Василь Быков «Обелиск»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Антивоенное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Безымянный герой повести приезжает на порохоны Миклашевича, коммуниста и хорошего учителя. Здесь он знакомится с Ткачуком, который рассказывает ему историю об учителе Морозе и его учениках, среди которых был и Миклашевич. Это случилось в годы войны, когда Белоруссия была оккупирована войсками вермахта. Мороз пожертвовал жизнью ради своих учеников, но на обелиске нет его имени, хотя его постоянно кто-то дописывет. Интересная и грустная история об отваге, доблести и чести людей, подвиги которых несправедливо забыли.
Входит в:
— журнал «Роман-газета, 1973, № 24», 1973 г.
— антологию «Повести о войне», 1983 г.
— антологию «Обелиск. Неизвестный солдат», 1985 г.
— антологию «Повести о Великой Отечественной войне», 1985 г.
— антологию «Повести о войне», 1985 г.
— антологию «Родные нивы», 1985 г.
— антологию «Библиотека мировой литературы для детей. Том 30», 1986 г.
— антологию «Музей Человека», 2002 г.
— «Театр FM», 2004 г.
Награды и премии:
лауреат |
Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры, 1974 // (повесть) |
- /языки:
- русский (51), белорусский (3)
- /тип:
- книги (52), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Г. Куренева (37)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
O.K., 19 мая 2022 г.
Нет, это не военная проза, это соцреализм. Молодёжь, которой подавай приключений с автоматом наперевес, будет разочарована. Но я понимаю, зачем автор подменил жанры. Описывай он историю в реальном времени, вышло бы куцее подобие «молодой гвардии» местного разлива, бесславное и совсем не героическое. А поместив повествование в семидесятые, автор не столько рассказывал историю имен на обелиске, сколько поднимал философские и социальные вопросы, которых ещё не было в сороковые, но которые остро встали через 30 лет после победы. Почему поиском героев занимаются энтузиасты-пионеры, а не взрослые дяди из военкоматов? Почему, славя героев, славят одних и тех же? Что есть поступок Мороза: героизм в высшей степени ли глупость? Что вообще есть героизм? Не заставший войну молодой человек и фронтовик по-разному смотрят на эти вещи. Даже сам фронтовик теперь, 30 лет спустя, переоценивает многое из того, что случилось тогда.