fantlab ru

Гарри Гаррисон, Гордон Диксон «Спасательный корабль»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.30
Оценок:
483
Моя оценка:
-

подробнее

,

Спасательный корабль

The Lifeship

Другие названия: Lifeboat; Спасательная шлюпка

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Два страшных взрыва превратили межзвездный космический лайнер альбенаретцев, направляющийся на одну из земных колоний, в беспомощную песчинку, падающую в черную бездну Космоса. Лишь нескольким пассажирам-землянам да двум альбенаретцам, включая капитана корабля, удалось спастись. Но спастись еще не значит выжить, ведь для Капитана делом чести является прибыть в пункт назначения...

Похожие произведения:

 

 


Плененная Вселенная
1991 г.
Космический врач
1993 г.
Миры Гарри Гаррисона. Книга 7
1993 г.
Спасательная операция
1999 г.
Спасательный корабль
2001 г.
Спасательный корабль
2006 г.
Спасательная операция
2008 г.
К звездам!
2009 г.
Пленённая Вселенная
2015 г.
Спасательная шлюпка. Чума из космоса
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Захватчики
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Lifeship
1976 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

После произошедшего на космическом лайнере взрыва нескольким героям удалось спастись на небольшом спасательном корабле. В замкнутом пространстве небольшой спасательной шлюпки оказываются два офицера-инопланетянина и восемь землян, один из которых принадлежит к элитной касте, а остальные — к низшей касте рабочих. Прибавьте к этому чуждые землянам мировоззрение и логику инопланетян; прибавьте тот факт, что представители различных каст человеческого общества будущего далеко не всегда способны понять друг друга; прибавьте то обстоятельство, что практически все, кто оказался на борту спасательного корабля имеют свои скрытые цели и являются не совсем теми, за кого себя выдают; прибавьте к этому постоянно возникающие непредсказуемые смертельно опасные форс-мажорные обстоятельства. В результате получаем наполненный саспенсом научно-фантастический роман на основе социальных и психологических идей.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

У каждого из нас своё чувство долга и ответственности перед окружающими, у каждого из нас своё чувство равноправия, у каждого из нас своя вера. Но попав в тяжелейшую ситуацию, все социальные барьеры стираются, и мы начинаем понимать взгляды и веру других людей.

Философская повесть. Прочитал на одном дыхании. Подкачала только концовка, хоть и раскрывает все карты.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга — как фильм «Гараж» Рязанова, но фантастика. Удивительно, как автору удалось запихнуть целый мир в ограниченное пространство спасательной шлюпки. А мир этот интересен, тут и проблемы человечества и чуждые людям инопланетяне, и всё это удаётся раскрыть не выходя из крошечной бочки, летящей меж звёзд (ну почти не выходя)

Однозначно стоит прочтения.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший роман. Глубокий и нескучный. На мой взгляд, здесь удачное сочетание Диксона и Гаррисона, двух очень разных писателей. Типичная диксоновская тема — Чувство долга, Ответственность плюс гаррисоновская манера находить сомнения в любых истинах в результатате сложились в произведение, которое стоит прочесть, не разочарует.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бывает, что автору нечего сказать читателю — связанный кабальным контрактом с издательством, или же мучаясь от тяжелой формы графомании, создатель текста на протяжении километров печатной площади топчется на месте, до кости обсасывает хлипкое тельце сюжетной идеи, погружая читателя в летаргический сон. С романом «Спасательный корабль» получилась обратная ситуация — оба автора принесли в проект целую кучу идей, но по какой-то причине вместо объемной эпопеи или хотя бы однотомного, но увесистого талмуда, выдали короткий роман, чуть больше стандартной повести.

Произведению катастрофически не хватает сюжетного «мяса» — только начинается погружение в психологию пришельцев, как сразу следует переход к приключениям в экстремальных условиях, едва успеешь запомнить пассажиров спасательной шлюпки, как авторы уже предлагают задуматься о надвигающейся революции и социальных конфликтах — в итоге создается впечатление, что вместо цельной солидной конструкции нам предлагают нечто, надерганное с бору по сосёнке. Несмотря на этот очевидный минус роман далеко не плох — читается с интересом, легко и достаточно быстро, из каждой страницы текста авторы выжали по максимуму, попытавшись раскрыть перед нами социально-психологическую проблематику, удивить неожиданными поворотами сюжета и оживить персонажей — надо сказать, что во многом с этими задачами авторы справились!

Перед нами далёкое будущее, когда человечество вышло в космос, обустроило колонии на планетах за пределами Солнечной системы, вступило в контакт с внеземной цивилизацией и взаимовыгодно с ней сотрудничает. Только вот своего космофлота у землян нет, частные космические катера в расчет можно не принимать, гораздо дешевле пользоваться транспортными услугами альбенаретцев, попутно занимаясь постройкой своих кораблей. Однако, мне осталось непонятно как осуществился первый контакт землян с иной цивилизацией — по логике инициаторами должны были выступить альбенаретцы, ведь у землян нет кораблей для дальних перелетов, но психология пришельцев такова, что исследование и колонизация новых планет их совершенно не интересует.

В социальном плане земная цивилизация вернулась к сословно-классовому делению — на вершине пирамиды находятся аристократы-эдели, а основная масса населения — арбайты, структура которых тоже неоднородна, есть генетически модифицированные арбайты-разнорабочие, есть технические специалисты узкого профиля, и даже арбайты-полицейские, наделенные широким кругом полномочий. Арбайты — не рабы, их эксплуатируют, но не угнетают, их положение — вынужденная мера, эдели это прекрасно понимают и не стремятся любой ценой закрепостить простой народ, вопрос в ином — как провести демократические реформы — поступательно либо единовременно, т.е. революция или же эволюция. У арбайтов есть свои революционные организации — структурированная и влиятельная Ассоциация и террористическая группа «Чёрный четверг» — конечная цель у них одна, но возможности, способы и методы ее достижения различны, хотя и не исключают сотрудничества.

Особая роль отводится авторами цивилизации альбенаретцев — они древнее землян, имеют свои космические корабли, возвели космическую навигацию в разряд религии. Интересны их воззрения на жизнь и смерть, понятия долга и чести. Альбенаретцы ставят интересы своей цивилизации выше отдельной личности, им незнакомы понятия любви, дружбы, т.е. с землянами у них совсем мало общего. Один из главных вопросов романа — смогут ли земляне и альбенаретцы найти общий язык, как на микроуровне, в пределах спасательной шлюпки, так и на цивилизационном макроуровне — от этого напрямую зависит будущее отдельных личностей и целых рас.

Очень хорошо авторы поработали над образами персонажей — главный герой — эдель Джайлс Стил в процессе борьбы за жизнь на просторах космоса лучше узнает простых людей, учится видеть в них не рабочие единицы, а сложные личности, он заново открывает такие понятия как любовь, дружба, самопожертвование и ответственность за судьбы ближних. Второстепенные персонажи хотя и представляются сначала читателю набором клишированных типажей, постепенно обретают объем, индивидуальные характеристики, почти у каждого оказывается собственный «скелет в шкафу», их поведение трудно предугадать, а мотивы остаются неизвестными, до поры пока авторы нам их не раскроют.

Несмотря на полное отсутствие в романе боевых сцен, авторы держат читателя в напряжении постоянными конфликтами пассажиров с капитаном и друг с другом, сложностями, возникающими в работе оборудования корабля. Главному герою по сути постоянно приходится выступать в роли арбитра, решающего споры, из надменного аристократа он превращается в заботливую наседку, защищающую своих подопечных, даже если их вина очевидна. Герои решают свои проблемы самостоятельно, без чудесных совпадений и спасения, которое приходит в последнюю секунду из ниоткуда, хотя избитых штампов все же избежать не удалось: в частности, в кульминации романа, когда антагонист перед тем как убить главного героя изливает ему душу и дает полный расклад сложившейся ситуации с предысторией.

Если вы устали от накачанных суперменов, решающих все проблемы с бластером наперевес, то стоит обратить внимание на этот роман. По крайней мере, скучать точно не придется, множество идей, непредсказуемый сюжет, проработанные персонажи, психология и философия землян и пришельцев в сравнении — все это могло бы смотреться великолепно, если бы произведение имело больший объем. Главный недочет — ощущение недосказанности, недоработки многих задействованных в романе идей и ходов. Легкий язык, отсутствие утомительных технических подробностей, описание технических и психологических сложностей выживания индивидов в замкнутом пространстве сделают чтение увлекательным и приятным. Как итог, получился очень достойный роман в жанре космической фантастики, без перестрелок, погонь и спецэффектов, но тем не менее интересный и увлекательный.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Хочешь нажить врагов — Попробуй изменить что нибудь»

А если таких как ты много, каждый с непоколебимым мнением и фанатично преданный своей идее, и не важно правильная она в глазах чужих или нет. А если ты ещё представитель высшего класса, сливок общества и предводитель нации и прогресса... Как быть?

Вот с этим и предстоит встретится Джайлсу Стилу из клана Эдель, который после мощного взрыва на космическом корабле оказался замкнутым в спасательной шлюпке с другими представителями людей из низших слоёв, работяг и узконаправленных специалистов, и плюс ко всему ещё двумя инопланетянами из расы Альбенарета.

По ходу чтения становится известно что все эти группы не особо контачат между собой, и единственное звено между ними это главный герой, а «герой» ли он? или он тоже преследует свою тайную цель? В любом случае на его плечи легла большая ответственность за поведение «рабов» и соблюдение хороших отношений между ними и Альбенаретцами, у которых кстати тоже непонятные человечеству ценности, вера и традиции.

Как угадить всем, сдержать слово и при этом быть преданным своей цели, вы узнаете прочитав этот роман. Интересно то что взгляды абсолютно всех персонажей романа «имеют место быть», нет раздела на злой — добрый, на каждую их позицию есть весомые аргументы и можно сопереживать каждому, хотя мне больше всего по душе пришёлся гг. У этого романа как мне показалось, есть свой темп, свой ритм, я не смог прочитать его «быстро» как читаются некоторые Гаррисоновские романы, хоть и основная его часть проходит в замкнутом пространстве спасательного корабля, на мой взгляд это как бы дало углубление ко всяким деталям, нюансам персонажей и атмосфере романа, что в последствии сделало финал очень интересным.

Кто не читал, очень советую.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В «Спасательном корабле» помимо людей фигурируют представители другой, инопланетной расы, что для Гарри Гаррисона весьма нетипично, и встречается в его книгах крайне редко. Возможно это придумка Гордона Диксона. Роман у писателей получился атмосферным, серьезным, философским, насыщенным всяческими идеями. На протяжении большей части произведения не покидает ощущение безнадежности. К преимуществам можно отнести довольно интересное изображение социального строя на Земле будущего (конек Гаррисона) и описание того, как меняется психология людей в критической ситуации. Концовка, на мой взгляд, вызывает пару вопросов, но главное, что она не шаблонна и непредсказуема.

Итого: книга внимания достойна.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная, но немного унылая история, читается просто и легко. Две, зашедшие в тупик цивилизации, находят выход в сотрудничестве друг с другом, так спасательный корабль превращается в спасательную миссию всего человечества.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги, в сущности, делятся на две главные категории: интересные и неинтересные. Согласитесь, читателя, когда он впервые берет в руки очередной том, волнует только одно: захватит его повествование, уведет в дальние дали, где можно забыть даже про время, или будет он медленно и упорно продираться сквозь череду строк, пытаясь отыскать хоть какой-то смысл в происходящем, чтобы оправдать потраченное время.

Но, как это ни прискорбно, крайняя категория «интересно» встречается не так уж и часто. Как и «неинтересно» — и это, надо сказать, большое счастье. В основном попадаются нам книги из третьей, самой многочисленной категории, когда, вроде бы, было интересно, а иногда даже и очень, но в конце осталась все же обида на автора за неосуществленные читательские ожидания и несостоявшееся эпохальное приключение, которое могло бы захватить навсегда воображение, но вот чего-то не хватило.

«Спасательный корабль» из этой третьей категории. Этакий крепкий середнячок, в котором на первый взгляд есть все, чтобы стать одним из лучших читательских путешествий по фантастическому Космосу. Есть оригинальный мир, где земляне успешно сотрудничают с инопланетной расой. Есть интересное и достаточно хорошо прописанное устройство человеческой цивилизации — новый феодализм с генетическими изменениями отдельных особей, направленными на профессиональную специализацию. Есть заговоры, политические интриги, террористы, космические полеты и кораблекрушение, борьба за жизнь на маленькой спасательной шлюпке, практически лишенной необходимых для длительного полета ресурсов. Даже любовная линия и какие-то эмоции в этом приключении тоже, вроде бы, есть, как и идея про равенство, сотрудничество и толерантность.

И по отдельности, каждый из этих сюжетных ходов, был бы исключительно занимателен. К примеру, заговор, направленный на изменение мироустройства, расследование кораблекрушения и поиски новых путей развития общества. Прекрасная тема. Давайте про нее. Будет интересно покопаться в традициях и обычаях этого странного общества, узнать, как оно возникло и куда движется в своем развитии. Или про выживание в маленькой спасательной шлюпке, ресурсы которой тают на глазах, как и надежда на спасение. Отлично! Исключительно интересно, как отыскивают герои выход из безнадежных ситуаций, находят взаимопонимание, несмотря на разногласия и неприязнь, мобилизуют все свои умения и знания в борьбе за жизнь, борются со скукой и паникой. Или давайте про социальные проблемы...

Но, поданные все вместе в небольшом по объему романе, отличные по отдельности задумки просто перемешались и перекрутились самым причудливым образом.«Изюминка» каждой потерялась в хороводе слов. И, получился тот самый третий вариант: местами занятно, интересно, а в итоге — обида и ощущение несостоявшегося приключения.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, писать отзыв лучше по горячим следам – сразу после прочтения. Но – лень матушка. Хотя читал относительно недавно. Имена действующих лиц подзабылись, но сам ход событий помню довольно не плохо. Гаррисон – мой любимчик. Отзывы на его творения всегда пишу положительные. Заслуживает потому что. Здесь он выступает в соавторстве. И в принципе это не портит роман. Хотя чувствуется некоторая “размазанность” что-ли не свойственная Гаррисону. Наверное, от Диксона.

Роман особо интересным не назовёшь. Хотя и читается довольно легко. Однако действия маловато. В чём-то он похож на трилогию “К звёздам”. Но там всё гораздо увлекательнее, живее и красочнее. Темы в обоих романах затрагиваются сходные: классовое неравенство. Несправедливое, кастовое общество — замкнутый круг и невозможность вырваться. Как результат – революционные настроения. Причём, прочитав книгу, я так и не стал на чью-либо сторону. Экстремистские методы низов, отсутствие единства и грамотного руководства – с одной стороны. А с другой – маньяк-организатор с высшего света, который целью своей видит массовое убийство людей – поголовное уничтожение всего высшего сословия. И вроде бы эти две силы решают одну задачу – но очень сомнительными методами и справедливости и равенства ни та, ни другая сторона не несёт. В итоге я, пожалуй, остался на стороне действующей власти, но с условием реформ и кое-каких изменений. Я так понял к этому в итоге и пришёл главный герой. Вот такая, пожалуй, социальная подоплека романа.

Тут ещё, конечно, в сюжет вплетены отношения между землянами и жителями совсем другой планеты– альбернаретцами. Обе цивилизации не враждуют, но настолько чужды друг другу, что им даже делить нечего. В итоге обе расы приходят к пониманию и к эдакому симбиозу.

Путешествие на спасательном корабле для меня сводилось к одному — как выживет такая разношерстная компания в замкнутом пространстве космического корабля ?

Итог по роману – интересно, но не увлекательно.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В результате диверсии на пассажирском космическом корабле, принадлежащего расе «космических извозчиков» с Аль-Бенарета, погиб практически весь его офицерский состав. А капитан корабля вместе с оставшимися в живых пассажирами был вынужден покинуть погибающее судно на спасательной шлюпке. Путь им предстоял весьма долгий — более 100 суток, — так что многое могло произойти на борту и еще большее обязано было проясниться. Например, зачем вообще была совершена эта диверсия и почему на борту лайнера оказался единственный представитель клана Аделя?..

Может, из-за того, что данное произведение было написано Гаррисоном совместно с известным мастером «космических опер» Диксоном, оно вышло куда более цельным и убедительным, нежели его же повесть «Врач космического корабля». В первую очередь, потому что был неплохо продуман тот мир, в котором развивается сюжет новой повести (на роман она так же не тянет, как и упомянутое мной произведение Гаррисона). В далеком будущем люди столкнулись с расой космических путешественников с Аль-Бенарета, которые не мыслили своего существования без полетов между планетами. А сами планеты они считали только временными пристанищами для их могучих звездолетов. Умереть в космосе было для них высочайшей честью и, одновременно, самым заветным желанием. Люди же, напротив, сосредоточились на генетическом усовершенствовании своей расы и предпочитали нанимать чужие корабли, нежели развивать свой собственный космический флот. Так родилось то самое галактическое разделение сфер влияния, что было хорошо описано в романе Лукьяненко «Звёзды — холодные игрушки». Его явные недостатки долгое время были невидимы для глаза, пока не свершилась рассказанная авторами история. Тогда-то и стало ясно, что без наличия на борту альбенаретского космолетчика говорить об успешности полета не представляется возможным. Кроме того, у этой расы очень своеобразное представление о чести, которое так же мешает успешному завершению спасательной миссии. А тут еще выясняется, что взрыв на борту был устроен некоей террористической организацией под названием «Черный четверг», представители которой радикальным образом выступают против использования человеческой цивилизацией устоявшейся формы социальной организации общества. Форма эта нацелена на качественное исполнение определенной работы, для которой специально выращиваются ориентированные на нее рабочие. Эдакая сегрегация по профессиональному признаку. Поскольку представители двух этих культур оказались одновременно на одном и том же корабле, в чрезвычайной ситуации космической катастрофы между ними не мог не возникнуть конфликт по моральным и этическим причинам. Заваривается такая каша, что читающему сложно понять, что там происходит и — самое главное — почему. Например, почему капитан погибшего лайнера напрочь отказывается доставить людей на ближайшую планету и направляет шлюпку к более далекой гавани, рискуя при этом полностью потерять не только пассажиров, но и весь свой экипаж. Ответ ищите в необычной физиологии альбенаретцев, которая хоть и находится «в тени», а всё же играет одну из ключевых ролей в сюжете. А вторую ключевую роль играет тот застарелый конфликт интересов между двумя бывшими друзьями по клану Адели, который, собственно, и явился причиной столь странной нештатной ситуации на борту межзвездного лайнера. Окончательно всё прояснится только в самой концовке, а до этого довольно многое будет читателю неясно и непонятно.

В столь сложном и запутанном сюжете никак не обойтись без определенных допусков и вольностей (т.е. без т.н. «сюжетных роялей»). Один из них ОЧЕНЬ существенный: оказывается, управлять космическим транспортом может и человек! Более того — он способен и без помощи волшебной книги альбенаретских штурманов определять свое положение в пространстве и вычислять необходимые коррекции траектории! В подобное я никак не могу поверить, учитывая то, что сообщили мне авторы о человеческом обществе. Как и космический врач из одноименной повести Гаррисона, герой «Спасательной шлюпки» Джайлс также имеет весьма приближенное представление о технике космического перелета. Но это совсем не мешает ему провести триангуляцию по реперным объектам и рассчитать угол и величину необходимого корректирующего импульса. Причем, не забывайте, что указанная операция осуществляется на ЧУЖОМ корабле, где даже пояснительные надписи не каждый человек может прочитать (но гл.герой по неписанному правилу самостоятельно выучил язык альбенаретцев в дополнение к двум языкам земной культуры).

Словом, не всё в сюжете логически-безупречно, но и не так ужасно притянуто за уши, как в повести о космическом враче. Концовка тоже оставляет в сомнении по некоторым вопросам, среди которых имеются и ключевые. Но в целом она не так уж и плоха, ибо закрывает все неясности, раскрывает основную тайну и позволяет надеяться на то, что всё в дальнейшем сложится хорошо у двух несговорчивых рас. А я надеюсь, что многие из решивших прочесть сие произведение получат-таки свою дозу эндорфинов, чтобы счесть себя удовлетворенными.

----------

РЕЗЮМЕ: история одной спасательной операции, которая помогла разрешить не только одни лишь проблемы взаимодействия двух чужеродных рас, но и противоречия внутри самого человеческого общества. Хотелось бы верить, что возникшая при этом дружба не превратится со временем в очередную формальность в общении между представителями разных народов и кланов.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно интересный роман про стремление выжить, про переоценку вековых культурных ценностей, про то, как люди и не люди вынуждены приспосабливаться друг к другу в ограниченном пространстве.

Роман о сломе стереотипов.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слишком уж каждая нация зажата в тиски собственных моральных устоев, в собственное понятие о чести и долге. А понимать его можно по разному...

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, примитивный до ужаса, недостойный такого мастера как Гаррисон. Впрочем, и не роман вовсе, а повесть.

Единственное, что не позволяет отнестись к «Спасательному кораблю» как к поделке-однодневке — это чудовищно беспомощный перевод (трое переводчиков на 170 страниц текста — это круто). Может быть, в оригинале повесть более умна, чем в переводе. Не знаю, в оригинале я ее не читал...

Идей в произведении всего две: во первых, как у сноба-аристократа, вынужденного впервые в жизни прожить месяц среди «низшей расы» своего человечества, появляется понимание того, что они «тоже люди», что принципиально меняет его стиль поведения и вообще «жизненные приоритеты».

Во-вторых, что все разнопланетные расы могут понять друг друга, даже если отличаются не только физически, но и духовно. Мысль хороша, но раскрыта не слишком доказательно (по крайней мере в _данном_ переводе).

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх