FantLab ru

Уильям Гибсон «Граф Ноль»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.19
Голосов:
999
Моя оценка:
-

подробнее

Граф Ноль

Count Zero

Другие названия: Счёт Ноль

Роман, год; цикл «Муравейник»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 60
Аннотация:

Лихие ковбои компьютерных сетей потрошат секретные базы данных. Транснациональные корпорации ведут скрытые войны за обладание гениальными учёными. Миллиардер, обитающий в смоделированном рае, охотится за произведениями искусства, чей творец неизвестен. А жрецы культа вуду в поисках своих богов берут на вооружение самые передовые технологии. Это – будущее, которое уже на пороге.

В произведение входит:

  • Отлично налаженный механизм
  • Марли
  • Бобби влип, как Вильсон
  • Настройка
  • Работа
  • Барритаун
  • Город в пустыне
  • Париж
  • Вверху на проектах
  • Ален
  • На полигоне
  • Кафе «Блан»
  • Обеими руками
  • Ночной полёт
  • Шкатулка
  • Легба
  • Беличий лес
  • Имена мёртвых
  • Гипербазар
  • Рейс из Орли
  • Время трассы
  • «У Джаммера»
  • Приближение
  • Тарань!
  • Казуары и Готики
  • Виг
  • Дышащие станции
  • Джейлин Слайд
  • Шкатулочник
  • Наёмный человек
  • Голоса
  • Счёт ноль
  • Обломки крушения и водоворот
  • Цепь в девять миль длиной
  • Тэлли Ишэм
  • Беличий лес

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1987 // Роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 1987 // Роман

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1987 // Роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1986 // Роман

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1991 // Научная фантастика - Роман (США/Канада)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1997 // Научная фантастика (Канада)

Похожие произведения:

 

 


Граф Ноль
1997 г.
Граф Ноль. Мона Лиза Овердрайв
2003 г.
Граф Ноль. Мона Лиза Овердрайв
2005 г.
Граф Ноль. Мона Лиза овердрайв
2015 г.
Нейромант. Трилогия
2017 г.

Периодика:

Isaac Asimov's Science Fiction Magazine, January 1986
1986 г.
(английский)
Isaac Asimov's Science Fiction Magazine, February 1986
1986 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Граф Ноль» — вторая книга в трилогии «Киберпространство» Уильяма Гибсона — содержит чуть больше смысла, чем первая — «Нейромант» (по моему скромному мнению). Хотя… общее впечатление от прочтения можно сравнить с уставшей облезлой собакой, которая долго бродила по помойкам в поисках пищи, так ничего съестного и не отыскала, но наткнулась на тёплый канализационный люк — и так на нём и уснула, подумав про себя, что ей повезло хоть с этим. Примерно так чувствуется сюжет. Не то, чтобы всё было настолько плохо, и не поймите меня неправильно: я ничего не имею против собак, в том числе и облезлых, и даже когда они ищут по помойкам пищу, — и облезлые собаки могут быть очень хороши (вспомните хотя бы Шарика из «Собачьего Сердца»), но тут… просто не такой случай. Если уж всё так бедно и так плохо — так покажите это явно, покажите почему, может быть, даже ответьте, как исправить… но нет, тут куча всякого бесполезного хлама, служащего разве что для того, чтобы запутать сюжет и чтобы история показалась «умной», или скорее уж «заумной». Но, как я сказал в начале, смысл тут хоть какой-то, а есть.

Начало повествования весьма сумбурно, отрывисто, непонятно: сложно разобраться, что происходит и зачем, да и не во всём разобраться вообще возможно: всё, как всегда, как в лучших традициях детективов (хотя это не слишком детектив), раскрывается только в самом конце. Если в начале совсем ничего не понятно, то в середине всё как-то более или менее устаканивается: выделяются главные персонажи, становится понятным их окружение, причины, по которым они ведут себя так, а не иначе, — хотя сами эти причины до чёртиков примитивны и намекаются — именно, что намекаются, а не рассказываются и уж точно не показываются, — очень поверхностно. В конце вся куча загадок, непоняток и прочей сумятицы генерально разгребается, однако мелкие детали, которых было весьма много в начале и на которые зудило получить ответ, забываются и, соответственно, не разрешаются, а поэтому продолжают висеть призрачным, но всё же неприятным грузом на душе и после прочтения. Таким образом основной сюжет становится понятным, а потом… возникает вопрос: «ну и что?». Может, надо было мне сразу уяснить, что тут не про людей, тут — про всякие паранормальные вещички вроде

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

личного бессмертия а-ля «загружу-ка я своё сознание в матрицу» или разгуливающих по сети частичек раздробленного ИИ, когда-то единого, но ныне распавшегося на части — на каких-то непонятно чего желающих, воюющих друг с другом, как последние конченые человеки, божков, которые настолько, блин, развились, что и разговаривать стали соответствующим метафорично-вычурным образом: дескать, я ж ИИ — божок киберпространства, — а иже так, мне не подобает глаголить, как обыденный смертный люд, ибо не воссмотрят те на Мя должнествующе.

Но это так — придирки; просто хотел поиздеваться, это вполне и хорошо может смотреться. Эта книга больше про всякие заумные выкрутасы, чем про действительную жизнь… и опять: не то, чтобы это было так уж плохо, но… имхо: чушь. Если уж умничать всяким подобным, то только если где-то рядом есть смысл. Так вот, «ну и что?».

Да, собственно, всё. Персонажи в основном картонные;

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

ну, может быть, неплохо показан зелёный юнец Бобби, но остаётся вопрос: каким образом он вообще вплёлся в эту историю? ему девчонка помогла спастись из матрицы? ну и что?! типа он теперь избранный? серьёзно? Да что он полезного-то сделал? был куклой для очередного ИИ-божка? да бросьте! ребят, ну, зачем вы все с ним сюсюкались?! да ещё по его кличке книгу назвали! Была ещё Энджи — в ней были какие-то задакти, но ими так и остались. Тёрнер — картонная картонка: ничего не хочет, ничего сам не делает, не имеет никаких принципов; все его поступки вынужденны обстоятельствами, а мотивация, такое ощущение, доходит, порой, до абсурдного «а больше-то мне делать и нечего, кроме как это, так что буду делать это». Марли… вначале вроде бы что-то было такое: одинокая девушка в большом городе чувствует себя потерянной, жалкой, незащищённой… а потом бац! и она супер-пупер авантюристка с безлимитной кредиткой, уже мчится в космос за каким-то безумцем… Ну какого?

Деньги, деньги, деньги и ещё раз деньги — только они или страх движут героями (разве что Бобби — он зелёный, а поэтому энтузиаст и хочет быть в деле, чтобы просто быть в деле, — это же так круто! а какая у того киберпространственная дека!). Одни скоты.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А стать супермоделью или парнем супермодели — это счастливый конец.
Такие вот жалкие ценности в этой книжёнке… духовно она очень бедна.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хотя бы Тёрнер перестал быть белкой и завёл бельчонка.

Ладно, ладно, нужно и должное отдать: техника очень хороша, проработанный мир, немного таинственный; конечно же, тёмный, опасный и суровый; навороченный всякими разными крутыми штучками и пафосными людьми… Долго у меня восхищаться не получается: извиняйте.

За то, что классика киберпанка, за техничность, забавную бредовость (есть немного) и за хоть какой-то намёк на смысл — ставлю 6 из 10.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давно не перечитывал и понял теперь, что больше не стану. Может, потому, что даже этому творению настало время устареть. Что можно об этом вспомнить сейчас? Граф Ноль — немного «опопсевшее» продолжение того самого эталонного Нейроманта.

Ни в коем случае не возьмусь ругать эту книгу. Она обладает своей притягательностью, идентичностью и имеет полное право на те регалии, которые заслужила. Яркие запоминающиеся детали и персонажи, у которых хватает «живучести» и сил не раствориться в серой массе тысяч других литературных героев. Без всяких сомнений, это один из столпов современной фантастики, тот побег, из которого выросло огромное дерево со всеми последователями, подражателями и продолжателями жанра. Для тех времен, когда он был написан, казалось, что таким и суждено быть будущему. Реальность же (к сожалению или к счастью ли?) пошла немного не туда — весь гибсоновский Муравейник, как осиротевший 486-й процессор, не сумевший эволюционировать в смартфон. Атмосфера книги, как ни крути, так и осталась застывшей в янтаре 80-х годов 20 века. Гибсон поймал в «Графе» дух времени, но времени того, уже ушедшего — не теперешнего.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами вторая книга цикла «Муравейник», классики киберпанка. По сравнению с предыдущей, знаменитым «Нейромантом», данная книга обладает более выращенной сюжетной структурой, тремя четкими линиями историй, сходящихся в финале и лучше выписанными персонажами (более приземленными, что ли). Последние в достаточной степени отошли от старого кибепанковского принципа «все только для себя, а окружающие пусть идут лесом». Поменялась сама атмосфера. Стало заметно меньше давление окружающего мира, того самого, что раньше переливался неоном, был опутан кабелями и источал электронную музыку и различные нелегальные вещества. Его присутствие по-прежнему ощутимо, он сильно влияет на жизнь действующих лиц – и вместе с тем, есть ощущение, что он остепенился. Сформировался, готов изменять и изменяться. Не зря теперь достаточно большую роль играет религия вуду, ее интеграция в кибермир. Казалось бы – с чего вдруг и зачем? Но вплетена она органично и делает матрицу глубже по смыслу и содержанию. Жаль, тема не раскрыта полнее, а есть лишь термины, символы и существа, называющиеся себя богами из этого пантеона.

Под стать новой формации мира и главные герои. В большинстве своем не хакеры или кибер-убийцы, а искатели произведений искусства и наемники, работающие исключительно в реальном мире, с настоящими людьми. Есть, правда, еще зеленый инфо-вор, мечтающий пойти по стопам легендарных укротителей киберпространства прошлого, и девушка, имеющая в мозгу нечто совершенно новое в плане технологий. Это, понятно, больше исключение из правил. Ведь мы же читаем книгу в соответствующем жанре.

Из положительного в «Графе» также следует отметить лаконичное повествование, заключившее в себе гармоничное сочетание боевика, истории о поисках, истории о бегстве, попытках найти себя в этом мире. Не обремененный лишними деталями текст читается легче и быстрее, чем та же предыдущая книга цикла.

Из отрицательного – события по-прежнему стремительно несутся к (на это раз четкому) финалу, который скупо расставит все точки над «и», действующим лицам предложит жить дальше в новых условиях, а читателям — недоуменно вопрошать: «в смысле, и все?!»

В «Нейроманте» такого не было. Он оглушал, оставлял самостоятельно домысливать и переваривать прочитанное, делать выводы или еще что, все последующие действия читателя его не волновали. И при этом, давал гораздо больший простор для умозаключений.

В связи с этим, «Граф» кажется более понятным, но менее впечатляющим. Современным, и одновременно не таким беспринципным.

В книге есть яркие локации, более подробно представлены сообщества, технологии материального мира. На первый план выставлены люди, а не матрица.

В общем, перед нами добротное представление мира «Муравейника» с иной точки зрения, особенно с учетом связки с «Нейромантом». Без него книга не была бы так хороша. Вследствие этого можно сделать вывод — при всех своих достоинствах «Граф Ноль» все же чуть хуже, чем первая книга цикла, но к ознакомлению, само собой, рекомендована.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший роман. Лучше, чем «Нейромант». В центре — люди, а не техника и технологии. Поэтому описание того, как должны выглядеть компьютеры в будущем, можно принять условно и не сильно на этом зацикливаться. У романа есть понятный сюжет, интересные герои, интересное описание техники и общества близкого будущего.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самый сильный роман цикла ,на мой взгляд. Раскрыта сущность многих вещей, от наемников и Вуду, до мира шоу-бизнеса и больших корпораций, жизни обычных людей в Муравейнике. Характеры прописаны сильно , эмоции отражены , четко и жестко, обычаи и традиции, городских трущоб и пентхаусов, показаны как в зеркале , глазами нескольких Главных Героев. Основной мотив, движущий Героями , вовсе не деньги , как это может показаться на первый взгляд. Основной мотив: поиск себя , в государстве Планетарного уровня . Деньги немаловажный аспект, но они в этом романе вторичны , по сравнению , с эволюцией взглядов Главных Героев на жизнь. Наемник , понимает опасность своего ремесла, мальчик из трущоб , попадает на вершину шоу-бизнеса планеты , девочка , выросшая в замкнутом мире ученых, становится поп-звездой , гражданка швейцарии , открывает свою студию антиквариата. Несколько человек, погибают в этом движении. Роман похож, на застывший фотоснимок, той эпохи, возможного будущего, где миром правят транснациональные корпорации, люди построили Матрицу Киберпространства, а Древние Духи, пытаются адаптироваться, к этому изменчивому миру. Как хороший фотохудожник, Гибсон, точно уловил, ожидания и надежды 80-х , о возможном будущем человечества.

» С наступлением ночи Тернер вновь ощутил в себе грань . «

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У Гибсона реальный, материальный мир — только лишь остов, останки, труп, пляшущие кости, управляемые миром снов (ну и как тут обойтись без вуду?).

Киберпанк — это определенное состояние души, психики человека и общества, когда границы самого понятия «человек» размыты до самого предела: вот автор убил какого-то типа, разнес в пыль, потом благополучно клонировал его тело, недостающие детали купил на рынке, а содержимое, душу, записал с копии прямо в мозг, и никто даже не задумался, а кто же этот человек, и человек ли он теперь.

Вот так до меня и дошло со второй книги Гибсона, что такое киберпанк — и это вовсе не беготня с киберсофтом, железками и ИскИнами.

Может, поэтому «Граф ноль» книга понравился мне больше всего, что я читала в этом жанре раньше.

Ну и все эти ностальгические вещички, растасканные последователями на штампы в фильмах моего детства, они тоже пришлись по душе (куда же без наркотиков, мрачных клубов, субкультур и хакерш-стриптизерш?).

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет очень неясный и туманный, но дело не в нем, а в стилистике Гибсона и в его безумно гениальной фантазии. Его роман отличается от всей прочей фантастики, как мокрое от зеленого. Это переход в иное измерение. Ты просто физически ощущаешь вкус, цвет и запах чужих снов и тусклого, умирающего мира. Каждая строчка пропитана тревогой и меланхолией, как в самом мрачном из триллеров. Герои — обычные люди, похожи на нас, и в этом будущем решают свои человеческие проблемы. Это добавляет достоверности.

Конечно, «Граф Ноль» — не та книга, которую можно проглотить залпом. Гибсона надо смаковать медленно, как хорошее вино.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга может чуть по легче Нейроманта, но ничуть не хуже. Осталась острота и направленность слова, прекрасно прописанные персонажы и нетривиальный сюжет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Редко когда мне нравиться коктейль из мифов, религий и прочего, когда сплетается друг к другу совершенно чуждые вещи, но в этой книге гениально использован культ вуду с его божествами перенесенными в киберпространство. Оно все вроде так и должно быть.

А еще в этой книге я нашла самую красивую, чувствительную и точно передающую ощущения сцену секса. А ведь она там в двух или в трех предложения описывается.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По сравнению с двумя другими романами трилогии тут чуть меньше героев-персонажей (не считая проходных наемников, уничтоженных, к сожалению, быстро и невнятно), чуть скуднее география повествования, и нет такой пронзительной меланхолии (это, впрочем, Мастер наверстал в «Лизе»). Однако при этом роман читается легко, успевает удивлять кибернетической мистикой лоа (эгей, «Анклавы», привет!), его герои симпатичны и живы. Кстати, как показала практика, «Граф» легко читается и после «Моны Лизы» (вышло случайно, но получилось едва ли не интереснее авторской задумки), заполняя пробелы и восстанавливая целостность картины. А вот если бы соблюдал хронологию, то уверен — «Граф» показался бы мне лишь переходником, мостиком в заключительную часть цикла, за что оценку ему я немного и занижаю.

П.С. Согласен с нижевысказавшимися комментаторами в том, что читать это произведение, как самостоятельное, вне контекста трилогии, не стоит. Сам когда-то давно пробовал, бросил на полдороги...

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как ни крути, слабее «Нейроманта» в разы. Хотя раскрытие темы продолжается довольно ярко и подробно. Возможно всё дело в том, что сюжетная линия не одна и солидная часть сюжета происходит в тех местах, где атмосфера киберпанк-мира не имеет полноценного проявления.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какой смысл читать второй роман цикла, если не читали первый? Как сериал с середины смотреть...

Не читали Невроманта — не читайте и Граф Ноль, а читали — читайте и добивайте Овердрайвом.

После этой трилогии Гибсон стал одним из любимых фантастов.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Такая вещь... Не могу сказать. что был в диком вострге от прочтения... и дело даже не в том. что самый натуральный киберпанк... все дело в построении сюжета. На мой взгляд (строго ИМХО, конечно), оказалось повевствование настолько расплывчатым, что почти сразу потерялась собственно нить повевствования. Зачем, для чего, почему герои делают то или это? Логика происходящего ускользает.... Она восстонавливается в следующей книге, НО.... так же неявно, на уровне интуитивного восприятия... впрочем об этом в другом отзыве...

Впечатление — напрасно выделеный ... э-э отрывок, который теряектся в ОБЩЕМ смысле... надо было соединить в одно произведение... ТРАДИЦИОННО ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ЗА ОБИЛИЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ АЛЬТЕРНАТИВЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ТЕКСТА ( К АДМИНИСТРАЦИИ САЙТА, КОНЕЧНО)

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Граф Ноль понравился даже больше, чем Нейромант. В Графе окончательно оформился, если можно так сказать, авторский шаблон Гибсона. Во-первых, все события происходят втечение одного-трех дней. Во -вторых, параллельно развиваются две-три сюжетные линии. Лично мне очень нравится общий концепт построения трилогий Гибсона. В первом романе — одни герои, во втором-мир тот же, но герои другие. Два первых романа заканчиваются как бы хеппи-эндами. В третьем романе выясняется, что оба хэппи-энда были преждевременными, за кадром произошла куча неприятностей, и персонажи первых книг (не всегда главные) начинают действовать вместе.

Что касается Графа Ноль, то очень радовали детали вроде «собаки-хлопушки», ледорубов, собранного арабами лимузина, который управляется фразой «Ахмед, отвези наши задницы туда-то», берлоги Финна — всех уже и не вспомнишь. История со жрецами вуду и их богами, живущими в сети — это надо ж было придумать, браво! На «ура» шла история Бобби. Правдоподобно описан лошок, считающий себя крутиком, и как он действительно становится крутиком. Любимая фраза в романе: «Барон Самеди, Хозяин Кладбищ, лоа, чьим доменом была смерть, опустился на Барселону холодным темным дождем»

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поноценный довесок к «Нейроманту». Не хуже. Как отдельный роман, наверное, не будет оценен читающим людом.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

До конца не понял, надо медленно перечитать еще раз, чем и займусь после «Алмазного века» — Стивенсона! Однако впечатление самое позитивное!

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх