fantlab ru

Стефан Цвейг «Незримая коллекция»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Оценок:
53
Моя оценка:
-

подробнее

Незримая коллекция

Die unsichtbare Sammlung

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8

Новеллы
1960 г.
Том 1
1963 г.
Новеллы
1978 г.
Новеллы
1981 г.
Избранное
1987 г.
Новеллы
1987 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 2
1996 г.
Нетерпение сердца
1998 г.
Мария Стюарт
2009 г.
Двадцать четыре часа из жизни женщины
2010 г.
Стефан Цвейг. Собрание сочинений в одном томе
2010 г.
Закат одного сердца
2011 г.
Мария Стюарт
2011 г.
Нетерпение сердца. Новеллы
2013 г.
Нетерпение сердца. Письмо незнакомки. Звездные часы человечества
2019 г.
Письмо незнакомки
2021 г.
Письмо незнакомки
2022 г.
Письмо незнакомки
2023 г.
Письмо незнакомки
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ напоминает, что для подлинного коллекционера, каким, несомненно, является центральный персонаж, собирательство является не просто уходом от реальности, но суррогатом творчества: сам Дюрер не мог бы больше гордиться созданием своих гравюр, чем герой- их обладанием. И если коллекция постепенно уходит в руки ушлых перекупщиков- будто воплощая ценности цивилизации, распродаваемые по дешёвке в дни социально-политической смуты, -то гордость героя, поражённого спасительной слепотой, не несёт никакого урона.

Милосердный антиквар, приехавший поживиться экземпляром-другим из собрания старого клиента и вместо этого вынужденный расточать похвалы чистым листам бумаги, которые тот, введённый в заблуждение родными, считает работами Рембрандта и Мантеньи, предстаёт подлинным архивариусом культуры, способным своими описаниями напомнить о канонических шедеврах, кажется, даже на мгновение воспроизвести их линии и краски, когда они будут навсегда утрачены в пожарах Второй мировой или любого другого катаклизма. Старый же коллекционер едва ли сумел пережить духовное преображение благодаря многолетнему общению с великими произведениями. К своим близким он не проявляет и малой толики внимания и заботы, с которыми относится к своей коллекции; очевидно, образы Дюрера не вселяют в него ощущение апокалиптического ужаса, который несёт всему живому война, офорты Рембрандта не помогают ему проникнуться ценностью человеческой жизни, ведь и через полвека после награждения Железным крестом он продолжает грезить о победе германского оружия.

Не воплотил ли Цвейг в этом беспомощно погрязшем в иллюзиях человеке универсальный тип одержимого бесами национальной гордыни, убеждённого в своей этнической, ментальной сопричастности к свершениям, не имеющим к нему ни малейшего отношения, в своём обладании духовным и материальным наследием предшествующих поколений, распроданным, разворованным, потерянным его современниками?

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх