fantlab ru

Сара Уотерс «Маленький незнакомец»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Оценок:
85
Моя оценка:
-

подробнее

Маленький незнакомец

The Little Stranger

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Эта история с привидениями, в которой слышны отголоски классических книг Диккенса и Эдгара По, Генри Джеймса и Ширли Джексон, Агаты Кристи и Дафны Дюморье, разворачивается в обветшалой усадьбе Хандредс-Холл, претерпевающей не лучшие времена: изысканный парк зарос, половина комнат законсервирована, гостей приходится принимать в цокольном этаже, и вообще быть аристократом невыгодно. Что до действующих лиц, то предоставим слово автору: «Стареющая миссис Айрес, пленница ускользающего былого стиля жизни, ее почти безнадежно незамужняя дочь и израненный на войне сын. Я снабдила их юной служанкой по имени Бетти и мягким другом — доктором Фарадеем, который запутается в хитросплетениях их истории, набравшей жути и преобразившей его. В довершение я подселила к ним нечто вроде призрака...»

Номинации на премии:


номинант
Букеровская премия / The Booker Prize, 2009

номинант
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2009 // Роман

номинант
Премия "Дети ночи" / The Children of the Night Award, 2009

номинант
Премия критиков «Стрэнд» / Strand Critics Award, 2009 // Детективный роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Маленький незнакомец
2011 г.
Маленький незнакомец
2018 г.
Маленький незнакомец
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Little Stranger
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Призрак дома

«Под покровом темноты

Гляжу наверх, туда, где ты.

Выше нет на свете высоты.»

Все началось, когда деревенский мальчишка, с первого взгляда и навсегда влюбился в Хандред-Хаус. У английской знати в заводе устраивать праздники для простолюдинов — такой британский вариант скреп: игры, конкурсы, призы, угощение. В господский дом, понятно, не пускают, но он попал, матушка водила знакомство с прислугой. И... отковырял перочинным ножом желудь от лепнины в холле. Ну, потому что так проникся величием этого места. Сам себе объяснил это любовью к красоте, которую не столь тонко чувствующий человек не испытал бы. А нарушенная целостность композиции и обнажившаяся дранка просто издержки. Хотя взрослый доктор Фарадей согласен, что нехорошо, конечно, да. Но понимает также, — не будь этого желудя, возможно не решился бы на жертвы, какие приносит всякий, кто метит в более высокий социальный класс.

Спустя тридцать лет он, местный врач, снова попадает в этот дом. Многое переменилось с тех пор, отгремела война, у хозяев особняка умерла малышка дочь, которой все любовались на том празднике, успели родиться еще девочка и мальчик. Вот его-то, Родерика Айреса, летчика Второй Мировой, который горел в самолете и чудом выжил, но остался изуродованным и покалеченным, станет лечить Фарадей, который рассказывает нам эту историю. Приезжает по ложному вызову к служанке, но после начинает бывать регулярно. Середина века, вера в физиотерапию крепка, а у доктора есть аппара,т и он пишет статью о терапевтических результатах новой методы, и наверняка поможет Роду — тот сильно хромает. В Хандреде живут также сестра Каролина двумя годами старше брата, и мать, миссис Айрес, все еще красивая вдова, которой не дашь ее пятидесяти с лишним. Каролина. к слову. совсем не красавица, и в округе ее считают старой девой, похоронившей себя ради ухода за матерью и братом.

Дом изрядно обветшал и на всем печать оскудения, вместо армии слуг девочка-подросток, приходящая женщина да садовник — новые времена не благоволят к лендлордам. Но в глазах Фарадея Хандред все так же прекрасен. А кроме того — теперь он вхож сюда с парадного крыльца. «Маленький незнакомец» мистический триллер в лучших традициях готики: саспенс, тревожность, нагнетание ужаса, загадочные обстоятельства — всего этого будет много и выписано мастерски. Без «магии с последующим разоблачением», которое превращает в дешевую поделку любимые массовым потребителем книги, да хотя бы Мишеля Бюсси. Если вы ждете натужных объяснений, вроде: «он/она подстроили это давно, там у них были такие зеркала и проектор, там паромашина, а на чердаке и в дымоходе трещотка» или несколько более изысканных, с газлайтингом — этого не будет.

Сара Уотерс оставляет своего читателя без разгадки, преподнесенной на блюдечке. Почему самый смирный в мире пес покусал девочку? Потому что зло, обитающее в доме, потребовало кровавого жертвоприношения или маленькая дрянь сделала что-то совсем непотребное, когда играла с ним за занавеской, может глазик попыталась выдавить? С этой девочки сталось бы. Да и так ли безусловно благодушен был Плут? Помнится, рассказчика старый пес встретил злобным лаем. Или Род с жесточайшей многокомпонентной психологической травмой: чувство вины выжившего, инвалидность и уродство прежде популярного парня, необходимость жесточайшей экономии для человека. росшего в богатстве, спасая крохи не растранжиренного родителями. Разве удивительно, что при таком букете. да еще осложненном алкоголизмом, он видит и слышит все это?

Или миссис Айрес, так и не простившая миру смерти малышки Сьюзен. Никто ведь не знал, что там такая многолетняя одержимость первенцем. И никто не отменял заразительности психоза, известно, что психиатры первые в группе риска. Может, в самом деле, материализовалось некое, общее на всех, зло — фантом или сущность, веру в которую принято считать мракобесием, но всякий, кому довелось столкнуться с потусторонним, не станет зубоскалить на эту тему. Или все-таки был какой-то злой умысел? Разве не совпало начало странностей с появлением в доме нашего милейшего доктора?

Он так заботлив и самоотвержен. И не берет денег со своих особых пациентов, и может давать им разные препараты (Хофман синтезировал ЛСД в 38-м, на всякий случай), и внезапно обнаруживает себя страстно влюбленным в Каролину, прямо-таки добивающимся ее расположения, но и мысли не допускающим о том, чтобы увезти девушку из Хандреда. Напротив, после брака намерен поселиться в мрачном доме. Почему он так измотан событиями в семье, буквально валится с ног от недосыпа, когда случаются все эти ночные звонки и стуки, сам-то ведь он не в доме? Кстати, почему не с любимой, 50-е время не пуританское, они взрослые люди и помолвлены, но нет, всякую ночь он отбывает восвояси. И еще одна деталька, у Фарадея есть ключи от дома. Он касается этого вскользь, в эпилоге, когда говорит, что приходит иногда в заброшенный дом, который так и остался не проданным.Что-то подсказывает мне, что домашним врачам ключей не положено. Как и несостоявшимся женихам.

И может быть самая сильная обсессия романа — это одержимость героя-рассказчика особняком. Уотерс не дает ответов, но для внимательного читателя достаточно отправных точек, чтобы выстроить версию. Возможно не одну, в жизни ведь тоже только повод один. а причиной выступает совокупность факторов. В общем, не отключайте голову при чтении, дорогие читатели, она изрядно добавляет процессу удовольствия. Кстати, об удовольствии, перевод Александра Сафронова, которого знаем по «Ибисной трилогии» Гоша, достоин книги, вошедшей в шорт-лист Букера. И уж конечно не потому. что авторка нахватала кусков отовсюду, от Коллинза с Диккенсом до Генри Джеймса и Ширли Джексон, а букеровское жюри возьми — да и не заметь.

Не секрет, мир стоит на плечах гигантов, важнее, что преемники делают с их наследием. Сара Уотерс наполняет форму отменным содержанием. Это круто, жутко, интересно и дает возможность подумать. Хотя не всякий ее разглядит.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему это произведение вообще имеет какое-то отношение к жанру мистики, я так и не постигла. Типичный любовный роман не самого, говоря откровенно, высокого полёта.

Мистика в нём отсутствует как класс. Если это была попытка противопоставить рациональный подход врача суеверному взгляду на жизнь — она с треском провалилась. Вопрос «а был ли мальчик», то есть, «маленький незнакомец», совершенно не является центральной темой как бы выдержанного в стиле нью-готики романа, никакого внятного развития (кроме пары косвенных цитат из классики спиритуалистической литературы, зачитанных наспех) не предполагается.

Рассказчик так и не видит ничего необычного, все события в особняке он знает лишь в пересказе от других людей. Полтергейст, тёмная энергия, дух умершего человека или всеобщее помешательство — читатель, видимо, должен решить сам. Происходящее ничем и не объясняется. Куда там, ведь есть любовная драма! Какой полтергейст. Не до него.

Как таковой, сюжет в книге тоже отсутствует. Вялые попытки описать «невероятные события» в старинном поместье, которое пытается изображать дом с привидениями, явно не привлекают даже писательницу, и очень скоро, уже в первой трети, вся книга сосредотачивается на любовных страданиях главного героя. Рассказанные от первого лица мужчины средних лет драматические грёзы можно читать как сборник анекдотов.

Приятных персонажей в книге нет. Симпатию вызывает только лабрадор Плут, чья линия печальна и быстро обрывается. Ощущение того, что все действующие лица, мягко сказать, не очень умные, преследует до самого финала, да и после никуда не девается. Финал предсказуем чуть более, чем целиком.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все умерли, но никого не жаль, всё распродали, дом остался стоять и ветшать.

Что заслуживает интереса — исторические подробности, они действительно прописаны качественно. Быт Англии после WWII, социальные проблемы, перемены в обществе, обнищавшая, но продолжающая смотреть свысока аристократия; довольно увлекательно. Автору следовало бы сосредоточиться на них, а не пытаться выдавливать из себя «мистику», которая у неё категорически не получилась.

Оценка: 2
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет: Роскошный викторианский особняк красного кирпича со стеклянным потолком и богатым убранством комнат, окруженный тенистым парком, тянущимся на многие мили, разве не печально застать его спустя пару десятилетий печальным, тёмным, разрушающимся и обветшалым? Некогда населенный большой семьёй и говорливыми слугами, теперь он стоит безмолвный и одинокий. Выбиты окна, прогнулись потолки, ветер гуляет по пустым комнатам, облупилась лепнина, покрылась пылью хрустальная люстра, ступеньки крыльца поросли сорняками, а тёмный холл хранит следы горя, разбитых надежд и пролившейся крови. Кто или что стало причиной такого упадка? Куда делось семейство с гордостью некогда владевшее Хандрендс-Холлом? Пытливый читатель, решившись приоткрыть скрипучие двери дома и заглянуть внутрь, узнает, если хватит смелости, ответы на эти загадки.

Впечатления: Признаться сразу, я первые 150 страниц с нетерпением и безуспешно ждала, когда же на страницах романа начнётся что-то мистическое, а автор как назло все тянула и тянула! Я даже стала сомневаться, а ту ли я историю читаю, что была заявлена в аннотации и отзывах. Это я к тому, что хоть произведение очень неспешное, в курс дела читатель вводится довольно медленно, дальше все будет, но это даже хорошо ибо помогает ещё полнее прочувствовать старинный особняк и поддаться его чарам. А ещё параллельно познакомиться с персонажами, которые кстати так и не смогли вызвать у меня сопереживание и сочувствие. Буквально все главные герои показались мне довольно эгоистичным и неприятными людьми, волновалась только за Плута и финал его истории меня расстроил больше всего! Уж слишком я люблю собак, чтобы спокойно такое читать:(

Итого: Хороший, не то чтобы готический, но уж точно мистический роман. Я хорошо провела с ним пару вечеров, с удовольствием гуляла по разрушающемуся Хандредс-Холлу, строила догадки, ждала с замиранием нового появления призрака и с нетерпением перелистывала страницы последних глав:) Конец истории мне понравился, лёгкая недосказанность в финале очень к месту. Более того, дальше по плану у меня шла совсем другая книга, но так не хотелось расставаться с атмосферой «Маленького незнакомца» и побыть в готическом особняке ещё с парочку дней, что придётся нарушить свой план и пойти почитать ещё один роман про призраков:)

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Упражнение в готическом жанре у Уотерс выдалось таким хорошим, что я без колебаний готов назвать «Незнакомца» ее лучшим романом. Прекрасная постановка интриги, впечатляющие и запоминающиеся мизансцены, хороший слог и диалоги. Все выполнено с привлечением минимального круга действующих лиц — то есть нельзя сказать, что берет масштабом, «создает мир». Роман заведомо подан в качестве литературоцентричного и предполагается знакомство с готической традицией. Автор заведомо не предполагала сущностных высказываний о мироустройстве, ограничившись рукодельем с тщанием в вышивке. Собственно, и Джейн Остин — рукодельница. При этом Уотерс, написавшая лучший роман, заведомо меньше и незначительней Аткинсон — а «Маленький незнакомец» понравился мне много больше притязательной «Жизни после жизни». Может и без лесбийских имотивов выдать славный роман.

Намекнув на возможность как бы немистического подтекста событий, Уотерс выдала на-гора занятнейшее послесловие, содержащее социальную критику Джозефины Тей за социальный снобизм и прямо указала, что второстепенный персонаж есть Бетти Кейн в молодости. Что откровенно не предполагалось без такой подсказки. Памятуя о дальнейшей судьбе Бетти, появился очередной подтекст в сторону немистического развития событий. Так автор самостоятельно интерпретирует тексты, придавая дополнительную интригу. Мне вот Тей во время чтения на ум не приходила, а «Возвращение в Брайсхед» с критикой и одновременной завороженностью уходящей натурой английской аристократии в качестве очевидного аналога вспоминался постоянно. Ну а мистический круг предшественников широк и очевиден. Интересно, сделает ли шаг вперед Уотерс в следующем романе или вернется на круги своя в романе о трудностях любви в табуированном обществе?

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга автора, которую я прочитала. На этот раз обошлось без столь любимой Уотерс темы лесбийской любви, что гетеросексуального читателя не может не радовать. :)

Я (как читатель) выделила в сюжете две линии — мистика и реализм. Тем более, что этот роман часто относят к нью-готике. Мистическая линия — на мой вкус — слаба и невнятна. Как причина гибели семейства Айресов — неубедительна. И вообще, а был ли «маленький незнакомец»? Или автор ловко манипулирует читателями, подсовывая это объяснение? Скорее — второе.

А вот реалистическая прописана очень неплохо. Конец второй мировой. Англия. Ранее блестящее семейство местных помещиков пришло в упадок. Земли распродаются, ферма убыточна, шикарный особняк ветшает, и его умирание разрушает психику оставшихся обитателей: старой дамы со следами былого величия, которая тоскует по умершей в детстве дочке-первенцу, и ее детей — засидевшейся в девицах некрасивой дочери и искалеченного на войне сына, на которого сваливаются все тяготы главы разорившегося семейства. Все события показаны глазами доброго доктора, доброта которого под финал становится весьма сомнительной. Доктор с детства очарован Хандредс-Холлом, в котором его матушка в свое время работала няней, и не упускает возможности попасть в закрытый для посторонних круг общения Айресов. К чему это привело? Читайте роман. :)

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх