fantlab ru

Уильям Гибсон «Виртуальный свет»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.93
Оценок:
629
Моя оценка:
-

подробнее

Виртуальный свет

Virtual Light

Роман, год; цикл «Трилогия Моста»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 52
Аннотация:

Стильный футуристический триллер, открывающий вторую трилогию Уильяма Гибсона (вслед за «трилогией киберпространства» — «Нейромант», «Граф Ноль», «Мона Лиза Овердрайв») – «трилогию Моста». Разрушительное землетрясение, разделяющее Калифорнию на Северную и Южную. Вырождение экосферы, делящее всех людей на аллергиков и «приспособившихся». Разлом проходит не только по планете, но и внутри общества, внутри человеческих отношений, внутри самого человека.

События этого романа разворачиваются в начале следующего века в Сан-Франциско. Девушка-мотокурьер Шеветта крадёт у неприятного встречного странные очки. Главного героя, молодого охранника Райделла, нанимают, чтобы вернуть очки, являющиеся носителем важной информации, но он влюбляется в объект своей охоты. Корпорации и хакеры активно «корректируют» события, естественно, в противоположных направлениях.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Аврора / Prix Aurora Awards, 1995 // Крупная форма на английском языке

лауреат
Сигма-Ф, 2002 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1994 // Роман

номинант
Аврора / Prix Aurora Awards, 1994 // Крупная форма на английском языке

номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 1995 // Зарубежный роман. 2-е место (США/Канада)

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1996 // Научная фантастика - Роман (США/Канада)

Похожие произведения:

 

 


Виртуальный свет
2001 г.
Виртуальный свет
2002 г.
Виртуальный свет
2002 г.
Виртуальный свет
2003 г.
Трилогия моста. Виртуальный свет
2003 г.
Виртуальный свет
2005 г.
Виртуальный свет
2011 г.
Виртуальный свет
2011 г.
Виртуальный свет
2015 г.
Виртуальный свет
2016 г.
Виртуальный свет. Идору. Все вечеринки завтрашнего дня
2018 г.
Виртуальный свет. Идору. Все вечеринки завтрашнего дня
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Virtual Light
1993 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительное дело, как довольно скупыми литературными приёмами Гибсону удалось создать произведение, так сильно проникающее в душу! А всё дело в том, что этот роман очень органичен, — здесь всё сошлось воедино — и стиль, и идея, и сюжет. Текст напрочь лишён словесных красивостей, сантиментов и высокопарных рассуждений, ибо в мире после катастрофы планетарного масштаба всему этому нет места. Остался лишь прагматизм. Межнациональные корпорации богатеют, мафия бессмертна, продажные полицейские тоже никуда не делись, маргиналы же борются за своё место под солнцем. В то время, как «золотая молодёжь» кочует по миру со своей «non stop» вечеринкой, не выходя из алкогольного и наркотического угара, люди на Мосту просто выживают, впрочем, тоже не без алкоголя и наркотиков, разве что, совсем другого качества. Как говорится, всюду жизнь...Мир Моста, мир изгоев, некрасив, жесток, чужакам там точно не место. Но и в этом мире встречаются настоящие друзья, готовые прийти на помощь даже ценой собственной жизни.

Судьба сводит неудачливого экс-полицейского Райделла и девушку-курьера Шеветту. Они оба— люди со стержнем, они сохранили какие-то глубинные качества, которые позволяют оставаться человеком при любых обстоятельствах. И нет, у меня не вызвало недоумения то, что Райделл стал помогать незнакомой девчонке. Не мог по-другому и всё тут! Потому что и у «маленького» человека может быть кодекс чести.

Описанное в романе ближайшее будущее, впрочем, на сегодняшний день уже прошедшее, воспринимается очень живо, фантастического мало. Нам запросто может угрожать катастрофа вследствие тектонического сдвига, последствия которого могут быть намного страшнее, чем описал Гибсон. Экологическую и последующую за этим экономическую катастрофу тоже можно себе представить без труда. И да, от киберпанка тут больше панка. Может, Гибсон в это время уже стал вырастать из коротких штанишек киберпанка.

Читать или не читать— каждый решает сам. А я с удовольствием и нетерпением приступаю к чтению Идору.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редкой стилистической красоты вещь с элегантным макгаффином, оказавшим настолько сильное воздействие на киберпанк, что уже в 1995-м образ, после «Странных дней» Кэтрин Бигелоу и ее же «Диких пальм» (с камео самого Гибсона), прочно закрепился в визуальном иконостасе жанра... ну а потом были Oculus Rift и собственно GG. Несколько подотстали японцы, ну да это не беда: NTT-Docomo уже представила собственный вариант носимых очков дополненной реальности. Годзилла-землетрясение, разрушившее Токио, отзеркалилось в консенсусной действительности Великим землетрясением Тохоку марта 2011 года, а катаклизм, уничтоживший Сан-Франциско и Окленд, --- Нортриджским землетрясением января 1994.

Киберпанк, как всегда, не умер, он уже здесь.

Читано в оригинале и переводе Пчелинцева. Так и не понял, почему фразу «Правда сделает вас свободными» понадобилось соотнести именно с песней «We shall overcome», а не с более ранними грекоязычными источниками I в. н. э., и почему аббревиатура компании NEC передана кириллицей (НЭК), а корпорации NHK --- оставлена без изменений.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько менее замороченная, чем «Нейромант», книга, но по силе воздействия ни в чем не уступает дебюту. Замечательная, многослойная канва повествования, неповторимый гибсоновский стиль, очень хороший перевод (в Уральской «Ультра-культуре», где издан роман, подход к переводам, похоже, более отвественен, чем в АСТ). Вообще, обожаю обе трилогии Гибсона, тогда как его отход к мейнстриму в «Распознавании Образов» разочаровал.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу книга оглушила собой. Некоторое время я не понимала, что происходит и о чём идёт речь. Понятным было лишь одно – всё очень хорошо продумано и подаётся осмысленно. И хотя не всё понятно, но книга то читается. Через некоторое время я, что называется ,,въехала'' и книга дочитывалась быстро и с большой увлечённостью.

Из рассказа было понятно, что действия происходят в первой четверти нынешнего века, но такое впечатление, что я попала в девяностые прошлого – очень здорово ими отдавало. Окружающее мне передавалось в грязно–бело–серых оттенках. Несмотря на то, что действие происходят в южной части США перед глазами предстал весь мир – круто изменившийся мир. Большинство прежних государств нет – они упоминаются раздробившимися. Почему так круто мир изменился особо не объясняется – только упоминаются какие–то землетрясения. В этом мире есть даже свой, новый святой, которого превозносят, как нового миссию, пострадавшего за людей и спасшего их. Святой, мягко говоря, сомнительного вида деятельности и жизни вообще, но именно он послужил созданию вакцины от СПИДа (а когда книга писалась эта тема была самой болезненной) и из сказанного о нём видно, что новые иконы для подражания и поклонения создаёт ТВ и мультимедиа (чтобы понять это достаточно увидеть в последней главе, как работает мысль и как создаются новые герои программ, сериалов и с какой скоростью подписываются контракты).

Но всё равно, читая мне казалось, что я попала в прошлое и будущее одновременно. Курьер, кража, гонки, наркотики, политика, шпионаж, полицейские–бандиты верзилы русские (ну как же без нас?, один из героев упоминает тот факт, что везде и в жизни и по ТВ предстают здоровые и жестокие русские – без них никуда), афроамериканцы–геи и просто афроамериканцы… Всё это больше отдавало нуаром – киберпанка совсем мало, но он присутствует – немного голограммы и виртуальной реальности. Но подано это так классно, вкраплениями, мазками, как самое начало вхождения в мир, в жизнь этого явления, некое его становление и утверждение, что его эра настаёт.

Особое место в романе занимает Мост – невероятное сооружение, которое утратило своё прямое назначение и вместе со всем миром превратилось в нечто безумное, жуткое, живое. Мост–район, мост–город, мост–государство. Его завоевание происходило, как завоевание цитадели. Там живут, рождаются, умирают, празднуют праздники и карнавалы, совершают сделки, продают, покупают и меняют – там другой патриотизм, порядок и закон.

Персонажи разные и ни все адекватные, но они, как мне кажется, очень и очень соответствуют теме. Шеветта мне напомнила Лизбет Саландер, не по интелллекту, а по внешности – такая же маленькая, худенькая, со странной причёской и невесёлым взглядом, такая ,,себе на уме''. Бедняга Райделл – в сущности то добрый, неравнодушный парень – вокруг него закручивается вся эта гора непонятного и он честно пытается её понять. Поначалу не очень то верилось в его умственные способности, но он как–то всё ж таки сумел придумать ходы–выходы. Ещё понравился Ямадзаки – как его вообще сподобило забраться на этот Мост, он там как белая ворона.

В итоге скажу, что книга очень понраилась – стильная, выдержанная, динамичная. Понравилась манера изложения, передача информации (конечно, я читала в переводе). Она позволила без особого труда с удовольствием окунуться в антиутопический мир Автора и увидеть его, подробно рассмотреть под другим углом -- не с позиций всемогущих хакеров и виртуальных войн, а от лица простых обитателей улиц, как–то уживающихся в этом запутавшемся и заплутавшем в своих дебрях мире.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная, изысканно-утонченная книга. Значительно отличается от прочих книг Гибсона. Выделяется безупречным стилем автора. По-моему, лучшее в «Трилогии Моста». Насколько убого выглядят пановские «Анклавы» по сравнению с волшебником Гибсоном...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых замечательных находок Гибсона — понятие «томассон», обозначающее бесполезные, бессмысленные явления и предметы. «Исходный Томассон был игроком в бейсбол. Американец, очень сильный и красивый. В 1982 году он перешёл в «Йомиури Джайантс», за огромные деньги. Вскоре выяснилось, что он не может попасть битой по мячу». Образец великолепного томассона в романе – разрушенный сокрушительным землетрясением стальной мост «Голден Гейт» между Сан-Франциско и Оклендом. От оснований опор до вантов мост облеплен сооруженными из подручных средств лачугами, в которых ютятся изгои и отбросы общества (где-то здесь, у самой верхушки устоев обитает и Шеветта, которую приютил местный старожил Скиннер, один из первопоселенцев моста). Маргиналы и деклассированные элементы захватили мост, «на котором кончилась современность», они основали там свой несанкционированный мир и живут в нём по особым правилам. «Убежище, дикое, странное, но – убежище, где можно лечь и уснуть, единственный приют бесчисленных людей и их бесчисленных снов».

Подробнее здесь:

http://www.tm-vitim.org/rezonans/search/mode=show_article&a_id=232

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этакий футуристичный детектив с элементами киберпанка и антиутопии. Не сказать, что во время прочтения сильно цепляло — желания читать книгу без отрыва не было. Но, всё же, есть что особенное в этом романе. И читается он совсем не как научно-фантастическая проза, а скорее как детективный нуар. Возможно в этой «нефантастичности» и кроется главный плюс романа — антиутопичность мира осязается, ощущение, что мир реален, существует здесь и сейчас. Рекомендуемое к прочтению произведение Гибсона, хотя как по мне, так рассказы цикла „Муравейник” глубже, психологичнее что-ли...

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока с РФ ко мне шла посылка с трилогией «Киберпространство», на распродаже наткнулся на довольно качественный технотриллер, в издании 2001 г.

Речь конечно же о первой части «Трилогии Моста».

Именно с «Виртуального света» и произошло мое знакомство с творчеством У.Гибсона. В целом все прошло успешно.

Из позитивного: легкий, приятный и на удивление понятный слог. После появления у нас (я о реальной жизни) игровых шлемов виртуальной реальности, описаное в данном романе уже не кажеться чем-то невозможным, сложнопонятным и фантастическим.

Порадовала так же сатира на религию, бог здешних религиозных фанатиков живет в телевизоре (чем не настоящее время). Вообще для 1993 г. «Виртуальный свет» вещица очень мощная, и наверняка вызывала у читателей в те годы — эффект «Плясуна» (кто читал тот поймет), те же очки виртульной реальности тогда точно были в диковинку. Забавны так же диалоги старика Скиннера с японским студентом (?) Скутером, хотя пока сложно понять роль японца в данном романе.

Из негативного: финал первой части трилогии, занял не более 2-х страниц текста, ожидал чего-то более захватывающего (спойлерить не буду как все произошло). Не до конца понятна мотивация главного героя Райделла лишний раз ввязыватся в проблемы, ведь у человека и так все через .оду йдет (2 увольнения), так нет же мало, нужно еще проблем.

В целом 8 из 10. С продолжением точно ознакомлюсь

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил взятсья за Гибсона, долго думал, с какой трилогии начать. Начал с Моста.

Не могу сказать, что пришёл в неописуемый восторг. Книга хороша, но не превосходна. Внутренний мир героев загадочен и противоречив — в частности, главного протагониста я так до конца книги и не понял. Кто он — неудачник, психопат, неуравновешенный качок, искатель правды или искатель тихого места для своей пятой точки?... Большая часть персонажей совершает поступки потому, что они были удобны автору, а не потому что персонажи сами этого хотели.

Но с другой стороны, нельзя не похвалить ту детализацию, с которой автор вгрызается в мир. Это не совсем книга-экшен, это больше походит на описание странствий натуралиста по миру другой планеты, каковой автор представляет нам запад Америки будущего. И эта описательная часть удалась у него на ура. Ни разу я не зависал, пытаясь недоуменно разобраться в хитростях технологии, но и не разу не плевался от «да это уже сто раз было, это уже скучно». Да, автор перебирает массу клише, просто-таки целый пёстрый ворох клише. Но каждое обыграно по-новому, закручено в новый яркий фантик. И от этого читать интересно и приятно.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читаешь, значит, какой-нибудь современный фантастический боевик/триллер, где есть приближенное будущее, развитые технологии, а одновременно с этим – страны, либо развалившиеся, либо успешно к этому идущие. Еще религию лихорадит, сект возникло множество тут и там. Генные модификации и киберпротезирование…, в общем, много чего. Было неоднократно.

Читаешь, значит, и понимаешь – надоело. Слишком много всего понапихано. Слишком однообразные проблемы у героев – то новая религия во всем виновата и ее представители, то некое изобретение, вышедшее из-под контроля. То сами люди, доусовершенствовались по самое не могу, и теперь хотят всякого (образно выражаясь). То всё вместе, в разных пропорциях. То из космоса угроза, то из океана. Исключения бывают – но пойди, найди их еще.

Работа, конечно, проделана большая, и кое-кто действительно предлагает читателю высококачественный текст. Но в определенные моменты оценивать уже и не хочется. Чего-то другого бы…

И тут на глаза попадается «Виртуальный свет».

Что там? Недалекое будущее, технологии некоторые любопытные, государства потеряли свою целостность. Куча сект возникла, и «бог в телевизоре» и мессия/проститутка/носитель лекарства от спида не самые яркие их представители.

Что-то знакомое?

Ну да. Но в пользу этой книги, а не почти любой другой похожей, говорит ее стиль. И автор. И созданный им мир, не «Нейромант», но прототип его, хоть и написан цикл после «Муравейника». Тут вирт-мир блеклый, толком не сформировавшийся и точно не разумный. Инструмент, упакованный в обыденную вещицу, интересную только узкому кругу людей.

Перед нами простой технотриллер, лишь слегка припорошенный киберпанком в виде непонятной штуковины, за которой все охотятся, героев-маргиналов или близких к этому статусу, злых корпораций и миром, периодически скатывающимся в упадок. Где-то там, за океаном, люди восстанавливают свои города совсем иным образом, и жизнь там, кажется лучше – как говорят в новостях.

Но здесь совсем по-другому. Местным жителям не до тех улучшений пока что.

Сюжет – параллельные ветки о действиях разных героев, желающих улучшить свою жизнь, или, по крайней мере, не ухудшить окончательно из-за последствий своих решений.

Все просто. Поначалу непонятно, пока автор лаконичными, подчас рваными предложениями рисует картину здешнего миропорядка. А затем увлекательно (или привыкаешь). Выдержан баланс между действиями, диалогами и описанием окружения. Соблюден баланс между прошлым героев, их теперешним поведением и мечтами о будущем. Ничего лишнего. Такой текст приятно читается, и претензий особых не возникает – не к чему, потому что.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Случайно наткнулся в Инете на эту книгу. Глянул описание — заинтересовало. Начал читать — затянуло. Прочитал. Могу сказать однозначно — понравилось. Понравилось почти всё, и сюжет, и герои, и описание мира. Единственное, чего не хватает, на мой взгляд, так это внутреннего мира героев. Немного подаётся личность Шеветты. Чуть меньше узнаём про Райделла. Что-то можно узнать про Саблетта. Остальные — просто имена делающие то-то или то-то. Ну да ладно, в целом модно и дорисовать штрихи к портретами. Для 1993 года в книге достаточно так называемых «пророчеств». Я не про распад стран. Я про виртуальную реальность и пандемию. Неплохо для повествования 30летней давности.

З. Ы.

А Райделл не «неудачник». Он действует так, как должно нормальному человеку. Шеветте по жизни повезло, что вокруг неё столько нормальных мужиков оказалось — Скиннер, её приятели курьеры, а так же Райделл и Саблетт.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крепкий боевик, интересный, стильный и и с хеппи-ендом, но без изюминки и каких-либо изысков. Качественная развлекательная вещь, вполне на уровне, но у Гибсона есть книги намного лучше.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед тем, как начать читать «Виртуальный свет», запомните — главное, продраться сквозь первые 50 страниц, которые забивают голову какой-то странной трудноперевариваемой жвачкой. Просто сложно понять, в чем суть повествования. Но потом вдруг становится очень легко читать. Да и сам сюжет, который спустя 50 страниц начинает раскрываться, ничего нового не открывает. Суть книги мне немного напомнила фильм «Карты, деньги, два ствола». Только в «Виртуальном свете» случайно сперли то, что нельзя было трогать. Из-за маленькой безобидной кражи ГГ наживает себе кучу проблем.

Очень простой сюжет в необычном антураже (засквотированный старый мост в Сан-Франциско). От киберпанка есть совсем чуть-чуть (обольщаться не стоит). У Гибсона получилась простая история, которая местами вызывает улыбку (в хорошем смысле слова). Понравится больше любителям триллеров, чем киберпанка (за всю книгу целый один раз залезли в сеть, чтобы встретиться с хакерами).

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

После трилогии киберпространства роман показался ну совсем простецким, пресным. Из визионерства тут у нас только мост, связующее звено трилогии. Боевиковая составляющая — а «ВС» все же боевик! или с натяжкой триллер — совсем слабая. Даже разочаровывающая — слишком много лишнего, слишком слабая и невнятная кульминация, а развязка и вовсе, простите, фуфло.

И это при том всем, что написано, как обычно, красивым, образным языком — мне очень нравится стиль Гибсона и то, как он разбивает роман на главы, ведь некоторые из них настолько поэтичны, что их можно читать, как коротенькие, лирические рассказы. Лучший пример из «ВС» — это глава «Пламенеющая плоть исполинов». Но насколько она красива сама по себе — настолько же и бессмысленна в контексте романа, ведь личность курьера в нем играет микроскопическую роль.

В общем, я слегка разочарован. Такое ощущение, будто Гибсон пишет не ту литературу, хотя то, чем мог стать этот роман, можно разглядеть в городском антураже, в обрисованном будущем и его героях. По-простому говоря, все хорошо, кроме сюжета. И это удивительно, если вспомнить восхитительный сборник «Сожжение хром» — насколько там все четко и стройно. Гибсон не справляется с крупной формой? Не верю! Ведь был же замечательный «Нейромант«! Поэтому буду читать дальше.

ЗЫ: всегда радуюсь, когда Гибсон вплетает в книгу контр-культурные вещицы — здесь у нас «Видеодром» и Кроненберг, Гигер, героиня, с которой, можно сказать, слизана полюбившая всем «девушка с тату дракона»...

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Проснувшись поутру, ты и не думаешь здороваться с каждой мелочью окружающего мира, но ведь эти мелочи – из них же и состоит мир, весь мир.»

Как справедливо заметили многие, перед нами отнюдь не киберпанк, но его предтеча. Некоторые черты, отдельные предпосылки, но... это вам не «Нейромант». Хотя авторский стиль узнается, Гибсон верен себе — грязь, разруха, брань... ну да этим нас не напугаешь. Стилистически роман очень хорош, первая половина так вообще «объедение». Ненужных деталей практически нет, все мелочи так или иначе создают антураж, в общем — все к месту. Главные герои симпатичны, второстепенные несколько шаблонны (об этом чуть позже) либо гротескны.

Сюжет в начале не вызывает пререканий, но вот финальный финт смущает — уж настолько странен этот притянутый за уши хэппи-энд. Так вот, персонажи — прости, Уильям, но нельзя стотыщмильонов раз употреблять к одному и тому же персонажу производные слова «скорбь», даже не пытаясь их время от времени разбавлять; а именно так нам представляется Уорбейби, соперничающий в странности со своим помощником-фриком Фредди. Но у них нет никаких шансов против дуэта полицейских Шитова и Орловского, настолько шаблонных русских я еще не встречал, разве что тот чокнутый космонавт в шапке-ушанке из фильма «Столкновение с бездной». Пусть нет у этих ребят ни ушанок, ни балалаек, ни ручных косолапых, но, *непереводимый итальянский фольклор* что же это за пустоголовые шкафы, упакованные в несколько бронежилетов и пожирающие «мальборо» упаковками? У меня слов нет. Скиннер настолько ярко выписанный образ «бомжа», один только вопрос, зачем ему столько внимания? Ладно, хоть главгерои вызывают симпатию. Хотя не только, респект за Саблетта, он прекрасен.

Ну и все, вроде как. Начало было многообещающим, финал нелеп, атмосфера, конечно, сильная, и, несмотря на перечисленные огрехи, чувства незаконченности нет. Посмотрим, что представляют из себя остальные романы трилогии.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх