FantLab ru

Ги де Мопассан «Пышка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.47
Голосов:
234
Моя оценка:
-

подробнее

Пышка

Boule de suif

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 48
Аннотация:

Из оккупированного пруссаками Руана уезжает дилижанс с десятью французами. В основном это богатые и почтенные люди, но попала в их компанию и одна женщина лёгкого поведения. Об отношении к этой попутчице со стороны других пассажиров дилижанса рассказывается в данной новелле.

Примечание:

Опубликован в сборнике Les Soirées de Médan, 1880.


Входит в:

— антологию «Les Soirées de Médan», 1880 г.

— антологию «Французская новелла XIX века», 1959 г.

— антологию «Fat», 1974 г.

— антологию «The Arbor House Celebrity Book of the Greatest Stories Ever Told», 1983 г.

— антологию «Французская новелла XIX века», 1984 г.

— антологию «Наказание Прометея», 1988 г.

«Продолжение следует», 1993 г.


Экранизации:

«Пышка» 1934, СССР, реж: Михаил Ромм

«Пышка» / «Boule de suif» 1945, Франция, реж: Кристиан-Жак



Похожие произведения:

 

 


Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 2
1950 г.
Новеллы
1954 г.
Том 1
1958 г.
Французская новелла XIX века. Том 2
1959 г.
Жизнь. Милый друг. Новеллы
1970 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 1
1977 г.
Новеллы
1978 г.
Повести и рассказы
1978 г.
Новеллы
1982 г.
Новеллы
1982 г.
Милый друг. Новеллы
1983 г.
Французская новелла XIX века
1984 г.
Новеллы
1985 г.
Новеллы
1985 г.
Новеллы
1987 г.
Пышка. Новеллы
1987 г.
Рассказы
1987 г.
Наказание Прометея
1988 г.
Лунный свет
1989 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1992 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 1
1992 г.
Жизнь. Милый друг. Пышка
1993 г.
Новеллы
1993 г.
Собрание сочинений в 7 томах. Том 1
1994 г.
Том 1
1994 г.
Пышка
2002 г.
Жизнь. Милый друг. Наше сердце. Новеллы и очерки
2003 г.
Избранные произведения
2004 г.
Избранные произведения
2004 г.
Милый друг. Жизнь. Новеллы
2006 г.
Пышка
2006 г.
Пышка
2007 г.
Жизнь. Избранное
2007 г.
Жизнь. Милый друг. Наше сердце. Новеллы и очерки
2011 г.
Жизнь. Новеллы
2011 г.
Пышка
2011 г.
Милый друг. Жизнь
2014 г.
Малое собрание сочинений
2016 г.
Пышка
2016 г.
Жизнь
2017 г.
Лучшие новеллы
2017 г.
Пышка
2017 г.
Пышка
2018 г.
Пышка. Новеллы и рассказы
2018 г.
Страх
2019 г.

Аудиокниги:

Пышка и другие рассказы
2004 г.
Новеллы
2006 г.
Избранные новеллы / Nouvelles Choisis
2008 г.
Зарубежная классика
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Les Soirées de Médan
1880 г.
(французский)
The Arbor House Celebrity Book of the Greatest Stories Ever Told
1983 г.
(английский)
Французский с Ги де Мопассаном. Пышка
2015 г.
(французский)
Boule de suif
2016 г.
(французский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о лицемерии и подлости человеческой, традиционно связываемых с моралью буржуазного общества. Сословное общество, в котором одним из главных моральных постулатов является осуждение открытых внебрачных связей, действительно служит благодатной почвой для развития такого рода моральных извращений. Обсуждать сам сюжет смысла нет, он предельно упрощен: Пышка была добра к своим спутникам, они же ответили ей подлостью, и при этом не перестали считать себя выше и достойнее. Так бывает, и в буржуазном обществе чаще, чем в каком-либо другом.

В контексте ситуации интересен другой момент. Спору нет, ремесло Пышки достойным одобрения не назовешь. Однако, она сама себя содержит, в отличие от любой из ее случайных попутчиц. Эти дамы с рождения живут на попечении сначала отца, затем мужа. Отними у них эту поддержку, и им останется либо умереть с голода, либо пойти по стопам так ревностно осуждаемой женщины. Они же ничего не умеют, тепличные создания с завышенной самооценкой и спящим разумом. Ограниченность этих людей настолько велика, что они неспособны к элементарной экстраполяции ситуации на себя. Непоколебимая уверенность в незыблемости своего «добропорядочного» положения характеризует ограниченность интеллекта этого круга людей. Они похожи на детей, жестоких в силу неразвитости ума.

Особо стоит упомянуть монахинь, чье поведение идет вразрез с христианским каноном, которому они якобы служат. Библия призывает к прощению и пониманию, служительницы же культа не находят в сердце и капельки благодарности и сочувствия к славной и доброй женщине, волею судьбы родившейся не в богатой семье и вынужденной самостоятельно содержать себя. При этом именно церковь формирует моральный климат в обществе, так что поведение монахинь свидетельствует о внутренней порочности основы моральных устоев Франции середины Х1Х века. Лицемерие буржуа идет от церкви и ею питается.

Показательно также отношение героев к прусским оккупантам. Казалось бы, из всех пассажиров дилижанса Пышка должна быть самой аполитичной, но именно она последовательна в своей ненависти к врагу. Она бежит из Руана не из желания спасти капиталы, которых у нее нет, а из нежелания подчиняться захватчикам. Прочие пассажиры к офицерами оккупационной армии относятся со всем внешним пиететом, при этом рассчитывая на их покровительство и при случае пользуясь им. Они бегут, не желая рисковать жизнью и состоянием. Момент этот показывает наличие личных этических принципов у осуждаемой обществом женщины, и полное отсутствие таковых у почтенных буржуа, тем же обществом почитаемых.

- Знайте, что все вы совершили подлость! — заявляет Корнюде своим попутчикам. Себя он к числу совершивших подлость не отнес. И правда, он один не уговаривал Пышку уступить домогательствам прусского офицера, но результатом воспользовался вместе со всеми и вместе со всеми дистанцировался от «падшей» особы, припасы которой не так давно с аппетитом уплетал. Буржуа-демократ в плане морали ничем не отличается от буржуа-монархиста: человека вне рамок своего сословия не видит ни тот, ни другой.

В повести неожиданно ярко представлена антивоенная и даже революционная тема. Когда беседа заходит о войне, трактирщица госпожа Фоланви неожиданно заявляет: «Да, когда защищают — это другое дело; а все-таки лучше бы перебить всех королей, которые затевают войну ради своей потехи». Наблюдая удивительную картину сотрудничества солдат прусской армии, размещенных на постой в домах французских крестьян, граф де Бревиль обращается с вопросом к церковному причетнику, который поясняет: «...Что ни говори, сударь, бедняки должны помогать друг другу... Войну-то ведь затевают богачи». Для 1880 года, когда повесть была впервые опубликована, такие высказывания звучали весьма смело.

В короткой повести Ги де Мопассан сумел дать яркую картину нравов своего времени, в которую и из дня сегодняшнего стоит вглядеться, поскольку многие проблемы своей актуальности не утратили.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главная героиня по прозвищу Пышка вызвала у меня сочувствие, но не к своему ремеслу, а к тому, как легко попутчики-снобы ею распоряжаются. К тому, как просто они меняют своё отношение к Пышке в зависимости от обстоятельств. Обычно же почтенное общество презирает «распутных девок» и проявляет дружелюбие лишь тогда, когда в том возникает необходимость.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, когда у героини единственной припасена еда, а все сильно проголодались. Или когда от того, проведёт ли Пышка ночь с вражеским офицером, зависит смогут ли они отправиться в путь.
И это грустно. Ведь такое пренебрежительное отношение к нижним слоям общества сохраняется до сих пор.

Ещё моё внимание в данной новелле привлекло

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как солдаты-оккупанты помогали местным жителям по хозяйству.
И слова местного жителя, сказанные после предыдущей картины:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Что ни говори, сударь, бедняки должны помогать друг другу... Войну-то ведь затевают богачи.»

В общем и целом произведение хорошее, нужное и заслужило высокой оценки.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Французский народ на протяжении многих столетий терял своих лучших представителей в ходе различных исторических перипетий, смысл которых иногда был ясен уже участникам событий, а иногда совершенно не просматривался и остаётся предметом дискуссий до нынешнего времени. Не успела ещё сложиться французская нация, как на Францию обрушилась Столетняя война, сопровождавшаяся периодически вспыхивавшими эпидемиями чумы. Эти две напасти вырвали массу жизней из пассионарной части населения Франции. Нельзя забывать и о крестовых походах, в которых французское рыцарство играло ведущую роль. Позже, во времена религиозных войн (не абсолютная ли бессмыслица?), кульминационным моментом которых, вероятно, можно считать Варфоломеевскую ночь, погибло огромное количество замечательных людей. А какое количество генофонда страны перешло в разряд удобрения по причине колоссального количества дуэлей во времена расцвета французского абсолютизма! Последним гвоздём в крышку общефранцузского гроба были события Великой Буржуазной Революции и развязанные европейскими монархиями т. н. наполеоновские войны. В период с 1789 по 1815 годы погибло такое количество лучших из лучших, что была пройдена точка невозврата. И начался длительный процесс деградации.*

В дилижансе, которым путешествует Пышка, судьба сводит самых разных людей, но смысл в этом сведении совершенно прозрачен, т.е. никакой параллели с «Мостом короля Людовика Святого» Т. Уайлдера тут быть не может (а сначала эта повесть вспоминается, что естественно). Никакого божественного провидения, исключительно воля Автора, цель которого становится ясной задолго до конца повести, что ни в коем случае не делает её менее захватывающей. Собраны вместе представители трёх сословий. Выбившийся из низов нувориш Луазо, фабрикант и офицер Почётного Легиона Карре-Ламадон и граф де Бревиль, чьё дворянство хоть и имеет несколько двусмысленное происхождение, сомнению не подвергается. Очень характерен следующий штрих — жена графа пользуется особенным уважением в своём кругу из-за того, что, по слухам, была любовницей одного из сыновей Луи Филиппа. В компании есть и представители второго сословия, роль которых поначалу неясная становится в своё время едва ли не решающей. И как же выглядит этот срез французского общества ко времени франко-прусской войны после всего упомянутого выше кошмара, сдобренного довольно длительным правлением Наполеона III, этой карикатуры на императорском троне, который ещё и дополнительно сильно нагадил Франции, ввязавшись в Крымскую войну? А именно так и выглядит, как говорит им в лицо единственный более-менее положительный (не отрицательный — точно) герой повести, т. е. кучкой мелких душонок и подлецов.**

«Пышка» это приговор и одновременно диагноз, вынесенный Мопассаном французскому обществу, и этот приговор за последние сто тридцать пять лет был неоднократно подтверждён. Достаточно вспомнить «сопротивление» Франции Гитлеру в 1940 году (последующее действительное движение Сопротивления общей картины не меняет) с последовавшим крушением Французской колониальной империи. И, наконец, сегодняшний день — т. н. президент Олланд с его делом «Мистралей» и законом об однополых браках. Достаточно посмотреть на этнический состав населения крупных французских городов, заглянуть в пустующие христианские соборы, чтобы понять, что предсказанный сравнительно недавно закат Европы неумолимо приближается, и первым у края пропасти будет французский дилижанс.

*) Франция, расположенная в центре романо-германского мира, не имела возможностей для восстановления генофонда нации. В отличие, например от России, которая теряла не меньше, но которую всегда выручало её евразийство и необъятность постоянно увеличивающейся территории.

**) Мадемуазель Элизабет Руссе по прозвищу Пышка невозможно характеризовать однозначно. Эта женщина послана остальным (кем? Б-гом или Сатаной?) как своего рода искушение, для проверки на «вшивость». С одной стороны она, конечно, патриотка (вот каковы теперь настоящие французы!), но с другой — жалкая пародия на Жанну д'Арк, не дотягивающая даже до Рашель из рассказа «Мадемуазель Фифи».

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если бы в произведении рассказывалось о том, как Пышка развлекалась до отъезда со всякими там мужчинами, то ее, вероятно, было бы не так жаль.

А в итоге создается впечатление, будто она невинная жертва обстоятельств и вовсе не

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
шлюха
.

от этого повесть становится чуть более душераздирающей.

особенно печальна и трагична сцена, где

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все едят, болтают, не обрашают никакого внимания на Пышку... и осуждают ее, несмотря на то, что она их освободила, благодаря собственному телу и ласкам с ненавистным ей человеком, врагом.

а Пышка едет и заливается слезами...

Такое подлое лицемерие! Такая боль!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх