FantLab ru

Стефан Цвейг «Амок»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Голосов:
132
Моя оценка:
-

подробнее

Амок

Der Amokläufer

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

Пароход из Азии плывет в Европу, однажды ночью рассказчик встречает в темном углу палубы человека. На следующую ночь незнакомец решает поделится тем, что его мучает. Он рассказывает о своей врачебной практике в богом забытой азиатской глуши, о роковой встрече с англичанкой, о том, как он из-за этой встречи потерял смысл жизни, да в общем, и жизнь, как выясняется в конце. Пугающая история, которая может произойти с каждым. Говорят, что не надо зарекаться от тюрьмы и сумы, но история показывает, что и от возникновения безумной разрушающей страсти к человеку тоже никто не застрахован.

Похожие произведения:

 

 


Новеллы
1960 г.
Том 1
1963 г.
Избранные новеллы
1978 г.
Новеллы
1978 г.
Избранные новеллы
1982 г.
Письмо незнакомки
1985 г.
Избранное
1987 г.
Новеллы
1987 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 1
1996 г.
Мария Стюарт
1999 г.
Амок
2009 г.
О любви
2010 г.
Стефан Цвейг. Собрание сочинений в одном томе
2010 г.
Закат одного сердца
2011 г.
Письмо незнакомки
2011 г.
Нетерпение сердца. Новеллы
2012 г.
Нетерпение сердца. Новеллы
2013 г.
Обещание
2014 г.
Кристина Хофленер
2018 г.
Нетерпение сердца. Письмо незнакомки. Звездные часы человечества
2019 г.
Письмо незнакомки
2019 г.

Аудиокниги:

Письмо незнакомки. Новеллы
2007 г.
Амок
2009 г.
Антология зарубежной прозы
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Тут не должно быть ни стыда, ни игры в прятки... передо мной ведь тоже люди раздеваются донага и показывают мне свои язвы... Если хочешь, чтобы тебе помогли, то нечего вилять и утаивать... Итак, я не стану рассказывать вам про случаи с неким воображаемым врачом... я раздеваюсь перед вами догола и говорю: «я»...»

«О чем я говорил? Об амоке?.. Да, амок — вот как это бывает: какой-нибудь малаец, человек простой и добродушный, сидит и тянет свою настойку… сидит, отупевший, равнодушный, вялый… как я сидел у себя в комнате… и вдруг вскакивает, хватает нож, бросается на улицу… и бежит все вперед и вперед… сам не зная куда… Кто бы ни попался ему на дороге, человек или животное, он убивает его своим «крисом», и вид крови еще больше разжигает его… Пена выступает у него на губах, он воет, как дикий зверь… и бежит, бежит, бежит, не смотрит ни вправо, ни влево, бежит с истошными воплями, с окровавленным ножом в руке, по своему ужасному, неуклонному пути… Люди в деревнях знают, что нет силы, которая могла бы остановить гонимого амоком… они кричат, предупреждая других, при его приближении: «Амок! Амок'», и все обращается в бегство… а он мчится, не слыша, не видя, убивая встречных… пока его не пристрелят, как бешеную собаку, или он сам не рухнет на землю…"

На самом деле тема любви здесь не единственная и я даже не ручаюсь сказать, главная ли она. Здесь и вопросы долга и его границ, и цена ошибки, гордости, роль прошлого в настоящем. Это история начинается с небольшой заметки о странном происшествии, которое однако не описывается. Дальше автор рассказывает о своем путешествии на корабле встрече с подавленным и несчастным незнакомцем, почти «невольно» поведавшим автору свои историю.

Цвейг не идеализирует своего героя, не оправдывает его поступков.

Герой повествования — врач, в молодости уехавший работать в меланезийскую колонию, оказывается на том же корабле, что и автор и решает рассказать последнему свою историю. К слову, такая конструкция объединяет все три новеллы — когда герой истории сам рассказывает её, пытается анализировать спустя некоторое время.

Жизнь в колонии кажется доктору( его имя не называется, еще одна особенность этих новелл) болотом, ловушкой — к несчастью, его отправили в отдаленный от крупного города пост. Его служба подходит к концу, он вот-вот должен выйти на пенсию и вернуться из тропиков, когда в его дом приходит женщина. Выясняется, что она беременна и дама предлагает ему в обмен на денег избавится от ребенка, однако врач требует от неё близости определенного рода. В их столкновении, духовной борьбе женщина выходит победителем, и эта победа словно окончательно превращает доктора в её раба. Теперь он уже хочет спасти её, от унижения, позора общества — ведь её беременности не больше 2-х месяцев, а её муж уже более пяти в отъезде. Однако его преследование, больше напоминающее известную местному населению болезнь «амок», бешенство только пугает её, толкая на необдуманный шаг...

Тайна человеческих отношений рассматривается Цвейгом под разными углами. Здесь эмоциональная связь доктора с малознакомой ему женщиной чем-то напоминает мне отношения мучителя и его жертвы, чем-то Стокгольмский синдром, этакая садистская любовь. Доктор, с молодости униженного сильной, волевой женщиной(из-за которой ему и пришлось покинуть Европу) и в то же время, испытывающего тягу к такому типу, который беременная воплощает собой, словно пытается в её лице отомстить, быть может самоутвердиться. Именно потому он хочет заставить её попросить помощи, а не требовать, потому требует от неё физической близости, по своему пытаясь победить. А проиграв, он оказывается в вихре других чувств, более всего желая теперь заслужить прощение, услужить, помочь. Хотя герои и упоминает, что хочет помочь как доктор, это кажется мне больше словами, которыми он теперь прикрывается. Его действиями по прежнему управляет страсть к которой теперь примешивается рабская привязанность и любовь.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жалко, что прочитал Цвейга только в пору зрелости. Огромное впечатление произвел этот рассказ. Оторваться нельзя ни на миг. Чувства, страсть, любовь и трагичность не позволяют оторваться от чтения до самой последней страницы!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всепоглощающая страсть, не любовь — грех. Она не даёт здраво мыслить, существовать. Она «сводит с ума» душу и тело, собачкой на поводке ведёт за собой... Герою остаётся лишь сопереживать и следить за событиями, перипетиями. Что и предлагает нам автор, умело вовлекая в эту историю...

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Амок — неймовірно просте по своїй побудові та структурі, але неймовірно захопливе творіння Цвейга. Твір динамічний, швидкий, змушує переживати за головних героїв, по справжньому.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх