Олесь Бердник «На огне святом сожжём разлуку»
В сборнике «Лабіринт Мінотавра» (1990) повесть опубликована под названием «На вогні святому спалимо розлуку», а «Жива вода» является 2-й частью повести.
В каком виде и объёме произведение опубликовано в сборнике «Покривало Ізіди» (2010) — не известно.
В произведение входит:
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— сборник «Лабіринт Мінотавра», 1990 г.
- /языки:
- русский (2), украинский (2)
- /тип:
- книги (2), самиздат (2)
- /перевод:
- Ст. Борин (1), М. Жданов (1), А. Соколов (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кропус, 3 марта 2023 г.
Повесть стилизована под былину. В самом начале было непривычно, но скоро даже начало нравится.
Теперь о сюжете. Если рассматривать текст, просто как сказку, то он великолепен. Но если, как философию, то возникают некоторые вопросы. Автор ставит, в том числе, и вопрос о соотношении безопасности и свободы, и лихо решает его в пользу безграничной свободы. Увы, в реальной жизни это не срабатывает: если человека постоянно грабят и убивают его близких, то он охотно пойдёт под руку тому, кто обеспечит ему защиту и будет платить тому дань, просто как меньшее зло. Увы, но финальное утверждение, что на защиту свободы по первому зову явится куча свободных рыцарей — это из разряда утопий. То есть придти-то они скорее всего придут, но регулярная армия агрессора быстро перемелет их в порошок. К тому же практика свидетельствует, что большинство людей в подобных случаях стремятся освободить только родную деревню.
Бердник скорее поэт, чем реалистичный философ. Это видно и по другим его книгам.Непонятно, как он вообще представлял общество абсолютно свободных людей. У Ле Гуин в «Обездоленных» социум анархистов представлен очень подробно. Возможен он или нет, вопрос отдельный. Да и там Урсула не скрывает, что он по существу является просто рудничной колонией материнской планеты и существовать видимо может только при полном отсутствии внешней агрессии.
В книге Бердника нет даже этого.
Похоже автор в глубине души и сам всё это понимает. В тексте есть община свободных воинов, куда прибывает герой, но как там всё устроено абсолютно непонятно. Герой этим, как ни странно, даже не интересуется: прибыл, нашёл побратимов, убыл. Автор явно намеренно обходит этот момент.
Впрочем, чтению и получению удовольствия — это не мешает. Сказка есть сказка!