FantLab ru

Сол Беллоу «Приключения Оги Марча»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.82
Голосов:
11
Моя оценка:
-

подробнее

Приключения Оги Марча

The Adventures of Augie March

Роман, год

Аннотация:

Захватывающая, трогательная, многоплановая, полная философского смысла история мальчика, которому выпала судьба взрослеть, совершать открытия, любить и искать свое место в мире в самые драматические моменты истории.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Национальная книжная премия / National Book Awards, 1954 // Художественная литература

лауреат
100 лучших книг, написанных на английском языке / The Guardian's 100 Best Novels Written in English, 2015


Издания: ВСЕ (2)

Приключения Оги Марча
2010 г.
Приключения Оги Марча
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет — линейней не бывает. Локация начала романа любезна: Чикаго, двадцатые-тридцатые — дымное колыхание джаза, мафиозные войны, зарождение и крушение миллионных состояний, боксерские поединки, тысячеголосый рев толпы, Великая Депрессия и поднимающие голову профсоюзы, томные, истончающиеся на нет женщины в жемчугах... Среди всего этого — «мы, горстка евреев...», в первую очередь Саймон и Оги, братья Марч. Еще совсем юная американская нация, варварская и инфантильная, ни в чем не знает меры: ни в нищете и убожестве, ни в роскоши и стремлении ошеломить размахом, «тряхнуть черноземом», если обратиться к отечественным аналогам. Хваткий, решительный, беспринципный Саймон далеко пойдет (и идет), младшенький Оги тащится за ним нога за ногу, в полной мере ведомый, этакая жертва обстоятельств. Уместно ли в этом контексте слово «жертва» — большой вопрос для тех, кто привык измерять жизненный успех материальными благами, количеством нулей в банковском счете и цилиндров в двигателе автомобиля.

«Не я влиял на окружающих, а они на меня», — проговаривается герой-рассказчик Оги Марч. Этот красавец (в том числе и в буквальном смысле слова), полный любви к окружающему миру во всех его проявлениях, наделенный острым глазом художника и цепкой памятью документалиста-бытописателя... по пути перечислений идти легко и приятно, вопрос: камо грядеши, едрит-ангидрид? Где приключения, заявленные в названии очередного великого американского романа?

Приключения рядом :)) и начинаются тогда, когда уже думаешь, что они никогда не начнутся. Переход ГГ от унылого коммивояжерского топтания с банкой патентованной краски под мышкой к джеклондоновскому опасному бродяжничанью на поездах (а дальше — больше, до гипертрофии и сюрреализма, ближе к финалу пробующего пальцами ноги ледяные и солёные воды НФ) внезапен... и оставляет нашего центрального персонажа ааабсолютно равнодушным О_о

Чикагская и мексиканская части романа отличаются радикально: первая из них глубоко общественна, социальна, иерархична, документально-исторична даже, вторая же вся строится на личном, эмоциональном, чувственном. Если от пестроты и саксофонных завываний первой слегка кружится голова, то от неподвижного и палящего сияния второй пересыхает в горле и возникает ощущение катастрофы. Полет под откос, дыра в башке, крушение любви-одержимости — все ускоряющееся съезжание по склону, покрытому щебенкой ничего не значащих слов, за которые невозможно зацепиться, чтобы остановить эпик фейл...

«Там вы найдете землю свою, // Где орел терзает змею», — выплыло из детской памяти почти забытое, что-то из легенд индейцев Мексики. Оги Марчу ни в мексиканских горах, ни в обществе полусумасшедшей любимой женщины своей обетованной земли найти не удалось: она ускользает, словно мираж. В галлюциноподобном «предфинале» Оги — внезапный психоаналитик, «судовой капеллан» — оказывается за бортом совместно с ученым плотником. Скука, протоплазма, океан наводят настоящую жуть. И возвращение блудного Марча в холодноватые объятия цивилизации (прямо чувствуешь покровительственное похлопывание по плечу) ничего не меняет.

Роман кончается вместе с бумагой, оставляя после себя толпу образов и впечатлений (моим любимым персонажем оказался Эйнхорн: он очень напоминает персонажа Кирка Дугласа из фильма «Жадность» (Greedy, 1994), ну вспомните: «Я прямо как чертов чайный пакетик...» — если не смотрели, рекомендую, классная вещь, извините за апарт), но равнодушие главного героя, кажется, уже въелось в читательское сознание. Ни слез, ни смеха, ни сожалений. Жаль.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Купился на Нобелевскую премию по литературе автора данного романа. История повествует о судьбе еврейского юноши по имени Оги, который живет в Чикаго со своей матерью, двумя братьями и бабушкой. Начало обещало быть интересным, но чем дальше я знакомился с главным героем, тем меньше вызывал он во мне эмоций. Вернее сказать он меня просто начинал раздражать. И вроде бы приключений выпало на его долю изрядное количество, даже присутствует какой-то плутовской оттенок, но герой просто как кое что в проруби, ни рыбо ни мясо. Оги как бы пытается жить своей жизнью, но он просто прилипала, у него нет ничего своего ни мыслей, ни принципов, ни материального достатка. Десятки интересных персонажей встречаются ему на пути, пытаются помочь, усыновить, приласкать, но он делает невероятно нелогичные поступки и ты просто недоумеваешь от всего этого. Даже проститутка в Италии вызывает интереса больше с точки зрения художественного персонажа. Ни интриги, ни сопереживания, ни драмы, ни сильного исторического фона (хотя здесь и Великая Депрессия и Вторая Мировая). Скучный, пустой роман. Скудная Американская литература.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое правило,которое следует соблюдать при чтении плутовского романа, это необходимость помнить, что главный герой оного оказывается душкой и милашкой если только в экранизациях, поскольку люди, предпочитающие фильмы книгам, именно того и ждут, чтобы кто-то там вроде Жана Маре их обаял и очаровал...

Оги Марч, на мой взгляд, более соответствует образу классического плута. До таких трикстеров как Уленшпигель он, конечно, не дотягивает, поскольку плутовством обычно промышляют вполне заурядные люди, но все же лицезреть его похождения весьма и весьма занятно...

Стало быть, живет себе такой не очень чтобы чрезмерно обремененный нравственностью юный обыватель. Промышляет всякими делишками. Порой постыдными, порой криминальными, порой общественно полезными.По мере сил проявляет изворотливость. Иногда доводится быть ему чрезвычайно находчивым, особенно когда выпадает шанс пожить за чей-то счет. Иногда неожиданно даже для самого себя совершает Оги удивительно благородные поступки, как правило, сажающие корабль его жизни на песчаную отмель. Трудно даже сказать, хорош Оги Марч или плох, кончит он свои дни в тюрьме или в ореоле благополучия...

Если это и эпос, как заявлено в аннотации, то именно что эпос об обывателе. Эпос о заурядном человеке, который плывет по течению, влекомый бурным потоком жизни. С какой вообще радости сие повествование можно назвать эпосом? А с той самой, что миновали времена великих героев и великих злодеев. Как говаривал Оруэлл, на смену драконам пришли юристы. Ну а на смену рыцарям, королям, пророкам, великим полководцам, титанам(вставить нужное слово: науки, бизнеса, творчества, далее на ваш вкус) пришли обыватели. Обыватель правит миром. Человек без свойств, вместилище тех качеств, которые вольют в него жизненные обстоятельства...

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх