fantlab ru

Ги де Мопассан «Жизнь»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Оценок:
212
Моя оценка:
-

подробнее

Жизнь

Une vie

Другие названия: Жизнь женщины

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 31
Аннотация:

«Жизнь» – подлинный шедевр Мопассана, роман, завораживающий читателя глубиной проникновения в женскую душу и яркостью реалистичного, бесстрастного, а порой беспощадного авторского взгляда на извечное «бремя страстей человеческих».«Жизнь» – это история утраченных иллюзий, несбывшихся надежд и преданных чувств. Не трагедия, но – тихая, незаметная драма человеческой жизни…

Примечание:

Первый роман Мопассана появился в газете «Жиль Блас» фельетонами, печатавшимися с 27 февраля по 6 апреля 1883 года. В том же году роман был издан Аваром отдельной книгой. Оллендорф выпустил новые издания этого романа в 1891 и 1893 годах. В первоначальном издании роман имел эпиграф «Скромная истина» и посвящение г-же Брэнн; по неизвестным причинам и эпиграф и посвящение исчезли в последующих переизданиях.


Награды и премии:


лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

Экранизации:

«Жизнь» / «Une vie» 2016, Франция, Бельгия, реж: Стефан Бризе



Похожие произведения:

 

 


Сочиненiя Гюи де Мопассана, избранныя Львомъ Николаевичемъ Толстымъ
1893 г.
Избранные произведения в двух томах. Том первый
1954 г.
Жизнь
1956 г.
Том 2
1958 г.
Жизнь. Монт-Ориоль
1960 г.
Жизнь. Милый друг. Новеллы
1970 г.
Жизнь. Милый друг
1975 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 2
1977 г.
Жизнь. Милый друг
1980 г.
Жизнь. Милый друг
1981 г.
Жизнь. Милый друг
1983 г.
Жизнь. Милый друг
1986 г.
Милый друг. Жизнь
1992 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1992 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 1
1992 г.
Жизнь. Милый друг. Пышка
1993 г.
Том 2
1994 г.
Собрание сочинений в 7 томах. Том 2
1995 г.
Милый друг
2000 г.
Жизнь
2003 г.
Жизнь. Милый друг. Наше сердце. Новеллы и очерки
2003 г.
Жизнь. Новеллы
2003 г.
Избранные произведения
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Милый друг. Жизнь. Новеллы
2006 г.
Пышка
2007 г.
Жизнь. Избранное
2007 г.
Жизнь
2008 г.
Жизнь. Милый друг. Наше сердце. Новеллы и очерки
2011 г.
Жизнь. Новеллы
2011 г.
Жизнь
2012 г.
Милый друг. Жизнь
2013 г.
Милый друг. Жизнь. Новеллы
2013 г.
Жизнь
2013 г.
Милый друг. Жизнь
2014 г.
Жизнь
2015 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Жизнь
2017 г.
Жизнь. Рассказы Вальдшнепа
2017 г.
Жизнь
2017 г.
Жизнь
2018 г.
Жизнь. Милый друг
2018 г.
Жизнь. Милый друг
2018 г.
Жизнь
2019 г.
Жизнь
2021 г.
Пышка. Жизнь. Милый друг
2021 г.
Милый друг. Жизнь. Романы, новеллы
2021 г.

Аудиокниги:

Жизнь
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Життя
1993 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Иллюзии свои оплакивать порой так же горько, как покойников».

Так и провела свою жизнь героиня романа — в погоне за иллюзиями и в оплакивании их крушения. При том воспитании, которое девушка получила, иллюзорным являлось все: семейная жизнь, материнство, поместье и состояние. Будучи специально ограждаема от практических знаний о мире, взаимоотношениях людей, делах семьи, Жанна развила в себе болезненную мечтательность и поразительную способность не думать. Поспешный брак вполне объясним — когда девушке семнадцать, она готова излить свои чувства на любого хоть сколько-нибудь симпатичного молодого человека. Но разочарование замужеством и экзальтированное материнство уже несколько за гранью, это результат воспитания, когда чрезмерно развивают чувства в ущерб уму.

В результате банальная, в общем-то, неверность супруга становится для Жанны трагедией всей жизни. И это тоже понятно. Рухнула главная иллюзия — любовная. Смысл жизни виделся в счастливом браке, а брак получился обычным для ее круга, когда супруги живут каждый сам по себе, сохраняя видимость добрых отношений для посторонних и постепенно включая в число этих посторонних самих себя. Так жили родители Жанны, для которых игра в благополучную семью была естественной и в какой-то момент органично слилась с реальной жизнью. Во всяком случае, они любили свою дочку и в отношении друг к другу проявляли теплоту. Они приняли правила игры, приспособились и строили свою жизнь по велению рассудка. А научить этому свою девочку не смогли. Любили дочку, да, а вот воспитание предпочли препоручить монастырю и сами очень постарались соответствовать сложившейся у девочки иллюзии счастливого семейства. Впрочем, не исключено, что барон и баронесса действительно были счастливы, как счастливы люди, живущие в мире с самими собой.

У Жанны же так не получилось. Она не смогла примириться с изменами и холодностью супруга, не научилась компенсировать недостаток эмоций на стороне, как это делала ее мать, не научилась притворятся, как положено в ее кругу. Монастырское воспитание в данном случае оказалось на редкость эффективным. В результате материнство стало для нее еще одной иллюзией. Она ухватилась за сына, как за спасательный круг от одиночества, не думая о нем, о его жизни, о его потребностях и будущем. Превратив мальчика в свою игрушку, она не озаботилась дать ему приличное образование, не научила ничему полезному, не подготовила к самостоятельной жизни. Жанна мечтала видеть сына рядом с собой всегда, воспитать его сельским жителем, помещиком, но и в этом оказалась беспомощна, поскольку ей даже в голову не приходило, что помещик должен уметь вести дела своего поместья, а это требует знаний, навыков, систематичности, то есть обучения и воспитания. Роль матери для нее оказалась такой же недоступной, как роль жены. И здесь мечтания главенствовали, рассудок же спал.

В результате вырвавшийся из под опеки взрослый недоросль очень быстро пустил под откос и свою собственную жизнь, и жизнь матери. Бедная женщина потеряла последнюю иллюзию — незыблемость своего статуса хозяйки родового поместья. Осталась последняя иллюзия — сама жизнь, проходящая в полусне на попечении бывшей горничной.

Казалось бы — это конец. Жанне осталось только окончательно превратиться в растение и тихо угаснуть. Но в финале в ее иллюзорную жизнь внезапно ворвалась жизнь реальная — маленький ребенок, внучка. Жанна в своем материнском эгоизме не желала делить сына с невесткой и, соответственно, в ее мечтах не было такого персонажа, как внучка. Девочка пришла в сонное существование женщины из реального мира. Новая слабенькая еще жизнь нарушила сонное угасание, заполняя собой все пустоты в сердце немолодой уже женщины, снова давая ей мотивацию жить.

До появления малышки все соприкосновения с реальностью для Жанны оборачивались трагедией: грубость и измены мужа, несвятость матери и отца, лицемерие соседей-аристократов, отвернувшихся от нее после конфликта с кюре, долговая бездна, в которой жил ее сын — все это заставляло женщину лишь глубже прятаться в свои страдания, поскольку она не обладала практической смекалкой, не умела разбираться в проблемах и решать их, она лишь переживала, страдала и жалела себя. Девочка стала первым положительным опытом столкновения с реальной, не выдуманной жизнью. Ее не ждали и не хотели, но она появилась и заставила стареющую женщину почувствовать себя живой, нужной и приобщенной к жизни.

«Вот видите, какова она, жизнь: не так хороша, но и не так уж плоха, как думается». — Так завершается роман, давая героине еще один шанс стать кем-то настоящим, на этот раз бабушкой.

И ведь на самом деле жизнь Жанны сложилась не так уж плохо. В самый критический момент, когда она потеряла все, Розали подхватила сломленную женщину и взяла ее под свою опеку из чувства благодарности за поддержку, некогда оказанную ей старым бароном, уже покойным отцом Жанны. В жизни Жанны всегда были люди, которым она была не безразлична: сначала родители и тетушка, потом Розали. Она горевала, но не оставалась совсем одна со своим горем. Жизнь ее действительно была не так уж плоха, как ей самой думалось. Просто она сама старательно пряталась от этой жизни, не имея смелости участвовать в ней на равных с другими людьми.

Жизнь — она такая: в юности манит иллюзиями, потом отнимает их одну за другой, многое дает, потом забирает частями, но пока она есть, перемены к лучшему возможны, если не думать о том, что именно тебе достались все несчастья мира, и руководствоваться в своих поступках не только чувствами, но и разумом, чтобы беспомощной крохе было где преклонить головку и повзрослеть, а блудным сыновьям было, куда возвращаться...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«И вопросы: зачем, за что погублено это прекрасное существо? Неужели так и должно быть? сами собой возникают в душе читателя и заставляют вдумываться в значение и смысл человеческой жизни» (Л.Н.Толстой о романе «Жизнь»)

Вокруг нас столько обычных людей со своими простыми историями жизни, которые мы просто не замечаем. Мопассан дает возможность читателю взглянуть на незатейливое обыденное существование человека, осмыслить собственную жизнь, подумать насколько правильно живет он сам и предупредить возможные ошибки.

«Бесхитростная правда» — так называл свой первый роман Мопассан. Это рассказ об одной жизни, преисполненной несбывшихся надежд и мечтаний о счастье, разочарований, боли, предательства.

Главная героиня Жанна, представительница провинциального дворянства, предстает перед читателем семнадцатилетней наивной девушкой с открытым миру сердцем. Она воспитана в монастыре, полна жажды романтического счастья, чудес, любви, живет в розовом мире грез и видит в каждом мужчине своего единственного. Им оказывается обольстительный обедневший дворянин Жюльен, женящийся на деньгах Жанны и ищущий плотских наслаждений на стороне. Вся жизнь несчастной Жанны с момента замужества превращается в череду испытаний и разочарований. И уже на закате ее дней, Жанна, отчаявшаяся, запершаяся в своей раковинке, получает подарок судьбы, свою надежду – внучку…

Автор строит повествование на контрастах, тщательно изображает социальную среду с ее неумолимыми законами, определяющую характер и поступки героев, показывает в динамике человеческую жизнь, драму незаметного человека. Мопассан чутко передает все оттенки чувств Жанны, вместе с ней грустит о ее разрушенной жизни и одиночестве. Все взаимосвязано, и все происходящее в душе героини находит отражение в описании поместья Тополя и природы Нормандии.

Наверное, каждый, прочтя роман, найдет в портрете Жанны какую-то свою черточку, а в ее жизни увидит момент своей жизни или жизни знакомца...

Мопассан в финале произведения подводит итог незамысловатыми словами служанки и подруги героини:

«Жизнь, что ни говорите, не так хороша, но и не так плоха, как о ней думают».

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман оставляет невероятно гнетующее впечатление по прочтении. Настолько отвратительно и безысходно суметь описать жизнь провинциального дворянства- это тоже надо уметь. Мопассан блестяще с этим справился. Если угодны параллели с кино, то это чем-то похоже на творения М.Ханеке, только «Жизнь» еще сильнее.

Фактически, достоинства романа на этом и заканчиваются — в нем нет ни захватывающего сюжета, ни каких-то интересных философских мыслей, скорее он сам по себе одна философская, очень мрачная мысль.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх