fantlab ru

Вадим Панов «Последний адмирал Заграты»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.94
Оценок:
1733
Моя оценка:
-

подробнее

Последний адмирал Заграты

Роман, год; цикл «Герметикон»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Однажды на Заграту, одну из рядовых планет Герметикона, прибывает цеппель «Пытливый амуш» с экипажем из самых разнообразных людей, найденных по всей вселенной. Собрал из всех и объединил в одну команду Помпилио Чезаре Фаха дер Даген Тур — адиген, дар и бамбадао.

А на спокойной, провинциальной планете события катятся, как снежный ком — война, революция, погромы и грабежи. Там опасно для наследников престола и простых алхимиков, в чем и предстоит убедиться Андреасу О. Мерсе.

Но все это — совсем не повод для мессера Помпилио не достигнуть поставленной цели, ибо он — адиген, а значит, мир неважен...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 349

Активный словарный запас: средний (2927 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 60 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Серебряная стрела, 2011 // Лучший фантастический мир

лауреат
Басткон, 2012 // Премия «Чаша Бастиона». 3 место

лауреат
Басткон, 2012 // Премия имени Афанасия Никитина (за яркие достижения в области авантюрно-приключенческой фантастики)

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книги — Научная фантастика года

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2011 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книга года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Последний адмирал Заграты
2011 г.
Последний адмирал Заграты
2021 г.

Аудиокниги:

Герметикон. Последний адмирал Заграты
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  40  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Последний адмиралЪ»

Мы в России любим жаловаться, что в западных произведениях-де многовато пропаганды свободы, демократии, бунтарства и независимости. Критиковали за это и «Аватар», и «Звёздные войны», и многое другое. Добро пожаловать в противоположную крайность: «Последний адмирал Заграты» способен закормить монархической, имперской и верноподданической идеологией до такой же степени.

Царь-батюшка добр и мудр, и не надо раскачивать лодку. Любые, абсолютно любые поползновения на его власть — происки западных... то есть, пардон, инопланетных жидомасонов. Дворяне-адигены — мудры и благородны, всегда держат слово, достойны восхищения, и если им с рождения даны богатства и привелегии, — значит, так и надо. Простой народ — быдло и смерды, которых легко облапошить и которые горазды лишь грабить и насиловать. Оппозиция, социалисты-трудовики — продажные и трусливые сволочи, карикатурные мерзавцы, провоцирующие «кровавые воскресенья» на деньги заграничной разведки.

Нарочитость скорее отталкивает, чем может убедить. Цитаты из российской истории, неприкрытые намёки на Николая II, коммунистов, декабристов, с явно расставленными указателями, кто здесь патриот и человек чести, а кто масон в опломбированном вагоне, убедительности не придают. Особенно тому, кто помнит, как было на самом деле. Книга, даже при её достоинствах, становится неестественной и неприятной.

Кстати, о достоинствах. Главный ходячий и говорящий плюс книги зовётся Нестор дер Фурнье. Этот персонаж назначен на роль «неоднозначной третьей стороны», и справляется с ней блестяще. Он враг доброго Царя-Тряпки Генриха, но враг, в отличие от мерзких жидов-галанитов, благородный, талантливый полководец и патриот, который лишь «связался с дурной компанией». Очень похоже, что во второй части из него сделают загратийского Колчака. В первой же, он демонстрирует Генриху мастер-класс ведения войны, засад и диверсий. Репутацию Нестора-полководца портит, впрочем, тот факт, что он по-читерски вынимает из рукава любые войска и любую технику, которые ему подбрасывает гадкая и противная галанитская Компания. Именно за борьбой благородного лопуха Генриха и лихого вояки Нестора интереснее всего наблюдать, именно она выглядит центральной темой книги.

И именно от неё отвлекают бесконечные обеды, беседы и воспоминания главного номинально положительного героя — Помпилио дер Даген Тур. Этот кадр первую половину книги не делает вообще ничего — он предаётся светским вечерам и дамским обьятьям. Во второй половине книги он участвует в экшн-сценах, в которых, обладая сверхспособностями непобедимого бойца, с лёгкостью перемалывает на мясо толпы трусливых ничтожеств. Он высокомерен и ведёт себя как типичный зажравшийся барин из тех, что брезгуют даже говорить с чернью. Но при этом Помпилио почему-то пользуется безоговорочным одобрением и восхищением автора и всех второстепенных персонажей. Не помогло. Восхищать нужно было читателя, а ему — мне — не очень-то хочется сопереживать знатному убийце. Умом он не блещет, остроумием тоже, а его храбрость кажется следствием неубиваемости и невероятной физической «крутизны»: ему, идеальному сверхбойцу, не приходится преодолевать страх.

Помимо Помпилио, Генриха и Нестора, в книге неожиданно много второ- и третьестепенных персонажей-рассказчиков. Некоторые из них выписаны довольно бодро (например, забавный алхимик с раздвоением личности), и хотя в начале книга кажется набором никак не связанных историй, в конце автор более-менее сводит всех. Проблема в том, что практически все персонажи, проявлявшие признаки положительности, в финале, вопреки всему, оказываются на Стороне Добра — то есть Помпилио и святого царского семейства.

Немного о мире. Мир Герметикона разбросан по многочисленным планетам, перемещение между которыми напоминает магическое действо, а корабли («цеппели») — спеллджаммеры из D&D. Из-за этого книга оставляет странное ощущение космической оперы или фэнтези, помещённой в более модные, «винтажные» декорации стимпанка. Ведь описанные технологии, хоть и поданы как научные, очень сильно отдают необъяснимой магией. А с другой стороны, цеппели легко заменяются на обычные космические корабли без малейших потерь для сюжета. Тем не менее, по формальным признакам — да, это стимпанк, хотя и в большей степени антуражный.

Нельзя не отметить, что отлично показана война с применением техники начала XX века. Приятно, что Панов ограничил свои военные аппетиты, и его «армии» миниатюрны — нет помпезных столкновений целых армад, есть тактическая борьба, где важна каждая единица. Это ещё одна причина, по которой лучшими главами «Адмиралъа» я считаю описание борьбы Нестора с Генрихом: они не только менее идеологизированы, но и просто наиболее увлекательны.

Итог... неоднозначен. Книга получилась увлекательной, неглупой... и не очень приятной. Я морщился каждый раз натыкаясь на откровенно пропагандистских, картонных злодеев, которые мутят народ-богоносец Матушки-Заграты против помазанника божия. Морщился, когда автор подчёркивал, что у загратийцев на самом-то деле нет никаких проблем, бунтуют они исключительно с жиру. Особенно морщился на заверения, что адигены (каста дворян, которые относятся к остальным людям как ко второму сорту) — это честнейшие и прекраснейшие люди; что им, светлым эльфам, надо отдать всю власть и землю, а быдло должно быть им за всё благодарно. Так не бывает. Так бывает только в имперской пропаганде.

Я бы предпочёл прочесть стимпанк о полуреальной Российской Империи — той самой, акунинской, где все «судари», «барышни» и «благородия», «поручики» и «корнеты», и нет толстых намёков на «вашингтонский обком». У нашего реального прошлого мощное очарование. А вот книгу о мире эдакого Spelljammer, где у людей немецкие и югославские фамилии, птичьи эльфийские титулы типа «адир», и где либеральные масоны устраивают «оранжевую революцию» против доброго царя, чтобы завладеть его нефтью, читать было не очень приятно. В отличие от Олли-Энди Мерсы, я не хочу «с гордостью называть себя подданным» и с подобострастным уважением провожать глазами усатого адигена, несущегося по встречке с мигалкой. Может, западные проповедники свободы и бунтарства и перегибают палку, но отвечать им тем же — не лучший способ победить.

Впрочем, если у вас, в отличие от меня, нет аллергии на французскую булку и козни Госдепа, обратите внимание на эту книгу. Это одна из самых серьёзных попыток создать «космический стимпанк» в нашей фантастике. Интриги и схватки, а также Мораль, тут тоже на месте.

Оценка: 7
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пролистал из мазохистского интереса, дабы узнать, все ли тут также плохо, как и в «Потаенной деревне». Да, почти все.

Вдоволь поиздевавшись над красными шапками и вампирами, автор видимо решил создать что-то свое. Ну как свое. Поиздеваться над чем-то другим. Позаимствовал концепцию «фентезийные дирижабли в космосе» из старенького Spelljammer (слав тебе Господи, до гигантских космических хомяков дело не дошло), кое-что прихватил у стимпанковских Сынов Эфира из Mage the Ascension (не отпускает он никак трупик Мира Тьмы, не отпускает…), межзвездные перелеты вообще почти целиком изъял из Боевой Колотушки 40к, с опасностями варпа и астрономиконами. Добавил к этому свою любимую нелюбовь к стране дедушки Ленина, теперь помноженную на нелепые фантазиии о стране, которую мы потеряли (той, в которой были вальсы и французские булки, у процентов двух-трех населения), а на передний план выдвинул абсолютно непобедимого и неправдоподобного героя. Причем описал все это весьма простым и бедным языком. Разве что килограммов топорной обнаженки в кои-то веке не завезли.

Что в итоге? Книга всяко лучше ранних опусов автора, но лишь тем, что теперь он не передирает чужие идеи и названия совсем уж в лоб. Прогресс, чего уж там. Ну а в остальном это все то же примитивное чтиво, шитое белыми нитками из чужих лоскутов.

Оценка: 2
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Панов, для меня хорошо известный автор. «Тайный город» и «Анклавы», в какой-то период были довольно интересными проектами. Долгое время я обходил стороной последний цикл автора «Герметикон», так как не ждал от него ничего нового. Как оказалось, это было совсем не случайно и новый авторский мир проигрывает и Анклавам, и Тайному городу.

Вообще, если брать за основу определённую целевую аудиторию, для которой это было написано, то наверное первая книга цикла может даже понравиться.

Главный герой олицетворяет собой всевозможные мечты женщин любого возраста. Он невероятно смелый, галантный, умный, красивый, порядочный, знаменитый, богатый и неженатый. То есть, это не просто мечта, это живое воплощение всех ночных переживаний, яркая картинка из телеэкрана. Конечно, женщины будут не просто переживать за его судьбу, а буквально молиться за его жизнь и благоприятное развитие событий. Даже самый уверенный в себе мужчина на фоне блистательного стрелка будет чувствовать себя неуютно. К сожалению, автор не смог «пересилить» себя и наделить своего главного героя, хоть какими-то отрицательными качествами, чтобы немного правдоподобнее он выглядел.

Стоит отметить, что придуманный автором мир, довольно любопытен. Чувствуется ностальгия писателя за временами империи и императора, которую он перенёс на страницы своего романа. Расселившаяся на другие планеты человеческая цивилизация пошла тем же путём, что и на Земле. Созданы правительства и транснациональные корпорации, во главе которых стоят известные и богатые семьи, аристократия получила все рычаги власти и занимается построением нового мира.

Сюжет будет построен вокруг одной планеты, которая переживает все «прелести» внешнего вторжения, замаскированного под Гражданскую войну. В принципе, перенесённая реальность из 1917 года, когда произошла революция и последовавшая за ней война, стали прообразом авторской версии в его мире. Панов не стесняется показывать грязь и мерзость происходящего, ужасы переживаемые богатыми и обеспеченными семьями, их растерянность и неприятие происходящего, все выглядит довольно достоверно и по-настоящему страшно. Военные действия и последовавшие за этим изменения, также станут ключевыми эпизодами в книге.

В книге масса новых терминов и слов, которые требуют некоторого времени для адаптации, всё-таки мы находимся в совершенно другом мире и с другими условиями игры. Привыкаешь к этому быстро и по прошествии нескольких глав, всё становится близким и понятным.

В целом, для знакомства с циклом этого романа вполне достаточно. Локальная история завершена и продолжение заинтересует только тех, кто хочет узнать о других планетах Герметикона и желающих найти ответ на самый главный вопрос, который касается судьбы известного путешественника.

Я продолжу читать этот цикл, так как допускаю, что дальнейшие книги могут быть более интересными.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще я всегда воспринимал Панова как некую «Донцову от фантастики» с его этим бесконечным «Тайным городом», но после «Герметикона» заново взглянул на писателя. Да, остался дешевый армейский юмор, переработанный в стилистику фантастической вселенной, остались уже набившие оскомину его вечные твисты туда-сюда, то умер-то жив, то плохой-то хороший, но! Чертовски интересно стало читать, изменился язык повествования, будто бы автор разом повзрослел лет на двадцать, в течении которых он перечитывал Чехова и Толстого. В общем главная претензия к автору- что давно нет продолжения, у меня пять томов на полке уже запылились в ожидании шестого.

Оценка: 8
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

В английском языке есть полезнейшее выражение guilty pleasure, у которого, к сожалению, не существует русского аналога. Если вместо перевода пытаться объяснять отягощенный полутонами смысл, то выйдет что-то вроде удовольствия, на которое каждый имеет право, потому что pleasure, но с лёгким оно оттенком стыдливой неловкости, потому что guilty и потому что как будто бы не пристало от подобного радоваться. Любовь к книгам Вадима Панова у меня обычно проходит по статье таких вот удовольствий, а потому я, пожалуй, не буду сочинять отзыв на «… адмирала», а вместо этого просто буду говорить спасибо автору. Преимущественно за два момента (то, что он в принципе существует на свете и время от времени пишет для нас книжки – не в счёт)):

- когда давно знакомый и любимый автор берётся осваивать новое пространство, всегда чувствуешь интерес, в который замешано изрядно тревоги. Мол, а не напрасно ли мы покидаем старые, добротные, хорошо проверенные места? А будет ли нам уютно и комфортно в новом мире, не разочарует ли? Так вот, первое моё спасибо — за новый мир Герметикона, он прекрасен. Он не просто с азартом и выдумкой сконструирован, он ещё и сделан таким, что в нём может происходить и гармонично в него вписывается абсолютно всё, что угодно душеньке романтика любого пола и возраста – и межпланетные полёты на «алхимических» дирижаблях», и революции в отдельно взятом государстве, и «вестерноподобные» засады с перестрелками при участии брутальных наёмников-альбиносов (непременно в шляпе, ну а как же без шляпы-то?)). Мир населён чрезвычайно обаятельными героями, «разрисован» многочисленными стимпанковскими штучками, и он ровно до той степени по-хорошему мультяшен и опереточен, что дивно развлекает, а пресловутые комиксы и иллюстрации ему на редкость к лицу. В этот мир хочется вернуться, про него хочется дальше узнавать, а рассказ с подробностями о том, как же так вышло с едиными в одном лице Энди/Олли, Вадим, как мне кажется, нам уж точно задолжал ;)

- когда тебе семь лет и ты впервые в жизни читаешь какой-нибудь «Таинственный остров», испытываешь эмоции, о которых сложно внятно рассказать и которые, разумеется, невозможно потом испытать заново. Никогда. Моё второе спасибо — не за повтор тех эмоций, ни в коем случае, это невозможно. Оно за то, что несколько раз во время чтения романа я ловила себя на воспоминаниях про почти забытое… о том, что мне когда-то таки было семь лет, была поздняя весна и цвела какая-то безумная сирень, я сидела на даче на деревянных ступеньках крыльца и читала «Таинственный остров»…)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой роман. Главный герой, несмотря на свою нереальную крутость, очень приятный и интересный, даже надменность его ни чуть не портит. Команда Пытливого Амуша просто невероятно харизматична и интересна. Я бы про их приключения еще не один роман прочитал и надеюсь они будут. Злодея как такового нет, есть группа лиц, у которые имеют противоположные с героем цели. Перестрелки и битвы описаны подробно красиво и захватывающе.

Теперь о минусах. Автор так толком не объяснил, как работают телепорты из одной планеты в другую. На цепеле стоит астринг, который создает червоточину и корабль через пустоту переносится в точку назначения, а сфера в порту нужна для навигации, чтоб в пустоте не проскочить нужное место. Однако по ходу повествования оказывается, что червоточины можно создавать не где и когда нужно, а только в конкретных географических точках планеты и есть определенное время, в которое эта точка работает. Но это обстоятельство не мешает некоторым цепелям прилетать не в порт, где есть сфера навигации, а в конкретный город на конкретной планете. Возможно это было стечение обстоятельств подгаданное персонажами, но не плохо было бы читателю это объяснить по подробнее, а то как-то все очень запутанно получается.

Последняя битва, здесь без спойлеров ни как, но действия там происходят нелогично, странно и сильно выбиваются из рамок остальной книги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Амуш один из самых быстрых цепелей Герметикона, а это значит, что его никто на Загрте догнать в небе не может к тому же Помпилио знает, что враги особо многочисленными воздушными силами не обладает. То есть если после событий в королевском дворце Амуш с недельку помотается по Заграте, а потом телепортнется через какую-нибудь дальнюю точку, опасности он себя не подвергнет. Спешить ему по сюжету тоже не нужно. Но герои прорываются с планеты, через точку телепорта, где их точно ждут враги. Допустим Помпилио не ожидал, что столкнется с Дланью Справедливости, но что им мешало развернуться и сбежать, как только ни ее заметили. И еще, гений стрельбы, не мог отстреливаться от самолетов перегнувшись через бортик, в шатающейся на тросе корзине ему было удобнее. По-моему, все это выглядит, как не очень удачная попытка залатать сюжетную дыру

Я надеюсь, что мне просто показалось, а не автор ударился в политическую пропаганду. Трудовая партия, ведь явная аналогия с коммунистами и 1917 годом. Уж больно мерзко все описано,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
понятно, что революция событие нехорошее, но уж так все оскотинивать не стоит. Революции не на пустом месте происходят, за совсем откровенными ублюдками народ не пойдет, Лилиан правильно говорит, что сам король тоже виноват.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала, ибо стипманк. Панова никогда прежде не читала. И поняла, что не зря. Может, другие цикли получше, но...

Сначала о плюсах. Несомненно, это мир. Он показан отлично. Стимпанк, где дирижабли летают от мира к миру по гиперспространству. Красочные описания, жаргон и суеверия цепарей-- то бишь тех, кто водит дирижабли сквозь полную опасностей пустоту. Загадочность самой пустоты, мутанты с экстрасенсорными способностями-- более чем благодатная почва для произрастания сюжета...

Увы. Сюжет слабоват. Вкратце: зловещая торговая компания хочет нефть небольшого мира Заграты, и устраивает там революцию, пользуясь тем, что царь-- высокомерный лопух, впрочем, нежно любящий семейство. На обрисовку революционеров чёрной краски не пожалели: картонные продажные злодеи, которым противостоят благородные эльфы... ой, то есть потомственные аристократы адигени. Какой-то протворечивостью от обоих сторон конфликта и не пахнет, разве что адигени автор мягко пожурил за высокомерие. Такое серьёзное и сложное явление, как революция, до предела упрощено, превращено в лубочную агитку монархизма. Явные намёки на октябрьскую революцию и на злых любителей нефти США весьма прозрачны.

Второстепенные герои, впрочем, получились неплохо. Особенно запомнился алхимик с раздвоением личности. Однако им уделено мало внимания, а в основном блистает Помпилио, высокомерный аристократ и благородный супермен. Авторский замысел вроде понятен: нарисовать аристократа, высокомерного, но вместе с тем харизматичного, с честью и совестью. Первая часть замысла вышла удачно, а вторая свелась к тому, что герой начал демонстрировать охрененную крутость, спасать принцев и принцесс, а все окружающие начали им дружно восхищаться. Сложной и живой личности не получилось, получился непогрешимый марти сью. А его много, слишком много, и к концу он надоедает хуже горькой редьки. Лично у меня он отбил интерес ко всем будущим книгам цикла: даже интересный мир не способен перевесить скучного, вылизанного и глянцевого героя.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ужасно пафосное произведение,) Мир плоский, несмотря на несколько неплохих идей автора(пустота, бомбардисты и межпланетные дирижабли). Главный герой настолько невыразимо прекрасен, что слепит глаза окружающим) Адигены бесконечно прекрасны, а окружающие перед ними пресмыкаются. Прямо как в фильме Кин-Дза-Дза: «Они на карачках будут ползать- а мы плевать сверху....» Драматизм сцен напоминает фильм «Защитники»- главные герои занимают красивые позы и опять же становятся невыразимо прекрасны.) Через книгу приходится брести понуро на одной силе воли, сильно не хватает гимназисток румяных и Михалкова на цепеллине в императорской короне. Французская булка космического производства в наличии и издает хруст установленного образца.

Оценка: нет
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд, перед нами стимпанк в самом лучшем виде — небеса над головой бороздят дирижабли-цеппели, по улицам ездят паротяги, а в список последних достижений науки и техники входят двигатели внутреннего сгорания, танки и аэропланы. Однако при более тесном знакомстве становится ясно, что определить «Адмирала» к одному конкретному направлению невозможно, поскольку Вадим Панов смешал в один коктейль составляющие из совершенно разных жанров. Дирижабли бороздят не только небеса отдельных планет, но и Пустоту между ними, а в экипаж каждого цеппеля в обязательном порядке входят алхимик и астролог. По улицам бродят мастера обращения с огнестрельным оружием бамбадао, а на кухнях и в курилках Заграты уже начинаются шепотки о смене строя, революциях и власти народа. При чтении «Адмирала» возникают ассоциации с приключенческими романами Жюля Верна и Луи Буссенара, вестернами с Клинтом Иствудом и фильмами об Индиане Джонсе, «Звездными войнами» и японскими самураями, историей прошлого столетия и Константином Хабенским в роли другого харизматичного адмирала.

Привлекательному миру нужны симпатичные герои, и «Последний адмирал Заграты» может похвастаться подобными персонажами. Других там, собственно и нет, поскольку каждое действующее лицо, будь то наемник Феликс Вебер, алхимик А.О.Мерса, цеповод Базза Дорофеев, астролог Галилей Квадрига или слуга Теодор Валентин, способно похвастаться набором индивидуальных черт и личностным обаянием. Но никто не способен сравниться по воздействию на публику с главным героем романа, адигеном из рода даров Помпилио Чезаре Фаху дер Даген Туром.

При первой встрече Помпилио производит отталкивающее впечатление — надменный, гордый, брезгливый, самоуверенный аристократ, привыкший к роскоши и почитанию и презрительно относящийся к большинству встреченных им людей. Однако вскоре выясняется, что все не так просто, и толстенький, лысый и чванливый аристократ оказывается надежным другом, заботливым хозяином, межзвездным путешественником, бесстрашным воином и, самое интересное, бамбадао — бамбальери, достигшим высшей степени посвящения в Хоэкунс. При этом Помпилио остается гордым и надменным аристократом, но он никогда не отступится от своих принципов, не предаст своих людей, и поэтому вся команда верой и правдой служит своему мессеру и не замечает его недостатков. Сочувствия и симпатии читателей Помпилио, быть может и не вызовет, но вот интерес к его похождениям точно появится.

Повествование ведется поочередно с точки зрения практически всех присутствующих в книге персонажей. Причем Вадим иногда меняет героев прямо посередине эпизода, что позволяет читателям лучше прочувствовать ситуацию и оценить ее глазами разных действующих лиц. Действия же в романе хватает. На Заграте вспыхивает гражданская война, и как будто ее одной мало, она сопровождается экономическим кризисом и народными волнениями в столице. Помпилио прибывает в столицу королевства и принимает деятельное участие в развивающихся действиях, однако даже его вмешательства может не хватить для исправления ситуации.

Собственно, вся сюжетная линия, связанная с гражданским мятежом и восстанием на Заграте, выглядит самым слабым и ненужным местом в книге. Ассоциации с российской историей начала XX века возникают практически сразу и не исчезают до самого конца. При этом авторская позиция обозначена совершенно четко и однобоко: пусть правители королевства и допустили ряд серьезных ошибок и глупостей, но они хотя бы благородные, а стоящих за народными волнениями лидеров Трудовой партии иначе как мерзавцами и подлецами назвать нельзя.

Но если оставить линию с восстанием в стороне, то все остальное выполнено на высоте. Панов постоянно добавляет в повествование новые составляющие, вводит свежих персонажей, проводит экскурсы в историю мира. Вадим расставляет в тексте множество сюрпризов для внимательных читателей и регулярно добавляет к портретам вроде бы уже известных персонажей новые штрихи, в свете которых их прежние поступки выглядят совсем по-другому.

Резюме: «Последний адмирал Заграты» уже сейчас по праву может претендовать на звание самого необычного и стильного романа 2011 года. Даже оставив в стороне симпатичное оформление и иллюстративный материал, книга способна похвастаться яркими персонажами, интересным миром и насыщенным действием сюжетом. В жанровом плане «Адмирал» — это настоящий коктейль из различных жанров, но в этом-то и кроется львиная доля привлекательности книги.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока читал «Последнего адмирала», ворчал то и дело, по стариковски, а самому нравилось. И читал то вроде строго, придирчиво, да то и дело зачитывался, и ускользало от меня критическое настроение.

А нравилось, потому что стимпанк, а он хоть и модный ныне, да хороших, увлекательных и проработанных вещей в этом жанре, раз-два и обчёлся. И первая книга из цикла «Герметикон» пролила в этом плане мне бальзам на душу. Дирижабли, проходящие сквозь пространство, пугающие «знаки пустоты», безумные алхимики, безбашенные астрологи, загадочный Хоэкунс где обучают воинов способных переломить ход сражения, мутанты — пережитки «Белого мора», это уж не говоря о бронетягах, бронепоездах и многочисленных арсеналах стрелкового оружия и прочее, прочее, прочее. Коктейль, конечно, получился знатный: насыщенный и терпкий. И персонажи хороши собой, все как один вписываются в придуманный мир Панова, не выглядят как случайно попавшие не в ту эпоху, не на ту вечеринку. Атмосфера заполняет наших героев, герои добавляют миру жизни и движения.

А чего, спросите, ворчал то? Было с чего по-бубнить под нос, но не так чтобы слишком. Во-первых, это конечно долгая прелюдия, расстановка фигур занимает не менее половины книги. Если честно, уже прочитав две трети, я только сообразил, что вроде как началось само представление. Ну и как следствие бежали мы к занавесу первой книги, если не галопом, то довольно стремительно и поспешно. Не удалось мне вдоволь насладится этим актом. Во-вторых, некоторые фигуры так ни разу и не выстрелили. Например, Мерса. Вроде как одно из главных действующих лиц, вроде Автор нам намекает, что этот товарищ весьма неожиданный в своих поступках и наверняка будет ходить конём, но, к сожалению, хода он в этой партии так и не сделал. В первой трети книги вообще не понятно, кто же ключевые персонажи и пытаешься запомнить всех не только по именам, но и по характеристикам, а они будут и вполне сочные. Держать в уме людей с фамилиями Зопчик, Стачик, Кумчик, Мучик, Пачик и Нучик давалось поначалу с трудом. Благо у остальных с именами, было всё в порядке. Ну и в-третьих, все эти великолепные фантастические элементы, играющие с воображением интересные придумки, по большому счёту, остаются только антуражем, на сам сюжет они почти не влияют, а ведь так хотелось бы.

Но все недостатки, пожалуй, я тут же и оправдаю, по крайней мере, для себя. Затянутое начало, больше похоже на увлекательный рассказ правил игры, ну и что, что это ещё не сама игра, главное же интересно, а что ещё более важно, это интригующе. Понимаю, сердце рвётся в бой, но нужно уметь наслаждаться предвкушением битвы, а не только ей самой. Тем более, это же только, начало. В принципе, то, что это первая книга из цикла, наверное, сглаживает недостатки, которые я перечислил. Потому что очень хочется надеяться, что все полюбившиеся персонажи ещё сделают свои главные ходы и заставят нас искренне переживать и восхищаться ими, или может даже ненавидеть, чем чёрт не шутит. А всё, что есть чудесного и необыкновенного в Герметиконе, вдруг выйдет из состояния пассивных декораций и примет самое живое участие в судьбах планет и в приключениях старых и, возможно, новых знакомых.

Что ж, несмотря на вполне уверенный промежуточный финал первой книги, который совсем не обязывает брать в руки следующий роман цикла, продолжу и дальше изучение миров Герметикона.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что толкает людей на безумные поступки, заставляет идти против целого мира, сокрушать государства, отправляться в рискованные странствия? Жадность и ненависть, злоба и зависть? Или все дело в отваге, верности, гордости и чувстве вины? Гении и злодеи, герои и мерзавцы, их полным полно в мирах Герметикона, но по воле судьбы дороги нескольких человек пересекутся на провинциальной планете Заграта.

На первый взгляд, роман Вадима Панова «Последний адмирал Заграты» кажется простой, нарочито контрастной и плоской картинкой, где черное и белое четко разнесены по разные стороны баррикад. Хитрый мятежник Нестор, чересчур прямодушный король Генрих, высокомерный путешественник Помпилио, наемник и бамбадир Феликс, а также множество других ярких персонажей. Полюбовались? А теперь автор играючи смешивает краски, насыщая палитру глубокими тонами, добавляя неожиданные оттенки, щедро разбрасывая тени намеков и накладывая дополнительные слои.

Под пестрым мельтешением традиций разных народов, под вычурными названиями, под авантюрной романтикой и веселыми приключениями обнаруживается довольно непростой расклад политических сил, где каждый из игроков не только преследует свои собственные цели, но и норовит обвести вокруг пальца временных союзников. Поводом для противостояния становятся запасы нефы, расположенные в недрах пустынь. Могущественная Компания жаждет овладеть ценным ресурсом, а заодно, не мелочась, и всей планетой. И потому в ход идет старый принцип «разделяй и властвуй», а страну ждут черные дни.

Честь и гордость, для знатного и влиятельного адигена Помпилио — это отнюдь не пустой звук. Панов создал запоминающегося героя, к которому крайне трудно остаться равнодушным. Можно презирать его за надменность, смеяться над его принципиальностью и гордостью, восхищаться меткости и хитроумию, умиляться его искренности и верности — в любом случае одна из черт Помпилио должна зацепить читателя. Второе же важное достоинство романа — это сам Герметикон.

Герметикон — множество миров, разделенных Пустотой, которую можно пересечь лишь на цеппеле — дирижабле, оснащенном особым устройством, астрингом. Герметикон — прекрасная канва для почти любого типа сюжетов. Здесь есть затерянные колонии, богатые миры Ожерелья соперничают с молодыми мирами Бисера, и каждый перелет таит опасность, ведь Пустота отнюдь не пуста — она полна убийственных Знаков. Рядом со сферопортами темнеют кварталы трущоб, Компания галанитов тайно воюет с Лингийским союзом, мощные военные эскадры готовы вступить в бой, но пока стороны ограничиваются манипулированием.

Впрочем, дело не только во многообещающем антураже, научных исследованиях алхимиков, аномалиях Пустоты и секретах Потерянных миров. Также Панов построил социальную пирамиду, которую разъедают припорошенные традициями и этикетом противоречия. Это и конфликт между дарствами и независимыми королевствами, ненависть к спорки — калекам, обладающим особыми способностями, вражда между буржуазными галанитами и аристократическими адигенами, зреюшие в застоявшихся мирах революции, готовые до основания разрушить дряхлые государства.

Разумеется, в «Последнем адмирале Заграты» Панов использует лишь малую часть возможностей вселенной. Его цель — заложить фундамент из преданий, возвести каркас законов и расстановки сил, бегло набросать аннотации-описания к каждому явлению и профессии, чтобы потом развивать отдельные направления в последующих частях цикла «Герметикон». Здесь же мы получаем убедительное политическое и военное противостояние, революционные интриги и криминальные авантюры, смесь вестерна и приключенческого романтизма.

Итог: яркое и колоритное, многообещающее и увлекательное погружение в алхимический мир.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пафос. Нет, ПАФОС. «Стимпанк», вы говорите? Это не стимпанк, это обычное фентезийное королевство с дирижаблями. До жути пафосные речи героев. Главный герой просто ужасно плоский.

Разочаровало.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор, как тот бармен, которому сказали: «Удиви меня!». Вот он и пытается удивить: здесь тебе и обязательная основа, и секретный новомодный ингредиент, и даже вишенку сверху положим! Ты берешь в руки сей продукт и восхищаешься. Ммм! Какой насыщенный цвет! Какое богатство вкусов! Начинаешь пробовать и через пару глотков еле сдерживаешь обидное «ну и гадость эта ваша…». НО уплОчено всё-таки… Вот и пьешь его дальше и сдерживаешься, пьешь и сдерживаешься… А ближе к середине тебя «забирает» градус, и ты уже несешься во весь опор по буеракам и кочкам. Эх, удалые! Эх, залётные! Давай еще! И автор даст – опьянять читателя сумасшедшей динамикой Панов всегда умел. Нет в его романах глубинной философии. Нет посыла и смысла. И слава Богу! Ведь парой так хочется расслабиться, отключить мозг и съесть за ночь пару сотен страниц бумажных…

Не читайте этот роман, если вы ожидаете стимпанка. От стимпанка в нём разве что пара цеппелей да паротягов. Зато есть мутанты (куда сейчас без них?), есть межзвездные переходы (дань классики или чтобы наверняка?), есть революция и заносчивая знать (дух времени?). Есть вестерн, но не хватает Клинта или на крайний случай Смита – ведь с одной стороны «Дикий, дикий...», а с другой «Адмирал». Ах да, есть еще и Нео, но он скорее недоНео: вроде бы и Избранный, но нет Пути – он просто Пришел и просто Спас. Хотя, сдается мне, ждет нас впереди подробный приквел в лучших традициях звёздноаллейного. В нём мы точно узнаем, как из чада орущего и гадящего рождается Сверхчеловек. Поправка: Лысый Сверхчеловек.

В общем, хороший роман, добротный такой, продуманный… и предельно коммерческий.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стим-панк с авторским колоритом. Смысла и действия — на хороший рассказ.

Чуть меньше секса, чем обычно. Минимум колдунства, но всё летает, кружится. Чувствуется рука выпускника МАИ.

Однако, Вадим Юрич — явный проповедник феодализма, белой кости и хруста французских булок. Ну да это сейчас в моде.

ЧИТАТЬ

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увы, остался очень разочарован сим произведением.

Написано плоско и незамысловато. Язык — бедный, мир — технически безграмотный (и это при том, что тов. Панов, вроде как, закончил МАИ ?!), персонажи — либо карикатурно пафосны либо не менее карикатурно истеричны.

Сильно раздражает навязывание автором своих социально-политических взглядов. Вроде ничего нового (народ — быдло, жиды — мразь, социализм/коммунизм — говно), но навязывается это предельно грубо и топорно.

Какие-либо оригинальные идеи/мысли в произведении отсутствуют. Всё, как минимум, вторично.

В общем, откровенно графоманское произведение.

Увы.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх