fantlab ru

Олесь Бердник «На огне святом сожжём разлуку»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.18
Оценок:
11
Моя оценка:
-

подробнее

На огне святом сожжём разлуку

На вогні святому спалимо розлуку

Другие названия: Жива вода; Живая вода

Повесть, год

Примечание:

В сборнике «Лабіринт Мінотавра» (1990) повесть опубликована под названием «На вогні святому спалимо розлуку», а «Жива вода» является 2-й частью повести.

В каком виде и объёме произведение опубликовано в сборнике «Покривало Ізіди» (2010) — не известно.



В произведение входит:


7.67 (3)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— сборник «Лабіринт Мінотавра», 1990 г.




Самиздат и фэнзины:

Живая вода
2018 г.
Покрывало Изиды
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Лабіринт Мінотавра
1990 г.
(украинский)
Покривало Ізіди
2010 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть стилизована под былину. В самом начале было непривычно, но скоро даже начало нравится.

Теперь о сюжете. Если рассматривать текст, просто как сказку, то он великолепен. Но если, как философию, то возникают некоторые вопросы. Автор ставит, в том числе, и вопрос о соотношении безопасности и свободы, и лихо решает его в пользу безграничной свободы. Увы, в реальной жизни это не срабатывает: если человека постоянно грабят и убивают его близких, то он охотно пойдёт под руку тому, кто обеспечит ему защиту и будет платить тому дань, просто как меньшее зло. Увы, но финальное утверждение, что на защиту свободы по первому зову явится куча свободных рыцарей — это из разряда утопий. То есть придти-то они скорее всего придут, но регулярная армия агрессора быстро перемелет их в порошок. К тому же практика свидетельствует, что большинство людей в подобных случаях стремятся освободить только родную деревню.

Бердник скорее поэт, чем реалистичный философ. Это видно и по другим его книгам.Непонятно, как он вообще представлял общество абсолютно свободных людей. У Ле Гуин в «Обездоленных» социум анархистов представлен очень подробно. Возможен он или нет, вопрос отдельный. Да и там Урсула не скрывает, что он по существу является просто рудничной колонией материнской планеты и существовать видимо может только при полном отсутствии внешней агрессии.

В книге Бердника нет даже этого.

Похоже автор в глубине души и сам всё это понимает. В тексте есть община свободных воинов, куда прибывает герой, но как там всё устроено абсолютно непонятно. Герой этим, как ни странно, даже не интересуется: прибыл, нашёл побратимов, убыл. Автор явно намеренно обходит этот момент.

Впрочем, чтению и получению удовольствия — это не мешает. Сказка есть сказка!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх