fantlab ru

Филип Дик «Экзегеза»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.81
Оценок:
26
Моя оценка:
-

подробнее

Экзегеза

In Pursuit of VALIS: Selections from the Exegesis

Произведение (прочее), год

Аннотация:

Экзегеза — раздел богословия, в котором толкуются библейские тексты, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности.

Философские размышления Филипа Дика о причинах написания таких произведений, как «ВАЛИС», «Убик» и другие.

Похожие произведения:

 

 


Экзегеза
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Экзегеза
2011 г.
Вспомнить всё
2017 г.
Исповедь Недоумка
2018 г.
Экзегеза
2020 г.
Исповедь недоумка
2020 г.

Издания на иностранных языках:

In Pursuit of VALIS: Selections from the Exegesis
1991 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ф.К. Дика можно по праву назвать самым оригинальным фантастом за всю историю существования жанра. Его потрясающий талант заключался в умении создавать невероятные миры, заставлять читателя поверить в реальность их существования, стирая грань между действительностью и иллюзией. Детское увлечение журнальной фантастикой переросло в интерес к серьезной реалистической литературе, именно поэтому в антураже невероятных фантастических миров у Дика всегда на переднем плане человеческие взаимоотношения, психологические и религиозные искания. Сам Ф.К.Д. считал себя не писателем, но философом и аналитиком, записывающим мысли на бумагу. В начале карьеры Дик отличался фантастической работоспособностью, публикуя по нескольку романов в год, но в определенный момент он замолчал, однако, это было то самое молчание, которое зовётся золотом, с 1974 по 1982 Дик работал над своим главным произведением — «Экзегезой», которую Р.А. Уилсон назвал «нейропсихофилософским дневником».

По объему «Экзегеза» составляет более 8 000 листов рукописного текста и полностью не публиковалась. Частично ознакомиться с этим opus magnum можно благодаря книге Л. Сутина, собравшего выборку отдельных фрагментов «Экзегезы» и рассортировавшим их по восьми тематическим главам. Основная часть дневниковых откровений Дика посвящена анализу мистических откровений, полученных им в 1974 году. Именно эти видения легли в основу романа «Валис», который можно назвать частично автобиографическим. Для неподготовленного читателя вникнуть в суть религиозных концепций автора может оказаться проблематично. По этой причине перед тем, как приступать к «Экзегезе», стоит ознакомиться со статьей Ф.К.Д. «Космогония и космология» — там идеи автора изложены более внятно и системно. Помимо этой статьи нужно как минимум прочесть такие романы писателя, как «Убик», «Пролейтесь слёзы...» и «Валис», а в идеале ознакомиться со всем творческим наследием Дика.

«Экзегеза» — это не попытка заработать денег или прославиться, создать новый культ или приобрести авторитет в эзотерических кругах. Нет, это предельно честная попытка разобраться в собственном духовном опыте, ведь объемная рукопись изначально мыслилась вещью для внутреннего пользования и не предназначалась к публикации, которая осуществилась лишь после смерти автора, и то частично. Чем на самом деле была теофания Филипа Дика, имевшая место в 1974-ом — реальным мистическим опытом, бредом сумасшедшего или же отголоском правительственных экспериментов? Автор анализирует каждую из этих гипотез и приходит к выводу, что реальность события бесспорна — на тот момент он не употреблял наркотики, был психически здоров, отдельные нервные срывы можно не брать в расчет. Дик не считает свои откровения непреложной истиной, постоянно добавляет новые ключи, отбрасывая тупиковые ветки — к примеру в 1980 он признал предыдущие 6 лет работы ошибочными (но не бесполезными!).

Привычный для нас мир, согласно Ф.К.Д., всего лишь иллюзия, голограмма, наложенная на подлинную реальность. Всё что нас окружает — Черная Железная Тюрьма (ЧЖТ) — и главное предназначение человека в том, чтобы бороться с этим угнетением. Вся жизнь писателя — это борьба не против плоти и крови, но против властей, духов злобы поднебесной, что суть мироправители — архонты ЧЖТ. В то же время Дик утверждает, что время нелинейно, мы до сих пор живем в 45 — 70 годы н.э., когда первые христиане вели борьбу против Империи, которая вечна, но в то же время — не более, чем иллюзия. Более того, Господь, утративший память, находится среди нас и конец заключения наступит, когда Бог, достигнув предела страданий, вспомнит о своей истинной природе и сокрушит оковы ЧЖТ. При создании своей теологии Дик использует элементы всех мировых религий и мифологических систем — истина расколота и крупицы правды рассеяны по свету — помимо своей воли он создает новую религию, вне догматов и рамок.

Первые главы достаточно объемны и сложны для восприятия, особенно для тех, кто привычно воспринимает метафизику, как нечто плохое. Любителям фантастики будут особенно интересны 3 и 4 главы, где автор рассказывает о своем творчестве и планах. Для самого Ф.К.Д. стало откровением, что всю свою литературную карьеру он по сути создавал один глобальный метароман, все его произведения складываются в единое целое, подобно хитроумному паззлу. Автор предлагает читать свои романы в особом порядке, который расходится с хронологией их публикации (хотя мы помним, время лишь иллюзия, правда?) — пронумерованный список произведений, складывающихся в метароман, находится в тексте 3-ей главы. Таким образом художественные произведения Дика — это первая часть божественного откровения, а «Экзегеза» — вторая, и воспринимать их следует как единое целое. Здесь главный ключ к наследию Филипа Дика, круг замкнулся. Фрагменты 4 главы — синопсисы «Валиса» и «Трансмиграции», а также нескольких ненаписанных романов.

Некоторые признания заставляют взглянуть на Ф.К.Д. совершенно по-новому. Например, принято считать его одним из представителей писательского круга левого толка. Внезапно выясняется, что это совершенно не так, происходит поворот на 180 градусов. Ф.К.Д. открыто заявляет о своём неприятии марксизма и плутократии, всё это бездуховные проявления ЧЖТ. Своё мировоззрение он обозначает как фашистское, в истинном понимании этого слова, напрямую сравнивает себя с А. Гитлером — маленьким человеком, достигшим вершин, превратившим иллюзию в реальность. Хотя политика не интересует Дика как таковая, лишь как средство уничтожения (не)реальности. Тем не менее, уверен, что левые критики и прочие прислужники архонтов ЧЖТ сделают всё возможное, чтобы выставить «Экзегезу» в качестве бреда сумасшедшего.

В общем, даже небольшая подборка избранных мест из «Экзегезы» представляет собой непростое чтение, но в качестве приобретения нового опыта — это произведение бесценно. С большим удивлением я узнавал, что многое, о чём я смутно догадывался, что инстинктивно чувствовал и ощущал, нашло воплощение в реальном опыте этого писателя, истинного визионера. Очень полезная и нужная работа для понимания сути вещей, масса интересных гипотез и предположений, если хотя бы 10% изложенного автором окажется истиной, то привычная картина мира изменится кардинально. Несмотря на то, что я в своё время внимательно прочел все произведения автора, до которых можно дотянуться в эпоху интернета, только сейчас становится понятно, что многого я не понял, упустил массу скрытых смыслов — в этом плане «Экзегеза» также стала для меня «ключом-от-всех-дверей», появилось острое желание перечитать избранные произведения Ф.К.Д. в порядке, образующем метароман.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вместо обзора на «Экзегезу» Филипа Дика (книга называется в честь раздела богословия, толкующего библейские и другие религиозные тексты) я приведу небольшой пример типичного текста оттуда:

"«Иисус Христос» — это кодовое имя для рациональной филогенетической сверх-личности, которую можно призвать только через страдания и смерть онтогенетического иррационального «я». Последнее должно быть доведено до смерти через серию ритуальных испытаний и — это важно — стимулов для анамнезиса, которые растормаживают первую.

Тогда «Йалдабаоф» — это тоже символ проекции старого изначального иррационального «я», которое считает, что оно единственный Бог. Но есть и тот, о ком оно не подозревает, некто разумный, перехитривший его, вошедший в сознание (спроецированное или символизируемое словами «тюремный мир»). Между ними происходит великая психологическая диалектическая битва, в которой вторгшийся благодаря своей высшей мудрости (рациональности и разумности) побеждает. (Если все пойдет как надо). Грех старого «я» — это античный термин, свидетельствующий о его неполноценном состоянии, которое описывает Кальвин: его безумие (слепота). Его закупорка.

Слом «астрального детерминизма» или «сжигание кармы» указывает, что я здесь на верном пути. Они (эти термины) указывают на детерминистскую судьбу закосневшего исходного «я», зловещего я: разложение, ригидность, духовная и даже физическая смерть. Исходное «я» исчезает. Не будучи замененным, человек быстро поймет, что собой представляет: свою природу, в которую вторгается новое «я». Должно произойти новое творение ex nihilo [из ничего]. Первичное «я» должно быть уничтожено живым (дышащим) «устройством судного дня» — новым «я», которое, хотя и новое, парадоксальным образом очень старое. (Гораздо старше первичного «я»).»

Если вам кажется, что здесь есть Божественное Откровение или Глубокая Философия, вам понравится эта книга. Если нет — не понравится. Мне не понравилось.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Записки Дика «Экзегеза» (Экзегеза -раздел богословия, в котором истолковываются библейские тексты; учение об истолковании текстов, преимущественно древних, первоначальный смысл которых затемнён вследствие их давности или недостаточной сохранности... ) — философские размышления о причинах написания Диком таких произведений , как:«ВАЛИС», «Убик», «Лабиринт», «Стигматы», «Глаз», «Слёзы» (названия как в тексте записок). При чем размышления на самом высоком уровне — не ожидал такой подкованности автора.Размышления о Создателе, о будущем. Кто это любит — стоит потратить время почитать -можно обогатиться знаниями.

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начал читать и закралось подозрение-а Дик ли это?Мне показалось,что некто,пользуясь недоступностью этих самых дневников,прогнал нам свою параноидальную хрень под вывеской«Ф.К.Дик»,но не очень то на Дика и похоже-халтура короче псевдофилософская,да и вообще не интересно и не актуально.Но даже если это и Дик,все равно скучно.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх