в начале — понятное дело он непобедим, но все переживет и всех победит, поэтому все его тяготы лишения, блуждания в лабиринтах, голод и заточение, а также постоянная потеря сознания совсем не впечатляют и не заставляют сопереживать. Юмор есть, но меньше — намного меньше чем во втором романе.

Особо хочу отметить то, насколько стал жесток главгерой, его действия мне не очень понятны. Я его честно говоря не могу уже вынести в разряд уже стопроцентных положительных героев. Не знаю, развитие, рост ли это героя, реакция на окружающую его среду, или просто автор хотел показать его с другой стороны. Не понятно, почему Керк, будучи настолько сильным, как оказалось, не смог прикончить Вождя раньше и не занять его место. Короче герои пошли длинным путем. Действия много, очень много. Но все эта движуха не впечатляет уже после прочтения половины романа. Откровенно говоря, я после прочтения половины скучал.

Может роман и хорош был бы сам по себе, но почему срабатывает контраст со вторым. Как не печально, но второй роман оказался единственным стоящим произведением цикла. Мои надежды, что третья часть будет не хуже, не оправдались.

К слову, Вождь варваров прописан неплохо. Но похоже это единственный нормально прописанный персонаж всего романа.

Итак выводы. Средненький роман, неплохой и нехороший — пресный и обыденный, насыщенный действиями, но действиями однообразными. Начало отличное, Концовка плохая, неэффектная и неинтересная. Хотя конец всего цикла не плох. Оценка моя невысокая. Я очень расстроился после прочтения романа, потому что ожидал большего.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это третья книга в цикле «Мир Смерти». По сути, это завершение серии, так как Язон динАльт нашел для пиррян новую Родину. Пирр представлял собой планету, которая боролась за право на существование, без людей и на своих условиях. Планета Счастье, которую Язон предлагает для нового места жительства, также не хочет видеть на своей земле чужаков, но только борется руками местных племен варваров.

Наша история знает несколько примеров насильственной колонизации. Коренные народы Латинской Америки и Африки, Дальнего Севера, были практически полностью уничтожены пришельцами, которые под благовидным предлогом помощи, пришли изменять жизнь дикарей. Гарри Гаррисон пытается разобраться, нужна ли подобная помощь местным жителям? Автор идет по очень тонкой грани, в чем-то он поддерживает своих героев, дает им право вершить судьбы тысяч людей. Конечно, вполне можно допустить, что Язон и его друзья с Пирра хотят наладить промышленное производство по добыче полезных ископаемых, чтобы именно коренные жители могли зарабатывать и пользоваться благами цивилизации. Только не стоит забывать, что все подобные дороги выстланы кровью и смертями несогласных, которых легко можно уничтожить в угоду собственным целям.

В целом, это прекрасный образец приключенческой фантастики. Многие элементы Гаррисон взял из нашей истории о племенах кочевников, да и имя вождя о многом говорит. Во многом, этот роман пересекается с первой книгой серии. Это постоянная борьба за выживание, жестокие битвы и сражения. Наверное, именно роман можно назвать самым грустным, потому что и Язон, и его друзья совершают массу поступков, которые неизвестно к каким последствиям приведут в будущем.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершающий роман цикла «Мир смерти» переносит читателя на ещё один отброшенный назад мир. На планету «Счастье» прибывает хорошо вооружённая геологоразведочная экспедиция, для организации добычи урана, которым так богата местная земля. Но она терпит крах. Потомки древних колонистов, живущие подобно кочевникам древних времён, громят лагерь и его прекрасно обученную и вооружённую охрану Об этому случае узнаёт Язон Динальт, которому нужно подыскать новый дом для пиррян, так и не сумевших побороть агрессию к своему миру.

Во многом этот роман похож на предыдущую книгу цикла «Специалиста...». Перед читателем вновь открывается мир с суровыми условиями, жители которого оказались отброшены назад в своём развитии на тысячелетия. Главному герою опять предстоит жить в окружении враждебно настроенных людей и изучать их культуру для достижения своих целей. Только на этот раз избавлен от религиозного фанатика. Компанию Язону составляют знакомые по «Неукратимой планете» Керк и Мета, а так же космический корабль со всем необходимым на борту.

Впрочем, и задача на порядок сложней. Одно дело обвести вокруг пальца алчного князька и хорошо при нём устроится, и совсем другое перестроить социальный строй людей, которые, в силу бушевавшей некогда жестокой войны, ненавидят оседлый образ жизни уничтожают всё, что о нём напоминает. Конечно образ кочевников далёк от реальности. Они не жили только войной. Обладали сложной культурой и социальной структурой, развитым ремеслом... всего и не перечислить. Да, кочевники были жестоки, но люди ведущие оседлый образ жизни. если и уступают им в этом, то не намного. Исторические хроники просто пестрят описаниями случаев жестокости жителей городов и деревень по отношению к врагу. Однако Гаррисон не учёный, да и среднестатистический читатель думает, что кочевой образ жизни предполагает постоянную войну. Поэтому сей недостаток можно смело простить роману.

Безусловно, заслуживает внимание главный антагонист пиррян Темучин. Названный автором в честь основателя монгольской империи (Чингизхан только титул), он бескомпромиссный и сильный лидер. Военный гений и честолюбивый правитель, мечтающий покорить весь мир. Темучин готов лично возглавить самое опасное мероприятие, спуститься в бездну и вступить в бой с врагом.

Линия сюжета несёт читателя к финалу с неудержимостью паровоза, но на этом пути героев подстерегают многочисленные ловушки и опасности. Ни одно доброе дело не останется безнаказанным. Проблемы будут решены, пускай и не самым обычным образом, а грубая сила покажет, что иногда может быть не хуже знаний. Вообще третий роман цикла вобрал в себя всё лучшее, что было в двух предыдущих и избавился от их недостатков. К сожалению ощущается некоторая вторичность. Однако это произведение можно рекомендовать любой читательской аудитории ,а финал порадует как любителя хороших боевиков, так и восторженную почитательницу женских романов.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жалко что нельзя поставить 11 из 10. Роман понравился мне за нетипичное изображение кочевников. В западной фантастике обычная тема о том как умный, образованный белый человек играючи обманул глупых дикарей. А здесь показано что хоть у кочевников нет техники и прочих благ западной цивилизации, но ума, опыта, воли, харизмы и выносливости у них хоть отбавляй.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот уже третья планета, для которой Язон выбирает необходимый ей путь развития. При этом мнение населения целой планеты его не волнует в принципе. Да и мнение его друзей — пиррян его не заботит. Он выбрал для них новую Родину, и всё, разговоры окончены.

При феноменальной живучести героя волноваться за него не приходится. Любые переделки ему по плечу. Вокруг гибнут более сильные и умелые, а он все равно выкарабкается, даже попав в Врата Ада. При этом, чтобы понять, что извне культуру можно только уничтожить, ему нужна библиотека, стоящая как хорошая армия.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

В романе Гарри Гаррисон очень остроумно и со знанием дела использовал различные историософские концепции. По сути дела, это толковый реферат по работам Тойнби и Рассела, оформленный в авантюрный роман в условных НФ-декорациях. Прекрасный темп, отличное чувство юмора, яркий интеллектуальный фон.

Обычно в продолжениях всё больше авантюрных приключений — бешеных погонь, стрельбы и поцелуев, а с оригинальными идеями плоховато. То есть, обычно в сиквелах эксплуатируется антураж оригинального романа. А тут — приятная неожиданность! — Гарри Гаррисон эксплуатирует именно интеллектуальную концепцию «инженера по этике», меняющего ход истории не при помощи харизматического индивидуализма, а посредством осознанного воздействия на культуру.

Очень, очень интеллигентный роман.

У «Конных варваров» только один небольшой недостаток: не следовало великого степного героя называть Темучин. Это слишком явная подсказка читателю.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая классику космической фантастики от Гарри Гаррисона, я лишь на третьей книге его цикла “Мир смерти” подумал о том, сколько удивительным и вместе с тем закономерным является тот факт, что первобытные общества, кочевые племена, миры с развитием технологий 19-го века и так далее и так далее, выглядят как нечто само собой разумеющееся. Вместе с тем ведь были прочитаны уже и братья Стругацкие, и Азимов, и Вэнс. И все равно мысль об этом присшла только сейчас… Разве это не удивительно? В рамках космической фантастики Гарри Гаррисон, как и перечисленные выше творцы, умудряется обозреть бытность людей будущего, далекого-далекого прошлого (чуть ли не первобытного строя) и кочевых племён Западной Азии 12-го века. И это всё кажется не то что вразумительным, а чем-то вполне естественным… Это необыкновенно здорово и в должной степени даёт осознать величину того самого космоса, который имеет место быть в каждой книге цикла и, соответственно, жанра.

В книге “Конный варвар” Гаррисон не рассуждает на тему определённого людского порока, который являет под собой иррациональный базис. Автор думает о пороке личности. Он являет сильный народ под предводительством сильного лидера, после чего низвергает этот народ в пучины враждебной для него цивилизованной и спокойной жизни. То есть Гаррисон как бы говорит читателю, что даже путь, который проделал человек от себя былого к себе настоящему, это ни что иное, как единственно верный путь, ведущий к мирному сосуществованию. Если человек не отринет от себя стремления сражаться ради аморфных целей, которые он будет сам выстраивать и за них же вполне реально сражаться, убивая и стирая с лица Земли, то в конечном итоге он и сам будет низвергнут в пучину забвения, как то было с Темучином. Это в некоторой степени раскрывает ценность личности на лике всего человечества. Когда желания и цели одного индивида правят всей историей. Подобное наше поколение, как и поколение Гаррисона, собственно, видит ежедневно на мировой политической арене и потому, мне кажется, автор и писал этот текст – таковой комментарий, основанный на реальной истории нашей Земли. Не стоит забывать и о времени, когда была написана книга – 1968-ой год. Год, когда холодная война была темой животрепещущей и крайней важной. И потому в творческом порыве автор просил удержаться от иррациональных идей борьбы и завоевания и отдаться мирной культуре с ее благами, дабы не пасть, как то было с некоторыми героями этого романа.

“Конные варвары” – отличный итог. Он нисходит с пьедестала осознания народа, общества, к осознанию личности, под которым находится это общество. Лично я не знаю, о чём ещё можно сказать в рамках темы противостояния человека своим порокам, которые мешают ему эволюционировать то в моральном, то в рациональном, то в технологическом плане. И судя по тому, что данная трилогия является основной (Гаррисон далее писал либо рассказы, либо произведения в соавторстве), сам автор также не нашёл, о чём ещё более дельном “поговорить” с читателем. И, как мне кажется, не надо. Ведь “Конные варвары” вместе с этим прекрасно завершают линию главного героя – Язона динАльта. В прошлой рецензии я упоминал тематический мостик, проведенный к данному произведению от второй книги. Этот мостик имеет место быть в отношениях Меты и Язона, и здесь он, протянутый через всю трилогию красной линией, имеет своё логическое, пусть и утрированно позитивное завершение. Но в этом, мне кажется, и содержится главная философская идея Гаррисона, сродни той, что я видел у Геммела: в финале все всегда придет к наилучшему итогу.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья часть цикла начинается ровно с того момента, где заканчивается первая. Главный герой, как и обещал, приобретает звездолёт, собирает отряд пиррян-добровольцев, и отправляется на поиски планет, пригодных для жизни. Именно такой планетой оказывается Счастье — своим темпом медленно развивающийся мир, в котором преобладают кочевой образ жизни и варварские устои, а развитие промышленности и торговли находится в зачаточном состоянии и, в основном, на труднодоступных для кочевников территориях.

Признаться честно, в этот раз выстроить логичную цепь событий автору совершенно не удалось. Едва главный герой покинул космический корабль и ступил на землю, как тут же был оглушён, схвачен и доставлен в лагерь кочевников. Чем в это время занимались пирряне, которые высадились вместе с ним? За всю книгу читателю так и не дадут ответа на этот вопрос. В свою очередь, главный герой регулярно будет подобным хитрым образом телепортироваться по планете и всегда оказываться в нужном месте в нужное время, где бы это место не находилось. Из-за этого не получается, не складывается, стойкая картина мира.

Сам факт присутствия в произведении пиррян меня порадовал. Но вот автору было сложно придумать им место на этой планете. Какие-то там «рудники» упоминаются как что-то нематериальное и не особо важное. По сути, они являются просто очень слабым оправданием для перелёта пиррян. Из-за того, что пирряне в плане боевых навыков и физических способностей не имеют себе равных, а также обладают крайне эффективным высокотехнологичным оружием, ситуация лишь усложнилась. По логике вещей, пирряне легко могли уничтожить кочевников с их копьями и луками (тем более, у них есть вооружённый до зубов звездолёт, который стал решающим фактором в конце первой книги). Пирряне могли уничтожить любую армию и заставить выживших жить в страхе и не соваться к ним. Но автора такой ход не устраивает, поэтому пирряне подстраиваются и изгибаются под сюжет книги. То и дело они вдруг становятся слабыми простыми людьми, не способными справиться с вражескими воисками, а в другой момент былая сила к ним возвращается и они поворачивают исход битвы без потерь.

Совсем другое дело — Язон. В то время как на Пирре он был самым слабым и в бою лишь мешался под ногами, здесь он предстаёт в совершенно ином свете. Почти всю книгу он действует в одиночку, демонстрируя фантастические навыки во всех возможных сферах. В бою ему нет равных; самое лучшее оружие он изготавливает сам: куёт ножи из адамантия и создаёт гранаты, способные обрушить каменную стену; великолепный альпинист, стратег, шпион, поэт и многое другое. Всё внимание в романе приковано к нему, а все прочие персонажи отходят на задний план. Но если в «Неукротимой планете» это казалось логичным — пирряне занимаются тем, что умеют лучше всего, — войной, а Язон тем временем ищет информацию и придумывает план, как изменить ход событий — работает головой. То здесь Язону не нужны помощники, он хорош абсолютно во всём и преград для него нет.

Подобные идеи наблюдались ещё во второй книге, но не бросались в глаза так сильно по той простой причине, что вторая книга читалась очень легко и быстро — это было бодрое приключение, где действие не останавливалось ни на минуту. А кроме того, Язон там был один и не на кого было положиться. Но в третьей книге всё существенно меняется. Книга кажется затянутой, действие развивается медленно. План Язона одновременно прост и примитивен, но вместе с тем смысл некоторых действий в этом плане совершенно не понятен. Зачем было помогать Темучину устраивать геноцид, зачем учить безжалостного и кровожадного завоевателя новым способам и орудиям войны? Я уверен, что можно было найти гораздо более простые и разумные способы влиться в строй кочевников и доказать своё место в нём.

В общем и целом, получился достаточно средний приключенческий роман с приличной долей боевых действий, войн и их последствий. Неровный, простоватый, но не вызывающий отторжения. Я одновременно рад, что цикл закончен и Язона наконец оставили в покое. Не будут больше его мучить и придумывать, в какую бы ещё историю его вляпать. И одновременно несколько разочарован тем, как именно всё закончилось. Надеюсь, в дальнейших произведениях автора увидеть лишь эволюцию его писательских навыков. Ну а этот роман, на мой взгляд, стоит прочесть тем, кто хочет узнать, чем же закончится ситуация с пиррянами. В остальном же его чтение не обязательно.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лютый бред. Завязка: конница нападает на звездолет. Не, ну давайте применим обычный типовой приём «попаданцев» — посреди степи стоит танк. Пусть Т-34 даже. Ничего не делает, просто стоит. И? Конница затопчет его копытами? Закопает лопатками за пару дней работы? А тут на секундочку — звездолет. Ладно, С точки зрения обычной тактики и полевого Устава — ок, караульные тупые, не умеют пользоваться ни личным оружием, ни ПНВ, минными заграждениями, боевое охранение — нет, не слышали, и далее все в том же раскладе.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

С литературной точки зрения написано безукоризненно. Тот редкий случай, когда мне приходится несколько снизить свою оценку не из-за литературных недостатков, а из-за действий персонажей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Менять историю целого человечества на отдельно взятой планете ( да еще и таким образом ), чтобы пирряне имели возможность там поселиться, добывая руду? Как-то из оперы «атомной бомбой по тараканам в детском саду». Пирряне вполне могли бы занять нужное плато и защищать его от набегов кочевников — заодно и по родной флоре-фауне скучать не пришлось бы. Через некоторое время, кочевники прониклись бы к новоявленным рудокопам невольным уважением. Нет, понятно, что автор хотел донести некоторые идеи и небезынтересные. Но необходимость такого «прогрессорства» в романе далеко не очевидна.

Но прочитать стоит. Желательно, после «Неукротимой Планеты» и «Специалиста по Этике».

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья часть «Мира смерти», роман «Конные варвары». Язон дин Альт решает создать колонию на планете Счастье и переселить туда пиррян (или хотя бы их часть). Планета богата полезными ископаемыми, но она опаснее, чем Пирр. Причиной этому живущие там люди — когда-то планета уже была заселена, но оказалась отрезанной от остальной Галактики и общество на ней деградировало до варварского уровня. Конные варвары на этой планете лучше всего умеют убивать, они знают только одно занятие — войну; общество разделено на постоянно воюющие между собой племена. Тот факт, что прибывшая туда, оснащённая по последнему слову техники экспедиция геологов была молниеносно уничтожена напавшими варварами (и лишь немногие смогли остаться в живых и улететь), заставляет более чем серьёзно опасаться за свою жизнь любому, кто окажется на этой планете.

Язон отметает безнравственное решение уничтожить всех варваров современным оружием и придумывает другой план. Он и его друзья — Мета, Керк, Рес и другие пирряне внедряются в варварское общество под видом кочевого племени. У Язона уже был опыт прогрессорской деятельности, которую он вольно и невольно осуществил на другой безымянной планете (роман «Специалист по этике»). Здесь он решил сделать нечто подобное — изменить общество на планете, подтолкнуть его к промышленной революции и появлению капитализма. Этому способствует тот факт, что на планете, помимо живущих на плоскогорье варваров есть ещё и жители низин с более развитым аграрным обществом.

Можно спорить о моральных аспектах плана Язона: «Трудно ли быть богом?» Можно ли вмешиваться в развитие чужого народа ради своих целей? Оправданы ли при этом человеческие смерти? Можно не соглашаться с тем что и какими методами делают герои книги, но нельзя усомниться в проявленном здесь таланте Гаррисона. Одна концовка чего стоит — хоть и предсказуемая, но запоминающаяся и яркая.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх