fantlab ru

Блейк Чарлтон «Чарослов»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.21
Оценок:
79
Моя оценка:
-

подробнее

Чарослов

Spellwright

Роман, год; цикл «Чарослов»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Далеко на Юге раскинулись башни Звездной крепости, где обучают самых могущественных магов на земле — Чарословов, способных ткать в своем теле руны-слова, превращающиеся во что угодно: в меч, в дом, в призрак. Согласно одному из древних пророчеств, юному магу суждено стать спасителем человечества, Зимородком, согласно другому — зловещим Буревестником, предателем на службе демонов.

Сирота Никодимус Марка внезапно оказывается в эпицентре смертельно опасных интриг, где каждому от него что-то нужно: магам, прибывшим из Триллинора, загадочной друидке и бесформенному существу, которое, кажется, вовсе не принадлежит к миру живых.

Так неужели он — легендарный Зимородок? Или — хуже того, Буревестник?

Входит в:

— цикл «Чарослов»


Номинации на премии:


номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2011 // Лучший дебют

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Чарослов
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Spellwright
2010 г.
(английский)
Spellwright
2010 г.
(английский)
Spellwright
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я очень часто слышу о том, что фэнтези сейчас пишут слишком обыденно и шаблонно. Мол, все это мы уже видели и читали. И как же приятно, когда какой-то новый автор находит что-то невиданное доселе, что и благополучно реализует в тексте. «Чарослов» может запросто заинтересовать любого любителя фэнтези, ведь эта книга рассказывает о магах-дислексиках.

Блейк Чарлтон страдает дислексией. Если бы не эта книга, я бы может так никогда и не узнал бы о том, что есть такое заболевание. Оно проявляется в том, что человеку трудно понять текст. Он его читает, видит буквы, но они перемешиваются, из-за чего человек не может до конца понять, что там написано. Приходится перечитывать абзац по несколько раз. Чтобы увидеть текст глазами дислексика, можете открыть вот эту ссылку — https://dyslexiarf.com/kak-vidyat-lyudi-s-disleksiej/.

В своем романе Чарлтон описывает трудовые будни магов из Звездной крепости, в которой можно научиться магии и чарам. Главный герой — сирота Никодимус Марка, которому 25 лет, он уже прошел курс молодого бойца в школе волшебников, но из-за дислексии он в лучшем случае может быть лишь помощником мага, ведь подвластны ему лишь самые простые заклинания, а более сложные он вечно путает.

К тому же система магии у Чарлтона тоже весьма необычная. В ней главенствует текст, который рождается в мышцах мага. То есть каким-то образом маг активирует группу определенных мышц, текст ползет по тканям, попадает в ладонь, а из нее уже появляется что-то физическое. Есть 2 вида основной магии, одна из которых основана на ментальности, а другая на физике. Про более древние и мощные языки пока вспоминать не будем...

Начинается все с убийства магистрессы Норы. Все это произошло накануне всех Высшего Совета магов, поэтому за дело берутся опытные следователи. Под подозрение попадает магистр Шеннон, который давно переругивался с Норой. И именно Шеннон руководит группой магов-дислексиков, которых выгнать жалко, а пользы от них как от инвалидов по зрению в ювелирном производстве.

И буквально сразу автор начинает «крутить» сюжет как мясо в мясорубке. Оказывается, среди магов ходит предание о том, что скоро грядет рождение спасителя мира Альциона, но по слухам в пару к нему должен объявится и антихрист Буревестник. Альцион будет помечен специальным знаком (нет, на лбу, не угадали), и похожий как раз есть у нашего Нико... Но он дислексик, который портит заклинания, путая буквы. Более того тот, кто убил Нору, судя по всему охотится и на того самого Альциона, который вполне может быть и Никодимусом.

И вроде с одной стороны получается жаркое повествование с приключениями и детективом, но с другой стороны чего-то роману не хватает. На мой взгляд, на идее магов с отклонениями прелести «Чарослова» и заканчиваются. Первые страниц 100 меня не покидало ощущение, что я читаю книгу про другого Гарри Поттера. И школа магов, и эпическое предсказание, и тайный знак на теле, и друг с подружкой (такие же недомаги, кстати). Но потом как-то это ощущение улетучилось, и остался просто осадок в привкусом подростковости. Несмотря на то, что Никодимусу 25 лет, мышление и поведение его на уровне 15-18-летнего мальчика, так что читай я этот роман лет 15 назад, может и был бы более восхищен им.

Другой странный момент — тот самый тайный убийца, который больше половины книги постоянно пытается уничтожить Никодимуса, но тот отбивается и убегает. Этого убийцы слишком много, тем более, что его поведение однотипно. «Где же этот парень? Ах вот он, хаха, сейчас я его убью, ну погоди!!!». И так несколько раз.

И ближе к концу появляются новые расы, новые народцы, новые тайны, новые злодеи... Это все как-то крутится на такой большой скорости, что кажется еще чуть-чуть и прочитанный текст вылезет наружу через рот.

В целом роман вроде неплохой, но довольно обычный. Естественно, зло оказалось закопано глубже, чем того ожидали главные герои и мы, читатели, поэтому с продолжением в виде двух новых романов мне еще предстоит. Но стоит признать, что Чарлтон — типичный молодой автор, который пока еще не научился красиво расписывать жизнь внутри Академии магов (создается впечатление, что кроме героев там больше никого нет), не умеет красиво обманывать (здесь зло — это зло, а добро — добро, и это сразу видно)... Роман читается быстро, но точно так же быстро и выветривается из головы. Можно читать, а можно и не читать. На любителя. В итоге 6,5/10.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман посредственный. Автор попытался создать оригинальную систему магии, но у него это не вышло. Магия, основанная на языках — это было бы интересно, но автор показал свою систему сумбурно и неубедительно, при этом воплощение этой магии традиционное — щиты, мечи, молнии. История и география мира написаны плохо, интрига тоже так себе. Всякие повороты сюжета и откровения в конце книги показались мне слишком искусственными. В общем, книга оставила равнодушным. Вторая будет прочитана, потому что уже куплена, но сожалений, что третью не издали, не никаких

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная книга из разряда «успех «Гарри Поттера» не дает покоя некоторым авторам». Впору загибать пальцы на схожестях «Чарослова» с «Поттерианой» или, вернее, набором клише, использованных в ней. Раз – магическое заведение, обучающее юных волшебников. Два – избранный герой, не такой как все остальные учащиеся (с тем отличием, что здесь он по другую сторону образовательного процесса). Три – у нашего героя имеется своя отметина, аналогичная молнии на лбу. Четыре – тематика пророчества и антипророчества, которым до поры до времени слепо следуют персонажи. Даже окружение «избранного» – и то схожее, с поправкой на старший возраст героев, начиная с соседей по комнате и заканчивая старцем-наставником. Но не надо думать, что этими сходствами все ограничивается. Напротив, они лишь подчеркивают, насколько непохожи сюжетные и магические составляющие романа на детище Роулинг. И хотя в местную систему магии я так и не смог до конца поверить, все эти заклинания на различных языках, слетающие с бицепсов, казались поначалу непонятной фигней, но ближе к середине я попривык к Чарословским аналогам волшебных палочек. Интересная система подготовки и составления заклинаний, любопытные применения «конструктов» – существ, созданных из слов и магических текстов, у которых имеются свои уровни восприятия, интересные персонажи и сущности за пределами магической академии (друиды, големы, даже богиня затесалась!). Да и сюжет подкидывает коленца, от которых можно понедоумевать. В общем, вышел не самый плохой Поттерианозаменитель, по крайней мере, в разы лучше «Волшебников» Гроссмана, вторую книгу определенно точно прочитаю уже в январе, а там видно будет, с какой долей нетерпения ждать окончания цикла.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дебютный роман американца Блэйка Чарлтона “Чарослов” был издан в 2010 году и стал первым в цикле из трёх книг, две из которых издала в 2016 году АСТ в серии “Мастера фэнтези”. У нас “Чарослов” получил противоречивые отзывы, но все читатели, как один, отметили необычную систему магии, основанную на лингвистике. Она то меня и заинтриговала. На сам роман я больших надежд не возлагал и правильно делал: даже самой оригинальной находке не под силу вытянуть произведение с серыми героями и слабым сюжетом. Но обо всем по порядку.

Итак, у нас имеется Звездная академия, в которой молодых чарословов, обучают чарописи — той самой лингвистической магии. Напрягая мышцы рук, чарословы творят руны, которые образуют предложения и абзацы – из них и состоят заклинания. Магических языков хватает: одни попроще, другими владеют лишь опытные чарословы. Выглядит чаропись вот так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
“Он напряг бицепс, создав несколько рун, и увидел, как сквозь кожу и мускулы пробиваются серебристые чары. Еще раз — и вот он уже объединил слова в предложение, а потом позволил ему мягко скатиться вниз по руке.

Резким взмахом запястья он выбросил в воздух простое заклятие, похожее на трепещущий завиток серебристого тумана. Протянув руку, Нико направил этот завиток к загривку обезьяны.

В чарах содержался приказ раскрыть магическую структуру конструкта: стоило им коснуться горгульи, как та заискрилась серебром. Левой рукой Нико начертал второе предложение и поместил его рядом с первым. Светящаяся трещина пролегла по всему телу горгульи до самого хвоста — и спина конструкта распахнулась посередине, словно двухдверный шкафчик.”

Аналогия с языками программирования напрашивается сама-собой. С помощью чарописи можно не только скастовать заклинание, но и создать, к примеру, конструкта, сознание коего формируют прописанные чарословом алгоритмы. Да и вообще, спектр использования чарописи довольно широк: от передачи сообщений через весь континент и до магических язв, от которых жертву натурально рвет словами.

В среде чарослов встречаются “дефектные” маги – какографы (от греческого kakos, что переводится как дурной (кто бы мог подумать?)). Этим ребятам чарописание даётся с трудом, а чужие заклинания они и вовсе коверкают. Одно прикосновение — и чаропись испорчена. Вот такая магическая дислексия. На этом моменте стоит упомянуть, что именно дислексию некогда поборол сам Чарлтон, и ею же он наделил протагониста “Чарослова”.

Никодимус Марка уродился какографом, и, как легко догадаться, его заветная мечта состоит в избавлении от недуга. Усложняет дело пророчество, согласно которому Нико то ли спаситель Альцион, то ли местный антихрист Буревестник. К началу романа Никодимуса не признали ни тем, ни другим, но мы то с вами знаем… Тем паче что и шрам есть: не молния, правда, но тоже сгодится. Если же отбросить проблемы с чарописанием, то окажется, что Нико откровенно скучный персонаж. Усредненный хороший парень, сирота (а как иначе?), двадцати пяти лет от роду. Последнее, впрочем, вызывает сомнения: уж слишком порывист и наивен бывает Никодимус.

Другое дело его наставник, чарослов Шеннон. Несмотря на почтенный возраст и слепоту, магистр сохранил энергию, честолюбие и острый ум. Он с легкостью водит оппонентов за нос – наблюдать за его манипуляциями и впрямь интересно. Мне долго казалось, что у Шеннона есть второе дно: уж слишком он хитрожопый для положительного героя.

Вот я и перечислил все плюсы романа: чаропись и магистр Шеннон. А дальше пойдут минусы.

Второстепенные герои вышли пресными и тусклыми. Про них и сказать то нечего. Не герои, а типажи. Амади – суровая стражница, друид Кайран – отважный телохранитель, какограф Девин – взбалмошная девица. Нет глубины. Да и с массовкой беда. Вокруг целая академия, но окромя двух магистров и кучки студентов, народу не видать, и это ощутимо портит общую атмосферу. Про антагонистов будет отдельно, но там все ещё хуже.

Признаю — первая половина “Чарослова” мне понравилась. Легкий слог (даже Ротфусс вспомнился), динамика, чаропись, которую автор красиво подал, Шеннон тащил харизмой, а Никодимус ещё не раздражал. Детективная интрига, опять же. Кстати, о зачине. В стенах академии объявился убийца в белом, открывший сезон охоты на какографов. Угадайте, кого он ищет? Правильно.

В общем, все было неплохо, покуда я не добрался до середины романа, и вот тут началось:

Автор вычёркивает Шеннона из ПоВов и фокусируется на мечущимся со своей какографией Никодимусе. Герой сбегает из академии и обучается древней, запретной магии у премудрого народца. Злодеи походя выдают злодейские планы, злодейски хохочут и не менее злодейски предлагают править миром вместе. Никодимус то избранный, то не избранный, то снова избранный. Второстепенный герой жертвует собой, не забыв перед смертью дать наставление а-ля: “Не будь таким как я!”. У друидки двуручник за спиной. Худшие фэнтезийные клише бьют из всех орудий. И чем дальше, тем хуже. Даже занимательное поначалу чарописание скатывается к фаерболам.

А злодеи, какие там злодеи… Давненько я не видел таких неудачников. Первый, тот самый, который убийца в белом, выскакивает, как черт из табакерки чуть ли каждую главу. Его слишком много. С безумным смехом наперевес, он гоняется за героями, упорно обламывается и болтает, болтает. А плохой он оттого что он злой и нехороший. Второй же антагонист вылез прямиком из недр девичьего фэнтези. Патлатый качок с черными крыльями за спиной и вкрадчивым голосом. Демон. Владыка демонов. Как и коллега, он сулит героям власть над человечеством и создание высшей расы. А как н не вспомнить дракона, которого злодеи взращивали десять лет, а затем бездарно и бесполезно просрали. Даже жаль их.

И вот читаешь и думаешь: “Зачем? Ведь нормально все было”. Оставь автор героев в академии, сосредоточься на чарописании, какографии, и получилось бы хорошо. Но нет, нужно спасать мир в качестве избранного. Мудрые наставники прилагаются. Будь история Нико камернее, и она только бы выиграла, а так — штамп на штампе. Согласен, и штампы можно вкусно приготовить, но Чарлтон даже не пытался. Сюжет не увлекает, нет интриги, да и сеттинг слабоват.

“Чарослов” сложно рекомендовать. Да, роман легкий и короткий — можно почитать на сон грядущий или в транспорте, но зачем?

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

После анонса у меня были довольно большие ожидания в связи с этой книгой. Я немножко раскатал губу на лингво-фэнтези и даже, честно говоря, немножко ждал чего-то вроде «Имени ветра».

На самом деле «Чарослов», конечно, никакое не лингво-фэнтези, а фэнтези довольно обычное. Да, Чарлтон попытался создать систему с разными магическими языками и реализовать идею магической дислексии, но в итоге волшебники все равно кидаются друг в друга заклинаниями и колдуют волшебное оружие, ставят оборонительные щиты и прячутся за завесой невидимости.

Более того, это фэнтези детское. Агрессивно настроенные демоны и добрые волшебники, пророчества, проникновенные монологи злодеев, слезливая любовь и избыточный пафос — ну, простите, это старшая школа в лучшем случае. Возможно, читателя-подростка книжка способна увлечь, но для взрослого читателя все это слишком наивно.

Поэтому, кстати, странно видеть текст такого уровня под серийным титулом «Мастера фэнтези». Это даже не аванс, это просто мисплейсмент. Никаким мастером Блейк Чарлтон не является, как не является мастерской его проза. Она не то чтобы чудовищно плоха, просто обыденна и наполнена стереотипными образами, ледяными волнами ужаса, струящимися водопадами волос и так далее.

Продолжение (уверен, вы ни секунды не сомневались, что это цикл) читать не буду, а вам не советую читать и первый том.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

При чтении “Чарослова” чем дальше, тем сильнее становилось чувство, что роман даже не на 99, а на все 100% соответствует некой воображаемой инструкции “Как написать увлекательное произведение в жанре фентези”.

Немного ущербный, но талантливый и очень порядочный юноша вознамерился найти себя, спасти друзей, а заодно и весь остальной мир. Проклятия, пророчества, боги, демоны, всякие разные волшебники, чародеи, кобольды и прочая нечисть – все в наличии. Обделенный интеллектом, но гипертрофированно преданный друг, мудрый учитель, светлая дева, попавшая в беду и нуждающаяся в спасении, – по одной штуке. Столь же привычны, как и типажи героев, сюжетные ходы и приемы. Ах да, есть еще “уникальная система магии”, как ее охарактеризовала Робин Хобб, коллега Блейка по перу… лингвистические мелочи, возможно, кому-то и могут показаться интересными, но по большому счету, магия она и в Африке магия, как ее не назови.

При всей заштампованности “Чарослова” исполнение в целом достаточно добротно. Будучи предупрежденным и понимая, что за произведение попало в руки, можно даже приятно провести несколько вечеров за чтением этого творения. Бывает же, что хочется отвлечься от рутины с помощью какого-нибудь ненапрягающего чтива. Данный роман для этой цели вполне подходит.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Проблема данного романа в том, что его запустили в не совсем профильной серии. Все таки от Мастеров фэнтези ждешь чего-то более глобального, а тут за всей этой лингвистикой прячется достаточно стандартное подростковое фэнтези со всеми своими неизменными атрибутами: добрыми и злыми волшебниками, пророчествами, превращением гадкого утенка в великого мага, даже дракон тут затесался. Скучно ли это читать? Да нет, такой тип литературы по определению не может быть скучным, тем более, что Чарлтон держит неплохой темп повествования да и герои, при всей кажущейся шаблонности, достаточно хорошо прописаны.

Для этого романа так и просится фраза «если б я прочел это лет в 15-16, то точно стал бы фанатом «Чарослова», но мне уже не 16, фэном мне не быть, хотя признаюсь, иногда посещают пораженческие мысли прочитать продолжение. Видимо что-то в этом романе все-таки есть.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная задумка и посредственное исполнение. Возможно, это отчасти вина переводчика (например, слово «какограф» кажется мне чрезвычайно неудачным в данном контексте), но, полагаю, не только. Первые 50 страниц читала с интересом, потом стало скучно. Потом очень скучно. Последние 50 страниц долистывала. Ни один герой не показался достаточно «живым» и не вызвал желания узнать, что же с ним будет дальше. Да, нестандартный (хотя и не новый) подход к основам магии в частности и мироустройства вообще. Идея с редактированием генетического кода — выше всяких похвал. И все же скучно. Сюжет неоригинален до безумия: супергерой, лишенный (?) своих способностей, должен обрести их, дабы спасти мир от вселенского Зла. Также в наличии: 1) мудрый наставник, 2) прекрасная, но далеко не невинная дева, 3) туповатый, но верный товарищ, 4) суровая полиция, которая предпочитает сначала делать, потом думать, и 5) само собой, Коварный Убийца, которого ничто не берет. Плюс в избытке: призраки, друиды, божества, кобольды и прочие чудеса. Продолжение читать не буду.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличное фэнтези! Отличное начало трилогии. Сюжет очень динамичный. Качественный перевод. Скучать во время чтения не приходится. Я получил огромное удовольствие от прочтения книги. Замечательно прописанный мир, все красочно, живо и понятно. Просматривается параллель между недугом автора и главным героем — какографа. Его логическая форма рассуждения. В начале конечно вникаешь в сложность лингвистики, но потом «все идет как по маслу».

«Слово «пророчество», как синоним к слову «судьба». Всечеловеческие пророчества лгут, все мы лишь пешки в игре между человечеством и демонами. Но мир постоянно меняется. Те, кто обладает властью, перекрывают... копают... сооружают... Люди, им хочется, чтобы все шло свои чередом — постоянства, они жутко боятся Вестника — перемен, обновления, оригинальности... Лишь тот, кто оригинален, способен создать нечто новое. Все творческое берет начало из ошибок!»

Одним предложением о книге: все события последних нескольких дней были частью демонического замысла, который раскрыл главный герой.

Приятного чтения!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Среди огромного потока современного фэнтези встретить что-то особенное, новое в хоть какой-то мере, да еще и читабельное — очень и очень сложно. Но терпение вознаграждается. Данная книга — как самородок, найденный старателем. Не буду даже говорить про ноу-хау с магической системой — по мне, это не самое важное. Главное — это интерес.

И он не разовый. Книга читается с огромным удовольствием, в глаза не бросаются логические нестыковки. Главный герой не раздражает своей неоправданной крутостью или тупостью. Автор умудрился даже отстраниться от принципа «только он может спасти человечество» — все очень не однозначно. И автор не преследует цель создать свою игровую вселенную , как это модно (когда вместо сюжета идет попытка создания мифологии а-ля Толкин, да вот знаний-то не хватает). Нет, автор этим не грешит. Особенности мира проявляются именно в контексте повествования. Для начинающего писателя такая выверенность и зрелость весьма необычна и обнадеживающа. Конечно, имеет большое значение перевод — так вот и он удался. Спасибо Н.Балашовой. Смысла пересказывать сюжет не вижу, а вот прочитать — рекомендую. Конечно, это только первая книга, но будем надеяться, что продолжение не подкачает.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Писатели часто наделяют героев своими профессиями. Бывшие военные пишут про спецназовцев и телохранителей, врачи надевают на героев белые халаты, а историки реконструируют альтернативные исторические реальности. Однако Блейк Чарлтон пошел дальше и одарил мага Никодимуса своей болезнью — дислексией, нарушающей навыки чтения и письма. Учитывая, что система магии в романе «Чарослов» имеет лингвистическую основу, такое заболевание — какография — приносит Нико сплошные разочарования и обиды. Даже библиотечные горгульи, одушевленные создания из кусков магического текста, с недоверием относятся к юному кандидату в чарословы.

Дебютный роман Чарлтона имеет двойственную конструкцию. С одной стороны, он выстроен по правилам классического становления-взросления героя в декорациях магической школы-академии, где юноше приходится преодолевать сомнения, знакомиться с коварством и верностью, открывать в себе новые способности и самостоятельно принимать решения. С другой же стороны, скелетом для антуража и сюжета служит нестандартная магическая система, в которой ключевые роли играют различные языки, имеющие свои характерные особенности. Например, магнус влияет на физический мир, а вот нуминус воздействует на восприятие и другие магические тексты. Стоит иметь в виду, что магические руны не произносятся или пишутся, но создаются в мышцах рук мага, обретая энергию и очертания, а потом пробиваются наружу.

Итак, вернемся к Нико. Древний город, выстроенный хтониками задолго до прибытия людей на этот континент, дремлет под защитой метазаклятий. Но в момент проведения Совета, на который съехались волшебники со всех концов света, при неясных обстоятельствах погибает грамматесса Нора. Подозрение падает на магистра Шеннона, опытного мага-лингвиста, и его учеников-какографов. В том числе и на Нико, за чьей спиной темнеет вроде бы опровергнутое пророчество о Зимородке. Или же верен его зловещий вариант — о Буревестнике?

Первые две трети автор тщательно составляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения сюжета из множества обособленных и однородных интриг. Неспешно повествует об академии и библиотеках, заглядывает на первый самостоятельный урок Нико, вместе с Шенноном блуждает по древним улочкам в поисках врага. В свою очередь странное существо внимательно наблюдает за обитателями башни, ведя свою игру и безжалостно устраняя помехи. Фракции волшебников, прибывших на Совет, озабочены признаками пророчества — его Чарлтон затем обыгрывает на отлично, вопреки классическим клише. И для полного счастья в происходящее вмешиваются друиды, последователи одной из местных богинь. Какографу Нико придется резко взрослеть, учась самостоятельно определять для себя правила и принимать ответственность за неоднозначные решения. Ведь так трудно отказаться от шанса излечить свою болезнь и стать полноценным чарословом... вот только какой ценой?

И если поначалу повествование действительно напоминает по обстоятельности стиль Уильямса, то в последней трети события пускаются вскачь. Наружу выламывается прежде скрытое под напластованиями легенд и пророчеств мироустройство. Начинает прорисовываться подлинная древняя история, расклад сил в теологической сфере и геополитическая обстановка, связанная с противостоянием демонов и человечества. Кое-где автор едва ли не прокручивает сюжет ускоренной перемоткой, что несколько контрастирует с неспешным зачином, но зато не дает сюжету увязнуть в трясинах рефлексии и рутины. Финал «Чарослова» закладывает основу для отличного цикла с оригинальным мироустройством и увлекательным сюжетом.

Итог: удачное сочетание магической лингвистики и классического взросления.

Оценка: 8
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сия дилогия, которая в скором времени грозится стать трилогией (и без завершающей части никаких ответов никому не дает) — пожалуй, самая необычная фэнтезятина, которую я только читывал за последние годы, ведь с чем-чем, а с лингвистической фэнтези я раньше не то что не знакомился — я и вовсе о такой не слышал. Медик-дислексик Чарльтон особенно далеко за основными характеристиками своих героев не уходит: в «Spellwright» мы знакомимся с дислексиком Никодемусом, в «Spellbound» к нему присоединяется медик Франческа. Прискорбное отсутствие фантазии не должно никого в этом месте смущать, поскольку следующее изобретение Чарльтона — магическая система — переплюнет многих других представителей жанра. В частности, второй том начинается с фразы: «Francesca did not realize she had used an indefinite pronoun until it began to kill her patient», причем к этому моменту у читателя уже не возникает никаких сомнений, что неопределенные местоимения в случае чего могут и не такое. Волшебники этой вселенной вместо пафосных псевдолатинских изречений сотворяют заклинания посредством текста, производимого мышцами тела — заклинания, по сути, и есть тексты, и объекты вокруг нас — тоже тексты, и вообще вся действительность — один масштабный текст. Автор очень увлекательно препарирует концепции нашей с вами эпохи нуля и единички, создавая на их основе свою собственную реальность, где слепые преподаватели воспринимают мир посредством потоков магической письменности, дислексики совершенно логично представляют собой опасность для окружающих, а призраки могут прятаться в книгах, растекаясь по страницам текстом, из которого они, призраки, и состоят. Естественно, из такого необычного подхода к миротворчеству проистекают и некоторые проблемы с читательским восприятием, которому далеко не всегда идет на пользу слегка сумбурный, пусть и полный интриг сюжет, так что на расслабленное проглатывание пока-дилогии лучше не рассчитывать. Впрочем, «непонятно» не всегда означает «невразумительно», а «сложно» уж точно никогда не равно «невозможно» — лингвистическая фэнтези Блейка Чарльтона определенно достойна внимания тех, кто любит что-то новое и необычное в консервативном, по сути, жанре.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх