FantLab ru

Айрис Мёрдок «Чёрный принц»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Голосов:
90
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрный принц

The Black Prince

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

Брэдли Пирсон, стареющий писатель, переживает творческий кризис. Окруженный требующими постоянного внимания и заботы родственниками, терзаемый бывшей женой, он пытается найти утешение в любви к молоденькой девушке, дочери друга. Эта любовь, обреченная с самого начала, неминуемо ведет к катастрофе.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Мемориальная премия Джеймса Тейта Блэка / James Tait Black Memorial Prize, 1973 // Художественная литература

Номинации на премии:


номинант
Букеровская премия / The Booker Prize, 1973

Похожие произведения:

 

 


Черный принц
1977 г.
Сон Бруно. Чёрный принц.
1992 г.
Сон Бруно. Черный принц
1995 г.
Сочинения в трех томах. Том 3
1997 г.
Черный принц (Праздник любви)
1999 г.
Черный принц
2000 г.
Повелитель мух. Чрезвычайный посол. Черный принц
2003 г.
Чёрный принц
2005 г.
Черный принц
2009 г.
Черный принц
2009 г.
Черный принц
2012 г.
Черный принц
2013 г.
Черный принц
2015 г.
Черный принц
2017 г.
Черный принц
2019 г.

Периодика:

Иностранная литература №11, 1974
1974 г.

Издания на иностранных языках:

Чорний принц
2018 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гражданка Мёрдок всю свою писательскую жизнь создавала универсальный роман. То есть роман, который бы понравился любому человеку, от непритязательной домохозяйки до угрюмого литературоведа. Черный принц принято считать программным, главным текстом Мёрдок. О чём он? Попробуем в этом разобраться с точек зрения различных читателей.

1. Роман, конечно, о любви. О трогательной любви, которая побеждает всё. Возраст, дружбу, обман, ненависть и даже саму себя. Ну да, ведь настоящей любви не нужен никто, даже объект фокусировки. Престарелый писатель влюбляется в юную девушку. И только после того, как он ей открывает свои чувства, выясняется, что любовь взаимна. Но им не суждено быть вместе. Брэдли оказывается в тюрьме, а Джулиан покидает страну. И тем не менее, любовь не выдыхается, она продолжает витать в воздухе, озаряя своим светом безрадостный быт заключенного.

2. В центре сюжета моложавый писатель, карьера которого не удалась. Он коротает дни в рассуждениях о литературе и продолжает тешить себя мечтой о том, что сможет однажды написать настоящий роман. Роман, который оправдает всю его никчемную, пустую жизнь. Может показаться, будто он завидует своему другу, Арнольду Баффину, популярному беллетристу, книги которого раскупаются миллионными тиражами. Но это неправда. Ведь Арнольд предал Искусство, променял его на вшивые деньги и признание современников, которое, как известно, стоит еще меньше восхищения потомков. В самом конце Брэдли Пирсон создает-таки свой шедевр. Неприличный, в чем-то скандальный, как и вся подлинная литература, роман. На этом он заканчивает свою жизнь.

3. Никакой Брэдли Пирсон не писатель и это очевидно. Он – сумасшедший, который воображает себя творцом, постоянно задвигает недалекие телеги об искусстве и всем знакомым рассказывает о том, что собирается написать роман. Но не пишет его. Именно сумасшествием объясняются странности взаимодействия его с остальными персонажами, нарушенное, рубленное повествование, внезапно возникающие и прекращающиеся влечения, отсутствие в памяти некоторых событий. Эпизод с убийством, безусловно, еще одно свидетельство. В доказательство несостоятельности Брэдли как писателя приводятся его нелепые бредни, выданные за роман. Интересны они могут быть только с медицинской точки зрения.

4. Главный герой, латентный гомосексуалист, тайно, даже от самого себя, любит своего друга, знаменитого романиста. Его пуританские взгляды не позволяют ему признаться в своих истинных желаниях. На страницах романа мы видим стандартное «замещение объекта». Сначала Рэйчел, жена Арнольда, затем Джулиан, его дочь. Брэдли лихорадочно пытается придать своей любви пристойный вид. Но получается это у него все хуже и хуже. Приютив у себя дома Фрэнсиса, он также старается каким-либо образом оправдать это. Но, запутавшись в оправданиях, покидает собственный дом с девушкой, надеясь избавиться от этого голубого наваждения. Мы прекрасно видим, как он приходит в возбуждение лишь когда Джулиан переодевается в мальчика. Фрэнсис, безусловно, поклонник Брэдли Пирсона, является помимо всего прочего, мазохистом. Его нравятся унижения, полученные Кристиан и Брэдли. И весь роман он ищет новые источники страдания. Пытается восстановить отношения между своим возлюбленным и его бывшей женой, затем помогает ему с новой избранницей, выполняет обязанности прислуги.

5. Основная проблема текста – монотонность. Такое ощущение, что автору платили построчно. Постоянное переливание из пустого в порожнее, бесконечные самоповторы. Это модное заигрывание с трактовками, бытующее в английской литературе 60х-70х годов. Фаулз, Даррелл, вот теперь и Мёрдок. Использовать один прием на протяжении двадцати романов, ну как не надоест-то! Все эти мыслишки об «искусстве» пошлы и приторны до невозможности. Неужели каждый англичанин будет вываливать на страницы своих опусов свои рассуждения о Шекспире? Ну сколько можно? Да еще и так поверхностно и глупо. Казалось бы, Джойс забил последний гвоздь в эту тему, а им всё мало. Давайте-ка еще пообсуждаем, был ли Уильям гомосексуалистом или нет. За одно упоминание Шекспира в романах я бы расстреливал. Потому что банально. А этот никчемный психоанализ, полноправный элемент поп-культуры 20 века, как же без него? Один венский шарлатан поднял неплохое состояние на этом, так поднимем и мы. Закидаем страницы терминами. (Фиксация, бессознательное, замещение...) Что еще? Маловато рефлексии главного героя? Вот вам еще экзистенциализма, не подавитесь. (Ага, суд чисто по Камю). Нет логики в действиях персонажей, не продуманы характеры? Так ведь это элемент абсурда. (Кафка с Беккетом бледнеют, их тошнит.) О чём роман? Как это о чём? Ни о чём, конечно же. Мы же не дураки, у нас тут постмодернистский текст. И под конец – вульгарный детективный прием. Ну, это мы для тех, кто попроще.

6. Поверхностные литературные критики, безусловно, накинутся на Айрис Мердок с нападками из разряда: «Вот, мол, очередной тест ни о чем». На самом деле, роман очень даже о чём. Помимо множества тем, мотивов, с которыми играет автор, вводя в заблуждение недалекого читателя, роман разрабатывает одну основную тему. Это предельно личный текст для Мёрдок. Ведь именно здесь и сейчас, после двух десятков лет писательской карьеры и почти полутора десятков написанных книг, автор наконец отважился поговорить о том, что его волнует, беспокоит, пугает. А пугает Мёрдок старость. Да, старость является основной темой и героем данного произведения. Мы видим, что основной проблемой героев является возраст. Об этом говорят все, начиная с Присциллы, которую бросил муж. Рэйчел, которую бьет муж. Кристиан, которая сама бросила двух мужей и лихорадочно убеждает себя, что может найти нового. Да и главный герой, Брэдли Пирсон, также рефлектирует из-за возраста. Он, как мужчина, боится не утраты привлекательности, а того, что недостаточно сделал в жизни, не выполнил основной жизненной цели. Почему он в качестве объекта любви выбирает именно Джулиан? Молоденькую, глупенькую девчонку. Только потому что она молода. Вот и всё. А Кристиан — нет. А Рэйчел — нет. А Айрис – нет.

Выбирайте, какая трактовка вам больше нравится. Перечень не является исчерпывающим.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Айрис Мёрдок с ее Черным Принцем производит неоднозначное впечатление. Когда я читал Черного Принца у меня было такое ощущение, что я смотрю Педро Альмодовара 90-х годов. Только главный герой здесь стареющий писатель Брэдли Пирсон, который собирается покинуть Лондон, но тут в город возвращается его бывшая жена. И вот тут начинается театр абсурда. Честно говоря, это даже похоже чем-то на пьесу, несколько действующих лиц и постоянная смена мизансцен. Роман написан очень живым и простым языком, поэтому читается в принципе легко. Произведение очень многогранно и композиция не совсем обычная (четыре послесловия). Честно говоря, я не хочу перечислять вопросы, а их там огромное количество, которые затрагиваются в Черном Принце, лично я для себя отметил то, как люди не слышат друг друга и насколько реальность может отличаться для двух даже очень близких людей. Отличный образчик для знакомства с английской литературой 20-ого века.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начну с заявления: главный герой -- старый дурак! Наивный дурак, мизантропичный дурак, влюбленный дурак, беспомощный дурак. Дурак, дурак, дурак… И в этом суть романа. Лондонец, проработав всю жизнь в налоговой службе, наконец выходит на пенсию и собирается написать роман. Он -- автор уже 3-х малоизвестных произведений, но теперь готов создать настоящий шедевр! Правда пока он не решил о чем он будет писать, но для лучшей реализации своих способностей ему нужно спокойствие и уединенность -- хотя главный герой и живет многие годы одиноко, его знакомые докучают ему, мешают творить своим приземленным общением. Собирая чемодан, чтобы уехать «в деревню, в глушь, в Саратов», он слышит звонок в дверь и имеет неосторожность ее открыть… С этого и начинается трагикомичная история, которая подается от первого лица в виде книги мемуаров.

К сожалению, написан роман неровно. Начало не блещет закрученностью сюжета, хотя написано задорно. В середине идут бесконечные утомительные диалоги, в которых переливают из пустого в порожнее -- я чуть было не бросил на этом чтение, но вытерпел, пролистывая иногда откровенную болтовню. А вот финал получился отличным -- раскрывающим жизнь главного героя. Но больше всего меня восхитило пространное послесловие (а, точнее, 4-ре послесловия) -- но тут не хочу спойлерить. Именно послесловие является скрытой жемчужиной произведения, но чтобы ее прочувствовать надо прочитать весь роман.

Резюме: затянутый в середине, но блестящий в финале психологический роман

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх