FantLab ru

Роберт Янг «Любовь в ХХI веке»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Голосов:
264
Моя оценка:
-

подробнее

Любовь в ХХI веке

Romance in a Twenty-First Century, Used Car Lot

Другие названия: Romance in a Twenty-First-Century Used-Car Lot; Механический фиговый листок

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 63
Аннотация:

Покупка нового автоплатья не доставила радости Арабелле, в первый же вечер ей разбили сердце и машину. Но в авторемонтной мастерской она знакомится с милым молодым человеком Говардом и жизнь снова приобретает смысл.

Примечание:

Публикации на русском языке:

1968 — ж. «Ровесник» № 4, с.20-22, Э. Гержевич, Д. Жуков (Любовь в ХХI веке)


Входит в:

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Карточный домик», 1969 г.

— антологию «Паломничество на Землю», 1981 г.

— антологию «Ключи к декабрю», 1990 г.

— журнал «ПиФ»: Приключения и Фантастика. Выпуск 1», 1989 г.

— сборник «The Worlds of Robert F. Young», 1965 г.

— антологию «Зарубежная фантастика», 1992 г.

— антологию «Framstegens tid», 1986 г.

— антологию «Car Sinister», 1979 г.




В планах издательств:


Издания:

Карточный домик
1969 г.
Паломничество на Землю
1981 г.
Паломничество на Землю
1985 г.
Ключи к декабрю
1990 г.
Зарубежная фантастика
1992 г.
У начала времён
2004 г.

Периодика:

«ПиФ»: Приключения и Фантастика. Выпуск 1
1989 г.

Издания на иностранных языках:

Car Sinister
1979 г.
(английский)
Framstegens tid
1986 г.
(шведский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 сентября 2008 г.

В то время, когда писался этот рассказ, автомобили для американцев были прежде всего неким символом, показателем статуса — поэтому вполне вероятным казалось, что в будущем может возникнуть авто-«одежда». Сатира на общество потребления, где читать книги и отвергать наглые приставания считается постыдным, очень резка — даже главная героиня не может удержаться от приманки, выраженной в цене 5999 долларов 99 центов, а также «шляпке-шлеме в подарок».

Мысль о том, что в борьбе за свои убеждения не страшна даже изоляция от окружающих, верна, здесь придраться не к чему. Но если перенести ситуацию, описанную в рассказе, на современную реальность... Странно все-таки выглядели бы люди, раздевающиеся в общественных местах только потому, скажем, что одежда скрывает нас, настоящих, и все эти модные лейблы для счастья не нужны.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 апреля 2016 г.

«Вы являетесь, — заявил хозяин, — особенной породой животных, наделённых крохотной частицей разума. Но этим разумом вы пользуетесь лишь для развития ваших природных пороков и приобретения новых. Заглушая в себе дарования, которыми наделила вас природа, вы видите единственную цель своего существования в том, чтобы умножать свои потребности и придумывать самые странные средства для их удовлетворения. ...... Впрочем, всё, что у вас творится, явно свидетельствует, что вы и не притязаете на обладание разумом.»

Д. Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера», часть четвёртая «Путешествие в страну гуигнгнмов».

Начну буквально с начала, т. е. с названия. По моему «Любовь в XXI веке» совершенно неудачный вариант. Рассказ должен называться «Механический фиговый листок», что гораздо лучше выражает суть дела. Любовь здесь где-то на третьем-четвёртом плане, а на первом — это замечательная сатирическая миниатюра, достойная великого создателя Гулливера, гротеск, мало чем уступающий «Путешествию в страну гуигнгнмов». Общество, в котором живут ГГ рассказа — это общество душевнобольных подданных Его Величества призрака по имени Большой Джим, общество, где нормальные люди считаются изгоями и живут в резервациях для нудистов. Причём, нудисты эти очень специфические, являющиеся таковыми только с точки зрения большинства чокнутых потребителей. И, разумеется, никакой модели будущего в рассказе нет, это чистейшей воды издевательство над современниками, поставленное перед ними кривое зеркало. Будущее при таких общественных приоритетах может оказаться куда страшнее той почти идиллии, которая изображена в рассказе.

Автор ничего не говорит о том, почему правительство (фактически Большой Джим) не покончит с резервациями раз и навсегда. Это же не индейские резервации, которые некому не мешают. Можно сделать весьма правдоподобное предположение, что среди нудистов немало людей из элиты. Кроме того, это очень консервативное общество, в котором живы и незыблемы демократические устои. Благодаря этим факторам, государство, в котором дикари и цивилизованные поменялись местами, может существовать неограниченно долго.

В рассказе практически нет слабых мест, за исключением одной мелочи. Но мелочью она лишь кажется, на самом же деле...В тексте есть одна интереснейшая страница — это пересказ содержания полнометражного мультика «Золушка». Это шедевр насмешки над дебильным обществом потребления. И он должен быть безупречным, чтобы быть неуязвимым для критики. К сожалению, это не так. Очевидно, что сын управляющего («принц») примеряет потерянное колесо («туфельку») к оси платья «гранд-репидс» цвета гвоздики, которое Золушка полирует в углу моечной. Но это платье должно было исчезнуть в полночь, как исчезает карета с кучером и лошадьми в сказке Перро. В сказке прямо говорится, что Золушка «вернулась домой запыхавшаяся, без кареты, без лакеев, в своём гадком платье...» *. У Янга бальное «платье» почему-то не исчезло, а мачеха и её дочки почему-то не отняли его у Золушки. А ведь в настоящей сказке они бы не остановились ни перед чем, отрубили бы ей ногу, если бы могли.

Тем не менее, оценку я не снижаю. Даже такая очевидная ошибка не может испортить отличное произведение (похожая ситуация имеет место в повести «У начала времён»).

*) Цитату из «Золушки» привожу исключительно ради трёх последних слов.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 октября 2008 г.

Рассказ спасла концовка. Без неё все эти авто-одежды, шлемы-шляпки и прочие «поглаживания фар» воспринимались как сюжеты некоторых американских мультфильмов 50-х годов от режиссера Тэкса Эйвери (кто видел, тот поймет). Там тоже на автомобилях были нарисованы глазки, «губки бантиком, бровки домиком» и потому по началу рассказ показался этаким детским чудачеством, или наоборот, чуть ли не параноидальным бредом. Потом туман несколько рассеился, и предстала картина до того романтическая, что аж до приторности. Последующий хэппи-энд подсластил и без того сладкую пилюлю, но жизнеутверждающая мысль о маленькой победе естественности и настоящих чувств над засилием вещизма и мещанства несколько сгладила в целом не сильное приятие этой истории. Просто не люблю я подобные аллегории.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2008 г.

Изящный рассказ, достаточно типичный для Янга. Автор рисует довольно мрачный вариант будущего, в котором люди просто-таки не мыслят себя без автомобилей. Как и во многих других рассказах автора, главный смысл — в противостоянии живого человека и бездушной системы. Написан рассказ весьма душевно, но несколько наивно, а его герои хоть и симпатичны, но очень уж схематичны. В целом, весьма неплохо, но у Янга есть и гораздо более сильные рассказы.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 февраля 2012 г.

Замечательный рассказ. Острая социальная сатира, лежащая в основе произведения и за прошедшие с момента написания полвека лишь добавившая в актуальности, заключена в нежную, я бы сказал тёплую романтическую историю. Правда, некоторым рассказ может показаться излишне гротескным, но я считаю, что это его нисколько не портит.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июля 2010 г.

Оригинальная технофантазия. Немного ироничная. Кое-где звучит довольно актуальная социальная сатира. Но я пыталась представить себе автоплатье. Ну, не верю, что это может быть удобоносимо или хоть как-то носимо. Простите, какой величины должна быть эта машина, чтобы фары ассоциировались с женской грудью? А если размер машины соответствует, то на ней ведь неудобно ездить. И вообще, продвинуть продажу автомобилей можно и другими, куда более простыми и не бредовыми способами.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июня 2007 г.

Сначала повествование напоминало какой-то фарс, будто люди кого-то изображали, но только не самих себя... Когда ситуация в описанном будущем прояснилась, стало не по себе, настолько это все может оказаться пророческим. В рассказе практически нет описания внешности людей (за исключением сказки про Золушку). Только одни сплошные фары, решетки, дверцы. С этой псевдоодеждой они совсем потеряли человеческий облик.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 октября 2015 г.

На тему превращения общества людей в общество-автомобилистов написано всего несколько рассказов, но все они оригинальные и остросоциальные. В одном у людей просто атрофировались ноги и они могут только ездить. Так и этот рассказ, где общество отвергает любого индивидуума, если он становится по-настоящему индивидуумом и ведет себя не соблюдая установленные обществом правила. Платье-машина!?. А почему нет! Гонщикам уже сегодня машины погоняют под конкретное тело, а завтра подгонят под мое, но без огромной мощности и вполне легко носимое на колесиках. Но суть то в восстании против общества. Одним словом рассказ оригинален, интересен и вполне заслуживает место в коллекции.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 марта 2008 г.

Еше один вариант «светлого» будущего. Вариант не такой уж невероятный как может сперва показаться.

Недаром поется в одной песне «Автомобили, автомобили! Все вокруг заполонили...»

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 февраля 2016 г.

Версия развития машинной экономики -доведена до абсурда. Чтобы экономика работала , государство всячески ,в т.ч. и полицейскими методами, стимулирует развитие автопромышленности. К чему это привело? К резервациям, кто не подчиняется правилам государства.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх