FantLab ru

Шеннон Макгвайр «Корм»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.46
Оценок:
159
Моя оценка:
-

подробнее

Корм

Feed

Роман, год; цикл «Newsflesh»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

Год 2014-й... Рак побежден. Даже с обыкновенным, но таким коварным гриппом удалось справиться. Но природа не терпит пустоты. И на смену гриппу пришло нечто, гораздо более ужасное. Новая инфекция распространялась как лесной пожар, пожирая тела и души людей... Миновало двадцать лет с тех пор, как зловещая пандемия была остановлена. Новую эпоху назвали эпохой Пробуждения. Болезнь отступила, но не на все вопросы получены ответы. Популярные блоггеры Джорджия и Шон Мэйсон идут по следам пандемии, все глубже проникая в чудовищный заговор, который стоял за распространением смертоносной инфекции..

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Newsflesh»


Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2010 // Научная фантастика (570 голосов)

Номинации на премии:


номинант
Премия имени Ширли Джексон / Shirley Jackson Award, 2010 // Роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2011 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Корм
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Feed
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению не получил особого удовольствия от книги, но и плохой ее назвать не могу. Читается довольно легко. Как по мне она больше про журналистов/блогеров и их будни, чем про зомби и заговор. Не плохо прописан мир и история про то, как он докатился до зомби-апокалипсиса, не плохо прописаны герои. Но заговор ? Зомби? Увы они тут лишь как фон. Мои ощущения при прочтении половины книги «Ну когда уже будет движуха?». На разок и для ознакомления как по мне, т.к. писал выше, читается легко.

Честно ожидал большего (ранее не был знаком с творчеством автора, это была первая его книга прочитанная мною, опирался на отзывы в интернете и частое мелькание книги в топах про зомби-апокалипсис).

Концовка оказалась под стать книге.

Возможно сказались завышенные ожидания от книги, предпочитаю больше драйва в подобной тематике, или более интригующий сюжет, к сожалению тут я этого не нашел. На разок.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга вобрала в себя столько интересных лично для меня сюжетных элементов и деталей, что я была готова едва ли не сходу поместить её в список любимых. Между тем постепенно выяснилось, что плюсы романа перечеркиваются его минусами, ну а развязка и концовка и вовсе оказались крайней разочаровывающими. Но читать и анализировать книгу определенно были интересно и занимательно, так что впечатление скорее всё-таки положительное.

Начну с плюсов.

– Конечно, это наличие зомби! Это как раз-таки одно из моих личных предпочтений, так что наличие этих монстров изначально настраивает меня на положительный лад.

– Интересна мне также тема пандемии. Стоит отметить, что в классическом сеттинге про зомби пандемия выступает вроде как причиной возникновения зомби, а так же фактором, который делает их опаснее. Но пути распространения вируса, его заразность, опасность – всему этому, то есть роли пандемии как таковой, внимания уделяется меньше. В книге же как раз она играет куда более значимую роль.

– Следующий пункт по большому счету включает предыдущие два: сеттинг. Хочется выделить отдельно, потому что он интересен не только наличием зомби и пандемии, а их взаимосвязью, а так же самим миром как таковым. Один из самых интересных моментов состоит в том, что страшно не заразить вирусом: фактически он уже сидит в каждом, опасность состоит в том, что он может взять верх в любой момент – и любой человек может превратиться в зомби. Новые условия приводят к тому, что общество вынуждено подстраиваться под них: тем самым автор создает уникальный мир, в котором привычные вещи, законы и правила подстраиваются под новые условия и, по крайней мере на первый взгляд (!), он выглядит убедительно.

При этом отдельным достоинством можно считать то, что это не сеттинг про зомби-апокалипсис или про остатки человечества после оного: нашествие зомби в этом мире было, но его человечество пережило, хотя и погибло порядка 32% населения. По-моему выглядит достаточно оригинально для жанра.

– Примечательна также попытка представить себе журналистику будущего (понятно, будущем в той реальности, но сам по себе этот взгляд тем не менее интересен), фактически автор представляет каким именно путем она может пойти – а именно, лидирующее положение займут блогеры. И придуманная автором система: ирвины, вестники, сочинители и стюарты, у каждого из которых своя специфика деятельности – по-моему тоже весьма хороша. Вообще в какой-то степени герои-журналисты вызывают у меня лично приятные ассоциации с комиксом «Трансметрополитен», и что-то общее у них возможно действительно есть: автор определенно прется с Хантера Томпсона, а тот вообще-то был одним из прототипов Спайдера Иерусалима. Кроме того действие обоих произведений происходит в будущем. Это вот конкретно для меня очень греющая душу связь, хотя я и не исключаю, что она может быть исключительно надуманной.

– Отдельный плюс за всякие отсылки к различным личностям: Стиву Ирвину, различным журналистам, Джорджу Ромеро, даже Баффи. Упоминание законов, реальных и вышедших под влиянием сложившейся в мире ситуации и прочее. Будущее у автора не существует в отрыве от прошлого и подобные имена и детали «из прошлого» создают некую связь с ним и делает сеттинг более убедительным. Хотя это и не всегда выглядит уместно. К примеру, мне с трудом верится, что после реального нашествия зомби люди бы вдруг прониклись старыми фильмами о них: если живые мертвецы станут реальностью, едва ли люди захотят лицезреть их еще и в фильмах ужасов.

– Отсутствие любовной линии. То есть вообще. Вместо этого сильные родственные узы между братом и сестрой (даром, что не кровные родственники, зато относятся друг к другу исключительно как родственники). Не поймите меня неправильно, если бы там была любовная линия, действительно сильная, я бы и это отметила. Но во-первых, в данном сюжете она нужна как пятое колесо в телеге. Во-вторых выгодно выделяет на фоне популярных нынче подростковых фантастических книжек.

– Как бы это ни было неожиданно, книга хороша в качестве политического триллера (по крайней мере первые три четверти).

А теперь про минусы.

– Чем бы заняться героям проработанного увлекательного сеттинга с зомби, храбрым и дерзким, молодым? Освещать политические выборы, ода! *сарказм* В общем, книга-то в качестве политического триллера может хороша, но помещать его в такой сеттинг как минимум странно. Я даже адекватного сравнения подобрать не могу, потому что ничего более нелепого чем «ставить в книге с сеттингом про мир в разгаре зомби-пандемии в центр повествования выборы президента» представить не могу.

– Книга кажется… несбалансированной что ли. То есть какая-то завязка сюжета начинается едва ли не в середине книги, а всё это время герои тихо мирно ездят следом за кандидатом в президенты (читай, происходит экспозиция), рассказывают про свою работу и всё такое. Никто не «идет по следам пандемии» как врет аннотация, их фактически едва ли не лбом припечатывают в эту самую «тайну».

– Коя тайна либо раскрывается в данной книге не до конца (ибо автор в общем-то пишет цикл), либо как-то слабовата сама по себе. Во-первых, главный злодей настолько очевиден, что на него даже стыдно думать, потому что делать едва ли не единственного отрицательного персонажа книги тем самым человеком, который стоит за всеми неприятностями, это, конечно, логично, но тупо. Кроме того «заговор» сам по себе настолько туп и лишен логики, что выглядит форменным заговором идиотов. Чего хочет добиться антагонист? Власти. Что он для этого делает? Всё, что только возможно, чтобы поднять рейтинг своему конкуренту. Зачем изгаляться с этими зомби, подставляя себя, когда можно обойтись обыкновенным заказным убийством, к примеру?

– Кстати, про «заговор идиотов» и пр. Я писала что на первый взгляд описанный мир а автора выглядит продуманным. Но если начать задумываться, то быстро находишь в нем множество несостыковок. То есть идея вируса, попытки людей защититься, какие-то меры – всё это продуманно; но порой в ущерб логике и достоверности остального мира.

Опять же, рассуждая только в контексте поведения персонажей, стараясь выставить главных героев гениями, автор делает тупыми окружающих. Нас пытаются убедить, что страх перед вирусом настолько велик, что в этом мире даже следствие как следует не ведется. Выливается всё в то, что наша главная героиня и её брат едут на место трагедии и буквально натыкаются на вещественное доказательство того, что это было спланированное преступление, а не несчастный случай. Да лаааадно?! Речь идет о кандидате в президенты и трагедии, лично коснувшейся его семьи! О человеке, на которого уже совершили покушение, используя зомби! В разгар предвыборной гонки, когда известно, что он многим стоит поперек горла! И после случившейся трагедии никому кроме наших «гениев» не пришло в голову хотя бы просто осмотреть место преступления?!

– Пафос, пафос, пафос. Меня кажется уже тошнить стало после книги от сочетания «журналисты-правда-жизнь/смерть».

– Одна из главных претензий является спойлером, так что предупреждаю.

Если коротко, касается она в основном неуместного «перетягивания одеяла» на персонажа Джорджии, настолько что она начинает выглядеть как Мери Сью, а внимания ей уделяется столько, что даже развязка истории уходит на второй план; а также некоторым особенностям в повествовании от первого лица, которые при определенных условиях могут мешать восприятию произведения.

А если подробнее и с обоснованием...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Смерть главной героини, Джорджии. Не то чтобы я была против неё, потому что так вот сильна она мне понравилась. Я даже скорее невзлюбила этого персонажа. Но её смерть меня просто взбесила – по трем причинам.

Во-первых, она была предсказуема. Представь, с самого начала автор пихает в лицо читателю брата и сестру, жирно подчеркивает, насколько они близки, с подтекстом «вот была бы трагедия, если бы один из них умер». И тут ВНЕЗАПНО она умирает!

Во-вторых. Она умирает точно также, как одна из героинь, член их трио-команды, Баффи. Стоически терпя, героически сопротивляясь подступающему вирусу, на руках у брата, даже в свои последние минуты помня о своем журналистском долге… Сцена смерти, обстоятельства и пр. – всё очень похоже, отчего возникает ощущение вторичности.

Даже больше. Смерть упомянутой Баффи на этом фоне была даже сильней. Потому что была лаконичной. А Джорджия умирает на протяжении двадцати, двадцати, Карл (!), страниц! И вся концовка книги в принципе не столько служит развязке, сколько нагнетает трагичность от того, что Джорджия умерла. Этот персонаж в итоге водружается на такой, мать его, пьедестал и смерть её окружается таким ореолом геройской и мученической судьбы, что выглядеть она начинает как натуральная Мери Сья.

И в-третьих. Нельзя просто так взять и убить главного героя, от лица которого ведется повествование! По крайней мере не таким образом! Другое дело, если бы это были какие-то посмертные записки, которые читатель как бы видит постфактум, а тут мы тупо сидим у неё в голове, и практически только у неё в голове – редкие вставки из голов других персонажей не считаются. А потом её убивают, и автор не долго думая выпинывает нас в голову её брата. И всё в порядке! Если автор собиралась убить этого персонажа и перейти на повествование от лица брата, то почему бы сразу не вести рассказ от лица обоих попеременно? Тогда бы и персонаж Джорджии можно было бы раскрыть полнее, показывая её глазами брата.

– Последнее замечание может быть слишком субъективным, но на мой взгляд не смотря на то что автор выписывает довольно разных персонажей, необходимой достоверности она им придать не смогла. Банально, не чувствуется разницы в возрасте, манера разговора, даже манера мысли у всех очень похожа, а когда повествование от первого лица и переключается с одного персонажа на другого это особенно остро чувствуется. Честно слово, пока в тексте не указали, что главным героям лет по двадцать, я пребывала в полной уверенности, что им лет по тринадцать-пятнадцать.

Напоследок могу только удивится, насколько неверное впечатление создает о романе обложка и аннотация. Купившись на неё, поклонники жанра про зомби будут приятно удивлены продуманной концепцией пандемии живых мертвецов, но едва ли будут готовы к тому, что под обложкой скрывается в первую очередь политический триллер, где эти самые мертвецы выступают фоном.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне всегда нравилась тема зомби-апокалипсиса. В литературе я с ней встречалась редко, но зато пересмотрела практически все мало-мальски известные фильмы и сериалы с участием живых мертвецов. Чем они «хороши»? На фоне других фантастических монстров они определенно выделяются. Ну не нравится мне идея очеловечивания тех же вампиров, оборотней и иже с ними, перед которыми в последнее время стоит, кажется, только сентиментальная проблема – кусать или не кусать? Ну а кто в здравом уме будет писать или снимать фильм про влюбленного и страдающего зомби? С одной стороны, такое положение дел здорово ограничивает авторскую фантазию – с каноном особо не поспоришь. А с другой, никто ведь и не собирался делать мертвецов главными героями своих романов. Зато они идеально подходят для описания постапокалиптического мира. Это ведь то же самое стихийное бедствие, вот только если наводнение-землетрясение-ядерная война прошли и оставили после себя руины, на которых человечество начинает отстраивать новую цивилизацию, то попробуйте-ка что-нибудь построить, когда из каждого темного угла так и норовит выскочить зомби и откусить вам полголовы.

В романе Миры Грант живые мертвецы старательно играют свою роль – появляются из ниоткуда в нужных местах, нападают строго по сценарию, постоянно маячат где-то на периферии, создавая смутную угрозу. В общем, молодцы. А вот люди ведут себя несколько странно. Огородив себя крепкими стенами и многочисленными уровнями защиты (никаких вам классических «партизанов» в опустевших городах), они, по сути, ничем не защищены, потому что Грант придумала такую замечательную вещь, как внезапная амплификация зомбо-вируса. Конечно, какие стены помогут, если любой ваш родственник, друг, сосед, просто знакомый может вдруг безо всякого предупреждения на вас накинуться. При таком раскладе американцы (раз уж в «Корме» речь идет именно о США, то на них и остановимся) за 20 лет уже могли бы что-нибудь придумать, кроме анализа крови каждые пять минут. Ну да ладно, так ведь было бы неинтересно. Если бы люди победили, то и писать было бы не о чем. Но это я уже придираюсь, потому что картина мира, не смотря ни на что, получилась целостной и детализированной. «Пробуждение» и то, что за ним последовало, описано логично и последовательно.

Впрочем, книга на самом деле не о зомби. Нашествие живых мертвецов тут как раз является фоном для политического триллера (хотя, пожалуй, не совсем триллера, но тут вам и активные журналисты-блогеры, и таинственный заговор, так что пусть будет так). Сюжет вращается вокруг президентской компании сенатора Питера Раймана, которую в прессе (то есть на своем новостном сайте) освещают главные герои – брат и сестра Шон и Джорджия Мейсоны, со своей командой. Политическая система и работа журналистов выписаны очень подробно. Хватает тут и перестрелок, и напряженной умственной работы героев, пытающихся разобраться в ситуации, и неожиданных сюжетных поворотов (особенно финального, не всякий автор осмелится так закончить книгу, особенно нацеливаясь на продолжение).

Единственное, пожалуй, что не позволило поставить «Корму» высший балл – основная интрига. На протяжении всего романа Мира Грант нагнетает напряжение, и в итоге не раскрывает вообще ничего. Нет даже намека на причины происходящего. Даже главный злодей – и тот оказывается скорее безумным фанатиком, нежели здравомыслящим участником мирового заговора. Впрочем, будем надеяться, что следующая книга прольет немного света на истинную подоплеку происходящего. Ну а в целом, роман получился увлекательным и динамичным, любителям постапокалипсиса и живых мертвецов – читать в обязательном порядке!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересное сочетание симулятора жизни в условиях эпидемии зомбивируса, политического триллера и производственного романа о буднях журналистов. Судя по интервью, автор серьезно отнеслась к подготовке материала, следствием чего и стала достаточно проработанная картина мира через 26 лет после появления вируса Келлиса-Амберли. Причина возникновения и механизм распространения вируса известны, поэтому апокалипсиса удалось избежать усиленными противоэпидемиологическими мерами. Зараженные здесь являются скорее метафорой страха на грани ужаса, каковыми до этого для человечества были чума, голод, война, терроризм и далее по списку. Автор не забывает, что всегда интереснее читать о людях в чрезвычайных ситуациях, а не о самих ЧС. Здорово, что в мифологии мира присутствует Джордж Ромеро, а то часто герои живут в информационном вакууме и сталкиваются с зомби будто впервые:).

Изменения в жизненном укладе сказались и на роли онлайн-журналистики в информационном обмене: от перепостов блогеры перешли к созданию новостей. Роль СМИ только усиливается в изолированном обществе, поскольку люди по-прежнему хотят знать правду, смотреть, как рискуют другие, и знакомиться с чужими эмоциями, сидя при этом в безопасности. Команда Джорджии и Шона Мейсонов с примкнувшей к ним технарем-поэтом Баффи умеет создавать рейтинговый контент, чем заслужила право освещать предвыборную кампанию кандидата в Президенты США. Читать познавательно.

Ожить роману помогают два особо удачных момента. Во-первых, тесная эмоциональная связь сестры и брата. Раскрывается, почему они действительно не могут быть порознь и что стало причиной этого, как они отлично дополняют друг друга по профессиональным и по человеческим качествам. Искренне, поэтому веришь.

Во-вторых, автору удалось написать гимн свободной журналистике. Тема правды – центральная. Вера Джорджии в необходимость узнать и рассказать людям как можно более честную истину вызывает уважение и восхищение. Факты – без всяких там «что такое хорошо, что такое плохо». Оказалось, что любовь к правде гораздо опаснее любви к риску. Автор вслед за героиней тоже старается быть объективной, оставляя за читателем право решать, стоило ли героям так стоять за истину.

Финал ошеломляющ своей неожиданностью и реалистичной обреченностью, но сюжетно промежуточен. Полной правды мы пока не узнали. А ведь правда – это главное.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Мы живем единственно ради малейшего шанса сказать правду, а там и умереть не жалко», — говорит независимая журналистка Джорджия Мейсон, главная героиня романа. Это и эпиграф, и своего рода спойлер к роману. «Корм» мог бы быть очередным романом о жизни после зомби-апокалипсиса, коим несть числа, но есть несколько существенных отличий, выделяющих его среди других представителей жанра.

Первое — живые мертвецы здесь выступают не сколько в роли угрозы всему живому, а в роли декораций, на фоне которых разворачиваются основные события романа. Но при этом они являются важной частью описанного мира, определяющей образ жизни людей после апокалипсиса. Перефразируя классика, люди остались людьми, вот только зомби-апокалипсис их испортил, а в остальном — обычные люди...

Второе — это как раз люди, главные герои романа. Не классические для жанра ученые, военные или крутые бойцы-выживальщики, а... блоггеры. Не профессиональные СМИ, а те самые люди, которые пишут обо всем подряд на миллионах ресурсов в сети и формируют то, что называется красивым словом «блогосфера». Именно они, согласно Мире Грант, стали первыми, кто сообщил миру о реальной опасности и способах борьбы с ней, именно они пользуются большим доверием и популярностью, чем обычные средства массовой информации. Грант весьма подробно описывает блоггерскую кухню, давая возможность приобщиться к тому, как «делают новости», а также, что не менее важно, показывает риск такой работы.

Единственный, пожалуй, недостаток «Корма» — предсказуемость сюжета. Вычислить местного «плохиша» удается чуть ли не с первого его появления на страницах романа, а гибель некоторых персонажей — это не внезапный поворот сюжета, а закон жанра. Другое дело, что к этим персонажам успеваешь привязаться за время чтения.

Итог: 9/10, минус балл за предсказуемый сюжет.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

С первых страниц преследовало ощущение, что я не книгу читаю, а за компом играю. Первая глава — обучение боевой части, тут нам впервые предстоит столкнуться с зомби. Ну как в Crysis вы оказываетесь в гуще боевых действий так и тут. Потом нас знакомят с ситуацией, предлагают пару мелких квестов, заставляют прочитать описания классов, за которые мы будем играть. Причем этих классов ровно три и они сразу ассоциируются со стандартными MMORPG танками (ирвины, срывающие на себя все внимание толпы), дэмэдж дилерами (вестники, режущие в глаза всем правду-матку) и хиллами (сочинители, льющие на больные души милые стихи «на тему»). Страницы после сотой ощущение игрового сценария начинает немного отпускать, становится свободнее, веселее. Появляется надежда, что сейчас нам порвут шаблон. Но тут мы снова попадаем под нападение зомби и снова играем в шутер. В итоге книга состоит из лоскутков мини-игр: тут мы стреляем, тут мы сталкера из себя изображаем, а тут мы вроде как новости делаем.

Отдельно о жестокости. Да, много крови. Но она вся игрушечная. Умирает герой, но то что он умрет мы знали уже полсотни страниц, как. Мы даже знали, как он умрет — попросит себя застрелить.

Итог: вполне себе сносное чтиво с линейным сюжетом на вечер-другой. Ничего выдающегося, увы.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начну со спойлера: автор убила кошку. Там вообще-то много смертей, роман про зомби — по-другому быть не может. Кого-то убивают один раз, кого-то дважды — в принципе, все как обычно. Вот. Но кошку жалко, главное ее-то за что? Логики никакой, но люди и так гибнут пачками (и что характерно, обратного процесса не наблюдается, что немного плохо работает на логику этого странного мира). Кстати, я не вирусолог, высшее медицинское правда 15-летней давности, но вся теория амплификации вируса в зависимости от массы тела носителя, для меня, шита белыми нитками.

А так вокруг одни зомби, даже в прошлом уже завелись (если вспомнить Костотряс). Как живут, для чего, каким образом способны существовать годами без пищи — непонятно. Ненаучная какая-то фантастика, но эмоциональная с этим не поспоришь. Местами пробирает. Если фильм с Питтом не провалится — ждите на экранах Корм.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начну с минуса — концовка. Очень подкачала, т.к. после такого развития событий напротяжении всей книги ждала чего угодно — всемирного заговора, зеленых человечков, джинов или кровожадных мутантов — чего угодно, но только не такой прозрачной и откровенно слабой развязки. С минусами все, в остальном книга просто превосходная. Чего-чего можно было ожидать от книги про зомби, но только не такого. Ровное повествование (скандалы-интриги-расследования(с) и я сильно сомневаюсь, что про выборы можно написать более увлекательно), временами приправленное такими событиями, благодаря которым просто невозможно оторваться от чтения, плюс порадовало то, что автор не стала размениваться на любовные сопли, а предпочла им родственные отношения между братом и сестрой, которые цепляют гораздо сильнее

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для начала о том, как это читалось. С первых строк и примерно до середины книги — взахлёб, методом полного погружения. Это когда тебе утром вставать, а в три ночи сна ещё ни в одном глазу. Потому что зомби-апокалипсис — это такой зомби-апокалипсис, мы его не раз видели, мы о нём всё, кажется, знаем даже. Вот только... не припомню я, чтобы где-то ещё мир, выживший после восстания живых мертвецов, воспринял это восстание как стимул к быстрому техническому прогрессу, революционному даже прогрессу, я бы сказала. Честно, не знаю, что там было в «Обители зла» после третьего фильма, может, там тоже далеко вперёд шагнувшие технологии и чётко организованные социальные институты, чем чёрт не шутит, но в романе Миры Грант общество прописано так, что восторг да и только.

Люди продолжают жить, читать, сочинять, работать, в основном, естественно, в сферах безопасности и медицинских исследований, возить детей в школы и даже обедать в ресторанах на открытых верандах. Конечно, раз ...дцать за день они сдают анализы на наличие в крови живого вируса Келлис-Амберли (причины гибели мира, собственно) и покидают свои дома с соблюдением всех мыслимых и не очень способов личной безопасности, но... живут же — приспособились, одним словом. Даже президента выбирают по всем правилам, с развёрнутой предвыборной кампанией и всеми её противоречивыми атрибутами. И это удивляет, как раз потому, что раньше мир, подвергшийся нашествию зомби, рисовали немного иначе. Ну, может, это я мало читала-видела, но во всём, что мне попадалось, были руины и безнадёжность. А тут — всё иначе.

И ещё: Мира Грант писала не просто роман о постапокалиптическом будущем, она писала роман о будущем журналистики. То, как она его увидела, по-сути, не так уж и ново, ведь мы и сами чувствуем, что уже давно движемся в этом направлении, просто чуть медленнее, потому что зомби не дышат нам в спину. А героям «Корма» — дышат, особенно если предварительно потыкать в них палкой, но это дыхание того стоит, во всяком случае Шон Мейсон, один из лучших блогеров-ирвинов, думает именно так. А вот его сестра Джорджия, известный в Сети вестник, чьё жизненное кредо «правда и ничего кроме правды», абсолютно уверена, что однажды брату придётся расплатиться за своё бесстрашие жизнью. А ещё она уверена в том, что работает на благо и во благо, потому что она одна из тех, кто делает настоящие новости, показывает мир таким, какой он есть, почти безоценочно — только факты, только правда. Она журналист-блогер, одна из лучших, и её команде чертовски повезло: им выпала возможность официально освещать президентскую кампанию сенатора Раймана.

Ну вот, в общем-то, сама кампания меня и утомила... Не знаю, как уж так вышло, но чем больше герои колесили по стране, тем больше теряли «рейтинг» в моих глазах. Точнее, «рейтинг» теряли не сами герои, а вся история... Там, ведь, собственно, не так уж и сложно было вычислить главного злодея. Так что где-то с середины книги я начала слегка скучать. Хорошо, что Мира Грант то и дело подбрасывала экшена, заставляла переживать за героев и тем самым не отпускала. И всё равно мне кажется, что местами сюжет провисал, что многие околополитические сцены были не так уж и важны... Но это опять же только моё мнение. Как и то, что детективная линия явно подкачала, слишком уж всё прозрачно оказалось в итоге.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что может быть нового в книге про зомби? Гниющие, пошатывающиеся трупы, гнетущее ощущение опасности, риск заражения... Все это уже было и было не раз. Но в том то и дело, что «Корм» — это в первую очередь книга о людях. В этом мире Пробуждение не погубило человеческую цивилизацию, хотя и отбросило на пару десятилетий назад. Но прошло почти четверть века и общество успело приспособиться и к новым условиям жизни, и к новым повадкам смерти. Портативные анализаторы, мощные защитные системы, ношение оружия, ограничение на передвижения.

Казалось бы, все прекрасно, но люди всегда хотят хлеба и зрелищ. Поэтому в эпоху страха и разобщенности, замкнутости и паранойи блоги изрядно потеснили традиционные СМИ, постепенно становясь значимым игроком. Настолько значимым, что одну из команд блогеров пригласили освещать предвыборную команду кандидата в президенты. На деле оказывается, что не все так просто.

Довольно много внимания в романе уделяется повседневной жизни блогеров: «ирвинов», «стюартов» и «сочинителей». Тому, как команда героев делает репортажи, проводит интервью, компонует отчеты. При этом напряжение от работы накладывается на постоянную угрозу заражения, которая не отступает ни на шаг. А затем начинаются неслучайные случайности... Автор не просто создала достоверных героев, но и более чем реалистично передала их искреннюю страсть к поиску правды. И, что не менее важно, более чем реалистично показала риск их работы и высокую смертность.

Итог: роман о молодых блогерах, готовых на все ради истины.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не скажу, что «Корм» вызвал у меня бурю восторгов, но и откровенно плохим его назвать не могу. Для меня также остается открытым вопрос о шаблонности повествования: просто ничего на тему зомби не читала. В целом же, при всех своих огрехах, достаточно живенько, нескучно, неповерхностно.

Герои вроде бы живые, непохожие и вполне адекватные и соображающие. Но при этом не видела я особой разницы между двадцати-, тридцати- и сорокалетними персонажами.

Что касается зомби. Хоть сия нежить и присутствовала (и активно функционировала) в сюжете в немалом количестве, нельзя утверждать, что всё действие только этим и ограничивается. Как, впрочем, нельзя утверждать и то, что в романе множество переплетенных сюжетных нитей. Ниточка эта одна – предвыборная кампания Раймана. Но, описывая все перипетии, с ней связанные, на самом деле автор описывает и общество в целом. Читая, действительно не только задаешься вопросом «а кто же победит на выборах?», но и параллельно вроде бы ненавязчиво узнаешь, что к чему и кто есть кто в этом мире.

Не заметила антинаучности, противоречивости в объяснении механизма возникновения и жизнедеятельности вируса. Вполне продумано и логично.

Что очень бросилось в глаза и абсолютно не понравилось, так это пафос! На мой вкус лучше было бы без него. Впрочем, не знаю, получился бы подобный роман, не будь в нем пафоса вообще. А суть вот в чем. Главная героиня и Ко – самые человечные в мире журналисты, они несут людям откровенную информацию, правду-матку – просто-таки отряд Данко с пылающими сердцами! И на протяжении всей книги это «ах, кто если не мы?» с болью в глазах. Ну и подливает масла в огонь мой скептицизм, мое предубеждение и опыт общения, что, мягко говоря, журналистская братия в большинстве своем не шибко грамотная. И всё же есть свое «но»: есть в книге и журналисты, соответствующие типажу, который мне более привычен, эти самые пройдохи, из-за одного из которых, в общем-то, и появился вирус Келлис-Амберли. Но и тут свое «но»: сплошные крайности. Причем, кстати, не только при описании журналистов, а вообще тут и там по книге.

Причина злодеяний и, следовательно, главный злодей угадываются практически сразу. Не знаю, хорошо это или плохо, негодяй вроде бы на своем месте и вполне логичен, но всё же невесело, когда герои что-то расследуют, ищут преступника, а читатель уже знает, кто виноват.

Еще ближе в финалу возник вопрос: от чьего лица повествование? Когда ГГ успела всё записать? По сюжету ей, насколько я помню, вроде бы некогда было рассказать о случившемся пОлностью.

Пожалуй, даже интересно узнать, что там во втором томе. Хотя еще и не определилась, хочу я сама тратить время на прочтение или лишь услышать краткий пересказ.

В общем, имхо, авторша частенько перегибает палку, что лично меня очень отталкивало, и роман далеко не гениален, но при этом скоротать пару вечеров за вполне динамичным действием можно.

Оценка: 6
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главное отличие трилогии Миры Грант от бесконечного множества других произведений о живых мертвецах заключается в том, что сами зомби служат не более чем декорациями, на фоне которых происходят ключевые события книги. Однако при этом не лежащие в могиле покойники служат крайне важной деталью авторского замысла, поскольку являются как раз той всемирной угрозой, из-за которой человеческое общество живет под постоянной угрозе погибнуть или быть съеденными.

Соседство с живыми мертвецами не могло не сказаться на существовании человечества, которое в результате поголовно помешалось на усилении мер общественной и личной безопасности. Регулярные проверки крови, запреты на проведение мероприятий на открытом воздухе, уединенность и развитие охранных систем, повсеместное применение личного оружия стали привычной частью жизни нового поколения. И самое важное, как подчеркивает Грант, что общество готово оправдать любые действия государства, если оно объясняет это заботой об общественной безопасности, даже если нововведения выливаются в ограничении личных свобод и возможностей граждан. Страх, говорит Грант, является одним из важнейших способов управления обществом, которым во все времена не брезгуют пользоваться представители власти, поэтому поддаваться ему нельзя. А поскольку люди зачастую боятся чего-то неизвестного, то крайне важным становится обладание всей необходимой информацией. Как говорится, знание — сила.

Поэтому в мире Грант важную роль играют журналисты. Но не привычные в наши дни средства массовой информации, а обычные блогеры, которые пишут о своих соображениях, встречах, открытиях и впечатлениях на миллионах ресурсов, разбросанных на просторах всемирной сети. А поскольку между различными сайтами существует громадная конкуренция за читателей, то, указывает писательница, все авторы будут заинтересованы в том, чтобы максимально полно, четко и корректно излагать полученную ими информацию, ориентируясь в первую очередь на проверенные факты.

Согласно Грант, блогеры завоевали такую популярность и доверие масс после того, как первыми начали освещать случаи появления зомби и выкладывать различные способы борьбы с ними, в то время как обычные средства массовой информации еще обсуждали устаревшие новости о вопиющем факте экологического терроризма. Честно говоря, этот момент представляется наиболее спорным, поскольку помимо консервативных СМИ существует еще великое множество бульварных газет и журналов, специализирующихся на историях типа «Школьница была похищена и изнасилована йети и инопланетянами» или «Женщина забеременела после просмотра 3D-версии порнофильма». Да за историю об оживших мертвецах они были бы готовы заложить душу главного редактора и уж точно среагировали бы на эти слухи с не меньшей оперативностью, чем обычные блогеры.

Развивая идею о СМИ, Мира подчеркивает ту роль, которую журналисты играют в жизни общества и о той ответственности, которую они несут за поставляемые ими данные. Ведь тот вред, который может принести непроверенная или недостоверная информация, порой будет невозможно исправить. Собственно говоря, достаточно будет упомянуть о том, что одной из причин начала эпидемии зомби стала именно одна из статей охочего до жареных фактов репортера, решившего бороться за права человечества, чтобы показать, с какой серьезностью подходит Грант к этому вопросу.

К слову говоря, идеи о роли информации в жизни современного общества, Feed немного напоминает «Младшего брата», разве что в прозе Грант отсутствует наивность, присущая Кори Доктороу. Если он верил в то, что проблемы некоторых людей могут разрешиться сами собой, после того как отдельные данные станут общественным достоянием, то у героев Грант неприятности после публикации нескольких крайне важных находок только начинаются. И пережить их смогут далеко не все.

Жестокости Миры Грант мог бы позавидовать сам Джордж Мартин — действующих лиц «Feed» можно будет пересчитать по пальцам одной руки, а отправляться на тот свет они будут не реже персонажей «Песни Льда и Огня». И каждый раз при гибели очередного героя обливается кровью сердца, поскольку автор постаралась создать нескольких очень разных, но очень глубоких и проработанных людей, обладающих индивидуальными чертами характера. Джорджия — рассудительная и спокойная девушка, предпочитающая факты и только факты, Шон — временами несдержанный искатель приключений, предпочитающий тыкать зомби палкой и смотреть, что из этого выйдет, Баффи — витающая в облаках писательница, предпочитающая описывать выдуманные вещи реальным, а Рик — бывший репортер, решивший кардинально сменить образ жизни, оставшись при этом в той же профессии. Он старше большинства ребят, пережил больше горя, но не обладает их опытом полевой работы. Вместе они составляют крайне эффективную команду, но что, если это мало для того, чтобы докопаться до правды? И какую цену понадобится для этого заплатить? И будет ли результат стоить принесенных жертв?

Появлению зомби в мире Грант дано четкое объяснение, под которое заложена целая научная концепция, доступным языком объясняющая все причины возникновения живых мертвецов. Таким образом, под обложкой Feed смешиваются воедино элементы научной фантастики, зомби-хоррора и политического триллера. Получившийся коктейль оказался удивительно съедобным, вкусным, и самое главное — интересным. Однако роман относится к той категории книг, где любой разговор о сюжете произведения не может обойтись без пары другой спойлеров, поэтому постарайтесь поверить мне на слово — скучно не будет.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх