FantLab ru

Роберт Хайнлайн «Прожектор»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.11
Голосов:
351
Моя оценка:
-

подробнее

Прожектор

Searchlight

Другие названия: На ощупь, Поисковый луч

Микрорассказ, год; цикл «Дополнительная история будущего»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 74
Аннотация:

«Слепая Бетси» — гениальная девочка-пианистка, совершала турне по Луне. Но после взлета ракета исчезла с радарных экранов базы. Сейчас она находилась где-то на бескрайних просторах Луны с запасом воздуха всего на шесть часов. Пилот без сознания, а девочка слепа…

Входит в:



Дверь в лето
1991 г.
Двойная звезда
1991 г.
Романы и рассказы
1992 г.
Миры Роберта Хайнлайна. Книга 22
1994 г.
Угроза с Земли
2007 г.
Зеленые холмы Земли. История будущего Книга 1
2019 г.
Расширенная Вселенная
2020 г.

Периодика:

Измерения. 1991, № 1
1991 г.

Издания на иностранных языках:

Expanded Universe
1982 г.
(английский)
La storia futura. Volume 3
1999 г.
(итальянский)
Expanded Universe
2005 г.
(английский)
The Future History of Robert Heinlein: Vol. I
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Типичный образчик «твёрдой» научной фантастики «ближнего прицела».

Лазерный луч промодулирован несущей частотой рации скафандра с дополнительной модуляцией разными звуковыми частотами (88 тонов фортепиано в зависимости от направления излучения). Если в ходе сканирования «Слепая Бетси» услышит определённый тон, то можно определить направление (пеленг) и серьёзно сузить область поисков.

Интересна оценка рассказа самим автором! В статье «Ящик Пандоры» (Не путать со статьёй «Куда идём?») Р. Хайнлайн пишет, что методом научной фантастики является «...отнюдь не предсказание; это обычно экстраполяция и/или спекуляция.» Автор так характеризует рассказ:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Поисковый луч» представляет собой почти чистую экстраполяцию, там почти нет спекуляций. Описанные в нём устройства или уже лежат на полке, воплощённые в металле, или вскоре на ней окажутся, потому что для их создания не требуется ничего, помимо простой инженерно-технической разработки.

Но столь высокую оценку рассказ заслужил только благодаря Предисловию и Послесловию из сборника «Расширенная Вселенная», 1980 г.

В Предисловии Р. Хайнлайн описывает историю появления рассказа по заказу компании «Hoffman Electronics». Интересна его оценка сложности написания коротких рассказов:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хорошо продуманный рассказ написать вдвойне сложнее, чем роман: короткий рассказ как минимум в восемь раз сложнее — а настолько короткий... ну, есть гораздо более простые способы зарабатывать на жизнь.
Р. Хайнлайн дважды отказывал компании, ссылаясь на занятость (правда) и некомпетентность в электронике (лукавил). «Hoffman Electronics» предложили экспертную оценку сюжета своими инженерами (интересно было бы почитать) — и расценки в шесть раз выше, чем платили НФ журналы. Р. Хайнлайн набросал этот рассказ — «а потом весь упластался, загоняя его в 1200 слов, как того требовал контракт.»... «Вот почему ленивые писатели предпочитают романы.»

Ещё любопытнее Послесловие, которое по размеру больше самого рассказа!

В первой части Послесловия Р. Хайнлайн описывает реальный случай из 1931 года во время своей службы на корабле «Лексингтон», который, возможно, лёг в основу рассказа. Во время учений в Тихом океане у берегов Перу «заблудилась» целая авианосная эскадрилья и Хайнлайну в должности офицера радиокомпаса пришлось решать сложную навигационную задачу по определению местоположения эскадрильи и возвращению её на авианосец. Его обязанностью было дать эскадрилье вектор возвращения, а оборудование не позволяло. Напомню, что в те годы ещё не было радаров, нормального радио и спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. В распоряжении Хайнлайна была только радиосвязь с гидросамолётом-спасателем (летал в составе истребительной эскадрильи) и рамочная антенна (петля) радиокомпаса для определения направления. В те годы ещё даже не додумались использовать дополнительную штыревую антенну для разрешения неоднозначности! Дальше интригу раскрывать не могу — лучше сами прочтите!

Во второй части Послесловия Р. Хайнлайн детально описывает как бывший пилот амфибии-спасателя собрал в 1942 году автора, Айзека Азимова и Л. Спрэга де Кампа в исследовательской лаборатории в Мустин-Филд, штат Филадельфия, а позже обратился за помощью ко всем технически подготовленным писателям-фантастам. Таким образом, спасение эскадрильи в 1931 году повлияло на довольно большой кусок послевоенной научной фантастики!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Луну облучают несколькими лазерными лучами, которые по идее автора каким-то образом создают вибрацию на шлеме слепой девочки с абсолютным музыкальным слухом. В зависимости от того, какую ноту слышит девочка, определяют какой из лучей на неё попал, определяя таким образом зону поиска более точно. Идея хорошая, но принцип не понятен. Каким образом лазерный луч будет передавать звук в скафандр. Ну и последяя сцена тоже не стыкуется с предысторией — как слепая девочка узнала, в каком направлении и в какой момент можно махать рукой? Она всё-таки была не слепой? Или это просто ошибка переводчика?

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данный рассказ еще раз подтвердил мою мысль, что автор мастер оригинальных идей и социальной направленности сюжетов, но никак не твердой фантастики. Малологично, неинтересно, я бы даже сказал — стандартно — как выпутаться из трудной ситуации, если автор на стороне героя с массой роялей в лунных расщелинах...

Оценка: 5
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хайнлайн попытался «поиграть» физическими свойствами звука, света... если честно, не очень впечатлило:

Оценка: 6
–  [  -2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Небольшой, простенький рассказ о поисках слепой пианистки. Интересная мысль о идентификации местоположения методом определения ноты.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх