fantlab ru

Роберт Антон Уилсон, Роберт Шей «Иллюминатус!»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.71
Оценок:
24
Моя оценка:
-

подробнее

,

Иллюминатус!

The Illuminatus! Trilogy

Цикл; цикл «Иллюминатус»

Аннотация:

Главный герой волей случая оказывается втянут в тысячелетнюю борьбу двух тайных организаций, которая началась во времена Атлантиды и к концу 20 века близится к своему апокалиптическому финалу.

Борьбу, где не разобрать, кто прав и кто виноват, где тайные общества ютятся внутри друг друга, как матрешки, на кону — бессмертие, а за происходящим наблюдает белка в Централ-парк и Адольф Гитлер в иерусалимском кафе.

С этим произведением связаны термины:

Содержание цикла:


7.54 (44)
-
1 отз.
8.13 (23)
-
1 отз.
8.61 (23)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 1986 // Зал славы (трилогия)

Похожие произведения:

 

 


Глаз в пирамиде
2005 г.
Золотое яблоко
2006 г.
Левиафан
2006 г.

Самиздат и фэнзины:

Иллюминатус!
2011 г.

Издания на иностранных языках:

The Illuminatus Trilogy
1984 г.
(английский)
The Illuminatus Trilogy
1988 г.
(английский)
The Illuminatus Trilogy
1998 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это основополагающая книга для каждого поклонника конспирологии и теории заговора, а также программное высказывание на темы либертарианства и анархии. Потрясающе смешная и увлекательная компиляция всех популярных теорий заговора!

Почему она не очень популярна среди родимых берёз – непонятно. Это же как «Человек в высоком замке» для альтернативной истории, «Властелин колец» для фэнтези и «Гарри Поттер» для янг эдалт академки.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу сказать, что книга (это все же скорее один роман, довольно произвольно разделенный на три тома, чем трилогия) вызвала у меня дикий восторг или дикий интерес. Возможно, мое восприятие было бы более позитивным, если бы я лучше знал американскую историю и масскульт. Подозреваю, что тогда авторские намеки и аллюзии вызвали бы у меня больше интереса и доставили бы мне больше удовольствия. Но поскольку в этот контекст я не включен, то эффект узнавания возникал не так часто, и даже возникая особого эмоционального отклика не вызывал.

Как сюжет, так и стиль повествования показались мне искусственно и совершенно излишне переусложненными. Вообще, в «Иллюминатусе!» действительно много всего — и заговоры, и криптоистория, и Атлантида, и инопланетяне, и альтернативные разумные расы и т.д., и т.п., но ни один из этих элементов не получает должного и полного развития. «Всё сразу, ни фига толком». В совокупности с уже упомянутым стилем это делает произведение этаким винегретом — мешаниной из не имеющих между собой никакой органической связи мелких кусочков. Я даже думаю, что повествовательная мешанина была авторами использована сознательно, чтобы скрыть мешанину в содержании. Но временами читать становилось интересно, обычно, в наименее художественные моменты — когда авторы начинали излагать и пропагандировать анархистские концепции. Ничего особо нового, но занятно. Некоторые идеи даже довольно изящны. Например о том, что любая иерархия порождает хаос в силу неосознанного внутреннего сопротивления подчиненных своему положению. К сожалению, удельный вес таких «идеологических вставок» в тексте довольно невелик, по моему внутреннему ощущению — процента два-три от общего объема, не больше. Я искренне думаю, что роману пошло бы на пользу, если бы «идейная часть» в нём была поувесистее. Хотя, возможно, авторы действительно высказали всё, что имели высказать, и больше никаких идей у них и не было.

Герои и сюжетные перипетии словно сошли со страниц дешевых комиксов для придурковатых подростков. Дважды или трижды за книгу авторы завуалировано, но довольно прозрачно обращаются к читателю. «Да наш роман плох, мы знаем, что его будут ругать, мы даже знаем, как именно и за что его будут ругать», — словно бы говорят они. — «Так и было задумано». Выглядит это забавно и, возможно, даже демонстрирует авторскую проницательность (у Чернышевского, помнится, был Проницательный Читатель, здесь ровно наоборот), но к достоинствам текста ничего не добавляет. Кич остается кичем, даже если пишущий осознает, что именно он пишет, и заранее подтрунивает над «эстетами». Финал основной сюжетной линии скорее разочаровывает — грандиозные по размаху события заканчиваются, по сути, ничем. Нам не предъявляют ничего действительно волнующего, захватывающего или ужасающего. Мертвый Гитлер с израильским паспортом в кармане — ну, не впечатляет. Ах, ну да, и хорошие парни на самом деле оказались хорошими — кто бы мог подумать! Вообще, если продраться через нарочитую путаницу, то сюжет довольно линеен, никаких головокружительных поворотов в нем нет. После основной развязки авторы достраивают еще одну, которая выглядит неожиданно интереснее и несколько выправила мое впечатление от третьего тома (а он читался местами через силу), но практически никак с предыдущим текстом не связана. Просто еще одна демонстрация того, что Шей и Уилсон таки имеют фантазию.

Еще один лично для меня отрицательный момент — странная для адептов личной и интеллектуальной свободы приверженность штампам американской пропаганды, в том числе и откровенно русофобской. Касаясь темы второй мировой войны никак нельзя было не попиарить мимоходом миф об изнасилованных немках. Очень дешево.

В итоге, я не пожалел о потраченном на прочтение времени, но откровением для меня «Иллюминатус!» точно не стал и даже осталось странноватое ощущение, что можно было лучше. Конечно, кто может лучше — пусть сделает, но всё-таки... Субъективно самым увлекательным чтением был второй том, самым нудным — третий. Первая книга показалось не более чем чрезмерно затянутым вступлением к основному действию.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Серия представляет собой выдающееся произведение на тему «всемирного мирового заговора»: авторы не только создают параноидальную «шахматную доску» с участием атлантов, иллюминатов, мистиков, пришельцев из космоса — даже Исуса Христа! — но и мастерски втягивают читателя в игру с отгадыванием кодов и знаков, окончательно убеждая последнего в том, что все процессы взаимосвязаны между собой и руководятся «мировой закулисой».

Сюжет пересказать едва ли возможно... Масса сюжетных линий, сотни персонажей. Если фразы вроде «общая семантика»,«дискрдианство»,«Вейсгаупт»,«темплиеры»,«иллюминаты»,«голландец Шульц»,«федеральная резервная система» для вас ничего не значат, то читать его без Википедии под рукой не стоит и пытаться! Книга местами смотрится как путеводитель по всем конспирологическим теориям сразу. И да — Умберто Эко для своего «Маятника Фуко» часть тем и даже сюжетных ходов очевидно позаимствовал.

Если очень коротко — два клана атлантов тысячелетия враждуют между собой: одни пытаются стать бессмертными за счет людей (также потомков атлантов — но низшего уровня), другие этому мешают. И вот к середине 70-х годов 20 века начинается последняя битва — «Имманетизация Эсхатона». Несколько простых смертных волею случая втягиваются неким современным аналогом Капитана Немо — странным мистиком на подводной лодке Хагбардом Челлине в игру с участием различных тайных орденов и кланов, не подозревая о конечной цели игры.

Сюжет романа очень запутан, но не хаотичен. Многократно он переворачивается с ног на голову, за каждым заговором стоит новый заговор, а мнение относительно его природы меняют даже сами заговорщики-герои романа

А вот на какую сторону встать — это читатель должен решить уже сам... И ответ не так очевиден, как можно подумать — авторы искушают и загоняют его в логические ловушки, выбраться из которых можно только изменив свое мировоззрение.

Отличительной чертой серии является то, что все события там «зыбки» — даже про положительных героев невозможно сказать, состоят ли они в заговоре или нет. Некоторые события книги по разному интерпретируются и описываются с разных точек зрения. Чья паранойя более параноидальна? Не зомбируют ли АВТОРЫ книги читателя, сами являясь частью заговора?

Если смотреть еще глубже, то книга пропагандирует теорию анархо-капитализма, противопоставляемого тоталитарному капитализму и коммунизму. Авторы сравнивают политические системы по степени «открытости» для конкуренции и «взаимоопылению» умов ради прогресса человечества вцелом.

Тут и сатира, и юмор, и сложная философия, и детектив, и шпионский роман, и мистические видения...

Самые ближайшие аналогии — «Чапаев и Пустота» Пелевина, «Конгресс футурологов» Лема, «Маятник Фуко» Умберто Эко.

Книга написана в очень своеобразном лихорадочном стиле (чего стоит только пролог, где повествование ведется от лица белки на дереве в «Централ-парк» Нью-Йорка), но читается легко, так как события не пускаются на самотек а как кирпичики укладываются в единую... пирамиду с глазом в «макушечной точке».

Это произведение — первое, величайшее, космически-масштабное и едва ли кем-либо превзойденное творение на тему конспирологии, но оно же, как ни парадоксально, пропагандирует гуманизм и ценности прогресса. Эдакий «Дугин наоборот», зовущий не в средневековье, а в сияющий мир внутренней свободы, которая не уравнивает всех под одну гребенку, а заставляет конкурировать — но (ключевое слово!) на РАВНЫХ условиях.

Правила игры должны быть одинаковыми у всех! — вот девиз этой книги.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх