fantlab ru

Джошуа Слокам «Один под парусами вокруг света»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Оценок:
12
Моя оценка:
-

подробнее

Один под парусами вокруг света

Sailing Alone Around the World

Документальное произведение, год


В произведение входит:


9.00 (2)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Один под парусами вокруг света
1960 г.
Один под парусами вокруг света
2002 г.
Один под парусами вокруг света
2016 г.
Один под парусами вокруг света
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чудеснейшая книжка! И как это наши пути не пересеклись за столько лет, просто не понимаю.

Опытный мореплаватель Джошуа Слокам первым совершил одиночное кругосветное плавание под парусами. Путешествие на яхте «Спрей» заняло у него более трёх лет (с апреля 1895 года по июнь 1898 года) и составило 46 тысяч миль. Об этом капитан Слокам написал книгу. И отлично написал: поэтично, захватывающе, с юмором! Да ещё и с рисунками автора — уверенными и убедительными.

Несколько лет назад я читала другое повествование об одиночной кругосветке — Френсиса Чичестера — и, конечно, не могла их не сравнивать. Так вот, Чичестер на своей «Джипси Мот IV» обогнул наш земной шарик за 226 ходовых суток с одной остановкой (по-моему, двухнедельной) в Австралии и прошёл за это время 29630 миль, в полтора раза меньше, чем Слокам. Как так? Или у него был другой глобус? :))

Всё дело в том, читатели, что Джошуа Слокам никуда не торопился. У него не было цели поставить рекорд (он и так был первым), он не стремился кого-то победить или что-то доказать... впрочем, нет: он хотел доказать, что это возможно. Возможно в одиночку на паруснике обогнуть планету. И это у него получилось. Оказалось, что всего-то и надо: хорошее знание законов моря и хороший, даже отличный кораблик.

И то и другое у Слокама было. Он вырос от юнги до капитана. Он не раз во время описания своей кругосветки упоминает, что в этих вот местах он побывал в таких-то годах или на таком-то судне; пятидесятилетний моряк понимает, как живёт и чем дышит океан. Что же до парусника, то Слокам сам его построил на основе старого-престарого шлюпа. Получилось это отлично. Когда читаешь, так и чувствуешь любовь капитана к своему кораблику и гордость за него (здесь просится слово «отцовская»). «Спрей» делал по 150-180 миль в сутки. Что это такое? Например, от острова Четверга (что к северу от Австралии) до Кокосовых островов (на полдороге от Австралии к Индии) 2700 миль. «Спрей» покрыл их за 23 дня, причём из всего этого времени Слокаму пришлось стоять у штурвала всего часа три, и то в основном при выходе из одной гавани и входе в другую. В остальное время много читал, иногда целыми днями. А вот в Магеллановом проливе капитану пришлось не так сладко: он «рулил» тридцать часов непрерывно, чтобы выжить самому и сохранить «Спрей».

Итак, повторяю, он не торопился. Он не плыл все эти три года подряд, понимаете? В Австралии Слокам провёл в трёх разных портовых городах в общей сложности три месяца; больше месяца — на острове Маврикий; три месяца — в Кейптауне. Что он делал? Ну, отдыхал, понятно :) а ещё знакомился со страной или островом, встречался с разными людьми (например, со Стенли и вдовой Р.Л. Стивенсона, которая подарила ему лоции мужа, представляете?!) и даже читал лекции о своём путешествии — это ему, кстати, помогало пополнять финансы.

Слокам очень интересно рассказывает о своём визите на Хуан-Фернандес — остров Робинзона Крузо (Александр Селкирк провёл там 4 года и 4 месяца, в 1704-1709 гг.). Отдельной истории — или даже романа! — заслуживают Кокосовые острова. Несколько раз автор упоминает «Бигль», Дарвина и адмирала Фицроя.

Я во время чтения часто смеялась, потому что с юмором у капитана Слокама всё в порядке; как не вспомнить выяснение вопроса, может ли живой козёл выступать в качестве кофемолки; о том, что, по мнению автора, «Спрей» не приспособлен для лазания по деревьям; и конечно, о табличке «По траве не ходить», которую Слокам установил на берегу свежеоткрытого им острова. Но и ужасаться было чему. Причём даже не красочному описанию штормов и пиратов (хотя и они присутствуют), а какой-то сверхъестественной уверенности автора, что всё само собой нормально сложится. Судите сами: человек на парусной скорлупке вокруг света отправляется, а навигационных инструментов у него — лаг да жестяные часы (даже не хронометр!), причём у последних ещё на середине маршрута отвалилась минутная стрелка, а лаг вскоре после этого погрызли акулы, из-за чего он стал врать на полтораста миль в сутки. А ещё капитан Слокам не умел плавать!!! О_о

Ну, я ещё долго могу взахлёб пересказывать книгу, но, может быть, вы лучше сами её прочтёте? Она совсем небольшая (тем более, что последние два десятка страниц занимает послесловие автора, где он подробно рассказывает о «Спрее», и примечания — морской словарик для сухопутных читателей; электронка, правда, не очень аккуратная, но терпимая). Отмечу только ещё один важный факт: помощь и благожелательное отношение встреченных капитаном на этом долгом пути людей — и властей, что немаловажно. Почти все ему помогали — кто чем мог. Всегда бы так.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это описание первого одиночного кругосветного путешествия, предпринятого на маленьком шлюпе.

Сюжет. Оценка 7

В подобных книгах сюжет обычно представляет собой описание путешествия, однако в книге есть достаточно напряженных моментов, когда герою противостояли и природные стихии, и другие люди на его пути.

Персонажи. Оценка 7

За исключением главного героя остальные персонажи носят эпизодический характер. Но капитан Слокам хорошо описан. Он предстает на страницах книги опытным, спокойным, трудолюбивым человеком, к тому же обладающим хорошим чувством юмора. Оно кажется необходимым для такого дерзкого путешествия.

Диалоги. Оценка 8

В книге немного диалогов, но они понравились остроумными шутками, как со стороны капитана Слокама, так и со стороны людей, с которыми он встречался.

Стиль письма. Оценка 8

Книга написана простым, немного суховатым, отстраненным языком. Я подозреваю, что герой много раз попадал в критические ситуации во время плавания, но его расслабленный стиль письма мало это отражает. Читая, действительно веришь в способность персонажа справиться с любой бедой.

Миростроительство. Оценка 9

Слокам пишет понятно, иногда объясняя тонкости мореплавания и навигации. Книга не перегружена техническими деталями и довольно короткая. Также в книге имеются хорошие описания различных уголков мира и жизни людей конца девятнадцатого века.

Заключение. Общая оценка 8

Интересная книга, содержащая много информации. Конечно, плавание капитана Слокама было не таким трудным, как плавания во времена Великих географических открытий, но оно передает ощущения и переживания людей на борту парусного корабля.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джошуа Слокам – мой герой. Он – первый человек, обогнувший нашу планету в одиночку. Узнал я о нем несколько лет назад. В то время я работал в компании, в которой был единственным специалистом по своему профилю. И, проведя аналогию со своим скромным бытием, я и возвел Слокама в свои личные герои. Я распечатал и повесил над своим рабочим столом чертежи слокамовского судна. Судно носило странноватое для русского уха имя «Спрей» и имело изящные обводы.

Конечно, аналогия моей и слокамовской судеб — сильно притянутая за уши. Слокам неделями был в полной изоляции от мира, и поговорить ему было совершенно не с кем. Разве что с собой самим. Да со своими пассажирами – пауком, и, недолго, — с козлом. Вокруг меня же было полно людей – и коллеги, и семья. Просто они все не очень разбирались в моей профессии. Ну, типа козла в навигации. А про жизнь и путешествия с моим окружением очень даже запросто можно было поговорить.

Сразу после того, как узнал о Слокаме и скачал чертежи «Спрея», я разыскал в сети и электронную версию его книги. Да вот читать все никак не мог сесть. Мне казалось, что читать о трех годах одиночного плавания по морям – океанам будет неимоверно скучно. И ждала меня эта книжка несколько лет.

Книга написана совершенно потрясающим языком! А сколько в ней юмора и самоиронии! Читайте – не пожалеете!

Я же расскажу немного о судьбе самого Слокама. Многое я узнал из его книги, но что-то – и из других источников. Так что если что-то из мной рассказанного вы в книге не обнаружите – не обессудьте, пожалуйста.

Итак. Джошуа Слокам – профессиональный парусный капитан, отдавший всю жизнь морю. Он родился в середине 19-го века, и с детства влюбился в море и морскую работу. Но, когда ему перевалило за 40, и сил еще было полно – плавай и плавай, — парусники на морских путях стали стремительно вытесняться пароходами. Во флот пришло новое поколение молодых и дерзких капитанов. Слокам остался без работы. Почему уж он не стал переучиваться на управление пароходами – не знаю.

И вот однажды, гуляя по берегу моря, Джошуа Слокам увидел разрушающийся остов небольшого парусника. Опытный глаз старого морского волка углядел в нем гордого быстроходного красавца. Слокам влюбился в него и, заплатив небольшие деньги, стал его владельцем. По виду судну было лет 100. Слокам перебрал каждую дощечку обшивки, каждый шпангоут. Что-то – заменил, что-то укрепил, что-то подновил.

И, на обновленном судне, в апреле 1895 года, в возрасте 51 (!!!) года этот отважный человек отправился в кругосветку. Надо сказать, что капитан наш настолько удачно выбрал судно, настолько хорошо отреставрировал его, что «Спрей» ни разу его не подвел. В те времена, когда об авторулевых никто даже не задумывался, Слокам, основываясь на своем опыте и смекалке, закреплял штурвал руля, настраивал паруса, и занимался своими делами, а «Спрей», подчиняясь ветрам и течениям, послушно шел по курсу.

Слокам завершил свое путешествие через три с лишним года. После этого он совершил еще несколько не столь дальних плаваний на «Спрее». В ноябре 1909 года, в качестве подготовки к новой кругосветке, он отправился в Южную Америку. С тех пор его больше никто никогда не видел. То ли он погиб в Бермудском треугольнике, то ли был протаранен железными скулами дышащего смрадом и дымом парохода – точно неизвестно.

Оценка книге – 9 из 10. Оценка человека и судьбы – миллион. Он – мой герой!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читаем аннотацию: «Книга моряка, путешественника и писателя Джошуа Слокама является увлекательным описанием первого в мире одиночного кругосветного путешествия на небольшой яхте». Хмуримся. Не потому, что аннотация обманывает и в книге речь идёт о чём-то совсем другом, нежели о заявленном. А потому, что сам автор выстроил книгу таким образом, что трёхгодичное плавание в одиночку по трём океанам воспринимается читателем как лёгкая увеселительная прогулка. Ну вот правда, как-то всё у него происходит весело и беззаботно, как-то всё совершается само по себе, а он (Слокам) посиживает в каюте и почитывает книжечки. И хотя то и дело в тексте встречаются упоминания о каких-то происшествиях и непогодах, но и о них речь идёт весьма бегло и коротенько, как о чём-то несущественном — ну, вот как если бы автолюбитель проехал за один день путь между двух наших столиц и рассказал бы нам об этом, совершенно справедливо умолчав о нескольких мелких щербинках и ямках на 700-километровом асфальтовом пути. Вот и у Слокама в тексте как-то так мимоходно и мимолётно упоминается о каких-то штормах и ураганах, как будто пара-тройка ухабов на великолепной дороге встретилась. И только когда Слокам (опять же без подробностей) упоминает о рассечении лица снастью, понимаешь, что за всей этой веселухой и беззаботностью кроется тяжелейший труд моряка-яхтсмена-одиночки. И вряд ли он беззаботно полёживал и посиживал, предоставляя Спрею (так называлась яхта Слокама) самому управляться с тысячемильными переходами от континента к континенту и от острова к атоллу (всего яхта Слокама проделала путь длиной более 74 000 километров).

Вот это моё недоуменное брюзжание нисколько не умаляет самого значения этого исторического плавания отважного моряка-одиночки. И ничего не отнимает от самой книги. Читать и интересно и занятно. Просто как бы немного не хватило морских будней, что ли. Не хватило самого моря-океана и простой будничной морской работы, если угодно, не хватило дневниковости и буквальности. Книга сделана не совсем нон-фикшн, а с позывом на художественную обработку, вот отсюда, вероятно, рвётся шаблон. Зато вот это его топтание у мыса Горн и у Магелланова пролива с описаниями нескольких встреч с дикарями-аборигенами и способов обороны своего судёнышка от незаконного на него проникновения ночных гостей с помощью обойных гвоздей было весьма впечатляющим.

Ну и, конечно, не хватило каких-нибудь фотографий или просто иллюстраций, напрочь отсутствующих в этом издании книги. И ещё не хватило рассказа о внутренних переживаниях самого путешественника, о замысле этой кругосветки, о тревогах и волнениях, о неуверенности и об ощущении опасности — всё это Слокам заменил неплохим юмором и отчасти иронией. Так что книга читалась легко и непринуждённо. И чтение её поколебало мою убеждённость в правоте древнего афоризма, гласящего (не дословно) «Человек бывает живым, бывает мёртвым, и бывает ушедшим в море» (дословно вроде бы так: «На земле существуют три вида людей: живые, мертвые и те, кто плавает по морю» Анахарсис, III век до н.э.).

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх