fantlab ru

Роберт Хайнлайн «Неприятная профессия Джонатана Хога»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Оценок:
817
Моя оценка:
-

подробнее

Неприятная профессия Джонатана Хога

The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag

Другие названия: Неприятная профессия Джонатана Хоуга; Странная история мистера Джонатана Хога

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 86
Аннотация:

Джонатан Хог не помнит, что он делает днем. Совсем! И прибегает к помощи частных детективов, чтобы выяснить это. То, что те выясняют, может напугать кого угодно...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Первоначально публиковалась под псевдонимом Джон Риверсайд (John Riverside).

• Книга посвящается Юджину Р. Гилду. Капитан Гилд, основатель Боевого Братства в Гленвуд-Спрингс, штат Колорадо, был другом Хайнлайнов. Сын капитана Гилда погиб во время войны в Корее (1950-1953). (из авторской колонки bellka8)


Входит в:

— сборник «Неприятная профессия Джонатана Хога», 1959 г.

— журнал «Искатель 1993'3», 1993 г.

— журнал «Нева № 1, 1995», 1995 г.

— журнал «Нева № 2, 1995», 1995 г.

— сборник «New Worlds to Conquer», 2010 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1943, ретроспективная // Повесть

Похожие произведения:

 

 


Голубая лагуна
1993 г.
Миры Роберта Хайнлайна. Книга 25
1994 г.
Неприятная профессия Джонатана Хога
2002 г.
Предназначение: вечность. Шесть историй
2003 г.
Вне всяких сомнений
2007 г.
Миры Роберта Хайнлайна
2009 г.
Патруль Времени
2015 г.
Неприятная профессия Джонатана Хога
2017 г.
Неприятная профессия Джонатана Хога
2018 г.
Двери иных миров
2020 г.
Уолдо, Неприятная профессия Джонатана Хога и другие истории
2021 г.

Периодика:

Искатель № 3 1993
1993 г.
Нева. 1995, № 1
1995 г.
Нева 1995, № 2
1995 г.

Издания на иностранных языках:

Зелените хълмове на Земята
1986 г.
(болгарский)
The Unpleasant Profession of Jonathan Hoag
1989 г.
(английский)
New Worlds to Conquer
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта повесть — одно из тех произведений Роберта Хайнлайна, которые я без всяких раздумий оцениваю на твердую десятку. Прочитал я её впервые несколько лет назад и всё написанное настолько ярко отпечаталось в памяти, что некоторые моменты я вижу перед собой, как нечто овеществленное и трехмерное. Словно бы сам принимал во всем этом участие. Тем не менее это не мешает мне периодически перечитывать повесть, для того, чтобы вновь проникнуться и вновь пережить всю гамму чувств. Совсем немного не хватило по объему до романа, но несмотря на это повесть я воспринимаю именно как роман, настолько это всё цельно, глубоко, так много заложено в тексте и настолько непростые чувства вызывают все происходящие события.

Это разительно отличается тематикой практически от всего, написанного Робертом Хайнлайном. Да и стиль довольно не схож с таким привычным. Словно бы перед автором приоткрылась на мгновение дверь, в которую он заглянул, всё увиденное отпечаталось в его памяти и он поспешил перенести это на бумагу. Придумав для это на редкость увлекательный сюжет. Словно бы это «Крауч-Энд» Стивена Кинга. Словно бы это что-то из темного наследия Говарда Лавкрафта!

Два самых сильных места в повести это верх мастерства. Первое — нахождение Рэндалла в четырех стенах, во время ухода за женой, лишенной души и его борьба с зеркалами. Когда читал (поздно ночью) я реально боялся посмотреть в сторону зеркала, висящего в моей комнате. Второе место — когда Рэндалл и Синтия в финале произведения уезжают из Чикаго на юг. И видят за опущенным автомобильным стеклом совсем не то, что привыкли видеть. Помните, как в Лангольерах Стивена Кинга? Нет ничего живого и мир готовится исчезнуть или же наоборот появиться. Готовится перекройка реальности. На редкость сильное место. Как и вся повесть.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если верить киношникам, мы загружены в матрицу

Увлекательная повесть, в которой есть что-то и от мистики, и от триллера, и от фантастики. Последней, разумеется, больше всего. Хотя это и не совсем та фантастика, с которой прочно ассоциируется творчество Роберта Хайнлайна, книга тем не менее будет действительно интересна всем поклонникам жанра. Совершенно «матричное» ощущение нереальности происходящего здесь сталкивается с каким-то совершенно лавкрафтовским ужасом того, что стоит по ту сторону привычной реальности и изредка заглядывает в щели-зеркала. Временами Хайнлайн прикидывается этаким мастером ужасов и делает это, следует отметить, действительно здорово. Кошмарные сны героя и его страх потерять жену выписаны настолько убедительно, что невольно поддаёшься общему настроению психоза. А чего стоит один только образ исчезающего этажа в небоскрёбе, который потом был позаимствован и растиражирован во множестве более или менее удачных книг и фильмов. Финал слегка предсказуем, но в целом логичен и, что примечательно, едва ли подпадает под категорию счастливых. Хотя в конце концов зло было уничтожено, а таинственные всесильные демиурги отнеслись к человечеству снисходительно и даже с некоторым одобрением, встреча с неведомым не прошла для героев даром. Даже такие храбрые и решительные люди оказались не вполне готовы принять истинное положение вещей. Хотя надо сказать, что есть и куда более драматичные истории о том, как жутко знать, что живёшь в простеньком симулякре, давно заброшенном равнодушным создателем.

В итоге перед нами занимательная повесть, написанная мастерски и с выдумкой. Особенно хочется отметить перевод, выполненный Михаилом Алексеевичем Пчелинцевым, эта версия куда лучше прочих и как нельзя более достойна замечательного оригинала.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что уж говорить, профессия в самом деле для кого-то и неприятная. А кое-кто, напротив, получает удовольствие. Наверное, Хайнлайн имел причины с неприязнью относится к Джонатану Хогу. Возможно, он не зря изобразил его столь слабым и жалким рохлей в быту. Итальянские художники тоже помещали своих кредиторов в уголках картин с изображением Ада. Повесть как-то ассоциативно напомнила мне «Мастера и Маргариту» Булгакова, видимо эти идеи витают в воздухе и очень синхронно внедряются в головы писателей. Для Хайнлайна всё это — в высшей степени необычно. Когда детектив плавным образом перетекает в ночной кошмар, возникает сомнение — а тот ли автор? Я бы мог, не слишком напрягаясь, представить на титульном листе фамилию Кинга, Муркока или еще чью-нибудь. Хайнлайн пошёл куда-то в сторону от своих привычных дорог, и то ли увидел, что зашел не туда, то ли...

»...Мои учителя, да и почти все окружающие взрослые — все они не были счастливыми. Вот мне и влезло в голову, что я тоже вырасту и узнаю что-то такое, после чего никогда больше не буду счастливой...»

К этой теме он еще вернётся, косвенным образом и как-то вскользь — но только уже совсем взрослым. Мне очень хочется думать, что он был счастлив, когда ему наконец-то открылись все секреты.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что бросилось в глаза при прочтении, это что произведение отдает романтизмом, т. е. классическими романтическими идеями и идеалами. Это не удивительно, т. к. повесть была написана в ранние годы писателя. Так что среди основных лейтмотивов — личная свобода, зыбкость мироздания и восприятия, беззащитность человеческой жизни, таинственная рукотворность нашего мира, созданного некими высшими мудрыми существами, чья природа для человека непостижима, безликое, но уязвимое и в итоге побежденное зло, а надо всем этим — Любовь, Искусство, Красота, прелести простых человеческих радостей. Я бы сказала, что в этом произведении молодой автор в метафорической форме выносит человечеству приговор за его грехи, а потом ищет ему оправдание и в итоге прощает.

На самом деле повесть не слишком впечатляющая, именно потому что «молодая», а еще наивная для нашего циничного и искушенного времени. Завязка настолько захватывающая, что от истории невольно ожидаешь каких-то неистовых страстей, диких откровений, ужасных открытий, а потому, дойдя в нетерпении до самой последней странички, ощущаешь себя по-прежнему «голодным», словно человек, ознакомившийся с великолепным меню, но так и не отведавший ни одно из блюд. Подобный читательский голод не может не раздражать. Как же так?! Столько вопросов осталось! Столько нестыковок! Да буквально все брошено как-то на полуслове, скомкано, потому что всех этих туманных намеков и неправдоподобных (даже иногда откровенно комичных) «фактов» для удовлетворения разыгравшегося воображения никак не может хватить. А между тем, окончание в общем-то весьма логичное в рамках того же романтизма, нравится это читателю или нет, ведь старая фантастика как раз романтизмом пропитана, она им живет и дышит.

Теперь о героях — они совершенно условны и напрочь лишены индивидуальности, это типичные герои уже всем нам приевшихся американских блокбастеров: чета (псевдо)детективов, которые постоянно пьют то виски, то пиво, то снотворное, совершают массу ничем не обоснованных сумбурных и нелогичных действий, не обладают практически никакими навыками и знаниями, которыми обязаны владеть люди их рода деятельности (ну кроме разве что дактилоскопических манипуляций), инфантильны, т. е. в быту совершенно беспомощны (не говоря уже о профессии). За то именно таких героев проще всего втягивать во всякого рода сомнительные сценарии — они искренне ведутся на все, что им предложат создатели.

В общем, повесть (которую, кстати, постоянно тянет назвать рассказом за скудность описательной стороны текста) примечательна исключительно идеями, собственно, и заявленными в аннотациях к разным изданиям. Ради них почитать стоит, но только лучше заранее быть готовыми к тому, что самое интересное придется додумывать самому читателю. А ведь это, в общем-то, и не плохо совсем, если книга провоцирует фантазировать и думать!) Не удивительно, что она многих впоследствии вдохновила.

PS: Кстати, миф о Птице странным образом напомнил мифологию северо-американских индейцев. Впрочем, ничего странного, наверное)

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Внесу свою ложку дегтя в эту истекающую медом бочку.

Начало неплохое. Интригующее. Во-первых совершенно необычный для Хайнлайна герой — зажатый, закомплексованый чистюля. Во-вторых странность происходящего — совсем не понятно что творится.

Позже на сцену выходят супруги-детективы. Они уже более похожи на хайнлайновчан, но остаются неповторимыми индивидуальностями.

А вот позже сюжет съезжает по наклонной. Идет неумолимое падение в мистику, при чем такую, из которой никак не выберешься — никакое рациональное обьяснение тут не поможет, а нерациональное может быть каким угодно.

«Сыны птицы» ни на грамм не понимают людей простых и вместо того чтоб отвадить от расследования только его распаляют.

Нервирует постоянное «вам не нужно знать чем занимается Хог! Это настолько ужасно что...» Тут пересолено и естественно раскрытие тайны оказывается пшиком.

Могу отметить только два позитивных момента увы только лишь слегка начеркнутых: описание всеобщей убогости, серости, беспросветности, а второе — пассаж о тайне, которую знают взрослые и из-за которой они больше не улыбаются.

Резюме:

У Хайнлайна есть гораздо более значительные вещи, эту можно со спокойной совестью пропустить.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

За полтора десятка лет до Филипа Дика Хайнлайн написал ВСЁ, к чему его младший коллега будет возвращаться на протяжении десятилетий.

Написал — и пошел дальше.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Профессия Хога действительно оказалась необычной, именно необычной, но уж никак не неприятной. На протяжении почти всей повести я считал его негативным персонажем, относящимся к группе «Сынов Птицы», но все оказалось не так просто и банально.

Вообще после прочтения остается немало вопросов, но так как они могут навести на понимание смысла, то я их «укрою»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— странное поведение «Сынов» — они боятся Хога понятно почему, но запрещают следить за ним детективам. Хотя, наоборот когда детективы «тормошили» Хога, заставляли его концентрироваться, думать о своей работе, сбивали его с намеченного распорядка дня — он оставался «обычным» Хогом. Надо бы его сбивать с ритма дня, так нет же все делалось с точностью наоборот;

- иногда странное поведение четы Рендалл: в такой необычной ситуации, когда идут постоянные нестыковки — приниматься зеркало «ни от куда», ставить его в спальне, придумывать странные объяснения случившемуся- можно принять это как защиту от мистических событий, которые не можешь объяснить, но с этим детектива Рендалла перебор;

- зачем таскать с собой душу Крэг Рендалл, ну спрятали ее в надежное место, оставили у себя в офисе. Но тоже нет;

- непонятны мотивы и поступки «Сынов» — чем они занимаются, что плохого они делают, к чему стремятся;

- ну и наконец — «уборка» мира творца от «Сынов» — мистический туман, который напомнил подобное из фильма «Мгла», покрывший весь город. Но нет ни слова об остальных обычных людях, чем они так провинились. Хотя провинились не то слово, ведь мы не знаем что происходит внутри этого тумана, и к чему это окончательно приведет.

Итог: провисает середина повести, иногда бесит невозможность Рендалла принять события как данность, а не строить безумные оправдания ситуаций. Но конец удивляет, раскрывается тайна такой необычной профессии. Ну и любовь...

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никогда не испытывал ничего подобного при прочтении книги!!! Случайно сел полистать часа в 2 ночи и не смог оторваться, хотя и было ООчень жутко одному в комнате)))) Великолепный рассказ, Хайнлайн как всегда удивляет. 1942 год!!! Жду с нетерпением фильма (хотя о съемки чтот затихли. Режиссер — Алекс Пройас)

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Восхищаюсь талантом мэтра Хайнлайна умещать в относительно небольшую форму столько интересного содержания!)

Ничего лишнего, ничего чужеродного. Емко, лихо, динамично, интригующе.

Так и видятся перед глазами залитые лучами заходящего летнего солнца улицы американского мегаполиса, концентрированное ретро, неспешно возвращающиеся с работы обыватели , гудки машин и одинокий мужчина в дорогом плаще, потерянно озирающийся в одном из переулков, а из форточки ближайшего дома доносятся тихие звуки джаза.....Не знаю почему в уме предстала именно такая картина...ладно, это все лирика.

Но она и создает эту завораживающую картинку, город как будто искусственный, как рекламный ролик пропагандирующий благополучную жизнь рядового американца с экрана телевизора.

А перед экраном, за огромным круглым столом застыли зрители, циничная усмешка кривит их рот, они обмениваются друг с другом понимающими взглядами.

В ходе прочтения не раз замечал, что именно из этой повести растут ноги и у Чистовика С.Лукьяненко, и у упомянутой в аннотации Матрицы, и у нолановского Начала (корректнее на мой взгляд все же Внедрение).

Да и концовка истории, волчок вертится...или упадет, как вам больше нравится?

Очень стильно, история держит в напряжении до самого конца

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вклад Роберта Хайнлайна в развитие фантастики, согласитесь, сложно переоценить. Начиная с 1939-ого года, он пахал то поле, на котором потом его коллеги высаживали свои чудные фантазии. Тем не менее, со стороны Хайнлайн сейчас кажется предельно классичным, чуждым неожиданностей и экспериментов, хотя неожиданности и эксперименты он очень любил, заходил то на территорию фэнтези, то писал что-нибудь революционное в духе «Чужака в чужой стране», и это мы еще не говорим о поздних его романах, которые до сих пор вызывают у читателей ожесточенные споры. В общем, понятно, что Хайнлайн не только про звездолеты, покорение космоса, патриотизм и котов, хотя именно это всплывает в памяти в большинства, когда произносится его фамилия. Хотя стоит признать, что к экспериментам и обкатке необычных идей Хайнлайн чаще прибегал в малой форме, причем стал делать это достаточно рано. Повесть «Неприятная профессия Джонатана Хога» датируется 1942-ым годом, прошло всего три года с публикации первого рассказа Хайнлайна — «Линии жизни», тоже не самой банальной истории на тему предсказания будущего.

Есть большой соблазн сказать, что, как из «Шинели» Гоголя вышла вся русская литература, так из «Неприятной профессии Джонатана Хога» вышел весь Филип К. Дик. Действительно, если прочитать «Неприятную профессию Джонатана Хога» без указания авторства, то легко можно ошибиться и решить, что эту повесть написал именно что Дик. Тем более, что и дата первой публикации может ввести в заблуждение, в 1942-ом у Дика как раз случился литературный дебют. Соблазн этот вполне обоснован, ведь Хайнлайн затрагивает в этой повести те темы, который станут для Дика фирменными: иллюзорность реальности и паранойя. Тем не менее, не стоит Дика сводить только к таким вещам, ведь его чрезвычайно интересовали древние религии, всевозможная мистика, определенные направления философии. А с другой стороны, «Неприятная профессия Джонатана Хога» вполне может быть выражением настроений той эпохи, в конце концов, за океаном гремела Вторая мировая война, мир, казалось, катился в небытие, самое время задуматься о его иллюзорности.

Итак, что мы имеем? Есть Джонатан Хог — вполне милый вежливый джентльмен, который вдруг осознает, что абсолютно ничего не помнит о том, что делает днем. Есть два частных детектива, к которым он обращается, чтобы они все о нем выяснили. Дело кажется плевым: всего лишь надо днем последить за клиентом. Но чем дальше, тем странней становится происходящее. И было бы нечестно в пересказе раскрыть все карты, так как по форме это все-таки фантастический детектив, а, пересказывая завязку детектива, не стоит сообщать, в чем же заключается развязка. Стоит сказать только, что современного читателя она вряд ли удивит, первые же читатели этой повести, думается, точно удивились.

Кстати говоря, первоначально Хайнлайн опубликовал «Неприятную профессию Джонатана Хога» под псевдонимом Джон Риверсайд, что, возможно, указывает на то, что сам автор не считал эту вещь самой удачной. И да, особо удачной ее не назовешь. Это как раз тот случай, когда исходная идея явно лучше воплощения.

В качестве стиля изложения Хайнлайн выбрал стиль модных тогда нуарных детективов. Минимум описаний, максимум действия. Такая стилизация в начале повествования может вполне ввести в заблуждение читателя, чтобы тот принял данный текст за еще один нуарный детектив. Ну, а потом его ждет неожиданный поворот сюжета, и вот тут бы изменить стиль, сделать текст гуще, насыщенней, позволить читателю проникнуться всем кошмаром, с которым столкнулись герои. Но нет, автор ничего не меняет, словно торопится дописать историю, которая ему уже стала не очень-то и интересна. Но подобный подход к оценки текстов — не очень. Мало ли что хочется мне как читателю, важно, что там хотелось автору. Потому не будем засчитывать этот абзац прямо-таки в описание минуса рассматриваемого текста. Это очень субъективная придирка. А вот если посмотреть объективно...

По форме «Неприятная профессия Джонатана Хога» является фантастическим детективом. А коль это детектив, то хотелось бы, чтобы разгадка следовала из текста. Вот читаешь первые девять глав, а в последней десятой тебе все объяснили, по идее объяснение должно как-то вытекать из именно что предыдущих девяти глав. Тут вы этого не обнаружите. Разгадка просто сваливается на голову читателю и персонажам. Вот так оно значит есть. Понятно...

Но, безусловно, «Неприятную профессию Джонатана Хога» можно назвать весьма занятной. Тут тебе и странная амнезия, и куча загадок, и очаровательные частные детективы, и зловещие Сыны Птицы... Вот только здесь надо прерывать перечень. Ведь Птица жестока, не стоит поминать ее всуе. И тем более — заранее рассказывать о ней тем, кто еще не читал «Неприятную профессию Джонатана Хога».

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редко со мной бывает такое, чтобы в один присест без перерывов прочитать сразу всё произведение не пропуская ни одной фразы, ни одного абзаца. Да, такое бывает крайне, очень крайне редко. Но, сие означает лишь одно меня увлёк текст, в первую очередь текст, затем сюжет, потом тайна, и снова затем, динамика развития сюжета. Концовка получилась слишком пресной, ибо мы уже имеем опыт чего-то подобного, но она была краткой и полностью соответствовало традициям того времени. А в итоге великолепная повесть, удовольствие от прочитанного и настоятельное желание сохранить произведение в коллекции.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначные впечатления от рассказа.

Начало было столь волнующим и интригующим, что я с трудом заставил себя отложить чтение на утро — на ночь читать такое, считай весь сон пропадёт.

Медленное нагнетание тайны, страха, мистики. Подано дозированными порциями в самом подходящем количестве.

А вот развязка очень сильно разочаровал. Такое смешение макро и микромира бросило сильную тень на волнующую завязку. Как-то всё слишком просто и банально объясняется, пусть даже т затрагиваются столь высокие материи.

Вроде как крестьяне боролись против феодала, хоть силы и были не равны, но они столько и мужественно держались, приближая себя к победе....а потом внезапно нагрянул король, быстренько всех повесил и назначил нового феодала.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Качественное интригующее произведение. Довольно живые диалоги и персонажи, много действия и мало ненужных описаний — вот слагаемые успеха этой повести. И прибавьте к этому напряженный сюжет: такое чтиво не отпустит до самой развязки. Кстати, как раз развязка меня лично немного разочаровала. Хотя, нисколько не жалею о прочтении.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просто отличная повесть, не отпускающая ни на секунду, пока не прочитаешь ее полностью! Мастер, что еще сказать. Вещь не совсем хайнлайновская, но это нисколько не мешает ей быть очень притягательной и захватывающей. С нетерпением жду экранизации от Алекса Пройаса, думаю, он снимет достойное кино. Про книгу, собственно, что говорить: читать всем без исключения, такое классное чтение попадается не каждый день. Надеюсь, вы получите такое же удовольствие, как и я!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепнейшее начало и очень сильно банальные обоснуй и развязка. Абсолютно убеждён, что Хайнлайн просто не смог придумать внятную и интересную развязку, а потому ввёл в действие «бога из машины», который чудесным образом всё разъясняет. Совсем плохой эта история не становится только благодаря достаточно харизматичным героям, симпатию к которым не смог испортить даже авторский произвол. Причём, даже когда начинается откровенная мистика — становится только интересней, разочарование наступает только где-то в последней пятой части повести, когда Хайнлайну стало откровенно лень.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх