fantlab ru

Иван Бунин «Тёмные аллеи»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.07
Оценок:
141
Моя оценка:
-

подробнее

Тёмные аллеи

Сборник, год


В произведение входит:


  • Часть 1
7.95 (322)
-
5 отз.
7.65 (167)
-
4 отз.
7.37 (122)
-
2 отз.
7.72 (109)
-
2 отз.
  • Муза (1938), написано в 1938  
7.75 (108)
-
2 отз.
7.60 (102)
-
2 отз.
  • Часть 2
  • Руся (1942), написано в 1940  
8.18 (134)
-
2 отз.
7.38 (106)
-
1 отз.
7.43 (110)
-
1 отз.
7.53 (100)
-
1 отз.
6.95 (99)
-
2 отз.
7.12 (99)
-
1 отз.
7.36 (101)
-
1 отз.
7.66 (96)
-
1 отз.
  • Таня (1943), написано в 1940  
8.14 (103)
-
3 отз.
8.23 (126)
-
5 отз.
7.79 (99)
-
1 отз.
7.72 (109)
-
1 отз.
8.14 (120)
-
4 отз.
  • Часть 3
7.00 (92)
-
1 отз.
7.39 (95)
-
1 отз.
  • Кума (1943), написано в 1943  
7.30 (86)
-
1 отз.
7.05 (87)
-
1 отз.
7.72 (83)
-
2 отз.
6.76 (43)
-
1 отз.
7.85 (90)
-
3 отз.
7.23 (90)
-
1 отз.
8.26 (122)
-
1 отз.
7.46 (89)
-
2 отз.
7.89 (101)
-
1 отз.
7.03 (87)
-
2 отз.
7.08 (88)
-
1 отз.
7.71 (89)
-
1 отз.
6.97 (91)
-
1 отз.
7.77 (194)
-
2 отз.
7.07 (85)
-
1 отз.
7.35 (90)
-
1 отз.
7.79 (88)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:



Собрание сочинений. Том 7. Темные аллеи. Рассказы 1931-1952
1966 г.
Стихотворения. Рассказы. Повести
1973 г.
Рассказы
1982 г.
Темные аллеи
1984 г.
Повести и рассказы
1985 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4
1988 г.
Том 5
1988 г.
Темные аллеи
1991 г.
Жизнь Арсеньева. Тёмные аллеи. Окаянные дни
1991 г.
Избранные произведения
1991 г.
Темные аллеи
2004 г.
Жизнь Арсеньева. Повести. Рассказы
2006 г.
Темные аллеи
2007 г.
Тёмные аллеи
2007 г.
Солнечный удар
2007 г.
Темные аллеи
2007 г.
Темные аллеи
2009 г.
Темные аллеи
2011 г.
Темные аллеи. Окаянные дни. Повести и рассказы
2013 г.
Солнечный удар
2014 г.
Темные аллеи. Жизнь Арсеньева
2014 г.
Темные аллеи. Окаянные дни. Повести и рассказы
2014 г.
Темные аллеи
2015 г.
Лучшие повести и рассказы о любви в одном томе
2015 г.
Темные аллеи
2015 г.
Гранатовый браслет. Темные аллеи
2017 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2018 г.
Тёмные аллеи
2019 г.
Темные аллеи
2019 г.
Тёмные аллеи
2021 г.
Тёмные аллеи
2022 г.
Тёмные аллеи
2023 г.
Темные аллеи
2024 г.
Темные аллеи. Окаянные дни
2024 г.

Аудиокниги:

Избранная проза
2005 г.
Темные аллеи. Повести и рассказы
2007 г.
Темные аллеи. Избранная проза
2010 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ах, как хорош Бунин. Какие замечательные описания природы. Читаешь про дождь и слышишь шум дождя вопреки тому, что на улице зима.

Наверное надо восхититься темой рассказов — любовью. И восхитилась бы, коли бы описываемая любовь была счастливой, а не несчастной. А так как по прочтении хочется плакать и тосковать о несбывшимся, то восхищаться буду только великим писательским мастерством Ивана Алексеевича.

И какие же в сборнике разнообразные и интересные женские образы. Страстные, раскрепощенные, развратные женщины в «Антигоне» и «Музе» по сравнению с которыми женщины Мопассана кажутся институтками. Надломленная, трагически изломанная Руся из одноименного рассказа. Жестокие красавицы в «Красавице» и «Кавказе». И многие другие.

А более всего мне понравился мистический рассказ ««Баллада»».

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Нила Геймана есть рассказ-зарисовка «Пятнадцать раскрашенных карт из колоды вампира». Этот сборник можно было бы назвать в том же духе — скажем, «Тридцать восемь карт из колоды несчастной любви», если бы автор не придумал своего и куда лучшего: «Тёмные аллеи».

Ближе к концу своей жизни классик русской литературы проживал в оккупированной бошами Франции. Было ему и грустно и тоскливо и вероятно вспоминалось о чём-то своём, несбывшемся и не случившемся. Но зато писалось. Результатом стал этот сборник, рассказы из которого я не зря сравнил с картами, ведь они очень похожи друг на друга и в тоже время отличаются так, что одну с другой не спутаешь.

Это в общем-то совсем не моя литература, но как-то неожиданно хорошо пошло. Под дождливую погоду прочёл за несколько часов. Не взялся бы рекомендовать кому-либо книгу о любви, да ещё на Фантлабе, но всё же примите во внимание — исключительно высокий литературный уровень, прекрасный русский язык, сильная психологическая составляющая.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эти рассказы Бунина хорошо читать в подростковом возрасте, когда секс и все что с ним связано интересует и манит и кроме него ничего не видишь.

Тогда и Бунин в роли автора «любовной лирики» интересен и великолепен.

Когда это все читаешь в возрасте 50+, то этот бред графомана и старого эротомана кажется примитивным, убогим и унылым, ибо секс уже так не интересен, как в юности, да и как оказалось бунинский секс это нечто странное и более похожее на случку домашнего скота, а остальное все что написано Буниным в этих рассказах, находится ниже плинтуса. Остается хороший язык и описания природы, здесь да — отлично. Но что касается человеческих отношений, психологии, социальной сферы — это полный шлак.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятные нежные, тонкие и пронзительные истории. Написано так красиво, что хочется плакать. Каждый рассказ в отдельности — хрупкое совершенство, на которое страшно дышать.

Но вот все вместе они, к сожалению, уже не смотрятся так прекрасно. Слишком похожи друг на друга герои, слишком предсказуем финал. Рассказы сливаются и надоедают, а что может быть хуже этого? Если читать их больше двух-трёх подряд, хочется удавиться. Ни одного долгого счастья. Никакой надежды. Всё тлен.

О любви ли «Тёмные аллеи»? Едва ли. О страсти, о скуке, которая толкает в чужие объятия, о случайных встречах. До чего же несчастны герои! До чего бессмысленно это всё.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный язык и очень сильные истории. Пусть и не все, но большая часть; а многие на годы западали в душу.

Пытаюсь объяснить себе скандальность и общественные порицания. И не могу. И дело не в том, что я принадлежу другому времени и другой литературе – даже по тому времени не вижу крамолы. И у Толстого и у Достоевского встречались не менее яркие любовные линии и не менее откровенные эпизоды. Прихожу к выводу, что дело не в качестве, а в количестве. Если у Тургенева и Гончарова одна – максимум две – пары и один – максимум два – эпизода на 500 страниц, обязательно разбавленные политикой, философией и иными конфликтами, то здесь – каждые 5 страниц новые герои и новые истории. И всё об одном. Перебор? Видимо, по тем временам – да.

С другой стороны, почти все эпизоды основаны на ничем не подкреплённой страсти и сиюминутной похоти, в лучшем случае – трагедии расставания. Как итог – все истории заканчиваются трагедиями, разбитыми сердцами и смертями. Ни одна не привела к счастью душа в душу до самой старости. Но разве Пушкин с Лермонтовым баловали нас хэппи-эндами? И разве их герои являлись образцами непорочной нравственности?

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал первую, укороченную версию на контрасте с книгой Уильяма Фолкнера «Сойди, Моисей!». Над великолепными страницами американского нобелиата задумался, а вот у нас нет авторов, которые так хорошо и подробно описали бы навсегда утраченный мир страны, ушедшей во тьму веков. И вспомнил: а как же Бунин?! К тому же первая версия вышла в тех же США всего год спустя после фолкнеровского сборника.

Дьявольская разница между книгами. Фолкнер, описывая погибший в страшном катаклизме Юг, не идеализирует его, напротив, утверждает, что при всей своей любви к корням и малой родине, это страшное общество проклятое рабством, расизмом и угнетением, должно было погибнуть, и туда ему и дорога. И описывает проклятое прошлое во всей своей целокупности — любовь, смерть, работа до седьмого пота и нехитрые деревенские радости.

Не то у Бунина. В «Темных аллеях» представлена сферическая Россиюшка в вакууме, где были только милые усадьбы, курорты и две центральные московские улицы. И на этом куцем фоне населяющие ее баре-бездельники и их беззащитные холопы только и занимались, что случайными скорыми случками. Хоть бы в виде пейзажа собранный стог пшеничных колосьев изобразил. Нет. Лихая езда на тройке и фак, фак, фак.

В общем, я без предубеждения, а по «гамбургскому счету» выбираю Уильяма Катберта Фолкнера, ка более сильного и ценного для матери-истории классика.

А чтение Бунина вызвало не противоречивые и не смешанные чувства. Скорее, как параллельные теза и антитеза, не дающие синтеза. Написано отлично, но по содержанию — старческая слюнявая дрянь.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх