fantlab ru

Теодор Старджон «Окажись все мужчины братьями, ты бы выдал сестру за одного из них?»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.15
Оценок:
61
Моя оценка:
-

подробнее

Окажись все мужчины братьями, ты бы выдал сестру за одного из них?

If All Men Were Brothers, Would You Let One Marry Your Sister?

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Солнце превратилось в Сверхновую на 33 году после Перемещения. Перемещение стало возможным благодаря легкому и безопасному способу путешествия между звезд. Таким образом, еще перед гибелью Солнца, все человечество успело переместиться на звезды, причем каждый мог выбрать любую планету по своему вкусу. Но, когда погибло Солнце, погиб и сам аппарат перемещения, и все планеты оказались оторваны друг от друга на долгие годы. И через много-много лет связь возобновилась, планеты начали вновь налаживать отношения, сотрудничать и объединяться. Но одна планета всегда стояла особняком, все старались ее избегать, и делать вид, что ее не существует. Потому что на этой планете царили довольно странные обычаи…

© ceh

Входит в:

— антологию «Опасные видения», 1967 г.

— сборник «Case and the Dreamer», 1974 г.

— антологию «The Future in Question», 1980 г.

— антологию «Najbolje svetske SF priče 1986», 1986 г.


Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1967 // Повесть

Похожие произведения:

 

 


Избранное. В двух томах. Том 2
1996 г.

Самиздат и фэнзины:

Мне отмщение...
2000 г.
Опасные видения
2018 г.
Венера плюс икс
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Dangerous Visions
1967 г.
(английский)
Case and the Dreamer
1974 г.
(английский)
The Future in Question
1980 г.
(английский)
Isaac Asimov's Science Fiction Treasury
1981 г.
(английский)
O Que Será o Futuro
1984 г.
(португальский)
Fragezeichen Zukunft
1984 г.
(немецкий)
Najbolje svetske SF priče 1986
1986 г.
(сербохорватский )
Niebezpieczne wizje
2002 г.
(польский)
Isaac Asimov's Science Fiction Treasury
2006 г.
(английский)
Dangerous Visions
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иронически-философский трактат автора о пользе секса, используя другую планету, населенную людьми. Эта планета попала в перечень запретных для посещения.Время написания повести -время расцвета хиппи, возможно 50-летний Старджон решил похипповать или поддержать движение хиппи.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это, может быть, один из самых знаменитых «бунтарских» рассказов Старджона. Хотя Старджон-то и не бунтарь, собственно (такой как Эллисон, или Спинрад, например). Те писали — напоказ, нервно, провокационно, специально чтобы шокировать, а где-то даже и оскорбить. Старджон же... Старджон — он не такой. Он «классический» писатель, и даже такие «тяжеленные» темы он описывает очень обстоятельно, просто, с большой любовью и пониманием. Не делает это напоказ, а просто пытается разобраться в проблеме. Никого не агитирует, никого не поучает, не пытается читать мораль, а просто пытается разобраться. Разобраться в теме, которую девять из десяти человек просто не смогут принять, осознать, или на худой конец, хотя бы дочитать до конца. Почему? По разным причинам. Ведь даже более «легкого» в данном смысле «Александра» большинство не смогло принять из-за своей нетерпимости и закомплексованности. Что же тогда говорить про этот рассказ...

И хочется мне написать, что я не отношусь к такому большинству. Я не такой, я могу, без отвращения и без злобы, без лицемерия и ханжества, могу спокойно читать такие произведения, и спокойно их обсуждать и анализировать. Могу их принять, и найти им свое место в литературе. Могу, но... Но только теоретически.

Ну, и кроме всего прочего, рассказ просто хорошо написан. Это же Старджон, в конце концов.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сперва этот рассказ показался мне наивным. Да, очень смелым, особенно для своего времени. Именно смелым, а не вызывающим или эпатажным, — как правильно отметил ceh. Конечно, всякий начитанный современный человек знает, что для такого жесткого и практически повсеместного запрета на инцест, который существует у хомо сапиенс, биологических причин недостаточно. Да, ни у одного животного такого запрета нет — и у человека как животного тоже, ведь это культурное табу, а не естественное поведение. Но все же экологическая утопия Вексфельта прославляется в слишком восторженных тонах и с помощью слишком натянутых аргументов (например, у других млекопитающих запрета на инцест действительно нет, но механизмы, обеспечивающие экзогамию — скажем, такие, как изгнание молодых самцов из группы, — есть, значит, не все так хорошо с кровосмешением).

Так думала я, прочитав рассказ не без интереса и, возможно, с удовольствием, но сочтя его не более чем ценным с точки зрения истории фантастики. Однако этот текст пробудил во мне интерес к теме «Инцест и современное общество» — и вдруг выяснилось, что рассказ нааааааааамного актуальнее, чем мне показалось... Для меня было истинным шоком узнать, что добровольные (!) сексуальные отношения между совершеннолетними (!!!) близкими родственниками в большинстве цивилизованных (так и хочется теперь взять это слово в кавычки) стран караются законом! И не просто каким-то там штрафом: в Австралии за свою запретную страсть вы можете схлопотать от 10 до 25 лет тюряги (в зависимости от региона), в Канаде и Британии — до 14, в Ирландии до 7, в Германии — до 3. Даже в суперлиберальной Финляндии у вас есть шанс 2 годика полюбоваться на решетку. Не правда ли, немного странные сроки для так называемого «victimless crime», преступления без жертвы? И ведь речь идет о странах, которые вполне толерантны к нетипичному сексуальному поведению.

Конечно, можно сказать, что все дело в заботе о правах будущего ребенка, о его здоровье. Но тут сразу возникает несколько вопросов. Во-первых, это странным образом возвращает нас к восприятию секса в первую очередь как средства деторождения, тогда как общепринятой в цивилизованном мире тенденцией есть отделять сексуальное здоровье от репродуктивного и наделять сексуальные взаимоотношения самоценностью. Следовало бы карать не за секс, а за зачатие ребенка, в таком уж случае. Во-вторых, хочется спросить: почему же никто не привлекает к уголовной ответственности за сексуальные отношения людей, больных генетическими недугами? Они тоже могут родить потенциально нездоровых детей. Давайте стерелизуем их, что ли, от греха подальше... Ну и третье, самое прекрасное: добровольные гомосексуальные связи между совершеннолетними родственниками караются наряду с гетеросексуальными. Кто-нибудь слышал, чтобы от этого бывали дети?!.

Это беглое исследование доказало мне, что в одном Старджон точно был прав: за запретом на инцест стоит отнюдь не забота о здоровье потомства. Так или иначе, рассказ заставил меня по-иному посмотреть на это базовое табу. Нет, я не могу представить себя в постели с кем-то из кровных родичей — и даже не хочу этого делать. Табу работает, как бы я к нему не относилась. Но рассказ заставляет вновь задуматься о неотъемлимом праве каждого делать со своим телом, душой и жизнью то, что ему нравится, если только это никому не вредит. И о том, так ли логичны и необходимы извечные попытки человеческого общества кого-то в этом праве ограничить.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одним из наиболее эпатажных и провокационных текстов, вошедших в антологию Х. Эллисона «Опасные видения» (1967) стала повесть Т. Старджона «Окажись все мужчины братьями, ты бы выдал сестру за одного из них?». Вдвойне неожиданно от того, что Старджон всегда воспринимался как респектабельный фантаст, не замеченный в игре на грани фола. Многие вещи люди привыкли воспринимать как аксиому — земля вращается вокруг Солнца, дважды два всегда четыре, прямые линии не пересекаются. Любого, кто осмелится оспаривать эти известные каждому школьнику истины просто подвергнут осмеянию или запрут в сумасшедший дом. Ещё хуже поступят с тем, кто выступит против устоявшихся правил и запретов, складывавшихся веками в самой интимной сфере — сексуальной. За такое кое-где и сейчас могут камнями побить, не хуже, чем в Средние века.

Однако, эпатажная по форме и содержанию, повесть Старджона мыслится гораздо глубже, подлинная цель автора — дать читателю своего рода тест на разумность. Способны ли вы принять чужую точку зрения, спокойно выслушать и подвергнуть анализу все аргументы оппонента. Как очень точно подметил один из персонажей повести, наибольшее неприятие у нас вызывает не то, что не соответствует истине, но то, что идет в разрез с нашими убеждениями. Что сделает, скажем, упёртый монархист, выслушав аргументированные доводы политолога о преимуществах демократии? Скорее всего съездит «шибко вумному» по морде, но чтобы изменить своему кредо — никогда. Так и большинство читателей этой повести будут выискивать недочеты в предложенной утопической модели, настаивать на её научной несостоятельности, позабыв, что произведение-то совсем о другом.

По сюжету после того как человечество открыло способ быстрых межпланетных перемещений, тысячи кораблей с колонистами отправились осваивать иные миры, но вскоре связи между колониями были утрачены, лишь спустя какое-то время человечество снова стало собираться воедино, за это время многие миры, населенные людьми, развили собственные уклады, традиции, но необходимость в межпланетной торговле подвигала к взаимодействию. Лишь одна планета осталась под негласным запретом, Вексфельт, окруженный заговором молчания все обходили стороной. Упертый правдоискатель Чарли Бакс, работник одного из торговых складов, решает во что бы то ни стало узнать, почему все так ненавидят и боятся вексфельтиан, несмотря на то, что их планета богата ресурсами, а экономика процветает.

С малых лет нам знакома поговорка «со своим уставом в чужой монастырь не ходят», вся штука в том, что вексфельтиане не нарушают этого принципа, они прекрасно знают, как относятся остальные земляне к их традициям и в чужих мирах ведут себя согласно местным нормам, но всё равно подвергаются преследованиям и гонениям. Помнится в романе Г. Гаррисона «Специалист по этике» Ясон динаАльт утверждал, что не существует никакой универсальной морали, что хорошо и правильно в одной точке Вселенной, может восприниматься совершенным нонсенсом в другой — это утверждение он прекрасно доказал на практике своему донкихотствующему оппоненту. Действительно, если в Новой Гвинее нормой является каннибализм, то оказавшийся в парижском ресторане папуас, заказывающий человечинку, вызовет шок и трепет, и это вполне справедливо.

Проблема в том, что большинство людей считают свой образ жизни единственно правильным и не способны к разумному диалогу, не в состоянии воспринимать любые доводы, будь они хоть стократ разумными и доказательными. Задуматься над этим призывает автор, да, для иллюстрации своих мыслей он избрал довольно провокационную тему, но в данном случае — это лучший способ вызвать читателя на мысленный диалог с самим собой, и, возможно, кто-то сумеет взглянуть на себя со стороны, стать чуточку совершеннее и сделать ещё один шаг от прямоходящего животного к человеку разумному. Не стоит воспринимать изображенную утопию предвзято, не так уж важно каким способом вексфельтиане пришли к процветанию, главное, что у них получилось, они открыты для всего нового, готовы принимать у себя чужаков, если они в свою очередь уживутся на Вексфельте.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не отзыв, а просто небольшое замечание. Для меня этот рассказ — просто развитие темы из романа Хайнлайна «Чужак...», Эллисон просил провокационных произведений, Старджон заказ выполнил, но Фармер был раньше, и Хайнлайн тоже, так что да — рассказ конечно провокационный, но лишь в апроксимации темы, а не в ее открытии.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как я понимаю, рассказ писался с расчетом на то, что обсуждаться будут не его художественные достоинства, а идеи, которые в нем отражены — уж так они Неоднозначны и Будоражащи. Так вот, прям-таки назло, начну с литературной стороны.

Перед нами отличный пример использования фантастики на полную катушку. Потому что главная черта этого жанра — отстраненность, оторванность от жизни, соответственно не-претендование ни на что серьезное. Если бы автор вышел на улицу с лозунгом: «Господа, есть мнение, что в сексуальной связи близких родственников нет ничего плохого, а совсем даже наоборот — это и приятно, и для потомства благотворно», — как бы к нему отнеслись? Ну, накостыляли бы, или объявили сумасшедшим, извращенцем, но в целом результат был бы негативным. А он взял и написал такую немного слащавую, с заметными преувеличениями историю — и пожалуйста, перед нами всего лишь один из возможных вариантов, сидим обсуждаем, восхищаемся смелостью писателя и остротой затронутой темы...

Рассказ, конечно, немного прочищает чакры и вызывает размышления, которых обычно мы стараемся избегать. Почему все так, как есть, и намного ли лучше на Вексфельте? Обратим внимание, что аргументы Воргидина несколько непоследовательны: сначала он говорит, что противники их образа жизни больше всего упирают на детей-уродов — «но ведь это же только секс!»; а потом утверждает, что все-таки это не только секс, но никаких уродов нет в помине и быть не может. Позвольте не согласиться?

Я даже не хочу вспоминать фараонов и Габсбургов — жизнь тогда была тяжелая, питание и медицина не то что сейчас, пусть их. Посмотрим на амишей — замкнутые религиозные общины, где очень часты близкородственные браки, например, между кузенами. Наследственные заболевания очень распространены, часто происходят выкидыши у женщин. И это при том, что амиши «для чистоты эксперимента» ведут исключительно ЗОЖ: не предаются излишествам, живут в гармонии с природой, еда /одежда экологически чистые, в автомобилях не ездят, только на повозках. Молятся, опять же, и трудятся. Так если у двоюродных появляются больные дети, кто убедит меня, что у более близких родственников родятся здоровые?...

Еще больше веселит аргумент об инбридинге домашних животных. Так на то они и домашние, на то их и разводят по определенным признакам: дойность, сила и крепость, мясо, млеко-яйки. Что при этом происходит с остальными признаками — никого не волнует, все равно на стол пойдут. Выживут ли такие особи в дикой природе?.. А как внимательны люди, занимающиеся выведением пород, к коэффициенту инбридинга, чтобы он не превышал определенную цифру!.. Так что научная составляющая рассказа, по-моему, была подавлена фантастической. Вон, в «Нулевом потенциале» собакам были нужны разные породы людей — кто с длинными руками, кто с мускулистыми. Вот и вся суть разведения по полезным признакам.

Ну и социально-психологические моменты. Я, конечно, продукт своей эпохи и культурной среды. Поэтому о моих скрытых рефлексиях позволю судить профессионалам, а скажу что есть. Могу ли я представить, лично для себя, секс/воспроизводство с отцом-братом-сыном? В деталях — нет. Любые попытки подумать об этом с практической, физиологической точки зрения вызывают страх и отвращение. Теоретически же можно напридумывать ситуации в духе «последние люди на Земле», но они будут экстремальны и в любом случае тяжелы психологически.

Однако почти такое же отвращение у меня вызывают и другие вещи, не входящие в понятие инцеста. Отношения с отцом или братом мужа; с мужем золовки или подруги. Почему мне не интересны все эти люди, равно как и родственники, с этой точки зрения? Причин две. Первая — скорее отмазка: да просто не привлекательны они для меня. Физически. Но будь они все красавцами, профессорами и талантищами — есть вторая причина. Это настолько узкий круг людей, что выбирать из них — не свобода взглядов, а сознательное ограничение себя же. Вокруг столько народу, что мужчину своей мечты мне проще найти на стороне.

Вот почему мне кажется странноватым уклад Вексфельта: промискуитет с созданием условных пар и СОЗНАТЕЛЬНЫМ предпочтением инбридинга. Поверю, когда увижу. В этом смысле даже занятно было бы понаблюдать за такими семьями: как у них это получится, что произойдет через несколько поколений. Чтобы уже все-таки раз и навсегда решить этот вопрос.

Отмечу еще один момент, встречающийся в подобных произведениях, написанных мужчинами. Очень настойчиво в них доказывается, что хороша связь братьев и сестер, но самое прекрасное — когда отец с дочкой и дед с внучкой. При этом вариант мать+сын или бабушка+внук не рассматривается... То ли считается, что выбор за мужчиной, а он предпочтет молодую партнершу. То ли авторы подозревают, что уж отец-то дочке мозги запудрит, а вот сын матери — вряд ли.

Итог: рассказ заставляет задуматься и дает пищу для размышлений. А также простор для психоанализа.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ оставил двоякое впечатление. Сначала Вексфельт представляется нам как идеальный мир, который противостоит всему ханжескому, костному окружению. Мир, где деньги и нажива не имеют никакого значения... А потом выясняется, что чуть ли не главной составляющей и обязательным условием процветания Вексфельда является... кровосмешение (в простонародии именуемое — инцест). Причём жители этой замкнутой в себе планеты дают научное обоснование необходимости кровосмешения.

Это провокация или действительно мнение автора???

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все сразу же кинулись обсуждать правомерность кровосмесительных связей и биологическую обоснованность различных табу.

По-моему, инцест в рассказе не более чем «инструмент» для сатиры, розыгрыша, шутки.

Я бы пошла дальше и смелее, сказала бы, что жители этой планеты открыли хитрый способ избегать каких-либо проблем «глобализации», экономической оккупации и прочих катаклизмов активного и разрушительного взаимодействия с окружающими людь...планетами.

В конце концов, слухи оказываются не менее действенными, чем действительность. если этот слух использует/эксплуатирует самые обыкновенные человеческие страхи и убеждения.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх