FantLab ru

Уильям Гибсон «Нейромант»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.98
Голосов:
2517
Моя оценка:
-

подробнее

Нейромант

Neuromancer

Другие названия: Нейромантик

Роман, год; цикл «Муравейник»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 165
Аннотация:

Мир недалёкого будущего пронизан виртуальным пространством, а людская плоть сплошь иссечена высокотехнологичными устройствами. Огромные мегаполисы покрыли поверхность Земли, а гигантские корпорации самозабвенно сражаются между собой всеми доступными методами.

Однажды совершивший ошибку кибер-пространственный «ковбой» получает шанс вернуться в родную информационную стихию, трудясь на неизвестного работодателя. Его спутницей становится очаровательная наёмница — «уличный самурай» Молли.

Примечание:

Перевод Б.Кадникова и О.Колесникова (1994-1996) «Нейромантик» доступен в сети на странице О.Колесникова в «Самиздате».


В произведение входит:

  • Часть первая (Тиба-сити блюз)
  • Часть вторая (Поездка за покупками)
  • Часть третья (Полночь на рю Жюль Верн)
  • Часть четвётрая (Рейд на виллу «Блуждающий огонек»)
  • Кода (Отъезд и возвращение)

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1985 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1984 // Роман

лауреат
Премия Филипа К. Дика / Philip K. Dick Award, 1985 // Лучшая НФ-книга в США

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1985 // Роман

лауреат
Дитмар / Ditmar Award, 1985 // Зарубежная фантастика (США/Канада; роман)

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第18回 (1987) // Переводной роман

лауреат
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 1992 // Научно-фантастическая книга (Канада)

лауреат
Премия финского журнал "Портал" / Portti-palkinto, 1992 // Переводной роман / сборник (Канада)

лауреат
Сигма-Ф, 1998 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1985 // Лучший НФ-роман. 3-е место

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1985 // Роман

номинант
Аврора / Prix Aurora Awards, 1985 // Выдающееся произведение на английском языке (роман)

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1990 // Научная фантастика - Роман (США/Канада)

номинант
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1991 // Зарубежная книга. 2-е место (США/Канада)

Похожие произведения:

 

 


Нейромант
1997 г.
Нейромант
2000 г.
Джонни Мнемоник
2003 г.
Джонни-Мнемоник
2003 г.
Нейромант
2015 г.
Нейромант. Трилогия
2017 г.
Нейромант
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Neuromancer
1984 г.
(английский)
Neuromancer
1984 г.
(английский)
Neuromancer
1986 г.
(английский)
Neuromancer
1986 г.
(английский)
Storming the Reality Studio: A Casebook of Cyberpunk and Postmodern Science Fiction
1991 г.
(английский)
Neuromancer
2013 г.
(английский)
Neuromancer
2016 г.
(английский)
Нейромант
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я читал эту книгу четыре раза. Просто потому, что она мне безумно нравится. Я никогда не думал о ней, как о чем-то стоящем у истоков жанра, и никогда не искал в ней какого-то особенного смысла. Почитав отрицательные рецензии, к своему удивлению узнал, что текст как оказалось невысокого качества и с литературной точки зрения совершенно никакой. По каким критериям интересно сделан этот не терпящий огласки вывод? Что такое вообще литературная точка зрения? «Война и мир» по вашему текст высокого качества? Как это определить? Может на помощь придет статистика? Подсчитаем количество уникальных слов, повторяющихся, слов в предложении. Так нормально будет? Это будет адекватным критерием оценки качества текста?

Особенно понравилась фраза «Герои вызывают единственно раздражение своей картонностью и банальностью своих желаний и реакций». Как точно подмечено. Вам не кажется, что все мы сами именно такие, именно такой жизнью мы живем, это наш мир, наш муравейник, картонный и банальный.

Киберпанк это не обязательно дотошное подробное описание деталей кибермира. Почему это так важно для определения жанра? И почему вообще это должно меня волновать как читателя. Гибсон без особых технологических извращений создает невероятно атмосферную вещь. «Слог «мусорный», состоит из каких-то обрывков фраз, мыслей, множества «школьных» деталей в духе описания, в какие обтягивающие кожаные штаны одета героиня, разговоров, которые по степени интеллектуальности примерно соответствуют комиксам.» — здорово сказано, одного не пойму, если вам все это не нравится, зачем тогда читать и тем более поливать необоснованной критикой.

В фильме «Джонни Мнемоник», сценарий к которому написал сам Гибсон, Молли отсутствует, поскольку Гибсон не был уверен, что кто-то способен воплотить обожаемый им образ на экране. Говорят, что Вачовски использовали персонаж Молли для создания Тринити. И как мне кажется, Нил Стивенсон тоже не без греха и тоже был вдохновлен именно Молли для создания образа И.В. из не менее культовой «Лавины». Но с критикой на фантлабе не поспоришь, герои конечно же картонные и неубедительные. Давайте сюда еще приплетем «Вирт» Нуна и назовем все это помойкой киберпанка. Неприятно конечно читать столь нелестные отзывы на обожаемую вещь от людей, которые в принципе не получают удовольствие от прочтения книг подобного содержания. А чего вы все собственно ждали?

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впечатления от «Нейроманта» довольно трудно описать, особенно на фоне множества противоположных мнений, бо́льшая часть которых акцентирует внимание на объективном восприятии творчества Гибсона, признавая в нём отца-основателя киберпанка и нивелируя его значение для современного читателя. И с этим трудно поспорить – на фоне новомодных экспериментов с текстом, содержащим в себе по нескольку смысловых пластов (и это не считая тех, которые читатель выдумает себе сам) гибсоновский сюжет а-ля боевик восьмидесятых выглядит простоватым и наивным. (Вот только лично я не встречала в жанре фантастического боевика никого, кто бы превзошёл этого писателя в построении динамичных, увлекательных и логически связанных между собой сцен.) Технологические примочки в «Нейроманте» смотрятся не то чтобы устаревшими – многих технологий, придуманных автором, мы пока не достигли – но, в некотором роде, предельно удалёнными от реальности. Что логично, потому что тут и прячется этот самый загадочный зверь киберпанка – в будущем, которое было возможным в начале 80-х, но вряд ли наступит теперь, когда мы перевалили рубеж тысячелетия.

Достаточно оглядеться вокруг, чтобы увидеть, как мы скользим по границе описанного Гибсоном мира с его экологическими проблемами, которые для нас вроде бы объективная реальность, но глобальные катастрофы постоянно откладываются на неопределённое время; транснациональными корпорациями, которые в своих сферах правят балом, но не вызывают сверхъестественного ужаса перед всепоглощающей мощью; и киберпространством, вроде как развивающимся семимильными шагами, но бесконечно далёким от представленного в романе. Вот и получается, что киберпанк остался где-то там, в «Матрице», «Джонни Мнемонике» и «Нейроманте», а для нас он – симпатичная голограмма придуманного мира, претворение которой в реальность граничило бы со сверхъестественным ужасом (по аналогии с рассказом «Континуум Гернсбека» из этого же сборника).

В начале 80-х «Нейромант» выстрелил, показав своё ви́дение будущего – жестокого, но притягательного, обнажающего страхи перед экологическими катастрофами, ядерными войнами и постепенным обесчеловечиванием обитателей нашей планеты. Но вместе с тем он дал надежду, оптимистичную нотку, невозможную без удачливых главных героев, всех этих Кейсов и Джонни, обходящих самые сложные системы и одерживающих победу там, где ситуация кажется безнадёжной. В совокупности с яркой, восхитительно необычной картинкой (ни один фильм не смог бы передать то буйство красок, которым расцвечены виртуальные полотна Гибсона), всё это снискало автору популярность. А тот факт, что он первым ступил на земли киберпанка, и ступил на них триумфально, обеспечил ему признание и титул «живого классика».

А что же сейчас? «Нейроманта» можно прочитать как увлекательную историю, тот самый боевик во вселенной альтернативного будущего. Как восстание ИИ, на побегушках у которого колоритные персонажи – киберпространственный хакер, бывший русский военный с исковерканной психикой и во-всех-местах-модифицированная наёмница. Можно восторгаться героями, каждый из которых живёт и дышит (пусть и не в буквальном смысле). Даже эпизодические роли сумасшедшего иллюзиониста-наркомана с явными маньяческими наклонностями или преставившегося хакера, нашедшего воплощение в компьютерной программе – все эти образы западают в память сразу и надолго. Кейс на фоне второстепенных персонажей иногда проигрывает, но всё равно запоминается, в отличие от рядов одинаковых героев-мордоворотов из фантастических боевиков.

Можно не читать «Нейроманта», а «смотреть». И тут очень важно не зацикливаться на зубодробительной терминологии киберпанка, которую Гибсон не любит объяснять, обращаясь к читателю на равных, словно наше воображение с лёгкостью должно генерировать те же самые идеи и образы (и оно-таки справляется!). «Нейромант» красив особенной, мрачной красотой, начиная от запруженных диковатым народом и подсвеченных неоновой рекламой улиц и заканчивая лесами из кибер-Льда, многомерными структурами, похожими на безумное, и, в то же время, тщательно структурированное вращение калейдоскопа.

Можно окунуться в психологию персонажей, подёргать за ниточки, ведущие к их мотивам и планам. И это у Гибсона выходит на отлично – здесь нет брутальных персонажей, из осознания собственного превосходства бросающих вызов невозможному. История каждого заставляет сопереживать и надеяться на благоприятный исход. Тут даже искусственный интеллект – личность, да ещё какая! И так прикипаешь душой ко всем этим героям, что бесконечно печальным оказывается финал романа, ведь даже самый счастливый из хэппи-эндов у Гибсона неизменно сопровождается горечью одиночества.

А если вам и этого недостаточно – тогда после «Нейроманта» надо переходить к рассказам из цикла «Сожжение Хром». И роман сразу станет лишь крохотной составляющей колоссального, динамичного, проработанного и обреченного мира будущего.

Что же касается сверхидеи, второго-третьего-и т.д. планов, то при желании найти их можно где угодно. Лично мне очень нравится идея с очеловечиванием ИИ, с проецированием на него обыденных человеческих чувств и конфликтов. И каждая линия, будь то отношения главных героев или история семейства Тессье-Эшпул, при должном внимании разворачивается многомерной голограммной розой. Добавим сюда борьбу за существование, безнадёжную любовь, сострадание и ненависть, великолепную фантастическую составляющую, и этого вполне хватит, чтобы считать «Нейроманта» нестареющим, хоть и не особенно актуальным, шедевром.

P.S. Отзыв написан под впечатлением от цикла рассказов «Сожжение Хром», о котором я, может быть, напишу когда-нибудь отдельно. Сам «Нейромант» хоть и понравился, но таких грандиозных эмоций не вызвал.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С первого же предложения про небо над портом, напоминающее настроенный на мертвый канал телеэкран, меня погрузило в мир Нейроманта. Очень атмосферная и очень стильная книга. В Нейроманте десятки фраз, которые с удовольствием перечитываешь-признак высокого стиля и по-настоящему внежанрового произведения. Но именно по этому многие любители фантастики, большинство из которой написано гораздо простым языком, с трудом продираются сквозь тексты Гибсона.

Фантастический антураж недалекого будущего с русско-китайско-японским засильем замешан на сюжете «черного» детектива и настроениях рок-музыки.

Целая галерея персонажей:крутая бой-баба, хакер-торчок, IT-шник-агарофоб с повадками старьевщика, престиджитатор-стукач, полковник-шизофреник, растаманы на орбите Земли, миллиардер, сдвинутый на клонировании...Все отлично прописаны, всем веришь и многим сопереживаешь. Чуть не пустил слезу, когда Корсо...Ну,это будет спойлер.

При общей линейности сюжет несколько сложен для восприятия. Все-таки первый роман Гибсона.

А что касается устаревшего материала...Роман написан в 84ом году, а многое из того, что в нем описано, пока еще фантастика. А если уж докапываться до мелочей и технических характеристик, то лучше почитать журнал. Разве станет книга хуже, если, скажем, у героев на компьютере стоит Windows 3.1, a не Vista?

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга, которую я наверное читала дольше и труднее всех и не потому, что она чем то плохая и надо насильно к ней возвращаться, на оборот она очень хороша, и стоит времени проведенного ее читая. Книга оригинальна, написана качественно и продуманно. Каждое слово уместное и целенаправленное, повествование без излишнего красноречия, но отнюдь не сухое. Местами возникает впечатление, что каким то неведомым образом предложение передает больше информации, чем должно. Наверное по этому книга так трудно читалась — много времени уходило на «загрузку информации». Сюжет увлекающий, и даже если в нем не искать философического смысла или какой либо заумной интерпретации, он втягивает и удивляет. Да и над чем подумать она точно дает, и спектр тем на размышления может быть очень широкий, зависит от того, зацепит ли та или иная тема читателя.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравился роман. Немного запинался о тяжелые многоэтажные предложения, но таков стиль автора, и к нему в принципе можно привыкнуть. Больше недостатков в книге, кажется, нет вовсе. Отличные образы, многослойный сюжет, великолепная атмосфера (как здорово он играет оттенками цветов и поверхностями материалов от песка до хрома!), чуть скомканный финал, в котором читателю предстоит разбираться и додумывать самому. Наверное сегодня, когда киберпанк расцвел комиксами, фильмами, многочисленными иллюстрациями и мультфильмами, романы Гибсона воспринимаются еще более ярко и сочно, чем в годы создания и выхода романов (кое-что конечно приходится выбрасывать из повествования или на ходу подменять более современными или актуальными образами, в частности, когда речь идет о разъемах и коробках мониторов). Остается только преклонятся перед провидением мистера Гибсона — его умище создал законы жанра и абсолютно живой мир (точнее, даже Вселенную), по которым работают сотни фантастов уже целых два десятка лет...

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гениальное произведение очарование которого заключается едва ли не в каждой детали. Мир этого компьютеризированного общества поражает воображение даже сейчас, когда киберпанк наступил более чем наполовину. Неимоверно радует количество и качество описаний посвящённых культуре, социуму и техническим реалиям. Человеческая психология отражена в виртуальном пространстве, а ход сюжета даст фору множеству приключенческих романов.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что киберпанки, в отличие от постмодернистов-гуманистов, больше интересовались собственно «хай-тек/лоу-лайф» — то есть антуражем, а не человеком, но в том и талант Гибсона и других отцов-основателей — выражать человека через декорации, через детали, цвета (здесь по всем правилам нужно влепить цитату про небо цвета экрана телевизора) и формы.

Лучшая часть романа, по моему, — «Блюз Тиба-сити». Несмотря на постоянно возникающие в среде киберпанк-неофитов (скажем так) дискуссий на тему того, что же такое киберпанк, каковы его критерии, ответ банален. Это прежде всего атмосфера. Мелодия, звучащая в гаме Тибы, мелодия Vangelis из «Бегущего», пульс Муравейника.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

(Neuromancer) Нейромант это одна из самых базовых книг для жанра киберпанк. Базовый нулевой уровень. Я вообще не уверен что до нее жанр существовал.

Что важно понимать про эту книгу — она не про технологии. С момента написания книги много воды утекло. Сейчас неотъемлемая часть любого киберпанка это вживленный компьютер, в Нейроманте про это нет. Просто это более поздняя идея.

Спрашивается зачем читать эту книгу если «в ней изображены процессоры с частотой 10 Гигагерц, а в последних книгах уже давно 15»?

В книге показан мир в котором технология это грязь под ногами (часто буквально), человек часть этих технологий и все глубже и глубже врастает в сплав железа и белка. И это в книгах данного жанра не поменялось. Мало кому как Гибсону удается так точно описать дух этого сплава.

Не надо искать в книге новых технологий, не надо искать оптимизма и чистоты. Ищите дух людей, ронинов стойко сражающихся с системой с непонятной для них самих конечной целью.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень замечательное произведение, эталон киберпанковской фантастики! Очень понравилась сама описанная действительность! Не удивительно, что многие, включая небезызвестного Сергея Лукьяненко и Владимира Васильева пытались создать в своих произведениях нечто подобное! Браво, 10!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Помню, когда я ещё только увидел (по телевизору, причём, в репортаже с какого-то кинофестиваля) афишу фильма «Джонни-Мнемоник», для меня это был настоящий шок. Киану Ривз и Дольф Лунгдрен в одном фильме! Ого! Надо посмотреть! Правда, я неправильно запомнил название фильма и начал разыскивать «Скорость». Киану Ривз там был, а Лунгдрена — не было. Обидно.

Сам «Джонни-Мнемоник» попался мне на кассете совершенно случайно, и вот тут я сразу понял: «Ого! Тот самый фильм!». Это, конечно, тоже был шок. Прежде я никогда не видел киберпанковских фильмов и уж конечно, не читал киберпанковских книг. Это было что-то совершенно новое, зовущее в неведомые дали.

Однако никто не сказал мне, что фильм поставлен по рассказу Уильяма Гибсона. О том, кто такой Гибсон и какова его роль в становлении киберпанка я узнал лишь через несколько лет из какой-то журнальной статьи. И, заинтересовавшись, купил его сборник «Сожжение Хром», а также роман «Нейромант».

И что тут скажешь... Снова шок, на этот раз — от того, насколько разнообразным, живым и ярким было будущее, спрогнозированное Гибсоном, по сравнению с «наступившим будущим», что окружало меня со всех сторон. Даже к сегодняшнему дню в реальность успели просочиться лишь немногие вещи, которые можно найти на этих страницах — а уж выглядит и ощущается всё далеко не так круто, как описывал Гибсон. А жаль.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед вами, выражаясь терминологией Лема, мимоид. Сумулякр. Хамелеон.

Волею своего причудливого создателя, обманчивая и хитрая тварь изворачивается, ускользает и на поверку оказывается совсем не такой, как на первый взгляд.

Вы ждёте, что вас с головой окунут в стремнину двоичного кода, окатят холодным цифровым душем. Вместо этого в вашей голове, от кости до кости, протянут магнитную ленту и запустят воспроизведение. Включится тёплый ламповый голос и шуршаще-аналогово заговорит где-то под самыми сводами черепа. На первых порах покажется, что вам подсунули что-то неудобоваримое, абсолютно нечитаемое. Напрасно. Пробираться сквозь заросли текста не потребуется. Голос автора на плёнке говорит не словами, но образами, и оттого ясен, как Божий день. Рассказчик, словно опытный нейрохирург, нарисует в мозгу тончайшие и точнейшие образы, едва-едва касаясь денотата, оперируя лишь на уровне ощущений. И это не вымученные словоформы современных писателей, это легковесный и живой мыслепоток.

Есть подозрение, что Гибсон, начиная писать свой роман, был полон ровно тех же сомнений и ожиданий, что и читатель, впервые берущий в руки книгу. Вот только химера, выползшая из-под зубчиков его печатной машинки, эти ожидания наплевательски обошла, словно тест Тьюринга. Вопреки желанию автора, она вышла такой, какая есть. Своенравной, прыткой и поразительно теплокровной. А что до читателя...

Wake up, Neo.

Neuromancer has you.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга, которая перевернула мир. Нет, это не Библия, которая изменила сознание миллионов на тысячи лет вперед, это не Коран, который воспитал целые нации на сотни поколений. Это всего лишь роман, который воспитал индивидуальности конца 80х — начала 90х. Я думаю, что нет людей, которые остались равнодушны к явлению киберпанка в литературе, одни фанатеют, другие плюются, но равнодушных нет — и это достижение!

Лично для меня эта книга стала переворотом сознания. Она заставила меня по другому смотреть на технологии и их полезность для Человека.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этим романом Уильям Гибсон не только открыл новую страницу в развитии жанра фантастики, но и задрал планку киберпанка настолько высоко, что она оказалась просто недостижимой ни для кого... Включая и самого Гибсона. Роман о потерянном поколении и для потерянного поколения...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед тем, как читать, надо найти то, что стоит читать: не говноперевод под названием 'Невромантик', а правильный, местами дословный и неискажающий стиля Гибсона 'Невромант'.

Эта книга действительно заставляет обдумывать каждое предложение, великолепная атмосфера, характеры, целая Вселенная киберпространства на маленькой Земле и ее орбите.

Главное, не сделать глупейшую ошибку — не оценивать по нынешнему времени, роман 84 года, и он великолепен. Более поздние творения разных авторов — лишь корректировки на более современное время.

А еще не ждать от жанра киберпанк тысячeсловесных сопливых предложений, описывающих каждый миллиметр в красках. Все это рисуется в голове само, Гибсон дает наброски, что рисовать. Поэтому его немного сложно читать, надо вдумываться в каждое предложение.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитывал неоднократно и каждый раз открывал что-то новое, т.к. книга необычайно многоуровневая. А вы заметили, что Wintermute в конце являлся Кейсу в виде горящего куста!!!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх