FantLab ru

Раймонд Чандлер «Долгое прощание»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Голосов:
140
Моя оценка:
-

подробнее

Долгое прощание

The Long Goodbye

Другие названия: Долгое «Прощай»

Роман, год; цикл «Филип Марлоу»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 21
Аннотация:

Филип Марлоу частный детектив, лицензию получил довольно давно. Он одинокий волк, холост, не слишком молод (здесь ему 42), небогат, несколько раз сидел в тюрьме, бракоразводных дел не ведёт, любит выпивку, женщин, шахматы. Полицейские его недолюбливают, но с двумя-тремя он ладит. Умеет договариваться. Очень осторумен, невероятно ироничен – под всем этим он тщательно скрывает свои эмоции.

Очередное захватывающее расследование частного детектива. И если раньше на пороге его пыльной конторы возникал клиент с проблемой и в руках Марлоу оказывалось новое дело, то в этот раз он сам практически с тратуара его подбирает и везёт к себе домой.

Входит в:

— антологию «Американский детектив», 1991 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Эдгара / Edgar Awards, 1955 // Лучший роман

лауреат
Топ 100 детективных романов всех времен / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1990 // Топ 100 детективных романов всех времен по версии Британской ассоциации писателей детективов (CWA). (15 место)

Экранизации:

«Долгое прощание» / «The Long Goodbye» 1973, США, реж: Роберт Олтмен




Американский детектив
1991 г.
Долгое прощание
1992 г.
Долгое прощание
1993 г.
Полное собрание сочинений. Том 1
1993 г.
Рэймонд Чандлер. Детективные романы. Том 5
1993 г.
Долгое прощание. Обратный ход
2011 г.
Блондинка в озере. Сестричка. Долгое прощание. Обратный ход
2019 г.

Аудиокниги:

Долгое прощание
2004 г.

Издания на иностранных языках:

długie pożegnanie
1979 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Филип Марлоу частный детектив, лицензию получил довольно давно. Он одинокий волк, холост, не слишком молод (здесь ему 42), небогат, несколько раз сидел в тюрьме, бракоразводных дел не ведёт, любит выпивку, женщин, шахматы. Полицейские его недолюбливают, но с двумя-тремя он ладит. Умеет договариваться. Очень осторумен, невероятно ироничен – под всем этим он тщательно скрывает свои эмоции.

Судя по хронологии написания цикла это шестая книга и как читать цикл, в общем то, не имеет значения – в каждой книге частный сыщик Филип Марлоу расследует новое дело и в нём участвуют новые персонажи. Но, всё ж таки, мне, уже недавно читавшей первые три книги, видна разница и особенно в самом главном персонаже. Если раньше на пороге его пыльной конторы возникал клиент с проблемой и в руках Марлоу оказывалось новое дело, то в этот раз он сам практически с тратуара его подбирает и везёт к себе домой.

А дальше – больше. Вроде и не хочет впутываться, да и не дают ему особо это делать, но он всё же становится участником событий, его выбирают для этого, а он, вроде как, чувствует некую ответственность за людей. И именно в этом он изменился – он стал какой–то неторопливый, более спокойный и способный чувствовать симпатию к людям. Но Марлоу по–прежнему невероятно ответственный человек. И ему не важно, кто перед ним, кто ему угрожает: гангстеры, полиция, прокуратура, всесильный финансовый магнат – он просто ждёт удобного момента, он старается добиться правды, как он её поинмает и если уж и подставляет голову, то это его голова и его личное дело. Хотя особых денег за это не имеет и богатства не добился – он не идеал человека и не бескорыстный дяденька, но никогда не возьмёт с клиента лишнего.

Вот читаю детективы давних Авторов и дивлюсь насколько деликатно они написаны, если про детективы с убийством вообще можно так сказать. Просто если сравнивать с современными Авторами, тем же Несбё, Эллроем, Кеплером, Флинн и прочими, они на самом деле легки, непринуждённы, в них не льётся кровь рекой, нет жутко описанных сцен насилия и особого извращения тоже нет. Поэтому читаю и перечитываю старые детективы всегда с удовольствием, какими бы порой наивными они не казались, ведь в них обязательно присутствует главный герой, к которому по разным причинам испытываю симпатию.

Кстати о концовке книги. Если бы такое окончание истории написал кто–нибудь из современных Авторов, не придав ему максимальной достоверности, я бы сказала:,, Фи! Какой бред'', а здесь я даже порадовалась, это было эффектно, хоть и ожидалось мною нечто подобное. Правда грустно было вместе с Марлоу. Вот ещё один признак его изменения – на него стали накатывать грусть и печаль.

А в итоге, на мой взгляд, это пока самый лучший роман о частном детективе Филипе Марлоу, выдержанный, написанный со вкусом, с чувством меры, в присущем Автору стиле.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Долгое прощание» — мой любимый роман любимого же Чандлера. В нем собрано все лучшее автора, усложненная интрига, остроумие, блистательный искрометный стиль, сентиментальность и культ сдержанного проявления эмоций под броней иронии. Фирменные приемы Чандлера растасканы последователями и эпигонами, так что главная прелесть первоисточника — именно в смешении ингридиентов, чувстве вкуса и меры.

Кажется, про Ремарка я слышал отзыв о том, что у него Санта-Барбара для мужчин. К Чандлеру это относится в полной мере, «Долгое прощание» изобилует штампами нуара, о психологии мотиваций персонажей не стоит и говорить. Но, право, если «Утомленные ветром» являют образец мелодрамы преимущественно женской направленности, то «Долгое прощание» с тем же основанием я бы отнес к вершинам мужского сентиментального чтива. Все, конечно, сдержаннней чем у бытописателя экзальтированных дружеских попоек Ремарка, ближе к Хемингуэю, но в «Долгом прощании» Филипп Марлоу раскрыт столь полно, что уже в силу этого роман обречен на популярность. В этом ли романе Марлоу бормочет, дескать, если не был бы жестким, то не мог бы жить, а если бы не мог быть нежным, то жить и не стоило? В «Долгом прощании» подобного много.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Недаром Уильям Фолкнер, однажды принимавший участие в создании фильма про похождения Филипа Марлоу, советовал Раймонду Чандлеру бросить развлекательный жанр и податься в серьезную литературу. «Долгое прощание», бесспорно доказывает, что потенциал автора действительно превышал рамки чопорного «хард-бойлда».

И так, в этой книге, Марлоу не будет с головой окунаться в дело, которое ему подкидывают на первой же странице. Поначалу мы видим его нетипичным, — обычным человеком, что плывет по течению. Это не тот «супергерой», к которому мы привыкли. Это человек, который, возможно впервые нашел себе друга. Но не будем, продолжать тему сентиментальности, о ней и до меня уже было сказано предостаточно.

Еще одной отличительной чертой романа является его насыщенность рефлексией, присущей больше нуару, нежели хард-бойлду, из-за, которой персона Марлоу раскрывается еще больше и полней. «Долгое прощание» — это первое настоящее знакомство с персонажем Филипа Марлоу и одновременно прощание с ним. А финал хоть и не блещет особой оригинальностью, но оставляет читателю те же чувства одиночества, что испытывает и персонаж Чандлера.

«Долгое прощание» – несомненно, является квинтэссенцией творчества Р. Чандлера. И это больше чем «хард-бойлд». 10 из 10.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У каждого автора бывает вершина его творчества. Таким пиком для Чандлера стал роман «Долгое прощание». Это мужская, грустная, сентиментальная история, в которой отлично закрученная детективная интрига отнюдь не занимает центральное место. Главное здесь — кризис среднего возраста, кризис духовный и творческий.

При этом стоит отметить безупречный стиль, фирменный юмор и мастерские краски, описывающие потребительское общество.

Да, я могу провести тут параллели с творчеством Ремарка.

Шедевр, этим всё сказано.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из завершающих романов о частном детективе Филиппе Марлоу. Автор писал его в тяжёлой депрессии, усугубленной проблемой с алкоголизмом, но книга получилась очень хорошей. Возможно, как и у одного из второстепенных персонажей романа, писателя, у Чандлера после запоев резко усиливалась творческая активность.

Книга насыщена четкой философией, характеристики типа той, что в век массового производства отсутствуют качественные люди, ибо это противоречит текущим потребностям общества, оценки сути денег, газетного бизнеса, сути американской системы, как качественной великолепной упаковки с дешевкой и отбросами внутри, организованной преступности можно разбирать на цитаты. Все — объективно и все — абсолютно точно проявляется в наше время, притом, что книга написана в 1954 году. Всего несколькими годами ранее — и автора бы точно упекли за «антиамериканскую деятельность».

Что касается собственно детективной составляющей, она как всегда на высоте, но существенно меньше иронии и существенно больше сентиментальности, поэтому не «десятка».

Марлоу побывает в тюрьме, есть эпизоды технических деталей работы частного детектива, будет и романтика, в дополнение к грубым полисменам, наглым бандитам, отвязанным представителям «высшего общества», а также жаре в летнем Лос-Анджелесе и прочем Голливуде.

Рекомендую!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх