FantLab ru

Аркадий Гайдар «Школа»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Голосов:
206
Моя оценка:
-

подробнее

Школа

Другие названия: Обыкновенная биография

Повесть, год (год написания: 1929); цикл «Обыкновенная биография»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 37
Аннотация:

Повесть о бурных революционных событиях, затянувших ученика Арзамасского реального училища в свой водоворот. Во многом автобиографична.

Примечание:

Впервые повесть напечатана в журнале «Октябрь» в 1929 году под заглавием «Обыкновенная биография», в разделе «Пережитое» (в №№ 4, 5, 6, 7), и в 1930 году в издании «Роман-газета для ребят».

Отдельной книгой повесть издана под названием «Школа» также в 1930 году (М., ГИЗ).


Входит в:


Экранизации:

«Школа мужества» 1954, СССР, реж: Владимир Басов, Мстислав Корчагин

«Школа» 1980, СССР, реж: Михаил Ильенко



Похожие произведения:

 

 


Школа
1931 г.
Школа
1934 г.
Школа
1936 г.
Школа
1940 г.
Сочинения
1946 г.
Школа
1946 г.
Избранное
1947 г.
Школа
1947 г.
Школа
1947 г.
Избранное
1948 г.
Повести
1948 г.
Сочинения в 2 томах. Том 1
1949 г.
Школа
1949 г.
Школа
1950 г.
Сочинения
1951 г.
Школа
1951 г.
Повести
1953 г.
Сочинения
1954 г.
Школа
1954 г.
Школа
1954 г.
Избранное
1955 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том первый
1955 г.
Школа
1956 г.
Сочинения в 2 томах. Том 1
1957 г.
Школа
1957 г.
Школа
1957 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том первый
1959 г.
Повести и рассказы
1960 г.
Школа
1960 г.
Мои товарищи. Когда я был вожатым
1961 г.
Школа. Танкер «Дербент»
1962 г.
Избранные произведения в 2-х томах. Том 1
1963 г.
Том первый
1964 г.
Школа
1964 г.
Школа
1964 г.
Избранные произведения
1967 г.
Р.В.С. Школа. Военная тайна. Судьба барабанщика. Тимур и его команда
1968 г.
Школа
1969 г.
Повести
1970 г.
Школа
1970 г.
Школа
1970 г.
Школа
1971 г.
Школа
1971 г.
Повести
1972 г.
Школа
1972 г.
Школа
1972 г.
Школа
1972 г.
Школа
1972 г.
Школа
1973 г.
Школа. Пусть светит
1973 г.
Р.В.С. Школа. Судьба барабанщика. Тимур и его команда
1974 г.
Школа
1974 г.
Школа
1974 г.
Школа
1975 г.
Школа
1975 г.
Школа
1976 г.
Школа
1976 г.
Школа
1976 г.
Школа
1976 г.
Школа. Судьба барабанщика. Тимур и его команда
1976 г.
Школа. Военная тайна. Тимур и его команда. Кондуит и Швамбрания
1977 г.
Школа
1977 г.
На графских развалинах
1978 г.
Школа
1978 г.
Школа
1978 г.
Школа
1978 г.
Школа
1978 г.
Школа
1978 г.
Повести
1979 г.
Собрание сочинений в четырёх томах. Том 1
1979 г.
Школа
1979 г.
Школа
1979 г.
Школа
1979 г.
Школа
1979 г.
Избранное
1980 г.
Тимур и его команда. Школа
1980 г.
Школа
1980 г.
Повести, рассказы
1981 г.
Школа. Тимур и его команда
1981 г.
Повести и рассказы
1982 г.
Школа
1982 г.
Избранное
1983 г.
Избранное
1983 г.
Школа
1983 г.
Повести
1984 г.
Повести
1984 г.
Школа
1984 г.
Школа
1984 г.
Повести
1985 г.
Судьба барабанщика
1985 г.
Школа
1985 г.
Избранное
1986 г.
Повести
1986 г.
Р.В.С. Школа
1986 г.
Р.В.С. Школа
1986 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 1.
1986 г.
Рассказы и повести
1987 г.
Школа
1987 г.
Школа
1987 г.
Школа. Военная тайна
1987 г.
Школа. Р.В.С.
1987 г.
Две школы
1988 г.
Школа
1988 г.
Школа
1988 г.
Повести и рассказы
1990 г.
На графских развалинах
1996 г.
Собрание сочинений в трёх томах. Том 1
2000 г.
Судьба барабанщика
2000 г.
Повести и рассказы
2001 г.
Повести и рассказы
2003 г.
Повести и рассказы
2004 г.
Повести
2008 г.
Повести и рассказы
2008 г.
Судьба барабанщика
2008 г.
Тимур и его команда
2008 г.
Повести и рассказы
2009 г.
Восемь лучших произведений в одной книге
2010 г.
Аркадий Гайдар. Все лучшие повести
2015 г.
Школа
2016 г.
Школа
2016 г.
Военная тайна
2017 г.
Повести для детей. Восемь произведений в одной книге
2021 г.

Периодика:

Роман-газета для ребят, №9, 1930
1930 г.
Роман-газета для ребят, №8, 1930
1930 г.

Издания на иностранных языках:

Válogatott művei I
1954 г.
(венгерский)
School
1982 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал эту книгу в далёком детстве. В домашней библиотеке по-прежнему стоит на полке нетолстый (247 страниц) том в ярко-красном переплёте, изданный «Детгизом» в серии «Золотая библиотека». За эти десятилетия много раз мой взгляд останавливался на книге – но вновь читать её не было ни особого желания, ни времени.

К тому же с детства оставалось смутное воспоминание о каком-то неприятном эпизоде убийства (и о соответствующей иллюстрации в книге), который произвёл на меня тогда тягостное впечатление, – и ещё более туманное ощущение, что книга довольно скучная (наверно, я читал её в слишком «младшем школьном» возрасте – и чтение оказалось утомительным).

И вдруг неожиданно для самого себя и без всякого предварительного планирования взял и перечитал повесть (толчком послужила какая-то заметка о Гайдаре, бегло просмотренная в Интернете).

* * *

В сущности, это – своего рода воплощённая в форме художественного литературного произведения краткая история нашей страны 1916–1918 годов. И теперь чтение повести вызвало во мне явственное чувство горечи. Взгляд на тот период истории и вообще на революцию из нашего времени слишком уж отличается от взгляда читателя конца 20–х и 30-х годов прошлого века (или читателя «доперестроечной» эпохи). Мы слишком много знаем… Мы знаем горькую правду. Мы знаем, что те жертвы оказались напрасны. Мы знаем, что революционный энтузиазм был порождён идеями и мечтами, обернувшимися в конечном счёте иллюзиями. Отчасти тут присутствует и некоторая зависть: у нас и в помине нет того исторического оптимизма, той веры – или хотя бы надежды – в светлое будущее. (Возможно, мне не следовало бы говорить так – «мы», «нас». Но мне кажется, что я далеко не одинок с такими своими мыслями.)

Горько читать порождённые чёрно-белой искривлённой оптикой идеологии того времени рассуждения главного героя повести – Бориса Горикова:

«Я ушел воевать за «светлое царство социализма». Царство это было где-то далеко; чтобы достичь его, надо было пройти много трудных дорог и сломать много тяжелых препятствий.

Белые были главной преградой на этом пути, и, уходя в армию, я еще не мог ненавидеть белых так, как ненавидел их шахтер Малыгин или Шебалов и десятки других, не только боровшихся за будущее, но и сводивших счеты за тяжелое прошлое.

А теперь было уже не так. Теперь атмосфера разбушевавшейся ненависти, рассказы о прошлом, которого я не знал, неотплаченные обиды, накопленные веками, разожгли постепенно и меня, как горящие уголья раскаляют случайно попавший в золу железный гвоздь.

И через эту глубокую чужую ненависть далекие огни «светлого царства социализма» засияли еще заманчивее и ярче.»

Чувство ненависти, стремление свести счёты, отплатить за обиды – эти разрушительные по своей сути побудительные мотивы не могли привести в «светлое царство социализма». Теперь мы это знаем… И знаем, сколь огромна цена, которую пришлось заплатить нашей стране, нашему народу за это знание.

Вышеприведённая цитата описывает самую суть изменений, произошедших в душе героя. Из неё ясно видно, что пройденная им школа – это школа ненависти. Классовой ненависти. Это звучит жёстко. Но это так. (И представляю, как бы выглядела – и какое чувство вызывала бы у потенциального читателя – эта книга, если бы на её обложке вместо нейтрально-банального «Школа» было бы напечатано это более точное название из двух слов.)

– А ведь с какой романтикой и энтузиазмом всё начиналось:

«Гораздо больше нравился мне большой синий плакат с густо-красными буквами: «Только с оружием в руках пролетариат завоюет светлое царство социализма».

Это «светлое царство», которое пролетариат должен был завоевать, увлекало меня своей загадочной, невиданной красотою еще больше, чем далекие экзотические страны манят начитавшихся Майн Рида вос-торженных школьников. Те страны, как ни далеки они, все же разведаны, поделены и нанесены на скучные школьные карты. А это «светлое царство» .. не было еще никем завоевано. Ни одна человеческая нога еще не ступала по его необыкновенным владениям.»

Читая эпизод убийства кадета, я вновь ощутил то неприятное чувство, что и в детстве. Я почти что кожей чувствовал окружающий меня холодный и сырой вечерний воздух, слышал отрывистый выстрел маузера. Но такого эффекта, видимо, и добивался автор. «И страшно стало мне, пятнадцатилетнему мальчугану, в черном лесу рядом с по-настоящему убитым мною человеком…» Мне тоже стало страшно…

***

Итак: хорошее для своего времени – и для лучшего знакомства со своим временем – произведение. Полагаю, что современным подросткам было бы полезно его прочитать – чтобы лучше понять и лучше почувствовать нашу историю. И «примерить» её на себя: а как бы ты сам действовал, оказавшись в «том» времени?

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В детстве эта книга прошла мимо меня из-за непритязательного названия — я думал, это что-то про повседневность. Впрочем, узнай я тогда, о чём она, я бы вряд ли её прочитал — в девяностых книги о революции были не в моде, да и меня эта тема тогда не особо интересовала. А вот сейчас прочитал с большим удовольствием за три дня. Конечно, стоит немного разбираться в событиях 1916—1918 годов, чтобы не запутаться. Запомнилась мысль о том, что из-за случайностей жизни главный герой мог бы легко оказаться на другой стороне конфликта. Но, пожалуй, девизом повести могла бы служить фраза из неё: «Один не нашёл бы светлую жизнь, а все вместе должны найти».

P. S. Возможно, книга значительно повлияла на советскую культуру, а то в ней попались такие имена как Павел Корчагин и Яшка Цыганёнок. Совпадение или нет?

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Считается, что эта книга — одна из тех, что должна сделать из малчика настоящего мужчину! Я родился и вырос в Советской стране, я прочел эту книгу когда положено, в шестом классе, но до самого конца я не забуду, как мне было страшно от сцены убийства! Не надо учится на таких книгах, их надо забыть и оставить лищь в «спецхранах» в качестве учебного пособия для психиаторов!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх