fantlab ru

Рик Янси «Ученик монстролога»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Оценок:
833
Моя оценка:
-

подробнее

Ученик монстролога

The Monstrumologist

Другие названия: The Terror Beneath; Монстролог

Роман, год; цикл «Монстролог»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

1888 год. 12-летнего мальчика-сироту Уилла Генри берет к себе в услужение блестящий, хотя и очень замкнутый доктор Пеллинор Уортроп. Быстро выясняется, что у доктора редкая специальность. Он монстролог: изучает (а при необходимости и уничтожает) различных монстров, которые, оказывается, в изобилии водятся в Новой Англии. В чопорные викторианские времена человек такой профессии обречен на полуподпольное существование. Роман начинается с того, что объявилась новая напасть: безголовые людоеды, пожирающие граждан с помощью акульих пастей, расположенных прямо на груди чудовищ. Обнаруживается это, когда некий грабитель могил под покровом ночи приносит доктору свою ужасную находку: труп людоеда, похороненный в одном гробу со своей жертвой. Решительному доктору и робкому Уиллу предстоит найти и уничтожить остальные особи данного вида. Действие стремительно перемещается из лаборатории, оборудованной в потайном подвале докторского дома, в подземные пещеры в окрестных лесах. Описания захватывающе натуралистичны, качественно передан дух конца XIX века, а некоторые персонажи словно вышли из романов Диккенса. Особенно отвратителен профессиональный охотник на монстров, нанятый доктором. В результате они ловят монстра, но попутно выясняют, что идиллические на первый взгляд окрестности населены еще более опасными чудовищами…

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книги — Мистика и хоррор года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)

Ученик монстролога
2011 г.
Монстролог
2014 г.
Монстролог. Дневники Смерти
2018 г.
Монстролог. Все жуткие истории
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Monstrumologist
2009 г.
(английский)
The Monstrumologist: The Terror Beneath
2009 г.
(английский)
The Monstrumologist
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Найденные записи» – именно так по аналогии с киношным «found footage» можно обозначить поджанр романа, который открывает цикл «Монстролог» американца Рика Янси. Автор с самого начала обзывает себя редактором и рассказывает читателю историю о том, как к нему в руки попал очень странный дневник: тринадцать тетрадей воспоминаний, множество исписанных с двух сторон листов, исповедь безумца мелким почерком… Принадлежал дневник человеку без документов и родственников, который называл себя Уильямом Джеймсом Генри и утверждал, что родился в 1876 году. Таким образом, на момент смерти (после которой к Янси и попали тетради) этому нелюдимому старику должен был идти сто тридцать второй год, что лишь подтверждало теорию о психическом расстройстве. Впрочем, любознательный писатель не может оставить такую историю без внимания и, создав интригу полуправдивым вступлением, до самого эпилога передает права «рассказчика» автору дневника. Но не сухому умирающему старцу, а двенадцатилетнему мальчишке-сироте, который жил в доме 425 по Харрингтон Лейн, что в Новом Иерусалиме, более ста лет назад.

На дворе конец 19 века, новоанглийская весна 1888 года. В маленьком неинтересном городишке есть мрачный особняк, о котором не устают судачить местные жители. Хозяин, Доктор Пеллинор Уортроп, не похож на обыкновенного врача, и о его занятиях ходят разные слухи. Полуночные гости со странными грузами лишь подливают масла в огонь. Здесь после смерти родителей живет Уилл Генри, продолжающий дело отца, который был ассистентом Доктора. Кроме этой парочки в доме нет ни души, поэтому юный помощник занимается и уборкой, и готовкой, и закупкой продуктов. Но тяжело на службе у Доктора приходится вовсе не из-за обязанностей по хозяйству. Все дело в особенной специализации Уортропа – монстрологии. Стало быть, ассистент монстролога должен участвовать во всех операциях и исследованиях Доктора, а они порой могут довести до обморока и взрослого человека, чего уж говорить о двенадцатилетнем пареньке. Возможность насладиться всеми малоаппетитными подробностями деятельности Уортропа читателю предоставляется с первых же страниц, когда ночь приводит в дом Доктора старого расхитителя могил с двумя трупами – объеденной хрупкой девушкой и африканским чудовищем Антропофагом.

Дуэт главных героев сразу вызывает симпатию, особенно занятно наблюдать за их странными диалогами. Спокойный и покорный Уилл Генри всячески старается угодить Доктору. Не обращая внимания на смертельную усталость, он выполняет многочисленные просьбы монстролога, порой не находя времени для сна и еды. Самому же Уортропу ничего этого и не нужно, классический «сумасшедший профессор» с маниакальной увлеченностью погружается в дело об Антропофагах и сутками напролет пытается понять, как африканские людоеды попали в Америку. Эксцентричный Доктор, как и все гении, рассеян и несобран, ему ничего не стоит забыть, о чем шла речь пять минут назад, а любимейшая фраза в его лексиконе – обращение к юному помощнику: «Пошевеливайся, Уилл Генри!». При этом Уортроп склонен к многодневным депрессиям, а порой и вовсе напоминает ребенка, когда, например, стесняется спросить, не принес ли Уилл Генри его любимых ватрушек. Отношения учителя и ученика на протяжении романа подаются читателю с разных сторон, и он, читатель, способен прочувствовать не только ненависть к старому дураку, не делающему скидку на возраст помощника, но и теплые чувства к измученному работой ученому, которому в детстве не досталось отцовской любви и который просто не знает, что делать с ребенком в доме. Вообще с персонажами в книге полный порядок, каждый образ узнаваем, за каждым ощущается жизнь. Среди прочих героев особняком стоит специально приглашенный охотник на Антропофагов – Джон Кернс, который за книгу сменит с десяток имен. Циничный хладнокровный убийца, обладающий непоколебимой уверенностью в себе и наделенный знаниями африканских племен об искусстве забоя Антропофагов. В финале книги читателя ждет намек на то, что Кернс (каким бы ни было его настоящее имя) и в самом деле отметился в хрониках 1888 года, хоть и вынужден был ради этого перебраться на Туманный Альбион.

Отдельных слов заслуживает атмосфера произведения. Начиная с особняка Уортропа и заканчивая клиникой для душевнобольных в Дедхеме, все декорации мрачны и реалистичны. Трехмерны. Специфический привкус страха во рту чувствуется не только со слов рассказчика. И хотя читатель знает, что впереди еще куча нерасшифрованных тетрадей, и с героями ничего не случится, ощущение угрозы всегда витает рядом, как и мысль, что из недружелюбных сумерек могут смотреть глаза Антропофага. Автор умело создает ауру тревоги, хотя и не стремится перепугать насмерть. Руководит перелистывающими страницы руками все же любопытство, ведь книга увлекает с самого начала, и путешествие через темноту невозможно бросить на полпути. Страх тоже становится верным спутником героев, но здесь он имеет вполне реальные корни в образе африканских чудовищ. Нет суеверной боязни непознанного, нет ужаса перед сверхъестественным, а есть вполне себе физический враг, которого можно уничтожить. Жуть, которую выплескивает на читателя Рик Янси (или все-таки Уилл Генри?), рассчитана не только на детишек, как может показаться поначалу, – уровень жестокости и натурализма в книге просто зашкаливает. Несмотря на внешние приметы подростковой приключенческой литературы, в плане хоррора «Ученик монстролога» уделывает многих своих соседей по жанру. Медицинские подробности вскрытия чудовищ, шокирующие методики истребления Антропофагов, заживо поедаемые мухами пациенты клиники и кормушка для людоедов под землей старого кладбища… Если вспомнить еще и сцену пожара, в котором погибли родители Уилла Генри, аппетит может пропасть надолго. Это хоррор без оглядки на возрастные ограничения, без купюр и стыдливого замалчивания деталей. Рик Янси не щадит даже детей.

«– А где же еще один? Не хватает еще одного ребенка.

– Нет, Уортроп, он здесь.

– Где?

– Он повсюду вокруг вас, – ответил констебль, и было слышно, что горло его сжал спазм».

Предложенная читателю охота на Антропофагов удалась по всем параметрам. Вообще большая удача, что автор выбрал именно этих чудовищ, а не очередных вампиров или надоевших зомби. В литературе ужасов африканские безголовые людоеды с пастью в груди и глазами на плечах обделены вниманием по сравнению с медийными коллегами, и Рик Янси взялся это исправить. Получилось, прямо скажем, здорово. Хотя автор и не дал забыть, что страшнее человека зверя нет. На Западе уже вышли два продолжения: «Проклятье Вендиго» (The Curse of the Wendigo) и «Остров крови» (The Isle of Blood). Новые приключения старых героев, новые мрачные локации и, конечно же, новые монстры. А это значит, что не за горами тот час, когда в странном доме 425 по Харрингтон Лейн среди ночи вновь прозвучит до боли знакомое «Пошевеливайся, Уилл Генри!». Что ж, будем ждать клича чудаковатого Доктора и на русском языке.

Оценка: 9
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сравнению с «Учеником монстролога» Рика Янси «Каньон холодных сердец» Баркера что булочка хотдога рядом с восемью кило холодного говяжьего оковалка. Где МЯСО — никаких сомнений.

Разрытая земля новоанглийского кладбища, старый дом, церковь, бедлам, виски умирающему от инфекции, овощной суп с мучной забелкой... Правда, весной 1888 года уже есть гранаты с колечком, аспирин и антибиотики, но общая картина в порядке. Классическое образование, протыкающие черепа когти, мумия в дорожном сундуке, револьверы, винчестеры, кольцо забоя, слезы, эгоизм, кожа чулком, хищники на работорговце, привычки бенинского обы, Научное Общество, мозги на лабораторном халате, эвтаназия и ни минуты на передышку. Представляющим картинку и пропускающим все через себя туго придется.

Затруднения с классификацией. По характерному настроению и сценам киноужастиков «Ученик монстролога» хоррор, которому место на полке с Кингом и Барлоу (подтверждено жанровой премией). Но тогда «Конго» Крайтона и «Ложная слепота» Уоттса отправятся туда же. Потому что биологический научный элемент «Монстролога», с поправкой на эпоху, ничем их не хуже. Криптозоологический боевик? Психология персонажей выводит вещь за рамки голого экшена.

Ведущий повествование о появлении африканских Антропофагов в Америке Уилл Генри связан с Доктором, — а доктор (да философии, философии) здесь маниакально-депрессивный Пеллинор Уортроп, — сильнее, чем Ватсон с Холмсом. Монстролог и неокрепший ассистент, почти читающие друг друга, но отказывающиеся понять, описаны сильно и тонко. Заодно ясно, почему погоня за ученым толпы стала классикой в литературе и так редка в реальности. По справедливости, им бы разобраться и с другим монстрологом, Кернсом (он же Кори, он же Джек, он же Дик, он же Джейкоб, он же Шмидт). Ницшеанец. Классический. Бестия, белокур, гад, говорит манифестами, требует юридической свободы... неуязвим и неуловим. Толковый очкарик Морган, несчастный Малакки, супруги Фланаган, старый гробокопатель Эванс наоборот, рельефны, но без глубин. Наброски к портретам, радость артдилера.

Неспешный тон и бытовые подробности обманчивы, действие быстрое и насыщенное. Юмора или иронии нет. Асексуально — Рик Янси предлагает «мясо», а не вамирский лавбургер. Язык соответствует почти образованному сироте 12-ти лет, плюс ремарки от его более зрелого Я... что-то навроде вулфовского Северьяна, только более замороженного эмоционально и не философствующего.

Полиграфия хорошая. Любопытный ретропривет от переводчика — использование «доктора» и названий племен в речи с большой буквы.

Добротный, крепко стоящий по колено в дерьме романтизм. Рекомендую любителям даркфэнтези, ведьмачьего ремесла и естественнонаучных объяснений непознаваемых ужасов, т.е., монстрологии.

Оценка: нет
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу мне порекомендовали как чрезвычайно увлекательную детскую литературу. Жаль, что я не помню, кто это был. Решила познакомиться с ней сама: вдруг можно почитать детям перед сном? В результате посмотрела по диагонали. И вовсе не потому, что чрезвычайно утомляло смакование всяких зверств и мерзких ощущений: остатки мозгов, плавающие на поверхности воды; гной во рту от прокушенной гниющей руки; разбросанные повсюду кишки и части тела. Неприятно, конечно, но ко всему привыкаешь постепенно. Раздражало то, что автор почему-то решил, что все эти драматические подробности могут заменить отсутствие сюжета.

Сюжет можно уложить вообще в три предложения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Неподалеку от города появились антропофаги. Первая попытка убить их была неудачной. Потом они вырезали целую семью, а потом их все-таки всех перебили.

Все это растянуто на 412 страниц (в моем варианте) именно за счет описания того, как мальчик долго отскребал от себя остатки чужой плоти, как он боится идти в подвал (в надцатый раз описывается, кто там висит разделанный и что там на полках) и т. д., и т. п.

Естественно начинаешь пропускать, пытаясь уловить суть.

Кроме того не понравилась неуклюжая попытка сделать из Доктора жертву.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он явно стал причиной гибели целой семьи, но никакой вины при этом не испытывал, поскольку он же просто ошибся! И плевать, что даже мальчик (!) заранее предвидел, что он ошибется, и предупреждал, что надо предпринять какие-то меры. Естественно, при таком раскладе единственным способом обелить и Доктора, и его отца было показать Джека Потрошителя. Да, на их фоне первые двое очень даже ангелами сделались.

Абсолютно непонятно, откуда в ребенке такая привязанность к Доктору. За всю книгу он разве что один разок проявил беспокойство и заботу о нем, а больше все-таки постоянно ставил его жизнь под угрозу, с упорством достойным садиста: «Он будет здесь и точка. Он мой ассистент!» Слова Уилла: «Он все, что у меня есть», звучат как-то неубедительно. Пожалуй, добрый полицейский Роберт и ему мог бы найти семью получше.

В книге я не почувствовала никакой исторической атмосферы или атмосферы ужаса. Саспенса как раз нет вообще. Не замирает сердце от блужданий героев по темным лабиринтам. Все, что произойдет, автор расписывает заранее: этот умрет, а этот выживет. Если, конечно, у автора была цель вызвать омерзение, тогда да, ему это удалось.

В целом книгу можно порекомендовать исключительно любителям подробных описаний разорванных тел, без особых сюжетных и характерных изысков.

Оценка: 4
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то, наконец-то в разделе подростковой фантастики появился самый настоящий хоррор. Нет, конечно, были до этого книжки Стайна и прочие детские страшилки-ужастики. Были и мрачные произведения вроде «Книги потерянных вещей» Коннолли. Но это все больше к обычным сказкам относится, да и не так уж они и пугают на самом деле. Меня, по крайней мере, точно бы не устрашили. Конечно, можно было читать Стивена Кинга или Дина Кунца, как делал это я в далеком детстве, но это все-таки произведения для взрослых. Читать бесспорно можно, но совсем не то удовольствие. Эх, вышел бы этот роман Янси лет так с пятнадцать назад…

Вдвойне приятно мне было взять в руки эту книгу по той причине, что автор выбрал временем действия конец девятнадцатого века, пожалуй, мой самый любимый исторический период. Соответственно, отчасти написано под стать хоррорным, если их так можно назвать, произведениям того времени. Так сказать, небольшая стилизация под готику. Это тоже для меня очень приятно, люблю такие неспешные, неторопливые истории. Янси, как это было принято, играет в достоверность: мол, все ниже рассказанное не выдумка, а действительно существующие дневники-воспоминания реально жившего человека, которые случайным образом попали к нему, Рику Янси. Верить или нет, считать автора этих записей сумасшедшим или все это действительно произошло сто с лишним лет назад – решать читателю. Янси склоняется к последнему варианту, однако, когда читаешь некоторые эпизоды, так и хочется возразить этому авторскому мнению – уж очень убедительно и со знанием своего дела написано.

Главный герой и рассказчик у нас двенадцатилетний Уилл Генри, сирота. Родители его не так давно погибли в страшном пожаре, и мальчишку взял к себе в помощники доктор философии Пеллинор Уортроп. Весьма эксцентричный человек, выбравший себе не менее эксцентричную профессию. Доктор философии Уолтроп только лишь для любопытных соседей, а на самом деле он монстролог – человек, который изучает монстров. В этом романе Уортроп и Уилл Генри столкнутся с антропофагами, существами, похожими на безголовых людей. На плечах – глаза, на груди – страшный зубастый рот. Местом обитания принято считать Африку, но нежданно-негаданно эти монстры вдруг оказываются в Новой Англии на кладбище городка, в котором живут Уортроп и Уилл Генри. Уничтожить этих существ, разгадать тайну их появления, а заодно и некоторые загадки из прошлой жизни доктора-монстролога – вот, что предстоит героям этой книги.

Описание антропофагов, несомненно, одна из самых сильных сторон книги. И самых жутких. Дотошно и скрупулезно доктор Уортроп проводит вскрытие первого попавшегося в его руки экземпляра, не щадя чувства ни своего малолетнего помощника, ни читателя. А Рик Янси создает интересную мифологию о природе этих монстров, привычках, поведении, образе жизни. Вот поэтому все рассуждения в начале и конце книги о том, что дневники, которые мы читаем, всего лишь выдумка старого человека, звучат малоубедительно. Некоторые моменты «Ученика монстролога», да, неплохо бы смотрелись в произведении кого-нибудь из признанных классиков взрослого хоррора, вроде Баркера или Лаймона. Стилизация под готический роман делает эти моменты и всю книгу еще интереснее. Еще лучше то, что Янси не останавливается только на описании физиологических подробностей, но и очень удачно создает сцены ужаса психологического: с давящей на нервы атмосферой, со страхом перед затаившемся в темноте Злом, с предощущением, что сейчас произойдет что-то очень-очень нехорошее. Финальные страницы, на которых Уилл Генри оказывается в одиночестве в подземных туннелях вместе с антропофагами – это блистательно.

Впрочем, что будут значить все самые чудовищные ужасы, если книга просто плохо написана, персонажи – «дурилки картонные», а автор не может связать и двух слов? Ничего. Вот будь, скажем, тот же образ Уилла Генри набором клише, более чем сомнительно, что «Ученика монстролога» было бы так интересно читать. Антропофаги – антропофагами, но есть ведь и обычные люди. У Янси все очень ладно подобрано, подогнано друг к дружке. Тут еще можно долго поспорить, что у него получилось лучше: жуткий рассказ-воспоминание Уилла Генри о смерти родителей и болезни отца или обычное рассуждение этого мальчишки о своем воспитателе.

Что-то в романе может показаться несколько банальным, как например, тема ответственности ученого за свою работу – постоянно с ней встречаешься в разных произведениях. Человек, как самый страшный монстр – тоже знакомо. Отношения между Уортропом и Уиллом, тема отцов и детей – на порядок интереснее.

Пеллинор не случайно взял к себе на работу Уилла. Отец мальчика долгое время работал на доктора и буквально боготворил его, из-за чего на семью и родного сына оставались лишь крохи свободного времени. Отец Уортропа тоже был с головой погружен с вою работу, и «доктору философии», так же, как и его малолетнему помощнику, очень редко выпадала возможность просто поговорить со своим родителем. В какой-то мере, Уортроп такой же сирота, как и Уилл. Из-за своей работы – одинокий, скрытый, замкнутый. Увлеченный, может без сна целые дни провести за работой. В такие моменты окружающее для Пеллинора перестает существовать, будь только Уилл рядом, чтобы подать нужный инструмент, и доктор очень удивляется, когда изможденный ребенок готов чуть ли не упасть в обморок. Уиллу бесспорно очень тяжело, он уже размышляет над тем, чтобы уйти из дома Уортропа, но… «Но остаться без него – вот что невозможно было себе представить», — думает мальчик. «Его услуги мне необходимы», — говорит Уортроп. Интересный союз двух таких разных и по возрасту, и по характеру, но в тоже время и удивительно схожих людей; и кто кого опекает: Уортроп мальчишку или Уилл монстролога – вот вопрос.

Безголовых антропофагов можно заменить на мантикор, вендиго или каких-нибудь циклопов – «Ученик монстролога» в сущности от этого ничего не потеряет, а вот без Уортропа и Уилла – это была бы совсем другая книга.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть такая профессия — охотник на нечисть. Появилась она довольно давно и в древние времена ее совмещали со своей повседневной жизнью герои типа Геракла и Ильи Муромца. В то время это даже скорее было образом жизни. Однако в XIX веке профессия начинает приобретать свои очертания благодаря действиям Абрахама Ван Хельсинга, который убедительно доказывает, что «знание — сила» и обычный человек в состоянии сразить порождения Тьмы, если знает как. С тех пор мало что изменилось в плане образа действий охотников и много что по части проработки материала. К настоящему моменту мы видели охотников за нечистью, которые сами отчасти/полностью не люди, охотников, избранных для этого дела высшими силами, просто крутых мужиков, которые в состоянии забороть любого клыкастого недруга. Что же до знаний о монстрах, то обычно они получаются по ходу дела благодаря интернету и иногда библиотеке (Метод братьев Винчестеров). Однако жив и научный подход к проблеме чудовищ, т.к. существуют монстрологи.

Монстрологи — это люди, для которых уничтожение монстров отходит на второй план перед желанием и обязанностью изучить существо тщательно, провести исследование, понаблюдать за повадками и т.д. Профессия не самая безопасная, но кто-то же ее выполнять должен, чтоб все человечество спало спокойно. Рик Янси мог пойти по простому пути и написать нечто среднее между «Сверхъестественным» и «Ведьмаком», с упором на экшн и привычных всех чудовищ, но вместо этого он поступил гораздо интереснее.

Уилл Генри — 12-летний сирота. А еще он ученик монстролога, что подразумевает далеко не сахарную жизнь. Однако все резко ухудшается, когда к учителю Уилла Генри приносят мертвого антропофага... Главным образом книга привлекает именно местным бестиарием. Это вам не унылая шантрапа типа упырей, тут перед нами жуткое нечто с телом человека без головы, но с акульей пастью на животе и глазами на плечах. Создание это стайное, вся стая нападает яростно, как стихийное бедствие, и уйти от них живым чрезвычайно сложно. Стоит ли упоминать, что антропофаги — людоеды? Вот и получился добротный ужастик с не только столкновением с чудовищами, но и с загадками прошлого и даже, в какой-то степени, элементами романа взросления. Бонусом идет небольшая литературная игра с использованием приема нахождения псевдодокументальных дневников и камео известных персонажей под прикрытием.

Я рекомендую данное произведение всем любителям литературы жанра хоррор и тем, кто не против следить за жуткими приключениями 12-летнего мальчика.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В последнее время наблюдается тенденция взросления детской и подростковой литературы. В какой-то мере в этом есть плюсы: детство и особенно переходный возраст – это не только счастливая и беззаботная пора, когда ребенок может наслаждаться жизнью, лишенной проблем взрослых, но и множество трудностей, и сложных задачек, непонятных людям старшего возраста. Дети и подростки воспринимают мир более просто и наивно, но это вовсе не означает, что они смотрят на него сквозь розовые очки. Поэтому понять писателей, ставящих перед своим несовершеннолетними героями трудные, порой невыполнимые задачи, несложно. Они лишь отражают в полной мере этот неспокойный период в жизни человека. Но тяжелые жизненные ситуации и откровенное издевательство над героем – вещи разные. И чем ближе автор подходит к границе между ними, тем тяжелее ему не сорваться во тьму беспросветной садистской прозы.

Именно поэтому я не хочу рассматривать роман «Ученик монстролога» писателя Рика Янси как подростковый. У меня просто не получается понять, почему для своего черного хоррора автору понадобилось делать главным героем малолетнего сироту, чей детский разум просто не способен усвоить все те ужасы, что происходят вокруг него. Тут не каждый взрослый-то в своем уме останется после нападения десятка другого антпропофагов, не то что двенадцатилетний мальчик. Именно этот момент я так и не смог принять – возраст главного героя. В остальном «Ученик монстролога» – восхитительная камерная хоррор-история, пробирающая до мозга костей. В некоторых местах становится так страшно, что хочется бросить книгу в сторону и добить ее тапком, лишь бы больше не представлять себе тех картин, что подбрасывает нам автор-садист. Секрет столь сильного эффекта, как мне кажется, именно в камерности истории. По сути, все действие романа разворачивается в трех локациях – дом учителя-монстролога, кладбище и тоннели под кладбищем. Изредка герои наведываются в другие места, наподобие психбольницы или дома, разгромленного антропофагами, но визиты эти кратковременны и служат лишь для создания нужного сюжетного фона. И как раз ощущение замкнутого пространства, из которого невозможно сбежать, и предчувствие, что монстры вот-вот ворвутся в твой уютный мирок, и заставляют сердце стучать, как ошалелое, а ладошки – потеть. Рик Янси, пожалуй, один из лучших продолжателей дела господина Эдгара Алана По, чье искусство и по сей день заставляет вздрагивать читателей от карканья ворона и непонятных звуков из подвала. Именно за это давно забытое чувство я готов петь автору дифирамбы и аплодировать стоя, пока руки не отнимутся.

В остальном книга не преподносит никаких сюрпризов, но остается вполне крепким романом. Все герои очень странные, что по задумке автора должно придавать им харизмы. Но, к сожалению, для меня они так и остались просто сумасшедшими, чей разум исковеркала тяга к монстрологии. Сюжет держит в напряжении, но каких-то неожиданных поворотов и раскрытия больших секретов ожидать не стоит, книга ведь все-таки не про это. Очень понравилась проработка извечной проблемы взаимоотношения поколений: линия доктора Уортропа и его отца, пожалуй, удалась даже лучше, чем линия главного героя и доктора. Но, повторюсь, все маленькие недостатки с лихвой компенсируются великолепной атмосферой, так что мои претензии – не более чем брюзжание избалованного перфекциониста.

Рик Янси часто балансирует на грани дозволенного, он слишком вольно обращается со своими героями, заставляя их подчас проходить такие испытания, что кажется, будто он их ненавидит. Но при этом он умудряется рассказать одну из самых захватывающих и пугающих историй за последние несколько лет, сделав лишь одно фантдопущение – монстры среди нас. «Ученик монстролога» – это пир страха и гимн ужасу, «Ученик монстролога» – это настоящая хоррор-история, которая способна добраться до маленького трусишки, что живет глубоко внутри даже самого храброго читателя. «Ученик монстролога» – это отличный способ пощекотать себе нервы, сидя в кресле под теплым пледом.

Очень надеюсь на продолжение.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В конце 19-го века в небольшом провинциальном городе в Новой Англии жил да был монстролог со своим 12-летним учеником. У монстролога довольно необычная профессия — он изучает монстров и делится добытыми знаниями со своими коллегами из других местностей. Конкретно в этой книге Пеллинору Уортропу и парнишке Уиллу Генри предстоит встретиться лицом к лицу с антропофагами — тварями-людоедами, у которых нет головы, глаза расположены на плечах, рот на животе, а мозг спрятан между ртом и гениталиями. В общем, жуть неописуемая. Да что описывать этого монстра — достаточно взглянуть на обложку книги, на которой талантливый Половцев изобразил этого самого антропофага во всей красе. Страшно? Да как-то так...

Вот именно, что как-то так.

Книга подается в виде дневника малолетнего ученика монстролога — Уилла Генри. Эти сокровенные записи случайно попадают якобы самому автору, Рику Янси, в руки. Интересная находка. Она во многом оправдывает прямолинейное описание сюжета. Если бы писал сам Рик Янси, то конечно же бы прятал в романе секреты, шокировал роялями в кустах. Но теперь все можно скинуть на Уилла, который не собирался никого шокировать, ибо сам был в шоке от того, с чем ему предстояло столкнуться. В «Ученике Монстролога» я не нашел никаких неожиданных поворотов. Янси пишет очень осторожно, предупреждая, что возможно скоро кто-то погибнет. И он погибает. Возможно кто-то выпрыгнет из-за угла — и кто-то выпрыгивает. Почему так?

Перед покупкой книги я сомневался — янг эдалт это, как гласит аннотация к книге, или же хоррор 18+, как утверждают некоторые фантлабовцы. После прочтения у меня не было никаких сомнений. Это, конечно же, янг эдалт, но с расчлененкой. Именно сцены с фонтанами крови, ломающимися костями, гниющими конечностями и прочим гором путают читателя при определении возрастной категории. Убери расчлененку и останется махровый янг эдалт про парнишку с трудным детством и помешанного на работе профессора.

Даже не знаю, чем может напугать «Ученика Монстролога», но уж точно не тварями с глазами на плечах. Основной посыл книги Янси неоднократно повторяет — люди страшнее монстров. Монстры едят людей, потому что от природы такие. А у людей природа вроде другая, но результат примерно один и тот же. Возможно, для подростков, которые еще готовятся к знакомству с суровым взрослым миром, это окажется страшной раскрытой правдой. Для взрослого же это давно не секрет.

Меня фонтанами крови напугать сложно. Единственный момент, от которого меня немножко передернуло — заполнившийся первосортным гноем рот ГГ. Вот уж действительно мало приятная сцена.

Балл книге набросил за харизматичных героев. Тут у Янси все получилось отлично. За ними интересно наблюдать. Хорошо получилось передать атмосферу конца 19-го века. И если бы по книге сняли фильм, то он бы получился жутковатым, в хорошем смысле этого слова. Но книга не пугает. Совсем не пугает. Разве что детей пострашить...

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман производит впечатление весьма добротного, профессионально сделанного. Это, безусловно, очень качественная развлекательная литература. Временами даже возникает ощущение, что автору буквально чуть-чуть не хватило, чтобы книга получилась чем-то большим, чем хорошее чтиво на один раз. Уж не знаю, не хватило чего именно: таланта, мастерства или просто желания. Вполне может статься, что ваяние нетленки изначально не входило в планы господина Янси. Тем не менее, автор успешно продемонстрировал, что даже из совершенно безыскусного сюжета («Ученик монстролога» — очень простой квест с совершенно линейным развитием событий) можно выжать весьма многое, за что и заслуживает похвал.

Мне показалась довольно оригинальной природа противостоящего героям противника — фантастического, но совершенно не сверхъестественного. Может быть, это из-за моего плохого знакомства с конкретно данным поджанром, но ранее мне подобное не встречалось, и в общем понравилось. Надо сказать, у автора хорошая фантазия, при этом он не лишен чувства меры — это редкое сочетание.

Доктор Уортроп изображен в лучших традициях популярной литературы 19 столетия — крупными мазками и яркими красками. При чтении вспоминается и Паганель, и профессор Челленджер, и даже сам мистер Шерлок Холмс. Не в том плане, что Уортроп им тождественен, но в том, что выстроены образы по одному канону — эксцентричность и преданность делу плюс еще одна негативная черта. У Паганеля это была патологическая рассеянность, у Челленджера — взрывы ярости, у Уортропа — фатальная неспособность к обычной человеческой коммуникации. Есть у него даже своя маленькая слабость, гораздо более безобидная, нежели трубка и кокаин — ватрушки. Будь «Монстролог» написан лет сто пятьдесят назад его герою почти наверняка нашлось бы место на литературном Олимпе, но, увы, времена изменились и пристрастия почтеннейшей публики тоже.

Надо сказать, что несмотря на многочисленные рассуждения героя-рассказчика, о том, что не все так однозначно, доктор все же неприязни у читателя не вызывает. Возможно, это авторская неудача, но может быть так и было задумано. Наибольшее же отвращение лично у меня вызвал шериф. Может быть, и это субъективно.

Логика поступков персонажей временами дает сбои. Например, финальные убийства, совершаемые Шмидтом, представляются мне мало соответствующими его характеру, как он был описан автором. Есть и еще три-четыре аналогичные заметные нестыковки, которые в целом общего приятного впечатления от чтения не снижают.

Кровавых сцен в романе достаточно, но по нынешним временам они не выглядят ни слишком натуралистичными, ни шокирующими. Для меня это скорее плюс — я не слишком большой поклонник «мяса». Зато кинематографичность некоторых эпизодов зашкаливает — автор будто сценарий писал. Заложенные в подтекст романа мысли о хрупкости и ненадежности человеческого бытия не слишком оригинальны, но раздражения не вызывают и даже создают впечатление некоторой философичности повествования. Вот, пожалуй, и все.

Ах да, закрыв первую книгу, я даже испытал некоторое желание начать читать следующую. Не то, чтобы очень острое, но все же... Значит, автор сумел меня заинтриговать. А это уже много.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная стилизация под приключенческие романы конца 19 века, написанные для тинейджеров того времени. Правда, я в классификаторе поставила «только для взрослых», ибо, на мой взгляд, для ровесников главного героя здесь слишком много кровавых подробностей. Правда, для любителей страшилок любого возраста это самое то что надо (не шокирующий Стивен Кинг). Даже завязка типичная для романистов позапрошлого века − к писателю попадает рукопись, в которой от первого лица излагаются невероятные, но достоверные приключения.

Вы читали Геродота? Если нет, то не беда − все нужные цитаты вынесены в эпиграфы. Итак, сей досточтимый древнегреческий ученый, и не только он, описывает племя антропофагов − жестоких безголовых людоедов. Подобные существа могли быть только порождениями больного воображения. Но вот, оказывается, нет. Антропофаги − не мифические персонажи, а вполне реальные представители отряда приматов, обитающие, правда, не к северу от Скифии, как считал Геродот, а в Африке. Поскольку конец 19 века − просвещенная эпоха, расцвет естественных наук, то есть и ученые-монстрологи, изучающие самых жутких представителей животного мира. Главный герой, 12-летний мальчик Уилл Генри как раз работает ассистентом у монстролога.

Случайно (или не совсем случайно) целая популяция антропофагов обнаружилась близ городка, в котором жили монстролог и его ученик. Дальнейшие события в общих чертах можно представить без особого труда, достаточно додумать кровавые подробности. Мистики в романе нет ни на грамм, альтернативная биология не перестает быть наукой. Кроме допущения существования монстров − ничего сверхъестественного.

Книга не превращается в банальный хоррор-боевик благодаря персонажам. Автору удалось их сделать живыми. Ученый-монстролог − увлеченный наукой, способный заниматься любимым делом без сна и еды и не ведая страха перед объектами своих исследований. Да, он черств, он не заботится о сироте, попавшем под его попечение. Но у него у самого было трудное детство. Уилл Генри становится для своего покровителем всем − нянькой, слугой, учеником. У мальчика на этом свете больше никого нет, равно как и у его воспитателя. Образ Уилла Генри − большая удача романа. Рано повзрослевший, не по годам мудрый, но вместе с тем совсем еще ребенок, которому так остро не хватает родителей. Ну и, как водится, среди персонажей-людей в книге появляются представители рода человеческого, которых смело можно назвать монстрами по их моральным качествам.

Роман читается легко, безусловно очень добротная вещь. Удалась и стилизация под позапрошлый век, и вместе с тем в книгу внесено нечто, удерживающее интерес современного читателя.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я как-то сразу, едва «Ученик…» попался мне на глаза, почувствовала, что книга эта – моя. Сама гадаю, в чем же дело: не в обложке, не в аннотации, не в рецензиях и не в жанрах, но, пожалуй, из-за всего этого вместе.

Первое, что бросилось мне в глаза по прочтении: книга кажется очень выверенной. Ружья аккуратно развешаны над своими каминами, чтобы в нужный момент они могли выстрелить. Вот возраст героя, который упоминается в начале книге – и в свое время автор объяснит, в чем же тайна этого феномена, вот шапочка, на которую так много внимания обращает Уилл Генри, она теряется и вроде бы читатель уже успевает забыть, потому что кажется, что шапочка свою роль сыграла – отразила отношения между мальчиком и его «опекуном» (в кавычках, потому что отношения между Доктором и сиротой Уиллом трудно описать этим словом), но нет! В нужный момент шапочка именно «выстреливает» – её обнаружение становится важным сюжетным ходом. И так со многими деталями и событиями. Быть может, это я уделяю слишком много внимания мелочам, но мне безумно импонирует, когда автор подкидывает тайну, загадку, оставляет вопрос и не спешит разгадать, ответить на него на следующей странице. В таком отношении чувствуется продуманность, тщательный подход к своему детищу. На мой взгляд, в книге нет ничего лишнего: автору удается раскрыть отношения и характеры, однако делает он это таким образом, что это так же продвигает и сюжет; в романе есть место морально-этическим размышлениям и вопросам, но мне они не показались лишними или отвлекающими, напротив, все они органично связаны с творящимися вокруг событиями.

Сказать по правде, после прочтения в голову приходили ассоциации две ассоциации: с «Франкенштейном» Мери Шелли и с одним небезызвестном сыщиком, придуманным Конан Дойлом. Собственно в этом нет ничего удивительного, особенно в сравнении с творением Мери Шелли: книга написана в духе английского фантастического романа XIX-го века (к тому же монстры, евгеника, сам персонаж… сами понимаете).

А вот что касается сравнения с Шерлоком Холмсом, тут все гораздо интересней.

С одной стороны, с моей точки зрения, оба произведения роднит «подача» главного героя. Уж простите, но я никак не могу считать им Уилла Генри. Как по мне, он – это те самые «глаза», которыми мы наблюдаем за настоящим главным героем, гением не от мира сего. Уилла Генри вообще многое роднит с Джоном Ватсоном. Он настолько же незаменим для своего гения, насколько Ватсон для Холмса, он так же привязан и зачарован удивительным с человеком, рядом с которым оказался по воле судьбы и во многом выполняет те же «функции» «зрителя-ценителя для гения». Для меня Уилл – этакий Ватсон с поправкой на возраст; будучи еще совсем ребенком – едва ли уже юношей – Доктор Уортроп для него не столько друг, а наставник, учитель и даже немного идол (и кстати, в ходе романа именно это восприятие Уилла начнет разрушаться).

А знаете что самое любопытное? Сам Пеллинор Уортроп очень напоминал мне Шерлока, но вовсе не оригинального, а таким, каким он воплотился в сериале BBC (мне кажется, он даже внешне должен был бы быть похож на Бенедикта Камбербэтча в роли Шерлока). Та же слегка шокирующая «сумашедшинка», та же честолюбивая гениальность, то же неумение общаться с людьми граничащее с социопатией, и та же болезненная необходимость в своем компаньоне, которые видишь в сериале.

И возвращаясь к сюжету: тот не только связан непосредственно с личностью Доктора Уортропа, с развитием сюжета главный герой будто рассматривается с разных сторон и постепенно к концу книги видится уже совершенно иначе, чем в начале романа.

По началу роман выглядит даже несколько камерным. Уединенный богатый дом, мальчик сирота и его учитель-монстролог, странный гений, необычный и даже эксцентричный человек. Отстраненный, держащий дистанцию, неспособный, казалось бы, на человеческие чувства. Да, такой человек вызывает восхищение, но с каким-то оттенком ужаса и мало кто может захотеть оказаться с ним рядом. Это еще только начало романа, вместе с тем начало взаимоотношений мальчика-сироты и человека, фактически ставшего его опекуном – Уилл сосем недавно лишился родителей в страшном пожаре. Мы видим героя, каким его видит двенадцатилетний Уилл Генри, а тот воспринимает Доктора таким, каким Уортроп хочет выглядеть и как воспринимает себя сам. (Впрочем, если призадуматься, на самом деле мы видим глазами современного писателя, который читает мемуары сумасшедшего, с его точки зрения, нищего, который смотрит на события давно минувших дней глазами себя двенадцатилетнего… любопытно, правда?).

Однако с развитием романа этот образ тускнеет и постепенно герой становится более понятным и более человечным. Вероятно, он и сам меняется в ходе романа, потому что как по мне к концу действия это уже не совсем тот же человек, которого видишь в завязке. Выясняется, что Доктор не безупречен, его предположения могут быть ошибочны – но это только первые трещинки на поверхности созданного образа. В письмах, написанном Доктором, когда он был примерно в том же возрасте, что и Уилл Генри, Пеллинор предстает вполне обычным ребенком, ищущим любви и одобрения у безразличного к нему отца: и отношения Доктора и ученика становятся чуточку понятнее. Тема отцов и детей, к слову, раскрывается здесь аж на трех примерах: отношения Уортропов – старшего и младшего, отношения Уилла и его отца и отношения Уилла и Пелинора. Последние хоть и не являются отношениями отца и сына в полном смысле этого слова, но каждый, и Доктор, и его ученик, вносят в них что-то от своих отношений с собственным родителем.

Что касается самого сюжета, аннотация довольно точно описывает завязку. События в романе подаются так, что поначалу не сразу представляешь масштаб происходящего. Пара-тройка монстров оказывается стаей в тридцать «голов»(последние у антропофагов как раз отсутствуют), то, что выглядит случайным совпадением, в итоге оказывается тайной, связанной с грехами родителя, а к концу романа то, что должно было стать небольшой охотой с участием двух взрослых и ребенка превращается в небольшую бойню между вооруженным отрядом людей и монстров.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Это – тайны, которые я хранил. Это – доверие, которое я ни разу не обманул. Но теперь он мертв, и мертв уже более сорока лет – тот, кто оказал мне доверие, тот, ради кого я хранил эти тайны. Тот, кто спас меня…и тот, кто обрек меня на великие мучения.»

Англия, девятнадцатый век, 1888 год.

Это было замечательное путешествие, в мрачный мир, где за каждым углом могут скрываться монстры, алчущие крови. Книга будоражит воображение, и честно признаться, для людей ранимых и впечатлительных, она может оказаться шоком. Уж очень много здесь подробностей, неприятных и мерзких, но для меня это оказалось плюсом, придало реалистичности повествованию. Здесь мерзости не завуалированы, а показаны так, как есть. Это — жутко, местами неприятно и…честно. Так что дабы закалить свои нервы, перед прочтением Монстролога, рекомендую посетить морг, ну или прогуляться в полнолуние по кладбищу.

Главный герой – Уилл Генри, мальчик, который в свои 12 пережил столько тягостей, которые не выпадают взрослому человеку за всю жизнь. С самого начала ты проникаешься симпатией к этому умному, и не по годам смелому персонажу. Он – ученик монстролога, ассистент Пеллинора Уортропа, человека, в котором гениальность и сумасшествие сочетаются наравне. Он находится во власти своих демонов.

Уилл испытывает к нему противоречивые чувства. Это внутренний конфликт, и тем интереснее читать, когда ученик не предан безответно своему учителю, а часто ставит под сомнения те или иные его действия и поступки. Стоит отметить, что он любит своего учителя, так же сильно, как и ненавидит. В этом внутреннем конфликте намешано много чего – это и не желание предать дело отца, и чувство благодарности, и разочарование. Хоть они и живут под одной крыше, мальчик часто чувствует себя одиноки – «Нет одиночества более сильного, чем рядом с человеком, который не видит тебя в упор, занятый собственными делами.» Стоит отметить, что у Рика Янси нет картонных персонажей, он сумел оживить своих героев, наделить их характерами, чувствами, мыслями. Это подкупает, герои не просто совершают действия, эти поступки обусловлены определенными устремлениями.

Манера написания очень реалистичная, от первого лица, и ты словно сам находишься там, чувствуешь запах смерти, ощущаешь на лице капельки дождя, чувствуешь под ногами брусчатку.

В книге показывается истинная природа человека, и то, на что он готов пойти ради достижения своей цели, какой бы абсурдной она не была. Мы сами придумываем себе правила, и глупо считаем, что они должны соблюдаться всеми остальными.

«Возможно, это наша судьба, проклятие человечества, — никогда не знать и не понимать друг друга. Мы создаем свое мнение о другом человеке, основываясь на его словах и поступках, и получается хрупкая конструкция, почти мираж, существующий только в нашем сознании. Это – словно храм античным богам, в котором сами боги никогда не жили. Мы понимаем, мы чувствуем структуру, мы любим его – наше собственное произведение. И в то же время…разве нашу любовь можно считать ненастоящей, если она направлена не на настоящего человека – не на того, кем он является на самом деле?»

Так же в наличии множество рассуждений на тему человеческой морали, нравственности...самой человечности.

«Есть вопрос, который не дает мне покоя до сих пор и будет мучить всегда, покуда я не присоединюсь, наконец, к своим родителям. Если бы монстролог знал, что за ужасы ждут нас не только той ночью на кладбище, но и в последующие дни, стал бы он так же настаивать на моем участии? Потребовал бы он в таком случае или нет, чтобы ребенок погрузился столь глубоко в колодец человеческих страданий и жертв – буквально в море крови? И если бы ответом на этот вопрос было «Да», тогда можно было бы утверждать, что есть на свете чудовища пострашнее Антропофагов? Чудовища, которые, с улыбкой гладя по голове и успокаивая, готовы принести в жертву ребенка, положив его на алтарь своего собственного честолюбия и гордыни.»

Финал не разочаровал, и собственно говоря, сама история, закончилась, я бы не сказал что финал такой уж открытый. Но благо продолжение есть, и мирно покоится на полке, ожидая своего часа.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ни в коем разе не подростковое фэнтези. На самом деле «Ученик монстролога» — натуральный слэшер с растерзанными трупами, оторванными конечностями и кишками на потолке. Написано настолько правдоподобно и магнетически-притягательно, что фильмы о Пиле и замечательное виа «Труп каннибала» нервно курят в сторонке. Динамичное, но вместе с тем компактное развитие сюжета, без лишней беготни и длиннот. Паузы между появлениями монстров заполнены просто великолепно. Воспоминания Доктора и Уилла позволяют не теряя темпа и атмосферы показать и объяснить характеры героев. А сцена в психиатрической лечебнице шокирует пожалуй даже больше самых жутких эпизодов резни.

Главные герои очень хороши. Оба со своими тараканами в голове, оба немого не от мира сего. Видимо, поэтому так здорово подходят друг к другу. Охотник на антропофагов Кернс, напротив, как-то простоват. Типичный циник-мизантроп, отношение к этому персонажу практически не меняется в ходе повествования в отличие от Дока. Возможно, введён для того, чтобы ярче показать — Док на самом деле противоречивая личность со своими коплексами и патологиями, но не мерзавец. То есть для контраста, если вкратце. Автор сразу прямым текстом сообщает, что Кернс — монстр пострашнее тех, на которых охотится. Второстепенные герои в общем-то любопытны, проработаны ровно настолько, насколько на них задерживается внимание читателя. В общем без сюрпризов: кладбищенский сторож, констебль, набожный юноша, старый пройдоха. Всё в рамках ролей, но складно и без фальши.

При всей кажущейся фантастичности очень убедительно. Всему научное объяснение, никакой мистики и чертовщины. Криптозоологическое построение с антропофагами исполнено безупречно. По тексту разбросано множество деталей и зацепок, работающих на общее впечатление и достоверность. Больше внимания уделено только нагнетанию атмосферы ужаса и давлению на психику читателя. Захваченный тварями корабль, копашашиеся в гноящейся ране личинки, корчащиеся в огне выродки, язвы и черви, оторванные конечности и расколотые черепа. Всё это — глазами ребёнка. Если привыкли визуализировать текст в голове — лучше не в этот раз.

Единственное, что не понравилось — слишком много морально-этических разглагольствований. Непогрешима ли наука, допустимо ли страдание, каковы границы самопожертвования. Зачем-то даже рассуждения о сущности эвтаназии — (само)убийство ли? Диссонирует с общей тематикой безумного мяса и угара во мраке кутежа и ада. Можно возразить, что это нужно для лучшего понимания личности Доктора. Но история его отношений с покойным отцом и поведение в кризисных ситуациях показательней. Особенно последнее. Хочешь узнать человека — дай ему винчестер, поставь нос к носу с восьмифутовой плотоядной тварью и посмотри, что будет.

В результате имеем отличнейший слэшер, жестокий и кровавый. Вообще, для любителей агрессивного и динамичного нехичкоковского хоррора книга обязательна к прочтению. Остальным аккуратней, Янси миндальничать не намерен, так что готовьтесь к резне.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящий роман ужасов, разве что слово «блеск» применимо к нему ровно в той же степени, как сверкает хирургическая сталь, покрытая кровью и мозгами.

Приключение высокой пробы.

Экшен уровня мастера.

Детали рельефны до осязаемости.

Легкие неловкости в области гранат и антибиотиков.

Классические места, где прячутся монстры: в подвале, на кладбище, под кроватью, в викторианском дурдоме, среди африканских джунглей и в сердце утратившего мораль, но обретшего безукоризненную логику охотника, человека.

Прочти я такую книгу лет в 14, не смог бы спать неделю.

Боюсь, слишком велик контраст между отменными приключениями и концентрированной плотскостью происходящего.

Гной здесь зовется гноем, и герой вынужден от него отплевываться.

Особый поклон за железную логичность происходящего и постоянные реверансы в сторону науки и монстро-реалистичности.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Случайно заинтересовавшись увиденным отзывом на роман Янси решил немедля прочитать.Как раз необходимо было что-то расслабляющее после Уоттса.В какой-то мере я расслабился,... но вот только после второй трети романа стали происходить такие сюжетные выпады, что ни о каком расслабиться не могло быть и речи.

В фантазии автору точно не откажешь- выдумать таких монстров ,что подобного я нигде ранее не видел.Особо хочется отметить язык автора — сочный и хлесткий — именно так я бы охарактеризовал его стиль письма.Начав читать просто невозможно остановиться(конечно если вам не чужда тема приключений и реалистичного хорорра с элементами расчлененки).Герои (а их всего двое) удались автору как нельзя лучше-Уилл Генри,ученик сирота,взятый на попечение и обучение Пеллинором Уортропом,мизантропом и фанатом своего дела,изучающего редкие виды существ по классификации проходящих как монстры(вот только подумав о том, что эта книга для тех кому от 10 и выше,(может из-за обложки , а может из-за детско(!)- юношеской премии)вы жестко ошибетесь, попав на первое же описание вскрытия тел доставленных Уортропу ночью расхитителем гробниц).Их тандем выглядит настолько естественно, что, надо отдать автору должное, веришь любым сценам с их участием.

Казалось бы легкий приключенческий хоррор постепенно перерастает в нечто большее, чем роман о буднях монстролога и его ученика, становясь местами то драмой о прошлой жизни Уилла и его взаимоотношениях с его учителем,то буквально борьбой за выживание в мрачных декорациях небольшого городка Новый Иерусалим.Превосходно.

P.S. Вначале пытался сравнивать стиль написания Янси и Маккаммона(его цикл о Мэтью Корбете)- очень похоже,но у Янси все намного мрачнее,в этом и отличие,а так прям бальзам на закостеневшие мысли.)

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, время действия -1888 год. Место действия — Новая Англия. 12-летнего мальчика Уилла Генри, после гибели его родителей, берет к себе в ассистенты странный и очень замкнутый доктор Пеллинор Уортроп. У доктора очень необычная и редкая специальность — он монстролог, изучает и при необходимости уничтожает различные виды монстров. Роман начинается, когда престарелый расхититель могил ночью приносит доктору ужасную находку: наполовину съеденный труп юной девушки в объятиях мертвого монстра. После осмотра становится понятно, что это один из Антропофагов, африканских чудовищ-людоедов. Теперь доктору Уортропу и Уиллу Генри предстоит найти и уничтожить остальные особи данного вида. Сюжет довольно прост, по схеме: появление монстров-предыстория-уничтожение, тем не менее роман захватывает буквально с первых страниц и оторваться нереально. Яркие, «живые» герои и прекрасно переданная атмосфера конца XIX века. Потрясающе реалистичные описания, например кошмарная лечебница для душевнобольных или блуждания в подземных тоннелях, в поисках оставшихся чудовищ словно встают перед глазами. Атмосферный, захватывающий хоррор, с растерзанными трупами, кишками на потолке и хрустом человеческих костей на клыках монстров. Сцены с монстрами получились действительно жутковатыми, но все-же наиболее гнетущее впечатление оставили клиника для душевнобольных и «монстр, охотящийся на других монстров» Джон Кернс. Воистину самый страшный монстр — это человек.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх