fantlab ru

Бернар Вербер «Танатонавты»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.23
Оценок:
841
Моя оценка:
-

подробнее

Танатонавты

Les Thanatonautes

Роман, год; цикл «Танатонавты»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 50
Аннотация:

В центре сюжета — два человека, с раннего детства заинтересовавшихся смертью, а вернее, тем местом, куда человек после смерти попадает. Повзрослев, эти самые два человека — Рауль Разорбак и Мишель Пэнсон — возглавляют проект по исследованию загробного мира. Далеко не сразу эксперимент увенчался успехом, но со временем тот мир, по которому идут умершие на суд архангелов, удалось исследовать во всех подробностях. Но за успехами пришли и проблемы — конечно же, религии выступили против исследований загробного мира, а за влияние там начались настоящие войны. Да и когда это удалось преодолеть, счастья людям это все равно не принесло...

© Nog
Примечание:

В книге использовано много информации из «Энциклопедии относительного и абсолютного знания».


Входит в:

— цикл «Танатонавты»  >  цикл «Ангелы»


Похожие произведения:

 

 


Танатонавты
2006 г.
Танатонавты
2006 г.
Танатонавты
2006 г.
Танатонавты
2007 г.
Танатонавты
2009 г.
Танатонавты
2010 г.
Танатонавты
2010 г.
Танатонавты
2011 г.
Танатонавты
2014 г.
Ангелы
2015 г.
Танатонавты
2015 г.
Ангелы
2016 г.
Танатонавты
2021 г.
Танатонавты
2023 г.
Танатонавты
2024 г.

Аудиокниги:

Танатонавты
2013 г.
Танатонавты
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Танатонавтите
2007 г.
(болгарский)
Танатонавти
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Был в совке такой популярный на безрыбье жанр — производственная драма. Скука смертная обычно. Ну вот это оно самое, только вместо какого-нибудь промпредприятия, унылая канитель из веществ, медитации, транса, гипноза и еще из того, что понадергал автор из разных источников. Если вы интересуетесь темой смерти и посмертного существования, ВТО и ОС, изучали разные тексты по этой теме — проходите мимо этой книги. Ни новых сведений, ни интересных задумок, ни интересной истории, ни атмосферы — ничего, ради чего вам стоило бы тратить на это чтиво время. А вот неофитам может зайти. Как такое бульварное введение в тему — ради выдержек и цитат из реальных текстов. И да — это вообще не фантастика, на мой взгляд. Фантазия на тему, может быть. Скучная такая фантазия.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно я не читал ничего настолько беспомощного и бессмысленного, как «Танатонавты» Вербера. Имея такую шикарную задумку, так бездарно всё спустить в «унитаз». Я ожидал чего-то мрачного, философского, пусть и псевдонаучного, на тему смерти. Ну или хотя бы жесткого стёба. И что же я получил? Тряпочного героя, нелепое натягивани «совы на глобус» в виде мифологических изысков. Всё поверхностно и никаких сюжетных поворотов. Я в шоке. С середины начал, просто, пролистывать эту нудятину. Всё время не покидало ощущение, что писала дама бальзаковского возраста, такие там бесхарактерные мужчины. Но главное, это просто жвачка в которой нет ровным счётом НИЧЕГО!

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вербер для меня автор, стоящий особняком, ни на кого не похожий. Его сюжеты неожиданны и заставляют задумываться и рассуждать. Вот и «Танатонавты» меня не разочаровали. Группа единомышленников решила проверить: а может за последней чертой что-то кроется? Вдруг, смерть — это не конец? Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. И открытие, столь много обещающее людям, вдруг становится настоящим проклятием...

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная книга, читается на одном дыхании, не отпускает и после прочтения, поэтому судорожно хватаешь вторую книгу и продолжаешь чтение.

Забегая вперед скажу, что не весь цикл одинаково хороший и по интересности он скорее спуск с горы, а не плато и тем более подъем :) С каждой новой книгой все бредовее и бредовее, но конкретно первая книга великолепна и рекомендую к прочтению всем любителям подобного рода фантастики :)

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор этой книги приложил огромные усилия, чтобы воплотить в жизнь посредственную идею. Благодаря таланту и стараниям у него вместо рассказа получился неплохой роман, но в итоге все-таки жаль потраченного времени.

Книга сильно затянута, техническая фантастическая составляющая слаба для 1994 года (год написания книги), своеобразный мрачный социопатический юмор автора к концу книги начинает утомлять однообразием. В книге, как по мне, многовато французского эгоцентризма. Внутренняя логика повествования то и дело хромает на обе ноги, старательные, но слабенькие «твердые» научные обоснования постепенно сменяются смелым гротеском, которого к концу книги становится все больше и больше.

Получилось оригинально и скучно. Редкий случай, когда вроде бы и хотелось узнать, чем закончится, но дочитал с трудом.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Случайно попала в руки. Отличная книга, вернула желание читать книги снова. Прочитал все 5 книг на одном дыхании. Книги эти для больших дискуссий, а писать отзыв-выйдет ещё один томик, проще прочитать самому, точно лишним не будет.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал книгу и дальше читать цикл продолжать не буду. Очевидно, книга писалась с определенной целью. В ней проделывается своеобразная попытка научно доказать, что божественное и сверхъестественное является чем-то реальным, научно доказуемым, а потому религии не являются чем-то необоснованным. Как я не люблю людей, которые пытаются опровергнуть религию с помощью науки (Докинз), так мне и не нравится, когда пытаются научно обосновать религию, например существование бога. Я считаю, что наука должна стоять в стороне от религии, потому что то же самое существование бога нельзя ни научно доказать, ни научно опровергнуть. Я придерживаюсь такой точки зрения, поэтому можно сказать, что я агностик. Я не заявляю, подобно атеистам, что бога нет. Я считаю, что на этот вопрос невозможно ответить. Узнаем, когда умрём. С другой стороны, я атеист по отношению к другим религиям, которые однозначно признают, что бог есть (по крайней мере, есть что-то иррациональное и сверхъестественное для человеческого понимания) и дают ему своё толкование. Автор книги, скорее всего, верующий человек. Только верующий человек может так глумиться над главными персонажами, один из которых агностик, а другой атеист. Мол, видите, сама наука подтверждает тезис о существовании божественных сил, об этом твердят самые что ни на есть люди науки. Вчерашние прожженные до мозга костей атеисты и агностики превращаются в верующих людей. Хотя я и оценил иронию и цинизм автора, ни то ни другое я не поддерживаю. Таково моё субъективное отношение к идее данного романа.

Касательно сюжета и самих персонажей, тут на четверочку, возможно даже с минусом. Чувствуется некоторая картонность, пресность или, наоборот, приторность персонажей, не всегда обосновываются их мотивы. Почему, например, Мишель отказался от Амандины и влюбился в Розу? Просто так. Возникает ощущения, автору не понравилась сюжетная линия и он решил её оборвать и создать новую, а вот как-то логически связать это ему уже было лень. Становление/взросление героя невозможно адекватно описать, если отсутствует причинно-следственная связь в изменении морального облика персонажа. И это лишь один пример, таких мелочей в книге много. В итоге получается не полноценный пазл, а комок из его несостыковавшихся деталей.

Я думаю, эта книга, как никакая другая, является книгой настроения, книгой мировоззрения, если хотите. Я не сомневаюсь, что эта книга понравится читателям с религиозным складом ума, которые ценят саму идею произведения, а персонажей и сюжет уже во вторую очередь.

P.S. Я лично не против подобной литературы, мне просто не нравится каким образом всё проделано, именно, в этом произведении. Грубоватая работа. Если хотите увидеть пример книг с грамотно вплетенным религиозным мотивом, с интересным сюжетом и живыми персонажами, советую почитать цикл «Воплощения Бессмертия» Пирса Энтони. Никаких танатонавтов после этого читать не захочется.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Reductio ad absurdum*

Да, это бред! Взяв в руки любую книгу Вербера, читатель должен смириться с тем, что ему предстоит прочитать самый крышесносный бред, который только мог прийти в голову человеку, и только после этого начать читать. Этот автор не для широкого круга читателей. Насколько я знаю, он по сей день не признан критиками и в то же время завоевал сердца немалого количества людей. Во второй книге этой дилогии Вербер проводит явную параллель между одним из своих героев и собой, намекает даже на цикл «Муравьев», рассказывает, как создавал его. И надо признать, он не пишет «налету», а строго прорабатывает каждую строку. «Танатонавты» — это книга-размышление, как и любое произведение Бернара. Мне повезло, я читала книгу с послесловием от автора, которое, к моему великому сожалению, не смогла найти в сети, а потому не могу процитировать. Но смысл сводился примерно к следующему. Как хорошо, что есть книги! Автор может написать что угодно, в любой форме донести свою мысль, даже в форме абсурда. Другими словами — бумага стерпит все. В этой книге француз целенаправленно переступает границы, заставляет читателя испытывать неловкость, даже боль от разрываемых шаблонов, он буквально с первых страниц предупреждает о том, что речь пойдет о запретном. Кто-то мог бы обвинить Вербера в богохульстве, но — постойте! — здесь ни единого раза не появляется Бог. Более того, о Всемогущем практически вовсе не упоминается. Писатель лишь предлагает к размышлению две области человеческого социума: религию и мышление толпы. Он строит вокруг этих тем сцену, расставляет декорации, шьет костюмы и пишет музыку — создает театр. Театр абсурда.

*Сведение к абсурду

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сейчас мы живем в постиндустриальную или, как ее еще называют, информационную эпоху. Расстояния на Земле больше не играют существенной роли. Мы можем поболтать с человеком, живущим на другом континенте, в любое время, а кругосветное путешествие возможно совершить за час, сидя за экраном монитора.

На земле практически не осталось мест, где не ступала нога человека или манипулятор его зонда. Но с другой стороны, космическая экспансия по-прежнему так же далека от нас, как и столетия назад. Хоть это и не глушит жажду исследований и великих географических открытий, что бурлит в крови многих романтичных авантюристов.

Одним из самых загадочных явлений, с которым человечество сталкивается ежедневно является смерть. Страх смерти один из двигателей мирового прогресса и самое ужасное явление на земле. Что же пугает нас в смерти? — Неизвестность.

В книге Бернара Вебера мы переносимся в недалекое будущее, в котором двое друзей, при поддержке правительства Франции, сумели приподнять завесу тайны над тем, что находится там — за порогом, на Континенте Мертвых. Для его завоевания в бой отправляются танатонавты, конкистадоры смерти. Они способны умереть и воскреснуть, рассказав всем, что ждет нас за Последней чертой — рай или ад, абсолютное знание или пустота. Как это знание может повлиять на современное общество?...

На мой взгляд, книга написана очень неплохо. С самого начала повествование держит в тонусе и не дает заскучать. Изрядная доля юмора позволяет развеять достаточно темную атмосферу произведения, а вставки из философских и акультных трактатов прошлого задают необходимый настрой для размышления. Немного портят впечатление некоторые фактические нестыковки с современной физикой, но для произведения такого жанра, это вполне простительно.

Язык произведения легок, а прием автора, когда каждая глава заканчивается на самом интересном месте, стимулирует читателя к книжному «запою». Проработка персонажей, выполнена на достаточно неплохом уровне. А вот с проработкой мира автор особенно не старался, что в общем не портит произведение, но делает его несколько утопическим.

В результате получилось легкое произведение, на достаточно серьезную тему. Считаю, что эта книга будет интересна всем любителям поразмышлять и пофилософствовать. Моя оценка 8 из 10.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смерть.

Предел, который мы настолько приучены бояться, что он для нас табуирован и процедурен. Эмоционален. Физиологичен. Разумен.

Человеку верующему в степени религиозности (будем откровенны — фанатичности) эта книга может стать богохульной (хотя ни разу не показан Бог, а раз нет конкретизации Бога, то и богохульства нет). Она предполагает смерть лишь этапированием в иное. Периодичностью состояний. Новым континентом, что еще предстоит открыть и исследовать.

Автор перелопатил очень много мифологического материала.

И вплел его в повествование. Здесь есть место всему — от сказки до препарирования реальности, от юмора до сатиры, от драмы до трагикомедии. Он постарался свести представления о загробном мире в некую унификацию, и попытка эта весьма удачна.

Итог её — как вы будете ценить себя и свою жизнь.

И как вы проживете остаток своей.

У вас есть выбор — бояться смерти или любить свою жизнь.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу зародились сомненья, когда увидел, что на обложках книг имя автора пишется раз в пять крупнее чем название книги… В общем дочитать сие твАренье не смог, старался, пытался, мучился, мужался, но не смог! Как мудро сказал горячо любимый Медведев ДА: «Это винегрет», винегрет из детской наивности, глупости, не реалистичной сказочности, постоянных не соответствий и противоречий… Всё это больше похоже на сочинение глуповатого школьника, который, какими-то неимоверными усилиями, смог размазать его до объемов романа. Глядя на высокий рейтинг автора и романа понимаешь, что чтение – это развлечение не только для умных людей.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная книга, написанная ярким, живым языком. Читается очень легко, в ней полно юмора и сатиры. Немного портят впечатления вставки из священных текстов различных религий. Некоторые из них настолько скучны и объемны, что их хочется пропустить при чтении. Главы выстроены таким образом, что каждая заканчивается на самом интересном месте. Хороший прием, чтобы не позволить читателю оторваться от книги до последней страницы.

Замечательными получились персонажи. Яркие, живые, они претерпевают изменения по ходу развития сюжета, как и подобает в настоящем романе. Главный герой -размазня и тряпка, типичный представитель френдзоны, роковая красотка, помешанная на сексе, танцующий раввин, чью линию автор резко оборвал, коварная итальянка- Стефания — все они невероятно колоритны. Отношения между ними меняются со временем от любви до ненависти и эту метаморфозу можно проследить по ходу развития сюжета — еще один неоспоримый факт, свидетельствующий о мастерстве автора.

Сюжет развивается вполне по законам жанра. Там есть и юмор, и безответная любовь, и драма, и смерть. Плюс ко всему довольно много действия. Очень интересно, хоть и неравномерно описан Рай, сражения в загробном мире. Я хорошо могу представить экранизацию «Танатонавтов» в виде полнометражного фильма, сериала, а еще лучше — аниме. С последним они наиболее близки по духу.

Нетривиальные сюжетные ходы и парадоксальные сравнения сразу же отпечатываются в памяти. Чего стоит только назвать страну мертвых новым континентом а отправку танатонавта — со стартом ракеты. Плюс опять же анимешный антураж: костюмы, как из «Евангелиона» или воспарение ввысь, как в каком нибудь «Шаман Кинге» Все эти астральные танцы с невероятной хореографией, переплетение энергетических пуповин и сражения в царстве смерти выглядят в высшей степени зрелищно. Эмоциональный накал местами достигает очень больших высот, а отдельные сцены могут даже выжать скупую слезу у неравнодушного читателя.

Интересная, хоть и не оригинальная концепция загробного мира. Этакая «естественная» метафизика. Духовная изнанка Вселенной, куда ведет тоннель сквозь сердце коллпасара. Мир без Творца. Достаточно спорная мысль, по меркам христианства, однако в книге отсутствует богохульство как таковое. Да, возможно много наивности перед «мудростью Востока», свойственной интеллигентам, (все эти духовные практики, медитации, описаниями которых пестрят страницы) но следует понимать, что автор просто задает нужную тональность. Подводит некий базис под концепцию, изложенную в романе, чтобы сделать сюжет более интересным и связным.

В общем, советую читать всем, книга яркая и запоминающаяся.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал эту книгу уже после Империи Ангелов, на неродном французском — может быть, поэтому градус эйфории от её чтения был явно ниже, чем от продолжения. Если сильно не задумываться, роман великолепен своей лёгкой подачей непростой концепции. Подход хорошего журналиста. Поменьше морали и догм, побольше смелости и кругозора — отлично! Но если задумываться, или — что хуже — знать или перепроверять выдаваемые на-гора факты, то волшебство как-то исчезает... особенно «порадовало», как они с помощью радиотелескопа фиксировали убытие душ в центр галактики, до которой... сколько-то там тысяч световых лет.

Ну и самое печальное — это конец, настолько классический Deus Ex Machina, что хочется надеяться, что автор сознательно заиграл с этим приёмом. Однако, все эти таинственные вставки по ходу действа насчёт вмешиваться-не вмешиваться, явно добавленные уже после написания 80% романа, заставляют усомниться, что автор был уверен, что делает всё правильно.

В общем, если вы начинали с Империи Ангелов, то читать эту предысторию не столь уж необходимо.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то я ознакомился с этим романом и, прочитав, понял, с чем связана полярность отзывов и оценок.

Моя жена — программист. Человек нулей и единиц, слов «да» и «нет». Она не видит аллюзий, не воспринимает аллегории, крылатые слова и выражения воспринимает как высказывание банальностей. Юмор понимает только прямой. Иронию и сарказм часто воспринимает как высказывание обидных слов. Фантастику, как и я, читает и любит. И нравится ей именно классика и в сюжетном и в стилистическом отношении. Это я к тому, что моя жена тоже прочитала «танатонавтов» и вердикт был краткий — «хрень полная».

Тогда как мне «танатонавты» очень понравились. Прежде всего своей неформатоностью и насыщенностью злым юмором. Ибо я обожаю постмодерн и особенно его чёрную волну.

То есть, чтобы в полной мере оценить этот роман, надо обладать нестандартным мышлением и обострённым чувством юмора. Понимать юмор чёрный, язвительный, циничный. И любить его.

Начало романа меня привело в восторг. Прямо с эпиграфа к первой главе:

«Вуди Аллен, американский философ конца XX века...».

В этой фразе всё — и что представляет из себя сегодняшняя американская философия и её уровень, отношение к ней автора, а так же, самое главное, что, собственно, будет представлять из себя роман «танатонавты».

Иронией, Сарказмом, Чёрным Юмором пронизана вся вступительная часть романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Бабка Аглая померла? Это меня не удивляет, она на всё способна!»

«Я открыл для себя рецепт удачных похорон: варёный шпинат, анчоусы и мозг ягнёнка».

А сколько с виду банальных, но очень глубоких фраз и формулировок, скрывающих за собой психику характеров и состояний:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Тайна свободы скрывается в книжном магазине».

Жаль, жаль что автор быстро выдохся и не смог выдержать в таком ключе всё произведение. Постепенно ритм злого юмора и афористичных фраз был сбит хроникой событий. Тоже хорошо... но уже просто — хорошо, а не отлично. Ибо глубины происходящим событиям автор придать не смог. Всё очень интересно, но очень поверхностно. Именно что хроника событий, а не драма событий. Чувствуете разницу? И герои такие же. Пока автор описывал детей — всё было замечательно. Отличная передача особенностей детского мышления и поведения в стрессовых ситуациях. Но как герои повзрослели, они у автора стали фамилиями, а не личностями. Элементы хроники, а не живые люди.

Что же за саму историю. Можно с разных позиций подойти. Можно рассмотреть это как историю эпохального изобретения и его вариативного воздействия на социум, показанную на конкретном примере. А можно увидеть пародию на историю изобретения (иронией и сарказмом роман просто-таки пропитан)... А можно просто как прикольную постмодерновую фантастику прочитать.

В любом случае, в книге хватает интересных находок. По типу соответствий болезней человека тому, как он ушёл из жизни в своей прошлой инкарнации. В наличии здравые логичные прогнозы поведенческих реакций как отдельных индивидуумов, так и социума.

Это артхаус, господа. Постмодерн, написанный более простым языком, чем обычные представители данного направления, эдакий «постмодерн-лайт». А попросту, неформат. Кто не любит подобную литературу — и не беритесь читать. Не портите себе настроение, а книге оценку. :)

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как вы относитесь к картонным персонажам?

Что скажете о рваном повествовании?

Наверное, вы еще и логические ошибки и нестыковки терпеть не можете? В качестве примера приведу сразу две:

1) человека вводят в искусственную кому без….необходимого специалиста (анестезиолога) в правительственном, пусть и подпольном эксперименте;

2) в прямом эфире показывают, по сути, снафф-эксперимент.

Не нравится, да? Тогда не читайте «Танатонавтов». Книга Вербера – штука элитарная, я бы сказал. И даже дело не в понимании, а в принятии.

Итак, «Танатонавты» — роман о путешествии в мир Смерти, в мир мертвых. Вербер затрагивает очень сложную тему. О Смерти пишут много – в научных, фантастических и обывательских трудах. Но Бернард понимает, что столь фундаментальное понятие остается делом неизученным. В своей книге он допускает много фантастических допущений, но, давайте честно, он берется за сложный вопрос. Только одно это достойно уважения.

«Танатонавты» напоминают фильмы Нила Бломкампа – штука занятная, глубокая, полно фанатов, как и тех, кто плюётся далеко и смачно. Я считаю, что Вербер изначально шёл именно на такую жизнь для своей книги. Автор намеренно разбил роман на несколько сотен глав (около 300), что понравится далеко не всем. Вербер специально разорвал повествование вставками из книг по религии. Он даже одно полотно событий делил на несколько частей. Именно этим достигает эффект, который я бы назвал «текстовый репортаж с места событий» (в кино это мокьюментари, жанр, не снискавший основательного признания). Всё это резко выделяет «Танатонавтов» на фоне многих литературных (да и на содержательном уровне) произведений. А всем известно – чем более странное искусство, тем неоднороднее восприятие (почему-то на ум вспомнился Глуховский и его «Будущее»).

Но вернёмся к сюжету. Книга повествует о становлении танатонавтики. Читатель своими глазами видит, как происходили первые путешествия в мир мертвых, с каким трудностями это столкнулось. Понравились аналогии с Колумбом, Австралией, который использовал Вербер. Вполне уместно и схоже. Автор очень много внимания уделил самому становлению танатонавтики. И тут кроется огромный минус к книге. Моя претензия Верберу – это слабая, почти отсутствующая составляющая романа – жизнь самих героев. Её настолько мало…словно читаешь какой-то учебник по истории. Я так и не понял, как выглядит, допустим, Мишель. Да и остальные тоже.

Вывод: роман с большой претензией. Но Вербер несколько урывисто реализовал идею, которая могла стать настоящим прорывом мысли. Немного даже жаль.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх