fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Хребты безумия»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.20
Оценок:
2658
Моя оценка:
-

подробнее

Хребты безумия

At the Mountains of Madness

Другие названия: Хребты Безумия

Роман, год; цикл «Мифы Ктулху»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 193
Аннотация:

«Хребты безумия» написаны в документальной манере повествования, постепенно привыкая к которой, становишься свидетелем особой реальности описываемых событий. Полярная экспедиция сталкивается с запредельным ужасом древних веков. Лучшее кошмарно-прекрасно-завораживающее описание в творчестве Лавкрафта запечатлено именно в этом произведении. Это описание заброшенного ледяного города «древних», уводящего в недра земли.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Astounding Stories, April 1936», 1936 г.

— журнал «Astounding Stories, February 1936», 1936 г.

— журнал «Astounding Stories, March 1936», 1936 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— антологию «Strange Ports of Call», 1948 г.

— сборник «At the Mountains of Madness and Other Novels», 1964 г.

— антологию «Foundations of Fear», 1992 г.

— антологию «The Antarktos Cycle», 1999 г.

— антологию «Загадка Артура Гордона Пима», 2006 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.

— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.

— сборник «The Call of Cthulhu and Other Weird Tales», 2011 г.

— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.


Награды и премии:


лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2020 // Зарубежная книга года 1-й том (США; с иллюстрациями [art=12447]Франсуа Баранже[/art])

Экранизации:

«Хребты безумия» / «Le Montagne Della Follia» 2009, Италия, реж: Michele Botticelli

«Хребты безумия» / «At the Mountains of Madness» 2021, Великобритания, реж: Мэттью Купер



Похожие произведения:

 

 


Хребты безумия
1995 г.
Шепчущий во тьме
2000 г.
Тень из безвременья
2001 г.
Хребты Безумия
2001 г.
Скиталец тьмы
2004 г.
Хребты Безумия
2004 г.
По ту сторону сна
2005 г.
Тварь на пороге
2005 г.
Хребты Безумия
2005 г.
Загадка Артура Гордона Пима
2006 г.
Пробуждение Ктулху
2006 г.
Хребты безумия
2006 г.
Гипнос
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зов Ктулху
2008 г.
Зов Ктулху
2009 г.
Хребты безумия
2010 г.
Хребты Безумия
2010 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
Зов Ктулху
2012 г.
Хребты безумия
2012 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Хребты безумия
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Миры Артура Гордона Пима
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Хребты безумия
2018 г.
Хребты безумия
2018 г.
Миры Ктулху
2018 г.
Зов Ктулху
2019 г.
Хребты безумия. Том 1
2020 г.
Зов Ктулху
2020 г.
Хребты безумия
2020 г.
Хребты безумия. Том 2
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Зов Ктулху
2021 г.
Хребты безумия
2021 г.
Безымянный город
2021 г.
Хребты безумия
2021 г.
Хребты безумия
2021 г.
Хребты безумия
2022 г.
Заброшенный дом
2022 г.
География Лавкрафта
2022 г.
Мифы Ктулху. Самое полное собрание ужасов
2023 г.

Периодика:

Astounding Stories, February 1936
1936 г.
(английский)
Astounding Stories, March 1936
1936 г.
(английский)
Astounding Stories, April 1936
1936 г.
(английский)

Аудиокниги:

Хребты безумия. Герберт Уэст — воскреситель мертвых
2006 г.
Хребты Безумия
2008 г.
Сборник рассказов 2. Хребты Безумия
2013 г.
Хребты безумия и другие рассказы
2021 г.

Издания на иностранных языках:

The Most Horror Stories
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Strange Ports of Call
1948 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1964 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1968 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1974 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1985 г.
(английский)
At the Mountains of Madness and Other Novels
1986 г.
(английский)
Omnibus 1: At the Mountains of Madness
1987 г.
(английский)
W górach szaleństwa
1990 г.
(польский)
Foundations of Fear
1992 г.
(английский)
Les montagnes hallucinées suivi de Dans l'abîme du temps
1996 г.
(французский)
The Annotated H. P. Lovecraft
1997 г.
(английский)
The Antarktos Cycle
1999 г.
(английский)
H. P. Lovecraft: Tales
2005 г.
(английский)
The Antarktos Cycle
2006 г.
(английский)
The Whisperer in Darkness
2007 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Tales
2011 г.
(английский)
The New Annotated H. P. Lovecraft
2014 г.
(английский)
Зов Ктулху. Хребты безумия. Уникальная методика обучения языку В. Ратке
2018 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том ІІІ
2018 г.
(украинский)
At the Mountains of Madness
2018 г.
(английский)
At The Mountains of Madness
2019 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересное произведение, раскрывающее основы мира Лавкрафта.

Горы, снег, открытые пространства, где происходит некоторая часть событий, очень красива, что противоположно ужасу, скрытому внутри. Но этого лучше прикоснуться, узнать, через призму книги. Это моё любимое произведение Лавкрафта, которое постепенно заводит в глубину тьмы...Открыв глаза на суть местной метафизики, после которой понимаешь, насколько ужасы могут быть близки..

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говард Филлипс Лавкрафт по праву считается одним из основателей жанра ужасов. Его произведения, написанные без малого век назад, и по сей день волнуют умы читателей. Это ли не показатель истинного таланта автора? «Хребты Безумия» – мое не первое знакомство с автором. Уже прочитан сборник рассказов и повестей «Зов Ктулху». Признаться честно, далеко не все рассказы мне понравились, но хотелось бы отметить умение автора создавать бесподобную атмосферу давящей безысходности.

«Хребты безумия» – небольшой по объему роман с довольно простым сюжетом. Научная экспедиция прибывает в Антарктиду, где находит загадочный город древней цивилизации. Большая часть романа посвящена его описанию и исследованию. Город был построен инопланетной цивилизацией Старцев, упоминания о которой я встречал в других произведениях. Говард Лавкрафт очень умело строит свою единую вселенную: в «Хребтах Безумия масса отсылок к «Зову Ктулху», «Некрономикону» и прочим рассказам, что добавляет его миру глубины. Данный роман раскрывает многие тайны, занимающие умы читателей. Например, мы, наконец-то, узнаем кто такие Старцы, шогготы и Ми-Го. На страницах романа разворачивается история длиною в десятки миллионов лет.

Повествование ведётся от первого лица, как часто и бывает у Лавкрафта. По сути перед нами дневник одного из участников экспедиции, в котором он предостерегает людей от повторного путешествия к древнему городу. Подобная манера помогает в создании нужной атмосферы, позволяет проникнуть в мысли непосредственного участника событий. Честно признаться, меня описанные ужасы напугать так и не смогли, но вот само описание древней расы очень заинтересовало.

Лично для меня, это произведение ближе к научной фантастике, чем к хоррору. Я люблю жанр ужасов за глубокий психологизм персонажей, которого в «Хребтах безумия», к сожалению, нет. А вот научная составляющая порадовала куда больше. Только стоит учитывать, что развитие науки в 1936 году, когда был написан роман, сильно отличалось от нынешнего. Например, по мнению Лавкрафта, Старцы перемещались в космосе при помощи крыльев, что сейчас выглядит совершенно нереально. Да и существа, впадающие в анабиоз на 40 миллионов лет, на сегодняшний момент представляются сомнительными. Тем не менее Лавкрафту удалось весьма виртуозно показать контакт двух цивилизаций, которые попросту не способны на нормальные взаимоотношения по причине слишком больших физиологических и культурных различий.

Манера изложения автора показалась мне слегка нудноватой, но при этом яркой и образной. Все же малая проза у него сильнее. Сокращение романа до повести только пошло бы ему на пользу. При всем при этом, стоит признать, что описания, созданные автором, красивы в своем гротеске. Горы, найденные исследователями, выше Гималаев, а древний город простирается на сотни километров. Да и промежутки времени, описанные в романе, поистине титанические, недоступные для осмысления обычным человеком. Все это придает роману своеобразную эпичность, которая лично меня привлекает.

Итог: «Хребты безумия» – роман, обязательный к прочтению для тех, кто хочет лучше разобраться в творчестве Говарда Лавкрафта. Он идеально подходит для первого знакомства с писателем, т.к. в нём ярко проявляются самые выдающиеся его черты. Многие сравнивают Лавкрафта с нынешним Королем Ужасов Стивеном Кингом, что на мой взгляд не совсем верно. Кинг силен в первую очередь глубоким психологизмом своих персонажей, а мистическая составляющая является лишь антуражем, чтобы полнее раскрыть их характеры. Лавкрафт же умеет создавать запоминающиеся миры, которые пугают своей инородностью и чуждостью для всего человечества.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Против своей воли я начинаю писать эти богохульные и кощунственные строки. Уверен, что скептики и моралисты раздерут меня на кусочки, поэтому запру все двери на щеколду и задерну шторы. Итак, стараниями многолетних исследований, сопоставлений и расшифровок я пришел к ужасным и невероятным открытиям. Как нельзя лучше подходит к ним сия книга, однако она является лишь мелким пазлом в океане богохульных книг.

Я с содроганием сердца должен донести до людей, что ни одна художественная книга не может быть признана и даже написана, если в ней нет попрания норм, догматов и морали. Это может относиться к любой религии и Лавкрафт выграл вчистую- он вывел чудовище из воды( Ктулху) смотри Апокалипсис Иоанна Богослова. Он придумал звездоголовых , которые , конечно, Старцы, хотя к ним он и отнёсся не совсем антагонично, заверяя строками» что они остались верны до конца своей науке»( читай между строк Хребты Безумия) . Но Антарктида не похожа на Новый Иерусалим , не так ли? Шогготами являются падшие ангелы , а именно павшие херувимы, потому что у них много глаз. Также проследить можно и за последователем Лавкрафта Лином Картером- у него появляются монстры шантаки, что пародирует шайтанов.

Именно второй слой книги, несущий богомерзкие смысл, Лавкрафт зашифровал в этой повести. «Текели- ли» — слова, которые кричат шогготы, можно расшифровать как «белый» , этот цвет жутко пугал аборигенов в повести Эдгара По «Приключения Артура Гордона Пима».

И , последнее творение, Мгла над Инсмутом» жирный восклицательный знак, страха и « ума, полного смятения» , как читаем у Святых Отцов.

« Говорю вам тайну: не все мы умрем ,но изменимся» .

Лавкрафт решил описать это не по духу, а по букве.

Стук... Шаги в подъезде... Крики и выстрел в дверь! В мою дверь! Но остался ещё Йог- Сотот , явная породия на Отца и Сына в христианстве. Рука... Выстрел раздробил кисть...

Пишу левой. Пусть все знают!

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Хребты безумия» — одно из самых близких к жанру научной фантастики произведений Лавкрафта. Хотя, конечно, стоит учитывать, что это научная фантастика 30-х годов, а значит на сегодняшний день в нём нельзя не замечать некоторые наивные моменты.

Например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
герои производят вскрытие найденных в горах Антарктиды организмов, возраст которых они оценивают примерно в 40 миллионов лет; и оказывается, что они мало того, что хорошо сохранились, а ещё и могут оттаять и вполне себе воскреснуть. Или, например,
такой момент — окаменевшие деревянные оконные ставни в древнем городе. Конечно, на самом деле для того, чтобы дерево окаменело, не должно быть доступа воздуха, иначе бы оно давно разрушилось.

Герои узнают историю древнейшей цивилизации Старцев.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Нельзя не согласиться — это существа действительно оригинальные, особенно для фантастики того времени; настоящая негуманоидная цивилизация. Но, видимо Лавкрафт плохо представлял масштабы космоса, так как по его представлениям Старцы летали в космосе с помощью крыльев, без использования космических кораблей. (Вспоминается Клиффорд Саймак, который тоже часто описывал путешествия на другие планеты без использования техники, но с помощью телепортации.)

Зато масштабы всего остального у Лавкрафта, как и в других произведениях, по настоящему гротескны. Если неоткрытые горы в Антарктиде — то они выше Гималаев. Если древний город — то он простирается на сотни километров на поверхности и на необозримые глубины в подземелье. Если древняя цивилизация — то она существует аж с докембрия. Если пришельцы — то не из нашей вселенной, а из каких-то других.

В данном романе Лавкрафт собрал воедино многие моменты из предыдущих произведений в единую мифологию. Здесь мы узнаём кто такие Старцы и шогготы и прослеживаем их историю. А также — как они связаны с Ктулху и его собратьями (рассказ «Зов Ктулху») и с разумными крылатыми грибами Ми-Го с Юггота (рассказ «Шепчущий во тьме»). Не останется без упоминания и «Некрономикон» «безумного араба Абдула Альхазреда».

Если бы не нудная манера автора, могло бы быть намного интереснее.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

А хоррор, оказывается, может быть красивым...

Это произведение — даже не хоррор, наверное, а скорее полноценная НФ про по-Лемовски обречённый контакт двух непохожих культур, крепко сдобренный интересными наукообразными выкладками.

Строго рекомендовано к прочтению, если у Вас, О, Читатель, воображение отлично справляется с визуализацией текста. Таких пейзажей Вы не увидите больше нигде.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Назвать «Хребты безумия» литературой у меня язык не поворачивается, так как произведение без плана, смысла, правдоподобия, характеров и психологии писать нельзя. А тут… поначалу ещё есть интрига: очень подробно описана история нахождения инопланетного подземного города в Антарктиде. Но дальше начинаются какие-то галлюцинации, которые трудно даже пересказать. Мужики с фонариками считывают со стен бункера инопланетные комиксы и за какие-то часы познают историю эволюции и войн инопланетян разных фракций, живших на земле миллиарды лет назад. Эдакие «Последние и первые люди» высокоценимого Лавкрафтом Стэплдона (да-да, не удивляйтесь) но обращённые не в будущее, а в глубь веков. Собственно большая часть труда именно летопись мытарств разных видов инопланетян, описанных максимально неправдоподобно. Напоминает труды Блаватской, уж не знаю, читал ли ее гений. Финал раскрывать не буду, но вы и так догадаетесь — Лавкрафт заканчивает свои тексты однообразно. В целом это не аналог Стэплдона, а какие-то уж совсем антинаучные спекуляции (летающие с голой попой в открытом космосе существа это уж увольте)…Все же есть фантастика ,написанная по плану здравомыслящим профессиональным философом с колледжем и Оксфордом, а есть какие-то отвлеченные фантазии без вообще какого-либо смысла, кроме ощущения космического ужаса… Если Стэплдон космический ужас анализирует, проконсультировавшись с учеными, то Лавкрафт просто ужасается и все. В конечном итоге Лавкрафт плох и как философ. Оценивать не берусь, тк автор был не в себе, когда его писал, но к чтению скорее порекомендую — произведение примечательно сверхъестественными даже по меркам научной фантастики масштабами изображаемого.

Р.s. Написанная чуть ранее повесть Лавкрафта «За гранью Времён» в принципе про то же самое, но ещё более тяжелое по стилю произведение, хотя там влияние Стэплдона гораздо больше: бредовые фантазии излагаются хотя бы человеческим языком Википедии.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это лучшее из прочитанного у Лавкрафта. И очень хорошо, что это прочитано в последнюю очередь.

Вместе с отважными исследователями мы погружаемся в древнее прошлое Земли и все описанное чуждо человеку, непонятно, и до жути... интересно! Да, именно интересно, а не страшно. Безусловно в романе есть несколько пугающих и даже жутких моментов, но в этот раз они не вызывают отторжения, они как ни удивительно здесь вполне к месту. Роман в отличие од других произведений автора захватывает и держит в напряжение до самого конца. Ведь в этот раз главный монстр появляется в самом конце и он действительно способен напугать кого угодно!

И еще — название не оправдывает себя. Я так и не смогла увидеть ничего безумного в этих хребтах... Если только тот факт, что они очень высокие и лишены снега...

Очень хорошо, что я оставила этот роман напоследок, он здорово поднял автора в моих глазах. Но все равно думаю, что на данный момент мое знакомство с творчеством Лавкрафта окончено. Буду ли я еще что либо читать у него пока не знаю.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любители нудных утомительных разглагольствований про инопланетных пришельцев — вам сюда. В “Хребтах безумия” их в избытке.

В романе две части. В первой рассказчик в составе научной экспедиции прибыл в Антарктику. Часть учёных тут же отправились на разведку и к вечеру передали по радио, что обнаружили необычные горные хребты

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, а во льдах рядом с хребтами тела то ли животных, то ли растений, которые, похоже, лежат там со времён ещё до того, как на Земле возникла жизнь, чего быть не может, но вот доказательство. На следующее утро всех членов разведбригады нашли зверски убитыми, а размороженные тела древних существ — вмороженными обратно в лёд.
На этом первая часть кончается. Она своеобразная, всё-таки это Лавкрафт, но динамичная, немножко детективная, даже почти жуткая.

Вторая часть на того самого любителя утомительных разглагольствований. Как литературное произведение она мастдай, написана тягомотно, полна нестыковок и ляпов. Но именно из-за второй части “ХБ” культовый роман, и из-за таких вторых частей ГФЛ культовый писатель.

Вместо того чтобы сразу вернуться на базу, рассказчик с коллегой отправляются к Хребтам — любопытно же. Здравый смысл тут у Лавкрафта хромает даже хуже, чем в “Безымянном городе”:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
куча народу погибла при невыясненных обстоятельствах, но
герои, ничтоже сумняшеся, летят вдвоём (!) на легкомоторном самолёте (!!) в трескучий мороз (!!!) на безлюдном континенте (!!!!) без средств связи (!!!!!). Ну в самом деле, Карл.

Так начинаются семьдесят страниц нуднейшего (но очень интересного, если вы любитель) повествования о том, что Хребты — это город, построенный существами, прилетевшими на Землю из космоса

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
задолго до появления здесь жизни. Собственно, пришельцы=Старцы и создали на Земле углеродную жизнь
. Всё это Лавкрафт описывает невыносимо муторно, но гипотезы его относительно пришельцев оригинальны, теория в целом весьма любопытна, и излагает он её подробно и обстоятельно. Если читать не за красоту слога, а за смысл, то с удовольствием. Развязка
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— объяснение, кто учёных из первой части уконтрапупил —
будет почти неожиданная и для Лавкрафта на удивление кульминационная.

Отдельный бонус романа — образовательный. Лавкрафт сравнивает руины города Старцев с реальными археологическими достопримечательностями вроде руин Киша в Ираке и Мостовой гигантов в Ирландии, всё отличные поводы загуглить и расширить кругозор.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение, открывшее для меня Лавкрафта.

Если правда, что автор при жизни не был столь популярным, каким его сделало время и последователи, то могу предположить, что почитатели его творчества, своей структуризацией и обособлением внутри жанра, проявили интерес других читателей и подготовили оправдание их ожиданий. Объясню.

Это не первое, что я прочитал у Лавкрафта. Но первое после того, как немного изучил про что его книги, основные приемы и характерные черты.

Понимая, что нужно вникнуть в атмосферу произведения, понять величие вещей, которые он таковыми описывает и не ждать полного откровения, я прочитал данный роман и остался впечатлён.

Люди пишут про невозможность перелететь хребты, изучить быстро историю по барельефам и тому подобные дела, забывая, что в тексте ещё и монстры ненастоящие, почему бы тогда их в неточности не записать? А если серьезно, то эти вещи можно списать либо на помешательство персонажей, либо на допущения в угоду сюжета и создания атмосферы смещенного времени и космического вмешательства. Но вероятнее всего, это просто ошибки автора не влияющие значительно на восприятие истории.

Погружение в текст, возможность в нем оглядеться, интерес к дальнейшему чтению присутствуют, но, повторюсь, необходимо начальное представление и желание ознакомиться с данным трудом.

Допускаю, что остальные книги из условного цикла могут читаться с чувством вторичности подачи.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Про своё отношение к творчеству Говарда Лавкрафта я уже как-то писал в отзыве на «Морок над Инсмутом». Собственно, после этого отзыва я думал, что тему для себя закрыл. Но нет. Наткнулся недавно на шикарнейший двухтомник «Хребтов безумия» с иллюстрациями Франсуа Баранже и не смог не купить. Да и как тут пройти мимо, когда художник настолько точно уловил и передал происходящее на страницах книги, что даже мне, человеку, которого роман оставил равнодушным, захотелось двухтомник приобрести.

Но для начала пара слов о самих «Хребтах». Сюжет рассказывает о научной экспедиции в Антарктиду, в ходе которой учёные обнаружили останки древней цивилизации. Естественно, ничем хорошим для персонажей это не кончилось. А вот читатель получил одно из важнейших произведений для понимания лавкрафтианской мифологии, ведь учёные видят на древних барельефах много интересного. Ну и в довесок нам показывают как люди случайно пробуждают Старцев, сталкиваются с гигантскими монструозными пингвинами и бегают от шогготов.

Мне не сильно нравится роман, но отдаю ему должное – написан он атмосферно, да и любопытных моментов в нём немало. А иллюстрации Баранже усилили эти моменты в несколько раз. Снежные пейзажи, виды древнего города, сражения пришельцев, кошмарные пингвины – всё отлично визуализировано и пронизано давящей атмосферой. Книги даже в большей степени воспринимаются как артбук, нежели роман в двух томах.

В общем, покупкой доволен, как слон. Надо будет взять еще «Зов Ктулху» в таком же формате и дождаться «Ужаса Данвича».

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Внимание, написанная рецензия сугубо-индивидуальное мнение и впечатление, если книга вам не понравилась это не значит что она не понравится всем, да, многие могут считать «Хребты Безумия» откровенными бредом, но она мне вполне зашла. Искренне надеюсь на ваше понимание.

Повествование очень хорошое, образно и чувственно. Автор описывает ужасы Лейка настолько подробно, что это не фантастика и ужасы а реальный, более правдоподобный и исторический случай. Я восхищён стилем и словами, ничего лишнего нету (кроме подробностей). Круто было бы если бы сняли по этой книге фильм-хоррор. Описания хребтов безумия, их размер, идеальные выступы и кубы, пещеры и треугольники вызывают ряд глубоких чувств а приправа к блюде вроде слов «туманные воспоминания» или «древние ужасы» ещё сильнее усиливают эти поистине загадочные ассоциации. Линия сюжета обогащена всевозможными событиями, описаниями, деталями и самое главное – «воспоминаниями древнего ужаса».

В шоке от того, как Лавкрафт умудряется настолько подробно описывать странных архаических тварей, что можно составить отдельную анатомию по этим тварям, неясно животные они или растения (ведь как говорит Лейка, эти твари имеют структуру растений но кожа у них как у млекопитающих динозавров, мдаа уж).

Сильно будоражит ещё то, что некоторые контексты в начальных главах немного кажутся знакомыми, чем-то родным, ненавязчивыми.

Кстати, почему-то мне захотелось в Антарктиду...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хряпнем безумия с Говардом Филлипсовичем Лавкрафтом. На этот раз «маэстро ужасов» решил претвориться научным фантастом. Не исключаю, что его заставили. Невероятно меня раздражало огромное количество: притянутых за уши теорий, убеждений в необходимости внимания к деталям, чтобы почувствовать себя интеллектуалом и настолько впечатляющих отзывов, будто других книг поклонники Лавкрафта никогда не читали. Но, возможно, они действительно ничего больше и не читали. Сейчас из того периода ничего по большому счету и не переиздают. А то бы люди поняли причины кризиса американской фантастики 50-х и научились ценить настоящий писательский талант. Я читал «Отродье кометы» Отиса Клайна 1930 года и увидел сюжетные параллели с «Ночью живых мертвецов». Затем прочитал «Вампиров пустыни» 1929 года: рассказы совершенно про разное, но, при этом, абсолютно одинаковые. И действительно, что может быть интереснее плотоядных растений — только истории белогвардейца о том, как он выжил («Луатомвао», рассказ,«Вокруг света», № 14, 1929 год). Но вернемся к самой жуткой книге всех времен и народов.

Ничего страшного я в романе не увидел. Прежде всего по тому, что главным источником страха в таком сюжете должен быть — холод. Возможно Лавкрафт и любил Антарктику, но представлял он её гораздо хуже своей «Страны Снов». Не говоря о том, что закаленным уроженцам Новой Англии к морозу не привыкать, и про теплую одежду автор вспоминает только в конце. И сами ново-английские ученые вызывают оторопь, потому что оказываются страшнее английских: находят горы из доархейских сланцев; датируют всё подряд от 50 млн. лет до миллиарда — на глаз; бурят дно бывшего моря и находят пещеру, промытую грунтовыми водами под тропическим лесом, — а то, насколько они разбираются в оттенках вони, вообще уму не постижимо. Даже погода помогает героям, не сильно стараясь разрушать много миллион летние мегалиты, потому что ученые объявили местность ураганно опасной, но не способствующей ураганному ветру. Всё для того, чтобы читатель боялся. Ведь герои тоже боятся: всего, каждый день. К такому даже метод «от противного» не применить. Это не ужасы, не приключения и, тем более, не научная фантастика. Это исповедь труса. Труса, который всё это время хранил у себя доказательства, чтобы еще немножко побояться. И в конечном итоге запугать весь мир тем, как он боится. Единственное приличное место в романе — описание Старцев и их поведения. И то, я хочу узнать, откуда это списано. Потому, что когда Лавкрафт начинает свои описания — это графомания, написанная, чтобы что-то написать или не отставать от коллег по цеху. Ну серьезно, непостижимые для науки существа, пользующиеся ногами — как люди ногами, и руками — как люди руками. Использующие тягловых динозавров и лифты-птеродактили. Ведь техника им эмоционально неприятна. Старцы — настоящие пуритане? Не то что эти ваши Ми-Го с Ктулху. Замечательнейшие существа. И я не согласен с претензиями по поводу невозможности для ученых разгадать их историю по картинкам. Старцы же деградировали. Именно это заставило их воздвигнуть гигантские башни на месте своего разрушенного города, чтобы вести свои летописи на их стенах сверху-вниз. Их мастерство базировалось на математике, а деградировав, они её забыли. Как раз уровень библиотекаря Мискатоникского Института. Вообще, складывается ощущение, будто бы никто еще не проговорился, так как всё члены экспедиции, кроме научных сотрудников Института, были ассистентами-чернорабочими без должного младшего-среднего образования. Есть писатели сразу раскрывающие карты в начале и только в конце заставляющие читателя обратить внимание на эти обстоятельства. А Лавкрафт не таков. В своих масштабных произведениях он интригу раскрывает по несколько раз. И хоть основную завязку сюжета я знал — и не только из самой книги — но финал предугадать не смог. Повествование настолько скучное и раздражающее, что я суть происходящего просто забыл. Сколько произведений я у Лавкрафта уже прочитал, а это первое с самостоятельной художественной находкой. Похождения исследователей, которым каждый шаг страшно, но не настолько, чтобы забыть про свои исследования — ну очень интересно. Старцы на их фоне выглядят, как настоящие ученые. Хотя, что взять с деградировавших тварей: не догадались пустить кого-нибудь вперед себя, полезли на рожон, не побоялись вовремя. А эволюционировавшие обезьяны — то же, не догадались. Ведь были же у Старцев все шансы собрать огнемет и вести себя, как настоящие покорители Антарктики. Избитая отсылка к известному кино по мотивам? Не радуйтесь. Потом герои убегают от катящегося на них шара, как Индиана Джонс и сотни других приключенцев. И если уж зашла речь о неприятии развития, то не отсылка ли появление шоггота к «Прибытию поезда» братьев Люмьер? Поразительно страшно. Молчать о таком нужно долгие годы.

Одни говорят о невероятных эмоциях. Другие о том, что это литература для интеллектуалов. Лично мои эмоции закончились главе на третьей. Потому, что нормальный писатель-фантаст не станет забрасывать каждую страницу специальными терминами из уверенности в том, что найдется дотошный дурак. Интеллектуальным этот роман я тоже не назову. Лавкрафт опять просчитался со своей «философией»: Старцы прилетели на Землю, начали бороться за существования, проиграли, стали трепетать перед неизвестным Знанием и выродились; а люди появились на Земле, ученые Новой Англии уже в такой манере деградировали — куда дальше то?

Оценка: 2
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скажу честно ожидал большего. Как никак титульный роман большого сборника, должен был быть по моему мнению самым четким как по сюжету так и по ощущениям. Но в итоге мы имеем по сути научный роман. Написанный однозначно качественно. Но без какой то изюминки, с каждой страницей я ожидал, что вот сейчас будет схватка, месиво, битва людей и чудовищ, но увы. Лавкрафт, как это часто бывает оставил все в тайне.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй авторский сборник («Хребты Безумия») получился, на мой взгляд, настолько же плохим, как и первый («Иные боги»). Лишь три небольших рассказа я оценил выше среднего: «Храм», «В склепе» и «Холод». Остальное же просто невообразимая тягомотина, которая как нельзя «лучше» легла на осеннюю сонливость, заставляя буквально возненавидеть автора и его манеру изложения.

Возлагал определенные надежды на титульное произведение («Хребты безумия»), завершавшее сборник, но увы… Ужасное затянутое повествование, этот фирменный авторский репортажный стиль, без диалогов, тяжеловесный, лишенный всякого изящества и метафор язык, по несколько страниц утомительно описывающий то высоту горного хребта, то орнаменты на стенах. Надежда встретить что-то интересное и увлекательное разбилась о монолитные описания быта древней расы: автор буквально вываливает все это на читателя, не потрудившись органично «вплести» в ткань повествования. Это не говоря о пресловутом «невыразимо-неименуемом» и откровенно бредовых идеях (многое здесь говорилось, не буду повторяться). Читая, хочется зашвырнуть книгу в камин. Совершенно не понимаю людей, восторгающихся этим опусом, считающим его самым-самым что есть у автора.

В общем, если первый сборник привил неприязнь к «сновидческому» циклу Лавкрафта (спасибо «Кадату»), то второй отбил желание читать и «мифы Ктулху». Оставшиеся сборники наверное все же прочту, но очень не скоро, подобного мазохизма хватает надолго.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Истории Лавкрафта – это всегда что-то неповторимое и узнаваемое.

Лавкрафт может быть логичным и нелогичным одновременно. При этом легко закрыть глаза на некоторые нестыковки в его рассказах. Главное в историях Лавкрафта – атмосфера.

«Хребты безумия», пожалуй, квинтэссенция всего того, что свойственно его произведениям.

Арктическая экспедиция в неизведанный холод Антарктиды вызывает у читателя глухой, первобытный ужас. И, как это часто бывает в историях Лавкрафта, физиологическую неприязнь. Как и в других произведениях, «Хребты безумия» изобилуют такими эпитетами как омерзительный, мерзкий, отвратительный. При этом автор использует данные прилагательные в одном абзаце с такими как «прекрасный», «совершенный». И это лишь усиливает то эмоциональное давление, которое испытывает читатель при прочтении.

«Хребты безумия» преподнесены как научная статья, автором которой является один из участников экспедиции. Повествование от первого лица позволяет лучше всего передать атмосферу пережитого экспедицией ужаса. Однако именно то, что текст преподнесен, как научный очерк, на мой взгляд, сыграло с автором злую шутку. Наука не терпит небрежности. А в рассказе достаточно неправдоподобного.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Двое исследователей, несмотря на смертельную опасность, решаются на сомнительное путешествие на вершину гор, которые превышают все исследованные ранее? После того, как ученые успешно достигли древнего города, они сумели за несколько часов расшифровать письмена, принадлежащие древней расе, которая кардинально отлична от человеческой? После того, как Денфорту и ученому, ведущему повествование, пришлось спасаться бегством, старший ученый, являющийся дилетантом в части пилотирования, сумел в одиночку совершить сложнейший перелет?

Вышеперечисленное слишком вольное допущение для литературы двадцатого века, написанной в псевдонаучном стиле. Так не бывает.

Однако в некоторых линиях повествования автор удивительно логичен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То, что упадок культуры древнего города был связан не с изменениями в цивилизации Старцев, а с тем, что на их место пришли двойники-шогготы, очень изящный ход. Причем Лавкрафт подводит читателя к развязке постепенно. Нужно лишь внимательно читать рассказ.

Однако читать историю всё-таки следует. «Хребты безумия» — это рассказ, который лучше всего позволяет понять атмосферу историй о Ктулху и Старцах. Горы, которые рассказчик нарекает «Хребтами безумия», словно отделяют мир разумный от мира для человека невообразимого. Рассудок повествующего и его студента Денфорта оказывается на грани такого хребта, и кто знает, сделают ли люди следующий шаг к безумию или всё-таки отступят назад и сумеют справиться с пережитым ужасом?

Впрочем, Лавкрафт, как и в прочих своих историях, оставляет этот вопрос открытым.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх