fantlab ru

Роберт Пёрсиг «Дзен и искусство ухода за мотоциклом»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.84
Оценок:
88
Моя оценка:
-

подробнее

Дзен и искусство ухода за мотоциклом

Zen and the Art of Motorcycle Maintenance: An Inquiry into Values

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Герой вместе с сыном и друзьями участвует в длительном мотопутешествии. Автор дает практические советы, что взять с собой в длительный мотопробег, как лучше обслужить мотоцикл, и рассказывает о том, что есть Качество с большой буквы, то Качество, которое все понимают интуитивно, но которому нелегко дать формальное определение.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Дзен и искусство ухода за мотоциклом
2003 г.
Дзен и искусство ухода за мотоциклом
2012 г.
Дзен и искусство ухода за мотоциклом
2012 г.
Дзэн и искусство ухода за мотоциклом
2013 г.
Дзэн и искусство ухода за мотоциклом
2015 г.
Дзен и искусство ухода за мотоциклом
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приветствую.

Хотел поделиться своим впечатлением о данной книге.

Осилил треть ее.

Если кто то, по описанию, будет искать travel роман, с привкусом видения дзен, типа Бродяги Дхармы, то тут вы ничего такого не получаете.

Автор — по профессии западный философ — едет на мотоцикле, окружающий мир и люди его абсолютно не интересуют, все что его интересует — это его странные проблемы философа, которые у него неостановочно крутятся в голове. Про барьеры между классическим и романтическим и тому подобную ерунду, которой интересуются западные философы.

Причем в своей жизни он уже этим мудрствованием довел себя до депрессии и сумасшедшего дома, но после электрошока, вроде как пришел в себя, и вот понял что на мотоке если прокатиться, то можно как то развеяться, хотя когда читаешь как его УМ его колбасит даже во время поездки, не видно, чтобы он сильно вылечился.

Про Восток было только то что он учил философию в каком то вузе в Индии, но ушел оттуда т.к. ничего не понял (но он и сам говорит что ничего не практиковал, так что чему удивляться). Каким боком Дзен ко всему этому, выясняйте на свой страх и риск, в первой трети книги ни намека

Оценка: 3
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

О, други мои, был я несправедлив к этой книге.

Дочитал ее все таки, не люблю недочитанных книг.

И хоть она мне в целом не очень зашла, просто по количеству вещей, о которых он заставил задуматься, книга эта стоит потраченного времени.

Но это не travel роман конечно, в основе там его профессия философа, его размышления по этим вещам, мысли человека который чуток уже пожил на белом свете и кое что понял.

Оценка: 3
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дзен и искусство размыкания кандалов

«Кое-кто может толковать, как улучшить судьбу человечества. Я же просто хочу поговорить о том, как починить мотоцикл.»

Большая часть людей, которые крепко задумаются, совместимы ли гений и злодейство, легко согласятся, что гениальность и безумие часто сопутствуют друг другу. Ну, пусть не гениальность, все-таки подлинный гений – явление чрезвычайно редкое в масштабах человеческой истории. Но высочайший уровень одаренности. Примеры? Да сколько угодно, со времен Диогена, который жил в бочке и ходил днем с фонарем. Эдисон в быту был забывчив и сильно неряшлив. А Эйнштейн, для чего он так высовывает язык на знаменитой фотографии? На этом поток малоубедительных жизненных примеров иссякнет и можно будет перейти к литературным. Вспомнишь чудаковатого Паганеля, и набоковского Лужина, и Натана из «Выбора Софи» Стайрона. Негусто? Так откуда же непрошибаемая обывательская уверенность, что если «профессор», то непременно «чокнутый»?

Честно? Я думаю, что нас, ординарных и ничем особым не отмеченных, но в поте лица своего зарабатывающих хлеб, ужасает легкость, с какой эти люди достигают блестящих результатов. Заставляет подозревать в них скрытый порок, порчу. В какой области самый большой страх человека, обладающего суперсилой? Лишиться ее: красавице стать уродкой, богачу нищим, великому спортсмену калекой, блестящему ученому безумцем. Тут еще и сорт зависти, не имеющий ничего общего с житейскими благами, которые обеспечивает обладание талантом. Высокий уровень дохода и премии, апартаменты и автомобили, вхожесть в элиту – не это главное. Даже относительно свободный рабочий график с долгим отпуском, с возможностью оплаченных приглашающей стороной путешествий Главное отличие – радость, которую они испытывают от процесса работы. Где для абсолютного большинства галеры с девяти до пяти, там редким счастливцам эдемский сад с возможностью называть всякую встреченную тварь ее именем.

«Дзен и искусства ухода за мотоциклом» — это инструкция по разбиванию кандалов и смене галер на сады Эдема, написанная блестяще одаренным безумцем. Книга, которая много раз переворачивает ваше представление о тексте, его авторе, а заодно уж – и это наиболее важно — о вас, читающем эту книгу. Начинается как простоватое, слегка занудное повествование о неоспоримом преимуществе собственного подхода к уходу за мотоциклом перед тем, который демонстрирует спутник, в чьем обществе совершается мотопробег. Перетекает в не лишенные интереса размышления о разнице в понимании техники и методах содержания инструмента. Продолжается описанием мотопутешествия с ребенком в качестве пассажира. И ты думаешь: молодчина какой мужик. И не такой уж зануда. Просто демонстрирует основательный подход ко всему в жизни: завел мотоцикл, так уж учись обслуживать, чтобы был всегда на ходу; родил сына – не пожалей времени и терпения на то, чтобы научить его тому, что знаешь сам.

Только вот, что-то с ними неправильно. Тебе не кажется, что мальчик ведет себя странно? Скажем так, не вполне соответствуя ожиданиям от поведения подростка, пустившегося в увлекательное приключение. Капризничает, отказывается выполнять часть работы, о которой просит его отец. Да ведь и с рассказчиком что-то не так. Что за призрак Федра, то и дело маячащий на периферии? Ты еще пытаешься устоять на кренящейся платформе романа воспитания в уютном жанре семейного путешествия с попутным введением в позитивную психологию, когда он одним ударом выбивает ее из-под ног. Спутница в поездке, жена друга интересуется, отчего у Криса так часто болит живот, не стоит ли показать его врачу? И автор отвечает, что обследовали неоднократно, со всем возможным тщанием. Со стороны внутренних органов все идеально, но это может быть, даже скорее всего, симптомы начинающегося душевного заболевания.

К-как? Только и можешь выговорить, да как им в голову могло прийти такое? Могло. Психические расстройства часто передаются по наследству, а наш знакомец, так искусно обращающийся с техникой, пребывал, оказывается, на излечении в психлечебнице и проходил принудительный курс электрошока. Теперь здоров, но почти полностью утратил воспоминания о той части своей личности, которую сам называет Федром. Да, призрак. А потом воспоминания начинают возвращаться, и все оказывается еще сложнее, потому что перед вами, господа, тот самый чокнутый профессор, о существовании которого так долго твердило общественное бессознательное.

Роберт Пирсиг, герой рассказчик, а «Дзен» — книга автобиографическая. Профессорский сын, который демонстрировал в девять лет запредельные сто семьдесят IQ, а в пятнадцать поступил в университет. И обещал стать блестящим молодым биохимиком... пока не оказался отчисленным за неуспеваемость, попав в Корею (в те поры война была). Вернулся, получил степень бакалавра философии в университете Сиэтла, изучал восточную философию в Бенаресском Университете в Индии, написал диссертацию по философии и журналистике в Чикагском университете, но не смог ее защитить, потому что, внимание! Предлагаемый им подход к системе высшего образования базировался на безоценочном методе, когда мерилом эффективности является не диплом, но качество имеющихся у соискателя знаний.

Все это очень непросто понять, хотя льщу себя надеждой, что разобралась, по крайней мере, в части качества. Часть греческой философии и платоновых диалогов об Аристотеле, Сократе и Федре, мне кажется, невозможно постичь полной мерой без изучения источников, хотя бы в переводе. Это очень сложно, при том, что попутно Пирсиг продолжает объяснения дзена, дао, дхармы, базируясь все на тех же аналогиях ухода за мотоциклом. И тебе внезапно открываются такие глубины понимания собственной жизни, которые и обеспечили книге читательский успех четырехмиллионного тиража. То есть, ты не одна такая, но лишь одна из тех, кто многое понял, благодаря этой книге. И. воспарившей в эмпиреях, разнежившейся в осознании качественно проделанной интеллектуальной работы, он выплескивает на голову ушат ледяной воды разговором с Крисом в конце путешествия. Ты снова вне зоны комфорта. Так далеко от нее, как и представить не могла минуту назад. Но это жизнь.

А также повод применить на практике то, что теперь с тобой – дзен и искусство ухода за мотоциклом.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга поразила меня. Поразила по нескольким причинам. Но, в первую очередь – богатством смыслов и поднятых тем. Начнем с того, что, даже после длительного размышления, я никак не могу определить ее жанр.

Начинается книга – как травелог. Главный герой, путешествует по Америке на мотоцикле со своим одиннадцатилетним сыном Крисом. Вместе с ними, на другом мотоцикле – семейная пара друзей главного героя. Их незамысловатые приключения по небольшим, порой – проселочным, дорогам – только один слой книги.

Другой слой, который также открывается очень быстро – взаимоотношения внутри этого небольшого коллектива. И тут уже идет психологический подтекст. Это и взаимоотношения внутри семейной пары спутников главного героя, и взаимоотношения главного героя с сыном. И это – далеко не вся психология, что есть в данной книге.

Факт, поразивший меня до глубины души – оказывается, за рулем мотоцикла бывший (а такие вообще бывают?) душевнобольной. Причем душевнобольной очень серьезно. Человек в свое время настолько глубоко изучал, вживался, пропускал через самого себя, философию древних греков, что, в какой-то момент, чайничек-то у него и не выдержал – приподнял пАром крышечку. И, насколько можно судить, приподнял серьезно. Так серьезно, что главному герою, при помощи электрических разрядов, изрядно почикали личность.

И вот теперь эта самая личность, точнее то, что от нее осталось, за рулем мотоцикла и с сыном на заднем сиденье, путешествует по Америке. Но вычистить часть мозга – это вам не аппендицит вырезать. Мозг, чувствующий пустоту на месте некогда существовавшей личности, пытается эту самую личность реанимировать. Результат – добрая половина книги посвящена внутреннему монологу главного героя с этой самой личностью. Личностью, которую главный герой называет Федром. Волком, по древне-гречески. Беседы, беседы, беседы… обрывки воспоминаний не начисто убитого электричеством Федра.

Федр, как я уже сказал, изучал (и преподавал) древнегреческую философию. Многие страницы книги длятся философские рассуждения на эту тему. То и дело мелькают имена и философские воззрения Сократа, Платона, Аристотеля… Эта часть книги была для меня самой тяжело воспринимаемой. Некоторые термины, которыми так легко жонглирует главный герой (Федр?) я, безусловно, слышал (че-то мы такое проходили в универе. С уклоном в марксизм-ленинизм, разумеется.) Но вот что означают эти термины – я хоть убей – не помню.

После электрочистки новая личина главного героя стала зарабатывать на жизнь, сочинением хэлпов для IBM (!!!). На минуточку, если кто не в курсе – в то время (в 1960-е – 1970-е годы) эта фирма одна из крупнейших, если не самая крупная, компьютерная корпорация мира. Поскольку я сам компьютерщик, мне были очень интересны рассуждения автора о том, как надо писать инструкции. Не обязательно к компьютерам или программам – вообще ко всему. Вообще, для автора характерно замечательное умение обобщать. За частностями – уметь увидеть систему.

Другой пример умения обобщать – отношение к технике. Автор начинает разговор, казалось бы, с частности – с умения отремонтировать пустячный баг – разболтавшийся фиксатор руля мотоцикла, и очень быстро подводит читателя к различию подходов к ремонту мотоцикла разных людей – романтический и классический подходы. От ремонта мотоцикла короткий шажок и бац – автор говорит уже об отношению к технике вообще.

Ну вот, вроде, и все слои, которые увидел, описал.

Книгу не читал, а слушал. В исполнении некоего Ефимова Юрия. Начитка просто удивительная! Не подумайте, что хорошая. Она – ужасна. Абсолютно безграмотная (чтец нередко оговаривался, не поправляясь, ставил неверные ударения, вместо одних слов читал другие) и абсолютно безэмоциональная (будто компьютер читает. Причем компьютер, слабо обученный выражать интонацией пунктуацию). Но, вы знаете, через час – другой прослушки подобный стиль начал даже чем-то импонировать. Возможно – полной непохожестью на других чтецов. Конечно, от этого чтеца я уже не возьмусь слушать ни одну другую книгу, т.к. она, несомненно, будет у меня ассоциироваться с голосом старины Федра. Но эту – прослушал до конца. До самой последней точки. Которой, в стиле чтеца, и не было вовсе.

И да – в первую очередь, чтобы поглубже въехать в мысли, изложенные в этой книге, я ее, пожалуй, перечту через какое-то время. Уже в электронке, чтобы иметь возможность делать пометки и выписки.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уникальный, на удивление гармоничный и живой самобытный роман. Философский роман.

Все-таки жанр романа философского дает необычный творческий разгул. Бескрайнюю писательскую вольницу. Правда, делание подобного произведения отягощено и небывалой ответственностью. Ведь необходимо создать такой романический сюжет, в котором сочетались бы и понятные для самого широкого круга читателей философские рассуждения (то есть лишенные академической зауми с многочисленными категориальными симулякрами), и интересное для него же повествование с яркими героями. И подобное равновесие любви к мудрости и литературного созидания в «Дзэн и искусстве ухода за мотоциклом» у Роберта Пирсинга получилось на ура.

Поначалу кажется, что писатель слишком просто и топорно подходит к делу сплетения философского трактата и художественной работы. Ведь весь «Дзэн...» выстроен по схеме «абзац художественного повествования — абзац философских дум — абзац художественного повествования — абзац философских дум плюс воспоминания о Федре и т.д.». Но как филигранно такой, казалось бы, подход в лоб выстроен! Как органично, естественно и отнюдь не неуклюже такой текст читается и ощущается! Да, под конец лично мое читательское любопытство сузилось до философических отрывков. Но про житейские, мирские эпизоды я не забывал. А заостренность на мудролюбивых кусочках у меня связана лишь с моей обострившейся в последнее время тяге к философии, да и остальной всякой публицистике. И вовсе такое не означает, что у Пирсинга не удалось художественное в романе. Совсем наоборот!

О чем же, собственно, книга? И как реалистическая литература, и как философское измышление, она о жизни. В самом широком смысле слова. О семье, бытие, здравомыслии, нормальности, искусстве, науке, познании, смыслах. Обо всем и понемногу, но в целом о жизни и о бытие. Очень интересно происходит связка этих двух совокупных тем. Через очень удачное раскрытие тайны прошлого Пирсинга, то есть его литературного героя. Да-да, речь идет о стертой личности, Федре. Именно Федр связывает семейное роад-муви и философские заметки автора. Очень интересное и увлекательное описание этих мыслительных экспериментов и заметок. Идея Качества (Дзэн, Будды) крайне интересна. Красиво выглядят эти мыслительные перетекания от дихотомии классического (научного, механистичного) и романтического (искусство) мышления к понимаю Качества как Первопричины бытия и реальности как таковой. И не зря я еще в середине романа уловил нечто схожее между миром Идей и Благом Платона и концепцией Пирсинга. Потом он сам об этом говорит, правда, чертя различия между собой и древним греком. Да и сама история Федра (героя), биография Пирсинга. От юного ученого к восточному философу, учителю риторики и сумасшедшему, который покачнул фундамент рационального дуалистического мира. Интересны, интересны все эти мысли и попытки совместить искусство и науку, творчество и механику через заглавие романа. Идею о том, что во всем надо искать возможность к совершенству. Например, в заботе о своем мотоцикле, к которому надо подходить и с позиции механического, но и творческого мышления, которые суть стороны одной и той же медали. Но вместе с тем смущают такие «грешки», как «отсутствие Качества в СССР», «открытие шарообразности Земли лишь при Колумбе» и «греческая яркая культура была мимолетной вспышкой между темнотой первобытности и темнотой Средневековья». Тут хочется сказать «м-дааа» и посетовать на недостаточную эрудированность автора, но все знать невозможно. А к Качеству, Благу, Абсолюту и Дзэну стремится надо!

Читаем и любуемся американским «Так говорит Заратустра».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дзен и искусство ухода за мотоциклом» — это, не побоюсь громкого слова, шедевр.

Во-первых, автор книги — преподаватель риторики, мотоциклист, механик, философ и вылечившийся шизофреник в одном флаконе. Без шуток.

Во-вторых, в каждой главе автор связывает описание своего путешествия на мотоцикле с сыном, философские рассуждения на разные темы и воспоминания о прошлом, что у него получается весьма мастерски.

А в-третьих, книга полна прекрасных рассуждений о древнегреческой философии, качестве и сути вещей, современных технологиях, ремонте мотоцикла и жизни вообще.

Рекомендую всем желающим неспешного философского разговора с интересным собеседником и делателям малых дел. А вместо заключения приведу цитату из произведения: «Кое-кто может толковать, как улучшить судьбу человечества. Я же просто хочу поговорить о том, как починить мотоцикл.»

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я начала … точнее, я закончила читать «Дзен..». На самом деле, в этой книге безумно, безумно много всего. Я думаю, стоит ее перечитать, когда я буду постарше – и уже будет другое что-то, другие мысли, может, даже другое понимание. Книга из тех, что вне времени.

По сути, того самого понимания Дзен которого я ждала, покупая книгу–то бишь, объяснения, что же такое Дзен, философки-академического объяснения – здесь нет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Автор вообще очень осторожно подходит к этому, осторожно, самым краем задевает и Дзен, и буддизм... но, по-моему, эта книга очень «восточна», очень духовна в том смысле, что она все-таки дает понимание того, что такое Дзен.

Автор говорит о Качестве. Качестве вещей. Я думаю, одно я усвоила точно: будь неравнодушен к тому, что ты делаешь. И тогда все получится.

И по сути сюжета-то нет – сплошные шатокуа. Но к концу книги ты осознаешь, что не можешь, не хочешь оторваться — интересно, чем же закончилось противостояние Федра и преподавателя. Интересно, чем же закончилась встреча главного героя, рассказчика, и Федра.

И, в конце концов, автор говорит таким языком, что не хочется отрываться. Неторопливо, последовательно, логично — словно едешь на мотоцикле, а мимо проплывают...проносятся пейзажи, а под колесами километры дороги, миля за милей.... И при этом он не чужой, он свой, он говорит понятным языком. Он говорит: чувак, смотри, что пришло мне в голову! И — излагает...

А сами шатокуа — разве они не важны?

Важны. Безумно важны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Важно и то, что автор, такой мудрый – не знает, не может успокоить сына. Это важно, потому что это показывает его «живым».

Автор говорит о том, что, как мне кажется, лично я потеряла – о целостности. О том, что нельзя разделять нас на объект и субьект, на душу и тело, о том, что качество было ДО всего.

В книге много моих пометок – некоторые вещи кажутся мне очень и очень важными сейчас.

Некоторые вещи я не хочу забывать, и хотя я знаю, что многое забуду – такова природа памяти, одно я запомню:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
КАЧЕСТВО суть всех вещей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И еще – что все мы мотоциклы, которые надо чинить. И если ты зол, лучше не подходи к своему мотоциклу.

Что нужно для ремонта велосипеда?

Душевное спокойствие. Цель и результат всего – спокойствие.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда покупал книгу, повелся на дзен, которого на самом деле оказалось очень мало. Роман-то, оказывается, о другом.

Пирсиг в «Дзене» пишет о себе, о том, что произошло с ним когда-то. О своем путешествие по США на мотоцикле и о том, о чем он думал во время этой поездки.

Условно книгу можно разделить на 3 части:

1. Пирсиг пишет непосредственно о самом путешествии. О природе в разных штатах, о людях, которые ему встречаются, о мотелях, о ночевке в палатке, о дожде, солнце, тумане и росе. И честно говоря, эти описания тоскливы и мало интересны. Они просто проносятся мимо, как будто мы сами едем на мотоцикле, но у нас нет времени остановиться и полюбоваться красотами. Один город, второй, дождь, холод, солнце, жарко. Дальше и дальше.

2. Автор философствует на разные темы, начиная с простого правильного ухода за мотоциклом. Начав с самого простого — как подготовиться к поездке, что брать с собой, как сделать так, чтобы мотоцикл не ломался и как его чинить, если это все-таки случилось — он потихоньку начинает усугублять тему философских терминов, которую можно понять только если ты хоть немного осведомлен в философии. Пирсиг не пишет для тех, кто хочет понять. Он пишет для тех, кто уже понимает и готов переварить новые мысли, которые блуждали в голове автора. Именно об этом думает во время своей поездки. Он, бывший преподаватель, риторик, неудачник в каком-то роде, пытается найти суть, истину того, что привело его к саморазрушению. Или же саморазрушался не он, а окружающие его люди? Что актуальнее и полезнее — классический или романтический взгляд на мир? Что по этому поводу говорили Кант, Аристотель, Платон, Сократ? Книгу сложно понять, если читатель не знаком с хотя бы азами философии. Им будет тяжело читать книгу. Будет сложно понять, почему простейшие вещи вызывали у автора бурю в голове.

3. Пирсиг рассказывает о своем прошлом. О том, что теперь он другой человек, и о том, почему прежний Пирсиг теперь кажется призраком. Это действительно страшно, когда человеком завладевает идея, мысль, из-за которой он забывает об обычных человеческих надобностях. Страшно, когда ты не понимаешь своего сына, который видит в тебе прежнего папу и не знает о существовании «нового» папы.

Все вместе читается превосходно и книга заставила меня хорошенько подумать над некоторыми вещами, хотя она была написана практически 50 лет назад. В свое время она стала культовой и ею зачитывались интеллектуалы 20-го века (например, о ней писал Фуко, когда описывал итальянскую читающую молодежь 70-х годов прошлого века).

Для меня роман «Искусство ухода за мотоциклом» не стал культовым, но впечатление произвел. Уверен, что в будущем еще перечитаю книгу. И может быть даже не раз. Пирсиг в книге трогает не только мозг читателя , но и его сердце.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман безусловно производит слегка странное впечатление и оставляет оригинальные мысле-отпечатки, пусть и не совсем похожие на след мотопротектора, но с явной тенью мотоциклиста. А вообще путешествий-странствий получилось, кажется, три.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Собственно сама поездка главгероя на байке с подростковым сыном по имени Крис с востока на запад, от одного океана до другого. Путешествие-экскурс в историю философии и в нюансики аристотелевых и платоновых представлений о сущем и о взаимосвязях. И «путешествие» в историю и обстоятельства жизни самого главного героя.
Все три путешественные темы тесно переплетены между собой как хронологически, так и событийно, и каждая представляет отдельный интерес. Однако фишка в том, что невозможно взять и вычленить одну из сюжетных линий в нечто обособленное, потому что развитие всех трёх направлений происходит одновременно и параллельно и взаимосвязано, взаимозависимо и взаимообусловленно. Но, говоря по чести, и желания такого не возникает — читать выборочно какую-то одну тему...

Однако читатель должен крепко запастись терпением и старанием, потому что совсем не всё и совсем не сразу становится понятным — хоть терминологически, хоть с точки зрения соответствия читательской базы данных читаемому — некоторая толика образования весьма желательна. Однако автор затрагивает довольно сложные и серьёзные как в житейско-бытовом, так и в общефилософском смысле темы и сущности, подсказывает те или иные закономерности и заставляет читателя немножко заглянуть за край его, читательского, горизонта... Но даже если философские изыски будут не шибко интересны, то всё равно в книге есть то, что вполне может быть взято на вооружение как вполне пригодные для реальной жизни практические принципы.

И важной составляющей романа стало авторское послесловие к изданию 1984 года и некоторые замечания, соображения и реплики от переводчика — так что если есть возможность выбрать, то лучше читать издание более позднее.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга хороша. Но, конечно, не каждому понравится.

Для того, чтобы ее оценить — нужно, к минимум, прочитать «Уолден» Торо, быть хотя бы издалека знакомым с «Дао Дэ Цзин» и иметь представление о «Диалогах» Платона.

Даже не для того, чтобы понимать, зачем подробное описание путешествия на мотоцикле перемежается в полном смысле слова философскими размышлениями, откуда они идут и к чему приводят.

Дело не в интеллектуальном снобизме.

Просто знакомство с этими книгами означает наличие у читателя конкретной сферы интересов, а значит, его способность понять, почему все эти вопросы так важны для героя.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга по-своему уникальна. Писалась явно не для того, чтобы заработать кучу денег. Здесь нет погони за модой. Эта книга заставляет призадуматься.

Здесь есть все: описания Америки, путешествие на мотоциклах, живые диалоги, большую часть книги составляют философские рассуждения о современном мире, где человек вжился в роль потребителя, но сам не может ничего починить и изобрести толком, о том, что такое «хорошо» и что такое «качество». Писатель недаром приводит пример о том куда стремится человек.

Не зря он выбирал мотоциклы, в машинах нет ощущение целостности с природой. Люди полностью изолируют себя от нее.

Роберт путешествует на мотоцикле, который в случае поломки сразу починит, а его друзья же, как бы в противовес, обычные потребители, при самой нелепой поломке, которую можно устранить за 5 минут, сразу же ищут автомастерскую!

Казалось бы, ну и что? Задумайтесь же, что люди создают технологии, но большинство даже не представляет как они устроены! Когда в книге описывались события работы Роберта в институте, он заметил важную деталь — несовершенство системы оценок! Ученики гонятся за оценкой, но не за знаниями. Когда же встал вопрос о «качестве», стало ясно что «качество» созидается только тогда, когда человек делает для себя.

Вот мои мысли по поводу этой книги. Я уверен, что многое из нее мог упустить. В некотором не до конца разобрался, но я и не слишком знаком с философией, это, так сказать, первая моя книга подобной тематики. Но она действительно стоящая.

Моя оценка 10 из 10.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно интересное описание мотопутешествия — как ехали, где останавливались, список того, что с собой взять. Очень интересное описание экспериментов преподавателя в колледже. Рассуждения о Качестве. Автор пытается найти средний путь между: «Прогресс — это наше все» и «Назад, к природе. Лучшая одежда — юбочка из травы». Книгу стоит прочитать, и не один раз. Слишком много в ней смыслов

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх