FantLab ru

Роберт Джордан «Око мира»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Голосов:
3320
Моя оценка:
-

подробнее

Око мира

The Eye of the World

Роман, год; роман-эпопея «Колесо Времени»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Жители небольшой деревни Эмондов Луг не без основания считали, что приближающийся праздник будет лучшим за многие годы. Но надежды их не сбылись — в ночь перед ним на деревню напал отряд троллоков, солдат Тьмы, до сих пор считавшихся не более чем мифом. Чтобы обезопасить своих родных и друзей, трое юношей — Ранд, Мэт и Перрин — вынуждены отправиться в далекий путь в поисках убежища, ведь именно они и были целью нападения. Но есть ли в этом мире спокойное убежище для тех, на кого пал взгляд самого Темного?

© Nog
Примечание:

В 2002 году появилось новое издание «Ока Мира» на английском языке (в серии «Young Adults» того же изд-ва Tor Books) в котором перед прежним прологом помещен еще один — из детства Ранда и прочих двуреченцев, а также дополнен глоссарий. Это издание состоит из двух томов — «Из Двуречья» («From the Two Rivers») и «В Запустение» («To the Blight»).

В однотомных изданиях «Ока мира», выпущенных в сериях «Золотая серия фэнтези» и «Колесо времени», глоссарий сокращён по объёму практически в три раза по сравнению с первым изданием — двухтомником в «Веке Дракона» 1996 г. Оставлено 54 статьи из 158. Причём принцип сокращения не понятен совершенно. Так, были убраны все синонимичные термины, содержащие только ссылки на основные статьи (например: «Отец Лжи. См. Темный» или «Получеловек. См. Мурддраал»). Исчезли абсолютно все статьи с именами действующих лиц (например: «Айбарра, Перрин», «Байар, Джарет», «Гавин», «Мачира, Илайас») и почти все статьи с географическими названиями (например: «Байрлон», «Кэймлин», «Марадон»). Но, что самое удивительное, под нож пошла часть статей с основополагающими терминами, такие, как «Колесо Времени» или «Разлом Мира».

В текстах тех статей глоссария, что остались, сокращений нет. Поэтому в них часто попадаются ссылки на убранные статьи, способные вызвать у читателя, не знакомого с первым изданием, недоумение. Так, в статье «Единая Сила» есть ссылка: «См. также направлять, Времена Безумия, Истинный Источник». Первых двух нет. Статья «Совет Деревни»: «См. также Круг Женщин». Никакого «Круга...» вы в глоссарии однотомника не найдёте. Статья «Троллоковы Войны»: «См. также Договор Десяти Государств». Естественно, отсутствует.


В произведение входит:

  • Из Двуречья / From the Two Rivers
  • В Запустение / To the Blight

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— роман-эпопею «Колесо Времени»


Награды и премии:


лауреат
Премия "Озон" / Prix Ozone, 1997 // Зарубежный роман фэнтези (США)

Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2005 // Переводной роман (США, 1990)

Похожие произведения:

 

 


Око мира. Книга I
1996 г.
Око мира. Книга II
1996 г.
Око мира
2000 г.
Око мира
2001 г.
Око мира
2001 г.
Око мира
2005 г.
Око мира
2005 г.
Око мира
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Око мира
2015 г.

Издания на иностранных языках:

The Eye of the World
1990 г.
(английский)
The Eye of the World
1990 г.
(английский)
The Eye of the World
2002 г.
(английский)
The Eye Of The World
2011 г.
(английский)
The Eye of the World
2012 г.
(английский)
The Eye of the World
2019 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Где-то прочитал , что сиё творение сравнивают с «Властелином колец» Толкиена. Ну да, уж лучше это был бы плагиат, зато качественный и читаемый. К Толкиену сия проза имеет отношение не больше, чем корова к балету. Ужасно-наивная чушь, с неестественным миром, глупыми, пафосными и полукартонными героями. Следует отдать должное, что иногда у автора и появляются какие-то попытки оживить повествование, сделать картину более яркой, но эти попытки тут же тают по пришествию героев в очередную таверну. Вообще, с этими тавернами прям фетиш какой-то. Сложилось впечатление, что автор откуда-то услышал, что кабаки были в средневековом мире ключевыми строениями и там сходились все пути и решались судьбы. Автор развил эту догму в своём романе настолько буквально, что кроме смеха эти бесконечные прыганья со одного постоялого двора на другой ничего не вызывают. Приправой к этому является пафосная история о божествах и героях картонного мира. История очень скучная. Хотя, иногда, чтобы оживить действие (наверное) герои начинают вести себя как клинические идиоты. В общем, книга показалась мне предельно унылой. Жаль потраченного времени.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то дошёл до “Колеса времени”. Ну что сказать? С одной стороны, интересно. И мир любопытный, и прописан хорошо, и сюжет после первой главы захватывает. Не терпится узнать, что же дальше с героями произойдёт.

Да, есть некоторые отсылки к “Властелину колец”. Но называть фанфиком по мотивам язык не повернётся, совсем нет. Скорее, они воспринимаются как аллюзии, тонкий намёк, что-то типа “давайте вспомним, как у Толкина было, и улыбнёмся”.

В общем, отличная была бы книга... да вот только иногда она вдруг начинает казаться затянутой. Слишком много почти одинаковых фраз про одно и то же, повторов. Причём по-разному: иная глава такой поворот сюжета приносит, что вот просто не терпится узнать, что же дальше будет. А в другой главе герои опять куда-то идут, как и три главы назад, как и пять глав назад, а потом одному парню снится сон, как и шесть глав назад, как и десять глав назад.

Резюмируя: автор молодец, но с редактором ему не повезло.

Тем не менее, буду продолжать читать. И, похоже, чаще с интересом.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дорогие читатели, извините но тут что негативные отзывы на эту книгу удаляют?

Я из-за этой книги просто разлюбил читать на весь 2021. Где то на середине я ее дислоцировал в туалет, где тягостно дочитывал в течении 5 месяцев. Там бестолково и невнятно абсолютно все. Автор уделяет какое то невероятное число слов какому то совершенно бестолковому миру, при этом в следующем абзаце он в двух предложениях может описать как для персонажей прошло две ночи, затем удариться в описание какой то пустыни на 2 страницы или какого-то очередного выдуманного персонажа выдуманной эпохи который описан в глоссарии. Затем снова, в течении двух предложений другой основной персонаж заболел, поправился и влюбился. Единственный момент за весь этот год в который я не мог оторваться от книги и мне стало интересно — это когда Ранд попал во дворец и познакомился с дочерью королевы. Но затем все вернулось на круги своя — он вернулся к какому то невнятному ненужному трактирщику, который нафиг не нужен в этой книге, но на него потрачено столько времени. Болезнь Мэта — это вообще смешно. Он менялся пол книги, вроде был заметен какой то распад личности, потом он просто за 1но предложение поправился. Потому что магия ай седай. Всем понятно что Джордан вдохновлялся толкиеном. Все персонажи — сплошная калька. Я тоже вдохновлялся Толкиеном и писал фентези когда мне было 13. У меня получалось интересней и осмысленней. Просто кал если честно.

Оценка: 1
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и пришло время взяться за один из самых известных и объёмных фентези циклов. Решиться на это для меня было весьма непросто, так как у меня медленный темп чтения, но всё же я открыл первый том и не пожалел об этом. Кстати, пишу этот отзыв после того, как прочитал и вторую книгу (из-за беглого изучения отзывов читателей думал, что будет плохо, но нет — она очень увлекательная).

Вообще не может впечатлить то, с какой интенсивностью развиваются события в произведении. Первые страницы, буквально первые страницы берут высокий темп и не отпускают его до самого конца. Для меня это было прям каким-то прекрасным праздником, Рождеством — то количество событий, происходящих с героями. Автор с головой окунает нас в невероятную заварушку и разогревает пламя интереса, заставляющее возвращаться к книге при любой возможности.

Я видел обвинения в графоманстве, но не могу сказать, что тут оно было. Я люблю полноту картины, поэтому оказался только рад, когда увидел то, с каким трепетом Джордан описывает окружение, быт жителей. Для меня в этой книге баланс и динамика были идеальными. Много живых героев, мириады событий, большой атмосферный мир, живущий своей жизнью, пока ты переживаешь с персонажами их путь.

В этой книге для меня есть всё, что позволяет назвать её идеальной (хотя конечно же и можно найти к чему придраться, но после такого увлекательного приключения делать этого совсем не хочется). Всё по делу и очень увлекательно, поэтому ставлю оценку «10».

Оценка: 10
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга понравилась! Читается отлично. Проработанный мир, проработанные характеры. Осталось огромное желание узнать, что будет дальше.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начиная читать «Око мира, я даже не могла представить, насколько филигранно выписанный мир развернется перед моим внутренним взором. Эта книга создает ощущение полного погружения в другую историю Земли, человечества и не только человечества. Мир «Колеса времени» не просто многогранен, он имеет даже не многовековую, но многотысячную историю, не просто подробную, но детальную, настолько естественную для каждого героя книги, что к ее финалу она воспринимается как само собой разумеющееся.

Будучи едва ли не толще «Войны и мира», «Око мира» ни в какой момент не скатывается к монотонному описанию множества деталей, составляющих столь живописное место действия. История этой вселенной разворачивается перед читателем постепенно: в рассказах менестреля, в разговорах, в отдельных замечаниях героев. Автор не отвлекает читателя от своих героев и от их пути, но насыщает путь персонажами и обстоятельствами, раскрывающими страница за страницей это место, его правила, его особенности.

В мироустройстве «Колеса времени» ключевую роль играет четкое разделение на черное и белое: на Свет и Тьму как две крайности существования мира. Не делая героев точно хорошими или точно плохими, автор умещает в книгу такую философию. Свет здесь – это нормальность, Тьма же – отклонение от нее. Естественно идти в свете, но свет многогранен, это вовсе не обязательно святость или героизм, или что-то еще, это всего лишь жизнь. Тьма же рассматривается как обычное зло, и любые приспешники Тьмы — плохие по определению, как и так называемый Темный, определенно, местное наименование Сатаны, о чем говорит и его настоящее имя. Зло как таковое не имеет здесь оправданий, не имеет здесь целей, кроме обычного стремления к разрушению, просто потому что такова его природа. Обычно однобокое изображение отрицательных персонажей вызывало бы негодование, но здесь восприятие Темного воплощением крайности настолько естественно, что не вызывает никаких вопросов. Что же до его приспешников, то каждый из них ведом каким-то разрушительным грехом, чаще всего, просто алчностью, которую автор рассматривает как основу любых бед и горестей. Приспешники Тьмы и ее порождения также не отличаются никакими положительными человеческими качествами, они не только Свету враги, но и друг другу. Так, естественное зло, встреченное героями в вымершем городе Шадар Логот, не делает разницы, кого уничтожать. Так, порождения Тьмы совершенно не заботятся о своих союзниках, что подчеркивается в финале книги в рассказе одного из приспешников Темного. Единственные чувства, которые ведут зло вперед: уже упомянутая алчность, а также страх. Все чувства низменные и простые. Борьба против Тьмы – борьба за нормальность.

Примечательно, что в столь богато описанном мире совсем нет места никакой религии. Все просто верят в Свет и ненавидят и опасаются Тьму. Конечно, это базис любой религии, но, изображая мир таким, автор показывает, что этого вполне достаточно для счастливой жизни. Благодаря столь простому взгляду на предмет веры, автор обходится без традиционных атрибутов религиозных культов времени, близкого к Средневековью: здесь нет никакой инквизиции, никто не подавлен и не угнетаем, здесь у всех более-менее равные права. По мышлению герои Джордана – практически, современные люди. Впрочем, он не отказывается и от крайностей Света, вводя в сюжет Детей Света – секту, обладающую строгими правилами и характеризуемую нетерпимостью к окружающим. Но такая секта не имеет поддержки в обществе, в государстве, и, если они и не гонимы, они не приветствуются. Таким образом, общество в этой книге здорово. Люди не злые, не добрые, не запуганные – разные, но, определенно, свободные.

Невозможно не заметить некий крен в сторону матриархата. Он характеризуется и тем фактом, что только женщинам здесь доступна местная магия, и тем, что, например, государством правит королева, и наследницей является дочь, а не сын. Но крен этот все же не сильный, для миру Колеса времени больше характерно равноправие. Пусть сейчас сила доступна лишь женщинам, но это последствия того, что сильнейшие, кто мог ее использовать – мужчины – где-то поступили неверно. Крайности и Света, и Тьмы – мужчины, не женщины.

Что же до самого парадокса возможности направления силы, то верно рассматривать ее как талант. В «Колесе времени» не сумевшие совладать со своим талантом гибнут буквально, в обычном мире происходит то же самое, но в переносном смысле слова. Мужчины, лишенные возможности реализовать свою силу, теряют желание жить: люди, не имеющие возможности самореализовываться, тоже рискуют потерять смысл жизни. Даже отношение к Айз Седай близко к отношению к талантам: многие их ненавидят из-за их отличия от всех остальных, но многие к ним стремятся.

Хочется также отметить, что в достаточно свободном мире Колеса времени каждый свободен поступать как хочется. Здесь нет никаких искусственных барьеров, вроде социального статуса, религиозной принадлежности, решений каких-то родственников, традиций и прочего. Убрано многое, и без него у каждого гораздо больше шансов на счастье.

Что же до сюжета, то «Око мира» напоминает длинное вступление, предисловие к чему-то важному и масштабному. Не так уж просто преодолеть первые главы, и все ждешь и хочешь, чтобы побыстрее хоть что-то значительное случилось. Но это дело привычки: в книге в 400 страниц все произойдет в два раза быстрее. Со временем втягиваешься, и обстоятельный стиль повествования уже не вызывает желания перелистать страницы вперед. «Око мира» — своеобразные путевые заметки с множеством персонажей, как главных, так и не очень. Кажется, автор просто хотел провести читателя по созданному им миру, показать его уголки и раскрыть правила. Он разделяет отряд, следуя за каждой его частью и сталкивая с разными народами, разными людьми. Он открывает в каждом что-то новое, и вокруг – тоже. Это едва ли не интереснее конечной цели.

Сама тема избранности совсем не нова, но интересно, что «Око мира» — лишь начало становления главных героев. Важно было создать каждому убедительный характер, и это, определенно, удалось. Каждый – индивидуален, и в какой-то момент свое раскрытие получают все. Даже долгое время «каменный» Лан оказывается в каких-то штрихах невыносимо человечным.

За счет своей продолжительности, роман оказывается очень кинематографичным: подробно описано все. И листья, и деревья, и люди, и обстановка. Даже падающие из-под подошв камешки не остаются забытыми. Это создает невероятную атмосферу и богатую картину перед глазами.

Также важно, что «Око мира» — совсем не сказка. Это взрослое произведение в необычных декорациях, но ни в какой момент оно не становится примитивным, не держит читателя за идиота. Ни в какой момент оно не становится банальным. Язык – взрослый, умный, красочный и богатый. Подход к происходящему, героям – продуманный, глубокий. Каждый поворот в финале перекликается с происходившим в книге ранее.

Единственным недостатком для меня является лишь Око мира как плановая финальная цель похода отряда. Все основное происходит потом случайно, незапланированно, но именно оно приводит героев к искомым результатам. А вот план не привел бы! Тогда почему он был? Что бы он давал? Это единственный вопрос, ответа на который я найти не могу.

Восхитительная книга на внушительные 800 с лишним страниц, подробная, умная и удивительно поглощающая. Это не тот роман, что можно проглотить за пару дней. Но тот, что способен восхитить, заворожить, чьи герои вполне способны стать родными и приятно привычными. Это грандиозный роман, открывающий не менее грандиозную эпопею, и его стоит читать.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роберт Джордан, в некотором роде, стал для меня отправной точкой в знакомстве с классическим героическим фэнтези. До этого, место в моем рационе занимал сплошной гримдарк. И после прочтения первой книги, с уверенностью могу сказать, что это был лучший выбор для знакомства с этим основополагающим поджанром фэнтези. Первый роман «Колеса Времени» настолько большой и насыщенный, что я даже не знаю, с чего лучше начать эту рецензию. Поэтому начнём именно с этого. Многие ругают Джордана за его подробные описания всего и вся, за неторопливость повествования, за затянутость (и возможно, что дальше это меня ждёт), но «Око Мира» просто насыщенна постоянными действиями, пусть они и не такие масштабные, как во второй половине какого-нибудь одиночного романа на 400-500 страниц, но эти события происходят постоянно. Двуречье, Байрлон, Шадар Логот, Беломостье, Кеймлин, Запустение, куда бы не пошли наши герои с ними постоянно постоянно что-то происходит, и нигде они не могут почувствовать себя в настоящей безопасности и просто отдохнуть.

А героев здесь не меньше чем событий происходящих с ними и каждый из них по-своему харизматичен, у каждого своя история, свои переживания и своя причина быть там, где они находятся. И пусть зачастую автор объясняет путь и связь героев тем, что «Колесо плетет так, как хочет колесо», он так же показывает почему они пошли в это путешествие с тремя мальчиками из Двуречья и Айз Седай, и почему не могли или не хотели поступить иначе. И именно те персонажи, которые так или иначе принимают участие в жизни и путешествии наших главных героев, являются самыми интересными и неоднозначными в этом романе. Илайас, Том, Лойал, Мин, про каждого из них хотелось бы узнать как можно больше и каждого из них я надеюсь встретить в следующих томах этой огромной эпопеи.

Так как это героическое фэнтези, то ему, конечно, присущи все клише и минусы этого жанра — герои избранные, особенные и вокруг них крутиться весь мир и все события, за них не особо переживаешь, ведь с самого начала понимаешь, что с ними вряд ли что-то случится (но даже тут Джордан большой молодец и сделал их живыми, они болеют, они боятся, они испытывают чувства и им веришь). Зло — это зло, добро — это добро, путешествие — это настоящее путешествие, в котором все куда-то постоянно и не останавливаясь идут, герои этого мира, его преданий — действительно избранные и с их силой ничто не может сравниться. Но эти клише не делают книгу хуже, особенно для меня, читающего классическую героику первый раз.

Определенно Око Мира — это достойный внимания и всяческих похвал роман, с огромным продуманным миром, со своей историей, своими условностями (возвращаемся к Колесу, которое плетет так, как хочет колесо и упомянем величие женского пола над мужским, как в кастовой системе, так и в системе местной магии) и своими минусами, который начинает огромную эпопею «Колесо Времени», и делает это так, что отказаться от продолжения уже просто невозможно.

«Что ж, переживем, будь на то воля Света». «И если не будет на то воли Света, все равно переживём». 8/10

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Последнее время не так много прочитываю книг даже в год, всё приходится бросать по причине того, что надоедает и провисает сюжет частенько. Но вот новому изданию «Ока мира» от «Азбуки» удалось меня по-настоящему увлечь и впечатлить. Как результат толстая книга почти в 900 страниц прочиталась махом за одну неделю, и оставила после прочтения сладостное чувство даже какой-то завершённости, несмотря на то, что приключения героев только начинаются. Давно у меня так легко не читался никакой текст, давно меня не увлекала так никакая книга. Но всё же из-за обилия в книге сил зла и их охоте за главными героями было несколько неуютно. И это единственное, что подпортило впечатление. Герои хороши, динамика выше всяческих похвал, география и проработка мира на высочайшем уровне. Оценка — «очень хорошо» !

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Можно сколько угодно говорить об этой книге, в любом случае найдутся как почитатели, так и хейтеры, на вкус и цвет все фломастеры разные, а всем не угодишь. В данном случае, следует помнить, что книга написана почти через сорок лет после ВК. Кальку можно было нагло написать ещё намного раньше, но Джордан не занимался калькой с ВК, он тщательно выстроил свою собственную Вселенную, существующую по схожим законам. Если старательно выстраивать параллели, можно найти много совпадений, но они, как мне кажется, по большей части будут надуманны. Важно помнить, что Толкин соединил в своём творчестве католичество и мифологию, Джордан же развил всё это ещё глубже и дальше, прописав историю мира и психологию персонажей, отношения между ними с необычайной тщательностью. Джордану удалось найти уникальный баланс между экшеном, подробностями и философией, который я больше нигде не встречал. Причём его фэнтезийная вселенная очень близка к нашему реальному миру, например если убрать все технологии и вернуться в средневековье, но только без преобладающей религиозной составляющей, и если добавить магию и ярко выраженные силы зла. Эффект же от прочтения просто потрясающий: воображаемый мир окутывает тебя, словно лоскутное одеяло, он настолько кажется реальным и живым благодаря множеству мельчайших штрихов, что потом трудно осознать, что ты сидишь всего-навсего в своей комнате с книжкой в руках. Когда герои разделяются, появляется несколько сюжетных линий, развивающихся параллельно, и следить за ними попеременно безумно интересно. Каждый главный герой обладает своим ярко выраженным характером и чертами, и даже второстепенные герои выписаны прекрасно и поданы как своеобразная изюминка. В наше время нужно заниматься чем-то вроде эскапизма, чтобы убегать от окружающей реальности, негативных новостей и назойливой рекламы, проблем взрослой жизни и всякого такого, что мешает ощутить давно забытую в детстве сказку, — и книги Джордана, поверьте, для этого идеальный вариант. Отмечу также великолепный перевод и стиль в новом издании, надеюсь, переводчики и редакторы будут держать планку и дальше. Рекомендую настоятельно всем любителям Толкина и классического фэнтези, цикл очень знаковый и выдающийся.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Немножко преамбулы. Я начал своё знакомство с циклом «Колесо времени» совсем недавно. Я узнал о нем, наткнувшись в интернете на новость о переиздании цикла. Это сподвигло меня найти о нем побольше информации. Естественно, узнав позже о том, что это огромный фэнтези-цикл, я, как любитель жанра, не смог пройти мимо. Прочитав множество отзывов, большинство которых были положительными, я решил приобрести первые два тома, которые были не так давно переизданы издательством Азбука в серии «Звёзды новой фэнтези». Теперь о книге.

Тематика, выбранная Джорданом, сама по себе довольно популярна, особенно в жанре фэнтези. Ну, вы знаете, эта вечная борьба добра с абсолютным злом. Однако я не думаю, что ее популярность не заслужена. Ведь тема борьбы добра со злом себя не изжила и, как по мне, никогда себя не изживет, поскольку эта основа основ не только книг, но и нашей жизни, так как в каждом из нас присутствует и противоборствует добро и злое начало в той или иной мере. Думаю, этим и обусловлена такая популярность данного жанра.

Далее, скажу сразу, мне понравилась книга «Око мира». Однако я не думаю, что это делает меня предвзятым, напротив я считаю, что у первой части есть свои небольшие недостатки, но об этом позже. Сама книга написана в жанре героическо-приключенческого фэнтези, поэтому по стилю напоминает «Властелин колец» Толкина. Кажется, что автор именно им и вдохновлялся, но я не думаю, что это плохо, да и не сказал бы, что «Око мира» очень уж похож на «Братство кольца», скорее уж наоборот, не похож.

Роман «Око мира» отличается высокой детализацией, пожалуй, в этом плане он сравним даже с профессором Толкином и его легендарным «Властелином Колец». Джордан подошёл очень тщательно к процессу разработки книжного мира, в нем большое количество городов, селений, рек и других объектов. Каждый объект, независимо важен он для сюжета или нет, назван своим именем и детализирован. Все это помогает детально воспроизвести мир Джордана в воображении, что для меня является большим плюсом. В сумме все это создаёт эффект погружения, без которого невозможно окунуться с головой в сюжет и у читателя может пропасть всякий интерес к произведению, особенно таких масштабов. Хотя стоит упомянуть, что у некоторых людей наоборот это вызывает отторжение и раздражение.

Большая часть персонажей колоритны, а их характеры отлично прописаны. Однако вот тут-то и кроются те небольшие, но все же раздражающие минусы. Во-первых, меня периодически коробило от большинства женских персонажей, все они своевольные, сильные и независимые особы и часто любят заявлять об этом во всеуслышание. Роберт Джордан местами слишком уж перегибает с феминизмом, особенно для 90-х годов, в которых и была составлена добрая часть цикла. Не подумайте, что я против сильных женских персонажей, но когда все дамы, которым отведена хоть какая-то роль в сюжете, постоянно пустословят о том, какие они крутые, не забывая при этом упомянуть, как ущербны мужчины, то это раздражает. Во-вторых, главный герой романа Ранд иногда выбешивает своим нытьем. Это, конечно, характер, которым наделил его автор, но со временем это начинает приедаться. Конечно, если учитывать, что автор хотел тем самым передать тоску Ранда о доме, то можно предположить, что это такая фишка, но тем не менее...

Что касается сюжетной канвы, то поначалу кажется, будто бы она довольно банальна, ведь из всех возможных вариантов автор выбрал довольно шаблонную завязку, но это только поначалу. По мере чтения и погружения отличная детализации и классный антураж делает своё дело, по крайне мере, со мной это было так, но на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет. Однако тут тоже не обошлось без небольшого минуса, местами сюжет провисает и несколько глав не двигается с мёртвой точки. Например, когда Ранд и Мэт остаются одни, автор несколько глав повествует о том, как они бродят по деревням, зарабатывают на жизнь и занимаются совершенно нудным бытом. Не знаю, возможно, автору нравилось описывать быт, но лично меня это не очень прельщает, ведь книга большой, весомый фолиант, растянутый почти на 850 стр., не говоря о том, что это только первая часть. Но не скажу, что это прям портит впечатление, ведь автор очень красноречив, да и переводчики постарались на славу.

Итак, я думаю, что роман «Око мира», учитывая его незначительные недостатки, заслуживает девятку с минусом, поэтому могу посоветовать всем любителям фэнтези не откладывать и взяться за чтение в ближайшем будущем, если, конечно, вас не пугает четырнадцать томов цикла и объём каждого тома. Да прибудет с нами Свет!

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Закончив «Око мира», я поняла, что могу смело удалять из списка лучших книг за месяц всё, кроме этой книги. Потому что она действительно лучшая не только в этом году, но и вообще среди всего, что я читала за последние года три, если не больше.

У Джордана я нашла то, что не нашла у Сапковского, Пехова, Хобб, Ротфуса, то, что всегда было в книгах Толкина — это красивый, объемный, многогранный мир, живые персонажи, в развитие и изменения которых веришь, это ощущение надвигающейся беды, которое нависает тяжёлой грозовой тучей над читателем всё время, пока читаешь. И даже в самом конце это ощущение не отпускает.

«Око мира» — это первая часть объемного цикла и, по-сути, очень польшой пролог, в котором завязывается история, начинаются приключения и герои становятся каждый на тот путь, каким будет двигаться дальше. Не смотря на то, что некоторые моменты нет-нет, да и наводят на мысли о «Сильмариллионе» и «Властелине колец», отличий и сходств я не искала. Если честно, то их не так уж и много. В «Око мира» хотелось погрузиться с головой и не выбираться в реальный мир до тех пор, пока всё это не закончится, правда, не всегда выходило, но это уже другой вопрос. Дальше о книге говорить без спойлеров невозможно, потому что хочется разобрать по кусочкам все события, все поступки героев. А ещё хочется скорее начать читать второй том, но я пока буду держаться.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Думаю эту рецензию стоит начать с того, что она будет поделена на две части — в начале я расскажу о самой книге и личных впечатлениях, а затем постараюсь ответить на разные вопросы, которые задают читатели перед тем, как начать знакомство с этим циклом.

Уже с самого начала начинаешь понимать, что эта история явно имеет тон классического фэнтези. Описания мира, героев, событий. В каждом слове, в каждом предложении это ощущается. Центральными героями у нас выступает троица — Ранд, довольно ответственный и целеустремленный персонаж, Мэт, энергичный и весёлый, и Перрин, сдержанный и рассудительный. Немалое количество уделено времени и второстепенным персонажам, коих здесь не мало. Хотя история начинается довольно стандартно для этого жанра, а именно — главные персонажи узнают что в мире творится неладное и отправляются в путешествие, дальше события будут развиваться не совсем стандартно.

У автора получилось создать очень большой и детальный мир, и поселить в него большое количество разных персонажей — именно этого и ждешь от эпического фэнтези. Джордану удалось создать невероятную атмосферу, как мира, который достаточно своеобразен, так и приключения, которое выпадает на долю наших персонажей, которые не очень то и видят себя в роли героев. И приготовьтесь — автор постоянно будет поднимать темы ответственности, тяжести выбора, последствий. Словом, у нас здесь не стеклянные болванчики, которым скажи что делать — и они без доли сомнений побегут в ту сторону. Этим книга очень подкупает.

Но есть ли у книги недостатки, спросите вы ? Что ж, переходим ко второй части. Одним из распространённых недостатков «Ока мира» является то, что книга очень похожа на «Властелин колец» Толкина, особенно завязкой сюжета, но дальше, уже со второй, автор перестаёт якобы подглядывать в сторону ВК и начинает делать свой мир, который ,«виден» уже во второй книге. Специально перед рецензией на «Око мира» я прочёл следующую книгу — «Великая охота» и могу сказать, что это не совсем правда — просто в первой книге много «пасхалок» и реверансов в сторону культового творения Толкина. Особенно это относится к началу — есть похожие сцены, когда, например, местный Назгул очень долго, сквозь деревья и листья, всматривается туда, где прячется главный герой; птицы разведывают территорию для тёмных сил; отряд входит в очень опасный тёмный участок территории, который давно заброшен и так далее. Но это все не воспринимается как плагиат, и в тех же мелочах понимаешь, что произведение совсем другое — Гендальф, например, никогда не сказал бы, что-то вроде «Если мне понадобится загнать Фродо до смерти к Роковой горе, то я так и поступлю, лишь бы кольцо не досталось Саурону». Далее — насчёт очень большого объёма книг и частых описаний всего и вся, в том числе одежды каждого персонажа. Да, это есть. Но для меня это воспринимается не как искусственное увеличение «хронометража» книги, а скорее добавляет детальности, позволяет показать насколько богат мир на разные детали — это не тормозит сюжет, определенная динамика всегда есть, по крайней мере в первых двух книгах. Тем не менее, несмотря на толщину первого тома, мир более полно раскрывается, на мой взгляд, именно во второй книге, а также там даётся ряд ответов на очень важные вопросы, так что из-за этого первая книга воспринимается уж очень вводной — пожалуй, это и есть главный недостаток «Ока мира».

Также в новом издании от Азбуки появился новый пролог — «Вороны». И на мой взгляд он АБСОЛЮТНО не нужен и может подпортить первое впечатление — 30 страниц нам показывают героев совсем детьми как они играются в родной деревеньке — ощущение что это делалось скорее для тех, кто уже знаком с персонажами и решил перечитать этот цикл. Второй пролог на 9 страниц, который следует за первым, намного более важен как с сюжетной точки зрения, так и с динамической.

В заключении скажу, что книга мне очень понравилась как раз именно потому, что то, что я от неё ожидал, а именно — эпичность, дух классического фэнтези, ощущение приключения; я и получил, и если вы сами ожидаете увидеть это в книге — разочарованными вы не останетесь. В то же время, если вы ожидаете нечто другое, книга может разочаровать. Но в любом случае я бы посоветовал взяться за продолжение, потому что оно действительно вносит больше ясности и, учитывая, что в цикле 15 книг, это совсем не удивительно.

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Напишу отзыв на первую часть эпопеи, так как из всего прочитанного она показалась самой интересной. На этот момент я осилил цикл до «Восходящей тени», и дальше продвигаться желания пока нет. Я не отрицаю талант автора. Безусловно, создание такого масштаба вселенной, ее воплощение в слове и образе, требует как минимум титанической работоспособности. Но...

Мир, на мой взгляд, вышел довольно банальным, без изюминки. Из оригинальных находок лишь магический источник, разделенный на мужскую и женскую половины.

Все остальное вызывает ощущение, что просто вышел прогуляться по давно знакомым и исхоженным местам. Не хватает каких-то деталей, создающих оригинальную атмосферу.

Герои. Самым адекватным показался Перрин. Спокойно-рассудительная натура вполне вписывается в мотивы его поступков и манеру поведения. Морейн — патологический конспиролог, Найнив — неуравновешенная деревенская знахарка, Эгвейн — ни рыба, ни мясо, Мэт — плут и бездельник. Персонажей в цикле гигантское количество, но ни за одним из них следить не интересно.

Сюжет. Сильно затянут, изобилует абсолютно немотивированными повторами, бесконечными описаниями несущественных деталей. Первый том, на мой взгляд, получился самым динамичным и увлекательным. Завязка сюжета, интрига побуждали двигаться дальше вместе с героями. В остальных частях хотелось оставить их заниматься своим суперважным почти-ничего-не-деланьем, забежать вперед и узнать, чем все закончиться.

Может быть, этот цикл и зашел бы мне, будь я лет на 20 помоложе, но сейчас он кроме скуки у меня ничего не вызвал. Однако, повторюсь, первый том, как самостоятельное произведение любителям жанра рекомендую.

P.S. Больше всего «доставила» формулировка «друзья Темного» (может это издержки перевода?). Ну какие у Темного могут быть друзья?!

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Колесо времени» совершило очередной оборот и вновь выкатилось на российский книжный рынок.

Идея перечитать всю эпопею появилась у меня довольно давно. Примерно тогда же, когда я не смог её осилить в первый раз, поставив точку после девятой или десятой книги. Но вскоре эта точка превратилась в многоточие, и желание вновь посетить Двуречье время от времени возникало на периферии. Нужны были только хороший повод и удачная возможность для подобного акта эскапизма. Повод появился в феврале 2020-го, когда вышло переиздание «Ока мира» от «Азбуки», а вот возможность подвернулась только сейчас. Так что, по старой доброй традиции разберу первый роман «Колеса времени» по пунктам.

• Язык. Хороший, образный и очень, очень многословный. Описывается вообще все вокруг, внешний вид персонажей может раскрываться целую страницу и даже больше. Это, конечно, помогает читателю погрузиться в историю, но и способствует усталости от повествования. Будьте готовы, что между яркими и напряженными эпизодами могут располагаться целые главы, в которых ничего толком не происходит, а персонажи просто куда-то идут.

• Сюжет. Он вас вряд ли удивит. Схожесть с «Властелином колец» бросается в глаза слишком сильно, а завязка сюжета в духе: «простой деревенский паренек с друзьями отправился в эпичный квест ради великой цели», сейчас не то что не поражает воображение, а уже основательно так приелась. Тем не менее, у истории есть потенциал, посмотрим, как он раскроется в последующих книгах.

• Персонажи. Их много и они довольно симпатичные. В одном из интервью Роберт Джордан отмечал, что наделял всех женских персонажей чертами характера своей жены. Это чувствуется: что Эгвейн, что Найнив, что Илейн, что Морейн, короче, почти все значимые для сюжета дамы очень своенравны и практически не терпят возражений. Более того, они еще и очень красивы, каждая по-своему, естественно. Исключение составляют только поварихи: все как на подбор полные женщины, зачастую без имени и даже проблеска личности. Внешность мужчин, кстати, чуть более разнообразна, но все равно, большинство из них или высокие и стройные, или менее высокие и мускулистые. Что до характеров, то парни здесь, опять же, поинтереснее девушек. Есть веселый прохвост Мэт, невозмутимый в своей надежности Лан, неторопливый и задумчивый Перрин, сам Ранд, наконец. Впрочем, к нему мы еще вернемся.

• Мир. Поначалу кажется, что перед нами мир условного средневековья, который используется в фэнтези практически повсеместно. Мечи, посохи, замки, легкие доспехи, менестрели, лудильщики, – вот это всё. Но через некоторое время в душу закрадываются сомнения. Дело вот в чём: Роберт Джордан оставил в «Оке мира» несколько косвенных намеков, что мир «Колеса времени» – это наш с вами мир, только в отдаленном будущем. Или в прошлом, тут разницы нет, ведь время циклично. Идея интересная, буду искать её подтверждения или опровержения в последующих книгах. Несмотря на огромную схожесть «Ока мира» с «Властелином колец», мир «Колеса времени» не выглядит картонными декорациями. Он вполне живой, имеет целый пласт собственных легенд и преданий, а еще располагает обширной географией происходящих событий. Читатель побывает и в уютных деревеньках, и в живописных лесах, и в мертвом городе, и на реке, и в оживленных городах.

• Диалоги. Золотой стандарт для фэнтези-эпика: немного юмора, немного пафоса, много переливаний из пустого в порожнее. Добавить к этому еще и тот факт, что в речи персонажей чувствуется их индивидуальность и особенности, и получим как раз то, что содержится в «Оке мира».

• Магическая система. Местная концепция Единой Силы чем-то напоминают аналогичную в «Звездных войнах». То есть существует некий Единый Источник, из которого люди способны черпать Силу, местную магию. И женщины владеют Силой без каких-либо проблем, а вот мужчины, коснувшиеся Источника, обречены на безумие. Казалось бы, ничего особенного, но запоминается. Посмотрим, как на этом развернутся следующие книги.

• Главный герой. Его зовут Ранд Ал’Тор и, на первый взгляд, он максимально непримечательный фермерский паренек. На второй, впрочем, тоже. Перед нами типичный главный герой, который хотел всю жизнь провести на ферме, но был обречен на великие свершения. И хотя сейчас он может показаться штампованной пустышкой, у него есть свое очарование. Ранд глуповат и подвержен сомнениям, но вместе с тем, он упорен и готов за друзей стоять горой. Он прямолинеен и честен, абсолютно не умеет общаться с девушками, а еще он стремится все сделать правильно. Лично я проникся к нему теплыми чувствами лишь под конец первой книги, а все время до этого Ранд представлялся мне эдаким говорящим болванчиком и не более. Но если раскрытие и проработка персонажа продолжится в том же духе, то уже к третьей книге перед читателем предстанет вполне самобытный и яркий главный герой фэнтези-эпопеи.

Ну и хотелось бы отметить особенности свежего издания от «Азбуки». Во-первых, книга очень стильно оформлена, и ее приятно держать в руках. Более того, внутри помимо белой бумаги есть еще и цветная вклейка с иллюстрацией с обложки и цветные карты на форзацах. Во-вторых, сам текст прошел дополнительную редактуру и включает в себя главу «Вороны», которой не было, например, в издании 2005 года.

Поразительно, но сейчас, спустя 16 лет после первого прочтения, «Око мира» понравилось мне больше. Может книга удачно попала в настроение, а может я стал лучше понимать ее в свете всего прочитанного. В любом случае, впечатления в основном приятные и, надеюсь, на этот раз я успешно дойду до конца этой истории. Все-таки финал цикла дописывал Брендон Сандерсон, а его стиль и идеи мне очень и очень импонируют.

Оценка: 8
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не так давно миру представили экранизацию Ведьмака, несмотря на массу косяков и проблем с повествованием премьера считается успешной и многие ждут продолжения, наверное...

Одновременно с этим, как то тихо и вскользь появилось упоминание о начале сьемок Колеса Времени, лавры ПЛИО не дают телеканалам покоя, однако достойного преемника пока не видно и боюсь, что многими любимое Колесо Времени не станет прорывом на телевидении, как в общем то, оно и не стало прорывом в жанре.

Как уже упоминалось многими, сильно бьет в глаза плагиат с Властелина Колец, Джордан не первый автор незатейливо ворующий идеи у всемирно известного шедевра. Но одно дело своровать, а другое дело грамотно применить и продать... Первое, что всегда важно в жанре это Антагонист, злобное зло, тут он имеется, называется незатейливо Темным, также как в ВК он ограничен в силах, но жаждет освободиться и захватить весь мир, в общем банальщина. Не банально только то, что имея огромную кучу тайных и явных слуг, власть над рядом животных, способности к астральному психическому влиянию например через сны и возможность посылать вглубь территорий не маленькие отряды наш злодей практически не ощущается реальной угрозой, автору показалось, что в книге мало персонажей с словесным поносом, пусть еще и олицетворение Зла страдает этим. Из раза в раз герои будут сбегать от своих преследователей и так хорошо у них это получается, что практически всю книгу трусливыми, паническими побегушками они и будут заниматься.

Персонажи тоже во многом напоминают персонажей ВК, только не оригинала, а скорее порнопародии, не столько из за того что в привычный набор закинули побольше женских персонажей, а скорее из за убогости и плоскости персонажей. Вместо Шира и хобиттов у нас обычная человеческая деревня, фермы и местные жители. Профессор Толкиен знаете ли не стал делать из Фродо и Сэма полубогов или королей, они сыграли крайне важную роль, но натягивать сову на глобус мастеру не пришлось... А вот Джордану почему то пришлось. Вот были жили трое простых деревенских парней, местная повитуха и ее помошница, навоз сапогами месили, а потом БАЦ! пара книг и эта гопкомпания уже полмира на пальцах крутит, вот это я пониманию карьерный рост на деревне. Однако до этого ужасно далеко, за время мучительного чтения Око Мира автор, умудрился безбожно растянуть текст, чем угодно, но только не раскрытием персонажей, иногда на ум приходит страшное, персонажам просто нечего раскрывать, скорее всего они просто автором изначально задуманы примитивными и бесхитростными, раскрывать их автор будет потом. Для жанра эпического, героического фэнтэзи в первой книге очень мало первого и второго.

Есть конечно еще местный суровый Арагорн и Гендальф в женском обличии, ну что про них сказать, большую часть времени они ничего не обьясняют, создавая тень на плетень и активно подталкивая героев к продолжению побегушек, раскрывать мир вместо них будут трактирщики и прочие праздношатающиеся элементы. «Он Страж.... Ооо... А тут меч с Цаплей... Ооо... « Что ооо? Когда кто нибудь обьяснит, что все эти выпученные глаза значат... Иногда у меня, но не у главных героев возникает вопрос «А какого хрена?! (с)», почему бы поподробнее не распросить эту стремную пару, с появлением которых на нашу пятерку героев свалились приключения выраженные в паническом бегстве, пряткам по кустам, голодном ночлеге под дождем и прочих радостей жизни кочующих бомжей. Нельзя не обойти стороной сильных женских персонажей, мало того, что только женщины тут способны безопасно использовать магию, так похоже и критическое восприятие мира досталось только им. Почти все мужики ведомые, сомневающиеся соплежуи, кто то делает это под маской суровости, но большинство слабо скрывают собственную ущербность. Мдаа наконец нашлось, что Толкиену в упрек поставить — Сексизм, как нам не хватало женских склок, обидок, сварливости и всего такого, что автор видимо считает сильными женскими качествами. Но ничего в сериал фанатам еще и расово-этнического разнообразия завезут, вот это будет настоящий шедевр. Не могу вспомнить ни одного персонажа, который вызвал бы симпатию, вот просто ни одного, с кем можно себя ассоциировать, за кем интересно следить?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный герой Ранд, будущий Возрожденный Дракон, погоняло, конечно, мощное, однако интересный ли он персонаж? Начав как не хватающий звезд с неба сельский паренек, он им и остается почти всю книгу. Прочитываем сотни страниц, персонаж не растет, не развивается, не совершает значимые поступки... Всю книгу краснеет от девушек, сомневается в себе, трусливо бегает всю книгу, жует сопли и что то бормочет в снах, хотя встречает Зло там уже не первый раз... Ах да еще он фартовый, тут молния вовремя ударит, а тут очень случайно в королевский сад падаем... очень удобно для сюжета. Персонаж настолько никакой, что автору приходиться чуть ли не за уши втаскивать его в эту историю, выжимая удачливость на максимум. Это извините серое, бесхребетное чмо потом станет очень важным и сильным действующим лицом, только вот, когда? Что это за манера автора придумывать таких убогих персонажей? Главная мотивация к движению персонажей это не внутренние устремления или даже эгоистичные желания, а банальный страх за свою жалкую жизнь, бьют-беги, куда, зачем, а нужно ли бежать туда? Нет такие мысли в голову не приходят, кроме страхов, бесконечной рефлексии и неуверенности в себе наш герой ничем голову не забивает, сложилось ощущение, что я читаю описание переживаний мелкого грызуна или бактерии реагирущей на внешние раздражители строго одним способом, страхом... Где черт его дери героическое фэнтэзи? Может бесхребетное фэнтэзи? Серо-мутное? Вся книга пропитана каким то фатализмом, хотя главные герои, как раз те, которые смогут впоследствии менять судьбу мира, так почему они все, как один, трудности не преодолевают или используют в свою пользу, а только панически шарахаются от них как тараканы от света? Сопереживание персонажам, хоть кому то должно наступить в этой книге, а не в третьей, пятой, двенадцатой...

Мир, придуманный автором не особо приятное место, неурожаи, всеобщее недоверие, разброд и шатание, люди разносят тревожные слухи. Тайные слуги зла Друзья Темного (как и друзья Светлого и друзья Нефильтрованного) множаться в числе, нет какой то группировки, которую можно было бы назвать Светлой, есть скорее фанатичные враги Темного, любящие брать показания пытками и казнями, аля боевая инквизиция, есть группы женщин магов, которые тоже не ладят между собой. Есть Королева, которая почему то не контролирует свою территорию и не берет налогов с части своей территории, интересная королевская власть... Но больше претензий к всеобщей мутности, очень много заделов на потом и очень мало конкретики и какого то масштаба сейчас. Да возможно мир большой, но он не чувствуется живым, как не воспринимаются герои настоящими людьми так и города и области воспринимаются не более, чем декорациями, хотя автор очень старался придумывая предыстории, сыпя безумными именами древних героев... Увы, этот мир мы полюбить или хотя бы понять еще не успели, а автор уже без спроса засыпает нас скучнейшими историческими лекциями собственного сочинения, благодаря чему невероятно растягивает повествование. Как только кто то из персонажей начинает впадать в очередной транс пустословия можете смело пропускать эти куски целыми абзацами.

Пора заканчивать. Огорчу фанатов, но это в лучшем случае цикл класса Б. Я понимаю, как люди втягиваются в это, но мне не хватит сил и интереса читать эту воду еще 14 книг, плюс предыстории. Класс Б именно и выражается в этом чрезмерном растягивании повествования, начиная с первой книги автор не спешит вываливать карты на стол, если автор смеет воровать у ВК то пусть пробует хотя бы соответствовать уровню качества, а не гнусно паразитировать, маскируя собственную бездарность, ради тиражей. А. Дюма тоже платили за строчки, но таланта хватало настолько не опускаться до воды в тексте. Не получается у авторов заимствовать цельность и стройность произведения, лаконичность описания, раскрытие персонажей через экшен и стремительно развивающиеся события, нужно же растягивать книжки пустопорожней болтовней, внутренними сомнениями, какой трехтомник, нам же нужно кормиться с цикла десятилетиями... Есть злодей, который ничего не делает, есть скучные герои, которые только бесконечно трусливо бегают и общаются пространными вымученными диалогами, полными недомолвок и отсылок к истории, есть куча плоских персонажей с хитромудрыми именами, о боже потом они еще станут важными действующими лицами, это просто пошло и стыдно для любого достойного автора... убогая сериальность во всем. Рояли в кустах, сюжетная броня, герои не устают из последних сил превозмогать козни врагов и в последние секунды спасаться бегством, почитайте синопсисы следующих книг серии, кучу книг эти дешевые фокусы будут повторять из раза в раз. Раньше писали для себя или своих детей, сейчас пишут ради денег, разница на лицо. Есть проработанные годами, очень личные шедевры, а есть штампованные продукты бумажной фабрики для заполнения полок и кошельков издателей. Читать или не читать дело ваше, но смелым и любознательным рекомендую запастить терпением и кучей времени.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх