FantLab ru

Генрик Сенкевич «Камо грядеши»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.58
Голосов:
330
Моя оценка:
-

подробнее

Камо грядеши

Quo vadis Powieść z czasów Nerona

Другие названия: Куда идешь

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 53
Аннотация:

Знаменитый исторический роман Генрика Сенкевича повествует о событиях великих и почти мифических. Первый век нашей эры, императорский Рим времен полубезумного лицедея Нерона, одержимого манией величия. Пылающий Вечный город, звери, рвущие на арене цирка тела рабов, невообразимые оргии и массовые казни… На этой пропитанной кровью и слезами земле разворачивается трагическая история первых христиан, принимают мученическую смерть апостолы Петр и Павел. В ткань своего поистине эпического повествования автор вплетает сюжеты о драматической судьбе Петрония, утонченного эстета и скептика, и о пламенной любви римского патриция Марка Виниция к христианке Лигии, любви всепобеждающей, освященной истинной верой, заставляя читателя задуматься о свободе выбора, дарованной человеку.

Экранизации:

«Камо грядеши?» / «Quo Vadis» 1951, США, Италия, реж: Мервин ЛеРой, Энтони Манн

«Камо грядеши / Кво Вадис» / «Quo Vadis?» 1985, Италия, Франция, Испания, Швейцария, Великобритания, Германия, реж: Франко Росси

«Камо грядеши / Кво Вадис» / «Quo Vadis» 2001, Польша, США, реж: Ежи Кавалерович



Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений. Том 8
1985 г.
Куда идешь
1986 г.
Камо грядеши
1989 г.
Камо грядеши
1989 г.
Quo vadis
1990 г.
Камо грядеши
1990 г.
Quo vadis
1991 г.
Quo vadis
1992 г.
Quo vadis. Камо грядеши
1993 г.
Камо грядеши
2006 г.
Куда идешь
2006 г.
Quo vadis. Камо грядеши
2007 г.
Quo vadis
2011 г.
Камо грядеши
2011 г.
Камо грядеши. В 2-х томах. Том I
2011 г.
Камо грядеши. В 2-х томах. Том II
2011 г.
Камо грядеши
2011 г.
Камо грядеши
2015 г.
Камо грядеши
2017 г.
Камо грядеши
2018 г.
Камо грядеши
2018 г.
Камо грядеши
2018 г.
Камо грядеши
2018 г.
Камо грядеши
2019 г.

Аудиокниги:

Камо Грядеши
2005 г.
Камо грядеши
2012 г.
Антология зарубежной прозы
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Quo vadis
1958 г.
(польский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сенкевич — последний великий романтик в эпоху великих реалистов. Его тексты заставляют вспомнить о временах Вальтера Скотта и Шатобриана. Герои неудержимы в страстях и поступках, живут красиво и умирают красиво. Но вот эта книга — настоящая вершина исторического романа. Её герои при некоторой прямолинейности неоднозначны и не статичны. При этом изменения их характеров психологически оправданы. Интереснее всех, на мой взгляд, получился Петроний. А что касается картин обоих миров, римского мира и мира первых христиан, ничего подобного больше не найдёшь ни у романтиков, ни у реалистов, ни у фантастов, ни даже у профессиональных историков. Такие эпизоды, как пир у Нерона, шествие августиан, пожар Рима, казни в цирке, смерть Петрония — это настоящие шедевры.

Рим Сенкевича выглядит восхитительным и страшным, каким он, вероятно, и был в реальности. Потрясающая красота парадных площадей, храмов, дворцов, базилик, вилл, пугающий реализм скульптуры, звенящая бронза стихов и речей великих ораторов, всеобщая грамотность, доступные каждому гражданину театры, стадионы и библиотеки, фантастическое изобилие чистой воды, лучшие в мире дороги. Бои гладиаторов, издевательства над пленными, пытки рабов, казни-спектакли, выброшенные младенцы, распад семей, животная пошлость пиров и оргий, откровенное холуйство перед своим патроном и общим патроном-императором, всенародное презрение к труду. Мужество и самодисциплина граждан, любовь к Городу и гордость за него, доблесть легионеров, добросовестность инженеров, беспристрастность судей. Всё это уже начинает уходить, но уходить будет ещё очень долго.

Для Сенкевича старый Рим обречён прежде всего из-за своей духовной пустоты. Но в романе видна и другая причина, не менее важная. У Петрония в городском доме 400 рабов, и для римского нобиля это не предел. Никто из них ничего не создаёт, но всем надо есть. А в Риме сотни таких особняков и около миллиона свободных бездельников, которые требуют хлеба и зрелищ. А в империи две тысячи городов, и почти в каждом потребляют больше, чем производят. Со временем этот груз раздавит империю.

Мир первых христиан в романе выглядит не таким ярким, но не менее чарующим и, безусловно, более привлекательным. Об этих людях хочу сказать только одно. Чтобы выдержать трёхвековое давление государства и общества и обратить противника в свою веру, первым христианам требовались беспредельная вера, беспредельная стойкость и безмерная любовь к Богу и людям. Такая вера, такая стойкость и такая любовь, какие нам трудно себе представить.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Много ли мы знаем о Римской империи, кроме того, что она строила отличные дороги и имела сильную армию? Что мы знаем о ранних христианах, кроме того, что учение это распространялось преимущественно среди черни и рабов? Сенкевич взвалил на себя нелёгкий груз, когда взялся писать об эпохе Нерона в истории Рима. Но он справился и справился на отлично. «Камо грядеши» — великолепный роман, многочисленные достоинства которого полностью нивелируют единичные недочёты.

Итак, читатель видит высшее общество Рима. Императора и его свиту, всесильных и ни в чём себе не отказывающих патрициев, которые в беспредельном гедонизме проводят жизнь в пьянстве и оргиях. На другом полюсе ранние христиане — кроткие фанатики, уверовавшие в Единого Бога, сурового, но милосердного и всепрощающего. Читатель видит столкновение старого и нового миров. Могущественный Рим, разъедаемый беспутством и развратом, против новой религии рабов. Казалось бы, исход понятен. Но есть нюансы. Конечно, не христианство в итоге сокрушило империю, о чём можно подумать, заканчивая роман. Он сам прогнил настолько, что даже христианство его не спасло.

Разлагающаяся верхушка Рима – привычная картина. Во все времена сильные мира всего страдали неумением обуздать свои страсти и желания, и Рим в этом списке не исключение. На фоне ненасытных патрициев, которые придумывают всё новые и невиданные развлечения, ибо старые уже наскучили, куда более интересна христианская община. Да, они выглядят, как секта. Они наивны и честны, в то же время последовательны и верны своему учению. Они придерживаются и проповедуют совершенно новые ценности, чуждые большинству граждан империи. Потому, как всё новое, вызывают недоумение, агрессию, страх и так далее. И всё равно привлекают новых и новых адептов. Этот контраст и парадокс – символ грядущего обновления, в котором так нуждался погрязший в социально-экономических противоречиях античный мир. И Сенкевич умело обыграл эту тему.

Письменных свидетельств о ранних христианах практически нет. Потому автору пришлось додумывать, использовать художественные методы для их описания. Получилось убедительно. Тем более, на фоне апостолов Петра и Павла, которые несут учение Христа, так сказать, от первоисточника, уже проступают черты нетерпимости, которая характерна (и привычна) для церкви средневековья. Достаточно вспомнить осуждающие речи третьестепенного персонажа Криспа. Неудивительно, что по прошествии времени от учения Иисуса Назарея остались лишь крохи, а Католическая церковь вобрала в себя все пороки, против которых выступала на заре своего существования. То есть автор не идеализирует первых христиан, как и не демонизирует языческое общество Рима. Уже наличие такого персонажа как Петроний – показатель того, что Рим – не кровожадный и безумный зверь, что в империи почитали искусства и добродетель. Другое дело, что такие Петронии были в явном меньшинстве.

Контекст произведения таков, что его можно смело назвать психологическим и даже философским романом, тем более название вполне подходящее. В фокусе романа не исторические события. Больше внимания уделено духовному перерождению Виниция, речам апостолов, рассуждениям Петрония. В произведении много рефлексии и внутренних диалогов героев. Как пример: терзания ушлого философа-стоика Хилона и сомнения апостола Петра. Исторические события – нечто вроде фона, на которых развивается диалектический спор античного язычества и новозаветной морали. Тем не менее, историческая составляющая показана очень достоверно. Во всяком случае, я как читатель, автору поверил.

В «Камо грядеши» Сенкевич показал себя мастером масштабных сцен. Пир у Нерона, помпезный выезд в Анций, горящий Рим, казнь христиан на арене цирка и в садах. Эти яркие сцены описаны так тщательно и мастерски, что казались живыми, настоящими, пережитыми лично. И отдельно стоит эпизод с неудавшимся бегством Петра из Рима. Это единственный мистический момент романа (пусть и показанный через призму реализма), но настолько сильный, что является эмоциональным апогеем всего повествования.

Что имеем в сухом остатке? Сильное и многогранное произведение, по праву занимающие место среди лучших исторических романов. Советую.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда я читала этот роман, то временами, казалось, что я живу в Риме и все это вижу своими глазами. Это удивительно, как живо, ярко и правдоподобно Сенкевич смог подать эпоху древнего Рима. Там все живое — начиная от улиц и заканчивая героями романа. И наверное, самое главное: начинаешь в процессе чтения задумываться — А куда идем? Для чего живем? Расправа с христианами описана так, что волосы встают дыбом. Очень сильная книга! Рекомендую.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотел себе подарок на ДР «Крестоносцы», но подарили «Камо Грядеши?».)

Был определенный скептицизм, так как не очень интересен период истории затрагиваемый в книге. Поэтому, по-началу, книга давалась плохо — в два или три подхода до, примерно, первой сотни страниц. Но потом потихоньку сюжет, описание жизни, созданное противоречие между внешним изяществом и внутренней моральной разрухой сильных мира сего начало захватывать.

Местами может быть тяжело читать из-за большого количества слов характерных для той эпохи, но без них никуда, так как они и создают атмосферу и их надо принять, как обязательную часть романа. Помимо этого хорошо описано общество того времени, приведены интересные исторические факты и особенным стало для меня описание христианства и христиан глазами главных героев, чего я никак от себя не мог ожидать.)

В целом замечательное произведение и даёт какой-то позитивный посыл.

Крайне рекомендую.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу можно без тени сомнения назвать классикой исторического романа. Яркие, хотя и не всегда точные, картины нероновского Рима не позволяют оторватся от неё.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательна книга, не зря потраченое время!

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давным-давно когда люди ещё верили в магию, во времена Средневековья, когда драконы... Стоп, не туда. Древние люди занимались охотой и собирательством... Слишком рано. Может с третьего раза? Давным-давно с карты Европы исчезла легендарная Римская Империя — одно из самых могущественных и продвинутых (для того времени) государств истории. Даже после своего раскола на Восточную и Западную она ещё долго давала о себе знать. Мы, славяне, взяли себе за пример Восточную Империю, более известную под другим названием — Византия. В Западной Европе долго существовало условное государство — Священная Римская Империя. Вон их сколько! Но мы поговорим о самой первой.

Я не буду вдаваться в подробности, кто правил, кто кого убил, отравил, кто в кого был влюблён при римском дворе. Иначе рискую запутать и вас, и себя. В-общем, случилось так, что на римский престол взошёл Нерон, та ещё задница. Нерон отравил своего дядю Клавдия, предыдущего Императора, а затем отправил на тот свет и мать, с женой. Он был жесток и честолюбив, глуп и самолюбив, помешан на поэзии и музыке. В последнем ничего плохого нет, НО!, но свои интересы он ставил всегда выше государства, что для монарха всё равно что самоубийство.

Так вот, как раз о временах Нерона повествует нам роман Генрика Сенкевича «Quo vadis» — «Куда идёшь». С творчеством сего автора я хотел ознакомиться уже давно, тем более, что польскую литературу в целом уважаю (конечно, во многом благодаря пану Анджею). Далее, Сенкевич работал в жанре исторического романа, к которому я уже давно не равнодушен. Настолько не равнодушен, что за предыдущий год ни одного не прочёл. В-общем, в библиотеке нашёлся пыльный томик и я не долго думая приступил к делу.

Текст пошёл далеко не сразу (в последнее время явление у меня частое), но наконец «враг был повержен», а последняя страница перевёрнута. С самого начала заострю внимание на некоторых негативных сторонах книги, благо их немного. В тексте дикошарое количество архаизмов и ссылок на них в конце книги. Отвлекаясь на то, или иное слово бывало теряешь нить повествования и приходится заново входить в ритм. Не могу назвать это однозначным недостатком, ведь если ты пишешь исторический роман о том времени, то и должен употреблять те термины, считающиеся для него нормой, но сначала они отвлекают. Второй «как бы» минус и последний, временами роман становится чересчур сентиментальным, во многом из-за ярко выраженной любовной линии. Перебор. Но пугаться не стоит, он небольшой.

Чем прежде всего подкупает роман? Атмосферой и антуражем? Согласен, антураж экзотичен, к тому же выписан ярко и детализировано, книга сумела передать дух того времени и подчеркнуть различия обычаев древних римлян и нас с вами. За что огромное спасибо автору, многого не знал. Тогда может героями? О, о героях «Quo vadis» можно говорить и говорить. Они все живые и все выписаны так, как мало кто может сегодня. В доказательство приведу пример, представление о Марке Виниции одном из главных героев романа, на протяжение 600 страниц менялось от отвращения до сочувствия и даже восторга. И метаморфозы, которые претерпевает его душа показано так, что веришь. Тут не будет бах! — и другой человек, всё постепенно. Тогда может... язык? Язык во многом способствует более лучшему усвоению книги, и он действительно здесь не трудный, по тексту скользишь, а описания (кушаний!) очень реалистичны. Но тогда что? Искренность. Сенкевич подкупает своей искренностью, порой даже граничащей с наивностью и сантиментами. Читая его книгу веришь, что да так оно и было. Да, так горел Рим, да, таков был проходимец Нерон, да, такой была его свита подхалимов, да, так гоняли первых христиан, да, тогда люди ещё действительно верили в Христоса. Даже я, атеист, ловил себя на мысли, что надо бы креститься.

Итог: отличный исторический роман. Кто не равнодушен к Древнему Риму, или хочет по новому взглянуть на христианство — читать в обязательном порядке.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рекомендую к прочтению всем любителям исторических романов, ибо в этой книге все описано на редкость достоверно: быт римлян, жизнь первых христиан, жестокая политика Нерона, характеры героев, настроения толпы. В диалогах и письмах персонажей Сенкевичем также рассмотрены некоторые философские вопросы, в том числе, касающиеся учения Христа.

Некий благоговейный трепет охватывает при прочтении того, как ведут себя истинные христиане в счастье ли, в горе. Добродетели последователей Христа противопоставлен разврат, которому самозабвенно предавались практически все знатные граждане Рима; привычному маловерию, порой переходящему в атеизм, приверженцев языческих богов — искренняя вера апостолов и их учеников. Весьма интересны беседы персонажей об искусстве и его влиянии на людей.

Отдельного упоминания, на мой взгляд, заслуживает Петроний — «арбитр изящества», человек незаурядного ума, настоящий ценитель искусства, подлинный эстет. Конечно, многие взгляды этого героя отнюдь не безупречны, но не поддаться обаянию его образа невозможно. Лично меня также привлекли в Петронии его выверенные реплики и блестящее остроумие, с которыми он оказывал небывало сильное влияние на Нерона, заставляя цезаря делать то, что было угодно самому Петронию. Он единственный, кто мог открыто возразить правителю и любую свою фразу перевести в восхваление Нерона.

Достоверно описана эволюция личности Виниция, то, какие удивительные и неожиданные перемены происходят в его характере.

С поразительной точностью и мастерством Сенкевичем описаны сцены пиров и народных празднеств, из которых стоит выделить события, происходящие на арене.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нечего и говорить о том, с какой силой писатель изобразил произошедший в Риме пожар (горящие улицы и багровое зарево фактически предстают перед глазами читателей) и поведение людей, на которых свалилось такое неслыханное испытание: от бескорыстной помощи абсолютно незнакомым прохожим до откровенного мародерства.

Хочется обратить внимание и на беседы высокопоставленных римлян и Нерона: столько подтекстов кроется в каждой фразе, какой иронии исполнены речи льстецов!

Словом, книгу стоит прочитать.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, я не особо люблю творчество Сенкевича. Что трилогия о Речи Посполитой, что «Крестоносцы» для меня — яркое отображение ехидной присказки «войско польско Берлин брало, русско войско помогало». Сиречь превознесение собственной нации вопреки всякой логике. Но данная книга – исключение. Может потому, что в ней нет поляков, так как их там и не может быть, а лжетеории «мы древнее мамонтов» в момент ее написания были еще не столь в моде?

Но хватит об авторе, давайте поговорим о самой книге. Фигура Нерона – один из примеров личности в истории, скопившей вокруг себя практически сплошной негатив. И в основном не без причины. Он отнюдь не был «жертвой» клеветы гораздо более поздних эпох, что порой пытаются доказать всяческие «сенсационные» писатели, о нем как о правители и человеке еще Тацит и Светоний отзывались весьма нелестно, и во всякие списки «проклятых императоров» его включали. Хотя благодаря энным решениям (например, раздача богатых подарков во время праздников) энной популярностью у простого Нерон все же пользовался. В общем, писать книгу об эпохе такого человека – задача не из простых. Велик соблазн просто изобразить дьяволом во плоти. К чести автора, он не стал этого делать. Он изобразил этого императора человеком. Мерзким, жестоким, мнительным, суеверным, но человеком. Но все же он тут – второстепенный персонаж. Основные герои – люди попроще, которые в итоге просто стараются уцелеть в это непростое время. Изуверские нравы той эпохи писатель не смакует, но описывает весьма красочно, так что людям впечатлительным книга все же не особо рекомендуется. Особой пропаганды христианства, которую иногда усматривают здесь некоторые люди, здесь тоже нет. Христиане в те времена и правда в основном были безвинными мучениками. Жертва превратилась в охотника гораздо позже…

В итоге имеем крепкий исторический роман о весьма печальном периоде в истории Вечного Города. И лично мне трудно вспомнить более достойное художественное произведение о временах безумного императора, который поджег (или все-таки нет?..) Рим.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман написан в каком-то черно-белом стиле. Все язычники римляне во главе с Нероном отвратительны, а христиане хороши так, что хоть сразу на иконы. Нерон же вообще показан самым страшным чудовищем на земле, развратен,жесток, смешон, бездарен, похабен, ну вообщем состоит из одних пороков. Вообще, у меня сложилось впечатление, что такой строго однобокий взгляд на добро и зло, характерно для Сенкевича. Но здесь он какой-то даже гипертрофированный, из-за чего герои выглядят не живыми, а набором штампов,или актерами играющими пьесу в театре. Однако, Петроний, единственный находящийся между этих крайностей как раз и выглядит единственным живым. Он так хорош в своем эпикурействе, уме, дерзости и лени,что стал моим любимым героем и про него было читать интереснее всего. Но каков язык,стиль, как красиво, образно написана книга! Не чтение, а литературное наслаждение. Как красочно и трагично описан пожар в Риме, что даже простила явное, яркое и смешное в неправдоподобии разделение поведения при пожаре христиан и язычников. А уж сцены последовавших мучений и казней, хоть порой и скатываются в «жития святых...», но в основном столь ужасны, что невольно содрогаешься. Эта книга, как изысканное блюдо, может и есть к чему придраться, но все равно жмуришься от удовольствия.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лично меня всегда удивляет, когда в отзывах о книге, затрагивающей религиозную тематику, скептики делают акцент именно на своем отношении к оной, уделяя сравнительно мало внимания самой книге. Однако, если глядеть с этой колокольни, с позиции абсолютного неприятия и неверия, невозможно получить удовольствие от половины литературного достояния человечества. Я тоже не верю ни в Кришну, ни в Куберу, ни в Гермеса с Афродитой, ни в Хеймдаля с Осирисом... Но ведь приключения этих товарищей, которые можно встретить в сборниках «Мифы народов мира» вполне себе «читабельны» и любопытны любому, кто хоть чуточку способен увлечься, каждому, чья фантазия нет-нет, да подпрыгнет хоть на метр, совершая неуклюжий, но все-таки «полет». Просто людям тех лет приходилось искать божественное начало там, где его нет (или есть?). Вот и рассматривайте, друзья-скептики подобную литературу как «мифологию», не вдаваясь глубоко в основы, но наслаждаясь повествованием, как это делаю я. И будет вам счастье.

Теперь о книге.

Когда-то давненько мне доводилось видеть экранизацию, но с тех пор в памяти мало что осталось. Еще пугали «латинизмы», разбросанные по тексту, поэтому я долго, очень долго сомневался, стоит ли браться. Взялся.

И в первую очередь хочу воздать хвалу языку. Роман написан потрясающе «вкусно». Это не новомодные многотомники про арбатских ведьм или сантехников-охотников на вампиров (никого не хочу обидеть). Это настоящий художественный язык, более всего напоминающий горячо любимых мною Виктора Гюго и Арчибальда Кронина. Из наших — не совсем, но, может, Федор Михайлович. Или Леонид Андреев. В общем, тут и 15 баллов не жалко.

Далее, персонажи — тоже высший класс. Давно у меня не было таких метаний в отношении к героям книги. Марк Виниций, которого в начале хочется огреть по голове за его поступки, превращается... в праведника или нет, но, в любом случае, человека «хорошего», как бы ни было затаскано это слово. Хилон Хилонид претерпевает не меньшие метаморфозы — сначала этот, не лезущий в карман за словом, пройдоха, вызывает симпатию, затем переживает падение, и — снова торжествует заплеванное добро. Петроний, достойнейший из римлян, недаром ему симпатизируют и горожане, и император, и мы, читатели — он прекрасен, чего стоят только его потрясающей меткости остроты, это просто «Штирлиц» при дворе, и если бы не лень... Впрочем, он до конца остался верен себе. Лигия получилась более «шаблонной», что ли, ведь она изначально была «правильной», хотя кое-какие перемены в ней произошли. А еще здесь есть апостолы, Урс, Главк, Эвника, Акта, и даже «великий и ужасный» Нерон, оказывается, способен, вызвать отклик у читателя, каким бы чудовищем не казался (ведь так приятно дарить людям счастье, да, император?). А Тигеллин? А прочие августианы? А Поппея? Да, Сенкевич великолепно прописал героев.

Для оценки событий, произошедших пару тысячелетий назад, нам остается либо верить тому, чему учат учебники, либо нет. На самом деле автор целиком и полностью опирался на официальное изложение событий, допуская определенные вольности. Впрочем, не нам судить.

Однако, даже рассматривая роман как сугубо художественный, мы не можем не заметить общей атмосферы античности, Сенкевичу удалось передать верный (или неверный) дух Рима той спорной эпохи. Рабовладельческий строй, разнузданные нравы, показная религиозность граждан, относительная уверенность в завтрашнем дне — кхм... а ведь актуально до сих пор. Но тем не менее — гладиаторы и сенаторы, вакханалии во дворцах и особняках, преторианцы, кифары, рабы, умащающие тела своих праздных господ. Вышеупомянутые «латинизмы» усугубляют погружение, хоть поначалу и вызывают трудности при прочтении. В общем, тут все здорово, а ведь я еще не упоминал о придворных интригах, заговорах, гонениях, выходках безумного императора. Мало? А какие страсти, какая ревность, какая зависть, какая борьба! И какая любовь...

Если отбросить метафизику, игнорируя «религиозные» постулаты религии (простите за каламбур), что мы имеем? Сторонники старого мира живут как привыкли — правом сильного, эгоистично и жестоко. И это очень ярко показано в последней трети книги, когда римский народ добивается «зрелищ». Кровь стынет в жилах от того, что для людей той эпохи было нормой. Как говорил Хилон, иные варвары просто не способны признать все величие римских законов, по которым столица обирает и облагораживает их. Вынудить тысячи людей убивать друг друга потехи ради, или еще веселее — скормить эти тысячи диким животным? Общество, живущее подобными устоями обречено рано или поздно погибнуть. И тем не менее, в них тоже было светлое, вечное — меня поразил эпизод, когда толпа на играх вынудила Нерона объявить Урсу и Лигии право на жизнь. Диктатор, подчиняющийся народу... так непривычно, знаете ли. А противостоят им люди новой эпохи, для которых в мире, помимо жестокости и принуждения, есть добрая воля и милосердие. Петроний, тот застрял меж двух миров, не вынося жестокость, он не способен «возлюбить ближнего», а эти, нищие, рабы, свободные граждане, солдаты, патриции — те из них, кому прежние порядки как ком в горле, кто хочет не сеять смерть, но поддерживать жизнь, гуманисты тех далеких и темных времен, когда человеку был необходим создатель — принимали для себя новые обеты. Потому те, кто пишет, что христиане в книге образцово хороши, ошибаются. Не хороши, потому что христиане — но христиане, потому что хороши. Тот же Хилонид вам как яркий пример того, как человек, раздавленный муками совести, перерождается и побеждает. Ведь несмотря на то, что жизнь человеческая первостепенна, и без нее невозможен ни сам человек, ни его принципы, иные принципы стоят этой жизни.

И насколько же должны быть велики сила духа и вера во что-либо, чтобы бесстрашно глядеть в пасть дикому зверю.

Сильная книга, заставляющая задуматься, погружающая в себя, написанная отличным языком, увлекающая, поражающая, вызывающая целый спектр эмоций.

А что еще нужно читателю?

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Образец исторического романа. Конечно, христианство (раннее) подавалось идеализированно. Но и любое учение подается учителями идеализированно. Поэтому воспринимать художественное произведение как истину не нужно. Тем более, что многие пытались залесть на поле Христа, и многие ли остались в памяти. Петр и Павел, а, тем более, Христос, вообще здесь второстепенные герои, уровня Хилона. А вот ленивый эпикур Петроний, мажор Виниций и опьяненный хмелем искусства император Нерон показаны куда более скрупулезны. Ну, и поляк (литвин, если вдаваться в родословную) Сенкевич не был бы Сенкевичем, если бы тут обошелся без крайне положительных персонажей из земли Польской — лигийцами Лигией (Каллиной) и Урсом. Но писателю дозволено и это.

Роман — узловой по периоду начала эры. И относится к обязательному чтению. Что там говарил Нестор Петрович из «Большой перемены»? Какой артист умирает! Это тоже отсюда.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Генрик Сенкевич отличался незаурядным талантом романиста, и его исторические произведения создавались с большой любовью и вниманием к мелочам. В отличие от современных подельщиков, писатель подходил к своей работе с большой ответственностью — изучал большой комплекс источников и литературы. Один из его выдающихся романов — «Крестоносцы», описывающий события, предшествующие знаменитой Грюнвальдской битве. Но если герои «Кржыжаков» являются данью романтической литературе того времени, то персонажи «Quo vadis» — совсем иное дело.

Весьма сложная писательская задача — показать изнутри мир Римской империи времён принципата, показать постепенные всходы христианства и упадок языческой культуры. И как это сделать, сохраняя уважение к античным достижениям философии и эстетики, и в тоже время показать всю чистоту и благость первичного христианства? И Сенкевич, нужно отдать ему должное. с этой задачей в общем справился.

События происходят во времена императора Нерона, мало заметного в историческом процессе товарища, но очень любимого романистами всех времён. Несмотря на то, что героями здесь являются весьма знатные патриции (в основном), показывается изнанка Рима — бедные кварталы, где появлялись первые общины христиан, нищенство простых жителей, их бешенство, необузданность и злобность. Христианство здесь — глоток воздуха, надежда на новую жизнь после этого удушливого мира. Апостолы Пётр и Павел учат людей милосердию и всепрощению, учат, что нужно постараться любить всё человечество. Сенкевич демонстрирует нам подвижнические подвиги христиан — прощение Главком Хилона, смирение перед страшной гибелью на арене Колизея, полудетская преданность Урса... Интересные образы, а ещё любопытнее — преображение людей и превращение их в христиан. Марк Виниций — вполне живой персонаж, и его превращение в христианина описывается достоверно. Всё в месте — любовь к Лигии, восхищение перед мужеством христиан и их милосердием, неприязнь к распутству императорского двора — всё это сыграло свою роль, никакого «чудесного перевоплощения», как в легенде о Савле-Павле. Менее достоверным мне представляется преображение Хилона, хотя он тоже ярок и врезается в память. Христиане — люди, с минуту на минуту ожидающие Конца Времён, и с этим ощущением они идёт в жизни, принимая её такой, какая она есть.

И тем не менее, Сенкевич умудрился сохранить любовь и уважение к языческой античной культуре. Описывая все признаки разложения римского патрициата, писатель выделяет особо одного человека, который сконцентрировал в себе всё лучшее, что видел в античной эпикурейской философии. Это Гай Петроний Арбитр, автор «Сатирикона». Конечно, по духу он скорее грек, чем римлянин, но его философия вполне логична и обоснована. Он уважает апостолов, называет Христа «лучшим из богов», но остаётся язычником. Он не хочет принимать на себя ответственность, которую налагает на себя учение Христа, он хочет жить весёлой и беззаботной жизнью. Несмотря на свои воззрения, Петроний — мужественный и честный человек, который сделал для Виниция и Лигии больше, чем все остальные.

Именно образ Петрония показался мне самым ярким в романе, эдаким возвышающимся над всеми коллосом. Но есть ещё один неоднозначный персонаж, которому Сенкевич посвятил немало времени, но, на мой взгляд, не доработал. Это сам Нерон. Император Pax Romana у польского писателя вышел интересным — опасный, вздорный безумец, но при этом не лишённый определённых положительных качеств. Да, Нерон был весьма посредственным поэтом, но — не бесталанным. У него неплохой голос, как говорит сам Петроний, любовь к поэзии и искусствам, но при этом — полная невменяемость, которая не была редкостью для его рода. Однако проникнуть до конца в душу Нерону Сенкевичу не удалось... впрочем, собирался ли он это делать?

«Куда идёшь», «Камо грядеши», «Quo vadis»... Всё это разные варианты названия романа. В чём его смысл? Возможно он — двоякий. Как известно, Пётр спросил об этом Христа, который пришёл к нему в видении. Христос вошёл в Вечный город, чтобы сделать его своей столицей — и ничто, даже Нерон со своим приближёнными, не смогут этому помешать. С другой стороны, этот вопрос обращён всему обществу Рима. «Куда вы идёте?», хочется спросить внимательного читателя, вчитывающегося в описании жизни патрицианской элиты, его гнилого нутра и валтасаровой беззаботности. У этого мира нет будущего — вот что хотел сказать Сенкевич. Он был велик, но он умирает. Навстречу ему придёт новое — христианство, свежее и чистое, как слеза.

Хороший роман. Трудно оторваться от него, и каждая строка читается с наслаждением.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман повествует о первых годах христианства, о том времени, когда существовал раннехристианский фанатизм, ещё не оттеняемый рутиной и церковным бюрократизмом. То было время, когда горсточка первых христиан разрасталась в многочисленную общину, когда, несмотря на притеснения, новая религия завоёвывала души и сердца, предлагая нечто доселе ещё не виданное: идеи равенства, милосердия, всепрощения. Это картины из жизни ещё великой Римской империи, когда христианские идеи уже пустили там корни, но христианство ещё не начало главенствовать в вечном городе.

Итак, первый век нашей эры. В Риме правит Нерон, один из наиболее безумных его императоров. Время бесчинств, массовых казней, немыслимой роскоши и соседствующей с нею нищеты. И в этот город приходит чужеземная религия, христианство, со своими всем нам известными заповедями. Новая религия легко завоёвывает сторонников. Почему? О, полагаю, христианство отвечало на общественный запрос определённой части населения. Рабы, бедняки, варвары-чужестранцы — из их числа формируется основной костяк ранней христианской общины. Что ни говори, а христианство, в отличие от греческих и римских мифологических сказок о жестоких непримиримых богах, предлагает утешение. Предлагает оно и привлекательные в сравнении с язычеством концепции и модели поведения. Где языческие боги жестоко мстят врагам — там христианство твердит о всепрощении. Где они с головой бывают захвачены страстью и похотью — там христианство пропагандирует семейное счастье и нерушимость брака. Где они ведут себя по-человечески жестоко и мелочно — там христианский Бог справедлив и непогрешим.

Читатель в двадцать первом веке, по крайней мере, такой, как я — я имею в виду религиозные или, скорее, антирелигиозные воззрения, — не может в полной мере при чтении отвлечься от мыслей об истории последующих двух тысячелетий, когда возвышенные абстрактные идеи христианской веры были в большинстве своём растоптаны церковью, либо жадной до власти и богатства, либо слепой в следовании догмам, либо просто закостеневшей в условиях отсутствия реальной альтернативы. Но персонажи книги ничего этого, конечно, знать не могут и с головой окунаются в религиозный фанатизм, дающий чувство причастности и защищённости.

Как это принято в художественной литературе, автор показывает грандиозные исторические события через судьбы отдельных людей. Основных персонажей в книге трое. Виниций и Лигия полностью посвящены христианству. Через всю книгу они проносят свои чувства сквозь испытания и страдания, которые им помогает преодолеть их религия, и в конце концов их любовь становится неотделима и неотличима от веры. Они двое — и беззащитная, добродетельная Лигия, и прошедший путь непростого духовного взросления Виниций — являют собой живое воплощение тех самых идей, которые, скажем прямо, пропагандирует и восхваляет автор. Петроний, третий главный персонаж, находится от них на противоположном полюсе. Нет, он не какой-то там язычник, он скептик — естественный враг любой религии, требующей безусловной веры. Сам он разделяет идеи гедонизма, философского течения, столь свойственного имперскому Риму и современным развитым государствам. Поэтому, думаю, многие читатели (например, я) могут обнаружить, что именно его точка зрения наиболее близка к их собственной.

О, да, и нельзя не отметить глубокую проработку исторической составляющей книги. Персонажам и событиям веришь как настоящим, пожар, императорские пиры, представления в амфитеатрах описаны прекрасно. В историческом плане роман Генрика Сенкевича почти идеален.

P.S. Кстати, в послесловии господина А.Столярова в моей версии издания было сказано, что католическая церковь усмотрела в этом романе намёки на антиклерикализм. Так вот, хочу вам сказать — я их тоже вижу. Но как по мне — это замечательно.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Писатель, берущий за основу книги какое-либо учение, не важно, философское или религиозное, всегда идёт на определённый риск. Ведь представители других конфессий будут изначально подходить к чтению с изрядной долей скепсиса, а единоверцы обязательно найдут несоответствия с догмой и поставят их в вину автору. Но Генрик Сенкевич, не побоявшись критики, написал роман, в котором христианские убеждения и принципы поставлены во главу угла. Писатель в художественной форме изложил одну из самых трагичных страниц истории этой религии — последние годы правления древнеримского императора Нерона. Так как описываемые события также имели огромное влияние на последующее развитие Рима, исторический фон интересен вдвойне.

Основной художественный метод, постоянно используемый в романе — переплетение в ткани повествования общего и частностей. Сенкевич повествует нам о глобальных событиях, запечатлённых в трудах историков, и в то же время рассказывает о судьбах различных людей, попавших в круговерть этой страшной эпохи. На первом плане — пламенная любовь двух абсолютно разных, не похожих друг на друга людей. Марк Виниций — военный трибун, богатый, жестокий патриций, привыкший, что ему во всём повинуются. Лигия — кроткая, благодетельная христианка, волею судьбы оказавшаяся приёмной дочерью римского генерала, чья жена и воспитала девушку во Христе.

В течение всего романа Виниций будет меняться. Пытаясь понять Лигию, раз за разом отказывающуюся от его денег и покровительства, он терпит муки несчастной любви, которые, как оказалось, не утопить в вине и разврате. Марк начинает постигать учение о единственном Боге и при жизни вступает на путь, из ада ведущий в чистилище, а из чистилища — в рай. Одновременно с Виницием обращение в христианство происходит с тысячами других язычников.

Стоит отметить, что если бы Сенкевич описал те же метаморфозы героя в других исторических реалиях, это выглядело бы не так правдоподобно. Однако, верхушка, правящая Римом, показана настолько прогнившей и порочной, что у читателя не остаётся сомнений: именно в такие времена учения подобные христианству могут приобретать самых неожиданных сторонников. И дело тут не во всемогуществе Бога. Действительность, в которой разврат и грязь пронизывают общество сверху донизу и достигают апогея; в которой жизнь любого человека, от раба до придворного фаворита, может оборваться от одного неугодно слова, с неизбежностью порождает свою зеркальную противоположность. Речь идет о людях, готовых стать почитателями лишь чего-то без оговорок светлого и чистого, столь совершенного и безупречного, что граничит с безумством жизнеотрицания во имя новых идеалов. Это очень хорошо показано в романе. Чем страшнее становится действительность, тем больше людей ищет спасения в учении, постулаты которого являют полную противоположность «законам” катящейся в пропасть реальности. Именно поэтому принципы «общечеловеческой коммуны» и всепрощения, которые в иных исторических условиях не нашли бы у людей понимания, в данном историческом контексте, описанном в романе, кажутся вполне естественными и убедительными. В такое время, когда цинизм и жестокость доведены до абсурда, «меньшее» зло не может ничего противопоставить злу «большему» — эта борьба обречена на поражение. Сражаться можно лишь верой — верой в то, что есть нечто более значимое и глубинное, превосходящее всевластие безумного тирана, беспощадность законов, смертность бренного тела.

Примечательно, что автор, всё же, не делит героев на два лагеря, не противопоставляет однозначно христиан окружению Нерона. В произведении имеет место еще одна точка зрения. Петроний — дядя Виниция — на мой взгляд, удачнейший образ данного романа. Он хоть и является фаворитом Нерона, всё же, в отличие от приближенных императора умён и утончён. Патриций не принимает учения христиан, но ведет свою игру в противовес Нерону, пытается спасти приговоренных к смерти христиан, чтобы вызволить любимую Виниция. Попав в немилость к императору и осознавая свою обреченность, он сам принимает решение уйти из жизни. Делает это спокойно и осознанно. Лично мне этот человек внушает больше уважения, чем несчастные, идущие на смерть с мыслью о Боге. Ведь, многие из них уверовали в Христа из-за страхов — в том числе, страха перед смертью. Вечное блаженство загробной жизни для слабых духом — это то, что может придать смысл их мученическому настоящему. А Петроний, понимая, что его натура никогда не сможет искренне принять христианство, находит в себе силы смотреть опасности, даже смерти, в лицо, не облегчая эту ношу надеждой на райское существование после кончины. Устами героя автор утверждает философскую концепцию жизни: ее самоценность здесь и сейчас; способность человека созерцать и ценить красоту, пока глаза способны видеть.

В числе объективных достоинств романа — яркий, неоднозначный образ Нерона. В историческом персонаже соединены чудовищные человеческие пороки, но именно человеческие, ибо автор «Камо грядеши», исследуя потаенные уголки его темной души, пытается разобраться в этом сложном и неоднозначном образе.

Генрик Сенкевич посвятил свой роман в первую очередь христианству и последователям этой религии, вместе с тем, огромный пласт римской истории и культуры, как базиса зарождающихся процессов, описан им со знанием дела, бережно и тщательно. Перед нами именно добротный исторический роман, который безусловно удовлетворит интерес и эстетические ожидания любителей данного жанра.

Однако, те, кто ждут от исторической прозы элементов жанра «плаща и шпаги», будут огорчены: здесь основное внимание уделяется проработке декораций и характеров, языку, но не действию. Повествование более чем неторопливо. Впрочем, произведение всё равно хорошо, даже и без активной сюжетной динамики.

Резюмируя: «Камо Грядеши» — интересный, качественный исторический роман, выраженной «прохристианской» направленности (этот факт нельзя отнести к достоинствам либо недостатком, но его обязательно учитывать начищающему читать «Quo vadis»). Если вы хотите погрузиться в эпоху правления Нерона, сопереживать яркой, трогательной любви главных героев, вникать в достоверно прописанные психологические портреты персонажей — вам сюда. Нужна «динамика», не очень-то любите исторические романы как таковые? Советую проходить мимо.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх