FantLab ru

Гарри Гаррисон, Лесли Чартерис «Вендетта для Святого»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.18
Голосов:
65
Моя оценка:
-

подробнее

,

Вендетта для Святого

Vendetta for the Saint

Роман, год; цикл «Святой»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Святой вмешивается в драку, которая возникла в ресторане, когда англичанин приветствует итальянца, делающего вид, что англичанин спутал его с кем-то. Полиция, обнаружив труп англичанина на следующее утро, полагает, что тот стал жертвой грабежа с насилием. Тамплер этому не верит. Он предполагает, что это свойственно итальянской вендетте и обнаруживает, что итальянец имеет связи с мафией. Расследование приводит Святого в замок стоящий на утесе.

Примечание:

Гаррисон соприкоснулся с образом Саймона Тамплера (Simon Templar), когда начал писать комические сценарии для газетной полосы «Святой». Когда полосу отменили, у Гаррисона оставались различные неиспользованные сценарии и Лесли Чартерис (Leslie Charteris) поинтересовался, хотел бы он объединить их в один роман.

Роман, место действие которого происходит на Сицилии, содержит много подлинных деталей «маленького Итальянского города», которые Гаррисон «накопил» живя в Италии.

Позже роман был адаптирован в приключенческий телевизионный сериал «Святой» с Роджером Муром в главной роли.


Входит в:

— цикл «Святой»

— журнал «The Saint Mystery Magazine, April 1964», 1964 г.

— журнал «The Saint Mystery Magazine, February 1964», 1964 г.

— журнал «The Saint Mystery Magazine, January 1964», 1964 г.

— журнал «The Saint Mystery Magazine, March 1964», 1964 г.

— антологию «Вендетта для святого», 1994 г.



Вендетта для святого
1994 г.
Вендетта для святого
1996 г.

Периодика:

The Saint Mystery Magazine, January 1964
1964 г.
(английский)
The Saint Mystery Magazine, February 1964
1964 г.
(английский)
The Saint Mystery Magazine, March 1964
1964 г.
(английский)
The Saint Mystery Magazine, April 1964
1964 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Возвращение Стальной Крысы
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

До прочтения этого романа я не так уж много знал о главном герое — Саймоне Темплере, мои впечатления строились на основе нескольких статей из интернета, посвященных творчеству Л. Чартериса, и голливудского фильма 1997 года, главную роль в котором исполнил Вэл Килмер. Довольно негусто, поэтому я надеялся, что роман Гаррисона несколько восполнит пробелы — мои ожидания не оправдались. Даже упомянутый фильм, который по мнению критиков очень вольно трактует образ Святого, показался мне ближе к изначальной задумке, чем данный роман, несмотря на то, что Чартерис лично правил и одобрил рукопись Гаррисона.

Роман состоит из нескольких объемных глав, каждая из которых имеет развернутое название и в свою очередь делится на четыре части. Действие происходит на территории Италии, в центре сюжета, конечно, сицилийская мафия, которой в одиночку противостоит главный герой. Завязка буквально высосана из пальца и смотрится крайне неубедительно — Святой ввязывается в опасную авантюру не ради спасения мира и не в погоне за солидным кушем, а по сути из праздного любопытства — расследуя гибель случайного знакомого Саймон начинает раскапывать тёмное прошлое могущественного итальянского дона Алессандро Дестамио.

Образ главного героя лишен какой-либо индивидуальности и соткан из расхожих жанровых клише. Можно смело заменить имя протагониста на любое другое, и разницы никто не заметит. Здешний Святой любит дорогие костюмы, шикарные ретро-автомобили, фешенебельные рестораны, ну и, конечно, является грозой всех симпатичных женщин. При этом он никак не оправдывает свое громкое прозвище — здесь не фигурирует его фирменный логотип, который он оставлял в наиболее памятных местах боевой славы — стилизованный человечек с нимбом. В оригинальных произведениях Л. Чартериса Святой иронично именует своих врагов «безбожниками», а добытый в ходе приключений профит — «десятиной», постоянно меняет псевдонимы, но неизменными остаются инициалы S.T. — Саймон Темплер — видимо это было давно и неправда, ведь у Гаррисона и близко ничего подобного нет.

Даже в раскритикованном фильме Святой оправдывает свое имя — там мелькает и фирменный логотип, и для псевдонимов он выбирает имена христианских святых, а благодаря отсебятине сценаристов становится мастером перевоплощения, постоянно меняя образы и гримируясь. Местами он напоминал Джеймса Бонда, местами Тома Круза из «Миссия: невыполнима» и даже в некоторых эпизодах агентов Тома Клэнси, сражающихся с цепными медведями сибирских гулагов. Тем не менее, пусть и очень искаженный, но запоминающийся индивидуальный образ Святого в фильме присутствовал, почему же в этой книге автор даже не предпринял попытки как-то выделить героя из серой массы типичных героев боевиков?

История происхождения Святого — тайна покрытая мраком, Гаррисон даже не пытается приподнять завесу над этой темой. В фильме сценаристы сделали смелое предположение, что Саймон был сиротой и рос в церковном приюте. Там есть описание детской психологической травмы Саймона, который оказывается косвенным виновником несчастного случая, в результате которого гибнет его подруга. Это объясняет дальнейшее отношение Святого к женщинам, причем довольно достоверно с точки зрения психологии — Саймон не может остепениться, но не потому что по натуре склонен к полигамии, а по причине того, что подсознательно боится повторения детского кошмара, считает, что своим возлюбленным он несет только неприятности, и сбегая от них, он считает, что тем самым защищает их от бед.

Гаррисон не стал лезть в такие дебри, и хотя красотки в романе присутствуют, но они скорее выполняют функцию живой мебели, декораций, дополняющих образ главного героя — если есть крутая тачка и модный костюм, то и женщина рядом должна соответствовать. Даже Джина Дестамио, которой автор придал бурный итальянский нрав, не выходит за эти рамки — на первом плане всегда ее шикарное тело, а не сложная натура. Добиться ее любви — для Святого такой же банальный квест, как выторговать у хозяина-знатока коллекционный Бугатти.

Что ни говори, а до М. Пьюзо по части описания мира гангстеров Гаррисону очень далеко — в романе куча мафиози, постоянно мелькают словечки типа вендетта, омерта, мафия, дон, но ощущения сопричастности этому миру, осознания жесткой реальности происходящего у читателя не возникает. Единственный вывод, который можно сделать из книги — итальянская мафия вездесуща и неискоренима, каждый второй местный житель тем или иным образом имеет отношение к этой грозной структуре, поэтому Святой оказывается на положении затравленного зверя — постоянно бежит и скрывается, понимая, что каждый крестьянин может его сдать в руки врагов.

Автор достаточно вольно обходится с выставлением уровня сложности прохождения врагов главным героем — в одних эпизодах они действуют гениально, обводя Святого вокруг пальца как котенка, но при необходимости Саймон может выйти невредимым из самой невероятной ситуации при полном попустительстве своих противников, которые из опасных гангстеров внезапно превращаются в поражённых столбняком статистов. Главный злодей выглядит очень стандартным и нарисован исключительно в черных тонах, хотя здесь у автора было широкое поле для маневра, он мог показать Аля Дестамио безжалостным мафиози, но при том человеком не лишенным нежных чувств к близким, готовым жертвовать собой ради семьи. Но нет, не сложилось, а в концовке нас вообще ожидает один из самых избитых штампов — всю свою историю злодей поведает сам, что называется, добровольно и с песней.

Непонятно ради чего вообще был написан этот роман — ничего нового и оригинального в рамках цикла, посвященного Святому, он не несет, поклонники творчества Гаррисона, привыкшие к Миру Смерти и Стальной Крысе будут разочарованы — нет фантастического элемента, много жанровых клише, а главный герой — совершенно безликая кукла. Хоть как то воспринимать эту книгу можно разве что в качестве отдельно стоящего произведения, которое может скрасить пару вечеров, при условии наличия острого книжного голода. Желающим поближе познакомиться с Саймоном Темплером я эту книгу категорически не рекомендую, поклонникам Гаррисона-фантаста тоже лучше проходить мимо, при желании почитать реалистические произведения автора, можно найти и более интересные образцы его творчества. Впечатление от чтения — как будто пролистал дешевый комикс — вроде бы красочно и ярко, но поверхностно и не увлекательно.

Оценка: 5
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нет отзыва! У меня просьба кто нибудь подскажите где найти эту книжку, почитать, пожалуйста!:confused::pray::smile:

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх