FantLab ru

Джеймс Эллрой «Белый джаз»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Голосов:
43
Моя оценка:
-

подробнее

Белый джаз

White Jazz

Роман, год; цикл «Лос-Анджелесский квартет»

Аннотация:

Город Падших Ангелов — Лос-Анджелес 1958г. В ходе борьбы между ФБР и Полицейским Управлением, соперничества кандидатов за выборную должность окружного прокурора и противостояния между давними врагами — полицейскими Эдмундом Эксли и Дадли Смитом — всплывает много грязи. Странное ограбление дома стукача обнажает историю многолетней «узаконенной» продажи наркотиков с молчаливого согласия полиции. В ограблении замешан маньяк. К расследованию привлечен полицейский Дэвид Клайн, подозреваемый в многочисленных нарушениях, в том числе насильственной смерти свидетеля, спровоцировавшей борьбу между ФБР и полицией. «Гангстер в погонах» Дадли Смит и его приспешники оставляют широкий кровавый след, скрывая свидетельства своей преступной деятельности. Удастся ли Дэвиду Клайну выйти из этого замеса живым и сохранить жизни близких ему людей?

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Награда "Мальтийский сокол" / Maltese Falcon Award, 1997


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
А. Логинова (1)

Белый джаз
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эллроя я купил исключительно ввиду положительных отзывов в Интернете — «наследник Чандлера», «черный нуар» и т.п. Во время чтения вспомнил серию «Я-вор в законе», написанную не то Е.Монахом, не то группой студентов литфака про бандитские разборки, ментов и т.п. от лица вора. Производственные книжки. «Белый джаз» такой же. Давно подмечено, что тяжело написать большую книгу без положительного героя — конфликт отсутствует. В «Джазе» все одинаковы и взаимозаменяемы, центральный персонаж негодяй. Интрига закручена достаточно хорошо, атмосфера мрачна, но вообще-то книжка представляет собой набросок киносценария.

Я посмотрел в магазине «Орхидею» — тот же стиль, так что вины переводчика здесь нет. Ничего более тяжело читаемого в развлекательном в принципе жанре( «Белый джаз» не претендует на откровение или большую книгу) мне не попадалось. Такое ощущение, что нормальный текст специально был искалечен: предложения разбиты, прилагательные и глаголы произвольно вычеркнуты, какая-то пародия на пародию Хемингуэя.

«Обдумать: голубая лихорадка -псих Джуниор ненавидит крастоку Гленду.

Время слетело с катушек.

Ребра отчаянно болели.

Под дверь просунули утренние газеты — я запустил в нее стулом. Убийственная логика: я желаю женщину, до которой и не дотронулся-то ни разу.

Я вышел за дверь. Ранее утро- молочники-свидетели отрицали убийство.

Я выбросил «люггер» в мусорный бак.

Привел себя в порядок — не думай, просто сделай это»

Все далее в таком же духе. Апогеем стиля является описание боксерского поединка(у Хэммета и Чандлера тоже есть описания боев):

«Мур-ни натиска ни пыла. Руис: ленивые хуки, нехотя выпады правой.

Мур напирает, тяжело пыхтит; Руис принимает удары, блокирует удары-негр раскрывается полностью.

Руис-левый хук слева.

Удар Мура приходится мимо-низкая защита.

Р-раз падает -не тот».

Никакого обоснования подобной манеры повествования не усматривается — история много бы выиграла, будь изложена внятным стилем и языком. Тома Вулфа, Маккарти, Капоте можно читать со всеми особенностями их стиля, иногда «полурепортерского» , но вот Эллрой — это не закат жанра, а просто человек не умеет писать.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ужасающая исповедь копа, перемолотого жерновами интриг во властных структурах. Читается, как оживший кошмар.

В «Белом джазе» Эллрой сосредоточился на глубине разложения уже знакомых по предыдущим романам «Квартета» персонажей — полицейских Эда Эксли и Дадли Смита. Автор показывает их отстраненно, как фоновые фигуры. Тем не менее, они подобно стихийному бедствию вездесущи и ломают судьбы многих.

Центральный персонаж — плохой, но вызывающий сочувствие коп — Дэйв Клайн, чья жизнь стала разменной монетой в борьбе двух непримиримых врагов. Он — отрицательный персонаж, но не чистое зло во плоти. История падения Клайна начинается с мести за насилие над сестрой, тайны, прочно посадившей его на крючок шантажа со стороны преступного элемента и сделавшей наемным убийцей поневоле, наживающим кровавые деньги. Может он так и скоротал бы свою жизнь, верша зло и испытывая отвращение к себе. Однако, случайно Дэйв оказался на пути политических тяжеловесов, борющихся за власть. Итог — кровавое месиво трупов — полицейских, преступников, рядовых граждан.

Сюжет «Белого джаза», в отличие от остальных в «Квартете», тесно взаимосвязан с предыдущим романом и имеет отсылки ко всем историям цикла. Что не удивительно, ведь это последняя часть тетралогии, подводящая итог фантасмагории полицейских кошмаров.

Читающим роман без предварительного знакомства с предыдущими произведениями цикла «Лос-Анджелесский квартет» трудно будет оценить его в полной мере.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Белый джаз» — четвертый и заключительный том «Лос-анджелесского квартета» Джеймса Эллроя. Книги сюжетно почти не связаны друг с другом, читать их можно в разном порядке, но именно «Белый джаз» завершает и подытоживает всю квадрологию. Здесь не раз вспомнят дело «Черной орхидеи» из одноименного романа, всплывет украденный героин из «Города греха», аукнется перестрелка в «Ночной сове» из «Секретов Лос-Анджелеса» и оттуда же перекинется один из главных конфликтов романа.

Язык книги простой, даже в чем-то примитивный. Минимум описаний и «красивостей». Только действие. диалоги и мысли, из-за чего роман дышит такой энергией, драйвом и динамикой, что оторваться невозможно, читать одно удовольствие. Читаешь и понимаешь, что до такой «простоты и примитивизма» нужно расти и расти. Оттачивать писательское мастерство, образность, метафоричность, обладать недюжинным словарным запасом и чувством слова. Несмотря на краткость, это непохоже на сценарий для фильма, чем грешат некоторые романы. Герои и события не ждут, чтобы режиссер и актеры вдохнули в них жизнь. Они делают это сами, они уже здесь — живут и действуют. Эллрой — один из самых стильных писателей, что я когда-либо читал.

Наряду со стилем, не сплоховал и сюжет. Это крутейший детективный триллер. Мрачный, жестокий, нуарный, пропахший лос-анджелесским солнцем, дождем, прокуренными барами и темными подворотнями, где слышны отзвуки саксофона.

Главный герой Дэйв Клайн — двуличный тип. С одной стороны он герой войны, бесстрашный полицейский и блестящий юрист. С другой — головорез на зарплате у мафии. Он запугивает или даже устраняет неудобных свидетелей, срывает забастовки и профсоюзные собрания, а также не брезгует покопаться в чужом грязном белье. Дэйв не хороший парень, но он бросает вызов тем, кто гораздо хуже него. Бывший гангстер и хозяин города Микки Коэн вышел из тюрьмы, но дела у него не клеятся. Многие соратники на том свете, а его криминальную империю прибрали к рукам сами полицейские, которые окончательно погрязли в темных делах и коррупции. Стражи правопорядка покрывают всю городскую преступность, ведут борьбу друг с другом и с ФБР, а первые люди города сделали полицейские отряды своими личными эскадронами смерти. Во всем этом также оказываются замешаны таинственный серийный убийца, темные тайны нескольких семей, грязь и роскошь Голливуда и прошлое, которое не отпускает никогда.

«Белый джаз» отыграл стремительно и громогласно. Эта мелодия будет еще долго играть в моей памяти. Джеймс Эллрой — мастер стиля и сюжета.

«Расскажи мне что-нибудь.

Расскажи мне все.

Сделай так, чтобы мы не разлучались.

Люби меня страстно, как в последний раз»

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что ж, наконец прочитана последняя книга «квартета», и мне есть, что сказать.

Эллрой не изменяет себе:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
несмотря на то, что почти все главные герои, представляющие условно положительную силу, выжили, это все равно нельзя назвать хэппиэндом. Добро вроде как победило, но в какой-то момент и само стало здорово походить на зло. Да, я сейчас об Эксли. Еще со времен «секретов» мы знали, что этот человек — не ангел, но черт побери, в «джазе» он развернулся в полную мощь. Фактически эта книга — не совсем типичный детектив. Все ведь начинается не с убийства (собаки не в счет), а с ограбления. Будто автор дает нам понять: не будет обычного расследования, будет черт его знает что.Конечно, в итоге убийства случаются, но чаще всего мы точно знаем: кто кого убил.

Лично я был удивлен: ждал обычного нуар-трэшака, а получил этакую «игру престолов». Вообще книга довольно странная, как ни посмотри.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Те, кто читал предыдущие книги, уже знают, что Эксли копает под Дадли, поэтому сразу поймет, к чему все эти телодвижения. А те, кто не читал, не смогут в полной мере ощутить всего накала страстей.
То есть «джаз» стал заложником этой тетралогии.

И еще. Уж очень много в этот раз такой «случайной» чернухи. Ее и раньше было много, но здесь уж слишком много «чернушных» линий сошлись в одну.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Инцест, адюльтер, вуайеризм, содомия, геронтофилия и маньяк в довесок. Когда всего этого становится слишком много, как-то перестаешь верить в происходящее. И по поводу этого: в последующих книгах Эллрой снизил градус чернушности, отчего «таблоид» выглядит куда более правдоподобным.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх