FantLab ru

Роберт Джордан «Око мира»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Оценок:
3489
Моя оценка:
-

подробнее

Око мира

The Eye of the World

Роман, год; роман-эпопея «Колесо Времени»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Жители небольшой деревни Эмондов Луг не без основания считали, что приближающийся праздник будет лучшим за многие годы. Но надежды их не сбылись — в ночь перед ним на деревню напал отряд троллоков, солдат Тьмы, до сих пор считавшихся не более чем мифом. Чтобы обезопасить своих родных и друзей, трое юношей — Ранд, Мэт и Перрин — вынуждены отправиться в далекий путь в поисках убежища, ведь именно они и были целью нападения. Но есть ли в этом мире спокойное убежище для тех, на кого пал взгляд самого Темного?

© Nog
Примечание:

В 2002 году появилось новое издание «Ока Мира» на английском языке (в серии «Young Adults» того же изд-ва Tor Books) в котором перед прежним прологом помещен еще один — из детства Ранда и прочих двуреченцев, а также дополнен глоссарий. Это издание состоит из двух томов — «Из Двуречья» («From the Two Rivers») и «В Запустение» («To the Blight»).

В однотомных изданиях «Ока мира», выпущенных в сериях «Золотая серия фэнтези» и «Колесо времени», глоссарий сокращён по объёму практически в три раза по сравнению с первым изданием — двухтомником в «Веке Дракона» 1996 г. Оставлено 54 статьи из 158. Причём принцип сокращения не понятен совершенно. Так, были убраны все синонимичные термины, содержащие только ссылки на основные статьи (например: «Отец Лжи. См. Темный» или «Получеловек. См. Мурддраал»). Исчезли абсолютно все статьи с именами действующих лиц (например: «Айбарра, Перрин», «Байар, Джарет», «Гавин», «Мачира, Илайас») и почти все статьи с географическими названиями (например: «Байрлон», «Кэймлин», «Марадон»). Но, что самое удивительное, под нож пошла часть статей с основополагающими терминами, такие, как «Колесо Времени» или «Разлом Мира».

В текстах тех статей глоссария, что остались, сокращений нет. Поэтому в них часто попадаются ссылки на убранные статьи, способные вызвать у читателя, не знакомого с первым изданием, недоумение. Так, в статье «Единая Сила» есть ссылка: «См. также направлять, Времена Безумия, Истинный Источник». Первых двух нет. Статья «Совет Деревни»: «См. также Круг Женщин». Никакого «Круга...» вы в глоссарии однотомника не найдёте. Статья «Троллоковы Войны»: «См. также Договор Десяти Государств». Естественно, отсутствует.


В произведение входит:

  • Из Двуречья / From the Two Rivers
  • В Запустение / To the Blight
9.14 (14)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— роман-эпопею «Колесо Времени»


Награды и премии:


лауреат
Премия "Озон" / Prix Ozone, 1997 // Зарубежный роман фэнтези (США)

Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2005 // Переводной роман (США, 1990)

Похожие произведения:

 

 


Око мира. Книга I
1996 г.
Око мира. Книга II
1996 г.
Око мира
2000 г.
Око мира
2001 г.
Око мира
2001 г.
Око мира
2005 г.
Око мира
2005 г.
Око мира
2020 г.
Око мира
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Око Мира
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Eye of the World
1990 г.
(английский)
The Eye of the World
1990 г.
(английский)
The Eye of the World
2002 г.
(английский)
The Eye Of The World
2011 г.
(английский)
The Eye of the World
2012 г.
(английский)
The Eye of the World
2019 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  81  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Длиннющая и совершенно стандартная мегаопупея. Скучища. Все чрезвычайно заурядно и предсказуемо. Все негодяи настолько ужасны и мерзки, что даже пахнут отвратительно, а все положительные герои настолько возвышенны, что Иисус и Будда годятся разве что ботинки им чистить, и то после уточнения биографии. Параллели с Толкиеном порой нарушают Евклидову геометрию, пересекаясь в римановом пространстве плагиата. Довольно убогий вокабуляр я соглашусь списать на бездарность переводчика, но все же даже и стилистических повторов невыносимо много.

Отдельно позабавил боевой клич:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
-- Карай ан Калдазар! Карай ан Эллисанде! Ал Эллисанде!

Это ж обалдеть, я такое и хорошо поевши и отдохнувши еле выговорю, а представьте — кричать такое в горячке боя, на галопирующей лошади и с топором каким-нибудь или эспадоном наперевес. Недаром наши предки да и нынешние военные предпочитают простое «УРа».

Целый народ, чьим основным и едва ли не единственным источником средств к существованию является починка котлов и сковородок, выглядит еще нелепее, чем толкиеновская нация коневодов.

Если же говорить серьезнее — больше всего не понравилось, что, если не считать обычной движухи (поскакали — порубились — поскакали — поискали — поколдовали), в романе ничего совершенно не меняется. Ну околдовало одного. Ну, дали в зубы другому. НО ведь на самом деле весь мир вокруг них перевернулся с ног на голову, а такое не проходит бесследно даже для самого тупого и ограниченного простака, а характеры героев книги даже к завершению толстенного кирпича если изменились, то совсем чуть-чуть.

В общем, максимум 5 баллов. Преимущественно — за усердие автора.

Предчувствую, что со стороны фанатов в меня полетят гнилые овощи, сиречь минусы... Пусть их. По крайней мере, я постарался честно предупредить тех, кого мое предупреждение может заинтересовать.

Оценка: 5
–  [  46  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всякая книга хороша в свое время. Возможно, Джордан хорош, чтобы начать знакомство с жанром фентези. Но вот попытки прочитать эту книгу сейчас, когда за плечами у меня багаж из десятков, если не сотен выдуманных миров, доставили чуть ли не физическую боль. История о том, как простой паренек их деревни ВНЕЗАПНО оказался избранным и пошел воевать со Злом уже не просто избита, а изнасилована и местами расчленена. В «Оке Мира» столько банальностей, что если за каждую хлопать хотя бы по 50 грамм кефира, к концу можно упиться вусмерть. Читать книгу почти невозможно, будто бы пробираешься через бурелом, постоянно спотыкаясь о сюжетные штампы и занудно-затянутые описания всего и вся, которые местами можно смело резать раза в два. А когда понимаешь, что если тебе захочется добраться до конца, придется осилить еще десяток томов, хочется просто сесть на пенек и никуда дальше не двигаться.

Я отдаю себе отчет в том, что книга старая, и что многое из того, что я «где-то уже видел», скорее всего, именно Джордан и ввел в моду, но на сегодняшний день она уже не читается. В ней нет ничего, что может привлечь искушенного читателя, который свел уже знакомство с сотней-другой избранных и повелителей тьмы из самых различных книг и игр. На мой взгляд, она не прошла проверку временем и хороша лишь как пример определенного исторического этапа в формировании жанра.

Опять-таки, я не назвал бы книгу прямо вот ужасной. Она скорее никакая. Для ознакомления с жанром сойдет. Но если вы ищите в нем чего-то нового, увлекательного или необычного — ни в коем случае. Это как фильм про Джона Картера. По факту первоисточник был во многом первым, но сегодня кажется во всем последним.

P.S. Владеющие английским и не гнушающиеся «книжек с картинками» все же могут сжульничать и попробовать ознакомиться с Оком Мира несколько другим путем. По нему есть комикс, примерно следующий общей канве сюжета. Если он вам покажется скучным, за книгу можете даже не пытаться садится.

Оценка: 4
–  [  55  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь, в жизни бы не поверил, что данная книга считается одним из классических фэнтези произведений, а ее автор — выдающимся писателем.

Если книга занимает такое почетное положение, то в ней должно быть что-то, ради чего ее стоило бы читать: яркие и разнообразные персонажи, сложный сюжет, красивый язык. Лучше все сразу. Отличным примером является цикл ПЛиО Джорджа Мартина.

Здесь этого нет. А что есть?

Пролог. Абстрактное «нечто», что до самого конца не удается состыковать с сюжетом. Сам по себе столь же бессмысленен, сколь пафосен.

Продолжаем читать.

Вот тут и поджидает нас первая напасть — язык. Подобному количеству «воды» могла бы позавидовать и Амазонка в период дождей. Автор считает своим долгом описать каждую деталь одежды, каждый куст, каждую доску на каждом доме каждого поселения, в котором наши герои имели несчастье побывать. Да ладно бы, если бы передано было бы мастерски, можно было бы наслаждаться и не обращать внимания. Но нет. Все это полновесно, тяжело, блекло. Описания, которые ничего не дают сюжету, не просто бесполезны, а даже вредны. Если читатель не будет со всех сил бороться и грести, то рискует попросту захлебнуться в мутном потоке авторского многословия.

У вас еще остались силы? Замечательно! Приготовтесь бороться дальше.

Интересный сюжет? Да ладно, хорошо, что сюжет вобще есть. Описывается одним словом: «бродилка». Что может быть интересного в методичных перемещениях персонажей из одной точки в другую, мне решительно непонятно. Всю книгу дурачки-персонажи только и делают, что куда то идут, изредка наступая на хилые «грабли», заботливо торчащие из кустов? Цель? Вроде бы она есть, а дела до нее никому нет. Впечатляюще.

Эпизод, в котором Ранд с Мэтом кочуют из одной дервени в другую, перебиваясь случайными заработками, меня просто убил. Со скуки умер, короче.

Особоняком стоит концовка — она, как и пролог, никак не связана с основным сюжетом, и выскакивает на последних страницах как чертик из табакерки. Ну а наши отважные путешественники как были в начале при всем своем, так и остались. Зачем, спрашивается, вся эта чехарда затевалась?

Очень раздражают не стреляющие «чеховские ружья», щедро развешаные по всему сюжету. Если в начале упоминалось о знаке цапли, значит где-то дальше тема должна получить развитие.

Когда последний акт находится другой книге — это выводит из себя.

Ну и немного о героях шоу. Я таких пустоголовых болванчиков не видел уже давно. Порой мне кажется, что прозвище «идиоты» и то будет для них слишком мягким. Стоит отметить, что четверка ключевых персонажей ВОБЩЕ ничего за себя не решает. Никогда. Они тупо, как бараны, следуют на поводу у «старших», даже не думая проявлять какую-то активность. Ну а те тоже не намного умней.

Яркие персонажи? Индивидуальность? Не в этой книге. Здесь вы можете полюбоваться на прочнейший, чистейший КАРТОН, или даже ДСП. Действующие лица «первого плана» имеют по две отличительные черты, «второго» — по одной. А третьего так вобще на одно лицо.

Тупым протагонистам — тупые враги. Сделано! Троллоки, видимо, получались из скрещивания особо «одаренных» представителей орочей породы с кабанами. Мурдраалы (кто-кто?) — назгулы лайт. Тактике не обучены. Ну главзлодей (как минимум, по уделенному ему обьему) — Ба'алзамон. Насылает на Ранда кошмары, демонически хохочет, угрожает, говорит пафосно-глубокомысленными фразами. Не думает.

Огромное количество ляпов, нелепостей и недомысленностей окончательно портит и без того не радужное представление о книге.

Не знаю, как в оригинале, а в русском переводе огир зовет Ранда «вьюношей»(!)

Мир есть, но он такой же громоздкий и невнятный, как и вся книга в целом, что не было никакого желания разбираться в его тонкостях.

И вот этого громадного, неповоротливого книжного монстра мне предлагается оценить.

Оцениваю.

Оценка: 4
–  [  40  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отвратительно, это вкратце. Читал книгу несколько месяцев, не могу бросить, не дочитав, пунктик у меня такой. Итак, тезисно:

— Откровенный плагиат Толкиена. Да, знаю, что Джордан что-то там плел, что это с целью облегчения вхождения в мир он якобы намеренно подражал, но черт возьми, плагиат есть плагиат. И что это вообще за ересь об «облегчении». Джордан, не надо читателей за идиотов держать, надо вещи называть своими именами — плагиат. В чем проблема была свой мир придумать со своим сюжетом первой книги, а не передирать концепцию у Толкиена?

— Абсолютно неживые персонажи, все картонные. Всех и каждого можно охарактеризовать максимум одним качеством. Например, Морейн — уравновешенная, Найнив — истеричка, Лан — мегахладнокровный, а Эгвейн — просто дура.

— Тупо деление персонажей на злых и добрых, ну детский сад, ей-богу. Например, троллоки — тупые злобные создания. Сделай же автор их более реалистичными, придай им свою мотивацию, уйди ты от тупых толкиеновских орков, у троллоков поди тоже семьи есть, чувства. Нет же, просто тупые троллоки — копия орков. И злые, потому что злые.

— Нереалистичность мира. Народ Двуречья. Еще раз — НАРОД Двуречья. Да вы издеваетесь, какой там народ, состоящий ни то из трех, ни то из четырех деревень, в каждой из которых живет максимум сотня-две человек. Непонятно, каким это образом налоговики не собирают налоги. Якобы из-за отдаленности Двуречья? Но это бред. Есть административная система с делением любого государства на более мелкие части, во главе каждой стоит кто-то типа магистрата, который собирает налоги и передает их либо в более высшую админединицу либо сразу в столицу. Нет необходимости налоговику ехать из столицы в Двуречье. То есть такого положения вещей, что налоги не собирают, быть не может. Хотя, учитывая малочисленность Двуречья, все может быть.

— Отдельного упоминания заслуживает рацион героев. Это хлеб и сыр, сыр и иногда вяленое мясо, сыр и хлеб, а часто просто сыр. Сыр, сыр, сыр, сыр, сыр... Это говорит о халтурном подходе автора к произведению. Я еще нигде не встречал, чтобы люди с рождения питались почти одним сыром.

— Тупые названия, которые не прижились бы в реальном мире. Мудрая. Ну что за ерунда. Зачем городить огород. Ну кто называет знахарок мудрыми. Мудрая — это прилагательное, означающее умудренного жизнью, очень опытного. То есть если знахарка — это мудрая, то как сказать, что мудрая мудрая? Мудрая мудрая? Ну не называют в реалистичном мире профессии или призвания людей прилагательными. По такой логике в мире Джордана воина нужно назвать воюющий, доктора — лечащий, проститутку — дающая. Айз Седай — это ж насколько вычурно до нелепости. Ну не называли так ордена. Например, орден тамплиеров, но никак не Айз-Тамплиеры какие-то. Это просто бы не прижилось. А фамилии, Ал-Тор и прочие у деревенских-то жителей, круче чем даже Д,Артаньян или Де Бражелон.

— Белоплащники карикатурны. У, мы ищем друзей Темного и ненавидим Айз Седай. Друзья Темного — само словосочетание карикатурно. А Темный? С таким же успехом Джордан мог бы назвать его Плохой. Друзья Плохого. Или Злой. Друзья Злого. Говорю же, книга рассчитана на 10 летних детей.

— Повторяющиеся по сто раз одни и те же описания. Лан постоянно мегасобран и непоколебим. Ранд и Перрин постоянно думают о том, как соответственно Перрин и Ранд умеют вести себя с девушками (каждый считает другого спецом в этом). Это мило в одной сцене, но после десятого повторения уже тошнит. Найнив постоянно ведет себя как психическая. О, надо было ее не Мудрой назвать, а Невростенической. В каждой деревне должна быть своя Невростеническая.

— Полное отсутствие интриги и переживания за персонажей. Морейн обязательно раскидает целую толпу вооруженных злодеев, а если не она, так Лан. Это вам не «Песнь Льда и Огня».

Да, если в ПЛИО я прочитывал каждую книгу за считанные дни, то эту вымучивал неделями. 100% не буду читать цикл, боже меня упаси. Хватит и «Ока мира». Сыт по горло сыром. От сыра меня еще долго будет тошнить.

Оценка: 1
–  [  32  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В одном из интервью автор рассказывал, что сознательно делал свою книгу столь похожей на «Властелина колец» (настолько похожей, что это напоминает банальное копирование), чтобы привлечь читателя, показать ему, что это то же самое, что и знаменитая трилогия, а после уже рассказать ему свою историю. В этом и заключается главная беда книги.

«Око мира» буквально копирует сюжет ВК – такая же маленькая тихая деревня, в которой происходит сходная завязка истории, вместо Фродо и хоббитов тут Ранд с друзьями, сопровождают их местный аналог Гендальфа и наследник древнего королевского рода, которому суждено вернуть трон. Даже в мелочах вроде нападения местного аналога назгулов на героев в местном аналоге Бригора или крика того же назгула когда местные хоббиты с компанией пересекают дорогу… поначалу это удивляет, после вызывает раздражение, а вслед за ним приходит скука. Потому как сюжет перестаёт волновать и быть неожиданным – стоит только вспомнить, что происходит в этом моменте в творении Толкина, можно предугадать, что дальше произойдёт с героями этой книги.

Кроме того, это заставляет постоянно вспоминать ВК и сравнивать эту книгу с ним. Конечно же «Око мира» проигрывают по всем параметрам.

Сам текст чрезмерно затянут. Толкин как-то говорил, что нужно «писать одно слово, подразумевая под ним десять». Автор пишет десять, подразумевая одно. При этом мир книги, имея огромное количество описаний, остаётся на удивление картонным. Как будто читаешь описание мира дешёвого фэнтези-сериала 80-х, которому не хватило денег на талантливых художников, а потому локации просто намечены парой грубых штрихов.

Персонажи… они напоминают персонажей вк, однако у них всё же есть отличия. Их куда больше, чем у сюжета, и все они далеко не в лучшую сторону. Ранд и его друзья, вроде бы разные поначалу, едва начав путешествие сливаются в одного большого хорошего парня-простака, настолько одинаковы их характеры. Эпизодические персонажи и вовсе бесхарактерные. Да и вообще герои книги настолько просты, что их можно одним словом, ничего при этом не упустив – мужественный, глупый, шутник и т.д.

Однако более всего удивили женские персонажи. Создаётся ощущение, будто автор ненавидит женщин – в книге нет ни одного привлекательного женского персонажа. Все они какие-то гадкие, злобные, истеричные… Фэтнезийный мир с феминизмом в основе ещё можно понять – в книге есть вполне убедительные причины, почему мир именно такой, да и в целом выглядит это довольно оригинально, однако даже среди третьестепенных персонажей нет симпатичной женщины. Женщина, которая преподносится мудрой и таинственной, выглядит холодной и отталкивающей интриганкой, которой плевать на чувства окружающих членоносцев, да и других женщин ниже статусом. Бойкая красавица выглядит капризной, упрямой и глуповатой. Лидерша поселения (называемая в книге Мудрой) представляется не особо умной диктаторшей, которая изо всех сил цепляется за свою власть, считает мужчин толпой неразумных баранов и тихо ненавидит женщин статусом выше.

Автор собрал все отрицательные черты человеческой натуры и наделил ими женщин, не дав им ничего положительного. Кроме может красоты, о которой неоднократно упоминается в тексте. Однако симпатии она им не добавляет.

Цикл считается весьма значимым в своём жанре. У него в целом и у первой книги в частности высокие оценки и множество положительных отзывов, многие авторы называют его источником вдохновения, значительно повлиявшим на их творчество. Однако, как бы он ни был хорош, похоже он пройдёт мимо меня – слишком уж портят впечатление его минусы. Может в следующих книгах воды в тексте становится меньше, и сюжет дальше отходит от ВК, и персонажи становятся более объёмными, и автор набрался опыта и стал писать лучше, но продолжать читать серию у меня нет желания.

Оценка: 2
–  [  46  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед тем, как написать, я почитал тут отзывы и удивился тому, что чуть ли не каждый второй нашел в «Оке Мира» параллели с Толкиеном. Ребят, а в «Колобке» вы заимствований из Толкиена не находили? Не, ну как же: дом бабки с дедкой – Шир, Колобку там вечный Праздник. (Колобок, ясен пончик – Фродо, такой же жизнерадостный и румяный). Дальше опасное путешествие, где Колобка преследуют назгулы – волк и медведь, от которых он с помощью встроенного магического заклинания (Гендальф!) хитроумно убегает. Лиса символизирует Ородруин (пасть – кратер), куда переродившийся Колобок падает, символизируя Горлума, слившегося с кольцом… :smile:

Но вернусь к Джордану. В первый раз, несколько лет назад, одолеть Колесо Времени у меня не получилось – устал. Но сейчас полон решимости. Перечитал толстенный том «Ока Мира». Снова испытал всё те же ощущения: радость от знакомства с интересными героями и удовольствие от интригующего сюжета, слабеющие по мере продвижения к концу произведения; и раздражение от длинноты подробных описаний и обилия персонажей, с которыми автор обращается излишне вольно. Раздражение, усиливающееся по мере продвижения к концу произведения. Конец полностью уравновесил разочарованием удовольствие. Хотя, пожалуй, удовольствия было всё же побольше, чем разочарования, из-за того, что к удовольствию от прочтения добавилось облегчение от того, что роман наконец-то закончился. :smile: Не то что бы повествование наскучило, но оно такое длинное, что к концу от него немного устаешь… К тому же финал настолько открытый, что и концом может считаться лишь условно.

Что мне понравилось?

1) интересный сюжет, закрученный так, что немедленно требует продолжения;

2) довольно продуманный мир со своей насыщенной историей и богатой мифологией;

3) яркие персонажи с интересными характерами и выразительной индивидуальностью;

4) сдержанность автора в живописании зла и насилия.

Но у произведения имеются и недостатки, являющиеся, как часто бывает, и как кто-то тут уже замечал, продолжением его достоинств. Естественно, я рассуждаю исключительно с позиции читателя, которому приятно поразглагольствовать о понравившейся книге, пытаясь блеснуть умом и сообразительностью, но отнюдь не считающего себя вправе всерьез учить автора, как писать книги. :smile:

1. Сюжет интересен и, на мой взгляд, достаточно оригинален. Я не склонен считать заимствованием стандартные для фентези элементы сюжетной схемы, восходящие к волшебной сказке и описанные Проппом. :wink: Мне кажется в тексте в целом довольно удачно сбалансированы действие и мысль. Однако, сюжет в целом слишком велик и чересчур подробно описан, что свидетельствует, опять же, на мой взгляд, об изначальном расчёте автора на многотомность эпопеи. Может, это само по себе и неплохо, но задает целый ряд проблем. Одна состоит в неясности сюжета. Слишком многое автор оставляет за кадром, рассчитывая, видимо, объяснить позднее, в следующих книгах цикла. В результате местами повороты сюжета отдают волюнтаризмом. Иными словами, не всегда понятна мотивация действующих лиц. Вторая проблема в некоторой непоследовательности сюжетных поворотов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, в самом начале Морейн уводит ребят из Двуречья в Тар Валон, чтобы там разобраться, что к чему. В конце же выясняется, что надо срочно спешить в Запустение, искать Око Мира. Пусть это перемена решения, вызванная экстренными обстоятельствами, но, во-первых, если неизвестно, что на самом деле нужно Темному от двуреченских пареньков, откуда известно, что они чем-то помогут в битве у Ока Мира? Рассуждения про «та’верен» здесь выглядят довольно беспомощными по причине своей абстрактности. Во-вторых, если Морейн знала, что один из ребят – Возрожденный Дракон, на кой было тащить их в Тар Валон сначала? В общем, конечно, объяснения найти можно, но…
Иными словами, некоторые сюжетные ходы кажутся несколько противоречащими предыдущим.

Ну и, третья проблема состоит в провисании некоторых ходов, особенно, при разветвлении сюжетной линии (когда команда героев вынуждена разделиться). Каждая отдельная ветка несколько нудновата и затянута. Здесь, в «Оке Мира» это лишь намечается, но в дальнейших томах превратится просто в кошмар, когда отдельные сюжетные линии прерываются на полкниги, а героев становится столько, что в сюжетных линиях можно запутаться как в паутине. Как говорится, «Колесо плетёт, как хочет Колесо»…

И, в общем, автор слишком увлекается подробными описаниями. Я не скажу, что это минус. Наоборот, сначала это радует. Просто наслаждаешься медленным течением повествования. Автор дает насладиться в полной мере тем, как все начинается, позволяет увидеть потрясающие героев картины великолепных (или, напротив, пугающих) пейзажей, представить быт, одежду и культуру персонажей и т.п. Но ближе к середине книги, когда сюжет набирает обороты, а автор постоянно тянет резину, описывая цвета плащей, толчею на улицах, повадки лошадей, кошек, городской стражи, и десятки иных мелких деталей… начинаешь испытывать искушение читать через страницу.

2. Мир продуман автором до мелочей. Очень неплохо, когда герои пересекают три-четыре совершенно разных королевства с разными законами и обычаями, а на фоне маячит ещё добрый десяток. Здорово, что герои встречают на пути развалины, про которые уже вообще никто ничего не знает. Замечательно, что населяют мир не обычные орки, гоблины, эльфы, гномы, а отвратительные троллоки, мерзкие Исчезающие, загадочные огир, нелепые Лудильщики и т.п. Однако и тут не обходится без ложки дёгтя. Кто-то когда-то ставил в вину Толкиену экономико-биологическую неустроенность орков. Мол, Мордор – выжженная дотла пустыня, где уж там наскрести десятки тысяч орков, да им и саксаула на костры не хватит, не говоря уже о воде. А где они живут, берут еду, одежду, и прочая и прочая… Так вот, Роберту Джордану, как автору самой, наверное, эпической со времён Толкиена саги, можно поставить в вину тот же упрек. Запустение – отравленная пустыня, населенная кошмарными ядовитыми тварями, переваривающими жертву в собственной шкуре. Чем там питаются троллоки, тысячами набегающие оттуда на Пограничье, да и вообще на все населенные земли? Где берут топливо для костров, если вся древесина сгнила на корню? А чем живут Белоплащники, огромными отрядами спокойно располагающиеся на чужих территориях (в том числе и там, где их не пускают в города больше десятка за раз)? А чем живёт Тар Валон, если на большинстве обитаемых территорий «тарвалонских ведьм» недолюбливают, а то и просто ненавидят? Айз Седай ничего не производят и не оказывают никаких услуг, занимаясь своими интригами и изничтожением магически одаренных мужчин. Сомнительна форма существования этой секты как одного из самых могущественных государств (настолько могущественного, что, помнится, Артур Ястребиное Крыло со своей огромной армией не смог взять Тар Валон).

Есть и ещё несколько ложек… ну, может, и не дегтя, но, по крайней мере, и не меда. Кто такой загадочный «Создатель», которого пару раз поминают герои? Почему он не принимает никакого участия не только в событиях, но даже в легендах? Вообще, метафизика этого мира и его основной миф остаются здесь полностью покрытыми туманом. Например, только поклонение Темному носит характер какого-то подобия религии с неясными упоминаниями о жертвоприношениях. Кроме почитания Темного никаких религий в этом мире нет? Мда…

Каким образом порча Темного могла запятнать магическую силу, причём не всю, а лишь её «мужскую» часть? И это при том, что она называется «Единой Силой», исходящей из «Истинного Источника». Получается, что или Сила не едина, или «порча» – некий идеологический миф. Ну или порча действует не только на мужчин Айз Седай, но и на женщин, только по-разному (что, на мой взгляд ближе всего к истине, поскольку некоторые Айз Седай просто полоумные стервы, к тому же совершенно бесплодные в творческом отношении).

Неясна и смысловая нагрузка «говорящих» имен и названий (Шайи’тан, Ба’алзамон, Агинор, Артур, Тар Валон). То есть что имел в виду автор (к примеру, называя своего Темного Властелина шайтаном), чаще всего понятно, но, во-первых, не очень просматривается здесь закономерность (имена почти не укоренены в национальных языках, как мне показалось), а, во-вторых, можно подозревать автора в стремлении облегчить себе жизнь, называя персонажей не новыми именами, а именами известных мифологических персонажей. Кстати, Толкиен тоже делал нечто подобное, однако, Профессор подбирал имена, практически неизвестные широкому читателю, а самое главное – встраивал их в структуру своих языков, связывая свой мир с нашим. Джордан же рассеивает по своему тексту кельтские, арабские, греческие и иные имена, нимало не заботясь об их адекватности и о том, какая может быть связь мира Колеса Времени с миром земной мифологии. С Артуром Пейндрагом, к примеру, мне кажется, он вообще перегнул палку.

Также как и со своими матриархальными предпочтениями. Вполне очевидно, что мир, руководимый «кругами женщин», многочисленными «айя» и королевами, не мог не прийти к апокалипсису. Но, на мой взгляд не стоило это так выпячивать. :smile:

3. Персонажи действительно яркие и многогранные, с ними сразу как-то сживаешься и начинаешь их любить и ненавидеть. Но есть пара неприятных моментов. К примеру, автор изменяет героев, заставляя их ну просто-таки перерождаться, причём не по одному разу. Ладно бы это было с одним-двумя протагонистами (типа, личностный рост, инициация, встреча с собственной тенью и прочая лабуда), так это почти с каждым из основных персонажей. Очень мучительное чувство возникает, когда герои (с которыми свыкся) настолько меняются, что перестают быть сами собой и ломаются отношения между ними. Это, правда, в большей степени относится к другим книгам, но заметно уже в первой.

И ещё отношения между некоторыми героями напоминают местами мексиканский сериал. Типа, они друг друга любят, но «они не друг для друга». Ранд и Эгвейн – это просто «Лиса и Журавль» какие-то. То же самое и некоторые другие. Хотя это можно списать на реализм. В жизни такой белиберды тоже вполне хватает. Но, если честно, для великих героев как-то мелковато…

4. С одной стороны, Джордан избегает излишнего натурализма и увлеченности всякой чернухой, хотя насилия в его произведении немало. С другой стороны, в «Оке Мира» явный избыток насилия психологического, связанного с интригами, ложью и т.п. Здесь есть организации, деятельность которых откровенно противоречит провозглашаемым принципам (к примеру, т.н. «Дети Света»). Здесь непонятна как основа существования таких организаций – укорененность в культурных традициях, источники финансирования, роль в политической жизни и пр., так и зыбкость существования главных героев. Создается ощущение, что они висят в пустоте со своим благородством, честностью и другими подобными качествами. Непонятно, как в мире, опутанном ложью, в котором нельзя никому верить и ни на кого надеяться, вообще возможны такие люди, как главные герои. Есть тут какая-то несогласованность.

Итак, основное, что меня раздражает в этом повествовании – его некоторая, на мой вкус, затянутость. В остальном же все весьма неплохо и, я надеюсь, в этот раз мне удастся одолеть весь цикл.

Оценка: 9
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не так давно миру представили экранизацию Ведьмака, несмотря на массу косяков и проблем с повествованием премьера считается успешной и многие ждут продолжения, наверное...

Одновременно с этим, как то тихо и вскользь появилось упоминание о начале сьемок Колеса Времени, лавры ПЛИО не дают телеканалам покоя, однако достойного преемника пока не видно и боюсь, что многими любимое Колесо Времени не станет прорывом на телевидении, как в общем то, оно и не стало прорывом в жанре.

Как уже упоминалось многими, сильно бьет в глаза плагиат с Властелина Колец, Джордан не первый автор незатейливо ворующий идеи у всемирно известного шедевра. Но одно дело своровать, а другое дело грамотно применить и продать... Первое, что всегда важно в жанре это Антагонист, злобное зло, тут он имеется, называется незатейливо Темным, также как в ВК он ограничен в силах, но жаждет освободиться и захватить весь мир, в общем банальщина. Не банально только то, что имея огромную кучу тайных и явных слуг, власть над рядом животных, способности к астральному психическому влиянию например через сны и возможность посылать вглубь территорий не маленькие отряды наш злодей практически не ощущается реальной угрозой, автору показалось, что в книге мало персонажей с словесным поносом, пусть еще и олицетворение Зла страдает этим. Из раза в раз герои будут сбегать от своих преследователей и так хорошо у них это получается, что практически всю книгу трусливыми, паническими побегушками они и будут заниматься.

Персонажи тоже во многом напоминают персонажей ВК, только не оригинала, а скорее порнопародии, не столько из за того что в привычный набор закинули побольше женских персонажей, а скорее из за убогости и плоскости персонажей. Вместо Шира и хобиттов у нас обычная человеческая деревня, фермы и местные жители. Профессор Толкиен знаете ли не стал делать из Фродо и Сэма полубогов или королей, они сыграли крайне важную роль, но натягивать сову на глобус мастеру не пришлось... А вот Джордану почему то пришлось. Вот были жили трое простых деревенских парней, местная повитуха и ее помошница, навоз сапогами месили, а потом БАЦ! пара книг и эта гопкомпания уже полмира на пальцах крутит, вот это я пониманию карьерный рост на деревне. Однако до этого ужасно далеко, за время мучительного чтения Око Мира автор, умудрился безбожно растянуть текст, чем угодно, но только не раскрытием персонажей, иногда на ум приходит страшное, персонажам просто нечего раскрывать, скорее всего они просто автором изначально задуманы примитивными и бесхитростными, раскрывать их автор будет потом. Для жанра эпического, героического фэнтэзи в первой книге очень мало первого и второго.

Есть конечно еще местный суровый Арагорн и Гендальф в женском обличии, ну что про них сказать, большую часть времени они ничего не обьясняют, создавая тень на плетень и активно подталкивая героев к продолжению побегушек, раскрывать мир вместо них будут трактирщики и прочие праздношатающиеся элементы. «Он Страж.... Ооо... А тут меч с Цаплей... Ооо... « Что ооо? Когда кто нибудь обьяснит, что все эти выпученные глаза значат... Иногда у меня, но не у главных героев возникает вопрос «А какого хрена?! (с)», почему бы поподробнее не распросить эту стремную пару, с появлением которых на нашу пятерку героев свалились приключения выраженные в паническом бегстве, пряткам по кустам, голодном ночлеге под дождем и прочих радостей жизни кочующих бомжей. Нельзя не обойти стороной сильных женских персонажей, мало того, что только женщины тут способны безопасно использовать магию, так похоже и критическое восприятие мира досталось только им. Почти все мужики ведомые, сомневающиеся соплежуи, кто то делает это под маской суровости, но большинство слабо скрывают собственную ущербность. Мдаа наконец нашлось, что Толкиену в упрек поставить — Сексизм, как нам не хватало женских склок, обидок, сварливости и всего такого, что автор видимо считает сильными женскими качествами. Но ничего в сериал фанатам еще и расово-этнического разнообразия завезут, вот это будет настоящий шедевр. Не могу вспомнить ни одного персонажа, который вызвал бы симпатию, вот просто ни одного, с кем можно себя ассоциировать, за кем интересно следить?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный герой Ранд, будущий Возрожденный Дракон, погоняло, конечно, мощное, однако интересный ли он персонаж? Начав как не хватающий звезд с неба сельский паренек, он им и остается почти всю книгу. Прочитываем сотни страниц, персонаж не растет, не развивается, не совершает значимые поступки... Всю книгу краснеет от девушек, сомневается в себе, трусливо бегает всю книгу, жует сопли и что то бормочет в снах, хотя встречает Зло там уже не первый раз... Ах да еще он фартовый, тут молния вовремя ударит, а тут очень случайно в королевский сад падаем... очень удобно для сюжета. Персонаж настолько никакой, что автору приходиться чуть ли не за уши втаскивать его в эту историю, выжимая удачливость на максимум. Это извините серое, бесхребетное чмо потом станет очень важным и сильным действующим лицом, только вот, когда? Что это за манера автора придумывать таких убогих персонажей? Главная мотивация к движению персонажей это не внутренние устремления или даже эгоистичные желания, а банальный страх за свою жалкую жизнь, бьют-беги, куда, зачем, а нужно ли бежать туда? Нет такие мысли в голову не приходят, кроме страхов, бесконечной рефлексии и неуверенности в себе наш герой ничем голову не забивает, сложилось ощущение, что я читаю описание переживаний мелкого грызуна или бактерии реагирущей на внешние раздражители строго одним способом, страхом... Где черт его дери героическое фэнтэзи? Может бесхребетное фэнтэзи? Серо-мутное? Вся книга пропитана каким то фатализмом, хотя главные герои, как раз те, которые смогут впоследствии менять судьбу мира, так почему они все, как один, трудности не преодолевают или используют в свою пользу, а только панически шарахаются от них как тараканы от света? Сопереживание персонажам, хоть кому то должно наступить в этой книге, а не в третьей, пятой, двенадцатой...

Мир, придуманный автором не особо приятное место, неурожаи, всеобщее недоверие, разброд и шатание, люди разносят тревожные слухи. Тайные слуги зла Друзья Темного (как и друзья Светлого и друзья Нефильтрованного) множаться в числе, нет какой то группировки, которую можно было бы назвать Светлой, есть скорее фанатичные враги Темного, любящие брать показания пытками и казнями, аля боевая инквизиция, есть группы женщин магов, которые тоже не ладят между собой. Есть Королева, которая почему то не контролирует свою территорию и не берет налогов с части своей территории, интересная королевская власть... Но больше претензий к всеобщей мутности, очень много заделов на потом и очень мало конкретики и какого то масштаба сейчас. Да возможно мир большой, но он не чувствуется живым, как не воспринимаются герои настоящими людьми так и города и области воспринимаются не более, чем декорациями, хотя автор очень старался придумывая предыстории, сыпя безумными именами древних героев... Увы, этот мир мы полюбить или хотя бы понять еще не успели, а автор уже без спроса засыпает нас скучнейшими историческими лекциями собственного сочинения, благодаря чему невероятно растягивает повествование. Как только кто то из персонажей начинает впадать в очередной транс пустословия можете смело пропускать эти куски целыми абзацами.

Пора заканчивать. Огорчу фанатов, но это в лучшем случае цикл класса Б. Я понимаю, как люди втягиваются в это, но мне не хватит сил и интереса читать эту воду еще 14 книг, плюс предыстории. Класс Б именно и выражается в этом чрезмерном растягивании повествования, начиная с первой книги автор не спешит вываливать карты на стол, если автор смеет воровать у ВК то пусть пробует хотя бы соответствовать уровню качества, а не гнусно паразитировать, маскируя собственную бездарность, ради тиражей. А. Дюма тоже платили за строчки, но таланта хватало настолько не опускаться до воды в тексте. Не получается у авторов заимствовать цельность и стройность произведения, лаконичность описания, раскрытие персонажей через экшен и стремительно развивающиеся события, нужно же растягивать книжки пустопорожней болтовней, внутренними сомнениями, какой трехтомник, нам же нужно кормиться с цикла десятилетиями... Есть злодей, который ничего не делает, есть скучные герои, которые только бесконечно трусливо бегают и общаются пространными вымученными диалогами, полными недомолвок и отсылок к истории, есть куча плоских персонажей с хитромудрыми именами, о боже потом они еще станут важными действующими лицами, это просто пошло и стыдно для любого достойного автора... убогая сериальность во всем. Рояли в кустах, сюжетная броня, герои не устают из последних сил превозмогать козни врагов и в последние секунды спасаться бегством, почитайте синопсисы следующих книг серии, кучу книг эти дешевые фокусы будут повторять из раза в раз. Раньше писали для себя или своих детей, сейчас пишут ради денег, разница на лицо. Есть проработанные годами, очень личные шедевры, а есть штампованные продукты бумажной фабрики для заполнения полок и кошельков издателей. Читать или не читать дело ваше, но смелым и любознательным рекомендую запастить терпением и кучей времени.

Оценка: 5
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Напишу отзыв на первую часть эпопеи, так как из всего прочитанного она показалась самой интересной. На этот момент я осилил цикл до «Восходящей тени», и дальше продвигаться желания пока нет. Я не отрицаю талант автора. Безусловно, создание такого масштаба вселенной, ее воплощение в слове и образе, требует как минимум титанической работоспособности. Но...

Мир, на мой взгляд, вышел довольно банальным, без изюминки. Из оригинальных находок лишь магический источник, разделенный на мужскую и женскую половины.

Все остальное вызывает ощущение, что просто вышел прогуляться по давно знакомым и исхоженным местам. Не хватает каких-то деталей, создающих оригинальную атмосферу.

Герои. Самым адекватным показался Перрин. Спокойно-рассудительная натура вполне вписывается в мотивы его поступков и манеру поведения. Морейн — патологический конспиролог, Найнив — неуравновешенная деревенская знахарка, Эгвейн — ни рыба, ни мясо, Мэт — плут и бездельник. Персонажей в цикле гигантское количество, но ни за одним из них следить не интересно.

Сюжет. Сильно затянут, изобилует абсолютно немотивированными повторами, бесконечными описаниями несущественных деталей. Первый том, на мой взгляд, получился самым динамичным и увлекательным. Завязка сюжета, интрига побуждали двигаться дальше вместе с героями. В остальных частях хотелось оставить их заниматься своим суперважным почти-ничего-не-деланьем, забежать вперед и узнать, чем все закончиться.

Может быть, этот цикл и зашел бы мне, будь я лет на 20 помоложе, но сейчас он кроме скуки у меня ничего не вызвал. Однако, повторюсь, первый том, как самостоятельное произведение любителям жанра рекомендую.

P.S. Больше всего «доставила» формулировка «друзья Темного» (может это издержки перевода?). Ну какие у Темного могут быть друзья?!

Оценка: 6
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дорогие читатели, извините но тут что негативные отзывы на эту книгу удаляют?

Я из-за этой книги просто разлюбил читать на весь 2021. Где то на середине я ее дислоцировал в туалет, где тягостно дочитывал в течении 5 месяцев. Там бестолково и невнятно абсолютно все. Автор уделяет какое то невероятное число слов какому то совершенно бестолковому миру, при этом в следующем абзаце он в двух предложениях может описать как для персонажей прошло две ночи, затем удариться в описание какой то пустыни на 2 страницы или какого-то очередного выдуманного персонажа выдуманной эпохи который описан в глоссарии. Затем снова, в течении двух предложений другой основной персонаж заболел, поправился и влюбился. Единственный момент за весь этот год в который я не мог оторваться от книги и мне стало интересно — это когда Ранд попал во дворец и познакомился с дочерью королевы. Но затем все вернулось на круги своя — он вернулся к какому то невнятному ненужному трактирщику, который нафиг не нужен в этой книге, но на него потрачено столько времени. Болезнь Мэта — это вообще смешно. Он менялся пол книги, вроде был заметен какой то распад личности, потом он просто за 1но предложение поправился. Потому что магия ай седай. Всем понятно что Джордан вдохновлялся толкиеном. Все персонажи — сплошная калька. Я тоже вдохновлялся Толкиеном и писал фентези когда мне было 13. У меня получалось интересней и осмысленней. Просто кал если честно.

Оценка: 1
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К широко известным циклам и эпопеям у меня всегда сложное первоначальное отношение. Я долго раздумываю, ведь начинать погружение в историю, которая может насчитывать тысячи и тысячи страниц страшновато. Во-первых: боишься потерять ЗРЯ много времени. Во-вторых: жалко времени даже, если окажется, что текст в принципе читаем, но ничего выдающегося нет. Но желание, найти «нового Властелина Колец», или «новую Песнь Льда и Огня» не оставляет. Всё хочешь найти в обыденной будничности своего читательского бытия какую-нибудь, хотя бы жемчужину, про алмаз молчу. И поэтому, с упорством достойным лучшего применения, я пытаюсь читать (искать) разных авторов в жанре фэнтэзи, надеясь на чудо. Но, увы, чудеса случаются крайне редко.

Вот и «Око мира», несмотря на восторженную реакцию большинства, особых восторгов у меня не вызвал. Эпично, но очень вторично. Подробно, но зачастую очень занудно.

Множество героев, но настоящих образов, которым ты бы мог искренне сопереживать нет.

Во многих отзывах отмечены аллюзии с Толкиеным. Ктулху Милосердный да какие аллюзии! В большинстве случаев обычный «копирайт», да к тому же не очень талантливый. Особенно это касается персонажей, населяющих Мир Колеса. Понятно, что жители Двуречья ( читай Шира) Ранд, Мэт и Перрин это хоббиты. Лан, последний лорд Семи Башен, некоронованный король это вылитый Арагорн. Бегающий с волками Илайас почти Беорн. Троллоки так же линейно выписанная пехота Зла, какой у Профессора являлась орочья рать. Ну там хотя бы у некоторых орков были даже имена, они ДАЖЕ разговаривали друг с другом и делились на подвиды. А здесь?

Ладно, идём дальше. Пламменноглазый Баалзамон = Багряноокий Саурон, Андор — Гондор, мурддраалы — назгулы..и т.д.,и т.п. Даже свой псевдоГоллум имеется в лице странствующего торговца Падана Фейна. С этого периодически пропадающего, а потом появляющегося персонажа я реально «орал«! Это АЛЛЮЗИИ!!???

Дальше — больше. Мы встречаем каменные статуи королей вдоль реки, птиц — шпионов, Огиров и Зелёного человека, которые, ну чем вам не энты? Я просто утомился подмечать подобные детали. Понятно, что сам автор КАК БЫ не скрывает своего увлечения творчеством Толкиена, но приличия КАК БЫ надо соблюдать. Нельзя же так откровенно, пусть даже весьма творчески, «перенимать».

Но ладно, если бы герои получились по-настоящему живыми. Но они просто пошлы в своей примитивности. НИ ОДНОГО, НИ ОДНОГО, к удивлению своему образа, не отметил для себя как достойного сопереживания. Да в небольшой повести Танит Ли их больше! Как-то наивно -примитивно, местами просто бестолково и неестественно ведут себя герои Джордана. Особенно женщины. Поведение, речь всех этих Эгвейн, Иллэйн, Моргейн и прочих Найнив это что-то с чем-то. Я просто бесился от их неправдоподобности.

Атмосферы, которая должна побуждать читателей одолевать все эти сотни страниц романа у текста просто нет. От слова совсем.

Все эти бесконечные харчевни и постоялые дворы (займусь как-нибудь на досуге — все посчитаю и выпишу названия, опубликую потом отдельным постом), описания бесконечных путевых пейзажей (ей-богу записки путешественника) ничего кроме раздражения не вызывают ибо существуют абсолютно сами по себе, так сказать вне смысла текста. Выделяется разве что картина природы Запустения. Она автору действительно удалась.

Могу выделить ещё пару эпизодов, когда мне реально было интересно читать. Это описание быта Лудильщиков, все эти «танцы с волками» Илайаса, нравы Белоплащников в их лагере во время пленения Перрина. Таких ярких, выделяющихся пятен в романе немного, но они есть.

Неплоха и сама идея, когда работа загадочного Колеса Времени, где жизни большинства людей лишь нити, из которых плетётся полотно истории Мира, вдруг изменяется. Появляются та верен — люди, вокруг которых начинаются сплетаться САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ УЗОРЫ, могущие изменить всю картину мироздания.

А некоторые из них становятся Драконами, которые....А вот чтобы узнать, кто они такие и что эти, Ктулху милосердный, драконы будут делать, надо читать дальше. И я не знаю, стоит ли это делать.

Прочитайте 126, мой 127, отзывов и решайте сами. Ничего рекомендовать не буду.

Шесть баллов за масштаб и небесталанность письма.

Оценка: 6
–  [  31  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уныло. Традиционный — в плохом смысле слова — для этого жанра сюжет а ля «Враги сожгли родную хату, главный герой — обычный парень, но на самом деле в нем скрыта невероятная сила, он должен спасти весь мир от Великого Зла, и никак не меньше, и отправляется в тяжелое-и-опасное-приключение-против-своей-воли № 543573». Конечно же, Великий Герой с самого начала убивает врагов — троллоков — пачками. Конечно же, у Великого Героя есть любимая девушка. Клише налезает на клише. Окружающий мир как будто скопипастен из известнейших Забытых Королевств или Средиземья. И даже если переименовать орков в троллоков, назгулов в мурддраалов, а вместо эльфов запилить фракцию людей Айз Седай — это не уберет ощущения вторичности.

После такого остальное уже не имеет значения, читать неинтересно. В плане оригинальности мира и сюжета роман не выдерживает никакого сравнения с «Игрой престолов» или «Обреченным королевством», но если вы любитель именно такого заезженного эпического фентези, он может вам понравиться.

Оценка: 3
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Где-то прочитал , что сиё творение сравнивают с «Властелином колец» Толкиена. Ну да, уж лучше это был бы плагиат, зато качественный и читаемый. К Толкиену эта проза имеет отношение не больше, чем корова к балету. Ужасно-наивная чушь с неестественным миром, глупыми, пафосными и полукартонными героями. Следует отдать должное, что иногда у автора и появляются какие-то попытки оживить повествование, сделать картину более яркой, но эти попытки тут же тают по пришествию героев в очередную таверну. Вообще, с этими тавернами прям фетиш какой-то. Сложилось впечатление, что автор откуда-то услышал, что кабаки были в средневековом мире ключевыми строениями и там сходились все пути и решались судьбы. Автор развил эту догму в своём романе настолько буквально, что кроме смеха эти бесконечные прыганья со одного постоялого двора на другой ничего не вызывают. Приправой к этому является пафосная история о божествах и героях картонного мира. История очень скучная. Хотя, иногда, чтобы оживить действие (наверное) герои начинают вести себя как клинические идиоты. В общем, книга показалась мне предельно унылой. Жаль потраченного времени.

Оценка: 3
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это довольно занимательно, что Роберта Джордана так принято ругать. Ругать, причем, по многим фронтам — за затянутость, за стервозность некоторых женских персонажей, за обилие терминологии, а также описаний платьев/окружения/внешности/привычек/чего-то еще детализующего. При этом, принято сравнивать его с Мартином в ключе дивного-гениального автора нетленного шедевра фэнтези ПЛИО против запутанного толкино-подражателя Джордана. Я нахожу это ироничным и довольно смешным, но у нас отчего-то принято так думать — что Мартин, он как бы непогрешим, и всех надо с ним сравнивать, чтобы еще раз возвысить «мэтра». Но речь не о Мартине.

Роберта Джордана и «Око Мира» непосредственно принято ругать за подражание Толкину даже с оговоркой на то, что автор сделал Двуреченскую часть и состав геройской партии подобным специально, чтобы читатели чувствовали себя комфортнее в мире с отличной философией. Мол, было уже. Это, в принципе, тоже довольно смешно.

Достоинства автора, полностью раскрытые в последующих томах (наряду с недостатками), в «Оке Мира» расцветают в достаточной мере. Это государства и города, каждое отличное от другого, со своим духом и настроением, атмосферой (даже стиль музыки и цветовую гамму легко додумать, исходя из данного в тексте). Это уникальность внешностно-культурного колорита жителей предоставленного мира. Это,в конце концов, характеры персонажей, прописанные и логичные, сохраняющие узнаваемость даже при фундаментальных изменениях личности. Джордан предоставляет ненапряжный сюжет, дающий достаточно экспозиции для дальнейших материалов и достаточно главных нитей, за которыми можно следить, и «Око Мира» обретает огромную ценность как первый том длинной саги, а уж отсылки к тому, что произойдет в совсем уж далеких томах, вовсе дарят какое-то волшебное ощущение. Стоит только уделять прочтенному внимание, запоминать странные моменты и следить за развитием.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К сожалению, далеко не все любят думать и следить, читая фэнтези. Наверное, это объясняет популярность посредственного чтива руки Пехова, который наполняет свои обобщенные шаблоны всем, что наворовал из компьютерных игрушек.

Но, как мне кажется, самое главное, что дарит Роберт Джордан своим продуманным миром — логику. Говоря начистоту, те, кто читают/смотрят/играют фэнтези, думаю, заметили, как популярна у авторов тема «раньше трава была зеленее, везде были могущественные артефакты в бытовухе, а ныне мы просрали все полимеры». Джордан — не исключение, но вот только у него момент «все потеряно» еще и обоснован сюжетом и лором.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Так, ангриалы, са'ангриалы и тер'ангриалы — редкость и ценность, потому что сейчас их никто не делает. Почему никто не делает? Могли бы и делать, но для этого необходимо использовать обе половины Истинного Источника. А как их использовать, если саидин запятнана Темным и приводит к безумию или болезни, а всех мужчин, способных направлять, либо убивают, либо укрощают? Да даже если бы и нет, рискнули бы Айз Седай создавать артефакты, когда половина создающей силы осквернена — а вдруг на выходе получится что-то злое, проклятое и неподконтрольное? Хуже, подконтрольное только Приспешникам Темного?

Да, Джордан не идеален. Да, местами он бывает замудрен и уныл, уходит в отвлекающие детали. Да, «реалистичность» некоторых моментов (привет Мэту и его «Карай ан Калдазар, ал Эллисанде» в стрессовом бою с мифологическим врагом) порой вводит в ступор. Но большинство претензий к автору все же смешны, потому что «Око Мира» обладает таким количеством достоинств и настроения, а самое главное, совершенно своим рисунком атмосферы мира, что позволяет закрыть глаза на многие минусы. Но правда, эта книга не для тех, кто любит «он пришел, получил, ушел, убил врага, конец». Эта книга для тех, кто любит оригинальные миры и понимает, как важна для фэнтези убедительность матчасти этого самого мира. Для тех, кто понимает, как редко встречается внутримировая и аутентичная трактовка знакомых концепций (та'верен). Для тех, кто любит следить и обдумывать и читал и сравнивал хотя бы немного больше книг, чем разрекламленный Мартин и Толкин-которого-читали-все.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Можно сколько угодно говорить об этой книге, в любом случае найдутся как почитатели, так и хейтеры, на вкус и цвет все фломастеры разные, а всем не угодишь. В данном случае, следует помнить, что книга написана почти через сорок лет после ВК. Кальку можно было нагло написать ещё намного раньше, но Джордан не занимался калькой с ВК, он тщательно выстроил свою собственную Вселенную, существующую по схожим законам. Если старательно выстраивать параллели, можно найти много совпадений, но они, как мне кажется, по большей части будут надуманны. Важно помнить, что Толкин соединил в своём творчестве католичество и мифологию, Джордан же развил всё это ещё глубже и дальше, прописав историю мира и психологию персонажей, отношения между ними с необычайной тщательностью. Джордану удалось найти уникальный баланс между экшеном, подробностями и философией, который я больше нигде не встречал. Причём его фэнтезийная вселенная очень близка к нашему реальному миру, например если убрать все технологии и вернуться в средневековье, но только без преобладающей религиозной составляющей, и если добавить магию и ярко выраженные силы зла. Эффект же от прочтения просто потрясающий: воображаемый мир окутывает тебя, словно лоскутное одеяло, он настолько кажется реальным и живым благодаря множеству мельчайших штрихов, что потом трудно осознать, что ты сидишь всего-навсего в своей комнате с книжкой в руках. Когда герои разделяются, появляется несколько сюжетных линий, развивающихся параллельно, и следить за ними попеременно безумно интересно. Каждый главный герой обладает своим ярко выраженным характером и чертами, и даже второстепенные герои выписаны прекрасно и поданы как своеобразная изюминка. В наше время нужно заниматься чем-то вроде эскапизма, чтобы убегать от окружающей реальности, негативных новостей и назойливой рекламы, проблем взрослой жизни и всякого такого, что мешает ощутить давно забытую в детстве сказку, — и книги Джордана, поверьте, для этого идеальный вариант. Отмечу также великолепный перевод и стиль в новом издании, надеюсь, переводчики и редакторы будут держать планку и дальше. Рекомендую настоятельно всем любителям Толкина и классического фэнтези, цикл очень знаковый и выдающийся.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Расскажите подробнее, чем вам понравилась книга... Да ничем, загрызи меня вошь, не понравилась.

Автор сказал в одном из интервью, что намеренно подражал творению Толкина. Дескать, все нормально, дорогие читатели, вы в знакомом мире. Только вдумайтесь! Плагиат, вторичность, недостаток фантазии, пустые персонажи, скучное и утомительное повествование — оказывается всего лишь приемы в литературе, в основе которых лежит намерение автора погрузить читателя в свой скудный и убогий мирок в щадящем, так сказать, режиме.

Я уверен, и в этом — как мне кажется, — отчасти и кроется разгадка популярности данного сочинения, господин Джордан решил сразу привлечь на свою сторону немалую армию любителей эпического фэнтези в духе «Властелина Колец». Проще говоря, перед нами откровенно коммерческая поделка, рассчитанная на подростков. Особенно на девочек.

Но, думаю, не стоит дальше излишне мусолить сей опус. Можно было бы добавить, к примеру, нелогичное и откровенно глупое поведение персонажей; наспех, на мой предвзятый взгляд, слепленную концовку, лишь подтверждающую коммерческую направленность романа и так далее...

Но, повторюсь, не стоит. Итог же, друзья, таков. Это не эпическое фэнтези. Не героическое фэнтези. Не темное, черт побери, фэнтези.

Это никакое фэнтези.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх