fantlab ru

Иван Бунин «Второй кофейник»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.23
Оценок:
89
Моя оценка:
-

подробнее

Второй кофейник

Рассказ, год (год написания: 1944)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 20
Аннотация:

Некий художник в своей мастерской на Знаменке пишет очередную «Купальщицу». Во время перерыва в работе он, ожидая пока закипит кофейник, слушает рассказы натурщицы о её непростой жизни.

Примечание:

Впервые напечатано в «Новоселье», Нью-Йорк, 1945, № 21.


Входит в:

— сборник «Тёмные аллеи», 1949 г.

«Продолжение следует», 1993 г.



Собрание сочинений. Том 7. Темные аллеи. Рассказы 1931-1952
1966 г.
Повести и рассказы
1983 г.
Рассказы
1983 г.
Избранные сочинения
1984 г.
Темные аллеи
1984 г.
Антоновские яблоки
1987 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 4
1988 г.
Том 5
1988 г.
Темные аллеи
1991 г.
Жизнь Арсеньева. Тёмные аллеи. Окаянные дни
1991 г.
Избранные произведения
1991 г.
Повести и рассказы
2004 г.
Повести и рассказы
2004 г.
Темные аллеи
2004 г.
Жизнь Арсеньева. Повести. Рассказы
2006 г.
Тёмные аллеи
2007 г.
Темные аллеи
2007 г.
Солнечный удар
2007 г.
Тёмные аллеи
2007 г.
Темные аллеи
2007 г.
Темные аллеи
2009 г.
О любви
2010 г.
Темные аллеи
2011 г.
Темные аллеи. Окаянные дни. Повести и рассказы
2013 г.
Солнечный удар
2014 г.
Темные аллеи. Жизнь Арсеньева
2014 г.
Темные аллеи. Окаянные дни. Повести и рассказы
2014 г.
Солнечный удар
2014 г.
Темные аллеи
2015 г.
Лучшие повести и рассказы о любви в одном томе
2015 г.
Темные аллеи
2015 г.
Гранатовый браслет. Темные аллеи
2017 г.
Тёмные аллеи
2018 г.
Полное собрание рассказов в одном томе
2018 г.
Тёмные аллеи
2019 г.
Темные аллеи
2019 г.
Тёмные аллеи
2021 г.
Тёмные аллеи
2022 г.
Тёмные аллеи
2023 г.
Темные аллеи
2024 г.
Темные аллеи. Окаянные дни
2024 г.

Аудиокниги:

Темные аллеи. Повести и рассказы
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крошечная, почти бессюжетная зарисовка, повествующая о нравах, царивших в рядах художественной богемы в начале прошлого века. Я грешный человек, люблю русскую живопись и прочёл этот рассказ заинтересованными глазами. Кто именно выведен как главный герой, мне понять не удалось, вот остальные названы своими именами и можно видеть, насколько Бунин в теме того, о чём пишет. Прежде всего, Софья Кувшинникова не сестра Чехова, хотя и была с ним хорошо знакома. Что касается её бездарности, то картины Кувшинниковой хранятся в Третьяковской галерее, а Третьяков бездарных картин не покупал. О Григории Ярцеве, который по словам Бунина изнасиловал героиню, уже на втором сеансе лишив её невинности, я ничего не помнил, пришлось поднимать литературу. Разумеется, там не говорится ни о привычке насиловать молоденьких натурщиц, ни об алкоголизме. Критика двадцатых годов со снисходительным пренебрежением говорит о Ярцеве, называя его последышем передвижников. Умер Ярцев в 1918 году, так что действие бунинского рассказа происходит во время гражданской войны. Интересно, кому в это время могла понадобиться картина с обнажённой купальщицей?

Натурщица упоминает также, что позировала «аж самому Малявину». До 1900 года Малявин был совершенно неизвестен, а сразу после парижской выставки уехал в деревню под Рязанью, где и жил безвыездно в течение двадцати лет. Она, что к Малявину в деревню каталась?

Короче, со знанием художественной жизни у Бунина полный швах. Теперь, как написан этот отрывочек? Раз натура обнажённая, то упомянуты волосы внизу живота. Дело привычное, от Бунина я иного не жду. А вот что вызвало недоумение, так это манера разговаривать, которую демонстрирует натурщица. Я хорошо знаю псковский и новогородский диалекты, сходу узнаю архангелогородский и средне уральский говоры с их такими разными, но равно замечательными звательными падежами. Отличу и окающего волжанина, и дифтонг i-и в речи владимирца, а вот то, как говорит уже вторая героиня из рассказов Бунина, для меня тайна за семью печатями. Я далёк от мысли, что Бунин просто коверкает язык женщин, наверное где-то так говорят, но если проститутка из рассказа «Мадрид» не так давно приехала из деревни, то натурщица из рассказа «Второй кофейник» вращается в художественной среде чуть не четверть века, ей доступно понимание живописи: «Спина и зад вышли отлично, сильная лепка...» -- а вот обучиться городской речи -- не довелось.

Ощущение такое, что Бунину, как всегда, наплевать на женщину: описал спину, зад, волосы внизу живота, -- и довольно с неё. Неприятный рассказ.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх