FantLab ru

Стиг Ларссон «Девушка, которая играла с огнём»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Голосов:
569
Моя оценка:
-

подробнее

Девушка, которая играла с огнём

Flickan som lekte med elden

Роман, год; цикл «Миллениум»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 49
Аннотация:

Поздно вечером в своей квартире застрелены журналист и его подруга — люди, изучавшие каналы поставки в Швецию секс-рабынь из Восточной Европы. Среди клиентов малопочтенного бизнеса замечены представители властных структур. Кажется очевидным, каким кругам была выгодна смерть этих двоих.

Микаэль Блумквист начинает собственное расследование гибели своих коллег и друзей и вдруг узнаёт, что в убийстве подозревают его давнюю знакомую Лисбет Саландер, самую странную девушку на свете, склонную играть с огнем, — к примеру, заливать его бензином. По всей Швеции идёт охота на «убийцу-психопатку», но Лисбет не боится бросить вызов кому угодно — и мафии, и общественным структурам, и самой смерти.

Входит в:

— цикл «Миллениум»


Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2009 // Детектив и Триллер (1 461 голос)

Номинации на премии:


номинант
Премии "Кинжал" от Ассоциации писателей-криминалистов / Crime Writers Association Dagger Awards, 2009 // Международный кинжал. Швеция (перевод Reg Keeland)

номинант
Премия Дилис / Dilys Award, 2010

Экранизации:

«Девушка, которая играла с огнём» / «Flickan som lekte med elden» 2009, Швеция, Дания, Германия, реж: Дэниэл Альфредсон

«Девушка, которая играла с огнем» / «The Girl Who Played with Fire» 2014




Девушка, которая играла с огнем
2010 г.
Девушка, которая играла с огнём
2013 г.
Девушка, которая играла с огнём
2013 г.
Девушка, которая играла с огнем
2014 г.
Девушка, которая играла с огнем
2015 г.
Девушка, которая играла с огнем
2019 г.
Девушка, которая играла с огнём
2020 г.

Аудиокниги:

Девушка, которая играла с огнем
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Flickan som lekte med elden
2006 г.
(шведский)
Flickan som lekte med elden
2009 г.
(шведский)
Flickan som lekte med elden
2009 г.
(шведский)
The Girl Who Played with Fire
2009 г.
(английский)
Дівчина, що гралася з вогнем
2011 г.
(украинский)
Flickan som lekte med elden
2013 г.
(шведский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Персонажи словно из комиксов, сюжетные повороты из индийских фильмов и много-много страниц бессмысленных и ненужных подробностей. Значительно хуже первой части.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно другая история…

****

Эксперименты внутри одного цикла – штука рискованная. То, что однажды завоевало популярность у читателей, пусть и штамп, но штамп проверенный и железный. Стиг Ларссон же решил поиграть со своим произведением. Получилось ли? Решать каждому. Лично я не могу дать однозначный ответ.

«Девушка, которая играла с огнём» — это снова детективная история, но не такая мрачная, какой была первая часть. В первом произведении главным героем, на мой взгляд, был Микаэль Блумквист. Здесь же основным протагонистом является Лисбет Саландер, если говорить о первой трети книги. Причём после событий первой романа Лисбет сильно изменилась. Она поправила внешность, получила кучу денег, оборвала все прошлые связи, даже с Блумквистом. И если в первой книге Саландер вызывала симпатию, её «фрикнутость» выглядела притягивающее, то теперь Лисбет не вызывает таких чувств. Она скорее отталкивает, чем притягивает. Её не спасает даже положение жертвы. Хотя и до этого она была жертвой (правда, всего лишь Бьюрмана). Странным выглядит и внезапное появление у Саландер….

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сестры-близнеца
. Задумывал ил Ларссон её изначально? Не уверен. Не менее удивляет твист по поводу
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
отцовства Лисбет. Залаченко!
Да ладно?!.

Вторым заметным отступлением от первой книги стало изменение стилистики текста. А если говорить прямо, то в «Девушке, которая играла с огнём» появилась вода. Мало того, что первая треть книги – это то, что описано в аннотации, так ещё и Ларссон решил, что читателю интересно на какой именно улице перекрыли движение перед штурмом квартиры подозреваемого. Зачем такие детали? А что вы скажете о том, что каждый дом (любого из персонажей) обязательно несет информацию о количестве квадратных метров? Тоже лишнее. А упоминание улиц, перекрестков, скверов и всего прочего? В «девушке с татуировкой дракона» тоже были подробности, например, карта Хедебю. Но всё это выглядело органично и стильно, чего не скажешь о второй книге. Зато, как противовес – мы многое узнает о прошлом Лисбет. Можно даже сказать, что книга этому и посвящена. Однако, к моменту, когда юность Саландер приоткрывает завесу тайны, Лисбет уже не выглядит приятным персонажем. Хотя я допускаю, что другие читатели посчитают иначе.

В плане композиции к роману есть вопросы. Книга поделена на четыре неравные (во всех смыслах) части. Первая – очень скучная и водянистая. Вторая часть становится уже интересней, хотя в ней заметны следы воды, перешедшие из первой. Настоящий прорыв – это третья часть. В ней Саландер уходит в тень, а первую скрипку играет Микаэль и другие герои. Получается настоящее расследование, то, чего мне не хватало со времен «Девушки с татуировкой дракона». Наконец, четвертая часть. Она напоминает вторую. Благо не водой, а камбэком Лисбет. И снова пришлось поймать себя на мысли, что Саландер становится неприятной, увы. Опять же, слив главного

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убийцы
примерно за треть до конца книги? Зачем?

Но всё-таки книга хороша. В ней есть Швеция, есть интрига, есть необычные персонажи – Микаэль, Лисбет (хоть и Саландер со знаком минус). Даже некоторые копы оказываются вполне симпатичными героями (Соня Мудиг и Баблански).

Заключение: «Девушка, которая играла с огнём» — неплохое продолжение первой книги. Ларссон очень рискнул (не совсем оправданно) с экспериментами в стилистике и антураже. Вместе с этим читатель получает интригу девства Лисбет, драматичный финал, заставляющий скорее начать третий том «Миллениума». Надеюсь, что финал не подкачает. По крайней мере, финал от Ларссона.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данная книга попалась на глаза случайно и было принято решение ознакомится с этим произведением. Первую часть книги не читал, но была просмотрена американская версия фильма «Девушка с татуировкой дракона» (фильм был неплох, но не шедевр). Книга произвела достаточно отрицательное впечатление. Но обо всем по порядку:

Во-первых — первую часть книги можно смело не читать, т.к. не относится ни каким боком к основному сюжету. Такое чувство что автор хотел растянуть роман и вставил небольшой рассказ об приключении главной героини на Гренаде.

Во-вторых — действия главных героев, иногда они ведут себя как абсолютные гении, иногда страдают непроходимой тупизной, при чем это происходит буквально через несколько страниц.

В-третьих — сюжетные пересечения главных героев, в основном они происходят так — один персонаж шел по улице и совершенно случайно встретил другого персонажа, или шел мимо и случайно увидел ключевую сцену или совершено случайно что-то сделал. От таких сюжетных поворотов — хоть стой, хоть падай. А некоторые сюжетные линии не понятно зачем были вставлены, никак не объяснены и они какие-то скомканные и оборванные. Детективного сюжет здесь как такового нет, полета аналитической мысли тоже, все расследование происходит как описано выше.

В-четвертых — большее количество картонных второстепенных персонажей (там только полицейских которые ведут расследование 8 или 9), которые совершено не раскрыты и которые не несут никого смысла.

В-пятых — к месту и не месту вставленные сексуальные похождения всех цветов и оттенков главных и побочных персонажей (походу у автора какие проблемы на этой почве или это обычные шведские отношения между людьми, т.н. европейские ценности и принципы, даже не знаю).

В-шестых — развесистая клюква про русских и Советский Союз, как будто написано не в XXI веке, а во времена холодной войны, здесь тоже автор тоже раскрылся по полной.

В итоге — после прочтения некоторых распиаренных книг можно сделать вывод: если книга стоит на всех стендах в книжных магазинах, хвалебные рецензии пишут и звучат чуть-ли не из утюга, смело можно не брать — наверняка книга редкостная дрянь. (P.S. Конечно встречаются и неплохие произведения и шедевры, но проценты их, моему мнению, небольшой, что можно лишний раз не тратить и свои деньги и свое время).

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу после прочтения этой книги решил, что 6 звездочек она заслуживает, но за время написания рецензии, окоинув взглядом произведение целиком, все сильнее и сильнее начал склоняться к тому, что и 6 будет многовато. Слишком уж во второй «Девушке» много «не того», точнее сказать — «того», ради чего хочется читать книги, там было слишком немного. Что там было из положительных моментов? Первое — книга читается легко (несмотря даже на миллион ненужных подробностей, о чем чуть ниже), плюс основные герои и несколько второстепенных вызывают симпатии, за ними приятно следить и сопереживать им. Ну, как ни странно, в общем-то — это все. Хотя, вот из-за этих героев очень не хотелось писать негативную рецензию, ставить низкую оценку, что, видимо, говорит о том, что эти герои воспринимаются, как живые и настолько они интересны.

Но и тут есть ряд серьезных изменений по сравнению с предыдущим томом. Очевидно, не в самую лучшую сторону. В первой книге все поступки главной героини, хоть были очень и очень своебразны, но четко соотносились с ее характером. Во второй же части — ряд поступков был совсем не в духе Саландер. Абсолютно. Ладно, можно даже закрыть глаза на то, что ей захотелось вдруг увеличить грудь. Но вот ее финальные действия не лезут ни в какие ворота — она пошла «на дело» совершенно неподготовленная, без вообще хоть на малейшую толику обдуманного плана, просто бездумно ломанулась в пекло. Так может действовать кто угодно, но только не Лисбет.

Жанр данного произведения уже четко можно охарактеризовать, как триллер, не детектив. Все «детективные» загадки решаются на раз-два уже задолго до конца повестования. Есть тут и попытки поднять остросоциальные проблемы, но в отличие от первой части, на мой взгляд, неудачные попытки. Проблемы секс-траффикинга и взаимотношения отдельно взятой личности и государства. Первая тема осталась какой-то незаконченной — автор вроде хорошо начал, но в итоге не вытянул, замял ее, так и не раскрыв. Вторая тоже как-то фрагментарно затронута, без глубины. Больше из этого романа извлечь что-то «глубокое» вряд ли удастся.

Ну и конечно категорически невозможно пройти мимо миллиона всяческих подробностей. Их стало еще больше даже, чем в первой части трилогии. Но если там они периодически вызывали всего лишь недоумение в начале и раздражение ближе к концу, то здесь они уже начали серьезно напрягать. Например, «...и жестким диском на двести восемьдесят мегабайт.». Каково, а?! Аж целых двести восемьдесят мегабайт! Это так полезно, так информативно, так необходимо. И конечно же вы всегда будете знать, что поели герои, причем не только главные, а и второстепенные тоже, на завтра, обед и ужин. А также будете осведомлены, что тот или иной персонаж решил одеть перед выходом на какую-то встречу темно-красную куртку. Заметьте, не светло-красную, не просто красную, а именно темно-красную! Можно подумать, что может быть потом этот цвет где-то промелькнет еще, сыграет какую-то роль? Забудьте! Ничего подобного ни в одном из аналогичных моментов не было. Ни капли не сомневаюсь, что это 800-страничное произведение (столько страниц у книги в мягкой обложки) легко можно было сократить до 350-400 страниц без малейшей потери для смысла, атмосферы и пр.

Не могу также не отметить ряд моментов, которые оставляли после себя неприятное недоумение. Например, Микаэль, прекрасно знает, что Лисбет умыкнула 3 миллиарда крон. Для сопоставления — шикарная квартира площадью 300 с лишним квадратных метров (похоже такое пристальное внимание к мелочам автора подействовало на меня заразно) стоит 25 миллионов. Но позже главный герой удивляется, когда находит чеки девушки на сотни тысяч — «Блумквист отметил, что у Лисбет Саландер денег куры не клюют.».

В итоге, очень неудачным, на мой взгляд, вышел второй том трилогии «Миллениум».

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и второй роман трилогии прочитан. И что напрашивается на язык сразу — все та же основательность описания. Подробности на подробностях. Здесь уже из минусов можно отметить следующее: чрезмерные повторения фактов, и, как это и неожиданно, не все сюжетные линии доведены до конца. Аж даже странно. В первом романе каждое висевшее на стене ружье все-таки выстрелило, а здесь... Как пример, описание путешествия Лисбет на Карибских островах. Просто какой-то кусок текста, такое ощущение, что он вставлен в книгу для объема.

Сюжет увлекателен, даже оторваться сложно. Внимание держит до самого конца. В этом — плюс.

Что еще хочу сказать: первый роман — именно расследование, шаг за шагом. Второй — описание расследования. Почувствуйте разницу. Первый роман — роман-пазл, когда картина вырисовывается постепенно, здесь — злодей уже заранее известен.

В любом случае, прочитать стоит.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

книга читается на одном дыхании. Для меня Ларссон вообще эдакий современный Конан Дойль. Очень нетривиальный сюжет, эксцентричный главный герой (героиня) подробно описанная атмосфера страны, в которой происходит действие. И первый и второй роман просто головокружительны с точки зрения читательского интереса. Надеюсь, третья книга не подведет, хотя и большая часть вопросов о главной героине уже раскрыта.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга, пожалуй, понравилась мне больше первой и третьей. Очень динамично развивающийся сюжет, который просто не дает возможности оторваться от книги))). С нетерпением ждешь, что же ожидает героев на следующей странице. И несмотря на большой объем читается очень быстро. Не знаю, что это мне дало в плане личностного роста, но время провела интересно:smile:

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличается от первой книги примерно так же, как материальное положение Лисбет в конце «Девушки с татуировкой дракона» — от ее благосостояния в начале. Не сказать, чтобы это было плохо. За сцену встречи Лисбет с отцом и братом можно смело повышать оценку даже не на балл, а на два.

Совершенно эпические бытописания гомосексуальных нравов, как бы не с натуры, но ни разу не гей-порно. Не знаю даже, как это передать, чтобы не произвести превратное впечатление, поэтому ограничусь цитатой:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Вернувшись наконец домой после целого дня сверхурочной работы, Кристер Мальм почувствовал, что страшно устал и измучился. Из кухни доносились пряные запахи. Он вошел туда и обнял своего бойфренда.

— Ну, как ты себя чувствуешь? — спросил Арнольд Магнуссон.

— Как мешок дерьма, — ответил Кристер.» (с)

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Независимый журнал «Миллениум» готовит очередное сенсационное расследование, на сей раз посвященное секс-трафику из Восточной Европы и погрязшим в этом трафике шведским чиновникам. За хлопотами пламенный репортер Микаэль Блумквист почти не вспоминает хакершу, социопатку и просто славную девушку Лизбет Саландер. А девушка жуирует на деньги, натыренные с неправедных счетов, и вяло приглядывает за врагами-женоненавистниками. Эту идиллию взрывает тройное убийство, которое грозит уничтожить «Миллениум» и Саландер — и герои начинают разруливать и просто выживать.

Трилогия «Миллениум», по сути, распадается на две части: второй и третий романы друг с другом связаны намертво, а с первым — почти символически. Это немножко облегчает страдания читателя. Первый роман, как я уже отмечал, является отличным чтивом. Третий с ним сопоставим, хоть и пожиже запева (зато всем достается по слону, а слонихам — еще и поклон). Второй том просто ужасен. Автор халтурит безбожно, переводчик ему истово помогает, запутываясь в смыслах, падежах и местоимениях. Отдельным клюквенным деревом возвышается русская тема, способная вогнать в смеховую истерику расстроенного флегматика.

К тому же Ларссон не изменяет избыточности. У него всего всегда слишком много: страниц, описаний, деталей, перечислений покупок, роялей в той самой клюкве, банальных рассуждений, пришитых сисек, либерастии, вторичных ходов, интернет-адресов и феминизма. К этому надо привыкать. И есть смысл привыкать — чтиво-то, по совокупности, отличность не растеряло.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх