fantlab ru

Джеймс Эллрой «Город греха»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Оценок:
71
Моя оценка:
-

подробнее

Город греха

The Big Nowhere

Роман, год; цикл «Лос-Анджелесский квартет»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

Лос-Анджелес, 1950 год. История разворачивается на фоне полномасштабного расследования Большим жюри коммунистического влияния в Голливуде. Но на самом деле под прикрытием ,,охоты на ведьм'' скрывается грандиозная политическая афёра и большой делёж бюджетных денег. Многие в этой ,,охоте'' ловят свой шанс и в случае неотвратимой удачи должны получить разного вида выгодные вознаграждения и бонусы. Расследование Большого жюри с вербовкой, с внедрением агента, с работой на разных хозяев идёт на фоне расследования кровавых серийных убийств – по ходу дела летят головы, обрываются жизни, заметаются следы, всплывают старые грехи – кто уцелеет в этой заварушке и получат ли участники истории желаемое?

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Немецкая премия за криминальную литературу / Deutscher Krimipreis, 1989 // Международный роман. 2 место (перевод Helmut Grass)


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
В. Симаков (2)

Город греха
2007 г.
Город Греха
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я с интересом читаю детективы, а уж если произведение отходит от привычных канонов классического детектива, то это вызывает наибольший интерес.

История разворачивается на фоне полномасштабного расследования большим жюри коммунистического влияния в Голливуде. Но на самом деле под прикрытием ,,охоты на ведьм'' скрывается грандиозная политическая афёра и большой делёж бюджетных денег. Все, кто принимает участие в этой афёре в случае неотвратимой удачи должны получить разного вида выгодные вознаграждения и бонусы. Эти выгодные бонусы необходимы каждому участнику ,,крестового похода'', ради них они готовы на всё. Амбициозный коп Денни Апшо расследует серию тяжких преступлений и здесь он хочет играть ,,первую скрипку'', а для этого ему необходимы большие полномочия. Лейтенанту Малу Консидайну нужен новый статус, чтобы оформить опеку над сыном, а для этого ему нужно стать главным следователем прокуратуры. Бывшему полицейскому Баззу Миксу, выполняющего работу для мафиози Микки Коэна, нужны только деньги. Глава уголовного отдела прокуратуры Эллис Лоу хочет стать окружным прокурором. Лейтенант убойного отдела полицейского управления Лос-Анджелеса Дадли Смит хочет занять место руководителя этого отдела. Расследование большого жюри с вербовкой, с внедрением агента, с работой на разных хозяев идёт на фоне расследования тяжких убийств – по ходу дела летят головы, обрываются жизни, заметаются следы, всплывают старые грехи – кто уцелеет в этой заварушке и получат ли участники истории желаемое?

Роман Автора демонстрирует хронику американского государства пятидесятых годов прошлого века, атмосфера для этого выбрана очень мрачная. История обильно насыщена персонажами и событиями, хотя временной отрезок взят совсем небольшой. Здесь действуют идеалисты, циники, полицейские–оборотни, прожжённые подонки всех мастей, люди, задавленные обстоятельствами и, как ни странно, находятся герои, готовые отстаивать правду, хотя от них такого и не ожидаешь.

Что интересно, несмотря на отсутствие обсолютно положительных персонажей, зло в книгах Автора всегда оказывается наказанным к концу книги. Можно ли это назвать ,,проснувшейся совестью'', делом чести или возможностью отдать дань, сказать мне сложно, но так или иначе расплата наступает от того, от кого её не ждешь и мне, как читателю она просто необходима, а оставшиеся персонажи преподносят её так, как им нужно и выгодно и получают свои бонусы.

В общем и целом книга атмосферна, инересна и основательно закручена. Она читалась так же с интересом, но сложнее, чем ,,Чёрная орхидея'', мне думается, что это скорее всего из–за перевода.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Город греха» по крайней мере написан не в манере «стокатто», отчего «Белый джаз» читать было совершенно невозможно. Да, стиль очень простой и грубый, но предложения вполне себе организованы и синтаксис без фантазий. Пишет все же Эллрой стилистически очень плохо. Как бы не приходится критиковать автора за «чернушность», особенности темперамента такие, но уж утрата меры и вкуса, на мой взгляд, у Эллроя носит несколько патологичный характер. Всякие там зубы россомахи, эякуляции в глазницы... Местами мне это напоминало даже и какого-нибудь Дашкова( худшего автора не встречал). Эллрой чрезмерен и избыточен в своей тяге к описательству патологий, членовредительствам и как-то получилось, что в «Городе» под глыбой второстепенных подробностей и заменяемых статистов он несколько погреб интересную историю про нелинейную и несостоявшуюся дружбу трех грешников, в каждом из которых таки евангельская искра была. Переусложнил с интригой, но нельзя не отдать должное постановке задачи и элегантности, с которой автор устраняет центральных героев.

Эллрой мне представляется каким-то журналистом, розыскником жареной фактуры, потаенных подробностей, со скромными художественными дарованиями уровня нашего там Константинова. Нужен талант Дюма, чтобы наработки Огюста Маке не остались многословными синопсисами..

Эллрой очень выигрывает в экранизациях, — в первую очередь за счет того, что исчезает его ужасный стиль и сценаристы многое выбрасывают. В итоге экранизации сравнительно с первоисточником выглядят очень бледненькими, но за счет атмосферы, неожиданных сюжетных ходов и типажно расцвеченных персонажей достаточно выигрышней. «Город греха» неимоверно сложно экранизировать именно из-за россомахиных зубов, чрезмерности насилия, но этот роман можно вычистить наполовину — и будет хорошо и занятно. К слову «Город гангстеров» Драбонта, печально недооцененный мини-сериал, закрытый после первого сезона, — в некотором смысле уже и есть замена

экранизации. Там есть и коррумпированный коп и запретная любовь и Микки Коэн, и нуар.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Город содомии и порочных связей

***

Джеймс Эллрой – один из видных представителей нуара в современном детективе. Нередко его работы возводят на пьедестал образца. Причём многие из его произведений имеют экранизации, что является одним из показателей интереса к творчеству автора. Так, например, «Чёрная орхидея» имеет экранную версию с очень приличным лайн-апом актёров. Сейчас же речь пойдёт о «Городе греха», втором томе из цикла «Лос-Анджелесский квартет». Цикл, к слову, условный. Романы никак не связаны между собой и читать их можно в любом порядке.

…Лос-Анджелес, 1950 год. Помощник шерифа Дэнни Апшо занимается зверским убийством. Сперва всё выглядит как обычное дело, но вскоре становится понятно, что намечается серия. Мал Консидайн – лейтенант – пытается усидеть на двух стульях – сделать карьеру и получить опеку над неродным сыном. «Базз» Микс привык лавировать по тонкой грани между законом и превышением полномочий. Вместе с тем он западает на цыпочку местного авторитета. И если Микки узнает об этом, быть беде…

В «Городе греха» три сюжетных линии. Все они время от времени пересекаются в условном настоящем, но так же есть пересечение и в условном прошлом. В основном повествование ведётся от лица Дэнни – примерно до финальной трети он занимает под 60% страничного времени. Условно говоря, все три сюжетки – полицейские. Но чистое расследование ведет только Апшо. Текст наполнен фирменным нуаром Эллроя – наркотики, алкоголь, драки, убийства, насилие. Неподготовленный читатель рискует погрязнуть в потоке чернухи и декаданса. Ибо Город греха не желает привечать нежные душонки, кроме как в качестве десерта на столе…

Сюжет романа развивается ассиметрично. Мал и Базз почти всё время «пребывают в прошлом» и тормозят общую линию. Апшо, напротив, почти всё время двигает сюжетку, хотя есть и моменты флешбеков, которые явно намекают на некое обстоятельство, важное для истории. В итоге это оружие Эллроя, конечно же, выстреливает.

Герои «города греха», а их тут трое, вряд ли заставят читателя сенситивно переживать за их судьбы. Базз – типичный ходок по девкам и головам, ему вообще принципы не писаны. Мал недалеко от него ушёл. Он импульсивен, готов лезть в драку при первом же случае. Дэнни на их фоне – практически светоч. Он умен, хладнокровен, он тоже может идти по головам, если ему это необходимо, если нет другого выхода. Вот только он ратует за справедливость и честность.

Твисты сюжета стоит вынести в отдельный абзац. Во-первых, один жирный поворот сюжета делает кульбит там, где этого совершенно не ожидаешь. И это по-настоящему добротный твист. Хоть и с долей грусти. Ещё один твист, а точнее, подножка, располагается примерно в самом начале произведения. И твист этот подленький, из аннотации его не вычленишь. Суть поворота такова – а книга-то про геев. И ладно бы их тут было один-двое. Они тут всюду. Как в ипостаси антагонистов, так и в роли протагонистов. И даже среди статистов их хватает. Да, без особых подробностей, но тем не менее. Кого-то это может отпугнуть.

Если говорить о стилистике и особенностях художественной стороны, то и здесь есть о чём упомянуть. Первое, что бросается в глаза – развал в стилистике времени. То повествование идет в прошлом (не флешбеки, а именно «пошёл», «сделал», etc), то в настоящем. То ли таков оригинал, то ли пламенный привет от переводчика. Второй момент – высокий неймдроппинг. Эллрой напихал кучу героев, некоторые меняют имена (не в том смысле, что автор ошибся, это герои врут). В итоге в «Городе греха» не грешно забыть того или иного героя к финалу. Еще один момент – опора на культуру и историю США середины ХХ века. Бэкграунд окажется здесь не лишним. Хотя можно и без него.

Заключение: «Город греха» заметно уступает «Чёрной орхидее». Это выражается как в тематике (про Элизабет Шорт сложно не знать, даже спустя 2\3 века), так и в наполнении и стилистике. Геев в романе слишком много. Это может отпугнуть как ортодоксальных гомофобов, так и обычных людей. На квир-литературе, пожалуй, стоит ставить маркер, чтобы не хватануть отторжение посреди чтения, в этом случае лучше дропнуть книгу на стадии прочтения аннотации. В целом же, роман чёрный, депрессивный и стильный. Со своими минусами, но и со своей нишей.

6 грехов из 10.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я начал читать (точнее, слушать) этот роман на английском, и в какой-то момент благополучно сдался. Количество сленга, специфических словечек, имен, терминов, фразеологизмов — стилистически Эллрой пишет очень близко к тому, как говорили и мыслили полицейские 50-х. Ну, по крайней мере, работу по сбору материала и стилизации он проделал точно. Поначалу, переключившись на русский и на печатный вариант, сильно проще не стало — три сюжетных линии развиваются более-менее независимо, плюс множество понятных американскому (но не зарубежному) читателю отсылок. Но в какой-то момент втягиваешься, понимаешь, какие вещи можно игнорировать — а где-то на последней трети оторваться уже довольно сложно, Эллрой начинает раскручивать все те сложности, что свел воедино.

Многие в отзывах жалуются на мрачность и отталкивающие подробности — но это в конце концов триллер и нуар — а нуар это не только роковые женщины и курящие брюнеты, но и коррупмированные копы, мафиози, для которых убить как орех щелкнуть, масса жестокости и патологий. Понятное дело, что это на любителя — но психологически наблюдать за развитием персонажей в таких условиях довольно любопытно — нигде в другом месте такого не встретишь.

Ну, и немного о сюжете.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Удивительно мрачная концовка: все злодеи получили то, что хотели (убийцу поймали, как он того и хотел, Дадли не поймали, Микки вернул Одри), а положительные герои наоборот — остались ни с чем.
Нуар так нуар по всем статьям.

Минус балл за ну очень долгое и мутное вступление.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многоплановый. Мрачный. Несколько затянутый. С изобилием кровавых подробностей и яркой развязкой, которая окупает все. Это больше, чем детективный роман о поиске и поимке грязного маньяка в Лос-Анджелесе начала 50х.

Роман о жажде наживы и личной выгоды, прикрывающейся борьбой с политическим инакомыслием. О моральном разложении и постыдных тайнах, сводящих с ума. Трагическое повествование о судьбе трех непохожих мужчин зажатых в рамках обстоятельств, общественного мнения, собственных слабостей и ошибок.

Красной линией сюжет пронизывают преступления свихнувшегося убийцы — одновременно месть, манифест «городу греха» и вопль о желании быть пойманным.

Все это — ингредиенты, закинутые в бурлящий котел романа с множеством разнообразных персонажей, характеры которых намечены крупными штрихами — кратко, но точно.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх