FantLab ru

Владимир Железников «Чучело»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.29
Голосов:
112
Моя оценка:
-

подробнее

Чучело

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 15
Аннотация:

Лена Бессольцева приехала в другой город к своему дедушке, она перешла в другую школу, но она не занала, что её там ожидает...

Примечание:

«Путеводная звезда» №4/1996 г.

В 1983 году повесть была экранизирована.


Входит в:

— сборник «Жизнь и приключения чудака», 1987 г.

— антологию «Отрочество. Выпуск 1», 1988 г.


Экранизации:

«Чучело» 1984, СССР, реж: Ролан Быков



Похожие произведения:

 

 


Чучело
1981 г.
Жизнь и приключения чудака
1982 г.
Последний парад. Избранные произведения в двух томах. Том 1
1986 г.
Жизнь и приключения чудака
1987 г.
Отрочество. Выпуск 1
1988 г.
Чучело
1988 г.
Чучело
1989 г.
Чучело. Таня и Юстик
1989 г.
Чучело
1996 г.
Чучело. Чучело-2
2006 г.
Чучело
2008 г.
Чучело
2008 г.
Чучело
2009 г.
Чучело
2010 г.
Чучело
2012 г.
Чучело
2012 г.
Чучело
2015 г.
Чучело
2015 г.
Чучело
2019 г.

Аудиокниги:

Чучело
2004 г.
Чучело (аудиокнига MP3)
2008 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чучело. Для кого-то это тушка на Масленничку. Для кого-то — советский фильм с маленькой Кристиной Орбакайте. Я долгое время на эту историю смотрела глазами Ролана Быкова, а прочитала только сейчас. Режиссер очень подробно рассуждает о том, что снимать эту повесть нужно с медицинской точностью («Я побит, начну сначала»). Не навредить, не скатиться в бытовуху, не снять проходную подросткуовую ленту о первой любви, а показать именно боль рождения личности в человеке и становление его самости.

Повесть, на мой взгляд, это еще один представитель young-adult по-советски. Просто раньше авторы творили в рамках соцреализма, а теперь ни в чем себе не отказывают и подпускают фэнтэзийного петуха. Маленькая, беленькая, чистенькая девочка живет с дедушкой (между прочим отставным военным, фронтовиком) в старинном доме в старинном городе. То, что ее дом — волшебный замок на холме для ее же одноклассников говорит сам автор. Дом принадлежал семье с давних времен, когда прадед деда был крепостным художником. Дедушка старается собрать рассеянные по миру картины предка, девочка — любит эти картины всей душой.

В классе случается конфликт и она, заступаясь за друга, берёт вину на себя. Начинается жестокая и принципиальная травля. Лене нужно пройти несколько этапов инициации, чтобы понять, что не нужно принадлежать к стае, чтоб уважать саму себя. Она взрослеет раньше, чем ее одноклассники, но когда они разбираются в чем дело, Лена уже далеко — и в физическом, и в моральном планах.

Мне очень понравилась эта повесть! Я жалею, что не прочитала ее в 6 классе, когда была ровесницей Лены. И рада, что прочитала ее сейчас. Травля, мысли Лены, учительница, каждый ученик в отдельности и все вместе, дедушка — шедевры! Мальчик, который всем сердцем хочет быть героем без страха и упрека. Женщина, глухая к чужому несчастью на фоне собственной радости. А маски, как грамотно одеты карнавальные маски! И все это на фоне патриархального городка, который говорит: все проходит, и это тоже.

Я с прискорбием заметила, что в детстве человек стремиться обнять весь мир, а взрослея, замыкается на себе. Побочный эффект, видимо. Зато здесь нашлось много хороших, правильных мыслей о семье и доме, о вечных ценностях и наносных идолах.

Теперь я понимаю Ролана Быкова. Сложно остаться равнодушным к этой повести. Даже если вы выросли, прочитайте ее обязательно​!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пишу отзыв второй раз, так как свет отключили и все удалилось >_<. Дубль два.

Данная повесть стала широко известной благодаря глубокому психологизму героев и правдивым изображением того, насколько жестоки могут быть дети. А в этой повести они очень жестокие, в первую очередь, из-за недостатка внимания со стороны взрослых. Рассмотрим персонажей книги.

Дедушка. В начале он приезжает в маленький город, в свой родной дом, где он провел ранние годы. Из этого дома вышла вся его семья, которая оставила частичку себя в этом мире через портреты, написанные предком дедушки. Смыслом жизни дедушки становится собрать все портреты и наполнить ими дом, словно наполнить его жизнью своих давно умерших родственников. Будто предчувствуя смерть, он хочет прожить остаток дней в родном доме с родными людьми, которых воплощают в себе портреты. Скупая их по всему городу за бешеные деньги, он не обращает внимания на другие радости жизни, ни с кем особенно не контактируя, годами нося одну и ту же, старую одежду. А самое ужасное, что у него под опекой находилась маленькая внучка, которая попала в трудную жизненную ситуацию и очень нуждалась в поддержке дедушки. Но дедушка ей не оказал никакой поддержки, потому что портреты были для него важнее внучки. Об этом говорят два ярких эпизода

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. Он ударил двенадцатилетнюю внучку, когда та стала снимать со стены один из портретов, чтобы продать его; 2. Еще в самом начале травле Ленки, дедушка сам стал свидетелем неоднозначных отношений девочки с одноклассниками, и мог бы помочь ей, но все его внимание было занято новым портретом
. Правда, в конце повести дедушка осознал, что жить надо ради живых родственников, а не давно умерших. Но осознание это пришло слишком поздно.

Учительница. Этот персонаж вызвал у меня больше негодования, чем все остальные. Просто у меня самого в школе были такие-же учительницы, которым собственно безразличны дети и их проблемы. Зачем только в школу идут. Конкретно по персонажу повести, то таких девушек в наше время называют словом, состоящим из двух глухих согласных. У нее на уме лишь ее молодой жених, а все остальное ее словно не касается. «Какие дети, какой бойкот? Это все не имеет значения, ведь у меня скоро свадьба!». Считаю, что именно ее действия и стали катализатором печальных событий повести.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В школе один урок заменили другим, о чем эта учительница мелом написала на доске. Дети решив проигнорировать сообщение, стерли его и пошли в кино. Когда она чуть позже встретила одного из мальчиков, стала его допрашивать, куда все ушли. Тот не хотел говорить, и тогда она стала оскорблять его, назвав «жалким, презренным трусом». Мальчика это задело и он все рассказал. В результате учительница получила выговор, а классу она запретила ехать на экскурсию в Москву, которой все так очень хотели. Теперь по порядку. Считаю, что урок оказался сорван по ее вине, так как она не донесла информацию надлежащим способом, сообщение действительно мог стереть кто угодно и дети виноваты не были бы. Она должна была лично сообщить эту информацию своему классу, или передать через кого-то, чтобы было с кого спросить в случае чего. И абсолютно заслуженно и справедливо получила за это выговор. Дети тоже оказались наказаны, плохими оценками за поведение. Но ей это показалось несправедливым и она решила отомстить детям, чтобы им было также плохо, как и ей. И для этого она отменила поездку в Москву, которую все очень хотели и ради которой много работали. При этом сама девушка в Москву поехала, ведь ее там жених ждет. Как-же, жених важнее подопечных ей детей. Дальше еще хуже, оскорбила и обозвала своего ученика Димку «жалким, презренным трусом», что вообще ни в какие ворота не лезет. А когда дети узнали, что поездка в Москву сорвана, стали просить ее все же смилостивиться, а в результате та взяла копилку, в которой были деньги на поездку и разбила ее прямо в классе, после чего со спокойной душой ушла садиться на автобус в Москву. Когда она узнала что дети объявили Ленке бойкот (за то что та взяла на себя вину Димки) то не стала с этим разбираться, просто махнула рукой и укатила в Москву. Дети и сами разберутся, а там жених ждет, он важнее всего на свете! И когда она приехала из Москвы, ей все так-же было плевать на детей, все мысли были о недавнем замужестве
Как говорил один мой хороший друг «гнать таких надо!» и не просто гнать, а вообще запрещать работать с детьми. И хотя в конце она осознала, какой же простите мразью была, трагедия все равно успела случиться.

Теперь дети. Считаю, их вина во всей истории меньше, чем взрослых, ведь они еще учатся жизни, и так как взрослые махнули на них рукой, сами пытаются жить, как могут, методом проб и ошибок.

Ленка Бессольцева. Данный персонаж претерпел значительные изменения за события книги. В начале это очень наивная, добрая девочка, которая стремится видеть в окружающих только хорошее. Она еще не имеет внутреннего стержня, поэтому она стремится быть рядом с тем, кто ей кажется идеалом — с Димкой. По сути она потеряла свою индивидуальность рядом с ним, перестала иметь собственное мнение, ей было важно, что скажет и как поступит этот мальчик. Можно сказать, что она влюбляется в него, поскольку до последнего верила в то, что он хороший мальчик, что он спасет ее и откроет всем правду. Но этого не произошло. Димка предал ее, как предали дедушка и учительница, она осталась одна на всем белом свете против своего класса, свято убежденного в том, что Ленка предала их. В этом противостоянии ей пришлось многое пережить, но она выковала свой характер и стала намного выше их всех. Как бы жестоко это не звучало, но испытание закалило ее, и благодаря ему она стала человеком с твердым характером и убеждениями. Если бы это не произошло, то возможно она и дальше жила бы в тени Димки, бегая за ним как собачка и делая все, что делает он.

Димка. Как мне кажется, это мальчик который очень запутался. В нем боролись две стороны — стремление быть просто хорошим, и стремление казаться хорошим для окружающих. По началу ему удавалось совмещать и то это, но когда Ленка взяла на себя вину за его поступок, перед ним встал выбор. На протяжении всей книги он болезненно пытался сделать выбор: сделать хороший поступок, спасти Ленку от травли и взять собственно свою же вину на себя, но при этом понеся осуждение со стороны класса и падение авторитета, или поступить подло, оставить все как, свой высокий авторитет и обижаемую всеми Ленку с чужой виной. Он понимал, что правильно было поступить по первому варианту, но вот внутренней силы у него не хватило, а чем дальше, тем труднее было сделать как надо. В итоге он смирился со сложившимся положением, даже сам присоединился к травле, лишь бы его любили окружающие. Но когда все раскрылось, думаю, он стал самым несчастным человеком во всей книге. Тяжело жить с мыслью, что ты подлец, а для человека, очень зависимого от чужого мнения — тем более.

Остальные персонажи представляют собой коллектив ребят, объединенных одной целью — наказать предателя. Единственный достойный упоминания персонаж — мальчик Васильев, который оказался гораздо лучше Димки, хотя у класса было противоположное мнение. Единственный отказался преследовать Ленку и выказал свое презрению Димке (за что был бит).

В целом могу сказать, что очень сильное произведение, заставляющее серьезно задуматься о многом. Стоит прочитать всем, а в первую очередь детям, которые зачастую как и персонажи этой книги, страдают недостатком внимания со стороны взрослых и нуждаются в нравственных ориентирах, которые помогут им во всех ситуациях оставаться людьми.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чудесное произведение. Доброе, нежное, щемящее чувство. Как порой бывают злы дети. Вспоминаю свою школу и чувствую, что было и у нас в классе что-то похожее. Также находили одного мальчика или девочку, и издевались над ними. К сожалению, таких настоящих преданных друзей, как Ленка не часто встретишь. Сама ГГ, не по годам, умная, смелая, храбрая и отчаянная. Даже не верится, что есть такие дети. За друга — и в огонь, и в воду.

Прошла параллель с романом Стивена Кинга «Ярость», конечно, не в деталях, а в образах школьников и их жестокости, и к чему может привести эта жестокость и издевательство.

Но без сомнения, «Чучело» показывает наш русский менталитет, душу русского человека — чистую и щедрую...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх