FantLab ru

Себастьян Жапризо «Убийство в спальном вагоне»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.41
Оценок:
76
Моя оценка:
-

подробнее

Убийство в спальном вагоне

Compartiment tueurs

Другие названия: Купе смертников; Смерть в купе

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

Инспектор Грацци расследует убийство женщины, которая спала на нижней полке поезда Марсель-Париж. Но после начала следствия появляются новые убитые. И все они — из одного купе.

Примечание:

// Огонек № 15-17, 1989.


Входит в:

— антологию «Убийство в спальном вагоне», 1991 г.

— антологию «Детектив Франции», 1992 г.

— антологию «Убийство в спальном вагоне», 1993 г.

— антологию «Золотой фонд детектива. Том 18», 1996 г.

— журнал «Детективы СМ 2001'04», 2001 г.

«Театр FM», 2004 г.

«Острый сюжет», 2006 г.


Экранизации:

«Убийцы в спальных вагонах» / «Compartiment tueurs» 1965, Франция




Убийство в спальном вагоне
1991 г.
Ловушка для Золушки. Убийство в спальном вагоне
1992 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1992 г.
Убийство в спальном вагоне
1993 г.
Детектив Франции. Выпуск 6
1993 г.
Зарубежный детектив
1993 г.
Убийственное лето
1993 г.
Убийство в спальном вагоне
1993 г.
Дама в очках и с ружьем в автомобиле. Ловушка для Золушки. Убийство в спальном вагоне
1995 г.
Золотой фонд детектива. Том 18
1996 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1
1996 г.
Детективы Себастьена Жапризо. Том 1. Убийственное лето.
1997 г.
Купе смертников
2001 г.
Купе смертников
2001 г.
Купе смертников. Дама в автомобиле в очках и с ружьем. Ловушка для Золушки. Прощай, друг
2002 г.
Купе смертников
2018 г.

Периодика:

Детектив СМ 2001'04
2001 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шестьдесят лет с момента публикации — и каким же наивным выглядит этот детектив — расследование убийства в спальном вагоне в славном городе Париже (и прочих до кучи)! Ни паспортного контроля, ни видеокамер, ни архива фотографий граждан, ни элементарной базы данных пассажиров, ни достоверных данных от контролёров.

Более того, даже кадровая служба в такой стране, как Франция с одной стороны — небольшой, а с другой — достаточно устоявшейся в бюрократических традициях — и то не способна обеспечить нормального учёта

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
даже работников правоохранительных органов
. И это в условиях террористических атак ОАС в то самое время!

В общем, звиздец, если не приукрашивать, так мусье Жапризо характеризует государственную систему управления своей страны. Я читал сей детектив ещё в отрочестве, в журнале Огонёк (будь проклята его тогдашняя редколлегия, впрочем, это к делу не относится), и он ещё тогда показался запутанным и каким то неправильным. Недавно прослушал в аудиоверсии, и мнение сформировалось окончательно. Вещь — на уровне нынешних «женско-иронических» детективов, то есть, читатель знает, что это — фуфло, и писатель знает, что толкает фуфло, но на фуфло спрос больше, чем на умную книгу, поскольку читатель тоже в большинстве..., то есть каков спрос, такое и предложение.

Суть дела — в столице Франции подряд убивают людей из нетипичного огнестрельного оружия с глушителем, либо — в самом первом случае — удавкой (это в купе вагона) и — никаких, понимаете, свидетелей / зацепок.

Полиция мудро чешет волосатые причиндалы, и только совсем невероятный финт

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
детектива — любителя, по собственному почину и за собственный счёт выслеживающего подозрительных лиц по всему Парижу
даёт ей возможность таки отмстить неразумным убийцам. Впрочем экс-пассажиров вкупе со случайными жертвами это уже не спасет.

Конечно написано пусть и затянуто, но гладко, а уж ружьями на стенках автор весьма умело распорядился, но все же этот детектив — реальная туфта, Жорж Сименон снисходительно протягивает два пальца Себастьяну Жапризо и то — в качестве поощрения соотечественника.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Накрут сюжета состоялся практически сразу — в своём фирменном стиле автор сообщает, что сначала работник вокзала нашёл в вагоне шарфик, а в следующем купе — труп. Вот так обыденно, без драматических ахов и охов — шёл-шёл, и нашёл — работа у него такая (это не сарказм, если что, это и правда у чела такая работа, осматривать вагоны прибывшего поезда сразу после окончания рейса). А дальше пошло-поехало — дело пошло в работу, начали возникать разные версии, стали появляться факты и детали, каждый из которых требовал проверки и уточнения — в общем, пошла рутинная работа следственного сыска по делу об убийстве (ибо насильственность смерти не вызывала сомнений).

Поскольку мы читали детектив от Жапризо, а не от Чейза, к примеру, то вовсе не попали в самый разгул преступности или в самый раскрут экшена, однако сюжет отнюдь не был ни скучным, ни простым — количестве смертей росло и возрастали риски появления новых жертв убийцы (или убийц?), да ещё и рассказчик то и дело менялся. И вот тут автор находит весьма неординарный сюжетный ход — в круг подозреваемых попадают совсем новые и весьма неожиданные при этом персонажи романа. И сюжет начинает играть новыми причинно-следственными связями и мотивами.

Ну, а убийца, само-собой, почтальон, чё тут гадать-то! (А вот это уже не имеет к роману никакого отношения).

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх