FantLab ru

Кейт Аткинсон «Преступления прошлого»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.95
Голосов:
121
Моя оценка:
-

подробнее

Преступления прошлого

Case Histories

Роман, год; цикл «Джексон Броуди»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

В «Преступлениях прошлого» Джексону Броуди предстоит заняться делами, которые полиция давно списала в архив: о таинственном ночном исчезновении маленькой девочки из родительского сада; о немотивированном убийстве дочери известного адвоката, помогавшей ему в офисе; и о кровавом эпизоде домашнего насилия. Казалось бы, между всеми ними нет ничего общего, да и следы простыли давно, однако ниточки, переплетаясь, тянутся в настоящее и самым неожиданным образом сводят самых неожиданных людей...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия Коста / Costa Book Awards, 2004 // Уитбредовская премия за Роман

Похожие произведения:

 

 


Преступления прошлого
2010 г.
Преступления прошлого
2012 г.
Преступления прошлого
2013 г.
Преступления прошлого
2014 г.
Преступления прошлого
2020 г.

Аудиокниги:

Преступления прошлого
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Case Histories
2005 г.
(английский)
Case Histories
2005 г.
(английский)
Case Histories
2005 г.
(английский)
Oude zaken
2005 г.
(голландский)
Historie jednej sprawy
2006 г.
(польский)
La Souris Bleue
2006 г.
(французский)
מקרים אבודים
2006 г.
(иврит)
Familiehistorier
2007 г.
(датский)
I casi dimenticati
2007 г.
(итальянский)
Ψέματα και μυστικά
2007 г.
(греческий)
Case Histories
2008 г.
(английский)
Lietu vēsture
2008 г.
(латышский)
Suç Dosyaları
2008 г.
(турецкий)
Case Histories
2010 г.
(английский)
Neuzavřené případy
2010 г.
(чешский)
Povijest slučajeva
2010 г.
(хорватский)
Ihan tavallisena päivänä
2011 г.
(финский)
Expedients
2012 г.
(каталанский)
Ihan tavallisena päivänä
2012 г.
(финский)
De vilseförda
2013 г.
(шведский)
Zagadki przeszłości
2014 г.
(польский)
沉默罪狀
2014 г.
(китайский)
გაუხსნელი საქმეები
2016 г.
(грузинский)
Lõpetamata juhtumid
2017 г.
(эстонский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жарким летом 1974 года девочка из бестолковой многодетной семьи просыпается в разбитой посреди сада палатке одна, хотя засыпала вместе с младшей сестрой. Пять лет спустя слишком рано вышедшая замуж, слишком рано родившая и слишком рано вывезенная на стылую ферму горожанка тупо переводит взгляд с забрызганного кровью орущего ребенка на расколотый череп мужа и топор в своих руках. Еще через десяток лет дочь добродушного толстяка выходит на простенькую работу в адвокатскую контору отца и в первый же день налетает горлом на нож залетного маньяка. А в 2004 году отставной инспектор, до тихой истерики задолбанный неудачной детективной практикой, безденежьем, дурацкой слежкой за изменщицами, ехидной секретаршей и женой, удравшей к богатому подлецу, влетает в кучу странных заданий. Надо расследовать, куда 30 лет назад делся ребенок из палатки, найти дочку осужденной головорезки, вычислить маньяка из адвокатской фирмы – а заодно не позволить бывшей жене, остервеневшей от свежего семейного счастья, утащить дочку в Новую Зеландию.

Четыре дочки возле танка, и каждый заказчик – отдельная страничка юмористического журнала, а сыщик не уступает.

Пугающая фабула, дурацкая обложка, никакущее название (при классном оригинале – Case History), блестящий текст в отличном переводе (в начале была пара персонально ненавидимых мною блох типа «в никуда» — но забудем).

Не буду клясться, что это лучшая книга из читанных мною за последние десять лет – но одна из лучших точно. Хотя казалось бы.

Дело даже не в слоге – хотя слог роскошный, а горькая ирония напоминает об Ивлине Во. Но Во был такой отчаявшийся умник, искоса наблюдавший за гниением общественной плоти. А Аткинсон вместе с героями барахтается в нелепых, смешных и пованивающих замужествах, бобыльстве, жарких улицах, глупых перверсиях, скисших девичьих грезах и перебродивших юношеских терзаниях, околокембриджской суете и постиндустриальном запустении, то и дело обнаруживая, что из перегноя как раз самый цвет прет. Запомни, детка, что сделала Тэтчер с твоей родиной, скажет папка дочке незадолго до организованного рекордно нелепым гадом отрубона, а очнувшись, будет умолять кровиночку, три дня опекавшуюся русскими, тэ-скэть, бизнесменами, не говорить при маме на чужих языках, а соплюшка ему с московским акцентом: «Дасвиданья!»

Ну и работа с сюжетом, конечно, образцовая – с одной стороны, куча линий и персонажей, совершенно оригинальных и совсем не назойливых, с другой – детективная составляющая на диво реалистична и ненатуралистична (по жизни у загадочных преступлений именно такие разгадки, без плаща, кинжала и диаволического умысла), с третьей – скелеты из шкафов и прочих мест выпадают с чисто британской обязательностью и элегантностью.

Мертвые не оживут, увы, зато живые получат по заслугам и мечтам.

И это счастье.

И еще счастье – что у книжки аж три продолжения.

Жду с трепетом.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга откровенно слаба по основному жанру детектива. Его собственно нет вообще. Я бы даже сказал что «Преступления прошлого» вообще не роман как целостное произведение, а набор рассказов о «проблемных» семьях, детях, людях. И даже тех героев у которых нет проблем в жизни Аткинсон каким либо образом пытается «опроблемить» как например одну девушку, положительную второстепенную героиню, которую она зачем то смешала с Русским криминалом (причем почему криминал именно не поясняется, больше навевает мысль что спать с Русским это уже криминал).

Жулики (да простят мне мой сленг читатели отзыва) появляются в книге сами по себе, никто не выводит их на чистую воду. В книге вообще можно было обойтись без ГГ.

Сами «преступления» бред автора. Обычная «бытовуха» которая что в 70-х, что 00-х годах раскрывается в первые часы проще пареной репы. За восемь лет проведенных в следствии прокуратуры не знаю не одного бытового убийства не раскрытого, даже не слышал о таких. У Аткинсон же получается что мозг детектива 00-х годов совсем другой чем у его «тупых» коллег из недавнего прошлого. Чушь собачья.

Что еще не понравилось: много упоминаний сексуальных сцен, всевозможных, разной степени пошлости. Не знаю что у автора с личной жизнью, но подозреваю что не очень хорошо.

Итог: книга уныла, затянута, как детектив полный ноль, к середине книги прекрасно понятно кто дворецкие и чем все закончится. Поставлю троечку только за некоторые не плохие мысли автора, касающиеся обычной жизни. Пару фраз и идей, отраженных в книге можно запомнить. Но это и все.

Оценка: 3
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все эти 4 романа детективной направленности посвящены Джексону Броуди — полицейскому в отставке, открывшему собственное детективное бюро. Вот и мыкается неприкаянный Джексон с чужими бедами: то муж бежит узнать, а не рогат ли он, то еще что. А всё больше дети огорчают бытие Броуди: дети похищенные, дети убитые, дети, ставшие свидетелями преступлений, дети, чьи судьбы переломаны об преступления других. У Джексона Броуди за пазухой жизни тоже трагедия — утонула сестра Нив. И она как совокупность всех тех девочек, которых надо спасти.

В «Преступлениях прошлого» пропала из палатки в собственном саду маленькая девочка, на ферме внезапно произошла вспышка насилия, у известного юриста в офисе погибла любимая дочь. Из прошлого в настоящее выступили утраченная и вдруг найденная игрушка, боль, не покидающая отца и ребенок, которому еще нужно помочь.

Писатель не преследует цель создать детектив — это драматический роман. И многие этого понять не способны — они ждут классический английский детектив — а не получают. Кейт показывает изнанку общества, в котором вы даже в собственной семье не ограждены от грязи человеческой. А с виду фасад у всех приличный.

Вот и подытоживает Кейт — не могу я причинить вред животным и детям, да и то не всем. Это еще какие дети встречаются.

Оценка: нет
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У каждого человека свой шлейф, который тянется из детства, определяя жизнь, мысли, поступки, формируя характер. И Кейт Аткинсон великолепно рисует образы и характеры своих персонажей, произошедшие с ними когда–то трагедии и преступления, постепенно подводя читателей к пониманию, что как–бы не были загадочны эти преступления, отгадки на которые не были найдены многие годы, были не раскрыты не потому, что были тщательно спланированы и выверены – ,,просто так'' ничего не бывает, но так совпало. И все истории выглядят совершенно натурально, вызывая сочувствие, негодование и сожаление. А главное, истории рисуются так, что ответы, кажущиеся абсолютно очевидными и видны на поверхности, на деле оказываются ошибкой и разгадка предстаёт совсем в другом виде.

Джексон Броуди, частный детектив, уставший от слежек за чужими жёнами и мечтающий поселиться во Франции, вынужден разбираться с историями тридцати, двадцати и десятилетней давности. Расследовать чужие трагедии и злоключения — это все, что он умеет. Он привык быть посторонним, подглядывающим в щелку. Но, несмотря на богатый опыт, в глубине души у него оставалась маленькая, потрёпанная и избитая надежда, что смысл его работы — помогать людям быть хорошими, а не наказывать за то, что они плохие. По ходу он очень много размышляет, думает о совершенно отвлечёных предметах: отношения между мужчинами и женщинами, может вспоминать свою дочку, разговоры с бывшей женой и вдруг резко задать себе вопрос по делу, которое расседует, как–бы нехотя возвращая себя на землю. Все события и картины, которые он себе рисует в связи с раследованием, пропускает через себя, а точнее через свою дочь восьмилетнюю Марли, ведь жертвы преступлений были молодые девушки и совсем маленькая девочка. До того Джексон еще не знал того, что знал теперь: что это такое — любить ребенка, быть готовым в любую секунду отдать за него свою жизнь, понимать, что нет на свете ничего дороже. И да, у него тоже есть свой шлейф неразгаданной потери.

Сюжетных линий и персонажей много. В чём–то они очень похожи – одиночество, неудовлетворённость, недовольство собой и множество вопросов, которые задаются себе и кому–то в пространстве. Наверное кому–то скучно и не интересно читать о самокапаниях, переживаниях: о Тео, потреявшего свою любимую дочь, который настолько отстранился ото всех, что, наверное, привык к одиночеству и соединился со своим горем, что простое прикосновение руки с пожеланием выздоровления вызывало у него слезы; про Амелию, одну из сестёр Ленд, потерявших маленькую сестру, которая настолько погрязла в недовольстве собою и своей жизнью, что додумалась до чудовищных мыслей о том, что не была нужна никому из мужчин, даже ненавистному отцу; о желтоволосой девушке, которая всем встречается на пути, которую ищут и не могут найти, и которая, пережившая уже многое, тем не менее имеет так много человеколюбия и других – но книга именно об этих людях. И Автор прорисывает их истории совершенно замечательно, что заставляет проникнуться и поверить в них. Она показывает, что можно совершить в жизни одну большую ошибку, исправить ее и никогда не делать снова. Но не важно, исправится она или нет, потому что она всегда будет преследовать, куда бы ни пошёл, что бы ни сделал. И когда ответы будут найдены и в каждом деле будет поставлена точка, для героев этих историй откроется новая страница их жизни, которая сможет их ещё очень даже порадовать.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Процитирую автора рецензии Sawyer898 «Начать стоит с того что этот роман — не детектив». И это верно!

Вы хотите почитать про расследования, версии, опросы свидетелей, проверку гипотез? А вот шиш вам! Вы будуте внимательно следить за внутренними монологами всех действующих лиц, будете подбробно знать об их бывших женах, мужьях, настоящих и выдуманных любовниках, какого цвета среда, похож ли главный герой на овчарку, носила ли браслет на ноге проститутка, с которая жила по соседству с персонажем, когда тот был ребенком! Книга на 90 процентов состоит из этих крайне занимательных подробностей, на остальные 10 процентов приходятся собственно этапы расследований. Упоминания об этом с трудом можно разыскать между повседневными делами и половыми трудностями персонажей. Вы целую главу читаете о пострясающе красивых ступнях клиентки, потом о сексе с клиенткой, и потом в самом конце в одном предложении что-то о расследовании (дескать, вспомнил, как нашел и расспросил соседку — условно).

Главный герой раздражает своей феноменальной тупостью. Так как он не в силах самостоятельно найти своего подозреваемого, автор силой пера подсовывает ему подозреваемого под нос с помощью случайной встречи, при этом читателю абсолютно понятны мотивы нападающего — стандартные, житейские — но почему-то детективу с многолетним стажем, который должен был встречать в своей практике такие случаи ПОСТОЯННО, они не ясны!

Самое захватывающее в этом всем — слежка за женой по заказу ревнивого мужа! Оцените, насколько скучно все остальное!!

Загадки поражают своей простотой — нет тут сложных интриг, невероятных жизненных поворотов. Просто как будто полицейские прошлого ставили перед собой цель не раскрыть элементарные дела. Непутевый детектив худо-бедно распутывает парочку, остальные просто бросает и уезжает! Оставшиеся вопросы (ну уж какие есть в этой книге) раскрывает нам автор. И все, все заканчивается >_<

P.S. Кто поставил в классификаторе этой книге метку «классический детектив»?!

Оценка: 3
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главное, когда врешь, — это детали.

«Преступления прошлого» — это такой детектив, после которого ничего не остается. А я ведь страсть как люблю детективный жанр! А тут такое разочарование... Эх... На самом деле читала книгу по флэшмоба, давно, но решила перечитать, дабы вспомнить начало серии. Честно — лучше бы и не перечитывала. Память, со временем, решившая стереть всю ненужную информацию и оставить лишь кусочек для истории, полностью отказалась восстанавливать сюжетную линию. Вспомнила лишь, про случай с пропавшей девочкой из палатки. А остальное — даже после перечитывания отказалось сохраняться в памяти.

Надеюсь, что первая книга, как и первый блин — комом, а дальше только лучше. С Кейт Аткинсон еще не готова прощаться, ведь не просто так ее книги пользуются спросом. Ведь должно же быть хоть что-то интересное и захватывающее, а не простое: прочитать и забыть.

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начать стоит с того что этот роман — не детектив. Жанровая принадлежность оправдывается только наличием главного героя — частного сыщика и завязкой сюжета — три старых дела. Все остальное время Кейт Аткинсон рассказывает историю о людях и их семьях. Можно повесить ярлык «нуар», это будет ближе истине.

Потому что Джексон Броуди, бывший военный, вроде как и ведет расследование (расследования) а итог получается сам собой. Неожиданный рассказ или верно заданный вопрос раскрывают карты. И все. Никому не зачитают правило Миранды, никому не оденут наручники. Расследования — фон. И повод рассказать историю Джексона Броуди. Он все-таки главный герой? Или нет, он «имя цикла», главных героев больше. Мы же не можем назвать сестричек Ленд второстепенными персонажами. Второстепенный персонаж это несчастный отец Тео или Каролина. Все остальные мелькают на далекой периферии и дают толчок сюжету дальше. Сюжет, кстати тоже, вроде один. Или три. Каждому свое, многие в отзывах пишут что сюжет рваный или сюжет один или что-то в этом духе. Для меня история Оливии и Нив это отдельные пласты. Очень и очень крепкие, их вполне можно выдать за самостоятельный рассказ — они очень стоящие.

Я думаю, всем ясно что Кейт Аткинсон как рассказчик мне очень понравилась. У нее нет персонажей которых слишком много на страницах. Они мелькают, но рассказывают свою часть истории и уходят. От этой книги невозможно устать. Провисающим моментом можно назвать долгое вступление? Я думаю нет, вступление к истории Оливии кажется немного затянутым, но это жертва атмосферности. Атмосфера, кстати, тоже на высоте.

Роман (это не детектив) очень перекликается с «Девушкой с татуировкой дракона». Оба романа показывают их отношение к женщинам. Педофил, неудачник, сумасшедший, похотливый, алчный — Броуди знает о таких, и все больший страх он переживает за свою дочь. Потому что психи повсюду. Может это звучит как паранойя, но лично я могу с этим согласиться. Как и автор. Кейт Аткинсон на примере Тео и Броуди показывает что мужчина испытывает по отношению к своим детям видя окружающее. Не доходя при этом до чтения моралей и нотаций на тему «Как надо воспитывать детей». Плоды «хорошего» воспитания тоже есть на страницах, не акцентируя особо внимания на тараканах в их головах.

Очень сильное послевкусие осталось от романа. Считаю это главным показателем того что книга удалась.

P.S. Многие жалуются на чернуху. Разговоры о сексе, педофилии. Боже мой, там еще и матом ругаются! Посмотрите какие оттенки нынче в тренде. Автор же не эксплуатирует табуированные темы, она рассказывает об их последствиях.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вышел роман в 1994 г., то есть пораньше и независимо от первой книжки Ларссона — и пропавшая давно девочка, и инцест, и скелеты в шкафу и флегматичный темперамент главного мужика с широкими взглядами на свободную любовь — все есть у Аткинсон. Стиль, характеры и ситуации на высоте — английский современный роман высокого качества, более социальный, на мой вкус, чем у того же Ларссона. Полифоничная структура несколько напоминает фильмы Иньярриту Гонсалеса, завязка романа вообще великолепна. Как у всякого хорошего детектива, атмосфера важнее разгадок «кто убил». Может быть в романе недостает витальности? Он не то чтобы худосочен, но мне показалось, что присущий всякому достойному английскому роману чуть ироничный крен смещен креном откровенно сентиментальным( беспроигрышная тема боязни за детей обыгрывается и так и эдак). История № 3 с ее персонажами рассказана и привязана к основному персонажу, что называется, до кучи — ну переспал случайно с убийцей б.полисмен и расстался. Качественная книга, старт выдающегося цикла

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх