FantLab ru

Петроний «Сатирикон»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.55
Голосов:
61
Моя оценка:
-

подробнее

Сатирикон

Satiricon

Роман

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

«Сатирикон» — авантюрно-приключенческий роман, созданный во времена расцвета Римской империи более двух тысяч лет назад. Однако увлекательные приключения трех незадачливых молодых людей, скитающихся по свету в поиске удовольствий, привлекают внимание и сегодня. Любовные похождения, драки, пиры, занимательные и забавные эпизоды из жизни Древнего Рима — все это делает «Сатирикон» одним из самых читаемых романов во всем мире.

В произведение входит:

6.67 (12)
-
9.50 (2)
-
1 отз.
8.50 (2)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Левкиппа и Клитофонт. Дафнис и Хлоя. Сатирикон. Метаморфозы, или Золотой осёл
1969 г.
Римская сатира
1989 г.
Сатирикон
1990 г.
Античный плутовской роман
1991 г.
Петроний. Апулей
1991 г.
Золотой осел
2007 г.
Сатирикон
2013 г.
Метаморфозы, или Золотой осел
2018 г.

Аудиокниги:

Сатирикон
2008 г.
Сатирикон
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Крайне провокационно. Дело даже не в гомосексуальной любви, вокруг которой крутится сюжет (в античное время мужики ухлёстывали за мальчиками открыто и никого не смущаясь), а в откровенных до порнографической пошлости сценах. Сцены эти даны не случайно: они высмеивают выспренность любовных романов того времени, как и сам «Сатирикон» является одной большой пародией (не случайно любовь здесь сугубо однополая — явная насмешка над стандартным сюжетом греческого романа, где воспевается любовь мужчины и женщины). При этом — о ужас! — главный герой никак не может соединиться с предметом своего обожания (моя прелесть, хе-хе), ибо лишён разгневанным божеством мужской силы за осквернение храма. Ну чем не стёб? Как пародия, «Сатирикон», на мой взгляд, мог бы сыграть такую же роль в мировой литературе, как «Дон-Кихот» (являвшийся, как мы помним, пародией на рыцарские романы). А уж герои-то: тут вам и нувориш (предтеча Мольеровского мещанина во дворянстве), и бродячий старик-графоман (чем-то неуловимо напоминающий Паниковского), и праздношатающийся авантюрист (этакий Остап Бендер древнеримского разлива). Остаётся лишь сожалеть, что от романа дошли одни крохи.

И тут же возникает вопрос: а почему так случилось? Почему «Дафниса и Хлою» или «Левкиппу и Клитофонта» мы можем прочесть целиком, а от «Сатирикона» остались лишь огрызки? Думаю, без карающей длани христианства тут не обошлось. Если другие вещи переписывались и перечитывались, невзирая на свою языческую сущность, то этот сладострастный трэш явно вызывал у потомков оторопь. Уверен, даже сейчас, спустя две тысячи лет, он бы проходил по разряду контркультуры, подобно творениям маркиза де Сада или Леопольда Захер-Мазоха.

Чего мне остро не хватало при чтении «Сатирикона», так это души. Рефлексии героев. Её тут нет, мы видим исключительно похождения тела. Впрочем, это — общая особенность античной литературы, и автор «Сатирикона», стебаясь над засильем любовной макулатуры, сам не смог придумать нового стиля. В «Сатириконе», как и в любом античном произведении, включая даже автобиографии (например, «Мою жизнь» Либания) мы видим сугубо перемещения героев из точки А в точку Б. Что они при этом думают, остаётся для нас загадкой. Рефлексию в литературу привнесло как раз христианство (первая в западном мире психологическая вещь — «Исповедь» Августина). Весьма прискорбно, что в те далёкие времена эти направления литературы — психологизм и реализм — оказались несовместимы. Пришлось ждать более полутора тысяч лет, до Шекспира и Сервантеса, чтобы литература стала такой, какой мы её знаем. А «Сатирикон» вдруг заиграл новыми красками, представившись чуть ли не фундаментальным произведением европейского романа.

Если бы молодость знала! Если бы старость могла!

«Сатирикон» — это молодость литературы: безбашенная, с перехлёстами, не вполне ещё умелая, но удивительно талантливая, провидческая вещица. Вот только когда настала пора оценить её по достоинству, от романа остались рожки да ножки.

Рукописи не горят? Если бы!

Берегите книгу — источник знаний! :)

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Магия, эротика, дружба, волшебство, роуд-муви, причудливо сплетающиеся на выцветшей античной фреске...

Родилось после прочтения — на книгу Петрония Арбитра «Сатирикон»:

О, мой Гитон, мой спутник бедный!

Защиты алкаю твоей.

Под сенью мышц твоих победных

Спокойней мне и веселей.

Пускай девицы нас пленяли

Красою глупою своей.

Зато теперь мы осознали —

Друг друга любим все сильней.

Любовь, что двигает чреслами,

Сбежит, как юркий скарабей.

А та, что в сердце острым камнем –

Больней, но все-таки длинней…

А потому летим мы вместе

Святым и проклятым путем, –

Забыв о будущих невестах

И обживая мир, как дом...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из немногих романов, который сложно оценивать. И не потому, что до наших дней дошли кое какие обрывки, а потому что сложно воспринимать творящуюся на страницах похабщину и беззрассудность. Петроний — это такая облегчённая версия Маркиза Де Сада, но если тот был «жёстким философом» и не стеснялся без всяких купюр выразить своё отношение к чему либо, то чего автор хотел в этом романе сказать мне неизвестно.

Геи, педофилы, насильники, воры, жулики — вот главные герои романа, но можно предположить, что Арбитр решил показать через эти лица всё лицемерие тогдашнего Рима (а роман был написал во времена правления Нерона), где за дворцами и благочестивостью скрывалась ложь и порочность. Также есть стёб на религией (один из героев считал свою импотенцию карой богини). И если так, то по меркам того времени, роман написан почти что идеально. Почти что — потому что это даже не роман, а обрывки. А жаль.

Сюжета как такового нет, вместо это случайная цепочка каких-либо событий: герои ходят, ругаются, мирятся, воруют, подставляют... И всё. Но написано крайне легко и даже увлекательно.

Прочитать стоит хотя бы потому, что едва ли не самый первый полноценный роман, дошедший до нашего времени. Своего рода артефакт литературы.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не ходите, парни, в баню…

Подобные произведения мне оценивать крайне сложно. Умом я понимаю, что это памятник древнеримской литературы, что слог произведения (как прозаические главы, так и поэтические вставки) хорош, ироничен, эротичен и довольно прогрессивен для времени написания.

Но… текст «романа» не сохранился полностью, потому в нем наличествуют довольно серьёзные сюжетные провалы и постоянно кажется, будто не достает некоторых логических связок. Да и многие шутки героев с отсылками к каким-то событиям и личностям, а также рассказываемые по ходу сюжета байки и новеллы, показались мне не совсем понятными. Возможно мне просто не повезло с изданием, поскольку примечания и комментарии в книге присутствовали в очень небольших количествах.

Несомненное достоинство книги в том, что она описывает свободные нравы, царящие в Римской империи, причем делает это довольно непринужденно и откровенно. Герои произведения посещают все ключевые точки, играющие существенную роль в жизни жителей империи (не рабов, естественно, а довольно состоятельных людей), — это пиры, бани, спальни, различные злачные места, где можно было получить свою толику удовольствий, корабль, гостиница.

Рассказ о приключениях героев ведется довольно фривольно и, несмотря на то, что многие сцены весьма любопытны, мне не доставило особого удовольствия ровно половину произведения читать о разгуле на пиру, дурачествах пресыщенных жизнью развращенных сладострастцев, и постоянно погружаться в грезы героя (тут сложно понять где впечатления самого автора, а где выдумка) и его же спальню (и не только спальню), наблюдать за непристойными сценками с описанием педофилии (!!!а их в романе не мало!!!), содомии, свального греха с «братцами» и «сестрицами», и выслушивать стенания героя о внезапно нагрянувшей импотенции. Так что книгу вполне можно было бы назвать не «Сатириконом», а, скажем, «Приключениями веселых полупопий»...

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ах, до чего же хорош пир Тримальхиона! Просто описание пиров «новых русских» с совпадением деталей до изумления ;)

А уж борьба главного героя с временной импотенцией, которую он считает карой богини Афродиты... :glum:

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх