FantLab ru

Джордж Элиот «Мидлмарч: Картины провинциальной жизни»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.22
Голосов:
54
Моя оценка:
-

подробнее

Мидлмарч: Картины провинциальной жизни

Middlemarch

Другие названия: "Ветер перемен", Миддлмарч, "В тихом омуте-Буря","Очерки английской провинциальной жизни"

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Мэри Энн Эванс (таково настоящее имя писательницы) была женщиной образованной, талантливой и нестандартно мыслящей — своего рода английской Жорж Санд. Широта ее взглядов и глубокие познания нашли свое отражение в творчестве писательницы.

Самым масштабным произведением Джордж Элиот, настоящим великим английским романом стал «Мидлмарч». Мидлмарч — это название провинциального городка, в котором и вокруг которого разворачивается действие романа. Множество персонажей населяют его страницы, и их судьбы переплетены волей автора: это ханжа и педант Кейсобон и Доротея Брук, талантливый врач и ученый Лидгейт и мещанка Розамонда Винси, ханжа и лицемер банкир Булстрод, пастор Фербратер, талантливый, но бедный Уилл Ладислав и многие, многие другие. Неудачные браки и счастливые супружеские союзы, сомнительное обогащение и возня вокруг наследства, политические амбиции и честолюбивые интриги. Мидлмарч — городок, где проявляются многие людские пороки и добродетели.

Примечание:

Публиковался частями: 1871—1872 гг.

Роман регулярно попадает в списки «Best of...» и рекомендованной литературы. Так в топе американского журнала «Newsweek» — «100 лучших книг всех времен и народов» — «Мидлмарч» занял 13 место.


Награды и премии:


лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

лауреат
100 лучших книг, написанных на английском языке / The Guardian's 100 Best Novels Written in English, 2015

лауреат
100 самых вдохновляющих романов по версии BBC / BBC list of 100 “most inspiring” novels, 2019 // Семья и дружба

Похожие произведения:

 

 


В тихом омуте-Буря
1873 г.
Мидлмарч
1981 г.
Мидлмарч
1988 г.
Мидлмарч
2007 г.
Мидлмарч
2011 г.
Мидлмарч
2012 г.
Мидлмарч
2012 г.
Мидлмарч
2016 г.
Мидлмарч
2018 г.
Мидлмарч
2018 г.
Мидлмарч. Ветер перемен
2019 г.
Мидлмарч
2019 г.
Мидлмарч. Том 1
2019 г.
Мидлмарч. Том 2
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Middlemarch
1965 г.
(английский)
Middlemarch (Penguin Classics)
1994 г.
(английский)
Middlemarch
2000 г.
(английский)
Middlemarch
2006 г.
(английский)
Middlemarch
2008 г.
(английский)
Middlemarch
2012 г.
(английский)
Middlemarch
2017 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Роман классический старинный,

Отменно длинный, длинный, длинный,

Нравоучительный и чинный,

Без романтических затей»...

Лучшей характеристики для «Мидлмарча» можно и не искать. Меня поразило, кстати, что сама Элиот считает свою немаленькую книгу динамичной, под стать динамичному XIX веку — не то, что Филдинг в его неторопливом XVIII столетии!

И еще — с какой последовательностью она разбивает романтические штампы. Скажем, есть юный красавец с загадочным происхождением (привет Вальтеру Скотту!) — но он не оказывается ни принцем, ни лордом. Есть кроткая белокурая дева, но она не будет скромно опускать глаза и безмолвно обожать своего супруга и повелителя.

«Миддлмарч» — мое первое знакомство с Джордж Элиот. И сразу на память пришла Джейн Остин — те же ирония, афористичность, меткие психологические характеристики. И не только это. Кто-то сказал, что Остин выдумывает своих героев для того, чтобы с удовольствием рубить им головы. На самом деле о мисс Джейн я бы такого не сказала, но вот Элиот, похоже, именно такова. Почти все ее герои честны, добропорядочны и полны наилучших намерений. И всем автор задает прежестокую таску, просто чтоб проверить, много ли в процессе останется от их благих помыслов и высоких идеалов? Да как изящно она это делает! Всех героев Элиот старается описать с их собственной точки зрения — казалось бы, более всепонимающего автора не найти. Но как же она при этом умеет подчеркнуть непоследовательность благородной Доротеи, бездушие ученого Кейсобона, эгоизм безупречной Розамонды!

«Мидлмарч» заставил меня задуматься над удивительной конструкцией под названием «викторианский брак». Барышни попросту ждут прекрасного принца и в силу ограниченности жизненного опыта готовы признать за такового едва ли не любого претендента. У мужчин жизненный опыт есть; как же они выбирают подруг? Представьте: солидный мужчина, ученый или там врач, а не какой-нибудь восторженный юнец, ищет супругу. И ведь ни о какой задней мысли «не понравится — разведусь» не может быть и речи! Так что дело ответственное.

И что же? Достаточно джентльмену заметить белокурую наяду (или темнокудрую святую Терезу) да поймать нежный взгляд избранницы — и все! Он уже не сомневается, что в браке она будет настоящим ангелом. Он даже не задумывается, что там у барышни за душой. И как только выясняется, что даже у самой терпеливой Гризельды есть свои мнения, желания, воля... все, брак рушится моментально. Счастливые новобрачные превращаются в бедолаг, пожизненно приговоренных к обществу друг друга.

Закончила фразу и задумалась — законы о браке, конечно, стали снисходительнее к нашим ошибкам, но стали ли мы сами разумнее в выборе?

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, это не один роман, а три или четыре, чьи герои почти не общаются друг с другом (хотя Лидгейт оказывается лечащим врачом Кейсобона), но в чьих историях очень много параллелей (Кейcобон работает над «ключом ко всей мифологии», а Лидгейт ищет «первоначальную ткань» в анатомии). Это история двух несчастных браков и одного счастливого. Эта книга о том, как важно выбирать себе призвание (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Френк находит свое счастье, только когда отказывается от карьеры в церкви, для которой он явно не подходил

Это история людей, которые опоздали с выбором дела жизни или (как это понимает нынешний читатель) родились слишком рано.

Фамилия «Casaubon» — это фамилия Исаака Казобона, крупного историка религии в XVII веке. Но Кейсобон в своей сфере деятельности безнадежно опоздал, так как он не читает по-немецки, он безнадежно отстал от последних достижений в истории древности и истории религии. И книга, материалы к которой он собирал всю жизнь,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и к которой он так и не приступил
, оказалась бы безнадежно устаревшей.

А вот Доротея (как понимает нынешний читатель) родилась или слишком поздно (чтобы основать монашеский орден) или слишком рано. В наше время она не стала бы всего лишь личным секретарем своего ученого супруга, она сама стала бы ученым. А может быть, она стала бы женщиной-священником. Сейчас англиканская церковь признает женское священство, в 1830 году оно было немыслимо. Впрочем, у сектантов женщины-проповедницы уже были, этот путь был для Доротеи открыт уже тогда.

Как мало тогда было у женщин возможностей для заработка (Мэри не хочет быть учительницей, но других возможностей для заработка у нее еще нет, «Королева Виктория пришла к власти в стране, где женщинам было запрещено служить даже почтальонами» (с)). Эти размышления об участи женщин, слишком талантливых для того, чтобы просто быть хранительницами очага, парадоксально сближают роман с «Что делать» Чернышевского. Другое соприкосновение — Джордж Элиот тоже восхищалась философией Фейербаха.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Упоминается об общей спальне Кейсобона и Доротеи, но мне очень трудно представить ...эээ... физическую сторону их брака. Вообще, в «пламенной» (Элиот все время называет ее «ardent») Доротее женщина проснулась очень поздно. Ладислав для нее очень долго был всего лишь собеседником)
.

Брак Лидгейта и Розамонд несчастлив по-своему. Как Кейсобону нужна была не жена, а секретарь со знанием арамейского, так Лидгейту нужна была не жена, а канареечка, чьим пением он бы наслаждался после трудового дня.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Интересно, читал ли Чехов «Миддлмарч». Там тоже самоотверженный врач с женой легкомысленной и упрямой умирает от дифтерии.

Калеба Гарта Элиот писала со своего отца и ее любящее описание читателю кажется слишком неправдоподобным. А его пафос трудовой этики и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
исправление Френка трудом
бывшему советскому читателю слишком напоминает о соцреалистических романах.

Роман еще одна страничка «энциклопедии английской жизни». Мы можем много узнать о быте и нравах английской провинции в бурную эпоху перед парламентской реформой (эпоху крестьянских беспорядков, между прочим).

В книге много комических персонажей, описанных то с доброй улыбкой (дядюшка Брук, миссис Кадвалладер, родственницы Фейрбратера, аукционщик), то с ядовитой усмешкой (Фезерстоун и его родственники). А вот Булстрод персонаж уже трагический, он не лицемер, он искренне верит в то, что говорит, тем хуже для него, что он когда-то поддался искушению.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
История его разоблачения может показаться художественно невероятной, слишком много в ней совпадений

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх