fantlab ru

Роберт Янг «Срубить дерево»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.40
Оценок:
598
Моя оценка:
-

подробнее

Срубить дерево

To Fell a Tree

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 112
Аннотация:

Чтобы срубить это Дерево, Стронгу потребуется несколько суток; чтобы понять потом, что он натворил — несколько часов; чтобы искупить свою вину — вся оставшаяся жизнь. И всю оставшуюся жизнь перед его глазами будет стоять убитая им дриада, во всей своей неземной красоте.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Послужила основой для романа «Последний Иггдрасиль» (1982).


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 21. Антология сказочной фантастики
1971 г.
Срубить дерево. Искусники планеты Ксанаду
1990 г.
Крик Дерева
1991 г.
Зарубежная фантастика
1991 г.
Искатель. 1961-1991. Выпуск третий
1992 г.
У начала времён
2004 г.
Срубить дерево
2019 г.
У начала времен
2022 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, July 1959
1959 г.
(английский)
Искатель № 6 1967
1967 г.

Самиздат и фэнзины:

Заповедник гоблинов
2020 г.

Издания на иностранных языках:

A Decade of Fantasy and Science Fiction
1960 г.
(английский)
A Decade of Fantasy and Science Fiction
1962 г.
(английский)
A Decade of Fantasy and Science Fiction
1964 г.
(английский)
A Glass of Stars
1968 г.
(английский)
Una Coppa Piena di Stelle
1972 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличнейший рассказ, один из тех, что не забывается десятилетиями. Но вот, что удивительно, почему никто из написавших отзывы не задумался о причинах, по которым дерево пришлось рубить? Ведь срубают его не просто так, не из «чистой злой идеи уничтожения». Дерево гибнет, оно угрожает посёлку, который переселенцы пытаются сберечь. Оно, вульгарным образом, слишком старое. Санитарная рубка, вот, как это называется!

Собственно, к началу рассказа дерево уже мертво, оно напоминает лягушачью лапку, которая дёргается от электрического тока, но уже не живёт. Убийство произошло давным-давно, когда местные жители под влиянием пришельцев изменили свой образ жизни. Кладбище под корнями -- это лишь символ. Не так трудно привезти сто тонн органики и тысячу мешков суперфосфата и удобрить землю под кроной, но это ни к чему не приведёт. Нужны люди, те, что остаются с деревом не только в жизни, но и самой смерти. Рассказ не о рубке деревьев, не об экологии даже, а о том, что люди лишились корней, потеряли традиции, потеряли самую память, а теперь удивляются, что дерево умирает. Символ-то вселенский: генеалогическое древо, древо культуры, древо жизни, наконец! А когда предки забыты, когда собственная культура подменена дурно усвоенными верхушками чужого наследия, когда самая жизнь переменилась, тогда остаётся лишь вздохнуть о прошлом и сдать остатки деревянной резьбы в этнографический музей.

Кто-то наверняка скажет, что это естественный процесс, и «не надо, ребята, о песне тужить». Вы что же, скажут, хотите, чтобы ради сбережения наскальной живописи, мы продолжали жить в пещерах? Нет, почему же... идти вперёд необходимо. Но ведь люди -- не деревья, у людей должны быть способы, взлетая к звёздам, не отрываться от корней. Чтобы не пришлось своим уходом ...убить дерево.

Оценка: нет
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивая новелла, похожая на реквием Природе, и в своей экологической составляющей понятная, как теорема Пифагора. Автором тщательно продумана техника и технология рубки огромных деревьев. Профессия человека, владеющего этим искусством и этой техникой, объединяет в себе навыки лесоруба и альпиниста, что подчёркивается сравнением дерева с Эверестом. При такой профессии, уважаемой людьми и требующей немалого мужества и хладнокровия, немного странно выглядит четвёрка древорубов. «Стронг... почти не сомневался, что тупые черты Сухра дышат упрямством и злобой, а Блюскиз клокочет от бессильной ярости, как затравленный буйвол.» Райт, бригадир, более сложен. «Лицо его...чуточку напряглось от волнения, однако по прежнему выражая [так в тексте] странную смесь доброты и решительности, лицо, по которому безошибочно угадывался руководитель.» И при этом кажущееся неадекватным поведение Райта в эпилоге. «Он [Стронг] захохотал. К нему подошёл Райт и ударил по лицу.» Происходит это при большом скоплении людей. Стронг не дебоширил и никого не оскорблял, хотя и сильно выпил, зачем же сразу распускать руки? Достаточно взять человека за плечи и встряхнуть, если уж показалось, что он выходит из рамок приличия. Стронг всего лишь обнаружил, что дом насквозь прогнил и продемонстрировал этот факт всем колонистам. Такие вот люди эти древорубы.

Но они мне перестали казаться странными, когда я вспомнил лесозаготовителей, с которыми пришлось пообщаться на зоне во время похода на катамаране по одной из рек Среднего Урала. Представить этих людей альпинистами невозможно категорически, так что это сходство у Янга носит чисто технический характер. Нормальным стало и поведение Райта, который, очевидно, имеет обыкновение сначала давать в морду а потом разбираться. Не зря же эти ребята работают на дереве в одиночку, а лебедкой управляет самый ответственный из них. Янг, похоже, знает этих специалистов неплохо и изображает такими, какие они есть.

Невозможно не сказать несколько слов о дриаде, второй ГГ повести. Дриада — лесная нимфа, душа и хозяйка дерева. Примерно то же, что и хозяйка Медной Горы у Бажова. Хранительница дерева, она бессильна против лучевого резака. Погибая вместе с деревом, она тем не менее одерживает маленькую и уже не нужную победу — заставляет Тома Стронга понять, что происходит на планете и оставить профессию древоруба. Правда, интуиция мне подсказывает, что Стронг заберёт своё устное заявление об отставке обратно, как только протрезвеет. Да и дриада предсказывала нечто подобное, когда разговаривала с ним на дереве, а в предсказаниях такого существа сомневаться трудно.

Кажется, сказанного достаточно для оценки повести не ниже девяти баллов. Но повесть большая и в ней много интересного, встречаются и «подводные камни». Ими-то я сейчас и займусь.

В повести словами Райта и Стронга утверждается, что основу своего существования подорвали сами аборигены, по причине технологической отсталости.* Ну, положим, аборигены в экологическом балансе своего мира разобраться не смогли, хотя и трудно в это поверить. Но вот то, что земной Разведывательный отряд оказался неспособным понять экологические тонкости 18-й планеты Омикрона Кита, вызывает недоумение. Стало быть, автор допускает возможность существования таких разведчиков, которые, как прямо говорится в повести, довольно часто ошибаются. Так в какие же бешеные деньги обходятся земным корпорациям такие, с позволения сказать, разведчики? И кто бы стал терпеть таких деятелей так долго? И тут приходит в голову очевидная не на первый взгляд мысль. Если бы в этом Разведотряде работали настоящие профессионалы**, то всего того, что описывается в повести просто не произошло бы. Так что база у автора не просто слабовата, она вообще невероятна. Древорубы в повести уничтожают последнее дерево, все остальные уже погибли. А ведь планета колонизирована довольно давно, и, будь земляне поумнее, они бы могли спасти этот уникальный заповедник размером с планету. Так вот, я утверждаю, что в далёком будущем так бы и случилось. А Янг описывает это будущее, заставляя действовать в нём людей с современным ему уровнем мышления. И это минус!

И он не последний. Вот ещё один. Для спуска отпиленных ветвей используется сверхпрочный шнур, представляющий из себя тонкую нить. И вот по такому шнуру Стронг (это по английски «сильный») лезет от ветки к вершине дерева и преодолевает не меньше 150 метров с голыми руками (!). Это однозначно следует из текста (см. БСФ, т.21, стр.198). Это полный бред, по тонкой нити и на 2 метра подняться невозможно, и это даже не стоит обсуждать. Ну зачем это нужно было автору? Такого даже в сказках не бывает, исключая чистое волшебство. Рапунцель, например, сбрасывает юноше свою косу, но не один же волос. Мне кажется, всегда надо стараться разглядеть ту тонкую линию, которая отделяет элементарную лапшу, вешаемую на уши читателям, от научной фантастики, фэнтези и сказки.

Но и это ещё не всё. Мне совершенно неправильной кажется мысль автора, что обезьяна могла бы получать удовольствие от уничтожения дерева. Обезьяна, живущая в единстве с природой и чувствующая себя на дереве, как рыба в воде? Да ещё это удовольствие, испытываемое обезьяной, сравнивается с тем удовлетворением, «какое художнику приносит живопись, писателю литературное творчество, композитору — создание музыкального произведения.» Произносит это всё Стронг очень искренне, в беседе с дриадой (ей не соврёшь), но звучит оно как проповедь с амвона и возникает ощущение, что это идеи автора. У меня нет недостатка в комментариях к этим мыслям, ну, к примеру, я мог бы охарактеризовать их, как бред сумасшедшего. Может быть, дело в трудностях перевода? Так что же переводчик не читает, что он только что напереводил?

Последнее, что вызывает у меня недоверие, это фатальная ошибка Стронга при распиливании ствола. Он, будучи опытнейшим древорубом, роняет огромный кусок дерева на себя. Мне приходилось пилить деревья, правда, поменьше, чем на Омикроне Кита 18, но тоже, как в описываемом эпизоде, держа цепную пилу (а лучевой резак, пожалуй, так не дёргается в руках) выше головы. Но на себя никогда не ронял, иначе вряд ли писал бы сейчас этот текст. Короче говоря, для опытного лесоруба такой казус это потеря лица навсегда. Так что, возможно, Стронг всё же бросит это грязное дело.

Не желая больше злоупотреблять терпением читателей, закончу мелким замечанием. Мэр посёлка угощает древорубов марсианским виски, очевидно, страшно дорогим из-за дальности перевозки напитком из кукурузы, хотя местная уникальная по качеству пшеница безусловно позволяет производить лучшие во всей Галактике алкогольные напитки. Видимо, алкогольные пристрастия этих парней достаточно примитивны, что и не удивительно.

*) Не такие уж они отсталые раз умеют выплавлять и обрабатывать металлы и обеззараживать сточные воды.

**) Дефицит профессионалов просто бросается в глаза. Установить лесопилку вблизи дерева, не убедившись в нормальном состоянии древесины, могли только дилетанты.

Оценка: 4
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люди редко делают выводы из своих ошибок, а уж тем более — из ошибок своих предков. И сколько не вспоминал бы герой повести Стронг о 50-ти миллионах бизонов, населявших некогда Великие прерии Америки, это не помешает ему совершить то, что составляет его гордость — правильно и без лишних потерь срубить дерево.

Только дерево в этот раз будет необычным: самое лучшее, самое высокое из когда -либо существовавших в Космосе. Оно просто мешает колонистам Омикрона-18 наладить их жизнь. И ничего, что, совесть взывает к Стронгу, тяжелая работа должна быть выполнена.

Все инстинкты, весь опыт говорят Стронгу, что это — дело неправедное. Что среди листьев и цветов, теней и солнечных зайчиков обитает чудо — дриада, наполняющая жизнью окрестности, настоящая, а не придуманная Богиня жизни и плодородия. Но, так уж устроена наша совесть: она всегда найдет оправдание несправедливым делам. И даже, когда все станет ясно, найдется утешение для больной совести: совершено не убийство, а акт милосердия.

Прекрасная, наполненная образами история. Скорее сказка, притча, чем научная фантастика. Гигантское дерево — образ Мирового Дерева — часть культуры множества народов, символ неразрывной связи человека с природой. И этот устрашающий красный сок убитого дерева, как кровь пропитывающая землю и надругавшихся над природой людей!

В последнем рассказе дриады — горестная повесть о том, к чему приводит отказ от своих корней, которые так легко можно объявить суевериями, но которые скрывают правду о гобелене жизни, в котором человечество — лишь одна нить, тесно связанная с другими. И нет жалости к недалеким колонистам, и, тем более, к мучимым совестью лесорубам. Ведь всего-то надо было сказать короткое «нет». Пусть спасти преданную всеми дриаду было нельзя, но свою душу оставить незапятнанной — можно.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Срубить Дерево» — тяжелое, давящее произведение.

Оказывается, чтобы прочитать о жестоком убийстве, расчленении, морях крови, вовсе необязательно приобщаться к сплаттерпанковым ужастикам или триллерам с особо жуткими сценами насилия. Нам с моей впечатлительностью хватило, например, вот этой короткой повести Роберта Янга.

Описанная история о долге. Но не о том Долге, что сподвигает на героические поступки и великие свершения во имя свое... Нет, здесь долг и обязательства превращают человека в палача. Этакое двуличное существо, что заливаясь горючими слезами от мнимого сострадания, пытает, мучает, убивает свою жертву, потупив взор и сваливая все на «работа у меня такая».

Почти все произведение Том Стронг, древоруб, главный герой повести, вызывал у меня чувство неприязни и презрения. Ведь уже осознав, какое зло причиняет, из принципа доводит до конца свое черное дело. В связи с этим, концовка вызвала некоторое удовлетворение — возмездие не заставило себя ждать: пожизненные муки проснувшейся совести в расплату за убийство. И пусть непонятно, являлась ли Дриада реальной или вымышленной, придуманной Стронгом в оправдание собственных сомнений, божеством или игрой светотени в листве, размеры трагедии от этого не становятся меньше — Дерево тоже живое...

Что же в целом хотел показать писатель... Масштабы последствий от вырубки лесных массивов на человеческие потребности? Насколько далеко от природы отдаляется человечество с развитием технологий? Как часто люди машут рукой на якобы суеверия, запоздало понимая, «а ведь предупреждали»? А может, автор прямо указывает — сначала задумайся о последствиях, а потом делай, несмотря на приказы и предписания?

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нахожусь под оглушительным впечатлением!

Рассказ эпически красив. Когда я увидел анотацию, я представил себе совсем другой сюжет. А тут интерес разгорается с самой первой строчки. И сразу у меня возникла ассоциация с фильмом «Аватар». Другая планета, посреди которой возвышается огромное дерево. Дерево до того огромно и величественно, что жители планеты боготворят его и поклоняются ему как Богу. А наши доблестные лесорубы собрались срубить это дерево к чертовой матери.. Вообще это первый рассказ, в котором все события с начала и до конца происходят НА ДЕРЕВЕ. Концовка так ловко расставляет всё на свои места, что становится стыдно что я сижу за деревянным столом, да и вообще столько костров в жизни жёг. Хочется быть внимательнее к деревьям. Да и вообще быть ближе к природе.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть «Срубить дерево» у Роберта Янга — одно из самых заметных и запоминающихся произведений во всем творчестве , безусловно, талантливого автора. Конечно, наибольший эффект был получен от первого знакомства с этим произведением еще в далекие 80-ые. Несмотря, на долгие годы повесть своей актуальности не растеряла, ибо тема взаимодействия Человека с окружающей средой, то бишь Природой, еще на протяжении многих лет будут будоражить любознательного человека. Абсолютно уверенно можно сказать, что данная авторская фантазия — один из многих взглядов на возможные предстоящие встречи с необычной экосистемой на иных планетах. Пожалуй, присутствие только совсем уж вымышленного персонажа — древесной дриады — ставит ситуацию в разряд невозможных, хотя... Кто знает?

Можно, конечно, ради светлых мыслей и поверить чуточку в эту историю, но больно уж жестоким и безжалостным предстает человек в этой истории — имеются в виду главный герой лесоруб Стронг и его товарищи — что невольно спускаешься на грешную землю с небес. Даже , несмотря на то ,что «задним умом» приходит осмысление происходящего,

все это слишком выглядит запоздавшим оправданием алчным действиям землян. «Что имеем не храним, потерявши плачем» — вот основная и главная идея этого произведения.

И кроме того, люди совершившие большущий рывок в освоении космоса, так и остались простыми приземленными людьми. Образ возникшей Дриады — не что иное, как образ человеческой совести. И главный герой, понимая с самого начала, что он творит, совершает этот губительный акт по отношению к дереву, при этом внутренне терзаясь и выискивая в себе оправдания...

Произведение у нас очень популярно и известно, поэтому отмечу, что повесть переработанная в роман «Последний Иггдрасиль», хороша только краткостью и более легким пониманием происходящего. Роман выглядит немного по другому — там много других героев, более широко описана жизнь колонии , глубже рассмотрены отношения главного героя и кроме того проскакивают сексуальные намеки и грубый разговор, что делают повесть более предпочтительной для знакомства с нашим читателем. Роман предназначен для более взрослой аудитории, а здесь же Янг пытался обратиться ко всем.

Очень хорошее эмоциональное и трагичное произведение с философским стержнем. Рекомендуется всем читающим.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Экологический баланс — вещь довольно хрупкая, стоит хотя бы одному элементу выпасть из общей системы, как она рассыплется подобно карточному домику. В своём стремлении получить выгоду люди часто не задумываются о последствиях — ловят рыбу ради икры, убивают животных из-за красивой шкуры, вырубают целые лесные массивы, превращая некогда живописные места в безжизненную пустыню. Можно сказать, что это своего рода цена прогресса, но ведь развивать науку, продвигать промышленность совсем необязательно хищническими методами. Задуматься о ценности жизни в любом её проявлении, будь то животном или растительном, о бережном отношении к Природе призывает Р. Янг в повести «Срубить дерево», где за инопланетными пейзажами узнаются проблемы Земли, чувствуется боль автора за безответственность человечества.

Земляне уже довольно давно основали колонию на Омикроне Сети-18, аборигены, строившие деревни у подножия исполинских деревьев, не так давно исчезли, удалившись в Пещеры Смерти после того, как Деревья, бывшие для них чем-то вроде богов, начали умирать. К подножию последнего оставшегося на планете дерева-исполина прибывает команда из четырех профессиональных древорубов. Одному из них предстоит подняться на дерево и последовательно распилить его на части, ведь оно угрожает существованию близлежащего поселения. Вооружившись лазерным резаком и всей необходимой амуницией древоруб Стронг постепенно поднимается к вершине, но чем дольше он находится на Дереве, тем больше у него понимание того, что в данном случае привычная работа превращается в преступление, варварство, убийство и даже религиозное кощунство.

Автор во всех подробностях описал четыре дня работы профессионального древоруба — медленный подъём к вершине, обрезку ветвей, распиливание ствола. Днём нас ожидают описания рабочей рутины, а ночью Стронг осмысливает происходящее, ведет беседу с живущей на Дереве дриадой. Однако кто она, эта прекрасная девушка — мифическое существо, представитель иной расы или же просто плод воспаленного воображения главного героя — эта интрига раскрывается не сразу. В описаниях чувств древоруба, открывающихся с высоты пейзажей автор проявляет себя, как замечательного лирика, заставляя вспомнить такие прекрасные рассказы, как «Девушка-одуванчик», «На реке», «В сентябре тридцать дней». Вроде бы всё должно быть банально — делов-то дерево распилить, но описано всё с таким драматизмом, красотой, что диву даёшься.

Пожалуй единственным негативным моментом для меня стали описания дневного производственного процесса — местами скучновато и затянуто, к тому же некоторые технические детали вызывают серьезные вопросы, для твёрдой фантастики это был бы жирный минус, но здесь всё же акценты расставлены иначе и лучше не задумываться над тем, как герою удается с проворством обезьяны ночью взбираться на вершину дерева по тончайшей сверхпрочной нити без использования каких-либо средств защиты. Удачно получились философский и символический компоненты, именно это главное — только в уединении человек может понять своё подлинное отношение к Природе, вот это постепенно и происходит с главным героем, который преодолел стадный инстинкт и сумел разглядеть сущность своей важной и вроде как нужной людям профессии.

Явственно прослеживается в повести символизм Мирового древа, Древа жизни. Мне кажется, что автор держал в уме историю крещения Норвегии, когда св. Олаф топором срубил вековой дуб, который был важным объектом поклонения скандинавских язычников. Ко всему прочему автор задается вопросом, где лежит грань, отделяющая цивилизованного человека от примитивного дикаря — можно ли провести черту по умению обработки металла или отличие кроется в чём-то другом. Строгие линии фабрик и лесопилок, вид на которые открывается Стронгу с вершины дерева, в чем-то красивы, но их инородность в окоеме бескрайнего пшеничного моря очевидна. Р. Янгу прекрасно удается передать читателю свои опасения, он заставляет задуматься о путях развития человеческой цивилизации — верной ли дорогой идём, и что ожидает нас в конце пути...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень нелогичная, очень поэтичная и очень грустная повесть. Сказка, притча, всё что угодно, но не фантастика.

Главного героя наняли, чтобы срубить нереально огромное, старое, уже умирающее дерево. Жители близлежащего посёлка, земляне-колонисты, заселившиеся в покинутые аборигенами дома, очень боялись, что дерево упадёт, погребя их под собой. Ну и конечно же, столько ценной древесины на дороге не валяется...

Производственная скучноватая повесть постепенно трансформируется во что-то иное: много символов и ассоциаций, много невесёлых раздумий. Мировое древо, когда-то давшее начало всему живому, уже стало лишним и ненужным. Человек прошёл длинный путь — страх перед природой, гармоничный симбиоз, переделка под свои нужды и уничтожение.

Тягучее, грустное, оставляющее след в душе произведение.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая эту повесть я вспомнил свою гипотезу: зачем появился человек на планете Земля? Любая травинка предназначена для того, чтобы... А вот для чего предназначен человек? Пользы от него никакой! Он убивает все вокруг себя. Земле осталось три-четыре десятка лет, а потом на ней жить будет нельзя, всё живое погибнет. И человек выйдет в космос и расползется по Галактике, убивая всё на своём пути. Так может человек и есть вирус? А то, что он называет вирусом есть лекарство, которое должно остановить его. Вспомните слова древних «лечить подобное подобным». Вспомните, как нарастает уровень заболеваемости, эпидемия, пандемия... Вселенную лечат. Спасут ли?

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В основе повести — классический конфликт Природы и Цивилизации. История о том, как важно жить в гармонии с природой, понимать, что человек тоже является неотъемлемой частью природы. Природа имеет свои законы, свое равновесие, свой баланс, нарушение которого может привести к вырождению самого человечества. Наши предки как никто другой это понимали и запечатлели все в народных пословицах, поговорках, наблюдениях. Вот только современный человек, едва успевающий за прогрессом, зачастую относится пренебрежительно к вековечным традициям, заменяя их новыми, но утратившими глубину и вековую мудрость.

Казалось бы, Янг выразил все основные мысли в заключительном монологе своего героя, при этом не ограничиваясь всем известным лозунгом: «Берегите природу, мать вашу», а подводит вполне серьезную философской базу, не скатываясь при этом в морализаторство. Поэтому даже при открытых картах, читателю хватает пищи для размышления: символизм, глубина мысли, а главное поэтичность, лиричность — характерная особенность Янга. Даже стиль повествования — это отображение основного конфликта, когда монотонные описания технических моментов профессии лесоруба заглушали образность и поэтичность ночных размышлений героя.

Отмечу, что повесть слегка затянута, однако эти четыре дня герою были необходимы, чтобы все осознать. Финал предсказуем, впрочем это никак не вредит повести. Мне понравилось.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно многослойная повесть. На первый взгляд — простая история о том, как профессиональный древоруб рубил могучее дерево на далекой планете. Но любая идея при воплощении в реальность обрастает мелкими нюансами. Так и автор постепенно подкидывает нам узелки из плетеного узора как подоплеку для раздумий.

В первом же абзаце встречается незнакомое слово «древолифт», и далее текст насыщен терминами технического характера, что лишний раз доказывает профессиональность действий специально обученных людей, цель которых — вырубка леса. Упоминание о том, что на Земле лес закончился, и его теперь ищут по далеким планетам, пробуждает внутри каждого читателя маленького гринписовца, который грозит пальчиком и увещевает, что подобное развитие событий — далеко не фантастика. Описание самого дерева, могучей кроны и открывшегося с его высоты вида планеты, как и признание самих древорубов, что такой экземпляр встречается впервые, заставляет внутреннего гринписовца тревожно сигнализировать: «такую красоту убивать нельзя!». Ну а после появления дриады, больше переживающей за неразумных детей и смиренно принимающей ход событий, ваш гринписовец возобладает над остальными мыслительными процессами и будет вопить благим матом о недопустимости дальнейших действий. Жаль, что у древоруба такого не оказалось, да и зачатки совести оказались слишком слабенькими.

К чему это я: проблема экологии и нарушения баланса очень хорошо преподнесена автором. Я бы сказала, даже слишком. Т.е. где-то глубоко внутри чувствовала некий перебор, эдакое написание коньюнктурной вещи на заказ. Убеждаю себя, что показалось, просто автор крайне убедителен, но... червячок сомнения остался.

Очень здорово смутил еще один момент, когда выяснилось, что срубленные ветки не годятся для переработки из-за их моментального гниения и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
колонисты окончательно распростились с надеждой спасти древесину и складывали ее штабелями на открытой местности, подальше от лесопилки, чтобы потом сжечь все сразу
. Мне, как экономисту, непонятна мотивация дальнейших действий древорубов. Наверняка, услуги таких профессионалов стоят недешево (приплюсуйте представительские расходы мэра поселка). Прибыли от древесины — ноль. Защита поселка от дерева-великана? Непрофессионально. Да и зачем тогда рубить под корень? К тому же можно было взять тайм-аут и принять взвешенное решение.

Эх, неправильный у меня вышел отзыв. Ведь поставила высокую оценку — хорошая повесть, запоминающаяся, пробирающая до мурашек. А в отзыве — сплошная критика... Не ругайтесь, читающие!

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Значительная часть рецензий утверждает, что главная идея рассказа — экология. А на самом деле главная идея — ВЗРОСЛЕНИЕ ДУШИ человека, утверждение в мысли о своей ответственности. Не случайно партнеры ГГ не видят крови в соке дерева. Один видит лишь розоватую жидкость: ему всё равно, что происходит в окружающей среде и в людях. Второй видит темно-красную жидкость: его душа отравлена ненавистью, и он не может справиться с желанием отомстить тем, кто искалечил его жизнь (и жизнь его соплеменников). А ГГ не безнадежен. Он не просто до конца жизни будет тосковать по погибшей дриаде. Он явно будет бороться за сохранение других дриад, как бы они не назывались.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Видела как-то фотографии тридцатых годов, как в Канаде рубили огромные тысячелетние эвкалипты в обхват несколькими людьми, подумалось, возможно у этих гигантов возник разум нечеловеческий и нам не понятный, и стоит рядом с этим срубленным деревом довольный пигмей,позируя фотографу. Вспомнилась эта повесть Янга, может именно уничтожение этих деревьев навеяло ему такой печальный сюжет с живым деревом домом для прекрасной дриады.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

И как всегда, далекое будущее и иная планета — всего лишь антураж, на фоне которого явственней проявляются такие человеческие качества как тупость и жадность. Люди, когда Вы оставляете полиэтиленовый пакет в лесу — вы ср..те себе в постель. Сколько можно гадить в своем собственном доме?

Рассказ поднимает вопросы, ответьть на которые современное человечество пока не в силах. Это и экология, и забвение традиций и основ. Рассказ оставляет впечатление, которое еще долго не рассосется. При этом он довольно легко читается.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поэтично — и трагично.

Это Дерево — целая вселенная. Огромное живое существо, вступившее в симбиоз с человеком. Но человек нарушил «договор» со своей вселенной, забыл Хранительницу Очага, утратил чувство благодарности. А когда один из симбиотов перестает поддерживать другого... что ж, понятно, что станет с обоими.

Трудно говорить о вине ГГ. Он выполнял свою работу, при этом исходно искренне полагая, что спасает поселение, несет радость и жизнь людям. Как знать, испытал ли бы он такое же потрясение, если бы дриада не существовала в виде прелестной девушки? Если бы сок дерева не принял вид крови? По сути, это были лишь символы; яркие, убедительные, — но только символы.

Забыты первоосновы. И это зачеркивает настоящее. Впрочем, автор не отнимает у местного населения будущего. Им предстоит всего лишь покинуть дома... Может, еще не все потеряно?..

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх