fantlab ru

Марина Друбецкая, Ольга Шумяцкая «Продавцы теней»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Оценок:
12
Моя оценка:
-

подробнее

,

Продавцы теней

Другие названия: Мадам танцует босая

Роман, год; цикл «Ленни Оффеншталь»

Аннотация:

Захватывающий рассказ о России, которой не было... 20-е годы прошлого века, большевистский заговор раскрыт, стране удалось избежать революционных потрясений. Однако мятежные страсти XX столетия разыгрываются на площадке кинематографа — новейшего и грандиозного искусства, оказавшегося в эпицентре событий эпохи.

В романе «Продавцы теней», словно в неверном свете софитов, затейливо переплетаются жизнь и киноистории, вымысел и отражение реальности — строительство «русского Голливуда» на Черноморском побережье, образы известнейших режиссеров и артистов. Увлекательное чтение, призывающее задуматься об истории страны, о сущности власти, о природе таланта, о совместимости гения и злодейства и, конечно, о всепобеждающей силе любви.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2012 // Дебютная книга


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Продавцы теней
2011 г.
Мадам танцует босая
2012 г.
Мадам танцует босая
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Революция, о которой так долго говорили большевики, не состоялась!!! Ленин и другие руководители заговора казнены, и вот уже империя готовится отпраздновать юбилей этого радостного события. Одним из способов напомнить «мутящим воду стабильности» о том, как все закончилось в прошлый раз, становятся съемки грандиозного исторического кинофильма по мотивам происходившего тогда, не имеющего себе равных во всей истории кино. Так уж получается, что создание этого киношедевра повлияет на судьбы всех без исключения героев книги и приведет их к финалу совершенно иными людьми, нежели мы видим их на первых страницах книги.

Марина Друбецкая и Ольга Шумяцкая написали очень интересный и многогранный роман, так что сразу и не понять с какой стороны подступиться, рассказывая о нем? С одной стороны у авторов получился показать картину производственных будней. По основной своей деятельности они кинокритики и прекрасно разбираются в кинематографических реалиях той эпохи, а также отчетливо представляют, как бы все могло быть, не случись в стране 1917 года. Возникновение на крымском полуострове Русского Холливуда, где климат позволяет вести натурные съемки круглый год и следующий за этим бурный рост числа кинотеатров в стране. Развитие технологий, спецэффектов, анимации и так далее. Но на технических деталях дамы ни в коей мере не зацикливаются.

Среди персонажей романа безошибочно угадываются выдающиеся творцы той эпохи. И тут авторы позволяют себе ряд постмодернистских шалостей, например, воспроизводя на страницах книги знаменитую сцену с картошкой из «Чапаева» братьев Васильевых, только разжаловав Василия Ивановича из красных командиров в сторожа съемочного павильона. Однако подобным сортом юмора авторы не злоупотребляют, что тоже идет роману на пользу. Вообще в плане выстраивания мизансцен дамы приятно удивляют своей выдержанностью. В книге нет перекоса повествования исключительно в лирику, психологизм или технические детали – все на своих местах и каждая сцена играет на развитие характеров, идей и сюжета. Все разбросанные по книге ружья и пистолеты рано или поздно стреляют. Даже как-то неожиданно видеть такое отношение к делу у отечественных авторов, особенно на фоне потока массового чтива.

Про те вопросы, которые ставят перед героями и читателями авторы, можно было бы говорить бесконечно долго. Их хватило бы на полноценное школьное сочинение. Например, было очень интересно читать про то, до чего можно дойти, продавая свой талант власти за неограниченное финансирование, да и вообще про саму природу таланта, про то, что произведение искусства можно спланировать, а можно спонтанно создать, про то, как в зависимости от окружающих талант губиться или наоборот – расцветает.

Ну и про лирическую сторону. А куда же без неё в кино? По времени все действие этой истории занимает порядка пяти лет. За это время главной героине предстоит превратиться из гадкого и неопытного утенка в прекрасного лебедя, пройдя, как и герой Андерсона, через жестокость окружающих, осознав, что любимый человек ее просто использует, и поняв, что любовь разным людям может представляться по разному и надо искать того, кто разделить твое представление об этом чувстве. Удивительное сочетание хрупкости и силы у главной героини. По моему мнению, очень тонкое и неординарное решение лирической линии.

Так уж получается, что говорить об этом романе у меня получается только в восторженных тонах. Возможно, это конечно из-за того, что беря книгу в руки, я особо и не ждал от нее откровений, и на фоне заниженных ожиданий просто крепкая беллетристика показалась мне почти шедевром? Может быть, но ничего с собою поделать не могу – просто не вижу у книги никаких слабых сторон.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

При немалом числе примеров удачного соавторства мужчин, а также мужчины с женщиной и не припомню примеров женского соавторства, результаты которого можно было бы считать удачными. На ум приходит пара романов Чигиринской с подругами, но итоги, увы. Пожалуй, роман Друбецкой и Шумяцкой представляет своего рода аномалию, поскольку скорее удался.

Как бы его развлекательность, «женский жанр» заявлены с зачина с мельтешеньем пигалицы, оформления книжки, бульварно-богемных отсылок, однако при всем том книжка с момента появления лже-Эйзенштейна набрала драйва, вполне себе достойный ритм и уровень игры, смены фокусов и разных постмодернистких оборотов вышел за рамки «дамского романа». По уровню качества первый роман цикла мне представляется сопоставимым с «Азазелем» Акунина, который чуть лучше написан и сюжетно поинтересней, но книжка с альтернативной историей русского кинематографа определенно представляет большую сложность создания нежели детектив. Изобретательность соавториц вполне себе на уровне, однако игры в угадай мелодию, явные отсылки на сегодняшние реалии ( что так любит делать Акунин) носят порой черты подмигивания. Потенциал сюжета и созданных образов, становления гения и эволюции его отношений с поклонниками определенно превосходит воплощение, однако и то: у авторов есть возможность как усовершенствовать глубину и содержательность повествования, так и плавно скатиться в набор штампованных перемещений персонажей среди известных медийных персон того времени.

Авторы «Мадам» читали «Орфографию» и, в общем, подряд два романа читать не следует. Друбецкая и Шумяцкая написали много «попроще», но не без использования техники и манеры Дмитрия Быкова, изрядно смягченной женскими штучками. Сцены съемок фильма про сорвавшуюся революцию большевиков — лучшие в книге, определенно выходят за уровень стилизации. Воспроизведение культурной обстановки Серебрянного века, затянувшейся до двадцатых годов, носит несколько условный и лубочный характер — точности в деталях и анализа все-таки маловато. Альтернативная рееальность создана бегло — в антуражах начала века. Уверен, что вторая книжка расставит все наа свои места и потенциал серии станет вполне себе понятным. Первая книжка определенно заслуживает внимания.

P.S. Совершенно не понял причин переименования романа, поскольку Мадам( которая танцует босая) — совершенно эпизодический персонаж начала книги ( утрированная Айседора Дункан), не оказавшая влияния на сюжет и смысловые конструкции. Центральная героиня — определенно не Мадам.

По первой книжке Ленни не имеет ничего общего кроме увлечения кинематографом и фотографиями с Рифеншталь. Дальше ее, наверное, в Германию отправят.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В «альтернативку» авторы приходят как из фантастики, так и из «мэйнстрима». А также — из «дамской прозы».

Ещё с альтисторией часто совмещают детективные сюжеты.

Авторы сего опуса решили совместить все три ипостаси современной прозы: «дамский» роман с детективом помещён в обёртку альтернативной истории.

Тема истории небывалой — самая нынче распространённая: Россия без большевиков и без революции. Только вот столь уж альтернативен «нашей» истории итог?

Ведь и в истории реальной и состоявшейся близ Ялты также со временем возникла «фабрика киногрёз», — и съёмочные площадки у тёплого моря не пустовали, и артисты охотно ехали на съёмки в Крым... И кассовые киношедевры в советском Крыму снимали... Вот только ни Голливуда, ни Болливуда здесь не получилось.

Соавторы, как видно, поставили себе целью показать обратное: как на фоне длящегося Серебряного века расцветает российский кинематограф и рождаются «наши» супер-кинозвёзды. Замысел — на целую альтисторическую эпопею. В декорациях современного дамского романа с если-историческим акцентом. Серия «Ретро-романтика» запущена, думается, именно с этой целью. Осталось дождаться «ретро-развития» сюжета...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх