FantLab ru

Валентин Распутин «Уроки французского»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.75
Голосов:
184
Моя оценка:
-

подробнее

Уроки французского

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Деревенский мальчишка одиннадцати лет, приезжает из деревни в город, для продолжения обучения в школе. Мальчик страдает малокровием и часто мучается от голода. Молоденькая учительница французского Лидия Михайловна предлагает ему свою помощь, но гордый мальчик упорно отвергает ее. Молодая женщина идет на хитрость, чтобы помочь ребенку, и играет с мальчиком на деньги, приглашая его к себе домой на индивидуальные уроки французского.

Примечание:

Первая публикация: газета «Советская молодежь» от 18, 21, 23.08.1973.

То же: еженедельник «Литературная Россия» от 28.09.1973.

В кн.: Рассказы советских писателей в 3-х томах. Том 3. М, 1982, стр. 81-98.


Входит в:

— антологию «Характер — советский», 1984 г.

— антологию «Повести, рассказы», 1984 г.

— сборник «Уроки французского», 1987 г.

— антологию «Иркутский рассказ», 1981 г.

— сборник «Век живи — век люби», 1982 г.

— антологию «Русская проза ХХ века», 2004 г.

— антологию «Повести», 1987 г.

— сборник «Нежданно-негаданно», 2001 г.

— антологию «Духом едины», 1982 г.

— антологию «Школьная пора», 1981 г.

— сборник «Что передать вороне?», 1988 г.

— антологию «Мой учитель», 1989 г.

— журнал «Роман-газета для юношества», 1989, № 1», 1989 г.

— антологию «Новая хрестоматия по литературе. 5-6 классы», 2010 г.

— антологию «Опыт человеческий», 1989 г.

— антологию «Ученически години», 1980 г.

— антологию «Хрестоматия по литературе. 5-7 классы», 1999 г.

— антологию «Мой лучший рассказ», 1989 г.

— антологию «Рассказы советских писателей», 1976 г.

— сборник «Что передать вороне?», 1995 г.

— антологию «Антология мировой детской литературы», 2003 г.

— антологию «Встреча», 1976 г.

— антологию «Сибирский рассказ», 1975 г.

— антологию «Школьные истории, весёлые и грустные», 1989 г.

— антологию «Школьная пора», 1989 г.

— журнал «Школьная роман-газета, 7/2000», 2000 г.



Сибирский рассказ
1975 г.
Живи и помни
1975 г.
Рассказы советских писателей
1976 г.
Живи и помни
1978 г.
Иркутский рассказ
1981 г.
Школьная пора
1981 г.
Повести, рассказы
1981 г.
Уроки французского
1981 г.
Век живи — век люби
1982 г.
Духом едины
1982 г.
Уроки французского
1982 г.
Характер — советский
1984 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1
1984 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Последний срок. Прощание с Матёрой
1985 г.
Живи и помни
1986 г.
Уроки французского
1986 г.
Уроки французского
1987 г.
Повести
1987 г.
Век живи — век люби
1988 г.
Что передать вороне?
1988 г.
Мой лучший рассказ
1988 г.
Мой учитель
1989 г.
Опыт человеческий
1989 г.
Школьные истории, веселые и грустные
1989 г.
Школьная пора
1989 г.
Повести
1990 г.
Последний срок. Прощание с Матёрой
1990 г.
Что передать вороне?
1995 г.
Хрестоматия по литературе. 5-7 классы. Книга первая
1999 г.
Нежданно-негаданно
2001 г.
В ту же землю
2001 г.
Хрестоматия по литературе. 5-7 классы. Книга вторая
2002 г.
Живи и помни
2003 г.
Русская проза XX века
2004 г.
Антология мировой детской литературы. Том 5 (М – Р)
2004 г.
Деньги для Марии
2004 г.
Живи и помни
2004 г.
Повести. Рассказы. Том 2
2004 г.
Уроки французского
2004 г.
Уроки французского
2006 г.
Повести. Рассказы. Том 2
2007 г.
Век живи — век люби
2008 г.
Новая хрестоматия по литературе. 5-6 классы
2010 г.
Живи и помни
2010 г.
Прощание с Матерой. Повести. Рассказы
2010 г.
Уроки французского
2010 г.
Уроки французского
2014 г.
Уроки французского
2014 г.
Живи и помни
2015 г.
Уроки французского
2016 г.
Уроки французского
2016 г.
Уроки французского
2017 г.
Живи и помни
2018 г.

Периодика:

Роман-газета № 21, ноябрь 1976 г.
1976 г.
Роман-газета для юношества № 1, январь 1989
1989 г.
Школьная роман-газета, 7/2000
2000 г.

Аудиокниги:

Уроки французского
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Ученически години
1980 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пронзительный рассказ о первом опыте самостоятельной жизни одиннадцатилетнего мальчика в российской послевоенной глубинке. В деревне только начальная школа, и мать отправила его в райцентр учиться дальше. Одиноко, голодно, неуютно деревенскому пареньку в чужих людях. В деревне жизнь тяжела, а в городе люди совсем до края дошли.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил — так и есть: был нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал — тетя Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, — я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить. Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду.

Для героя рассказа кружка молока превращается в вопрос выживания, он совсем ослабел от недоедания, но при этом не озлобился, оберегает мать от лишних расстройств, с пониманием относится к своей квартирной хозяйке и старательно защищает свое достоинство. Когда учительница французского языка пытается покормить его или помочь продуктами, он отказывается от помощи, отказывается решительно и не рассуждая. Для него взять что-то у другого человека невозможно, ведь всем голодно, все перебиваются лишь самым необходимым.

Тем не менее, учительница находит способ вручить помощь строптивому и смышлёному мальчишке, которому действительно надо учиться, головка у него работает хорошо даже в таких условиях. Уроки французского языка становятся уроками человечности, которые мальчик осознает уже потом, по мере взросления. Учительница тоже получит от своего маленького ученика урок: урок жизни и твёрдости характера. Учительница и ученик встретились на два учебных года, потом расстались на всю остальную жизнь, но они запомнят друг друга и преподанные им уроки.

Удивительно, но одиннадцатилетний мальчик знал об этой жизни гораздо больше, чем взрослая женщина, его учительница. Но житейская неопытность не помешала ей преодолеть гордость ребенка и помочь ему выжить в самые трудные для него годы. Сопереживание горестям другого делает людей сильными и позволяет преодолеть трудности, кажущиеся непреодолимыми. Сопереживание и благодарность. Такова основная мысль этого замечательного рассказа.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Каждый учитель педагог, но не каждый педагог учитель» — это общеизвестно. И по-моему, произведение Валентина Распутина именно об этом. Учителей мы помним не только и не столько за те знания, которые они в нас вложили, сколько за их душевные качества. Лидия Михайловна — прежде всего талантливый человек, это очень важно — помочь человеку выжить в сложных обстоятельствах, не ожесточиться, не потерять веру в добро, бескорыстие, в то, что тебя не предадут ни при каких обстоятельствах.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ.

Яркие характеры героев — мальчика и, пытающейся ему хоть чем то помочь, учительнице французского языка. Не очень понравился финал, где директор вынуждает к увольнению. Хочется верить в мало-мальски счастливый конец. Но это великий Валентин Распутин, который не оставляет места для лишней сентиментальности.

Для меня не очень подходит жанр коротких рассказов, как для читателя. Не успеваю вникнуть, погрузиться, как уже финал. Поэтому действия в рассказах быстро выветриваются из головы. Но это индивидуально.

Есть фильм на этот рассказ, более яркий для запоминания, советую.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх