fantlab ru

Джонатан Тригелл «Мальчик А»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.41
Оценок:
44
Моя оценка:
-

подробнее

Мальчик А

Boy A

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Два подростка пятнадцать лет назад совершили жуткое преступление, убили школьницу.

Один из убийц, отсидев положенный срок, с вымышленными документами выходит на свободу и пытается устроить свою жизнь с чистого листа...

© sham

Награды и премии:


лауреат
Премия Уэйвертона / Waverton Good Read Award, 2004-2005 // Лучший дебют

лауреат
Премия Джона Лливелина Риса / John Llewellyn Rhys Prize, 2004

Экранизации:

«Мальчик А» / «Boy A» 2007, Великобритания, реж: Джон Краули




Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
Т. Покидаева (2)

Мальчик А
2006 г.
Мальчик А
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Два ребёнка. Убитая и изнасилованная девочка. Тюрьма. Новая жизнь. Девушка с большим телом. Кот.

Роман Джонатана Тригелла не столько о событиях внешних сколько о внутренних переживаниях, мыслях. Роман не спешный. Повествование скачет от одного персонажа к другому, из одного временного периода другой. День в тюрьме, мальчик А в школе, вечеринки в баре уже в новой жизни главного героя, кусочек из мыслей психолога. И так далее. По сути сюжета как такового особо и нету. Автор скорее рисует для нас картину, которая может стать этаким триггером для размышлений читателя. Начинаешь задавать вопросы — Может ли человек измениться? Всегда ли «убийца и насильник» из газеты достоин только отвращения? «Я бы таких убивал!» — это достойная реакция или как? Что такое доверие? Как мы живём и общаемся с близкими нам людьми?

Хорошие вопросы.

Читается достаточно просто и легко. Даже не смотря на общую мрачность и жестокость.

Из минусов выделю лишь то, что все эти хорошие мысли преподносятся слишком прямолинейно и простовато. Ещё, на мой сугубо субъективный взгляд, рассказанные истории могли быть поинтереснее. Где-то в середине книги ловил себя на мысли что начинаю скучать.

В сухом остатке — хорошая книга, дающая пищу для размышлений.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротный роман. По стилистике мне напомнил Паланика. Написан в настоящем времени, что придает динамику сюжету, люблю такие книжки. Автор ведет повествование, перепрыгивая с одного временного промежутка на другой почти через каждую главу. Однако, от этого нить сюжета не теряется, а скорее наоборот, сюжет получает некий объем, и интрига раскручивается постепенно, достигая пика в финале. Немного портит общее впечатление обилие мата, однако, через некоторое время он перестает резать глаза, т.к. применяется порционно и к месту. К сожалению, в последней трети романа автор начал сводить все концы с концами, от этого история потеряла надрыв, стала более пресной, и я потерял веру в написанное. Концовка тоже особо не впечатлила, однако, могло быть и хуже

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
если бы произошла встреча А с «белым китом» стало бы совсем карамельно, а ведь автор зачем-то привел обоих персонажей в Блэкпул
В целом книга понравилась, но мне чего-то не хватило.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

История о молодом человеке, который будучи ребёнком, попав под дурное влияние, совершил преступление, вызвавшее общественный резонанс по всей стране. Это было убийство. Расплатой стало тюремное заключение на остаток детства и юность. В итоге, после долгих лет, проведённых в неволе, он выходит на свободу с новым именем и биографией. Теперь его зовут Джек, и это имя он выбрал сам, посчитав, что оно не привлекает к себе лишнего внимания и не вызывает каких-либо подозрений.

И вот из царства тюремного распорядка он попадает в огромный современный мир, где всё в новинку и всё такое яркое и завораживающее. Джеку находят жильё и работу — так он постепенно становится частью общества, хотя всё равно отличается от окружающих его людей. Он познал лишения тюремной жизни и может быть жёсток, когда это необходимо, но при этом на прожитый в заключении отрезок времени пришёлся период его взросления, и поэтому он в некоторых ситуациях не знает, как себя вести, оставаясь немного наивным и даже в чём-то стеснительным парнем. Сюжет стремительно развивается и, казалось бы, план строительства новой жизни Джека отлично продуман и в нём нет слабых мест, но… не всё так просто.

Главный герой постоянно терзается и задаётся вопросами, достоин ли он того, что у него есть? И чем больше он сближается с людьми, тем сильнее его грызёт совесть, ведь все его чувства искренние и честные, но изначально построены на обмане. Стоит ли ему открыться самым близким или же необходимо соблюдать повышенную осторожность? Сюжет, показывающий, насколько человек может быть одинок, даже если его окружает множество других людей.

Серьёзная дебютная работа английского писателя задаёт достаточно мрачный тон. Каждая глава открывает читателю либо часть новой жизни Джека, либо фрагменты его детства, когда он ещё не был Джеком, а был просто мальчиком, мальчиком А, как его позднее называли в суде. И читатель переживает множество моментов его жизни, ощущая нарастающее напряжение и как будто приближающуюся катастрофу, даже когда главный герой беззаботно веселиться в клубе с новыми друзьями и с девушкой, которая ему нравится.

Книга поднимает непростые вопросы: может ли осужденный за тяжкое преступление человек вновь стать частью общества, не представляя опасности? Кто эти люди на скамье подсудимых? У них есть чувства? О чём они думают и смогут ли жить так же, как и все, если им дать такой шанс? А не слишком ли общество перегибает палку, затапливая всё вокруг себя ненавистью? Эти вопросы можно продолжать бесконечно, т.к. один произрастает из другого.

Нам предоставляют возможность узнать, что происходит внутри человека, получившего второй шанс, но постоянно находящегося под угрозой линчевания и давлением собственных тяжёлых мыслей. Хотя есть и нечто светлое, новые ощущения: дружба и чувство любви, которые дают надежду, что вот-вот станет легче, и легче становится, но надолго ли?

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Там, где нас нет, горит невиданный рассвет.

Где нас нет — море и рубиновый закат.

Где нас нет — лес, как малахитовый браслет.

Где нас нет, на Лебединых островах.

Где нас нет, услышь меня и вытащи из омута.

Веди в мой вымышленный город, вымощенный золотом.

Во сне я вижу дали иноземные.

Где милосердие правит, где берега кисельные.

***

С первоосновой (романом) познакомился только после просмотра фильма с Эндрю Гарфилдом. Причём фильм выглядел вполне неплохим, но меня не зацепил. Ощущалось, что чего-то в повествовании не хватает. Это и стало причиной, по которой я решил прочитать книгу.

К роману «Мальчик А» прикипаешь очень быстро. Хватает буквально пары глав, чтобы понять – это очень сильная, тяжелая книга. Сюжет крутится вокруг Джека (в детстве – мальчика по имени А) – бывшего заключенного, вышедшего по УДО. Джек больше половины жизни провел за решеткой, причём именно что лучшие годы (то есть юность). Он боится мира, у него нет друзей. И вместе с тем он наивно и чувственно воспринимает окружающий мир. А действительность такова – люди на низком старте, финиш же – травля Джека. И виной тому содеянное Джеком и его другом – мальчиков В. Джек только лишь вышел из тюрьмы, как таблоиды (пусть и смехотворная the Sun) вовсю малюют кляузы и предают юношу анафеме. Ну и о какой любви к миру тут может быть речь? Когда тебе даже вздохнуть не дают. Об учениях Иисуса тут и слыхом не слыхивали. Всё было бы хуже, не будь у Джека пары надежных людей. Можно даже назвать их друзьями, но условно. Один из них – Терри (куратор по УДО), вторая – Келли, согласившаяся приютить Джека.

Книга написана легким, ненавязчивым языком. Особенно это касается части Джека. В части мальчика А всё не так просто. Повествование параллельное – есть действие в настоящем (Джек) и в прошлом (Мальчик А). Почти сразу понимаешь, что в определенный момент параллельное повествование сойдется в одно русло, дав мощнейший напор. Главы идут одна за другой, создавая ощущение, что это совершенно два разных человека перед нами. Джек – затюканный тихоня, прячущий голову в землю как страус. Мальчик А – сорванец, который был под гнётом реалий – дураков-одноклассников, нелюбящего отца, трагедии в судьбе матери… Но ведь и Джек находится под давлением общественности. Вот что есть общего у Джека и Мальчика А.

Так же в произведении полно отдельных красный, кроваво-красных линий. Например, это Терри (куратор по УДО). Терри с первых страниц вызывает искреннюю симпатию, ведь он трудится в сфере социальной помощи, его работа – это 99% другим, еще 1% — себе. На такой работе выгорание – это норма. Терри – добрый, отзывчивый, заботливый. Он всего себя отдает своим подопечным. И почти ничего не отдает семье.… На наших глазах рушится его семья. И ведь Терри действительно сам в этом виноват. Но язык не поворачивается обвинять его. Чуть позже автор показывает Терри уже с разрушенной семьей, когда все крахи остаются позади, остается жить с этим «новшеством». Но и здесь Терри думает только о подопечных. Вторая кроваво-красная линия – это отец мальчика А. Его переживания, его обиды на самого себя – достаточно ли этого для прощения? Для самопрощения – возможно. Но простил ли его А? Простил ли Джек? Дополнение к этой красной линии – это Зеб. И ведь он уж точно не виноват в сложившейся ситуации. Но можно ли

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
поступать так, как поступает Зеб? Нам ли судить? Но и ему ли судить – решать как жить другим, якобы виновным в именно таком положении дел? Очень сложный вопрос, на который каждый читатель должен ответить, чтобы лучше понимать самого себя, чтобы лучше понимать Зеба, Терри, Джека, Мишель и других героев книги.

К минусам я бы отнес наличие нецензурной брани. Я вовсе не сноб, против мата как такового ничего не имею, если он использован уместно. В «Мальчике А» мата слишком много, местами он превращает отдельные куски текста в поток брани, который тяжело воспринимать. Второй минус – это мальчик В. Он вызвал у меня огромную неприязнь. Речь не о пренебрежении или брезгливости. Речь о том, что В, с одной стороны, достаточно сильный персонаж, с другой же стороны, он очень слаб и имел огромное влияние на жизнь А. И пусть сослагательное наклонение – штука неблагодарная, но я бы посмотрел на «каков был финал», не будь В в жизни А.

Что касается финала… Он однозначно в книге лучше, чем в фильме. Вроде бы суть одна, но тона совершенно разные. Финал сильный в эмоциональном плане.

Заключение: мощнейшая книга. В ней очень много подтекстов, она заставляет думать. Местами она улыбает читателя, но иногда вводит в состоянии когнитивного диссонанса. Читать неимоверно интересно, несмотря на просмотренный ранее фильм. Категорически советую тем, кто ищет вдумчивую книгу. Жаль, что Тригелл больше особо ничего заметного и не написал.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я, как и большинство, наверное, читавших эту книгу, задавалась вопросами: можно ли выпускать в общество убийц? Нужно ли давать им второй шанс? Я не знаю ответа.

И еще на протяжении всей книги я думала: как? почему? каковы причины поступка этих мальчиков, А и В? Наверное, у них были неблагополучные семьи, думала я, — и читала, что да. Наверное, с ними плохо обращались дети, думала я, — и читала, что да. Наверное, это была месть за всё то, что на них выливалось, думала я, — и...

И появился Джек. Который ничего не знает о взрослой жизни. Который в то время, когда подростки обычно пробуют свободу на вкус — и на зуб, — жил по четкому расписанию за зарешеченными окнами в максимальной степени несвободы. И он пробует это всё — только уже в двадцать с небольшим. Постоянно оглядываясь вокруг с опаской, чтобы не узнали, не догадались. Ведь общество считает его монстром. Ведь оно не простит и не даст второго шанса, ни за что.

А Джек работает. Заводит друзей. Влюбляется. Ходит в бары и на дискотеки. Занимается сексом. Помогает друзьям и даже спасает жизнь. Но однажды...

И вот он, главный вопрос. Кто же он? Мальчик А, который в первый день каникул покатался на карусели, стащил шоколадку из магазина и убил одноклассницу? Или Джек, хороший скромный парень, способный дружить, любить, сострадать, помогать? Кто он теперь?

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравился роман. Честно говоря, не ожидала даже, что меня настолько, что называется, зацепит: автор вроде как молодой-зеленый, роман — его дебют (как бы ни хвалили, но первый блин — он чаще комом), сам сюжет не очень-то свежий. И тем не менее, с первых страниц меня захватила эта история.

Герои прописаны достаточно умело. Джеку сопереживаешь всю книгу, всю книгу думаешь: «Может, он действительно невиновен? Неужели он и правда убил ту девочку?»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И когда в финале книги оказывается, что действительно не один В виноват, хочется, с одной стороны, возмущаться: «Он ведь так упорно отрицал свою вину! А я-то думала, он признался-то лишь ради возможности видеться с Терри!» Но нет, он такое же чудовище. Но, что радует, — люди могут меняться к лучшему!

Разве что В изначально описан озлобленным, а А стал таким под его влиянием. И опять НО: копни глубже — и увидишь, когда-то и В был хорошеньким мальчиком, наверняка. Встает вопрос о среде, в которой растет ребенок. Тема семьи вообще раскрыта во всех подробностях: и на примере семьи А, и семьи В, и семьи Терри. Чем-то все эти истории похожи. И хочется спросить себя, что же мы за люди такие, если все мы несчастливы? Так вот, возвращаясь, собственно, к героям: отлично выписаны характеры всех персонажей, перед глазами действительно стоит герой, а не ходячая картонка с написанным на ней именем. Даже Зеб, который поначалу кажется персонажем проходным, играет свою роль: и за одну главу ты понимаешь всю его мотивацию.

Понравилось разбиение на главы: по буквам алфавита. Знаете, как будто маленький ребенок изучает жизнь: так и Джек, будучи взрослым, будто заново родился. Этим и вообще всей давящей атмосферой книги «Мальчик А» напомнил «Цветы для Элджернона», хотя романы и разные по сути своей. И в дополнение к сказанному об атмосфере: чуть не плакать хотелось всё время чтения. Нет, книга не сопливо-жалостливая, но тяжелая, давящая на психику. Прочувствованная, пронзительная.

Концовка..единственно правильная, пожалуй. Чего еще ожидать от такой истории? И при этом, какой бы обреченной она не была, она если и не внушает оптимизма, то почему-то оставляет по себе крохотный лучик света, как на полу в комнате Джека.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Ты знал, что они умрут. Но в фильме они не умирали. Под грохот выстрелов они выскочили на уступ над обрывом. И застыли на самом краю. Эта картинка отпечаталась в памяти А ярким стоп-кадром: Буч с Сандансом на самом краю обрыва. Навсегда — за полшага до смерти. И пока эти полшага еще остаются, ты не знаешь, что будет потом. Не знаешь, чем все закончится. То есть ты знаешь. Но все-таки не уверен. И это правильно. Только так и надо». Да, только так и надо. И посему концовка кажется ужасной уже не на все 100%, а, быть может, на 95. Или и того меньше.

К минусам можно отнести обрывающиеся сюжетные линии, которые вроде бы должны заканчиваться по-другому. Это и отношения Джека с Мишель (хотя, наверное, если додумать, она так и останется в том состоянии, в котором мы ее встречаем последний раз),

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кстати, совершенно не понравилось, что девушка, которая вроде бы хотела просто развлечься, так быстро влюбилась в Джека, жизни без него не представляет и конечно же (ну а как же еще!) поняла бы, если бы он ей рассказал всё сам — но раз не рассказал, то простить его она не может ни в коем разе. = То ли это она себя обманывает, то ли автор обманывает читателя.

и линия отца Джека (мне глава о нем, вроде бы, ничего нового не сказала). Также, насколько смогла уловить, была несостыковка в днях встречи Джека и Терри: то это четверг, то среда, то вторник.

И, подводя итог всему вышесказанному. В душу запала одна цитата, которую, по-моему, можно принять за одну из основных мыслей этого романа:

»- Зачем ты их [муравьев] мучаешь? Ты же знаешь, что это плохо. Он молча кивнул.

- Тогда зачем ты так делаешь? — Она его не ругала, даже не упрекала. Ей просто хотелось понять.

- Ты смотрела, мам, и ничего не сказала. Я думал, ты скажешь, что так нельзя».

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, дебют молодого английского автора, был удостоен нескольких литературных премий и даже был экранизирован, причем неплохо.

Книга получилась очень грустной. Она повествует о подростке, который в детстве угодил в тюрьму за убийство девочки. И вот спустя 15 лет его амнистируют, дают ему новое имя, придумывают легенду и отправляют жить в Манчестер. Все делается в большой тайне, ибо до сих огромное количество людей жаждут совершить самосуд над малолетним извергом.

И вот книга показывает нам несколько месяцев из жизни этого парня. Он заводит друзей, влюбляется, начинает ценить жизнь. Повествование — линейное с экскурсами: сегодняшняя жизнь главного героя и его детство. Причем сегодняшние дни разворачиваются последовательно, а воспоминания даются хаотично, благодаря чему подробности преступления выясняются уже в конце книги. Конечно же, у такого романа не может быть счастливого финала, поэтому уже с первых страниц становится понятно, что все это закончится крайне трагически.

В целом роман очень понравился. Книжку проглотил буквально за пару дней. Такое получилось очень реалистичное произведение про современный мир, в котором из-за ошибок взрослых страдают дети.

За книгами серии «Альтернатива» в общем-то слежу и читаю. На мой вкус, это один из лучших романов, что я читал в данной серии.

PS Одну из наград Тригеллу за эту книгу присуждала Сара Уотерс и очень хвалила его. Так что нам с Сарой роман понравился очень :wink:!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх