FantLab ru

Джейн Остен «Чувство и чувствительность»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.24
Голосов:
180
Моя оценка:
-

подробнее

Чувство и чувствительность

Sense and Sensibility

Другие названия: Разум и чувства

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

Две молодые благовоспитанные девушки устраивают свою судьбу. Что будет лучшим советчиком: разумная сдержанность или чувствительность? — вы сможете узнать, прочитав данный роман.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (28)

Джейн Остен. Собрание сочинений в трех томах. Том 1
1988 г.
Чувство и чувствительность. Гордость и предубеждение
1993 г.
Чувство и чувствительность. Гордость и предубеждение. Леди Сьюзен
2003 г.
Чувство и чувствительность
2007 г.
Чувство и чувствительность. Эмма
2008 г.
Чувство и чувствительность
2009 г.
Чувство и чувствительность
2009 г.
О чувстве и страсти
2009 г.
Все шедевры в одном томе
2010 г.
Чувство и чувствительность
2010 г.
Собрание сочинений. Том 1
2011 г.
Чувство и чувствительность
2011 г.
Чувство и чувствительность
2011 г.
Чувство и чувствительность. Гордость и предубеждение. Леди Сьюзен
2011 г.
Полное собрание романов в двух томах. Том 1
2011 г.
Чувство и чувствительность
2012 г.
Собрание сочинений в одной книге
2012 г.
Чувство и чувствительность
2012 г.
Чувство и чувствительность
2013 г.
Гордость и предубеждение
2016 г.
Чувство и чувствительность
2016 г.
Чувство и чувствительность
2018 г.
Чувство и чувствительность
2018 г.
Чувство и чувствительность
2018 г.
Чувство и чувствительность
2018 г.
Чувство и чувствительность
2019 г.
Чувство и чувствительность
2019 г.
Гордость и предубеждение. Разум и чувства. Сила здравомыслия
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я никогда не устану восторгаться произведениями Джейн Остен. То, что она могла описывать так изящно, современное общество не сумеет выразить даже на пальцах. Нужно ли добавлять, что в этом отношении романы знаменитой писательницы следует читать не только как сентиментальные вещи, но именно как руководство к действию против скудного ума? Пожалуй, нет.

«Чувство и чувствительность», конечно, далеко не так знамениты, как «Гордость и предубеждение» или та же «Эмма». Но по силе эмоций они ничуть не уступают свои собратьям.

Этот роман основан на силе привязанности и сестринской любви двух девушек, по характеру столь же разных, сколь разнятся сами понятия «чувство» и «чувствительность». Первое присуще старшей сестре, Элинор, разумной девушке, которая наделена сильным духом, способным скрывать даже страдания сердца, вторым же одарена вторая сестра, Марианна, которая при всей её импульсивности является справедливым и добрым существом. И хотя они так разнятся, их привязанность друг к другу трогательна, чем и заслуживает любовь читателя.

В романе много родственных и дальнеродственных связей, которые каждая в своей мере помогает героиням понять себя и окружающих, а также влияет на ход событий тем или иным образом. Это не значит, что все родственники героинь добры и милы, наоборот, среди них навалом людей, которым нечего вменить в заслуги, кроме богатства. Словом, как бы взаимная любовь не освещала жизнь юных барышень, всегда найдётся родственник или хороший знакомый, по воле которого возникают тучи.

Пылкость Марианны, влюблённой в столь же пылкого молодого человека, сдержанность Элинор, хранящей в сердце любовь к нравственно высокому человеку, – эти два качества будут постоянным предметом внимания читателя, и ему самому придётся выбрать, что важнее и правильнее. Также ему доведётся восхититься самоотверженностью и добросердечностью людей, поистине любящих героинь и желающих им самой лучшей жизни. Хорошо, что даже несмотря на то, что таких людей меньше, чем «родственников», сила их любви способна сокрушить любую беду. А бед на долю героинь выпадет немало.

Конечно, это истинно женский роман. Конечно, я не стану рекомендовать его мужчинам. Но пусть мужчины знают – у нас есть хорошая литература.

+10

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень трудное для восприятия произведение. Заметно, что это один из первых романов Джейн Остин.

Небольшая по объёму книга перегружена персонажами (если верить Википедии их двадцать шесть). Причём герои «Чувства и чувствительности» либо одинаково называются (например «миссис Дэшвуд» – может оказаться как матерью главной героини, так и женой сводного брата, саму же героиню и её младшую сестру то и дело называют «мисс Дэшвуд», что понимаю текста совсем не добавляет), либо носят похожие имена (сёстры Марианна и Маргарет). В добавок привычные имена героев то и дело заменяются на другие. Анна может превратиться в Нэнси, жену сводного брата называют то «миссис Дэшвуд», то «миссис Джон Дэшвуд», а то и вовсе «Фанни». Или, например, полковник Брэндон почти всегда называется по фамилии, однако иногда в тексте мелькает имя «Кристофер», так что приходится размышлять: о ком вообще идёт речь? И таких примеров двойных – тройных имён в романе хватает. В итоге вся эта масса персонажей сливается в единое месиво и в какой-то момент ловишь себя на мысли, что книге остро не хватает списка действующих лиц с указанием всех имён, возраста и семейных связей между друг другом.

Это если говорить о недостатках романа. Однако кроме них в книге есть и положительные моменты, которые хотя и не вытягивают книгу в число шедевров, однако делают её чтение небезынтересным.

В первую очередь это, конечно, реализм. Характеры персонажей, их чувства, эмоции, мечты, надежды, поступки – всё это настоящее. Одним из главных достоинств Джейн Остин заключается в том, что она писала только о тех вещах, в которых разбиралась. С одной стороны это резко сужало тематику её произведений (всё же кругозор у дочки провинциального священника был весьма ограничен), а с другой – делало её книги столь достоверными. Человеческие характеры, социальные условности, взгляды общества на тот или иной аспект человеческой жизни – всё это описано автором просто виртуозно.

Очень понравилось ещё и то, что автор смогла удержаться от назидательного финала, в связи с чем в конце романа у отрицательных персонажей всё сложилось более-менее благополучно. Это очень похоже на правду, ведь в реальности у сволочей и подлецов зачастую судьба складывается довольно неплохо.

Кроме этого вызвало удивление скромные размеры состояний персонажей книги. Обычно в любовных романах, посвящённых эпохе Регентства, доходы героев измеряются десятками тысяч фунтов в год. А в этой книге Джейн Остин даёт понять, что мужчина с доходом в две тысячи фунтов является вполне достойной партией. При этом речь идёт не о каком-то провинциальном сквайре, нет это вполне приличный уровень для столичного светского общества. С такими деньгами можно не ограничивать себя жизнью в поместье, но и содержать дом в Лондоне. В этом плане «Чувство и чувствительность» не только уделывает на раз своим реализмом десятки, если не сотни любовных романов посвящённых этой эпохе, но и позволяет понять настоящие масштабы богатства и бедности тогдашней Великобритании.

Итог: из-за проблемы в восприятии персонажей чтение «Чувства и чувствительности» принесло мне удовольствие не столько от слежения за поворотами сюжета, сколько от разгадки ребуса под названием «О ком сейчас в тексте идёт речь?». А это не совсем то, на что я рассчитывал, когда открывал книгу, вышедшую из-под пера Джей Остин. Отсюда и относительно невысокая оценка роману.

P.S. Книге очень повезло с экранизацией. Фильм 1995 года (у нас он известен как «Разум и чувства») может служить прекрасным примером того, как надо переносить события сложного и запутанного романа на большой экран. Даже тот факт, что актёры, исполняющие главные роли лет на пять – десять старше своих книжных прототипов не портит картину, ибо качество актёрской игры невероятно высоко.

Кстати, полковник Брендон в исполнении великого Алана Рикмана даже выиграл из-за этой разницы в возрасте. Согласно книге герою Рикмана всего тридцать пять лет, при этом он уже пятнадцать лет как вышел в отставку и живёт в своём имении! Но простите, даже если родители записали его в армию в шестнадцать лет, то за четыре года он никак не мог пройти путь от лейтенанта до полковника! Даже в колониальных войсках (Брендон служил за пределами Англии) такой карьерный рост для рядового аристократа (не принца крови) смотрится предельно странно. Так что перед нами тот случай, когда фильм не только лучше своего литературного первоисточника (в нём нет такой неразберихи, как в книге), но и ближе к реальности.

Всем поклонникам творчества Остин самым настоятельным образом советую посмотреть этот фильм. Ему дико не повезло, что он вышел в тот же год, что и классический сериал BBC «Гордость и предубеждение» из-за чего он остался в тени данного шедевра, но это тоже эталонный пример экранизации классического произведения с блестящим актёрским составом.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Чувство и чувствительность» стал вторым романом в моём знакомстве с творчеством Джейн Остен. И впечатление он произвёл гораздо более приятное, нежели «Гордость и предубеждение».

Остен покорила меня своими персонажами. В противовес пустому, в моём понимании, и безликому «Гордость и предубеждение», здесь она старательно выписала характеры своих героев. Они живые, они яркие, в существование подобных людей в ту эпоху вполне можно поверить. Понравилась и главная героиня — разумная, рассудительная, не позволяющая страстям руководить её поступками. Вообще, каждый более-менее щедро упомянутый персонаж чем-то да зацепил. Каждый — индивидуален и не похож на прочих. И мне непонятны причины, по которым рядом с этим блистательным в изящной психологичности романом предпочтение и превознесение отдают именно «Гордости и предубеждению». Здесь каждый герой самобытен, никто не является законченным злодеем или же, напротив, непогрешимой добродетелью — люди серы по природе своей, в них нет остроты чёрного и белого, и у Остен это хорошо видно.

Сильно разочаровала концовка. «А в конце все они жили долго и счастливо» для меня есть дурной тон, безвкусица даже для тех времён. Предпочту банальную и глупую концовку поскорее забыть, но запомнить ярких героев.

Нельзя не отметить и тонкий английский юмор Остен, особенно когда она затрагивала столь значимое в ту эпоху общественное положение, мнение и состояние. Её ироничные замечания в тексте всегда как нельзя кстати разряжают свойственную женской литературе тех времён напыщенность.

О потраченном времени не пожалела, но, пожалуй, себе в коллекцию всё-таки добавлять не стану — пусть герои мне и нравятся, само произведение не сказать чтобы уж очень сильно зацепило и оставило в душе неизгладимый след.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Две сестры Дэшвуд — рассудительная и сдержаная Элионор и взбалмошная, импульсивная Марианна — в свои 16-18 лет ищут мужей. Увы, обе практически бесприданницы. Первая влюблена в уже помолвленного джентельмена, вторая полюбила повесу и бабника. Так чем же лучше руководствоваться в жизни? Доводами разума или импульсивными чувствами? (Судя по финалу, правильный ответ — трезвым расчетом)))

Из 6 романов любимой мною писательницы этот мне нравится меньше всего. Мне несимпатична Марианна, потому что чарующую откровенность и естественность можно также назвать полным пренебрежением нормами общества и здравого смысла, которые в Марианне выпествовала матушка, попустительствуя выходкам своей дочери-любимицы. Ни разу никто не говорит Марианне и слова поперек, а если вдруг Элионор пытается предупредить ее против ошибок, в ответ раздается хлопанье рестниц и «АШоТакое?». И вроде бы Марианна заботится о матери и сестрах, но забота эта показушная. Ни секунды в ее пустую головку не вкрадывается мысль как многочасовые разъезды с неженатым джентельменом тет-а-тет в коляске по окрестностям отразятся на репутации самой Марианны и шансах выйти замуж ее сестер Элионор и 14-летней Маргарет? «АШоТакое?!».

Элионор мне тоже неприятна. Она настолько уверенна в собственном превосходстве, что даже любовь ее к Эдварду выглядит пресно. Она уверена что в 100 раз лучше девушки, с которой он помолвлен. Люси глупая, вульгарная, льстивая, невоспитанная и т.д. Конечно, Эдвард любит только Элионор. А если вдруг все же женится на Люси, то будет навсегда несчастен! К сожалению, совсем непонятно почему Элионор так уверенна в своих достоинствах. О людях, проявляющих заботу об Элионор и ее сестре Марианне, или даже матери, она невысокого мнения. В кого не плюнь — только обе мисс Дэшвуд и их маменька достойные леди. Миссис Дженнингс, которая пригласила девушек пожить с ней в Лондоне, слишком глупа. Сэр Джон, проявивший о благополучии семьи Дэшвуд больше заботы, чем родной брат Элионор и Марианны, недалекий. Его жена леди Мидлтон — глупая и невоспитанная. Жена брата Фанни — жадная и скупая. Брат — заискивает перед богатыми, слабовольный и нерешительный. Люси и Нэнси Стил — вульгарные, льстивые, хитрые и т.д. и т.п. Миссис Фаррер — самовлюбленная и глупая. Честно говоря, очерняя окружающих, Элионор меня не убедила в том что одни они с Марианной белы аки лебедушки.

Также странно выглядят элементы сентиментального романа, вроде девы, что подвернула лодыжку, и вот неизвестный кавалер несет ее на руках прямо к ней домой... Или умирающая дева, к смернтому одру которой пришел ее неверный возлюбленный покаяться... И жадность, практичность и безнаказанность второстепенных персонажей. Ну как-то... Слишком эклектично.

В романе хорош язык, авторская ирония и стиль писательницы. Но персонажи произведения у меня вызывали отнюдь не благожелательные чувства.

Оценка за другие произведения автора. Люблю у Остин «Гордость и предубеждение», «Эмму» и «Доводы рассудка».

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чистый восторг. За эти плавные, тягучие, совершенные фразы я уже могу простить всё, но здесь этого не понадобилось. Сюжет и-де-а-лен. Помните, как в «Теории Большого Взрыва» Шелдон говорит: «Оказалось, что любимая книга Эми «Гордость и предубеждение» — безупречный шедевр. Он слишком гордый, у неё полно предубеждений — всё у них как надо»? Так вот, ко второму самому известному роману Остен это тоже относится в полной мере. Одна полагается на разумное чувство, вторая всё приносит в жертву чувствительности; и к этому прилагается изящество и мастерство Джейн Остен.

Безупречный шедевр.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Женщина и финансы

«Будьте честны и бедны, сделайте милость, но я не стану вам завидовать. Я даже не уверена, что стану вас уважать. Я куда больше уважаю тех, кто честен и богат.»

Я из тех, о ком Кинг в «Зеленой миле» говорит: «На этой неделе у нее гостит мисс Остен»* любовь началась еще в девичестве, а романов всего шесть, потому каждый прочитан не по разу, «Разум и чувства» перечитывала несколько раз, даже когда давно переросла возраст героинь и оставила позади гормональные бури чувств и чувствительности.

Доводы рассудка играют не меньшую роль, и громче всего звучит связанный с финансовым базисом. В мире романов леди Джейн магия высокого годового дохода нивелирует недостатки происхождения, воспитания, человеческих качеств, ума. Да, ее героини судят строже, чем диктует общесоциальный стандарт. Но они плоть от плоти своего общества.

Джейн Остен описывает не жизнь работающих женщин, как Шарлотта Бронте, то есть, тотальной зависимости от воли работодателя и предписываемого регламента ее героини не подвержены, и вольны распоряжаться своим временем по собственному усмотрению. В пределах своих финансовых возможностей, за исключением «Эммы», довольно стесненных.

«Чувства и чувствительность» с точки зрения отношений «женщина-деньги», любопытная коллекция типажей. Двигатель сюжета резкая неожиданная смена статуса, связанная со смертью отца и системой майората — чтобы не дробить состояние, право наследования закреплялось за старшим в роду мужчиной. Дочери от второго брака остаются ни с чем, старший сводный брат давно женат и родственных чувств к ним не питает. Нестарый еще отец скончался скоропостижно, не успев позаботиться о будущем жены и девочек.

Обстоятельства вынуждают не только сильно ужаться в финансовом смысле и покинуть свой милый дом, но в худшем случае расстаться с любимыми людьми, даже пойти в услужение. Коттедж, предоставленный дальним родственником, выглядит в этих обстоятельствах спасительным ковчегом, но для минимально достойной жизни придется серьезно ужиматься.

Элинор, старшая из сестер и более здравомыслящая, чем непрактичная мать, берет на себя роль кризисного менеджера, вынужденного порой идти на непопулярные меры: урезать расходы на приятные, но такие непрактичные вещи — Ты хочешь, чтобы мы голодали? — Нет. Я хочу, чтобы у нас была возможность есть мясо.. Не столь привлекательная, как младшая сестра, она не предполагает конвертировать красоту в выгодную партию. Ее избранник Эдвард младший сын и будущий священник.

Марианна годом моложе, прелестная английская роза, чье более чем скромное приданое с лихвой компенсируют происхождение, красота и воспитание. Подсознательно уверенная, что вправе рассчитывать на самую отменную партию, позволяет себе влюбиться в блестящего вертопраха Уиллоуби, имеющего виды на наследство и многие долги. Девушка едва не губит репутацию и серьезно заболевает, переживая его предательство, но после всех треволнений находит свое счастье со спокойным надежным, хотя скучноватым и откровенно старым для себя полковником Брэндоном.

Есть еще пройдоха Люси Стил, беспринципная и беззастенчивая, которая свой кусок пирога готова вырвать изо рта у кого угодно, сопровождая это льстивыми ужимками. В отличие от барышень Дэшвуд, не может похвастаться ни манерами, ни происхождением, ни образованностью, но беззастенчивая лесть порой творит чудеса. Вертопрах Роберт Феррарс уловлен в сети прелестницы, а гнев богачки мамаши скоро сменится на милость и жить молодая чета будет с большим, чем у Элинор с Эвардом блеском, хотя с куда меньшим достоинством.

Фанни, невестка девушек Фанни, которой немыслимое благополучие буквально падает с неба и выделить малую толику, чтобы буквально обеспечить родственниц, ей ничего не стоило бы, но нет — не останавливается даже перед тем, чтобы выгнать их из дома.

Завершая — мисс Грей, неприлично богатая молодая дама, которая заплатила долги и практически купила беспутного Уиллоуби, чтобы сделать карманным мужем. И что-то подсказывает мне, что именно эта участь ждет его. Такая попытка рассмотреть «Чувства и чувствительность» в качестве мини-энциклопедии матримониально-финансовых отношений

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Образы Элинор и Марианны основаны на максимальном психологическом контрасте. Одна пылкая, другая сдержанная. Одна легкомысленная, другая рассудительная. Как говорится, они такие разные, и всё-таки они вместе.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Чувство и чувствительность» — первый роман Джейн Остин, с которым я познакомилась. Прочитав аннотацию, я ожидала большего от этой книги, чем получила в итоге. Да, несомненно есть в сюжете такие моменты, которые очень интригуют и поглощают тебя, но их не много. Язык романа очень изящен и утончен, чем очень привлекает. Характеры героев расписаны великолепно, благодаря этому понимаешь все их поступки и действия. Из этой книги я подчеркнула не мало уроков, которые возможно помогут мне в будущем.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравилось.

Это второй роман подобного рода прочитанный мной.(если не считать У.Коллинз)

«Горд. и пред.» зачитано и засмотрено мною до дыр, а не давно мне посчастливилось приобрести чудесный томик «ГиП» с семейством Беннет на обложке и несравненным мр.Дарси на обороте!)))))

ЧиЧ вместе с «Эммой» шли в нагрузку.

Читала просто взахлеб, очень понравился тонкий сарказм, разлитый в романе, затрагивающий различные аспекты той эпохи.

Никаких затруднений с именами у меня не возникло, читала с удовольствием, даже в какой-то момент это был настоящий светский детектив!

В предвкушении ожидаю удовольствия от «Эммы«!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх